- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Пути повышения эффективности администрирования налога на доходы физических лиц
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004277 |
Тема: | Пути повышения эффективности администрирования налога на доходы физических лиц |
Содержание
АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» НАЛОГОВЫЙ ИНСТИТУТ Кафедра налогового администрирования и правового регулирования БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: «Пути повышения эффективности администрирования налога на доходы физических лиц» Студента 5 курса заочной формы обучения Самылиной Виктории Юрьевны ______________________ (подпись) Направление «Экономика» направленность (профиль) налоги и налогообложение Научный руководитель: ______________________ (подпись) д.э.н. Савина О.Н. Допущена к защите заведующий кафедрой ______________________ (подпись) к.э.н. Горбатко Е.С. «__» _____________ 2017 г. Москва 2017 СОДЕРЖАНИИЕ ВВЕДЕНИЕ..………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ…...………………………………………………..6 1.1 История налога на доходы физических лиц…………………………...6 1.2 Нормативная база налога в РФ……………………………………...…..9 1.3 Налоговые вычеты: стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные, профессиональные…………..…………………………...…..18 ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА В РФ……………………….........................................................................................4 2.1 НДФЛ с доходов в виде заработной платы…………………………...24 2.2 НДФЛ с доходов в виде дивидендов..………………………..……….27 2.3 НДФЛ с доходов в виде выигрышей, подарков, призов…………..…32 ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧНЕСКИХ ЛИЦ В РФ……………………………….38 3.1 Приоритетные направления и проблемы развития налога на доходы физических лиц………………………………………….…………………….…38 3.2 Совершенствование механизм исчисления НДФЛ…………...…...…44 3.3 Зарубежная практика взимания налогов с физических лиц……........48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...54 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..57 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….59 ВВЕДЕНИЕ Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одно из основных мест в налоговой системе Российской Федерации занимает налог на доходы физических лиц, непосредственно влияющий на построение всей налоговой системы в целом, а так же на финансовое состояние граждан. Именно этим обоснована необходимость детального рассмотрения налога и нахождение путей его совершенствования и преобразования. С исторических времен налог на доходы физических лиц являлся одним из главных бюджетообразующих налогов. От его собираемости зависит не только федеральный, но и региональные и местные бюджеты. Среди многообразия проблем, связанных с вопросами данного налога, особую актуальность занимают - несовершенство налоговой базы по подоходному налогу, слабое администрирование сбора налога. Анализ практики последних лет показывает неэффективность и бесперспективность предпринятых мер по устранению недостатков системы налогообложения путем внесения частичных изменений в налоговое законодательство. В первую очередь для решения проблемы достижения баланса интересов государства и налогоплательщиков необходимо проведение полномасштабной налоговой реформы. В качестве объекта исследования выступает налог на доходы физических лиц. Предметом исследования является практика исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц. Цель дипломной работы - комплексное изучение теоретических и практических проблем регулирования налога на доходы и физических лиц и выработка предложений по их устранению. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: 1) рассмотреть теоретические основы налога на доходы физических лиц; 2) проанализировать особенности исчисления и уплаты подоходного налога; 3) выявить пути совершенствования налога на доходы физических лиц. Методологическую основу исследования составили методы диалектики, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, абстрактно-логический (приемы сопоставлений, системного анализа), а также приемы анализа и сравнения, обобщения результатов. В работе использовались и эмпирические методы познания: исследование нормативных документов по вопросам организации бухгалтерского учета, печатных изданий и других средств массовой информации, по вопросам, относящимся к теме исследования. При подготовке к выполнению работы были изучены законодательные, нормативные акты РФ, научная литература, периодика, а также использованы возможности справочных правовых систем «Консультант-Плюс» и «Гарант» и другие. Теоретическую основу работы составили труды таких выдающихся деятелей, как Гончаренко Л.И., Косов М.Е, Лыкова Л.Н., Шмелев Ю.Д., Черник Д.Г. и др. Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложений. В 1 разделе рассмотрены теоретические основы налога на доходы физических лиц. Во 2 разделе рассмотрены особенности исчисления и уплаты налога. В 3 разделе проанализированы проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в РФ. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ 1.1 История налога на доходы физических лиц Самым древним предком налога на доходы физических лиц можно считать дань, она представляла собой некий платеж, который князья или военные начальники взимали с побежденного племени. По свое сути дань являлась предналогам, налогоплательщики, которого, были абсолютно бесправны, чем непременно пользовались ее сборщики. Возникновение самого налога в России берет начало с 11 февраля 1812 года, в связи с принятием манифеста о преобразовании комиссий по погашению долгов. Именно благодаря этому манифесту был введен сбор с помещичьих доходов. Ставки этого сбора имели прогрессивный характер. Налог на доходы появился в общемировой практике достаточно давно и сейчас он действует почти во всех странах мира. Впервые налог был введен в Великобритании. Она ввела этот налог в 1978 году. Этот налог, был построен на внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.). Введение подоходного налога в той или иной стране было обусловлено ее внутренними потребностями в пополнение бюджетной системе. При всех различных причинах может выделять одну главную, характерную для всех стран. Потребность государства в дополнительных средствах, вызванная образованием задолженности, военными и другими расходами. В то же время набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости налогообложения, которое не устанавливало различий между бедными и богатыми и тем самым перекладывало налоговую нагрузку на менее состоятельных граждан. Поэтому и было принято решение ввести НДФЛ, суть которого заключалась в установлении равноправия налогообложения на основе прямого определения доходов каждого плательщика. Объектами налога на доходы выступали доходы плательщиков (физических лиц). Исторически сложились две формы построения налога: шедулярная и глобальная. Шедулярный налог уплачивался по разделам, так называемым шедулам, который соответствовал различным источникам доходов. Глобальный подоходный налог был гораздо распространение. Глобальная форма предполагала обложение совокупного дохода плательщика независимо от источника дохода (свое возникновение данная форма берет в Пруссии). 1 В России впервые подоходный налог был представлен на рассмотрение Думы в 1907 г., но принят лишь 6 апреля 1916г. Это был единственный из всех налогов, который предстояло взимать не с коллективных налогоплательщиков, а с суммы личных совокупных доходов населения, кроме того, ему предстояло стать единственным универсальным налогом, взимаемым со всего населения страны. Подоходный налог был необычен и тем, что в его основе лежала декларация о доходах, то есть добровольное согласие налогоплательщика раскрыть информацию о своих доходах. Эта мера предполагала, что каждый налогоплательщик будет сознательно, с пониманием своего долга, сотрудничать с правительством. В 1916 году происходит реформа, в которой правительство отдает предпочтение не английской, а прусской системе налогообложения. Прусская налоговая система представляла собой комплексное налогообложение, при котором налогоплательщик был обязан декларировать все источники своих доходов. Ставка налога исчислялась по прогрессивной шкале налогообложения и устанавливались в размере от 7% до 12%. Начало становления налога на доходы в экономической системе страны было запланировано на 1917 год, но было отложено из-за февральской революции. В СССР подоходный налог с населения был введен на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 года. Его уплачивали граждане, которые имели самостоятельный источник дохода, независимо от места проживания, а также иностранные лица и лица без гражданства, имевшие на территории СССР источники дохода. В советские времена этот налог был установлен и действовал по следующим принципа: - платили абсолютно все граждане и со всех доходов; - налоговую базу исчисляли каждый месяц, кроме кустарей, ремесленников и лиц, занимающихся частной практикой - у них она исчислялась за календарный год; - ставки налога устанавливались по прогрессивной шкале, но по каждой социальной группе отдельно: рабочие, служащие и совместители; работники свободных профессий (писатели, артисты, художники и т.д.); кустари, ремесленники и служители религиозных культов. 2 Ставки налога устанавливались в размере 13, 60, 90 процентов. Льготы также были установлены по социальному признаку. Этот налог был создан на основе опыта его взимания в разных странах, так как своего опыта у СССР по сути не было. Новым этапом в истории развития налога на доходы стал переход России на рыночные отношения. К 1992 г. была создана абсолютно новая экономическая система, которая состояла более чем из 60 видов налогов и сборов. В том числе Верховным Советом РСФСР был принят Закон от 7 декабря 1991 г. «О подоходном налоге с физических лиц». Основными элементами налога являлись: единая шкала прогрессивных ставок с совокупного годового дохода, перечень необлагаемых налогом доходов, вычеты из этого дохода по социальным группам и уменьшение налогооблагаемой базы на расходы, связанные с приобретением недвижимости, предпринимательской деятельностью и благотворительностью. В период с 1991 по 2000 г.г. в этот закон неоднократно вносились изменения и дополнения, поправки более чем 21 раз, в том числе и шкала ставок налога, которая изменялась 9 раз, но всегда оставалась прогрессивной. Минимальная ставка была установлена в размере 12%, а максимальная ставка изменялась и составляла от 30% до 60% совокупного облагаемого дохода. В дальнейшем развитие рыночных экономических отношений привело к созданию Налогового кодекса и в третье тысячелетие Россия вступила с этим важным документом. Глава 23 Налогового кодекса РФ называется «Налог на доходы физических лиц» (статьи 207-232) и Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ она вводится в действие с 1 января 2001 года, и с этого же времени утрачивает силу все законодательство о подоходном налоге с физических лиц. Таким образом, формально изменено название налога, а с правовой точки зрения отменен один налог и введен новый налог.3 Основными характерными признаками новой системы налогообложения являются: - отказ от прогрессивной шкалы налогообложения и введение единой налоговой ставки в размере 13% для большей части доходов граждан; - значительное увеличение применяемых налоговых льгот и вычетов; - внесение изменений в определение налогооблагаемой базы. С 2001 года по настоящее время налог на доходы физических лиц регулируется главой 23 Налогового кодекса РФ, но на постоянной основе вносятся изменения, меняются ставки налога, предельная сумма, категории льготников. Таким образом, налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет Российской Федерации. Его уплачивает более половины населения страны, что составляет десятки миллионов российских граждан. С момента принятия главы 23 Налогового Кодекса РФ в нее неоднократно вносились, а так же вносятся по сей день изменения и дополнения. Однако ряд проблем в ней по-прежнему не освещен должным образом. 1.2 Нормативная база налога в РФ Налог на доходы физических лиц устанавливается главой 23 Налогового Кодекса РФ и относится к федеральным налогам, которые включают в себя основные элементы, прописанные в ст. 17 НК РФ. Элементы налогообложения: 1. налогоплательщики; 2. объект налогообложения; 3. налоговая база; 4. налоговый период; 5. налоговая ставка; 6. порядок исчисления налога; 7. порядок и сроки уплаты; 1. Налогоплательщики. На основании статьи 207 НК РФ налогоплательщиками являются физические лица, которые признаются как резидентами, так и не резидентами, получающие доходы на территории Российской Федерации. Налоговые резиденты – это физические лица, которые фактически находятся на территории Российской Федерации не меньше 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. На основании статьи 208 НК РФ к доходам получаемым физическими лицами от источников в РФ относятся: 1. дивиденды и проценты, полученные от российской организации; 2. страховые выплаты; 3. доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или иных смежных прав; 4. доходы, полученные от сдачи в аренду, от реализации, как движимого, так и недвижимого имущества; 5. иные доходы. Доходы, полученные от источников за пределами РФ: 1. дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации; 2. страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации; 3. доходы, полученные от сдачи в аренду, от реализации, как движимого, так и недвижимого имущества, находящегося за пределами РФ; 4. иные доходы (пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты), полученные за пределами РФ. В соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению, такие доходы как: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком); государственные пенсии; вознаграждения донорам; алименты; стипендии; доходы от продажи недвижимого имущества, находившихся в собственности налогоплательщика (резидента) 5 лет и более и другое. 2. Объектом налогообложения является доход, которые получают физические лица – резиденты от источников в Российской Федерации и (или) от источников за ее пределами, а нерезиденты от источников Российской Федерации. 3. Налоговая база. По каждому виду доходов, в отношении которых установлены разные ставки, налоговая база определяется отдельно. В отношении доходов, для которых установлена ставка 13% налоговой базой, является денежное выражение доходов, которые подлежат уменьшению на сумму налоговых вычетов. В отношении доходов для которых установлены иные ставки (9, 15, 30, 35%) налоговой базой выступает денежное выражение доходов, в отношении которых налоговые вычеты не применятся. 4. Налоговым периодом по налогу признается календарный год. 5. Ставки. В соответствии со статьей 224 НК ПФ по налогу на доходы, установлены следующие ставки – 13, 35, 30, 15%, 9%. В отношении основных доходов установлена ставка 13%. Доходы получаемые от любых выигрышей, призов в целях рекламы, превышающие 4000 руб., а так же от процентных доходов по вкладам в части превышения размеров, установленных НК РФ ст. 214.4 ставка налога установлена в размере 35 %. Ставка в размере 30% применяется в отношении доходов, которые получают физические лица, не являющимися налоговыми резидентами РФ (кроме доходов, полученных от трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста, длят которых установлена ставка 13%, а так же дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, по которым ставка установлена 15% ).4 Налоговая ставка устанавливается в размере 9% в отношении доходов полученных в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием. Нагляднее суммы налогов, исчисленных исходя из применения разных ставок, можно увидеть в следующей таблице. Таблица 1 Основные показатели налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, исчисленных по ставкам, применяемым в РФ. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 2016 год В % к предыдущему году Налоговая база по ставке 13% (млн. руб.) 19 733 928.6 107.1 Сумма исчисленного налога по ставке 13% (млн. руб.) 2 565 494.7 107.1 Налоговая база по ставке 9% (млн. руб.) 1 111 587.6 151.8 Сумма исчисленного налога по ставке 9% (млн. руб.) 100 004.9 151.7 Налоговая база по ставке 15% (млн. руб.) 6 248.0 141.1 Сумма исчисленного налога по ставке 15% (млн. руб.) 932.5 141.0 Налоговая база по ставке 30% (млн. руб.) 48 522.8 100.9 Сумма исчисленного налога по ставке 30% (млн. руб.) 14 477.2 101.0 Налоговая база по ставке 35% (млн. руб.) 7 017.6 87.2 Сумма исчисленного налога по ставке 35% (млн. руб.) 2 435.7 87.4 Налоговая база по иным ставкам (млн. руб.) 11 046.7 134.9 сумма исчисленного налога по иным ставкам (млн. руб.) 1 498.2 138.9 Таким образом на основании данных Таблицы .. можно сделать вывод о том, что наибольшая налоговая база по НДФЛ формируется при исчислении налога по ставке 13%, почти в два раза этот показатель меньше при применении ставки 9%, а наименьшая налоговая база по иным ставкам, установленным НК РФ. Таблица 2 Основные показатели налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, исчисленных по ставкам, применяемым в субъекте РФ. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 2016 год В % к предыдущему году Налоговая база по ставке 13% (млн. руб.) 4 425 041.6 107.7 Сумма исчисленного налога по ставке 13% (млн. руб.) 575 374.1 107.7 Налоговая база по ставке 9% (млн. руб.) 372 197.8 156.2 Сумма исчисленного налога по ставке 9% (млн. руб.) 33 505.3 156.3 Налоговая база по ставке 15% (млн. руб.) 2 876.0 144.2 Сумма исчисленного налога по ставке 15% (млн. руб.) 423.2 142.1 Налоговая база по ставке 30% (млн. руб.) 15 096.3 97.2 Сумма исчисленного налога по ставке 30% (млн. руб.) 4 481.7 97.5 Налоговая база по ставке 35% (млн. руб.) 2 683.4 89.3 Сумма исчисленного налога по ставке 35% (млн. руб.) 937.7 89.8 Налоговая база по иным ставкам (млн. руб.) 4 396.2 128.5 сумма исчисленного налога по иным ставкам (млн. руб.) 584.4 132.6 Наибольший % исчисленного налога на доходы физических лиц, приходится на субъект Российской Федерации – г. Москва. 6. Порядок исчисления налога. Исчисляется как соответствующая налоговой ставке, процентная доля налоговой базы. Общая сумма налога исчисляется по итогам налогового периода относится ко всем доходам налогоплательщика, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду. 7. Порядок и сроки уплаты. Налоговые агенты исчисляют и уплачивают налог не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком доходов. Налоговыми агентами выступают российские организации, нотариусы, индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, на которых возлагается обязанность по перечислению исчислению или удержанию суммы налога в бюджет по месту своего нахождения, а так же и по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Физические лица, которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а так же нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица, по суммам доходов, полученных от такой деятельности обязаны подать декларацию в установленные законом сроки, а так же самостоятельно исчислить и уплатить налог в бюджет. Физические лица, указанные в ст. 227, 228 НК РФ( получившие вознаграждения, доходы от продажи имущества, находившегося в собственности менее 5лет, и др.), в соответствии со ст. 229 НК РФ обязаны подавать декларацию. Срок подачи налоговой декларации, установленный НК РФ - не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии со статьей 119 НК РФ за несвоевременную подачу налоговой декларации установлен штраф в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% и не менее 1000 руб.5 Подводя итог вышеизложенному, налог на доходы физических лиц является федеральным налогом, который представляет собой часть дохода физического лица, взимающегося в пользу государства и играет значительную роль в формировании бюджета страны. 1.3 Налоговые вычеты: стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные, профессиональные Налоговым Кодексом Российской Федерации предусмотрено получение следующих налоговых вычетов для налогоплательщиков по налогу на доходы физических лиц: 1.Стандартные налоговые вычеты регламентируются статьей 218 НК РФ и предоставляются в фиксированном размере за каждый месяц налогового периода, следующим категориям граждан: 1) Вычет в размере 3000 рублей предоставляется для лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а так же вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк"; инвалидов Великой Отечественной войны; военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии, полученных при защите СССР, Российской Федерации и др. 2) Вычет в размере 500 рублей предоставляется Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, а также лицам, награжденным орденом Славы трех степеней; лицам, находившимся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны; инвалидам с детства, а также инвалидам I и II групп, а так же лицам, отдавшим костный мозг для спасения жизни людей и др. 3) Вычет предоставляемый родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителю на обеспечении которых находится ребенок, в размере: 1. на первого и второго ребенка - 1400 рублей; 2. на третьего и каждого последующего ребенка - 3000 рублей; 3. на каждого ребенка до 18 лет, если он является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы - 12000 рублей. Вычет предоставляемый опекуну, попечителю, приемному родителю, супругу (супруге) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующем размере: 1. на первого и второго ребенка - 1400 рублей; 2. на третьего и каждого последующего ребенка - 3000 рублей ; 3. на каждого ребенка до 18 лет, если он является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы - 6000 рублей. Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю, но случае вступления в брак предоставление вычета в двойном размере прекращается. Так же, налоговый вычет может быть предоставлен в двойном размере, в случае если один из родителей (приемных родителей) отказывается от получения стандартного вычета. Налоговый вычет предоставляется до наступления превышения дохода налогоплательщика 350000 рублей. Налогоплательщикам, которые имеют право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов. Если налогоплательщик в течении всего налогового периода не получил стандартный вычет либо получил, но не в полном размере, то он вправе обратиться в налоговый орган по месту жительства для получения налогового вычета на основании подтверждающих документов и представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ. 2. Социальные налоговые вычеты регламентируются статьей 219 НК РФ, и предоставляются налогоплательщикам в сумме: 1) доходов, перечисляемых в виде пожертвований: благотворительным организациям, осуществляющим деятельность в области культуры, науки, физической культуры и спорта, религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности и др. Вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов, но не более чем 25% от полученного за налоговой период дохода; 2) уплаченной налогоплательщиком за свое обучение, но не более 120000 рублей в год и за обучение детей в возрасте до 24 лет (опекуном, попечителем в возрасте до 18 лет) по очной форме обучения в размере не более 50000 руб. 4) уплаченной за медицинские услуги в налоговом периоде в размере не более 120000 руб.; 5) расходов уплаченных по договорам личного добровольного страхования (страхования супруга(супруги), родителей, детей (в том числе усыновленных) но не более 120 000 руб. ; 6) в сумме расходов на дорогостоящее лечение в медицинских организациях. Сумма вычета принимается в размере фактически произведенных расходов; 7) уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов, по договорам пенсионного обеспечения (в случае заключения таких договоров сроком не менее чем на 5 лет) в размере не более 120 000 руб.; 8) в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой квалификации на соответствии требованиям к квалификации в организациях. Социальный налоговый вычет можно получить при подаче налоговой декларации (форма 3-НДФЛ) в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика. Форма 3-НДФЛ представлена в приложении 2. В случае письменного обращения налогоплательщика к работодателю налоговый социальный вычет может быть предоставлен до окончания налогового периода. 3. Инвестиционный налоговый вычет регламентируется статье 219.1 НК РФ и предоставляется налогоплательщикам в размере положительного финансового результата, в налоговом периоде от реализации ценных бумаг, и находившихся в собственности не менее 3 лет, в сумме денежных средств внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет в размере не превышающем 400000 руб.6 4. Имущественные налоговые вычеты установлены статьей 220 НК РФ и предоставляются при приобретении ( строительстве) жилых домов, квартир, комнат или долей (доли) в них, земельных участков и предоставляется в размере произведенных расходов, но не более чем 2 000 000 руб., без учета суммы уплаченных процентов( их размер установлен не более чем 3 000 000 руб.). Указанный имущественный налоговый вычет может быть получен в налоговом органе при подаче налоговой декларации по окончании года, либо у работодателя до окончания года. Доход, полученный при продаже имущества, может быть уменьшен на сумму так называемого имущественного вычета. Данный вычет предоставляется при продаже недвижимого и иного имущества, которое находилось в собственности налогоплательщика менее 5 лет. К недвижимому имуществу, при продаже которого можно получить вычет, относятся жилые дома, квартиры, комнаты, включая приватизированные жилые помещения, дачи, садовые домики, земельные участки, а также доли в указанном имуществе. Иное имущество составляют автомобили, нежилые помещения, гаражи. Если имущество находилось в собственности налогоплательщика менее пяти лет, вычет предоставляется в сумме, не превышающей: - для жилой недвижимости и земельных участков 1000000 руб.; - для иного имущества 250 000 руб. 5. Профессиональные налоговые вычеты имеют право получить физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и другие лица и др. Вычет предоставляется в размере 20% от полученных доходов в налоговом периоде. При определении налоговой базы все расходы должны быть оформлены документально. Таблица 3 Статистические данные по заявленным налоговым вычетам налогоплательщиками в 2016 году Наименования показателя Всего Общее количество представленных деклараций формы 3-НДФЛ о доходах 2016 года, введенных в информационные ресурсы налоговых органов в отчетном периоде (единиц) 7 811 824 Общая сумма налога, подлежащая к уплате (доплате) в бюджет (тыс.руб.) 84 018 919 Общая сумма налога, подлежащая возврату из бюджета (тыс.руб.) 171 184 578 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам, перечисленным налогоплательщиком в виде пожертвований (единиц) 6 251 Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов по суммам, перечисленным налогоплательщиком в виде пожертвований по декларациям (тыс. руб.) 2 206 734 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обучения (единиц) 417 949 Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов по суммам, уплаченным за обучение детей по очной форме обучения (тыс. руб.) 15 968 242 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за свое обучение, за обучение брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения, по декларациям (единиц) 399 423 Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов по суммам, уплаченным за свое обучение, за обучение брата (сестры) в возрасте до 24 лет по очной форме обучения (тыс. руб.) 14 567 733 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам, уплаченным за лечение и приобретение медикаментов (за исключением расходов по дорогостоящему лечению) (единиц) 719 358 Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов по суммам, уплаченным за лечение и приобретение медикаментов (за исключением расходов по дорогостоящему лечению), по декларациям (тыс. руб.) 29 205 725 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам расходов по дорогостоящему лечению, по декларациям (единиц) 87 790 Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов по расходам по дорогостоящему лечению по декларациям (тыс. руб.) 11 389 121 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты по суммам страховых взносов, уплаченным по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, по декларациям (единиц) 55 321 Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов по страховым взносам, уплаченным по договорам добровольного личного страхования, а также по договорам добровольного страхования супруга (супруги), родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет, по декларациям (тыс. руб.) 1 391 795 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены социальные налоговые вычеты, предусмотренные пп.4 и пп.5 п.1 ст. 219 НК РФ, по суммам пенсионных и страховых взносов, уплаченным по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования и добровольного страхования жизни, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, по декларациям (единиц) 142 470 Общая сумма предоставленных социальных налоговых вычетов, предусмотренных пп.4 и пп.5 п.1 ст. 219 НК РФ, по суммам пенсионных и страховых взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, добровольного пенсионного страхования и добровольного страхования жизни, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, по декларациям (тыс. руб.) 2 678 244 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены инвестиционные налоговые вычеты, предусмотренные пп.2 п.1 ст. 219.1 НК РФ, по декларациям (единиц) 8 666 Общая сумма предоставленных инвестиционных налоговых вычетов в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет по декларациям (тыс. руб.) 2 530 946 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены профессиональные налоговые вычеты, по декларациям о доходах 2015 года (единиц). 98 627 Общая сумма предоставленных профессиональных налоговых вычетов, по декларациям (тыс. руб.) 1 477 817 627 Количество налогоплательщиков, которым предоставлены имущественные налоговые вычеты по расходам на новое строительство либо приобретение объектов недвижимого имущества, по декларациям о доходах (единиц) 3 606 243 Общая сумма предоставленных имущественных налоговых вычетов, по расходам на новое строительство либо приобретение объектов недвижимого имущества, по декларациям (тыс. руб.) 1 200 485 432 Количество деклараций о доходах 2015 года, по которым возврат налога подтвержден в полной сумме, заявленной налогоплательщиком (единиц) 5 055 495 Исходя из данных, представленных в Таблице 3 , можно сделать вывод, о том, что более половины представленных деклараций, подтверждаются в полной сумме вычетов, заявленных налогоплательщиками. Наибольший процент заявленных налогоплательщиками вычетов приходится на имущественный налоговый вычет.7 Таким образом, подводя итог, налоговое законодательство РФ не только требует обязательного взимания налога на доходы физических лиц, но и устанавливает вычет налогов, уплаченных физическими лицами. Сегодня правительство РФ имеет много инициатив, направленных на поддержание тех или иных групп населения. Данное поддержание осуществляется, помимо прочего, за счет налоговых вычетов. При использовании налоговых вычетов уменьшается налоговая база по налогу на доходы физических лиц, соответственно уменьшается сумма налога с полученных доходов, подлежащего уплате, и увеличивается сумма, которая остается у налогоплательщика. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ В РФ 2.1 НДФЛ с доходов в виде заработной платы Законом установлена обязанность по уплате налога с доходов для всех граждан, при этом предприятие, которое начисляет работнику доходы, играет роль посредника в оплате этого налога, то есть является налоговым агентом. Именно налоговый агент должен удержать и перечислить сумму налога государству. Документальное подтверждение исчисления и удержания сумм налога оформляется справкой 2-НДФЛ (см. прил. 1). При начислении зарплаты сумма начисленной зарплаты облагается налогом с доходов физических лиц по различным ставкам. Например, для резидентов РФ установлена ставка 13%, а для нерезидентов РФ – 30%. Сумма начисленной заработной платы сначала уменьшается на сумму вычетов и только после этого рассчитывается налог на доходы физических лиц. Все расчеты налога с доходов резидента РФ можно выразить следующей формулой: (сумма начисленной зарплаты – вычеты) * 13%. При расчете налога с доходов нерезидента РФ вычеты не предоставляются. И расчет НДФЛ рассчитывается по иной формуле: сумма начисленной зарплаты * 30%. Варианты начисления зарплаты и расчета налога на доходы: Ситуация 1. Работник отработал без прогулов, отпускных и больничных. Ежемесячный оклад работника составляет 20000 рублей. Работник имеет право на получение стандартного налого....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: