VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Публицистика как вид речевого жанра

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000867
Тема: Публицистика как вид речевого жанра
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты языковых средств выражения экспрессивности в публицистических текстах 
1.1 Публицистика как вид речевого жанра 
   ПУБЛИЦИСТИКА (от лат. - общественный) — прозаическое или стихотворное произведение, откликающееся на актуальные вопросы общественно-политической жизни страны, характеризующееся злободневным содержанием, предназначенное для воздействия на сознание широкого круга читателей. Прогнозируя будущее и осмысляя прошлое, публицистика прежде всего ведет разговор о настоящем, о проблемах современности. Объектом публицистики являются социальные, политические, идеологические, философские, литературно-эстетические, нравственные, религиозные, экономические, экологические, педагогические и другие вопросы.
   В соответствии с проблематикой публицистика делится на следующие виды: политико-идеалогическая, философская, литературно-критическая, морально-этическая. Среди публицистических жанров выделяются корреспонденция, статья, очерк, репортаж, фельетон, памфлет, обзор, открытое письмо, рецензия. Публицистика только в исключительных случаях использует вымысел, хотя не пренебрегает догадками, гипотезами, прогнозами во имя постижения реальности. Основными составляющими серьезного публицистического текста являются факт, мнение, аргумент, проблема, концепция, вывод.
   У истоков отечественной публицистики находятся «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским, публицистические тексты Н.И. Новикова, «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. В дальнейшем русской публицистике, вне зависимости от политических и территориальных обстоятельств, были свойственны напряженные поиски истины, попытки постижения и анализа важнейших моментов жизни. «Публицистика лишь тогда имеет смысл, когда она действенна, - был убежден один из самых ярких публицистов советской эпохи В.В. Овечкин. - А бездейственность публицистики - это хуже даже полного отсутствия публицистики...»

К публицистике относятся литературные произведения, описывающие животрепещущие общественно-политические вопросы, рассматривающие их исходя из убеждений определенных соцгрупп и классов, в целях конкретного воздействия на общество и потому нередко содержащая ярко выраженные оценки, призывы и тому схожее. Публицистика естественно является частью общей литературной культуры.
Цель публицистики - повлиять на общество, привлечь внимание людей к какому-либо факту, достигнуть от их реакции. В публицистике всегда существует верно, выраженная авторская позиция и отсутствует художественный вымысел. Публицистика сформировывает публичное мировоззрение, создатели вступают в дискуссии вместе, защищая свою точку зрения. Публицистический стиль отличается чувственностью, полемичностью.
В то время как живописец выражает свои идеологические утверждения через систему образов, у публициста образы привлекается только как одно из средств выражения мысли, которое может и отсутствовать, не нарушая основного принципа построения публицистической работы.
От научно-теоретических работ публицистика отличается тем, что она не имеет специфичных черт научного исследования и пользуется теми либо другими исследованиями, стремясь к разработке вопросов публичного порядка и свету их уже на базе добытого научного познания.
Охватывая огромное содержание в настолько различных жанрах, публицистика содержит в себе массовую агитационную и пропагандистскую литературу.
Но публицистика существует не только лишь как самостоятельный вид литературы, она часто прорывается в смежные области, выступая там в качестве «публицистической тенденции».
Систематизацию начнем с морфологических (греч. morphe - форма + logos - учение) признаков. Аристотель в базовых трудах “Поэтика” и “Риторика” (середина I в. до н.э.) доказал деление литературы на роды зависимо от метода отражения реальной реальности (поэзия - особенный вид лирики, проза - эпическое произведение, драма - диалог). Продолжая традиции литературоведения и искусствоведения, теория журналистики также изучает роды, виды и жанры журналистских произведений. Причина такового деления кроется в обилии типов публичной практики человека, невероятном многообразии окружающего нас мира и творческих способностей его отражения.

Любой из видов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.
* Публицистика (от лат. publicus - публичный) - метод организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных животрепещущим дилеммам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идейную роль, влияя на деятельность разных соц институтов и в целом на публичное сознание.
 Следуя классификации В.Л. Цвика,среди видов публицистики следует выделить:
- информационную публицистику,
- аналитическую публицистику,
- художественную публицистику.
Произведения этих можно повстречать в любом из видов журналистики. Тут в качестве более существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения определенного актуального материала. Информация, фиксируя,  констатирует, аналитическая публицистика  осмысливает и обобщает, художественное творчество  типизирует.
В свою очередь, любой из журналистских видов разделяется на подвиды, либо жанры. Видовое и жанровое членение отображает стремление осмыслить реальный мир во всем обилии действительности.
Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует находить в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики.

Некоторые жанры можно назвать  общежурналистскими: используя специальные изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Для других жанровых форм типично внедрение исключительно в одном роде: в печати, к примеру, передовая статья, на радио - перекличка, на ТВ - телемосты.
К жанрам информационной публицистики относят  заметку, текст которой может быть размещен в газете, прочитан на радио, аккомпанировать изображение на ТВ; интервью (общежурналистский жанр); событийный репортаж, имеющий специальные черты в каждом из родов журналистики.
К жанрам аналитической публицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж, корреспонденция, беседа, комментарий, обозрение в прессе, на радио и ТВ.
К жанрам художественной публицистики относятся: зарисовка, очерк, эссе, фельетон и другие сатирические жанры.
Любой из жанров обладает большим числом форм. К примеру, обширно распространенная разновидность интервью - пресс-конференция. 
Протокольный репортаж с официального происшествия называется отчетом. Периодически в отдельный жанр выделяют  расследование. Ток-шоу на телевидении появились из обыкновенной беседы, но перевоплотился в самостоятельный жанр, имеющий черты как аналитической, так и художественной публицистики. 
Художественно-публицистические жанры - это жанры, в каких предлагается интерпретирующая информация на базе художественного анализа явлений и нравов. Это изображение жизни, а не рассуждения о ней. В кадре либо за кадром всегда находится человек.
Публицистика часто просачивается в художественную и научную литературу.
Общие свойства публицистики:
1) играет важную социальную роль, служит средством выражения плюрализма публичного представления; является также методом организации и передачи социальной информации;
2) играет важную политическую и идейную роль; служит средством агитации, пропаганды, периодически - манипулирования.
Цели публицистики:
повлиять на современное публичное мировоззрение (сформировывать публичное мировоззрение), характеры и имеющиеся политические университеты.
 Общая черта художественно-публицистических жанров по Г.С. Мельник и А.Н. Тепляшиной
1. В художественно-публицистических жанрах отражаются социальные дела на различных уровнях: реже «человек-человек» и «человек-я сам», чаще «человек-социальная группа» и «человек-социум» (правительство, цивилизация и т.п.).
2. Художественно-публицистические жанры представляют собой синтез эмоционально-образного и рационально-познавательного отражения реальности, науки и искусства, культуры и социологии.
3. Художественно-публицистические тексты имеют свои стилевые особенности. Они определяются:
1) внеязыковыми факторами (актуальность, оперативность, периодичность и ярко выраженное отношение создателя к содержанию выражения);
2) функциями публицистики (а конкретно единством 2-ух функций - информационной и воздействующей).
Информационная функция определяет такие свойства текста, как документальность и объективность. Воздействующая функция связана с оценочностью, выразительностью, чувственностью и полемичностью.
От публицистики эти жанры взяли логико-рациональное начало, а от художественной литературы образность. Художественно-публицистический текст - это единое целое, в каком публицистические и образные составляющие взаимно дополняют друг друга.
Художественно-публицистические жанры - это жанры синтеза публицистического и литературного начала. Одно может преобладать, но не довлеть. Это органичное единство, несет в себе мощный заряд воздействия на аудиторию, прибавляя к функциям информационных и аналитических жанров функцию эстетическую, поэтому здесь следует говорить о процессе типизации. Создатель воспроизводит обыденные характеры эпохи со своей позиции. Средства типизации: портрет, пейзаж, описание внешних событий бытия, деталь, речевая черта.
Классический подход к классификации жанров: художественно-публицистические: очерк, сатирические жанры - фельетон, памфлет, эпиграмма.
Л.Е Кройчик: Исследовательско-образные / художественно-публицистичские - очерк, эссе, фельетон, памфлет.
А.А Тертычный: очерк, фельетон, памфлет, пародия, сатирический комментарий, житейская история, легенда, эпиграф, эпитафия, забавный рассказ, шутка, игра.
Б.Стрельцов: очерк, эссе, фельетон, памфлет.
Л.Е. Кройчик: художественная публицистика (у него на примере очерка) как синкретическое соединение 3-х начал - социологического (научного), публицистического и художественного.
Социологическое начало выражается в его направленности на исследование публичных отношений, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении создателя не к произвольному выбору индивидуально-неповторимых нравов, а к выявлению беспристрастных обстоятельств, породивших те либо другие социальные нравы и ситуации.
Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. Создатель так группирует факты, чтоб они присваивали жизненность социально важному нраву. Публицистическое начало проявляется и в стремлении создателя дать факты в их социальном заострении, актуализировать поднимаемую диллему, выразить свое к ней отношение, делая упор на систему художественно-публицистических образов.
Художественное начало определяется рвением публициста сделать достоверную и убедительную картину реальности при помощи образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и нравы социально типизируются.
1.2 Особенности публицистического стиля 
  Публицистический стиль занимает особенное место в системе стилей литературного языка, так как в почти всех случаях он должен перерабатывать тексты, сделанные в рамках других стилей. Научная и деловая речь нацелены на умственное отражение реальности, художественная речь - на ее эмоциональное отражение. Публицистика играет важную ролью роль - она стремится удовлетворить как умственные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист  Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык мыслей, а художественная речь - язык эмоций". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и эмоций. Значимость тем освещаемых средствами массовой информации требует основательных раздумий и соответственных средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям нереально без использования чувственных средств языка. 
Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики литературного языка: от научных и технических определений до слов обыденной разговорной речи. Говоря о публицистическом стиле, необходимо понять, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к публицистическому стилю. Так, к примеру, в "Российской газете" публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому стилю. В "Независимой газете" периодически печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио часто читают романы, повести, рассказы - эти произведения относятся к художественной речи. Все это охарактеризовывает не публицистический стиль, а публичные функции средств массовой коммуникации. 
Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, публичных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы тяжело газетных публикаций тяжело исчерпать, так  как они многообразны. Итак, публицистический стиль, одну из разновидностей которого и составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается очень сложным явлением из-за неоднородности его задач и нюансов общения. Мы будем говорить сначала об особенностях газетной речи, так как она более изучена в современной стилистике. Стремление в кратчайший срок рассказать о новых происшествиях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Но эта исторически изначальная функция газеты умеренно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или по-другому - воздействующей. "Незапятнанная" информативность оставалась исключительно в некоторых жанрах, ну и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а непосредственно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две главные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и на данный момент не отделены в газетной речи.Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие образца. Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается весомым своеобразием аспект языкового творчества: она создается в кратчайшие сроки, периодически не дающие возможности довести до образца обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве один от другого. Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и образца, составляющее специфику газетной речи. На стилистику публицистической, поначалу газетной, речи сильное воздействие оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из повседневных СМИ и пропаганды. Здесь массовым оказывается и адресат, и создатель. Практически, газета и определенный корреспондент выступают не от имени какого-то 1-го лица или узкой группы лиц, но, обычно, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из соответственных стилистических черт публицистической, в особенности газетной, речи является обычная собирательность, находящая свое выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит воплощение и в своеобразии категории лица (внедрение 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сопоставимо завышенной частотности местоимений мы, вы, наш, ваш и в особенностях их употребления. Другая сторона обозначенного выше стилеобразующей единственной информационная функции. 
Такими стилевыми чертами являются: документализм, проявляющийся в объективности и испытанной фактичности изложения, что в определениях стилистики можно отыскать как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации определений (не считая принятой), широком употреблении профессионализмов; сдержанность, официальность, выделяющие значимость фактов, информации; эти черты реализуются в именном характере речи, своеобразии фразеологии (клише) и т. д.; пользующаяся популярностью обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения). Такая сложная стилевая структура газетной речи. Для газеты характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих поразительных лексических сочетаний. Типично публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, в особенности олицетворения.
Экспрессия оценки выражается формами потрясающей степени в элятивном значении: самые решительные (меры), жесточайший (кризис), острейшие (противоречия); отличнейше, строжайше. Таковы в общих чертах главные особенности газетного стиля и языковые средства их реализации. Материалом для создания оценочной газетно-публицистической лексики служит весь словарь литературного языка. Воздействующая функция газетно-публицистического стиля в особенности ярко проявляется в синтаксисе. Из различного синтаксического репертуара публицистика отбирает конструкции, владеющие весомым потенциалом воздействия. Непосредственно выразительностью привлекают публицистику конструкции разговорной речи. Они, обычно, сжаты, емки, лаконичны. 
Другое принциальное их качество - массовость, демократичность, доступность. 

1.3 Понятие экспрессивность

Термин «экспрессивность» (expressio-выразительность)  получил самое разное толкование со времен античности в трудах ученых, оставаясь весьма противоречивым и одним из кардинальных, «наиболее зыбких, неопределённых областей исследования до настоящего времени, занимая между тем промежуточное положение между стилистикой, семантикой и прагматикой речи» подчеркивает Винокур Г.О.  [7,с. 124].
Экспрессивность является одной из сложнейших лингвистических категорий, поскольку она связана с проявлением субъективного начала в языке, сопровождающего познание объективной действительности и отражающего содержание индивидуального сознания носителей того или иного языка.
В работах разных исследователей природа экспрессивности трактуется различно. Так, к разряду стилистических категорий относят экспрессивность И.В. Арнольд, Ю.М. Скребнев, Э.С. Азнаурова и др. Со стилистической функцией связывает её Ю.М. Скребнев. Как семантический феномен рассматривают экспрессивность В.Г. Гак, Н.А. Лукьянова, И. А. Стернин, А. Вежбицкая и др. В. Н. Телия понимает экспрессивность как функционально-семантическую категорию. Довольно широко распространен подход к экспрессивности как к функциональному феномену. Как функцию языка рассматривают экспрессивность А.А. Реформатский и Р.О. Якобсон,В.А. Авронин и др. К разряду прагматических категорий экспрессивность относят А.А. Мецлер, Р.О. Пиотровский, Дж. Остин, Л.А. Киселева, И.П. Ромашова.
Экспрессивность представляет как однокомпонентное и многокомпонентное явление. Многие исследователи, понимая экспрессивность как однокомпонентное явление, отождествляют её с эмотивностью, среди них Ш. Балли, В. Матезиус, Р.О. Якобсон, К.А. Рогова, Ю.М. Малинович; некоторые другие - с интенсивностью,к их числу принадлежат И.В. Арнольд, В.И.Болотов, В.Г. Гак. Более широкой категорией, чем эмотивность, экспрессивность признают А.И. Ефимов, Н.А. Лукьянова, О.И. Блинова, В.И. Шаховский, В.Н. Телия. Однако А.Ф. Атрощенко и Г.Я. Солдганик приравнивают экспрессивность к оценочности.
В качестве многокомпонентного явления экспрессивность, по мнению В.В. Виноградова, может включать в себя эмоциональность и образность. Л.А. Киселева считает, что экспрессивность - это образность, интенсивность и новизна. Н.А. Лукьянова, В.И. Шаховский и многие другие исследователи к категориям, выделенным В.В. Виноградовым, добавляют ещё и интенсивность. 
Следует отметить, что во многих работах предметом исследования выступали лексическая и синтаксическая экспрессивность. Иными словами, в основе большинства подходов к явлению экспрессивности текста лежит интерес к его внешней форме, к различным способам и средствам её организации с точки зрения создания эффекта экспрессивности.
Концепция экспрессивности текста сложилась под влиянием идей В.А. Масловой, А.И. Новикова, Н.П. Пешковой. Экспрессивность понимается нами как любое усиление содержания текста, выделение и акцентирование информации, которую он передает, осуществляемое самыми разнообразными способами и средствами. Экспрессивная функция текста реализуется лишь при включении текста в процесс общения, т.е. при наличии реципиента, способного воспринять сообщение в текстовой форме. Вслед за Н.П. Пешковой мы считаем, что семантическая и функциональная природа экспрессивности проявляет себя только в процессе «жизненного цикла» текста, включающего такие звенья, как: «порождение-текст-понимание» или «замысел-текст-смысл».
Нельзя отметить, что многие исследователи совершенно справедливо разграничивают понятие экспрессивности, эмоциональности и интенсивности. Эмоциональностью мы считаем психологическую характеристику личности, участвующей в коммуникативном процессе. Эмотивность, по нашему мнению, представляет собой характеристику текста как речемыслительного явления, совокупности языковых средств и содержания, способных вместе произвести эмоциональный эффект, вызвать у реципиента соответствующие эмоции. Что касается интенсивности, в нашей точке зрения, она является одной из характеристик экспрессивности, которая понимается как степень выраженности, мера содержательности, мера количества экспрессивности.
Мы также различаем понятия языковой и речевой экспрессивности. Языковая экспрессивность понимается нами как совокупность взятых внеконтекстуально коннотаций языковых единиц; речевая - как особая организация языковых средств, которая создает общую окрашенность речи и определенную функциональную экспрессивность. Языковые средства выражения экспрессивности составляют экспрессивные средства, присущие самой системе языка и обладающие регулярной воспроизводимостью. Под речевыми средствами понимаются экспрессивные средства, которые становятся таковыми лишь в контексте, при употреблении речи.
Отождествление понятий «выразительность» и «экспрессивность» ведет к подчёркиванию, «выдвижению» передаваемого языковыми средствами смысла [1, с. 11-20], иначе говоря, к усилению семантико-прагматической направленности высказывания.
В научной литературе, вопросы когезии экспрессивности освещаются в рамках:
-   экспрессивности и эмоциональности: В.В. Виноградов 1953, Е.М.  Галкина-Федорук 1958, Л.М. Васильев 1962, В.И. Шаховский 1975, Т.Г. Винокур 1980,  Н.А. Лукьянова 1980, М.И. Черемисина1985, Е.Н. Молостова 2000, Ш.И. Нургожина, В.В. Шарова 2002, В.В. Безрукова 2004. В исследованиях ученых данные категории не отождествляются, но вместе с тем, учитывается тот факт, что эмоциональное и экспрессивное часто бывают тесно сплетены в речи.
- экспрессивности и оценочности: Е.М. Галкина-Федорук 1958, А.И. Ефимов 1958, И.В. Арнольд 1975, В.Г. Глениак 1977, Н. А. Лукьянова 1979, Темиргазина З.К. 1999  и др.  Роль оценочности в создании экспрессивности заключается в том, что именно эта категория придает речи многообразные и весьма тонкие оценочно-характеристические оттенки,  которые усложняют её.
- экспрессивности и образности: В.К. Харченко 1976, Н.А. Лукьянова 1979, О.И Блинова 1983. Образность рассматривается в качестве одного из компонентов (наряду с эмоциональностью и интенсивностью), порождающих экспрессивность. Основным средством придания слову образности является употребление его в переносном значении.
- экспрессивности и интенсивности: E.H. Сергеева 1967, В.Н. Телия 1986, И.И. Туранский 1990, 1991, 1992,  и др.  В работах этих лингвистов интенсивность трактуется как мера экспрессивности. Средством создания интенсивности являются интенсификаторы, и, таким образом, «экспрессивность выражения можно градуировать путем введения в высказывание интенсификаторов» [8,с.27].
- экспрессивности и семантической структуры слова: при метафоре и метонимии (В.Н Телия 1991, Н.Д. Арутюнова 2003, В.Ю. Апресян 2005 и др.); Данные лингвисты утверждают, что  метафора и метонимия являются  универсальным механизмом в образовании эмоционально-оценочных номинаций.
Таким образом, на основе выше изложенного можно выделить два подхода в изучении экспрессивности:
1) представители семантического подхода (А.А. Уфимцева 1974, 1986,  В.Г. Гак 1977,  Т.А. Трипольская 1984, Н.А. Лукьянова 1986,  В.И. Шаховский 1983, 1987, В.Н.Телия 1991) изучают средства языка (слова, выражения, синтаксические конструкции), способные выражать экспрессивность речи. Лингвисты данного подхода  уделяют внимание экспрессивной лексике в типологии значений,  а также организации самого экспрессивно окрашенного значения.
2) Ш. Балли выделил лингвостилистический подход, рассматривая экспрессивность как стилистическую проблему. В подобных исследованиях ученые (Н.В.Степанов 1965, Д.Н. Шмелев 1977, И.Р. Гальперин 1971, К.А. Долинин 1978, Т.Г. Винокур 1980,  Е.В. Петрищева 1984, Ю.Н. Караулов 1987) интерпретируют экспрессивность как способ придания речи своеобразия и особой выразительности. Отличие данного подхода от других определений составляет тот факт, что экспрессивность, имея языковую природу и реализуясь через механизмы языка, презентует обычно эффект только в речи, выходя за рамки слова и словосочетания в тексте.
К определению понятия. В. Н. Гридин, И.А. Стернин, М.И. Черемисина изучая семантическую сторону категории экспрессивность пришли к выводу, что сущность экспрессивности заключается в выражении дополнительных смысловых оттенков, наслаивающихся на основное лексическое значение [5, с. 113-119].
Объединяющим компонентом в определениях экспрессивности у М.М. Бахтина, О.Л. Григорьевой, А. В Филиппова является экспрессивный компонент значения, который выражает субъективную оценку говорящего и способствует лучшему донесению логической и эмоциональной информации [5,с.115].
Существует два подхода к интерпретации данного понятия: широкое и узкое.
В узком смысле, как известно, экспрессивность рассматривается в качестве семантического компонента коннотативного значения слова. В широком понимании данного термина, в каждом исследовании автор дает собственную дефиницию. При этом одни ученые подчеркивают увеличение силы воздействия, возникающее в речи (например, Е.М.Галкина-Федорук, И.В.Арнольд); другие  обращают внимание на качества, которые обозначаются при помощи экспрессивных единиц (например, Н.А.Лукьянова, Т.В.Матвеева); третьи (например, Л.М.Васильев) подчеркивают нечеткость семантики экспрессивов; существуют дефиниции,  в которых экспрессивность связана с актуальным членением предложения (например, у Каражаева Ю.Д., Джусоевой К.Г.)
Нам наиболее близки те определения, которые, прежде всего, указывают на необычность, выделенность экспрессивных средств в речи (например, у В.Д. Девкина, В.И. Шаховского, И.А. Стернина, В.К. Харченко и др.)
Авторы коллективной монографии "Человеческий фактор в языке. Языковые механизмы экспрессивности" под экспрессивностью текста понимают «такую систему использованных в нём языковых средств, которая позволяет наиболее выразительно представить содержание текста и отношение автора к нему, усилить воздействие на эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы реципиента» [2, с. 5-35].
Экспрессивность свойственна единицам всех уровней языка и обладает относительно чётко выраженной положительной или отрицательной коннотацией. Экспрессивность - это выражение психического состояния говорящего и тесно связана с категорией эмоциональности.  Считается, что многие экспрессивные средства, в том числе тропы и фигуры речи восходят к особенностям построения высказывания в эмоционально окрашенной речи. Говоря о многокомпонентности категории экспрессивность нужно подчеркнуть, что экспрессивность является «интегральным результатом реализации эмоциональности, образности, интенсивности, структурно-композиционных свойств текста, подтекста» [3,с.26]. Экспрессивность всегда прагматична, так как воздействует на получателя и приводит к его ответным действиям. Она имеет своей целью усиление воздействия текста на реципиента, обращаясь, прежде всего, к эмоциональной стороне его психики, и оказывает влияние на отношение читателя к тексту и его понимание.
Таким образом, проанализировав различные трактовки понятия "экспрессивность" мы склонны полагать, что у учёных нет единого мнения относительно определения термина «экспрессивность», но представляется возможным выделить общие признаки этого понятия - признак «усиленной выразительности» и  ее способность выражать интенсивность обозначаемого признака.
Языковые средства выражения экспрессивности (на лексическом уровне - образные, эмотивные, оценочные ЛЕ), грамматическом – экспрессивный синтаксис (эллипсис) стилистическом – тропы, стилистические фигуры, эмоциональные конструкции, риторические вопросы и проч.
В целом публицистическому стилю присуще постоянное чередование экспрессии и стандарта, постоянное превращение экспрессивных средств в стандарт и поиск новых экспрессивных средств выражения.
Такое противоборство и взаимодействие экспрессии и стандарта вполне закономерно. Воздействующая функция обусловливает постоянное стремление публицистики к экспрессии, но потребность в выразительных и изобразительных средствах вступает в противоречие с необходимостью оперативно откликаться на все события современности. Стандарты, являясь готовыми речевыми формами, соотнесены с определёнными общественно-политическими и другими ситуациями. И текст, построенный в привычной, стандартной форме, легче пишется и легче усваивается. Не случайно такие стереотипы наиболее часто встречаются в тех жанрах, которые требуют экономичной и сжатой формы и которые оперативно связаны с самим событием: официальное сообщение, информация, обзор печати, отчёт о работе парламента, правительства и т.д. В других жанрах (очерк, фельетон и др.) речевых стандартов меньше, на первый план выдвигаются оригинальные выразительные приёмы, речь индивидуализирована.
К стандартно-информативным средствам, используемым в публицистическом стиле, можно отнести следующие:

Языковые средства
Примеры
Общественно-политическая лексика.
Общество, гражданин, патриотизм, реформа, демократия, парламент, дебаты.
Campaign, Сonvention, Delegate
Терминология науки, производства и других социальных средств.
Как говорят специалисты Института земного магнетизма Российской академии, основной поток солнечного вещества прошёл в стороне от Земли... На начало века пришёлся пик одиннадцатилетнего цикла солнечной активности. За 6 дней вдвое возросло число обращений за врачебной помощью страдающих болезнями сердечно-сосудистой системы.
Illumination of the night sky, caused when electrons and protons from space collide with atoms and molecules of air in the Earth's upper atmosphere. Satellite observations usually show them as rings centred on the planet's magnetic poles. 
The relationship between the wavelike and particle-like (photon) properties of Electromagnetic radiation. E = hf, where E is the energy of the photon, h is the Planck constant and f is thefrequency of the wave


Собственные имена.
Следующую встречу большой восьмерки было решено провести в Канаде. После разговоров о возможной отставке итальянский тренер «Спартака» выдал со своим клубом лучший матч в сезоне. Президент В.В. Путин выступил с обращением к участникам форума.
Chelsea Clinton has frequently supported her mother at political events, most recently appearing alongside her in Brooklyn, New York, on 7 June, when she secured the Democratic nomination.
Аббревиатуры, то есть сложносокращённые слова.
ЮНЕСКО, СНГ, ООН.
 NASA, IEEE, FDA
Газетные клише, то есть устойчивые словосочетания и целые предложения.
Сложная политическая обстановка; резервы повышения эффективности; выйти на проектную мощность.
Don’t open up a foreign phrase book, but rather rack your head for the only foreign phrases you already know and think most readers will too. It’s the struggle between pushing your reading, without losing him or seeming pompous
Многочленные словосочетания.
Вместе с делегацией в КНДР направилась рабочая группа по подготовке предложений по вопросам модернизации корейских дорог.
Полные предложения с прямым порядком слов.
Вчера министр путей сообщения Н. Аксёненко во главе делегации МПС РФ вылетел в Пхеньян.
Сложные и осложнённые предложения с причастными, деепричастными оборотами, вставными конструкциями и т.п.
Ожидается, что в ходе встречи министров будет решён ряд вопросов, связанных с соединением Транскорейской магистрали с Транссибом.
 


Среди экспрессивно-воздействующих средств необходимо выделить следующие:

Языковые средства
Примеры
Уровень языка: Лексика и фразеология
Лексика различной стилистической окрашенности.
Прокол неискушённого в интригах политика; в один из райотделов милиции Хабаровска мужик притаранил пушку; Пентагон с бессильным отчаянием наблюдает, как китайские эксперты потрошат сверхсекретный самолёт; раскочегарить государственную машину – дело не для слабых.
Газетизмы, то есть единицы, широкоупотребительные именно в этой сфере и почти неупотребительные в других сферах.
Свершения, неуклонный, почин, происки, обуздание, злодеяния, военщина, бесчинства, единодушно, сплочённость.
Тропы, то есть обороты речи, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей выразительности.
 
а) Метафора, то есть употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.
Предвыборный марафон; политический фарс; заповедник расизма; политический пасьянс.
б) Метонимия, то есть употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи (смежности) между этими предметами или явлениями.
Золото (в значении «золотые медали») досталось нашим спортсменам.Лондон (в значении «правительство, правящие круги Великобритании») дал согласие участвовать в военной операции совместно с Вашингтоном(в значении «правительство, правящие круги США»).
в) Синекдоха, то есть разновидность метонимии, при которой название части (детали) предмета переносится на весь предмет, и наоборот – название целого употребляется вместо названия части. При этом часто единственное число употребляется вместо множественного числа и наоборот.
На презентации преобладали малиновые пиджаки (вместо – состоятельные люди, условно называемые сейчас новыми русскими).Защита (вместо – защитник) требует полного оправдания вдовы Рохлина. Даже самый взыскательный покупатель найдёт здесь товар по душе.
г) Эпитет, то есть художественное, образное определение.
Грязная война; бандитские цены; варварские методы.
д) Сравнение, то есть троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего признака.
Снежная пыль столбом стояла в воздухе. Было заметно, что «лучший учитель России», выходя на сцену, волновался как первоклассник.
е) Перифраза, то есть троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты.
Туманн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%