VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Рассмотрение транспортного налога в России, а также социально-экономических предпосылок и последствий его реформирования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006557
Тема: Рассмотрение транспортного налога в России, а также социально-экономических предпосылок и последствий его реформирования
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были, есть и будут оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется, когда в условиях экономического кризиса, санкций, возможности государства оказывать воздействие на экономические процессы сужаются. В такие периоды именно налоги становятся реальными рычагами государственного регулирования экономики. Вместе с тем, государство только в том случае может реально использовать налоги через присуще им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе сформирована культура налогообложения, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установление государством правил взимания конкретных налогов.

Налоговые поступления являются главным источником формирования доходов бюджетной системы любого государства в целом и регионов в частности.

Расширение самостоятельности и ответственности субъектов Российской Федерации в социально-экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно поэтому часть налоговых платежей путем бюджетного регулирования распределяется между федеральным, региональными и местными бюджетами, а в структуре налоговой системы государства предусмотрены как федеральные, так и региональные и местные налоги.

Одним из региональных налогов в настоящее время является транспортный налог, поступления от которого используются на развитие дорожной инфраструктуры страны.

Целью работы является рассмотрение транспортного налога в России, а также социально-экономических предпосылок и последствий его реформирования.

Актуальность темы, выбранной для исследования, связана с тем, что в настоящее время транспортный налог в экономике России выполняет исключительно фискальную роль. При этом развитие дорожно-транспортных сетей страны фактически оставлено без целевого источника финансирования. Кроме того, транспортный налог имеет большое социальное значение, так как затрагивает финансовые интересы десятков миллионов граждан, являющихся собственниками автомобилей, доходы которых разнятся довольно значительно, от региона к региону.

Поскольку плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица,

платить его должны владельцы практически всех транспортных средств от автомобиля до

вертолета или яхты. Деятельность практически всех предприятий и организаций страны не

б



может обходится без транспорта, поэтому вопрос исчисления и уплаты транспортного налога касается почти всех.

В соответствии с поставленной целью, в задачи работы входит рассмотрение следующих вопросов:

общих теоретических основ имущественного налогообложения;

значения, роли, история и зарубежного опыта по взиманию транспортного налога;

основных элементов транспортного налога;

проблем начисления и уплаты транспортного налога в РФ;

перспектив и возможностей совершенствования механизма взимания транспортного налога в РФ

Объектом исследования являются экономические отношения государства и плательщиков транспортного налога.

Предметом исследования в работе является транспортный налог и возможность совершенствования механизма его взимания в РФ.

Работа представлена тремя главами. В первой главе работы на теоретическом уровне рассмотрены вопросы имущественного налогообложения, частью которого является транспортный налог, а также рассмотрены зарубежный опыт и история взимания транспортного налога в РФ, начиная с советских времен и по настоящее время.

Во второй главе работы рассмотрены основные элементы начисления и уплаты транспортного налога, рассмотрена роль транспортного налога в формировании регионального бюджета На примере Томской области проведен анализ динамики налоговой базы, плательщиков и сумм транспортного налога за 2006 - 2014 гг.

В третьей главе работы рассмотрены современные проблемы начисления и уплаты транспортного налога в РФ, а также предложены мероприятия по совершенствованию механизма взимания транспортного налога.

Информационной базой при написании работы выступали: нормативно-правовые акты, учебная литература, статьи в периодических печатных изданиях, статистические данные ФНС по РФ в целом и по Томской области, аналитические обзоры с информационносправочных порталов сети Интернет.

Теоретический материал в работе дополнен практическими примерами расчетов сумм платежей по транспортному налогу для юридических и физических лиц.

По результатам работы сформулированы выводы, представленные в заключительных ее положениях.

7



] Теоретические основы имущественного налогообложения

Экономическая сущность и виды имущественного налогообложения

В большинстве современных государств имущественные налоги являются общеобязательными налогами, которые уплачивают собственники имущества (как резиденты, так и иностранные юридические лица, подданные и лица без гражданства).

Во многих странах действует развитая система имущественного обложения, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13 % (Великобритания, .Япония, США), а на местном уровне - до 100 % (Великобритания).

Глубокое и всестороннее рассмотрение сущности имущественного налогообложения и налогов на имущество требует раскрытия содержания таких понятий как «налог», «имущество», «прямое налогообложение».

Налоги на имущество были одной из первых форм изъятия средств r виде обязательных платежей. Причин тому было несколько. Главная из них состояла в том, что в данный период времени имущество (движимое и недвижимое, в том числе и земля) было единственным объектом, который мог подвергнуться воздействию со стороны государства. Ведь неразвитость товарно-денежных отношений и превалирование товарообменных сделок приводило к тому, что таких экономических категорий как прибыль, добавленная стоимость не существовало. Отсутствие коллективного производства как постоянной производственной структуры делал возможным обложение только граждан и исключительно их реального имущества. При этом под имуществом понималось не только недвижимое имущество, но и скот, рабы, золото и т.п. В древневавилонском государстве, где впервые, еще в первой половине XIII века до н.э., взимание имущественных налогов было закреплено юридически (хотя тогда они носили характер податей), они представляли собой обязательные платежи с имущества и уплачивались в натуральной или денежной форме (золотом). Эти подати платили в царскую казну и казну местной знати. Размер подати, как правило, составлял 10 % всего имущества. Подати платили свободные землевладельцы и ремесленники. Таким образом, субъектом податей были физические лица, а объектами материальные объекты.

Данные налоги не утратили своего фискального и регулирующего значения и r

настоящее время, занимая важное место в большинстве налоговых систем развитых и

развивающихся стран. При этом важно отметить, что в современной экономической

8



терминологии нет единого определения понятия «имущество», «имущественные налоги», нет его и в правовых документах, призванных определять экономические взаимоотношения в области налогообложения.

Так, в соответствии с одним из определений, имущество - совокупность, юридических отношений личности (субъекта прав), могущая быть оцененной на деньги. Сюда входят: 1) вещи и недвижимость, инвентарь и т.п.; 2) обязательства: как в смысле требований, так и обязанностей, наличные и долговые имущества, права литературной, художественной и музыкальной собственности, права на изобретения и привилегии, права участия, сервитутные права, концессионные права, векселя, ценные бумаги, контракты и т.п.

Имущество - объекты окружающего мира, обладающие полезностью и находящиеся в чьей-либо собственности

Универсальная энциклопедия дает следующее определение:	имущество -

материальный объект гражданских прав, прежде всего, права собственности, а также совокупность имущественных прав (актив) или имущественных прав и обязанностей (актив и пассив), принадлежащих определенному лицу.

В экономическом словаре под имуществом также понимается вещь или совокупность вещей, например предмет купли-продажи, имущественного найма или поставки. Исходя из этих, достаточно сложных и разнообразных трактовок можно определить, что имущество тесно связано с такими понятиями как вещь и объект гражданского права.

В энциклопедии Брокгауза и Эфрона вещь рассматривается с двух позиций. Так с философских позиций - вещь в широком смысле - все, что имеет действительное и самостоятельное (физически или метафизически) существование. В узком смысле вещь есть предмет неодушевленный и пассивный, представляющий противоположность существу одушевленному и активному. С юридической точки зрения вещь - это всякий предмет, существующий как физическое тело доступный для человеческого обладания. А в русском законодательстве термину вещь соответствует «имущество» хотя закон иногда говорит и о вещах, разумея под ними движимости. В бытовом понимании вещь - это материальный предмет, используемый или потенциально пригодный для использования человеком.

Предметом экономических отношений является не вещь сама по себе, а отношения по поводу этой вещи. Прежде всего, отношения собственности, которые в свою очередь определяют отношения распределения обмена и потребления. Экономическая теория объединяет эти отношения в пучок прав (или доли прав) по использованию ресурса. Полный пучок прав состоит из 11 элементов:

право владения, то есть право исключительного физического контроля над благом;

9



право пользования, то есть право применения полезных свойств блага для себя;

право управления - право решать кто и как будет обеспечивать использование благ;

право на доход - право обладать результатами от использования благ;

право суверена - то есть право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

право на безопасность;

право на передачу благ в наследство;

право на бессрочность обладания благом;

запрет на пользование способом, наносящим вред внешней среде;

право на ответственность в виде взыскания блага в уплату долга;

право на остаточный характер, то есть право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных полномочий.

При этом право собственности понимается как санкционированные обществом (законом, традициями, обычаями, распоряжениями) поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с осуществлением благ, и касаются их использования.

Таким образом, имущество как вещь (ресурс) есть единство материального объекта и совокупности прав на него.

В настоящее время, базисом поведенческих отношений между людьми является закон, который регулирует (или должен регулировать) отношения между членами данного общества, связанные с правами на блага - имущество. Основным юридическим документом, регулирующим экономические отношения в российском государстве, является Гражданский Кодекс Российской Федерации.

ГК РФ не разделяет между собой понятие вещи и имущества, при этом не давая четкого определения ни вещи, ни имущества. Часть I ГК РФ дает лишь перечень вещей (имущества), которые относятся к категории недвижимого, включая в него земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей (то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения), а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Другой юридический документ, регулирующий непосредственно налоговые взаимоотношения в государстве. Налоговый кодекс РФ включает в состав объектов обложения имущество, поясняя при этом, что под имуществом в налоговом праве следует

10



подразумевать имущество, понимаемое в трактовке ГК, за исключением имущественных прав. Таким образом, НК РФ также не рассматривает термин «имущество».

Материальными объектами признаются вещи, в том числе электрическая, тепловая и иная энергия, газ, вода, деньги (валюта), ценные бумаги и финансовые инструменты срочных сделок Нематериальными объектами признаются права, в том числе на результаты интеллектуальной деятельности, иные объекты интеллектуальной собственности и другие личные неимущественные права.

Необходимо более четко определить понятие «имущество», а так же определить имущество как объект налогообложения.

Исходя из анализа различных определений имущества, под экономической категорией «имущество» следует понимать материальные ценности, созданные человеческим трудом для дальнейшего использования (потребления), имеющие стоимостную оценку, и принадлежащие на праве владения, пользования или НКРФ, п.1 ип 2ст. 38 распоряжения одному или нескольким субъектам (в том числе и государству). При этом не имеет значения, состоит ли имущество из совокупности материальных ценностей, либо это одна неделимая материальная ценность.

В отличие от этого определения под имуществом как объектом обложения имущественным налогом следует понимать материальную ценность, одновременно удовлетворяющую следующим характеристикам:

имеет стоимостную оценку;

используется человеком для дальнейшего потребления:

принадлежит на праве владения, пользования или распоряжения одному или нескольким субъектам (в том числе и государству), причем данные права зарегистрированы в установленной форме;

ее использование приносит или потенциально может приносить доход в течение периода времени более одного производственного цикла, если данное имущество связано с производством, либо долговременное использование которой не приводит к изменению характеристик данной материальной ценности, если данное имущество используется в непроизводственной сфере.

То есть в отличие от «имущества как экономической категории», «имущество как объект обложения имущественным налогом» может потенциально использоваться для получения дохода не только само по себе (то есть от его продажи - обмена), но и в качестве источника получения дохода непосредственно от его владения или использования. При этом

11



имущество также как и вещь может выступать в качестве товара - то есть имущества (в экономическом смысле), реализуемого, либо предназначенного для реализации.

Таким образом, в качестве объекта налогообложения имущество разбивается на имущество (в узком понимании) - как средство потенциального получения дохода в долговременном периоде времени и имущество - как реализуемый товар.

Если имущество используется как товар, то результаты от его продажи будут объектом обложения налогом на доходы (прибыль) или иными налогами, связанными с обложением дохода. Если же имущество является средством получения дохода или потенциально может служить таковым тогда данное имущество будет объектом обложения налогом на имущество.

Российское законодательство устанавливает налогообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Выделены были в порядке исключения автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом.

Налоги на средства передвижения возникли гораздо позже налогов на недвижимое имущество, поэтому механизм их взимания не отличается высокой степенью сложности.

Автомобилистам всего мира приходится платить за загрязнение воздуха, использование дорог и вообще саму возможность ездить на машине. Системы налогообложения везде отличаются, но расчеты тарифов в большинстве стран стараются сделать как можно более справедливыми и гибкими. В России, напротив, транспортный налог определяется по одному и не самому логичному параметру - мощности двигателя.

Рассмотрим особенности налогообложения автомобилистов за рубежом в следующем параграфе работы

Зарубежный опыт транспортного налогообложения

В любой стране автомобилист обязан ежегодно отдавать государству определенную сумму за право ездить на личной машине. Но если за рубежом транспортный (дорожный или экологический) налог рассчитывается, как правило, исходя из вреда, который автомобиль наносит окружающей среде, то в РФ его размер определяется мощностью мотора.

В настоящее время государств, в которых, подобно России, водители платят за количество лошадиных сил без учета их качества, в мире практически нет. Рассмотрим кратко основы взимания транспортного (дорожного, экологического) налога в различных странах.

12



США. Здесь транспортного налога как отдельного сбора нет: он включен в стоимость топлива (примерно 15 % от цены). То есть, чем выше расход бензина или солярки у машины, чем чаще она выезжает на дорогу и чем больше соответственно выбрасывает вредных веществ в атмосферу, тем больше в итоге заплатит ее хозяин. При этом владельцы электрокаров транспортный налог не платят. Примерно 60 % собранных таким образом средств направляется в федеральный дорожный фонд, а 40 % идут в дорожные фонды штатов. Важным моментом является то, что все деньги, собранные в виде подобных налоговых сборов, расходуются исключительно на строительство и ремонт автомагистралей.

Великобритания. Дорожный налог взимается с владельцев машин, работающих на бензине, дизельном топливе и природном газе. Собственники электрокаров, гибридных моделей, а также автомобилей с объемом мотора менее одного литра его не платят. Размер налога определяется государственным агентством DVLA (оно регистрирует автомобили и выдает водительские удостоверения) в зависимости от объема двигателя Четких ставок нет, поскольку в расчет берется также чистота выхлопа. Например, владелец автомобиля с 1,4литровым двигателем платит в год около 175 фунтов стерлингов, а за внедорожник с мотором 3,5 л сумма налога составит более 300 фунтов в год. Раз в год автовладелец получает из DVLA письмо с указанием размера налога. С этим письмом владельцу необходимо прийти на почту, внести указанную сумму и получить бумажный диск, подтверждающий уплату налога. Диск должен быть размещен на лобовом стекле, чтобы полицейские его видели.

Примерно 80 % от средств, собранных в виде дорожного налога, идет на финансирование дорожной отрасли. Оставшаяся часть - на различные экологические программы, связанные в основном с улучшением качества воздуха.

Во Франции действует двухступенчатая система налогообложения автомобилистов. При регистрации новой машины владелец платит единовременный налог в зависимости от объема и мощности двигателя. Например, за модель с 1,6-литровым мотором мощностью около 100 л.с. надо заплатить 200 - 250 евро, а за 300-сильную версию объемом более трех литров - около 1 100 евро. Собранные средства идут на финансирование дорожной отрасли.

Вторая ступень - ежегодный налог, исчисляемый в зависимости от того, сколько

граммов углекислого газа, согласно данным производителя, автомобиль выбрасывает в

атмосферу за 100 километров пробега. Ставки прогрессивные - чем «грязнее» выхлоп, тем

больше придется заплатить. При этом владельцы машин, которые на 100 километров

выбрасывают менее 200 граммов С02, от этого налога освобождены. Эти сборы идут на

финансирование программ по сохранению чистоты воздуха и почвы

13



Германия. При определении размера налога учитывается объем двигателя и чистота выхлопа. Независимо от года выпуска машины за каждые 100 кубических см объема следует уплатить 2 евро для бензиновых моторов и 9 евро - для дизельных. Кроме того, по 2 евро ежегодно автовладелец должен платить за каждый грамм углекислого газа, вырабатываемого его машиной, по данным производителя, на 100 км пробега. Этим сбором не облагаются хозяева экологичных моделей, вырабатывающих менее 120 г С02 на 100 км. При этом лимит снижается: в следующем году планку норматив составит до 110 грамм, а через два года - до 95. Полностью от уплаты транспортного налога освобождены владельцы электрокаров, но только в течение пяти лет с момента их покупки.

В Японии при покупке новой машины необходимо заплатить налог в размере примерно 5 % от ее стоимости. Следующий платеж - при постановке автомобиля на учет. Сумма рассчитывается, исходя из объема двигателя и массы автомобиля. Вилка налогообложения значительная: за небольшую малолитражку начислят около 5 000 иен ($ 54), а, например, за кроссовер - 50 000 - 60 000 иен. Впоследствии такая же сумма взимается с автовладельца ежегодно. Собственникам электромобилей и гибридных моделей налог начисляется со скидкой 20 %. Никаких льгот для раритетных моделей, стоящих на учете, не предусмотрено.

В отличие от многих других стран в Японии средства от дорожного налога направляются не на строительство трасс или экологические программы, а на развитие перспективных разработок в автопроме.

Китай. По аналогии с США транспортный налог включен в стоимость топлива (около

% от цены). Кроме того, при покупке нового автомобиля, выпущенного в КНР, владелец платит 10 % от его стоимости. Для моделей иностранного производства ставка выше - 40 %. Налоговые сборы с автомобилистов перечисляются на развитие дорожной инфраструктуры.

В Дании власти пытаются поддерживать экологичные виды транспорта (велосипеды, мопеды), поэтому при регистрации автомобиля с водителя взимается 105 % стоимости машины. Если же машина стоит больше 34 тысяч евро, то хозяину придется отдать государству 180 % ее цены. При этом в Дании большим акцизом облагается и бензин - то есть водители платят налог дважды: при регистрации и при использовании машины. При этом и сами автомобили в этой стране дороже, чем в других государствах Европы из-за высокого налога на импортные товары.

Очень высокие ставки налогов в этой стране действуют на все, а не только на

автомобили: на доход, недвижимость, дарение, наследование. Но все собранные налоги (а

это 50 % ВВП страны) Дания тратит на финансирование социальной сферы - пенсии,

14



медицину, образование. Получается, что налогоплательщик получает от государства бесплатно ровно столько, сколько отдает налогов.

Наряду с названными странами «экологический компонент» включен в налоговые сборы в таких странах Европы как Бельгия, Финляндия, Португалия, Нидерланды, Испания

В Израиле с лета 2010 года все автомобили условно поделены на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» машин платят в казну 92 % стоимости машины. Минимальный же налог - 10 % от цены - должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибриды израильские власти взимают в виде налогов 30 %. В среднем же водители платят государству около 70 % стоимости автомобиля.

В Австралии налоговые ставки почти не различаются, все граждане платят одинаково: 10 % от цены легкового автомобиля и 5 % от грузовика. Но владельцам дорогих автомобилей приходится доплачивать еще и «за роскошь» - 33 % от стоимости машины. Шикарными в Австралии считают все автомобили дороже 57 000 долларов. Этой системой недовольны и жители, и продавцы автомобилей Последние ссылаются на то, что люкс-автомобили используют более современные технологии и меньше загрязняют окружающую среду, чем дешевые устаревшие машины.

Таким образом, в настоящее время России далеко не самый высокий уровень транспортного налога. При этом в рассмотренных странах доходы у людей несоизмеримо выше, чем в России. В настоящее время многим россиянам трудно платить налог больше 1 000 рублей в год. При этом в России немало мест, куда не добраться общественным транспортом. И, главное, в указанных странах поступления от транспортного налога, в основном, тратятся на содержание дорог. В России же качество дорог не зависит от того, сколько налогоплательщики платят налогов.

Таким образом, на сегодня ни возраст, ни чистота выхлопа, ни другие параметры автомобиля в России не учитываются. И абсолютно неважно, что за машина у налогоплательщика - бензиновый спорткар или электромобиль, который вообще не загрязняет воздух. Платить необходимо только за мощность. Поэтому владелец старого, не отвечающего никаким нормам автомобиля, ежегодно перечисляет государству меньше, чем обладатель мощного современного автомобиля, но соответствующего экологическим нормам «Евро-6».

Дискуссии о введении экологического налога ведутся в России уже несколько лет, но пока изменения в налоговое законодательство так и не внесены.

Налогообложение транспорта имеет свои исторические корни и берет начало от

налогообложения имущества граждан как материально-овеществленного дохода.

15



Рассмотрим историю взимания транспортного налога в России и за рубежом в следующем параграфе работы.

История развития транспортного налога в России

С момента возникновения государства перед обществом встал важнейший вопрос поиска источников формирования государственной казны.

Методы изъятия доходов государства на его функционирование изменялись от натуральных сборов до денежных платежей, регулярно, принудительно, индивидуально - безвозмездно взимаемых в прямой либо косвенной форме, получивших название налогов и воплотивших в себе, по словам английского философа Френсиса Бэкона «экономически выраженное существование государства». Первые упоминания о возникновении косвенного обложения в виде различных пошлин относятся к более позднему периоду - концу X в., когда основным косвенным налогом была дорожная пошлина, взимавшаяся за проезд, провоз груза, прогон скота по дорогам, мостам и переправам.

Со времен возникновения советского государства налоги имели важное значение для финансирования дорожного хозяйства России. Проведем краткий исторический экскурс налогообложения транспорта в нашей стране - от СССР до современной России.

20-е годы XX века. В то время автопарк был достаточно невелик, и основную его долю составляли лошади, конные экипажи, велосипеды и само движущиеся повозки. Тем не менее, постановление ВЦИК «О волостном бюджете» от 1924 года уже содержит в разделе «Доходные источники» пункт «Налог с транспортных средств».

Постановление об утверждении Положения о местных финансах РСФСР от 1926 года подтверждает, что в волостные и соответствующие им бюджеты обращаются, в том числе, и доходы от таких налогов. При этом в постановлении подробно указывается, какие транспортные средства подлежат налогообложению: выездные и рабочие лошади (кроме тех, что не достигли рабочего возраста), самодвижущиеся экипажи, моторные лодки, яхты, велосипеды, лодки, ялики и паромы.

Не менее четко в документе были указаны и категории, освобождаемые от налогов, -

транспортные средства, принадлежащие почтовым, пожарным, спасательным службам (в том

числе яхты и моторные лодки «Общества спасения на водах»), которые при этом не должны

были «преследовать целей коммерческого характера», то есть могли использоваться

исключительно по назначению; те же условия были справедливы и для транспортных

средств, принадлежащим санитарно-лечебным заведениям, санаториям, домам отдыха и

16



инвалидным учреждениям. Ставки налога, устанавливаемые соответствующим исполнительным комитетом, объявлялись не позднее чем за один месяц до срока, назначенного для платежа налога.

1925 год. Декрет СНК РСФСР утверждает список городов, для которых повышаются предельные ставки надбавок к государственным налогам и сборам (в том числе, конечно, и транспортным): Москва, Ленинград, Ростов на Дону и Владивосток.

40-е - 50-е годы. К этому времени автопарк расширился, пополнившись автомобилями и мотоциклами. Пошлины к тому времени стали более единообразными и стандартизированными и прописывались непосредственно в высших документах, а не отдавались на откуп органам управления на местах.

Так, например, Указ Президиума ВС СССР от 1942 года «О местных налогах и сборах» содержит вполне конкретные ставки, приведенные в таблице 1. При этом ставки дифференцировались в зависимости от размера населенных пунктов: жители крупных центров и столиц союзных республик платили значительно больше, жители рабочих поселков - в 2 - 4 раза меньше.

Таблица 1 - Ставки транспортного налога в 40 - 50-х годах XX века в СССР

Наименование объектов обложения

Столицы союзных республик и краевые (областные) центры по перечню, установленному СНК союзной республики

Прочие краевые (областные) центры

Прочие города, дачные и курортные поселки

Рабочие

поселки

1. Автомобили и моторные лодки с каждой силы

25 руб.

20 руб.

15 руб.

10 руб.

2. Мотоциклы с каждой силы

15 руб.

10 руб.

7 руб.

5 руб

3. Велосипеды

15 руб.

10 руб.

7 руб.

5 руб.

4. Лодки и ялики:









а) используемые в виде промысла для перевозки людей

50 руб

40 руб

30 руб.

20 руб.

б) в остальных случаях

15 руб.

10 руб.

7 руб.

5 руб.

5. Паромы, грузовые лодки и яхты

100 руб.

75 руб.

50 руб.

25 руб.

6. Лошади

250 руб.

200 руб.

150 руб.

100 руб.

7. Животные (кроме лошадей), используемые в извозном промысле

100 руб.

75 руб.

50 руб

25 руб.

Для автомобилей, моторных лодок, мотоциклов и лошадей, приобретенных во втором

полугодии, налог справедливо делился пополам. От уплаты налогов освобождались, в том

числе, старатели золотой и платиновой промышленности, старатели предприятий по добыче

и переработке олова и других редких металлов и иностранные граждане, состоящие членами

иностранных автомобильных обществ, приехавшие не более чем на год, причем эта льгота

17



распространялась на граждан лишь тех государств, в которых соответствующая льгота была предоставлена советским гражданам

1945 год. Постановление Совнаркома РСФСР устанавливает перечень городов, «в которых сбор с владельцев транспортных средств взимается по высшим ставкам». В дальнейшем этот перечень расширяется и дополняется. Так, в 1952 году особым постановлением в него включен Ленинград, а в 1973 ив 1981 годах - еще несколько крупных городов, таким образом, их общее количество доводится до 72. Как видно, дифференцированный подход к жителям разных регионов появился давно, что логично (в столице и крупных городах жить всегда было доходнее).

1959 год. Указ Президиума ВС СССР отменяет транспортный налог для владельцев велосипедов

1981 год. К этому времени технический прогресс вытеснил из списка налогоплательщиков не только велосипедистов, но и владельцев лошадей и прочих ездовых животных. Схема расчета налогов была значительно упрощена: такса на все транспортные средства рассчитывалась, исходя исключительно из их мощности.

Таблица 2 - Ставки транспортного налога в первой половине 80-х годов в СССР

Наименование объектов обложения

Столицы союзных республик и краевые (областные) центры по перечню, установленному СНК союзной республики

Прочие краевые (областные) центры

Прочие города, дачные и курортные поселки

Рабочие

поселки

Автомобиль, мотосани и моторные лодки (катера, яхты) в зависимости от мошности мотора









с каждой лошадиной силы

25 коп.

20 коп.

15 коп.

10 коп.

либо с каждого киловатта мошности

34 коп.

27,2 коп.

20,4 коп.

13,6 коп.

Мотоциклы в зависимости от мошности мотора:









с каждой лошадиной силы

15 коп.

10 коп.

7 коп.

5 коп.

либо с каждого киловатта мошности

20,4 коп.

13,6 коп.

9,5 коп.

6,8 коп.

От налога были освобождены, в том числе, Герои Советского Союза, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, и инвалиды Великой Отечественной войны.

1988 год. Список объектов налогообложения расширяется, включая в себя грузовики и мотороллеры, а также «другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу», но при этом сохраняет простую и прозрачную схему расчета, опирающуюся на мощность. Ставки выросли вдвое: 50 копеек с лошадиной силы для автомобилей, 30 копеек для мотоциклов и

18



мотороллеров. Грузовые автомобили с «другими самоходными машинами» требовали уплаты уже одного рубля с одной лошадиной силы.

1991 год. Принят Закон о дорожных фондах в Российской Федерации, в котором впервые были дифференцированы ставки транспортного налога в зависимости от мощности, причем как для легковых, так и для грузовых автомобилей - таблица 3.

Таблица 3 - Ставки транспортного налога в соответствии с Законом «О дорожных фондах в РФ»

Вид транспортного средства

Размер годового налога

Автомобили легковые с мощностью двигателя



до 100 л. с. (до 73.55 кВт) включительно

50 коп.

свыше 100 л с. (свыше 73.55 кВт)

1 руб.30 коп.

Мотоциклы и мотороллеры

30 коп

Автобусы

2 руб.

Грузовые автомобили и тракторы с мощностью двигателя



до 100 л.с. (до 73.55 кВт) включительно

2 руб.

свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73.55 до 110.33 кВт)

4 руб.

свыше 150 до 200 л.с. (свыше 110.33 до 147.1 кВт)

4 руб. 80 коп.

Другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов)

2 руб.

2001 год Федеральный дорожный фонд Российской Федерации упразднен. Новый федеральный закон о налоговых ставках резко поднял их уровень. Налог на автомобили мощностью до 100 л.с. вырос до 5 рублей, а свыше 100 л.с. (свыше 250 л.с.) до 30 рублей Достаточно сравнить эти данные с цифрами таблицы 3, чтобы оценить масштаб изменений.

При этом в сравнении нельзя учитывать исключительно числовые значения налога, следует помнить о динамике изменения средней заработной платы, покупательской способности населения, инфляции и других финансовых и экономических факторах. В общем, стоимость денег за 10 лет изменилась, и налоги поднялись вслед за ней.

С 2002 года в законодательных актах появилась формулировка «транспортный налог», до этого именовавшийся как «налог с владельцев транспортных средств».

Помимо установления новых ставок, которые стали называться «базовыми», законодательство предусматривало возможность их пятикратного увеличения или уменьшения, оставляя ее на усмотрение органов местного управления субъектов Российской Федерации.

Получив возможность регулировать ставки налога до пяти раз, региональные власти

не преминули ею воспользоваться, и размеры налога стали значительно разниться от области

к области. Так, например, столичные власти полностью освободили от обязанности платить

транспортный налог владельцев автомобилей мощностью ниже 70 л.с., мотивируя это тем,

что объем этих налоговых поступлений почти не играл роли в формировании московского

19



бюджета. В регионах же ситуация отличалась от столичной, и даже в Подмосковье и Санкт- Петербурге автовладельцы маломощных автомобилей уплачивают налог.

год. Транспортным налогом стали облагаться владельцы реактивных самолетов: в федеральный закон, устанавливающий размеры транспортного налога, была внесена фраза «Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от тяги реактивного двигателя, в расчете на один килограмм силы тяги реактивного двигателя». Базовая ставка на транспортные средства, оснащенные реактивными двигателями, была установлена в разме.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.