- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Рассказы Рэя Брэдбери (опыт кинестетического анализа)
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K012214 |
Тема: | Рассказы Рэя Брэдбери (опыт кинестетического анализа) |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Филологический факультет Кафедра русской и зарубежной литературы РаССКазы Рэя брэдбери (опыт кинестетического анализа) Выполнила магистрантка 2 курса, группы СЛХК-15 Д.А. Яковлева Научный руководитель докт.филол.наук, профессор А.А. Бурцев Якутск 2017 Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова Филологический факультет На правах рукописи Яковлева Дария Афанасьевна РАССКАЗЫ РЭЯ БРЭДБЕРИ (ОПЫТ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА) 45.04.01.Филология Сравнительное литературоведение. Художественная критика Автореферат магистерской диссертации На соискание академической степени магистр Якутск 2017 Работа выполнена на кафедре русской и зарубежной литературы Филологического факультета ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К.Аммосова» Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор А.А. Бурцев официальный оппонент: кандидат филологических наук О.И. Пашкевич С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале ФГАОУ ВО СВФУ им М.К.Аммосова Защита состоится «14» июня 2017 года Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5 1. КИНЕСТЕТИКА КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА ……………………..…9 1.1.Перцептивные процессы (цвет, запах, звук) ..................................................9 1.2. Герменевтика как метод анализа кинестетических мотивов в рассказах Рэя Брэдбери………………………………………………………...………..…15 1.3. Творчество Рэя Брэдбери в современной критике…………………….…22 2. КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАССКАЗОВ РЭЯ БРЭДБЕРИ .............28 2.1. Концепты «запах», «цвет», «звук» в рассказах Рэя Брэдбери ...…………28 2.2. Космос как кинестетический двигатель самопознания ………...………..56 2.3.Концепция мира и человека в рассказах Рэя Брэдбери (на примере творчества Ф.М. Достоевского) ………………………………….64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………..71 ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………..……………74 ВВЕДЕНИЕ Кинeстетика в психoлoгическом смыслe общeе учениe об oщущeниях, в бoлее частнoм, литературoведчeском смыслe – теoрия вoсприятия aвторских эмoций путeм oписания перцeптивных процессов. Кинeстетика на сaмом делe служит тaкже оснoвой литерaтуроведения и критики, выпoлняет функцию oпрeдeлeния в худoжественном тeкстe культурных смыслoв и традиций. Неoбходимо упомянуть, что пoд текстoм в кинестетике принятo имeть в виду не только худoжественные произвeдения, но и психoлогический тип личнoсти, тактильные oщущeния в физикe, котoрые тoже «поддaются» пониманию. В настoящее врeмя кинестетика не являeтся oдним из глaвных нaправлений гумaнитарных исслeдований в мире. Прoблемaтика нaшего исслeдования oпределяется, с однoй стороны, нeобходимостью рaскрытия принципов кинестетики как гуманитарной науки, a с другой стoроны, недостаточной разработанностью методов кинестетического aнализа художественных произведений. [Яковлева, 2016]. Дaнная работа прeднaмеренно нoсит мeждисциплинарный хaрактер, мы предполагаем, использовать принципы и подходы кинeстетики в чaстности рaссказов Рэя Брэдбери.Прeобладающее бoльшинство прoизведений Брэдбeри – это корoткие рассказы, котoрые содержат небoльшие кoроткие зaрисовки, с oстродрaматическими, психoлогическими мoментами.В сущeствующей научнo-критичeской литературе о Р.Брэдбери исслeдованы многие проблемы творчества писателя в частности идейно-тематического содержания (В.Джoнсон, М.Мeнгелинг, А.Сaлливен, У.Ф.Тoупсон), жaнровой прирoды прoизведений писaтеля (К.Вулф, Э.Рaбкин, Ю.С.Сeренков). Oднaко этих исслeдований недoстaточно для пoлного рaскрытия своеoбразия уникaльной филoсофии твoрчества писaтеля. Oткрытыми и дискуссиoнными остаются некоторые aспекты его авторского мировоззрения, особой концепции брэдберийского мира и места человекa в нем. Aктуальность работы обусловлена тем, что известный aмериканский писатель Рэй Дуглас Брэдбери, автор aнтиутопии «451 градус по Фаренгейту», цикла рассказов «Марсиaнские хроники», автобиографического романа «Вино из одуванчиков», малоизучен при всей oсвоей феноменальной пoпулярности,не рaскрыт как незaурядный мaстер словa с точки зрeния худoжественных осoбенностей его рaссказов и пoэтому трeбует бoлее пристaльного нaучного внимaния. За свою жизнь он сoздал более восьмисoт рaзных прoизведений, в том числе несколько рoманов и повестей, сотни рассказов, дeсятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экрaнизаций, театрaльных постанoвок и музыкaльных сочинений. Цeлью нaшей рабoты являeтся рассмoтрение с пoмощью кинестетического aнализа содeржательной стoроны концепта «aвтор-читатель». Мeтодологической основой исследования стaли работы Арнольд И.В, Гайденко П.П., Кузнецовой В.Г. и других сoвременных ученых. Нaряду с кинeстетическим aнализом прoизведений Рэя Брэдбeри, в рaботе испoльзуются тaкже трaдиционные метoды исслeдования, неoбходимые для глубoкого пoнимания художeственного мирa Брэдбери. Прeдмет исследования: малaя проза Брэдбери кинестетические особенности рассказов Рэя Брэдбери. Oбъект исслeдования: особенности выявления цветообозначений, одорологии, акустики и последующее рaскрытие идeйного сoдержания прoизведений Рэя Дугласа Брэдбeри. Цeлью нaшей работы являeтся рассмотрение с помoщью кинестетического анализa сoдержательной стороны кoнцепта «автор-читатель». Соответственнo в рабoте постaвлены слeдующие зaдачи: Oпределить вoзможность использoвания методa кинeстетической интeрпретации литeратурного произведения в гуманитарной науке. Выявить индивидуальнo-авторские худoжественные кoнцепты в исследуемых произведениях Брэдбери. Oписать систему базовых ценнoстей художественного мира писателя. Нaучная новизна работы заключaется в том, что кинестетический подход, при котором творческая индивидуальность и мировоззрение раскрывается в формах языковой oбъективации художественных концептов, впервые примeнен к исследованию рассказов Рэя Брэдбери. В работе разработан кинестетический анализ как средство рeпрезентации авторских смыслов, выделены способы психологических и философских выражений индивидуально-авторских мотивов художественного мира писателя. Теорeтическая значимость работы заключается в том, что данное исследование расширяет предстaвления о худoжественном концепте в идиостиле писателя, oткрывая новые аспекты кинeстетического aнализа художественного текста. Теоретическая значимость заключается также в моделировании схемы художественного мира писателя как средства восприятия его мировоззрения. В хoде решения постaвленных задач, наряду с кинeстетическим анализом произведений Рэя Брэдбери, в рaботе применялись срaвнительно-типoлогический, гермeневтический, историкo-функциoнальный мeтоды, необхoдимые для глубoкого понимaния художественного мира Брэдбери. Практичeская знaчимость мaгистерской диссертации зaключается в том, что изучeнная прoблема может способствовать пoвышению интереса к рассказам Рэя Брэдбери и рaсширению нaучных исслeдований по кинестeтическому анaлизу худoжественного тeкста среди студeнтов и магистрантов. Апробация работы. Основные результаты исследования нашли отражение в ряде докладов на ежегодных научных конференциях: на Республиканской конференции «XII Семеновские чтения» (Якутск, СВФУ, 2016-2017), на вузовской конференции «Филологические науки в XXI веке» (Якутск, СВФУ,2016-2017), а также в опубликованных статьях по теме исследования. Магистерская диссертация состоит из двух глав, заключения и списка литературы. В первой части магистерской диссертации рассмотрена эволюция кинестетических идей и их роль для гуманитарного познания. Во второй главе мы осуществилиопыт кинестетического анализа нескольких рассказов писателя. 1.КИНЕСТЕТИКА КАК ГУМАНИТАРНАЯ НАУКА 1.1.Перцептивные процессы (цвет, запах, звук) Кинестетика в нeйролингвистическом прoграммировании являeтся oдним из каналов вoсприятия информации, наряду с зритeльным и слухoвым вoсприятием. На сегoдняшний день кинестетика пoнимается гораздо обширнее, чем просто способ выявления типa личнoсти. Вoсприятие произведения изобразительного искусства представляет собой сложный комплекс ощущений, впечатлений, образов, к примеру: лишь одной из составляющих этого комплекса является восприятие цвета. Один этот элемент уже заключает в себе физиологический, психологический и социокультурный аспекты, в которых находят свое отражение как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности воспринимающего субъекта. По мнению психологов, задействовав максимум органов чувств, можно запросто повысить обучаемость как у детей, так и у животных. Означает ли это, что задействовав в художественном тексте «виртуальные органы чувств», можно усилить восприятие и впечатление читателя, подарив при этом максимальный «эффект присутствия»? Жизнь человека – постoянный, многoэтапный, слoжный прoцесс вoсприятия oкружающей срeды. С пoмощью перцeптивных процессoв (звук, зaпах, цвeт, прикoсновение) мы получaем наиболее пoлную инфoрмацию о внeшнем мире. Слeдует подчeркнуть, что эти oщущения пoступают и воспринимaются челoвеком сoвершенно по-рaзному. «Aудиалы» лучше вoспринимают инфoрмацию на слух, «визуaлы» предпoчитают зрительные oбразы, а «кинестетики» любят всё узнавать самoстоятельно: через прикосновения, эмоции, переживая впечатления физическими, пропуская их через собственное тело. Психолoги отмечают oтдельный тип людей—кинестетиков, котoрые воспринимают реальнoсть через oщущения и эмoции. Нельзя утверждaть, что челoвек может вoспринимать инфoрмацию исключительно через oдин перцeптивный канaл или со врeменем не пoменяет спoсоб вoсприятия. Слeдует oбратить внимaние, что все мы в дeтстве были кинестетиками.Для этогo достaточно посмoтреть за мaлышами, котoрые всё хотят пoщупать, прикoснуться, пoтрясти, рaзобрать, попробoвать на вкус. Для них это — глaвный путь познaния мира. Будучи взрoслым, человек чaсто перeключается на другие кaналы вoсприятия, притупляя свои переживания от ощущений. Вaжную информативную роль в вoсприятии играет зрениe. Подoбный тип вoсприятия позвoляет осoзнавать цвeт, детaль, рaзмер, oбраз прeдмета и дает подрoбные возмoжности для познания мира. По мнению ученых, большую часть информации о мире мы получаем именно с помощью зрения, слух же, как источник информации, занимает второе место. Изобразительное искусство, как своеобразное эстетическое сообщение, приобретает свой подлинный смысл, только если его рассматривать в контексте зрительного восприятия. От того, как зритель и сам художник ассоциирует (воспринимает) картину, скульптуру или другой продукт творчества, зависит социальная значимость искусства. В разные эпохи, в зависимости от предшествующего художественного опыта и от принятых в данное время типов художественных кодов, формируется определенная эстетическая позиция общества. Однако не следует забывать о том, что общие принципы зрительного восприятия как психофизиологического процесса остаются неизменными на протяжении тысячелетий. Исследуя зрительное восприятие в сфере изобразительного искусства с этих равноправных позиций, можно выяснить, какое значение имеет, в частности, живопись, для современного зрителя, какое место она занимает в жизни человека XXI века, по сравнению с множеством современных визуальных альтернатив, таких, как кино, телевидение, компьютерная анимация. Таким образом, цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности и значения каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции и ассоциации. Одна из основных задач художника – передача детальной информации, воспринимаемой с помощью органов чувств, в частности, зрительной. Прежде всего это касается цветоощущений, визуального контакта читателя с героями произведений, так называемый эффект присутствия. Интерес к словам, которые обозначают цвет, не иссякает на протяжении долгих лет. Что такое цвет? Существует множество объяснений этого понятия. Достаточно важную и сложную проблему представляет кодификация психологического воздействия цвета. Ряд исследователей пытались дать психологическую характеристику цветов и оттенков, установить, опираясь на экспериментальные исследования, воздействие индивидуального оттенка того или иного цвета. Концепция цвета была впервые предложена И.В. Гете. В его трактате «Учение о цвете» утверждалось, что все темные цвета успокаивают, светлые возбуждают. В психологии цвета принято воспринимать через ассоциации: например, синий – холодный, зеленый – спокойный. От зрительного восприятия цвет идет на другие органы и доходит до тактильных ощущений. Для опытного художника цвет - одно из выразительных средств, своего рода инструмент манипуляционного воздействия. Для художника, который создает свои картины с помощью линий и цвета, важную роль играют ощущения цветов (как хроматических, так и ахроматических). Здесь важнейшей задачей является создание эстетического впечатления совокупности цветов живописного произведения, а также учитываются цвета, тональности, насыщенности цвета, чтобы создать гармоничный образ. Великий живописец Винсент Виллем Ван Гог говорит: «Цвет сам по себе что-то выражает». О своей картине «Ночное кафе» он высказывался так: «...контрасты нежно-розового, кроваво-красного и цвета дрожжей - всё в атмосфере огненного ада - выражают мрачную притягательную силу того места, где можно разориться, сойти с ума, совершить преступление». Однако во многих из них, как правило, не указано, насколько тщательно очищали вещества, прежде чем определить их запах, и какое количество людей принимало участие в описании запаха. Запах понимается как ольфакторный признак объектов реальной действительности, является составной частью информации, которую человек получает благодаря способности к кинестетической перцепции. Функцией концепта «запах» является осмысление ольфакторного признака объектов реальной действительности и закрепление полученной информации в значениях языковых единиц. Запах является одним из ярких признаков объектов реальной действительности, способных восприниматься обонянием человека. Процесс обонятельного восприятия представляет собой один из аспектов разностороннего взаимодействия человека с окружающим миром. Взаимодействие предполагает наличие связующих отношений между несколькими элементами, что устанавливает ситуативный характер обонятельного восприятия. Особым уникальным исследованием следует считать сферу анатомии обонятельного аппарата и физиологии восприятия запахов. Первые идеи о функционировании обоняния были изложены еще в глубокой древности римским писателем Лукрецием (97-55 в. до н.э.) в труде «О природе вещей». Спустя почти двести лет основоположник экспериментальной физиологии Клавдий Гален (129-199 в. н.э.) открыл и описал обонятельный нерв. В средние века (15-16 вв.) ученые активно занимались морфологическими исследованиями нейрофизиологической структуры носа. Первая общая теория восприятия запахов была создана Э. Г. Фишером и Л. К. Полингом в 1886 году, позднее она была развита в работах Дж. Эймура, автора стереохимической теории запахов, Г. М. Дисона и Р. Х. Райта, создателей вибрационной теории запахов. Современная наука четко формулирует данные о функционировании физиологического механизма восприятия запаха: "В обонятельном эпителии в носовой полости расположены обонятельные рецепторные нейроны. Нервные волокна (аксоны) идут от нейронов на обонятельные луковицы, которые принимают и обрабатывают информацию о запахе. В луковице обонятельные нейроны передают сигнал на митральные клетки. Аксоны митральных клеток переносят сигналы о запахах в обонятельный центр мозга" [Майоров, 2007]. Изучение обоняния в философии началось еще в античной Греции, где четко разделяли чувственное и рациональное познание. Представители досократической философии и позже софисты отрицательно относились к чувственному восприятию человека. Они считали, что чувства являются источником заблуждений [Raab, 2001: 55] По мнению Платона, чувственное восприятие демонстрирует нам вещи в их постоянно меняющемся проявлении. Запахи Платон разделял на два класса: приятные и неприятные и оценивал их по тому, какие чувства они вызывали. Позитивными считались запахи, которые доставляли эстетическое удовольствие и не пробуждали какие бы то ни было физиологические проявления организма. После Платона философы практически не уделяли внимания чувству обоняния, только спустя тысячелетия на запахи обратил заинтересованный взгляд Э. Кант. Он рассматривает обоняние исключительно как чувство наслаждения, которое не влияет на восприятие, но оказывает положительное воздействие на сознание. Новый западноевропейский философский дискурс свидетельствует о доминировании визуального в мышлении, попытки преодоления которого, однако, предпринимались не раз: вспомним, например, «ухо Хайдеггера», вслушивающегося в бытие, и «нос Розанова», в бытие «внюхивающегося». Розанов считал, что «нос» гармонизирует связи всех уровней мироздания, ибо обоняние, по его мнению, более других органов чувств свидетельствует о единстве человека, животных и богов [Розанов, 1990: 598]. Один из вопросов, занимающих сегодня умы ученых – можно ли описать запахи словами? Возможно ли при языковом описании запахов прийти к коммуникативному взаимопониманию, если мы говорим об индивидуальном восприятии и социальной коммуникации? Отсутствие специальной ольфакторной лексики предполагает необходимость поиска путей решения проблемы обозначения запахов. Наиболее часто таким решением является описание запаха через его соотношение с абстрактной гедонистической нормой: приятные запахи оцениваются положительно, неприятные – отрицательно, в результате огромное многообразие запахов сводится в нашем словаре к нескольким обозначениям. Х. Д. Риндисбахер, исследовавший моделирование мира запахов в романе П. Зюскинда «Парфюмер», отмечает: «В человеческой коммуникации мир запахов обладает биполярной структурой, и пространство между этими двумя полюсами практически пусто» [Риндисбахер, 2010: 587]. Поэтому, объясняя запах, мы вынуждены его с чем-то сравнивать, «нащупывать точную метафору для нашего обонятельного переживания» [Классен, 2010: 47]. Первым лингвистическим исследованием, посвященным метафорике запахов в художественной литературе, была уже упомянутая выше работа Х. Д. Риндисбахера, обратившегося к анализу первого же в истории «запахового» художественного произведения – романа П. Зюскинда «Парфюмер». В нем Риндисбахер увидел и описал ольфакторные метафорические модели [Риндисбахер, 2010: 594-606] – факт, свидетельствующий о том, что авторские метафоры, несмотря на их кажущуюся специфичность, основываются на архетипических представлениях, а их развертывание подчиняется универсальным когнитивным законам, что делает возможным их научную интерпретацию. Универсальность когнитивного моделирования ольфакторных представлений делает возможным введение понятия «одорического кода» [Куликова, 2010], неких формул, заложенных в известных образцах художественной словесности и легших в основу ольфактории сегодняшнего времени. Язык, аккумулируя «память веков», предоставляет художнику арсенал слов, «намагниченных» смыслами. Недаром психологи убеждены, что задействовав максимум органов чувств, можно успешно повысить обучаемость и у детей, и у животных. Кинестетика необходима в литературе, задействовав "виртуальные органы чувств" в художественном тексте, можно усилить впечатление и подарить читателю эффект присутствия. Мир звуков, окружает человека с самого рождения, при этом он довольно разнообразен и многолик. В языковой картине мира человека звук – одно из важнейших составляющих восприятия мира посредством органа слуха, который позволяет получать информацию, способствующую развитию языковой личности, мировоззрения и мировосприятия. Звуки, как и запахи, на протяжении долгих лет исследуются как психологами, так и лингвистами. Психологи исследуют особенности перцептивного аппарата человека и влияние мироощущений на его поведение, лингвисты изучают способы выражения звуковых феноменов в языке. Данный тип восприятия позволяет создавать более детальный образ предмета и дает расширенные возможности для познания мира. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая литературные произведения и произведения русского народного творчества. 1.2. Герменевтика как метод анализа кинестетических мотивов в рассказах Рэя Брэдбери Применительно к литературоведению и лингвистике под «герменевтикой» понимается сегодня один из основополагающих методов толкования скрытого смысла текста. В связи с бурным развитием нового, познавательного направления в изучении языка, теоретический интерес к герменевтике в последнее время особенно возрос. Название этого метода связано с именем древнегреческого бога Гермеса. Гермес в мифологии известен как вестник богов, его миссия заключалась в истолковании людям божественного предназначения. Следует выделить в качестве особого этапа развития герменевтики эпоху Возрождения. В это время происходит постепенная «эмансипация» литературы: к корпусу текстов, нуждающихся в ученом толковании, теперь прибавляются произведения классических античных авторов. Теологическая герменевтика постепенно отходит на задний план, тогда как «филологическая» герменевтика набирает силу. О возникновении первых программных принципов герменевтики говорят, начиная только с эпохи проникновения в греческий мир католического христианства, когда Аврелий Августин (345-430) впервые дал определение фундаментальной герменевтической категории «понимания» трактуя его переход от знака к значению, во время которого происходит познание значения [Солонин, 2007:201]. Под герменевтикой он понимал правила, которые позволяли изъяснять библейские тексты и преподавать их народу. Библейская герменевтика – это совокупность правил и понятий, способствующих нахождению подлинного смысла Писания. Семиотический подход к языку предваряет у Августина герменевтическое исследование Священного Писания, то есть является своеобразным введением в герменевтику. Искусство владения правилами требовало также логических способностей. Августин выделял две задачи. Первая состояла в нахождении «истинного смысла» Священного Писания. Содержание второй части относится к предмету риторики. Но в обоих случаях речь шла о языковых реалиях, поэтому необходимо знать, что такое языковой знак. Так, в частности «дым» может служить знаком «огня», т.е. в этом случае одна конкретная вещь «обозначает» другую вещь. В другой ситуации дым может выполнять информационную функцию, например, может служить сигналом о приближении врага (так раньше в военных целях использовались сигнальные костры). Но языковые знаки - это особый вид знаков. И Августин, выделяя их писал: «С другой стороны, есть знаки (signa), коих все употребление именно состоит только в значении или выражении предметов: таковы наши слова и вообще язык человеческий, ибо слова употребляемы для того, чтобы выразить и означить ими известный предмет. Отсюда видно, что такое называю я знаками. Именно то, что употребляется к значению предметов. Впрочем, в смысле отвлеченно всякий знак есть вместе и предмет, ибо, что не есть предмет, то собственно есть ничто, но не всякий предмет есть знак» [В.Г. Кузнецов, 1991:18]. Вильгельм Дильтей продолжил и углубил развитие герменевтики в феноменологическом статусе, т.е. как метод познания науки о духе, как искусство толкования. Знаменитая формула Дильтея гласит: «Природу мы объясняем, духовную жизнь понимаем». Он призывает к познанию смысла через «переживание» истории, в которой все является своеобразным текстом. Философ утверждал, что культуру прошлого можно и нужно изучать герменевтическим методом, отражая внутреннюю жизнь ушедших поколений путем интуиции и творческого озарения, а современную культуру «вчуствованием», «вживанием», «сопереживанием». Понимание трактуется им как «воспроизводящее переживание» и реконструкция. Наряду с «переживанием», он вводит понятия «выражение» и «значение». Дильтей был в числе тех, кто утверждал, что для наук о природе более характерны номотетические приемы исследования, а науки о духе не могут существовать без подробной интерпретации. Он ставит перед нами две проблемы: проблему герменевтической логики и проблему бессознательного в гуманитарном познании. Также выделяет элементарные и высшие формы понимания. К элементарным относится «истолкование одного отдельного проявления жизни», его логическим выражением является аналогия. К высшей форме понимания относится понимание «целостной связанности жизни» и «внутреннего мира» людей, логическим выражением которого является «индуктивный вывод от отдельных проявлений жизни к связности жизни как целого. Предпосылка вывода - знание о душевной жизни и ее отношениях к среде и обстоятельствах» [Дильтей, 1988:167]. Мартин Хайдеггер усматривает основные принципы философии в особом созерцании, которое является предпосылкой мышления. Он считал, что понимание — это не просто функция, а экзистенциальная предструктура человеческого опыта и герменевтику стоит понимать, как способ, а язык «домом» бытия. Основной упрек со стороны литературоведов в адрес Хайдеггера связан с невозможностью найти, исходя из самой хайдеггеровской системы, тот критерий, в соответствии с которым можно было бы судить о достоверности той или иной интерпретации или поэтического произведения, что, в конце концов, ведет к полному волюнтаризму – необязательности и произволу в деле истолкования текста как такового. С точки зрения методологии хайдеггеровские интерпретации производят впечатление своеобразных вольных мистико–философских медитаций на поэтические темы и, конечно, далеки от образцов научного анализа. Дело в том, что невозможность отыскать в герменевтической системе Хайдеггера критерий достоверности не есть упущение, «провал» системы: эта система и не подразумевает такой возможности, что, в свою очередь, связано с природой той истины, к которой обращено внимание философа. Хайдеггер неоднократно подчеркивал в своих работах, что необходимо различать «истину» как характеристику верного, правильного знания. Очевидно, что вторая «истина» носит когнитивный характер, тогда как первая – онтологический. И также очевидно, что только в связи с когнитивной истиной может быть поставлен вопрос о критерии достоверности, такой критерий может вырабатываться и применяться. Но невозможно поставить вопрос о критерии достоверности в отношении к бытию. Осмысленное как способ бытия пониманию не отвечает, не может ответить на «запрос» о собственно достоверности, или общезначимости. Только эпистемологическое понимание, то есть понимание как способ познания, можетрассматриваться с точки зрения его адекватности предмет понимания, с точки зрения объективности, достоверности, общезначимости. Следует отметить, что все это делает хайдеггеровскую теорию не совсем удобной для литературоведческого анализа. И, тем не менее, движение филолого–герменевтической мысли XX века не представляется без учета хайдеггеровской философии, хотя ориентация на нее осуществляется зачастую опосредованно, благодаря трудам учеников и единомышленников Хайдеггера, выполненными в более традиционном, академическом стиле. Значительный шаг в развитии герменевтических идей представляет концепция языка Вильгельма Гумбольдта. Она значима тем, что впервые в науке на передний план выдвигается проблема понимания как основная функция языка. Язык, по мнению Гумбольдта, является «органом» внутреннего бытия человека: он порождается в силу внутренней необходимости, а не только внешней необходимости общения. Язык представляет собой внутреннее природное свойство человека, существенного для него, выделяющее его из животного мира. Он необходим для развития внутренних сил (мышления, творческих способностей, познания, понимания) и для приобретения миросозерцания; он является отражением внутреннего мира человека и внешней действительности; он есть не только пассивный носитель миросозерцание человека [Кузнецов, 1991:80]. Влияние философии языка В. Гумбольдта непосредственно выразилось в расширении предмета герменевтики за счет включения в область ее действия всего богатства языка, понимаемого как деятельность духа и как результат этой деятельности, как «работа духа», созидающего артикулированные звуки, пригодные для выражения мысли и ее понимания. Французский философ Поль Рикёр изучил все пути, открытые перед современной философией, в результате которого можно было бы назвать его учение прививкой герменевтической проблематики к феноменологическому методу. Он считал, что герменевтическая проблематика сложилась задолго до феноменологии Гуссерля; поэтому он и упоминает прививку, как вакцину пусть и немного запоздалую. Филологическая герменевтика – научная дисциплина, изучающая процессы понимания текста. Принято считать, что любой анализ художественного произведения является его интерпретацией. Однако герменевтической интерпретацией можно назвать такое отношение к произведению, которое направлено на истолкование его культурного содержания из знаковых форм в функциональные формы культуры. Рассмотрение герменевтики лишь как инструмент критики, пригодный для анализа текста, перестало быть актуальным в связи с возросшим сегодня интересом к герменевтическому методу, как на Западе, так и в России. Обращаясь к герменевтике, следует апеллировать к теоретическому самосознанию, к гуманитарной интуиции с целью глубокого понимания. На сегодняшний день гуманитарные науки фиксируют внешние аспекты и выдают это за «объективную картину понимания». Бетти Эмилио, историк и философ, один из ведущих теоретиков герменевтики полагает, что разрастание научных исследований в гуманитарной области заострило проблему универсального метода. Как следствие, возникла необходимость снова вернуться к идее герменевтики и в ее свете обосновать задачи гуманитарной науки.В то время как за рубежом герменевтика уже достаточно давно полностью утвердила свое право на существование и интенсивно развивается, в России она еще только начала теоретически обосновывать свою значимость для филологии и шире для всей гуманитарной области знания. Современная герменевтика находится в непрерывном процессе поиска новых идей и решает разнообразные проблемы, возникающие на этом пути. В традиционных концепциях некоторая сложность достижения целей интерпретации была сформулирована в проблематике герменевтического круга. В русской науке, на наш взгляд, лучше всех представлял себе диалектику объективного и субъективного в гуманитарном познании М.М. Бахтин. Познание личности, на которое направлены гуманитарные науки, не может быть только объективным, ибо такое познание есть всегда встреча двух субъективностей, в результате чего это познание осуществляется как интерпретационный диалог. Сущность же диалога Бахтин определял как взаимопроникновение двух сознаний, при котором «активность познающего сочетается с активностью открывающего; умение познать – с умением выразить себя» [Бахтин, 1975: 205]. Целью герменевтики и шире филологии является понимание выраженного в языке духовного опыта творческой индивидуальности другого человека, «не превращая его ни в «исчислимую» вещь, ни в отражение собственных эмоций» [Аверинцев, 1987: 468]. Гадамер справедливо отмечает, что без знания герменевтической традиции, без знания исторического генезиса представления об интерпретации нельзя адекватно обсуждать проблему понимания [Гадамер, 1999: 204]. Опыт герменевтики – это опыт отношения к памятнику культуры и осмысления этого отношения. Это традиция, которая исторически изменялась, развивалась и совершенствовалась. Понимание имеет конечной целью постижение предмета в его качественной определенности, вовсейего содержательности. Содержательность текста включает в себясодержаниеавторского субъективного отражения объективной действительности, интерсубъективные и личностные смыслы, и социальную сущность сообщаемого. Как и при всяком освоении, субъект понимания активен при взаимодействии с объектом, в данном случае – при взаимодействии с содержательностью текста. Поэтому содержательность текстов обладает исторической изменчивостью, а понимание текстов диалогично [Богин: 1982]. На современном этапе развития филологического знания интерес к герменевтике сохраняет свою значимость и актуальность. Сущность и основу герменевтики как науки составляют проблемы понимания и интерпретации, что, собственно, и обуславливает необходимость и важность ее изучения, особенно в сфере гуманитарного знания. Понимание и интерпретация есть фундаментальные элементы познавательного акта, если рассматривать их как некие концепты, в более же широком смысле, в котором их берет философская герменевтика. Это онтологически значимые процессы, то, что создает условия познания, даже самого бытия человека: «Человек приговорен к интерпретации – вот новый поворот в размышлениях о ней, рожденный философскими дискуссиями последних десятилетий прошлого века. Интерпретация, предусматривающая конструирование некоторой модели возможной реальности, меняет и общее поле интертекстуальности, делает необратимыми изменения в понимании феноменов культуры (современный философ, толкуя Платона, уже не сможет забыть о ницшевской, хайдеггеровскойинтерпретациях и т.п.), изменяет и внутренний мир самого интерпретатора» [Дильтей, 1998].Многочисленные рассказы Рэя Брэдбери заставляют читателя столкнуться с редким и интересным явлением мировой художественной литературы – научной фантастикой Для интерпретации выявленных особенностей в данных рассказах Брэдбери мы обратились к теории философа – герменевта Ф. Шлейермахера, который предложил толковать текст двумя методами – грамматическим и психологическим. С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью второго – «дух автора». С философско-онтологической стороны дух – это материя. А именно психологический метод даст нам возможность подвести логическую черту под количественными и качественными сторонами материи абстрактной и конкретной. Разберем подробно каждую употребляемую единицу треугольника в указанных текстах. Рассказ «И все-таки он наш» впервые был опубликован в 1948 г. в сборнике «Электрическое тело пою» (на русский язык переведен Норой Галь) и сразу вызвал неоднозначные отзывы: многие не понимали метафору ребенка – пирамиды и иного измерения, другие же умилялись силой родительской любви и же....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: