- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Радиожурналист и радиожурналистика понятие и сущность
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W003817 |
Тема: | Радиожурналист и радиожурналистика понятие и сущность |
Содержание
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» Факультет филологии и журналистики Кафедра русской и зарубежной литературы, журналистики Допущена к защите Заведующей кафедрой ____________/Н.Ю. Желтова «25» мая 2017 г. Теплов Николай Николаевич ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО РЕГИОНАЛЬНОГО РАДИОЖУРНАЛИСТА Бакалаврская работа Студента 4-го года очной формы обучения направления подготовки 42.03.02 Журналистика, Научный руководитель: д. ф. н., профессор, Иванов Анатолий Иванович Тамбов – 2017 РЕФЕРАТ Теплов Н.Н. Выпускная квалификационная работа «Творческий портрет современного регионального радиожурналиста»: бакалаврская работа /Теплов Николай Николаевич; Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина: кафедра русской и зарубежной литературы, журналистики; научный руководитель: д. ф. н., профессор. Иванов А.И. – Тамбов, 2017. 69 с. Ключевые слова: радиожурналистика, радиовещание, радиостанция, радиожурналист, региональная радиожурналистика. Цель исследования: рассмотреть особенности творческого портрета регионального радиожурналиста В выпускной квалификационной работе «Творческий портрет регионального радиожурналиста» была рассмотрена специфика радиовещания на федеральном и региональном уровне; охарактеризовано содержание деятельности региональных радиостанций; проанализирован опыт работы различных российских радиостанций (на примере радио города Санкт-Петербурга, Тамбова и Ростова-на-Дону), рассмотрен творческий портрет одного из радиоведущих. СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...4 1. РАДИОЖУРНАЛИСТИКА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ…………………………………………………6 1.1 Радиожурналист и радиожурналистика: понятие и сущность……6 1.2 Особенности развития современной российской радиожурналистики……………………………………………………………...10 2. СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНОЙ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ…………26 2.1 Специфика регионального радиовещания………………..…...……26 2.2 Региональный радиожурналист: специфика творческой деятельности…… ……………………………………………………………….35 3. РЕГИОНАЛЬНОЕ ВЕЩАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ………………………………………………………………………41 3.1. Радио города Ростов-на-Дону………………………..……………...41 3.2. Радиовещание города Тамбов…………………...…………………..49 3.3. Радиоэфир города Санкт-Петербург…………………………….….53 Заключение……………………………………………………………………….61 Список литературы……………………………………………………………...62 Приложение 1…………………………………………………………………….64 Приложение 2…………………………………………………………………….67 ВВЕДЕНИЕ Радиожурналистика с момента своего появления стала неотъемлемой частью истории и культуры, как России, так и ее регионов. Радио, являясь одним из самых удобных СМИ, формирует общественное мнение и включает фантазию (так как отсутствует «картинка»). Именно из радио большинство людей узнает о новом в своем регионе. Актуальность данного исследования определяется необходимостью рассмотреть закономерности региональной радиожурналистики как через теорию, так и через конкретные примеры. Объектом исследования в настоящей работе является творческий портрет регионального радиожурналиста. Предметом исследования выступают основные тенденции развития региональной радиожурналистики. Цель исследования заключается в рассмотрении творческого портрета регионального радиожурналиста. Этой целью обусловлены следующие основные задачи исследования: 1. Рассмотреть особенности развития современной российской радиожурналистики. 2. Проанализировать особенности регионального радиовещания. 3. Рассмотреть специфику творческой деятельности регионального радиожурналиста. Методологическая основа исследования. Методология исследования базируется на принципах объективности и системности научного знания, единства логического и исторического подходов. В ходе работы использовались методы: исторический, моделирование и прогнозирования, обобщение, синтеза, метод сравнительного анализа, дедукции и индукции. В качестве метода так же используется интервью. Теоретическую основу исследования составили работы А.А. Шереля, В.В. Смирнова, М.В. Фоминой, Е.А. Болотовой, Д.А. Подобед и других. Практическую основу исследования составили официальные сайты различных радиостанций. Материалом исследования выступает опыт радиожурналистов региональных радиостанций. Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы и двумя приложениями. В первой главе «Радиожурналистика: понятие, сущность, особенности становления и развития» дается характеристика понятий: радиожурналистика, радиожурналист, рассматриваются особенности развития современной российской радиожурналистики. Во второй главе «Специфика региональной радиожурналистики» рассматриваются особенности регионального радиовещания, изучается творческая деятельность регионального радиожурналиста. В третьей главе рассматривается деятельность радиостанций и работающих на них радиожурналистов различных субъектов Российской Федераций, сильно удаленных друг от друга. Рассматриваются радиостанции городов: Тамбов, Ростов-на-Дону и Санкт-Петербург. 1. РАДИОЖУРНАЛИСТИКА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 1.1 Радиожурналист и радиожурналистика: понятие и сущность Радио появилось вторым по счету средством массовой информации после печатной прессы. Наиболее характерной его особенностью является то, что носителем информации в данном случае является только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем приём сигнала происходит в момент передачи (либо с небольшой задержкой, если передача происходит на очень больших расстояниях). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе. На сегодняшний день оно остается самый удобным средством массовой информации. Во-первых, в структуре современных СМИ радио является неприхотливым и комфортным для восприятия аудиторией. Слушание радио, как правило, не требует отказа от повседневных дел, его можно совместить и с производственной занятостью, и с бытовыми реалиями (уборкой квартиры, хозяйственными делами и т.п.). Основную часть аудитории радио во всех направлениях вещания – от музыкальных программ, новостных выпусков до передач литературно-драматических композиций - составляют автомобилисты за рулем и их пассажиры. Во-вторых, радиовещание оказывает непосредственно психологическое влияние на людей. В системе СМИ радио, ориентированное прежде всего на слуховое восприятие, воздействует эффективнее других на воображение человека. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и этим самым дает работу и мышлению, и подсознательным эмоциям. Иначе говоря, оно помогает человеку выйти из той эмоциональной «стабильности», в которую приводят его постоянно повторяющиеся, бесконечно дублирующие друг друга служебные, рабочие и бытовые обстоятельства, условия среды, регламентирующие развитие личности. Радиовещание открывает огромные возможности воздействия на аудиторию. Логика материала, внутренние взаимосвязи между частями литературного текста, система аргументации должны строиться по правилам звучащей речи. Ибо преимущества радиокоммуникации могут обернуться большими потерями, сослужить роль «бумеранга», если не брать во внимание психологические особенности восприятия. На радио важно не только то, что сказано, но и то, как сказано. Варианты тональности, логические и эмоциональные ударения, паузы, усиления и понижения силы звучания, темп, ритм – все это приемы обращения к слушателям, факторы воздействия на аудиторию. Несмотря на все эти достоинства, рекламодатели используют радио, в основном, исключительно в качестве сопроводительного средства. Использование радио в рекламной кампании как центрального смыслового средства массовой информации не приносит ожидаемого результата. Это связано, в первую очередь, с тем, что аудитория видит радио как пассивное средство информации, так как в отличие от телевидения оно не дает «картинки». Информация воспринимается только на слух, соответственно обеспечение восприятия аудиторией 70% информации достигается по получению определенного количества сообщений. Вторым достаточно существенным недостатком радио является низкая по сравнению с телевидением степень припоминания информации. Радиосообщение выделяется из общего ряда только в том случае, если оно очень ярко эмоционально окрашено или же преподносится явным лидером мнения. Третьим недостатком радио как приоритетного СМИ считается невозможность его использования для передачи сообщения о продукции, которую трудно представить зрительно, или в том случае, когда сообщение должно носить национальный характер. Взаимоотношения радио и прессы, как правило, обусловлены разделением задач этих видов СМИ. В условиях развитой системы современных СМИ получили распространение такие формулы: дело радио – информировать; дело телевидения – демонстрировать; дело газеты – анализировать и объяснять. История российского радиовещания знает много примеров совместных действий с прессой (радиомитинги 30-х годов). Сегодня в периоды предвыборной компании печать, радио и телевидение, принадлежащие одному хозяину, создают наиболее благоприятные коммуникативные возможности друг для друга: анонсируют публикации и программы, координируют выпуск соответствующих материалов по времени, адресу и стилю, тиражируют отзывы на программы, передачи и статьи, стремятся регулярно обнародовать ссылки на работу коллег. Необходимо отметить, что в такой ситуации обеспечивается такое важное условие воздействия на общественное мнение, как непрерывность потока социальной информации. Интернет расширяет возможности как радиовещателей, так и слушателей, способствуя их более тесному контакту. Вещание в Сети и электронные странички с наличием обратной связи (e-mail, раздел «Стена») дают возможность как программным директорам, так и ди-джеям узнать мнение своих слушателей о работе радиостанции, помочь сделать радиопрограммы более интересными и насыщенными, а следовательно, еще более привлекательными для потенциальных рекламодателей. Главными формообразующими и выразительными средствами радиопублицистики являются речь радиоведущего, музыка, шумы и монтаж. Все они направлены на решение задачи, которую ставит перед собой журналист и которую он воплощает в творческом процессе. Форма и тип связи всех компонентов могут быть полифункциональными. В конкретном произведении они определяются идейно-творческим замыслом, стилистическими особенностями, профессиональной подготовкой журналиста и режиссера. Радиовещание выполняет множество функций: 1 Информационная; 2 Рекламная; 3 Интегративная (формирование общественного мнения, общения); 4 Воспитательная; 5 Культурно-просветительская (эстетическая, рекреативная). Анализ структуры современного российского радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций и особенностей в его развитии. Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Определилась и консолидировалась аудитория различных радиостанций. Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей «фишки», своей аудитории – важнейшие направления развития вещания. Развитие информационного радиовещания получило новый импульс, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося перечня источников информации, новейших технологий. Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу. Особенно заметно возрастание интереса радиостанций к развлекательным, игровым программам, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию. В сегодняшнее российское радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей. Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкуренции, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов. В нашей стране, как и везде, оно имеет довольно интересную историю. [1] 1.2 Особенности развития современной российской радиожурналистики Если сегодня слово «радио» у современного молодого человека четко ассоциируется с большим разнообразием музыкально-разговорных программ, где ведущие непринужденно общаются друг с другом и с радиослушателями, устраивают всевозможные конкурсы и розыгрыши, то раньше оно было более скованным, полностью политизированным. Старшее поколение, услышав сегодняшнюю радиопередачу, ворчит по поводу легкомыслия молодежной субкультуры. В России радиоречь по традиции всегда была образцом культуры, высокой нормой, эталоном грамотности. Сейчас, к сожалению, эта традиция во многом утрачена. «Зато ваше радио было подцензурным» - могло бы возразить молодое поколение. О том, чтобы звонить прямо в эфир, не могло быть и речи, редакторы боялись «крамолы». Да и заявку сразу выполнить при старой технике было невозможно: ни компьютеров, ни лазерных дисков не было на радио всего пятнадцать лет назад. Если спросить бывших советских школьников, какая радиопередача была у них самой нелюбимой, ответят: та, под которую приходилось вставать в зимнюю темень. Это были или гимнастика, или звонкоголосая «Пионерская зорька», где ученики-отличники, бойко рапортовали о своих успехах в учебе и сборе металлолома и макулатуры, о солидарности с угнетенными детьми несчастных капиталистических стран. Кто-то вспомнит еще обязательную утреннюю декламацию лучших, проверенных дикторов – чтение передовой статьи газеты «Правда», в которой определялось и объявлялось, как надо жить советскому народу и кто сегодня мешает всеобщему счастью. Были, конечно, и замечательные, любимые передачи, но это уже после возвращения из школы. Например, «Клуб знаменитых капитанов», «Театр у микрофона», радиопостановки рассказов и повестей. Прекрасные, добрые, высококультурные актерские голоса. Словно из другого мира, совсем не из того, где царили утренние дикторы и фальшивые пионеры. Кроме того, днем и вечером в эфире выступали радиопублицисты и международные обозреватели. О чем рассказывали они народу? Вот впечатления писателя Леонида Лиходеева: «Радио гремело в гараже, немереное радио, не знавшее отдыха никогда. Оно учило слесарей воспитывать детей, бороться за мир, пеленать грудных младенцев, распознавать козни империалистов, понимать музыку, добывать уголь, ухаживать за больными, соблюдать этикет, не терять бдительности и красиво ухаживать за дамами». Небольшие динамики (их называли «репродукторами» или «громкоговорителями») звучали в цехах и конторах, в каждой парикмахерской, а в большом селе на главной площади обязательно висел серебристый десятиваттный рупор-«колокольчик», включенный с утра до вечера. На стройках, в парках культуры, на палубах речных трамвайчиков и в купе поездов дальнего следования – везде радио сопровождало советского человека. До широкого распространения магнитофонов и трехпрограммного вещания все радиосредства страны транслировали первую программу из Москвы; на час – полтора в нее могли вклиниваться местные – областные и городские – передачи. Люди побогаче помимо громкоговорителя имели еще и радиоприемник – большой, как ящик из-под мандаринов, «Урал». Он был наиболее популярным предметом престижного потребления, на нем можно было также прослушивать виниловые пластинки. Другие радиоприемники: «Балтика», «Нева», «Восток», «АРЗ» и «Москвич» не котировались – у них отсутствовал коротковолновый диапазон. Радиоприемник в комнате стоял на почетном месте. Хорошие приемники, конечно, были дефицитны, а уж иметь «Ригу-10» с барабанной вертикальной шкалой и мощнейшим динамиком или тяжелую – свыше сорока килограммов – радиолу «Мир было пределом мечтаний. И у «Мира», и у «Минска», и у «Балтики», не говоря о более дешевых приемниках, еще на заводе «обрезали» коротковолновые диапазоны, обычные для всего мира 16 и 19 м. Советский, эфир начинался с 25 м, да и то приемники были слегка недорегулированы, чтобы люди не слушали «вражьи голоса». Специальные генераторы помех безустанно наполняли эфир, добросовестно заглушая передачи «Голоса Америки», BBC, «Немецкой волны». В периоды разрядки международной напряженности эти станции вдруг начинали звучать четко – так, по BBC народ слышал полный текст «секретного» доклада Н.С. Хрущева, который на XX съезде КПСС рассказал кое-что о преступлениях сталинского режима. «Свободу» глушили всегда. Эта радиостанция «бывших» советских людей, «изменников Родины» считалась наиболее вредоносной, поскольку не сковывала себя государственной принадлежностью. Светлана Аллилуева и Абдурахман Авторханов, Андрей Амальрик и Александр Солженицын приходили на эту радиостанцию. По ночам чужеземный сигнал все же пробивался сквозь «глушилки», любознательной части населения удавалось что-то выловить из эфира даже без переделок радиоприемников и приставок к ним, компенсирующих «обрезание» диапазонов. Сейчас, конечно же, любой радиолюбитель может прослушать то, что раньше считалось запрещенным. Теперь с помощью Интернета можно прочитать пропущенное, можно даже распечатать полный текст. Не это ли имел в виду мастер коммунистической пропаганды Владимир Ульянов-Ленин, мечтая о газете без бумаги и без расстояний? Разумеется, вождь мирового пролетариата мечтал лишь о такой радиогазете, которая будет подвластна его идеям. Пролетарии всех стран могли «соединяться» лишь под строгим надзором компартии. Свобода печати, согласно Ленину, выгодна только буржуазии. А в Интернете абонент получил свободу выбора источников информации. Но впервые свободу выбора информации дал все-таки коротковолновый радиоэфир. В блокадном Ленинграде радиоточка – черный бумажный конус в железном ободке – была главным средством связи с окружающим миром. По радио объявлялись воздушные тревоги. Вещание начиналось песней «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...». Диктор Юрий Левитан читал сводки «От Советского Информбюро», а затем и приказы Верховного Главнокомандующего. Навсегда вошли в душу песни военных лет – те самые «старые песни о главном». Ближе к концу войны из черной тарелки неслись еще и «песни британских и американских союзников»: «Мы летим, ковыляя во мгле...», «Зашел я в чудный кабачок...» Правда, через несколько лет Московское радио объяснило, что никакие они не союзники, а совсем наоборот – хищные империалисты. В 1948 году опустился «железный занавес», угрожающе зазвучали песни о борьбе за мир. Но вернувшиеся с войны офицеры и солдаты ввезли в страну трофейную радиотехнику. Тут и открылся настоящий мир радио, и зазвучал повсюду разноязыкий земной шар. Идеологический занавес не мог остановить радиоволн. Вместо «Пионерской зорьки» утром можно было послушать оркестр Глена Миллера и новости из Лондона. На каждом миллиметре шкалы настройки теснились голоса и мелодии, расширяя диапазон мировоззрения. Воспоминания о послевоенном KB-радио можно встретить в мемуарах многих современников. Комиссионный магазин на Садовом кольце в Москве, куда дипломаты и разведчики сдавали избыток японской аппаратуры, появился значительно позднее. Транзисторные «Сони» и чемоданоподобные «Грундиг-сателлиты» советские люди покупали за огромные деньги именно ради полноценных КВ-диапазонов и нормальной чувствительности, избирательности, помогающих избавиться от «глушилок». Диапазон FM на территории СССР глухо молчал, а УКВ зарубежные приемники не брали. УКВ дублировал те же первую программу и «Маяк». Запрещенными были Высоцкий и Галич, очень редко в строгую систему соцреализма удавалось вклиниться «недостаточно оптимистичным» Окуджаве, Визбору, Кукину. В свое время академик Андрей Сахаров призывал брать все лучшее и от социализма, и от капитализма, способствуя сближению сторон. Но мечты о «социализме с человеческим лицом» показались властям опаснее, чем прямая антисоветчина. [2] Сегодня все радиовещание поделено в соответствии с двумя видами собственности – государственной и частной. Многие годы это казалось абсолютно невозможным. Монополия государства на эфир была стопроцентной. К концу же 90-х годов государство контролировало менее 10% общего времени вещания. Возникло четыре вида вещания (если делить по признаку собственности): – государственное; – коммерческое (частное); – муниципальное; – общественных организаций (в том числе религиозное). При этом анализ реальной практики вещания за 10 лет (с 1989 – начала процесса демонополизации эфира – по 1999) дает основание к такому выводу: муниципальные станции по всей стране неизбежно поглощаются теми или иными частными коммерческими структурами, которые в сферу своих интересов включают и радиобизнес. Есть основание предполагать, что этот процесс также неуклонно, хотя и в меньшей степени, касается общественных радиостанций. Соответственно меняется и традиционная радиожурналистика, ее организационно-творческие принципы, иногда и ценностная ориентация, приемы, методы, технология радиопроизводства. Во многом они разнонаправлены – эти принципиально разные по собственности станции и сети. Но следует также сказать, что они активно влияют друг на друга, ведь они имеют одни общие профессиональные, психологические и технологические корни. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что лучшие традиции государственного радио весьма ценны, так как они связаны с именами блестящих мастеров-репортеров и публицистов, актеров и режиссеров, музыкантов и поэтов, с великой литературой, замечательными театральными спектаклями, умными и добрыми передачами для детей. У микрофона советского радио и для него работали превосходные журналисты. Лучшие традиции отечественного радио связаны с именами подлинно великих представителей разных видов искусств XX века. Все это по праву считается национальным достоянием России. Но есть и другая сторона-привычка к интеллектуальному и материальному иждивенчеству, страх перед ответственностью, творческая ограниченность, воспитанные доктриной пресловутой «партийности», т.е. бездумного подчинения очередным распоряжениям начальства. От этих «традиций», к сожалению, никуда не уйти, они оказали и до сих пор оказывают большое влияние на весь процесс создания радиопрограмм. Партия и государство создавали структуру подчинения, в которой радио являлось одним из главных способов формирования мировоззрения, оно само было абсолютно отлаженным механизмом. Гарантировалось это ограничением инициативы исполнителей. После 1991 года, когда вместе с общественно-политической ситуацией в России начал быстро меняться и радиоэфир, далеко не все радиожурналисты, особенно старшего поколения, сориентировались в новых реалиях. «Не реформировать общество, а информировать его» – таков современный подход к журналистике. Но любая информация, любой поток истины окрашены человеческими эмоциями, что и дает широкие возможности для творчества, разумеется, в рамках профессиональных норм. Технологический прогресс привел к радикальной трансформации способов передачи информации и доступа к ней, размыванию границ между традиционными медиа, к сближению и взаимопроникновению различных видов СМИ. Выступая на научно-практической конференции "Профессия - журналист: вызовы XXI века", посвященной 60-летию журналистского образования в России, ведущий радиостанции "Эхо Москвы" Матвей Ганапольский шокировал присутствующих следующим заявлением: "На мой взгляд, радио умирает, и скоро, лет через пять-шесть, его не будет в том виде, в котором оно существует сейчас. Могилыцик радио - Интернет М. Ю. Ганапольский имел в виду прежде всего то, что Интернет уравнял в правах журналистов и нежурналистов, облегчив доступ к публичной трибуне (микрофону, экрану) для неспециалистов. С другой стороны, Интернет дает возможность получить информацию или узнать экспертное мнение по какому-либо вопросу, не дожидаясь выхода в эфир выпуска новостей или дискуссионной программы. Точность прогноза известного радиоведущего еще предстоит проверить, но нельзя не признать, что распространение Интернета и разработка новейших технологий передачи информации, в первую очередь цифровых, поставило классическое радиовещание в ситуацию острейшей конкуренции с новым СМИ, подобную той, что сложилась в середине XX в. в связи с развитием телевидения. С другой стороны, технический прогресс в сфере массовых коммуникаций открывает новые возможности перед традиционными СМИ и радиовещанием в том числе. Поначалу эфирные радиостанции стали осваивать пространство Интернета для размещения необходимой справочной информации – сетки вещания, программах, сведений о ведущих, частотах вещания и т.п., - а затем и текстов передач. Необходимо признать, что при всей незамысловатости подобного подхода это был важный, даже революционный этап в развитии радиожурналистики, потому что эфирный звуковой продукт получил визуализацию на электронных страницах радиостанций. Вначале 1990-х гг. были разработаны форматы, позволяющие распространять в Сети звук, и началась эра Интернет-вещания. Ряд источников считает точкой, от которой можно вести историю мирового сетевого радиовещания, 1993 г., когда появилось американское "Internet Talk Radio", первая в мире Интернет-радиостанция. Уже через два года радиостанция Radio НК впервые в мире запустила круглосуточное вещание только для пользователей Интернета. Традиционного эфира у нее не было. Записи транслировались через специальную программу для видеоконференций с предварительно записанных CD-дисков. А в 1999 г. компания MyCaster презентовала сервис, позволявший каждому желающему создать собственную интернет-радиостанцию. Программа была предельно проста, сервис предоставлялся бесплатно, поэтому услуга пользовалась огромной популярностью и стала, по сути, первой массовой PR-акцией по внедрению вещания в Интернете. Идея прижилась, и на сегодняшний день многие популярные радиосерверы предлагают пользователям организовать собственную радиостанцию за 10 минут, но уже не бесплатно. Через год программист американской компании "User Land Software" Дэйв Винер занялся популяризацией RSS-технологии (от англ. Really Simple Syndication - очень простое приобретение информации). Она позволяет автоматически скачивать на компьютер любую информацию без личного вмешательства пользователя. В 2002 г. в Лондоне создается сервис Last.fm, который предлагает услугу "скробблинг" (от англ. неологизма scrabbling, вариант перевода - "скрести, соскребать"), - это возможность передавать на сайт данные о музыке в компьютере пользователя, на основе которых программа может выстраивать индивидуальный плей-лист, т.е. создавать собственную радиостанцию. В 2004 г. в США появляется термин "подкастинг" (термин, образованный путем соединения двух других: iPod (название mp3-плеера фирмы "Apple") и broadcasting (англ. вещание). Подкаст - это аудиофайл в одном из популярных звуковых форматов (mpЗ или wav), который размещен в Сети, нечто среднее между блогом и любительским радио. Записанные в домашних условиях аудиофайлы (подкасты) выкладываются в Интернете в формате mpЗ, а новые выпуски можно автоматически получать через RSS. Внедрение технологии RSS позволяет рассматривать подкастинг в качестве формы вещания. Скачивать аудиофайлы различного (в том числе и информационного) содержания можно было и раньше, но автоматическая работа, во-первых, существенно упростила этот процесс, а во-вторых, позволила с легкостью добиться регулярности в получении новых подкастов. И в 2005 г. американская компания "Infinity Broadcasting" запустила первую в мире волновую радиостанцию, в эфире которой транслировались исключительно подкасты. Ранее на этой частоте в Сан-Франциско вещала обычная волновая станция, но компания изменила ее формат. Новая станция получила название "KYOURadio". К началу 2005 г. с усовершенствованием пропускных способностей Интернет-провайдеров (ISP) и с появлением широкополосного вещания почти все радиостанции обзавелись своими "веб-передатчиками", интерактивными программами и играми, онлайновыми чартами и другими специфическими услугами, предназначенными исключительно для Интернет-аудитории. В России первые Интернет-радиостанции стали появляться в середине 1990-х гг. Они рождались на фоне крупных изменений в сфере отечественного радиовещания, которое в это время постепенно начало осваивать FM-диапазон. Первые коммерческие радиостанции учились зарабатывать деньги, форматы вещания строились по шаблону американских, предпринимались попытки наладить онлайн-вещание, к тому времени уже несколько лет существовавшее на западе. [3] История отечественного Интернет-радиовещания начинается с 1996 г. До сих пор вопрос о том, кому же принадлежит пальма первенства, остается открытым. За право называться пионерами освоения пространства всемирной паутины вот уже много лет спорят три радиостанции: "Радио 101", "Серебряный дождь" и "Европа плюс". Весной 1996 г. "Радио 101", согласно официальной версии, опубликованной на сайте станции, параллельно с вещанием в УКВ-диапазоне начало трансляцию своих программ в Интернете. Постоянная трансляция вещания в Интернете была осуществлена к 1997 г. Информация с официального сайта радиостанции "Серебряный дождь" гласит: "20.10.1996 г. Радиостанция "Серебряный дождь" первая в Европе начинает круглосуточное непрерывное вещание в сети Интернет на весь мир". В то же время радиостанция "Европа плюс", заинтересовавшись новой формой вещания, в октябре 1996 г. выпустила программу Артемия Троицкого "FM Достоевский" в режиме RAS (Real - Audio Stereo). Позднее эта программа появилась в сетке вещания радиостанции "Эхо Москвы". В декабре того же года начали вещание в Интернете радиостанции "Серебряный дождь" и "Ракурс". В конце 1990-х гг. в Интернете можно было услышать такие радиостанции, как "Эхо Москвы", "Деловая волна" (РДВ), "Радио 101", "Серебряный дождь", "Хит FM", "Станция 2000" и др. Помимо официальных веб-сайтов, созданных по заказу руководства станции, возникают также неофициальные "странички", которые готовятся поклонниками радиостанции. Эти сайты зачастую наполнены более интересной информацией и фотографиями, как, например, неофициальный сайт радио "Максимум", который во многом любопытнее официального для определенного круга радиофанатов или поклонников той или иной "звезды" современного искусства. Или проект www.fmradio.ru, где собираются поклонники радиостанций московского FM-диапазона. Часто электронные страницы радиостанций начинают жить самостоятельно и независимо от вещательных программ. Время от времени обновляется их дизайн: появляются новые картинки, меняются "обои" - фон, на котором располагаются текстовые и фотоматериалы, добавляются новые фотографии, "аудиосэмплы" - примеры джинглов ("отбивок" и позывных радиостанции). С помощью специального счетчика посещений, расположенного на главной страничке сайта, можно отследить, сколько человек - потенциальных слушателей или рекламодателей - ежедневно "посещают" сервер радиостанции. Следует заметить, что ряд радиостанций, которые в силу разных причин прекратили вещание в эфире, продолжали свою работу в Интернете. Так, закрывшаяся в декабре 1997 г. радиостанция "Ракурс" (792 kHz, CB) длительное время благополучно продолжала существовать в Сети. На сайте http://www.rakurs.ru поклонники "Ракурса" могли узнать новости из жизни полюбившихся ведущих, найти информацию о концертах, услышать главный джингл радиостанции и даже небольшой аудиоролик с участием популярного ведущего Сергея Рымова. Какое-то время после прекращения FM-вещания радиостанции "Ультра" многочисленные поклонники могли слушать ее только в Интернете. Полностью отказались от традиционных форм работы и начали вести вещание исключительно в Интернете "Радио Softwave" и "Радио 101". В 2007 г. на базе ресурса www.101.ru был запущен Интернет-портал, который транслирует как оффлайновый продукт - радиостанции "Вещательной корпорации Проф-Медиа" NRG, "Авторадио" и "Радио Алла" - так и более 100 онлайновых музыкальных радиоканалов, демонстрирующих широкий спектр стилей и направлений. К уникальным проектам портала можно отнести, например, авторский канал Владимира Спивакова, специальную интернет-радиостанцию "Машина времени" и др. Эфирные вещатели, транслируя свои программы в сети, могли расширить аудиторию за счет Интернет-пользователей. К 1998 г. в Москве, например, почти не осталось коммерческих FM-радиостанций, равнодушных к этой новой форме распространения передач. Аудитория радиостанции в Интернете и в эфире не совпадает, прежде всего, по географическим показателям. Так, аудитория сайта "Русского радио", по данным рейтинга Rambler's Top100, почти на 65% состоит из жителей зарубежных стран, схожую картину демонстрирует большая часть сайтов российских радиостанций. Объясняется это просто: у "иностранцев" меньше проблем со связью, и "тяжелые" аудиофайлы, даже оцифрованные, с высоким битрейтом они "принимают" гораздо проще, нежели россияне. Кроме того, у них попросту нет возможности послушать эту радиостанцию в эфире. Немалые различия аудиторных показателей демонстрируют и социально-демографические исследования: типичный слушатель станции, вещающей в Интернете, - мужчина 20 - 40 лет, житель города, офисный работник. Эти характеристики справедливы и для Интернет-аудитории информационных станций, эфирная аудитория которых традиционно является достаточно возрастной. Что касается поведенческих особенностей Интернет-пользователей, то они обладают активной жизненной позицией, любят составлять свое мнение обо всем самостоятельно и принимать участие в интерактивных акциях (конкурсах, чатах, определении рейтингов и так далее). ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: