- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Раскрытие особенностей использования PR-коммуникаций в юридической сфере
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K005891 |
Тема: | Раскрытие особенностей использования PR-коммуникаций в юридической сфере |
Содержание
Особенности коммуникации в юридической сфере: PR-технологии Введение…………………………………………………………………………2 Глава 1. Коммуникация как социально-психологический процесс взаимодействия в профессиональной деятельности юриста………………….7 1.1. Понятие и функции коммуникации в юридической практике……….…...7 1.1.1 Структура и средства юридической коммуникации…………………….21 1.1.2 Этапы, стратегия и тактика коммуникативного процесса в профессиональной юридической деятельности……………………………….28 1.1.3. Классификация речевой коммуникации юриста………………………..33 1.2. Особенность коммуникации в юридической сфере………………………38 Выводы к первой главе………………………………………………………….45 Глава 2. Теоретико-методологические основы исследования PR…………....48 2.1 .Понятийно-сущностные аспекты социокультурного феномена PR……..48 2.1.1.Коммуникативные концепции и модели PR……………………………..54 2.2. Структура и виды PR…………………………………...…………………..61 Выводы ко второй главе………………………………………………………...68 Глава 3. Анализ PR-коммуникации юридической фирмы Goltsblat BLP и рекомендации по путям ее совершенствования……………………………….72 3.1 Анализ коммуникационных PR-процессов юридической фирмы Goltsblat BLP……………………………………………………………………………….72 3.1.1 Виды PR-технологий, используемых в компании……………………....75 3.2 Пути совершенствования PR-коммуникации в юридической фирме Goltsblat BLP…………………………………………………………………..…90 Выводы к третьей главе…………………………………………………………94 Заключение……………………………………………………………………….96 Список литературы……………………………………………………………...99 Введение Проблема эффективной коммуникации имеет особое значение в юридической сфере. Вся профессиональная деятельность юриста осуществляется в результате взаимодействия с другими людьми. Она подразумевает обширную речевую практику, необходимость использования точных словесных выражений, категорий и связана с подготовкой и оформлением большого количества правовых документов, с передачей и получением информации в устной и письменной форме. Успешность деятельности специалистов данного направления напрямую зависит от их коммуникационных навыков, так как в их основную задачу входит разрешение социальных конфликтов с позиции права – справедливо, разумно и с применением одинакового для всех масштаба свободы в поведении. Социально-экономическая ситуация в мире постоянно меняется: развитие рыночных отношений предопределяет необходимость развивать не только профессиональные навыки специалистов, но и систему коммуникаций организации с целевой общественностью, органами государственной власти, бизнес-партнерами. Данная задача решается при помощи разработки PR-деятельности в организации, и для каждой области деятельности существуют средства PR, характерные исключительно для нее. Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического осмысления проблем связей с общественностью в юридической сфере, что продиктовано социокультурными условиями становления рыночных отношений в современной России, поиском способов повышения роли коммуникативных практик и РR-технологий в юридическом бизнесе, насущной потребностью построения цивилизованной модели отношений между профессиональным сообществом юристов, потребителями их услуг и государственными структурами. Большинство исследователей PR рассматривают данное понятие с экономической стороны, хотя деятельность PR имеет своей основой систему коммуникаций, подразумевающую социальный аспект. В связи с этим в данной работе PR исследуется как разновидность коммуникации между организацией и ее общественностью. Прогресс в области информационно-коммуникативных технологиях предоставляет компаниям новые возможности по налаживанию отношений со своей общественностью: с помощью средств и методов PR осуществляется регулирующее воздействие на состояние экономического, политического, культурного развития социума. В настоящее время существует множество таких средств, что выявляет потребность в исследовании возможностей и недостатков каждого из них и формировании организацией собственной системы PR-коммуникаций. Степень разработанности проблемы. Сфера исследования юридической коммуникации и PR-коммуникации в частности имеет достаточно богатую историю. В современной отечественной и западной литературе насчитывается более тысячи дефиниций данных понятий. Теоретической базой исследования послужили работы таких авторов, как Т. Гоббс, П.А. Гольбах, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо. Вопросы сущности, генезиса, форм и средств реализации коммуникаций, их влияния на формирование норм и ценностей, регулирующих взаимоотношения между людьми, анализируются в трудах как зарубежных (Б. Берельсон, Д. Вомэк, Ф. Дэне, Г. Гербнер, Э. Гидденс, В. Кронен, Г. Кронхайт, Ч. Кули, Г. Лассуэл, Н. Луман, Г. М. Маклюэн, Ю. Хабермас), так и отечественных исследователей (М. М. Назаров, Т. В. Науменко, С. Г. Саблина, А. В. Соколов, В. П. Терин, Л. Н. Федотова, Ф. И. Шарков). Юридическая коммуникация как отдельное направление научной мысли стала развиваться в начале XX века и связана с именами таких ученых, как С.С. Алексеев, В.М. Сырых, В.Н. Карташов и др. Исследованиями PR-коммуникаций занимались А. Л. Ли, Э. Л. Бернейз («Кристаллизуя общественное мнение», 1923 г.), С. Блэк, Ж.-П. Бодуан, Г. М. Брум, Ф. А. Буари, Дж. Грюниг, Ф. Джефкинс, С. М. Катлип, Ж.-Н. Капферер, Ю. Марлоу, М. Менчер, Ф. П. Сайтэл, А. X. Сентер, В. Хазлтон, Т. Хант, Ш. Харрисон, Р. Хейвуд, Ж. Шомели. Сущность и структура социокультурного феномена PR, специфика функционирования коммуникативных моделей PR раскрывается в работах отечественных исследователей Е. А. Блажнова, Э. А. Галумова, В. Т. Ганжина, Г. В. Иванченко, Е. Ф. Коханова, Л. Б. Невзлина, И. М. Синяевой, А. Н. Чумикова, И. П. Яковлева. Цель диссертационной работы заключается в раскрытии особенностей использования PR-коммуникаций в юридической сфере. Достижение цели исследования предполагает решение таких конкретных задач, как: - анализ существующий научных концепции касательно юридической коммуникации; - выделение основных классификаций, структуры и функции юридической коммуникации; - теоретико-методологическое исследование понятийно-сущностных аспектов PR как социокультурного феномена; - выявление концептуальных основ PR в контексте социологических теорий; - анализ признаков и критериев PR в рамках современных коммуникативных технологий; - исследование особенностей использования PR-коммуникаций в юридической сфере на примере одного из представителей данной сферы; - формулирование авторских предложений по совершенствованию PR-коммуникаций в деятельности современных юридических компаний. Объектом исследования являются PR-коммуникации в юридической компании. Предметом исследования являются особенности, характерные для PR-коммуникаций в юридической компании. Исследование ведется при помощи таких методов, как концептуально-понятийный анализ, соответствующий теме диссертационной работы, систематизация теоретических данных, изучение и обобщение практического опыта, а также аналитико-оценочный метод, который подразумевает непосредственный анализ PR-коммуникаций определенной юридической компании с последующим обобщением результатов. Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что в ней обобщены теоретические позиции известных лингвистов по проблемам, касающимся юридической коммуникации, в частности PR-коммуникаций. Накопление данных о данном виде коммуникаций поможет яснее структурировать его особенности, что может быть использовано в теории и практике коммуникаций. Практическая значимость данной дипломной работы в том, что она послужит рекомендацией и учебным материалом для студентов, изучающих дисциплины «Теория и практика коммуникаций» и «PR-коммуникации». Данные, предоставленные в этой работе, помогут построить эффективную систему PR-коммуникаций для юридических компаний. Также данная работа поможет при написании пособий по особенностям юридических PR-коммуникаций. Гипотеза исследования. Организация PR-продвижения услуг юридической компании в настоящий момент приобретает характер систематической, регламентированной деятельности. Чтобы эффективно осуществлять данное направление деятельности компании, PR-специалистам необходимы знания современных коммуникативных технологий и навыки использования коммуникативного инструментария, которые способствуют оптимизации функционирования юридической компании в условиях современных рыночных отношений, формируя эффективную систему публичного общения юридической компании со значимыми сегментами социальной среды. Использование грамотно построенных коммуникативных PR-технологий позволяет повышать результативность деятельности современных юридических компаний, что способствует развитию данной сферы в общем. Апробация работы. По теме диссертационной работы были опубликованы статьи, а также проводилось дискуссионное собрание в рамках темы совершенствования работы PR-отдела в юридической компании Goltsblat BLP. Данная исследовательская работа имеет следующую структуру: В главе I речь идет о понятиях «коммуникация», «юридическая коммуникация», истории развития науки о коммуникации, ее структуре, функциях. Данная глава посвящена рассмотрению особенностей юридической коммуникации и коммуникативных компетенций юристов. В ней рассмотрены стратегия и тактика юридической коммуникации. В главе II рассматривается понятие PR в социологическом аспекте, исследуются его атрибуты, такие как цель, задачи, предмет, субъекты, характер и содержание, средства, результат и социальные функции PR. Данная глава содержит исследования методов и моделей PR-коммуникаций, а также ее структуры и классификации. В главе III проведен анализ PR-коммуникаций юридической компании Goltsblat BLP, рассмотрены основные направления PR-деятельности, выявлены достоинства и недостатки данного вида коммуникаций. Глава 1. КОММУНИКАЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА 1.1. Понятие и функции коммуникации в юридической практике Живя в обществе, мы не можем оставаться в стороне, связи с другими людьми определяют нашу жизнь. Экономическая, политическая, семейная сфера жизни человека – это, в итоге, отношения между конкретными людьми или группами людей. И данные отношения подразумевают, что человек не может полноценно существовать, не выстраивая отношения с другими людьми, то есть, не участвуя в коммуникации с ними. Несмотря на свою универсальность, коммуникация – явление чрезвычайно сложное, так как именно в ее процессе просматриваются главные характеристики человеческого бытия. Согласно археологическим исследованиям, для членов раннеродовой общины устная речь была единственным средством языкового выражения знания. Из этого следует, что вся когнитивная информация передавалась из уст в уста из поколения в поколение и, благодаря этому, сохранилась и способствовала развитию общества. Таким образом, живое общение долгое время являлось главным средством развития научного знания. В IV веке до нашей эры в Греции начался расцвет культуры устного слова. Согласно концепции классической греческой школы, способность к овладению речью для воздействия и обоснования, убеждения и защиты неразделима с истинной мудростью. Народные собрания побудили к выступлениям, где нужно было убедительно защищать свою точку зрения, что привело к модернизации искусства устного аргументирования и, соответственно, выработке определенных правил и приемов логического доказательства. Произнесенные в те времена речи вершили судьбы людей и целых государств. Диалог как форма речевой коммуникации также имел особое значение для греческих ученых в умственной деятельности. В беседах проводили время ученики Сократа и философы платоновской Академии. Сократ говорил о том, что «кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки». По мнению Платона, добродетель является основой человеческого общения, которое должно строиться на справедливости, рассудительности и соблюдении нравственных норм. В его учениях особое внимание уделено способам ведения беседы, также отражены особенности диалогичных речей различных собеседников, показано, что характер и тема беседы оказывают особое влияние на течение мысли человека. В процессе беседы образуется знание, оформляется и передается другим. Особенные психологические характеристики человека, определяющие его как субъекта общения, упоминаются также у китайского мыслителя Конфуция. Он говорил о том, что основами успешного общения являются чувство долга по отношению к другим людям, уважительное отношение к ним, исполнение принятых в обществе правил и норм поведения. В Древнем Риме был известен оратор Цицерон. Он прославился благодаря своим судебным и политическим речам. Для него одним из главных правил построения речи является верный выбор слов, который способствует легкому восприятию речи на слух. Диалог является основной формой его речей, в которых сначала рассматривается место действия, определяется повод беседы и ее участники, обозначаются вопросы, поднятые на рассмотрение. «Уже римские юристы и риторы видели риторичность юридических правил: презумпции, аксиомы, фикции есть тропы, фигуры. В конечном итоге, это есть средства общения или правила игры на смысловом поле юридического языка». В Средние Века живое общение занимает весомую долю в коммуникации. Но теперь знания, передающиеся через устное общение, берутся из книг, которые являются следствием «ученых занятий». В культуре Возрождения диалог, являясь излюбленным жанром того времени, остается главной формой общения. Теоретические основы коммуникации формируются в эпоху Просвещения. Данными исследованиями занимались такие мыслители, как Т. Гоббс, П.А. Гольбах, Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо. Для этого времени характерно изменение в восприятии человеческих взаимоотношений: исследования коммуникации стали антропоцентричными, где во главе угла ставили не отношения человека с природой или богом, а отношения человека с себе подобными. В конце XIX – начале XX века положили начало теории коммуникации, которая развивалась как направление социологии, а именно символический интеракционизм. Этой сферой науки занимались такие научные деятели, как Т. Мид, А. Роуз и др. В соответствии с принципами символического интеракционизма, изначальные акты общения между людьми обозначаются определенными символами, которыми могут выступать вербальные и невербальные средства коммуникации. Дж. Холмс примерно в это же время рассмотрел общение как рефлективный процесс, то есть процесс понимания друг друга. Сторонники марксизма рассматривали общение как сверхприродную способность, проявляющуюся во время совместной трудовой деятельности людей в момент, когда один из членов коллектива нужен другому. Общение в таком ключе связывалось со всеми формами человеческой деятельности. Начало исследовательской деятельности в области коммуникации в юридической сфере было положено более ста лет назад и развивалось в недрах юридической теории и практики и составляли, в основном, исследования судебных делопроизводств. Но, по мнению ряда авторов, становление и активное развитие теории коммуникации как самостоятельной дисциплины приходится на 60-е годы XX века в США. В 70-е годы в психологии одним из основных направлений исследования также становится коммуникация. Эффективность коммуникации была предметом исследования ученых-лингвопрагматиков, среди которых были Дж. Остин, X. Грайс, Дж. Лич, Л.П. Якубинский, Л.В. Щерба, М.М. Бахтин и др. В настоящее время речевая коммуникация рассматривается в рамках многих наук – психологии, социологии, социальной психологии, риторики, лингвистики и лингвопсихологии. Следует отметить вклад в развитие мировой гуманистической мысли, и в частности теории коммуникации, советских философов и ученых. Мировое признание получили исследовательские работы М.М. Бахтина и Р. Якобсона. Место языка и речи в человеческом развитии было рассмотрено советским психологом Л.С. Выготским, его исследования оказали большое влияние на течение мысли в теории коммуникации. Другие советские ученые – психологи и философы - А.Н. Леонтьев, Г.С. Батищев, A.A. Леонтьев, М.С. Каган, A.A. Бодалев и др. исследовали социальную природу общения со стороны деятельностного подхода, чем внесли существенный вклад в развитие теоретических знаний науки о коммуникации. Касательно юридической коммуникации, российское право претерпело сильные изменения, которые связаны с нормотворческим процессом, несоответствия в законодательстве и правоприменительной практике, возникновением новых отраслей, институтов права и усвоением зарубежного опыта. Данные критерии обусловили следующие характеристики: Сужение специализации юристов – появление разнообразия направлений юридической деятельности; Необходимость в непрерывном обновлении знаний юридической практики; Увеличение разрыва между юридической наукой и практикой. Таким образом, появляется потребность в поисках улучшения коммуникативного образования юристов. «Юриспруденция относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, юридическая деятельность принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. Владение устным и письменным словом становится существенным признаком деловой квалификации юриста». Речь и право считаются одними из величайших ценностей культуры и играют большую роль в жизни человека. Речь является основной характеристикой людей как разумных существ, так как слова помогают систематизации знаний и опыта, приходящего к нам из окружающего мира, с помощью слов формируются мысли. Право используют как основу, обеспечивающую единый справедливый порядок и устанавливающую между всеми субъектами общественных отношений равную меру свободы. У. Проберт, американский исследователь в области языка и права, написал книгу «Право, язык и коммуникация», где рассматривает право как коммуникацию. Его концепция права как «юридической речи» подразумевает то, что в отличие от «языка права» это понятие имеет коммуникативную динамику. Данную точку зрения разделяет российский исследователь права А.В. Поляков. По его мнению, право является особой формой коммуникации, у которой есть своя специфика, отличающаяся от других вариантов коммуникативного действия. В центре внимания его работы по правовой теории не система правовых норм, а человек – активный правовой деятель. Рассмотрение права со стороны коммуникативного аспекта подразумевает трактование права как системы отношений, где правовая информация передается субъектам через интерпретацию первичных правовых текстов, и субъекты передают их далее с помощью вторичных правовых текстов, созданных при взаимодействии осуществляемого в форме реализации своих прав и обязанностей. Под коммуникацией понимается не только условие и форма существования социума в целом и права в частности, но и бытийное условие его жизни. Следовательно, право рассматривают с двух сторон: в качестве специфического социального языка и в качестве универсального способа социального взаимодействия, что позволяет представлять его как процесс непрекращающегося создания правовых коммуникаций. Другой российский правовед Н.М. Коркунов также считал, что основой изучения права должны быть не нормы, а юридические отношения. «Только изучение юридических отношений, а не толкование отдельных законодательных постановлений дает обобщенное и систематическое знание права». Он говорит о том, что общение людей имеет разнообразные формы, и важным отличием здесь является условие их возникновения: помимо их воли или по сознательному соглашению. Еще один ученый Е.Н. Трубецкой писал: «Многие юридические отношения возникают по поводу вещей, но, в конце концов, всегда есть отношения между лицами». Право как властный регулятор отношений между людьми имеет влияние на общественные отношения. Его функция регуляции обуславливает как поведение людей, так и назначение речи, потому что правовые нормы существуют именно в языковых формах. Для правовой сферы слово имеет особое значение, так как под словесной формой юридических обозначений стоят определенные действия, вершатся судьбы людей. Изучение коммуникации является частью профессиональной подготовки юристов. Их работа подразумевает безупречное владение различными видами речевой деятельности, обладание навыками интервьюирования, способность проведения квалифицированной беседы, консультации, переговоров. Коммуникация является основой работы юриста, так как с ее помощью происходят переговоры с заинтересованными лицами, рассматриваются судебные дела и информируются адресаты коммуникации о мнениях и решениях. Необходимость людей взаимодействовать определяет нужду в коммуникации в юридической сфере, как и в любой другой совместной деятельности. Активность человека включается при общении, когда деятельность одного человека пересекается с деятельностью других. Из-за специфики профессиональной деятельности юриста ему постоянно приходится общаться с людьми разных культурных уровней и разных профессий. Помимо этого, во время расследования уголовных дел и разрешения конфликтов между гражданами или учреждениями он часто становится конфиденциальным собеседником. «В каждом конкретном случае необходимо находить нужный тон, слова, аргументирующие и грамотно выражающие мысли, для того чтобы речь юриста была правильно понята». В рамках исследования данной проблемы следует определить следующее: коммуникация в юридической практике является юридической коммуникацией. Также такие понятия как коммуникация в профессиональной юридической деятельности и коммуникация в профессиональной деятельности юриста тождественны. Для начала анализа юридической коммуникации следует рассмотреть данное понятие. Слово «коммуникация» произошло от латинского слова «соттишсо», которое обозначает «делать общим, связывать, общаться». Тот, кто посылает информацию, пытается установить общение с кем-либо, старается осмыслить информацию, выстроить отношения и передать идею. В риторических теориях Цицерона это понятие встречается впервые и употребляется как определение особой стилистической фигуры, способствующей активизации внимания слушателей, приглашенных к участию в обсуждении вопроса. Ни одна юридическая процедура не проходила без такого обсуждения. В то время рассмотрение дела проходило следующим образом: началом был публичный спор между истцом и ответчиком, далее старейший из судей начинал допрос, а потом остальные судьи с помощью диалога разбирали дело по ступеням. Научная обоснованность понятия «коммуникации» появилась в начале XX века, до этого проблема коммуникации исследовалась только через призму проблем человеческого общения. Известный американский ученый по теории коммуникации У. Шрам говорил: «Коммуникация – это все то, что совершается людьми. Сама по себе без людей она не существует. Чтобы понять процесс человеческой коммуникации, необходимо понять, как люди общаются между собой». Другой ученый, занимающийся этой проблемой, немец Е.У. Гросс обозначает коммуникацию как акт общения с помощью знаков (языковых и неязыковых), где целью является передача информации (независимо от способа и намерения). Согласно советскому энциклопедическому словарю, коммуникацией является «общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем)». Согласно мнению О.И. Матьяш, коммуникация является формирующим процессом. Основным смыслом данного термина она видит в состоянии человеческого бытия, способа человеческого существования как основополагающего социального процесса, и люди, являясь его неизбежными участниками, создают, воспроизводят и преобразуют наши социальные миры, качество нашего существования. Е.Н. Зарецкая говорит о том, что коммуникация – это «процесс обмена информацией между её носителями через систему знаков и поступков». М.Р. Савова определяет коммуникацию как способ передачи речевой информации от отправителя к получателю и обратный процесс приема данной информации получателем от отправителя. Согласно Дж. Адаиру, речевая коммуникация является процессом, во время которого используется набор определенных символов, позволяющих людям сообщать друг другу свои мысли. Т.М. Надеина рассматривает коммуникацию в широком смысле: не только как разговор, беседу, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией. Другие отечественные ученые определяют речевую коммуникацию как информативную и коммуникативную стороны речевой деятельности. Таким образом, мы заключаем, что коммуникация – это процесс обмена информацией. Следующим шагом мы определим, какая коммуникация считается юридической, рассмотрев определенный круг общественных отношений. Человек как социальное существо и член гражданского общества, преследуя свои жизненные интересы, вступает в многочисленные и разнообразные отношения. «Каждое общественное отношение представляет собой сложное и многогранное явление, которое может включать в себя разнохарактерные элементы общественных потребностей и интересов. Но далеко не все из них могут регулироваться правом». И правоотношения, и коммуникация в юридической практике появляются в отношениях между людьми и неразрывно связаны с их деятельностью. Юридическая коммуникация проявляется во время выполнения юристом своих профессиональных действий: при проведении допроса, переговоров, консультаций. В данном случае существующей некоторые аспекты коммуникации, которые регламентирует закон (например, процессуальные порядки рассмотрения дел), воплощая в себе характеристики статуса и процедурные правила. Правовое закрепление юридической коммуникации не всегда имеет место быть, например, во время формирования мнения суда, убеждения клиента или достижения компромисса с партнером. Юридическая природа коммуникации является неотъемлемой характеристикой в юридической практике, так как она сама опосредована (урегулирована) правом и иными социальными нормами. С.С. Алексеев понимает под юридической практикой объективированный опыт индивидуально-правовой деятельности компетентных органов (судов и других органов, осуществляющих реализацию норм права). Согласно В.М. Сырых, юридическая практика охватывает всю предметно-практическую деятельность общества и государства по созданию норм права и их переводу на уровень конкретных правоотношений. В нее входят процессы правотворчества и формирования права, правоприменения и реализации норм права действиями граждан и иных субъектов гражданского общества, направленными на возникновение, изменение или прекращение конкретных правоотношений. В.Н. Карташов рассматривает юридическую практику как деятельность по созданию (изъяснению, реализации) юридических предписаний в совокупности накопленным социально-правовых опытом. Он говорит о том, что для любой юридической деятельности характерны соответствующие формы взаимодействия между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. По мнению В.И. Леушина, под юридической практикой понимается часть социальной практики, деятельности, способствующей преобразованию общественных отношений. Единство юридической деятельности и реальный опыт этой деятельности составляют юридическую практику. Он также описывает основные формы юридической практики: правотворчество, применение права и юридическую деятельность участников правоотношений. Таким образом, профессиональная деятельность юриста опирается на коммуникацию как социально-психологический процесс. Из этого следует, что юридическая коммуникация является многоаспектным процессом разработки контактов между людьми с помощью речи во время создания, толкования и реализации правовых норм. Он создается благодаря потребностям совместной деятельности и состоит в обмене информацией, восприятии и понимании одним человеком другого, в формировании общей стратегии и тактики общения в профессиональной юридической деятельности. В широком смысле, коммуникация в юридической сфере является осознанным стремлением человека с помощью слова сподвигнуть другого на определенные действия, изменить установившиеся отношения у участников процесса или исправить сложившуюся вокруг определенного вопроса ситуацию. В узком смысле, под коммуникацией имеют в виду обмен между людьми мнениями, идеями, интересами в ходе совместной деятельности. Стоит отметить, что для юридической сферы акт коммуникации не состоит лишь в передаче информации, хоть она и является социально значимой. Для юридической коммуникации важным элементом является то, что передаваемые информационные конструкции регламентируют нормы внешней деятельностной активности индивида. Кроме того, характер данной информации не является субъективным восприятием участников коммуникации или проявлением их психологической реальности. Коммуникация в юридической сфере имеет институциональный юридический характер, так как возникает во время деятельности институтов общества и государства. «Институциональная коммуникация есть специализированная клишированная разновидность общения между людьми, которые могут не знать друг друга, но должны общаться в соответствии с нормами данного социума». В юридической сфере коммуникация представляет свои функции, то есть те задачи и роли, которые необходимы в процессе профессиональной деятельности юриста со стороны общения. Согласно Л.Д. Столяренко, в коммуникации выделяются следующие функции: Информативная функция юридической коммуникации. Под данной функцией обычно понимается, что при совместной деятельности люди обмениваются идеями, интересами, чувствами и т.п. Для юридической коммуникации характерно, что информация не просто передается от участника к участнику, но и уточняется, формируется, развивается. Кроме того, каждый из участников акта коммуникации ожидает активности со стороны партнера и выстраивает коммуникацию, учитывая интересы и желания собеседника. Интерактивная функция юридической коммуникации. Во время взаимодействия между людьми важен не только обмен информацией, но и планирование общей деятельности. Спорные ситуации, столкновение мнений и взглядов является основным условием активации познавательных процессов в условиях речевого акта. Данное условие характерно для юридической коммуникации. Благодаря спорным вопросам, участникам требуется дополнительная информация, изучение которой приводит к совместной деятельности участников по углублению знаний по данному вопросу, и соответственно, способствует принятию верного решения. Перцептивная функция юридической коммуникации. Взаимопонимание является неотъемлемой частью коммуникации в юридической практике и понимается не только как понимание целей партнеров по коммуникации, но и как принятие этих целей. Благодаря взаимопониманию, во время коммуникации действия согласовываются и появляется чувства привязанности, симпатии или даже дружбы. Экспрессивная функция юридической коммуникации. Данная функция имеет различное выражение в разных видах коммуникации. Она может проявляться в возбуждении, изменении характера эмоциональных переживаний (изменение мимики, тона голоса, позы). С помощью эмоций регулируются речевые процессы, так как они выступают в качестве «внутренних сигналов», которые выражают мотив. Также в юридической коммуникации следует выделить нормативную и социально-практическую функцию. Нормативная функция юридической коммуникации. Благодаря нормам процесс коммуникации становится оптимально эффективным. Во время юридической коммуникации используются норма права, нормы общения и нормы речи. Они помогают юристу определить необходимый стиль поведения. Правовые нормы, являясь государственным регулятором общественных отношений, устанавливает общеобязательные границы дозволенного поведения в сфере профессиональной юридической деятельности. Нормы общения представляют собой инструменты по достижению эффективного речевого общения. Их разделяют на этические и речевые нормы, где этические нормы устанавливаются мотивами речи, культурой общения и формами нравственности, а речевые реализуют этические нормы с помощью целенаправленного и грамотного использования языка. Социально-практическая функция подразумевает тот факт, что коммуникация в юридической практике – обязательная составляющая совместной профессиональной юридической деятельности, рассматриваемая как обмен результатами деятельности, умениями и навыками. Следует также рассмотреть признаки коммуникации в юридической сфере. Ими являются: Последовательное развитие речевой деятельности именно в устной форме. С помощью устной формы коммуникации юрист может с наибольшей полнотой воспринимать ситуацию, о которой идет речь. Структурная организация речевой деятельности, которая подразумевает взаимодействие по поводу реальной ситуации, требующей разрешения при помощи правовых средств. Нормативное регламентирование коммуникации юриста, которое проявляется в определенном выборе речевых средств, в зависимости от предмета и метода правового регулирования. Ограниченность пространства и времени в коммуникативной деятельности юриста, которая устанавливается процедурными правовыми нормами. Вынужденность профессиональной коммуникации, в частности обязательность юридической деятельности для разрешения определенной правовой ситуации. Из вышесказанного определяем, что коммуникация юриста характеризуется устной формой коммуникации, ограниченностью в пространстве и времени, установлением процедурными правовыми нормами и вынужденным характером общения. Следует отметить важность соответствия юридической коммуникации требованиям правовой культуры. Последняя осуществляет коммуникативную функцию, обеспечивая общение граждан в юридической сфере. Правовое общение выступает как форма межсубъектных взаимодействий свободных и уникальных личностей в сфере права. Таким образом, коммуникация в юридической сфере является бесконечным «большим диалогом», в процессе которого люди обмениваются мыслями, информацией и, в итоге, формируют совместную деятельность. Для юриста необходимо всеобъемлюще владеть навыками коммуникации, все зависимости от его специализации. Профессия юриста подразумевает постоянное развитие контактов между людьми посредством создания, толкования и реализации правовых норм. Его деятельность обусловлена потребностями совместной коммуникации и содержит обмен информацией, понимание между собеседниками, определение единой стратегии и тактики взаимодействия. Таким образом, чем выше уровень коммуникации юриста, там эффективнее он решает многие профессиональные задачи. 1.1.1. Структура и средства юридической коммуникации Знания о структуре и средствах коммуникации необходимы для успешной профессиональной деятельности юриста. Слово «структура» имеет латинское происхождение и обозначает связь составляющих элементов. Касательно юридической коммуникации, структура – это внутренняя форма, способ организации составляющих ее элементов, сравнительно постоянный и одновременно изменяющийся. Так как юридическая коммуникация является часть....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Понятия гражданскоправовой ответственности и раскрытие ее особенностей
- Особенности использования маркетинговых коммуникаций в спорте
- Изучение коммуникаций, и их использование в менеджменте, разработка эффективных коммуникаций в современных условиях на примере проекта «Создание Мобильного приложения «ShopApp»