VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогическое сопровождение выбора и построения карьеры старшеклассников

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008786
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение выбора и построения карьеры старшеклассников
Содержание
"Психолого-педагогическое сопровождение выбора и построения карьеры старшеклассников".


Введение
Глава I. Теоретический анализ проблемы выбора и построения карьеры старшеклассников
1.1. Понятие карьеры в современной психологии
1.2. Особенности профессионального выбора и построения карьеры старшеклассниками
1.3. Возрастные особенности старшеклассников
Выводы по главе I

Глава II. Эмпирическое исследование выбора и построения карьеры старшеклассников 
2.1. Программа и методы исследования выбора и построения карьеры старшеклассников 
2.2. Анализ результатов исследования выбора и построения карьеры старшеклассников 
2.3. Программа психолого-педагогического сопровождения построения карьеры старшеклассников

Выводы по главе II
Заключение
Список литературы
Приложения


Введение
Введение
Правильный выбор профессии – один из важнейших переломных моментов для социальной жизни человека. Часто старшеклассники по окончанию учебы не могут сделать самостоятельный правильный выбор. Они поддаются влиянию родителей или сложившимся стереотипам престижности, и в конце концов остаются неудовлетворенными своей жизнью. Некоторые люди в будущем пытаются сменить направление в карьере, но многие не хотят или уже не могут.
Социально-экономическая ситуация в стране постоянно меняется и поэтому некоторые начинают задумываться о самоопределении еще в средних классах. Выпускникам, вероятно, предстоит сделать первый сложный выбор в их жизни, чтобы их дальнейшая карьера была успешной.
С помощью правильно построенной карьеры человек способен самореализоваться, самоутвердиться и реализовать все свои потребности в жизни, именно поэтому карьере по праву присваивают титул одной из важнейших составляющей в жизни каждого из нас.
Как уже говорилось, социально-экономическая ситуация не стоит на месте. И эти изменения предполагают собой переход от командно-административной системы организации общественных отношений к рыночной. Если меняется эта система, то меняется и социальный уклад жизни человека. Именно поэтому только целенаправленная подготовка к построению качественной карьеры поможет в правильной социальной, а также профессиональной адаптации человека.
Если хорошо проанализировать практику в школах, можно увидеть, что ученики старших классов имеют огромные трудности при выборе подходящей специальности и зачастую поступают не в то место, где могли бы оказаться. Все это можно связать с тем, что школьники не знают современных технологий самоопределения в специальности. На сегодняшний день старшеклассники довольно часто выбирают специальность, которая не подходит их личностным качествам, вдобавок некоторые из них выбирают профессию, которая совсем не востребована.
Благодаря поиску причин этой проблемы нашлось и решение – создание абсолютно новых школ с образовательными программами различного уровня, также в данный момент практикуется профильное обучение, разнообразие в методах образования и так далее.
Ко всему этому к образовательным учреждениям стали предъявляться и все более высокие требования: должны учитываться индивидуальные образовательные запросы учащихся, а также должны быть созданы комфортные образовательные условия для того, чтобы старшеклассник смог самостоятельно выбрать будущую профессию. Благодаря этим требованиям ученики смогут подготовиться не только к выбору специальности, но и к успешному построению карьеры.
Научная новизна этой дипломной работы – применение данной методики на учащихся загородных школ, где отсутствует профориентация, как учебная дисциплина, а также нет профильных классов.
Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем работниками системы  образования, учителями, школьными психологами. Результаты будут полезны в образовательном процессе, в учебно-воспитательном процессе, в процессе работы психолога со школьниками, а так же при построении индивидуальных образовательных траекторий для старшеклассников.

Цель исследования: изучить особенности выбора и построения карьеры старшеклассников.
Объект исследования: карьера
Предмет: особенности выбора и построения карьеры старшеклассниками.
Гипотеза: старшеклассники, выбравшие будущую профессию, отличаются изменениями в формировании мотивационной сферы и имеют активную жизненную позицию.
Задачи:
1. Провести теоретический анализ литературы, раскрывающей понятие карьеры и особенностей выбора профессии старшеклассников
2. Выявить и проанализировать особенности изменения представлений о будущей профессии у учеников старших классов экспериментальным путем.
3. Проанализировать результаты и сформулировать выводы.
4. Разработать программу психолого-педагогического сопровождения выбора и построения карьеры старшеклассников

Экспериментальная база: Коржовоголубовская СОШ Клинцовского района, ученики 9х классов в количестве 40 человек.

Для решения задач в дипломной работе применялись различные методы исследования:
1. Обзорно-аналитический метод
2. Устный опрос 
3. Анкетирование
4. Тестирование.
5. Количественно-качественный анализ результатов.



Глава I. Теоретический анализ проблемы выбора и построения карьеры старшеклассников
1.1. Понятие карьеры в современной психологии
В наше время карьера является одной из наиболее актуальных проблем, которые изучаются в условиях жизни современного общества. Важность изучения карьеры объясняется не только социальными факторами, но и высокой динамикой развития невозможности самореализации даже при высоком профессионализме работника.
Анализируя теоретические подходы к пониманию карьеры, мы можем сравнить взгляды психологов на феномен карьеры и исследовать его в полной мере.
Итак, один из наиболее распространенных подходов к изучению карьеры – личностный. Готовность к карьерному росту здесь тесно связана с жизненной стратегией личности. 
Акмеологический подход предполагает должностное продвижение в ходе карьеры не только как самоцель, но и как один из вариантов самореализации личности человека.
Отечественные же психологи, такие как Е.А.Климов, Н.С. Пряжников, С.Н. Чистякова, находят связь между понятием успешной карьеры и адекватным самоопределением в профессиональной области.
В частности, Климов выделяет карьеру в качестве пути по ступеням мастерства и различным видам деятельности.  И.Д. Ладанов утверждает, что карьера должна анализироваться как процесс реализации человеком самого себя, выступая субъектом карьеры и своих возможностей.
Следует отдельно отметить системогенетический подход к профессиональной деятельности, который был предложен В.Д.Шадриковым (совместно с В.Н. Дружининым, Ю.П. Поваренковым). В рамках этого подхода карьера изучается с опорой на главные принципы теории системы.

Главным критерием различия подходов к изучению карьеры является смысл, который вкладывается авторами в изучаемое понятие. Очень часто «карьера» употребляется по аналогии с некоторыми смежными понятиями, такими как «трудовой путь», «профессиональный успех», «профессиональная реализация». Сложность и многогранность понятия карьеры отражается в отсутствии единства трактовки. 
Анализируя существующие определения карьеры в словарях, можно сделать вывод о многообразии представлений о данном феномене. 
Этимология карьеры происходит от латинского каррус – телега, повозка. С итальянского карьера переводится как жизненный путь, бег, поприще. С французского языка карьеру интерпретируют как успешное общественное, научное и служебное продвижение. 
Согласно словарю С.И. Ожегова, «карьера» трактуется как «путь к успехам, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также как само достижение такого положения». 
Советский энциклопедический словарь Ушакова, в отличие от остальных, трактует карьеру в негативном контексте, используя синонимичные выражения – как карьеризм, или служебные достижения, обоснованные стремлением добиться высокого служебного положения, имея корыстные цели или вредя обществу.

Психологические словари трактуют карьеризм таким же образом – эгоистичное стремление добиться успеха любым путем.
Но следует четко разграничивать понятия «карьера» и «карьеризм».
Понятие «карьера» в психологических словарях не имеет негативной формулировки и контекста. В целом, карьера  имеет следующую трактовку: карьера – это результат должностного или профессионального положения в жизни человека, прогресс или индивидуальный образ жизни. Так же карьера рассматривается как последовательная смена ролей и статусов в профессиональной среде, которая ведет к повышению в должности, удовлетворяя потребность человека в самореализации.
В некоторых случаях карьера трактуется как трудовая деятельность отдельно взятого человека на протяжении всей его жизни в рамках полученной профессии.

Несмотря на большое количество существующих словарных определений изучаемого явления, в настоящее время продолжают разрабатываться авторские трактовки карьеры в современном понимании.
А.К. Маркова предлагает свое понятие карьеры, по ее словам карьера является профессиональным продвижением, профессиональным ростом, этапом восхождения человека к профессионализму, а так же процессом профессионализации, который начинается с выбора профессии, проходи путь овладения профессиональными навыками и в результате  человек упрочняет профессиональную позицию и достигает мастерства при правильном подходе.
Р.Л Кирчевский и Дж.Л.Голланд предлагают рассматривать карьеру в более простом смысле, как процесс перехода человека с одной должности на другую.
О.О Богатырева определяет карьеру как  процесс последовательного профессионального продвижения, отражающего соответствие занимаемых ступеней не только в производственной сфере, но и в имущественной, а так же в социальной.
Довольно большое количество своих научных работ изучению карьеры посвятил Д. Сьюпер. Он предлагает нам рассматривать карьеру с нескольких точек зрения:
* Экономическая: карьера рассматривается как последовательность позиций, которые занимает личность в имущественной иерархии, которые измеряются уровнем дохода от той или иной деятельности.
* Социологическая: карьера представляет собой исполнение последовательности ролей, в которых природа и характер нынешней роли неразрывно связаны с предшествующей ролью, тем самым, отражая социомобильность человека.
* Психологическая: карьера трактуется как серия исполняемых ролей,  успех и выбор которых детерминированы ценностями человека, интересами, потребностями, предыдущим опытом и в целом ожиданиями личности в будущем.

Следует отметить, что составляющие карьеры, которые влияют на ее характер и направленность, могут иметь самую различную природу происхождения. Существенное влияние могут оказывать мотивы и желания, которые движут человеком на неосознаваемом уровне, действуя по принципу «якорения». 
Э.Шейн довольно глубоко изучил это предположение, выяснив, что на успешную работоспособность и быстрое решение карьерных задач достаточно серьезно влияют личностные ценности человека. 
Было доказано, что существует прямая связь между четким осознанием собственных карьерных мотивов и высокой мотивацией и удовлетворением, получаемым от работы. Концепция «якорей карьеры», автором которой является Э.Шейн,  выделяет несколько основополагающих ценностей, которые являются ориентиром для многих людей. К таким ценностям относят организаторскую и профессиональную компетентность, автономию, вызов, служение, креативный подход предпринимателя, стабильность мыслей , а так же интеграция стилей жизни.
Современные деятели, которые изучают карьеру, зачастую тесно связывают ее с ценностями и мировоззрением личности, а так же с устоявшейся концепцией мира и своего положения в нем. Эти заключения отражены в философской концепции А. Маслоу, где впервые вводится понятия мотивов роста и «дефицитарных» мотивов, или же в трудах Э.Фромма, где определенный тип людей выбирает риск и большую ответственность, нежели другие, которые мнимую безопасность, которую предлагает современный социум в качестве оплаты за отказ от свободы. Иными словами, ценности и мировоззрение человека будут обуславливать выбор человека в вопросах реализации своего карьерного пути и специфику развития в профессиональной сфере.
Если проследить возникновение определений «карьеры», можно отметить, что в последние годы данное определение вместило в себя большое количество психологических аспектов, и теперь его не рассматривают  со статусной стороны или внешней ролевой. Детерминанты карьеры, которыми выступают ценности и мировоззрение наконец стали изучаться как явления релевантные проблеме карьеры. Так же выяснилось, что роль факторов и условий становления карьеры была достаточно сильно переосмыслена со стороны системного подхода, разработанного советскими психологами, которые выделяли психологию проф. становления как отдельную отрасль науки.
Наиболее серьезным изучением принципов системного подхода занимался В.Д. Шадриков, который предлагал следующую точку зрения: карьера индивида выступает как важнейший фактор, формирующий личностные качества: навыки кооперации, уверенность в себе, творческие способности, настойчивость. 
Процесс, при котором индивид превращается в профессионала не всегда сводится исключительно к профессиональному обучению, ведь субъект труда во время своей профессионализации может реализовать не только учебно-профессиональную деятельность, но и иные формы проф. активности.  Копируем кусок текста до указания литературы.
Известно, что профессионально важные и ценные качества человека влияют на его эффективность в профессиональной сфере, тем самым, способствуя реализации этой активности, и может косвенно проявляться в отношении к труду.
Функциональная система при профессиональном становлении считается интегративной, в ее состав последовательно входят обособленные формы активности человека. Активность в профессиональной сфере выполняет три функции в процессе профессионализации: функция формирования, функция реализации, функция саморегуляции собственной деятельности.
Субъект труда анализируется на операционном и функциональном уровнях. 
Системогенетическая концепция выделяет три ведущих критерия по которым развивается субъект в процессе профессионализации: продуктивность, идентичность и профессиональная зрелость. С учетом этих критериев выделяются три подструктуры, означающие правильное движение субъекта на профессиональном пути: важные и профессионально ценные качества; профессиональная идентичность, которая включает в себя мотивационный компонент, тем самым отличаясь от одного из ведущих критериев; смысловая подструктура, в которой профессиональное самосознание является ведущим компонентом.
Системный  характер в процессе профессиональной деятельности, которая направлена на построение карьеры, был ярко представлен в исследовании Н.Б.Лисовской, Е.А. Трощининой, И.Г.Прокопенко и В.А. Маликовой, где исследовалась карьерная готовность выпускников и студентов. В исследовании обосновано выделение эмоционально-волевого, мотивационно-ценностного и оценочно-ориентировочных компонентов, которые в совокупности друг с другом выступают как наиболее значимые факторы в процессе реализации карьеры.
Подводя итог, следует отметить, что системогенетические принципы являются адекватными задачам психологического анализа профессионального становления личности, где некоторые психические функции выступают в качестве свойств психологической функциональной системы, в частности речь идет о способностях. Способности и качества личности развиваются в едином процессе и обусловливают друг друга, поэтому рассматривать их необходимо в совокупности факторов системогенеза индивидуальности в процессе становления карьеры.
Сравнивая существующие понятия  и теории изучения карьеры, можно отметить, что карьера является многоаспектным, полисистемным и противоречивым феноменом, который является процессом и конечным результатом формирования профессиональной деятельности в определенной профессиональной и социальной среде. Определения карьеры основываются на задачах, стоящих перед человеком, а так же имеют личностные характеристики, которые являются определяющими в вопросах жизненных приоритетов. Так же, личностные особенности являются основой для дальнейшего развития человека, пробуждают стремление к профессионализму в своей области и подталкивают к достижению социального призвания и успешности путем сознательной самореализации.
Большинство научных публикаций рассматривает карьеру наряду с трудовой деятельностью, которая тоже неразрывно связана с жизненным путем человека , его когнитивной сферой и мировоззрением. Карьера изучается как результат осознанной активности человека, который старается организовать максимально правильно свою деятельность, а так же карьера изучается на системах и подсистемах свойств личности, которые играют большую роль в достижении целей, при этом совершенствуясь в процессе профессиональной деятельности.  В этом случае деятельность предполагает под собой наличие сформированной мотивационной и регулятивной подструктуры, которые определяют реализацию своих возможностей индивидом, учитывая условия продолжительной профессиональной деятельности.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что изученность факторов, которые обуславливают стремление сделать успешную карьеру, является недостаточной на сегодняшний день. Соотношение внутренних и внешних факторов, которые создают базовое противоречие для успешного развития в профессиональной сфере, становится основной предпосылкой для того, чтобы продолжить изучение карьеры.






Особенности профессионального выбора и построения карьеры старшеклассниками
Старшеклассник, вступая в новую социальную ситуацию, сталкивается не только с новым коллективом, но и с проблемой направленности на будущее:  в этом возрасте необходимо не только определиться с выбором образа жизни, но и с профессией, а так же с референтными группами людей.  Этот нелегкий выбор диктуется не только определенной жизненной ситуацией, но и зачастую инициируется родителями, а так же направляется школой или иным учебным заведением. В этот период огромное значение приобретает ценностно-ориентированная активность, которая связывается с правом быть собой и со стремлением к самостоятельности.
Принято разделять три типа автономии (самостоятельности).  
* Поведенческая автономия характеризуется потребностью и правом подростка самостоятельно принимать решения в личных вопросах;
* Эмоциональная автономия характеризуется потребностью иметь  собственные интересы, независимо от мнения желания родителей;
* Моральная и ценностная автономии характеризуется наличием собственных взглядов и правом на их фактическое существование.
Подростки придают очень большое значение дружбе и близким доверительным отношениям на этом промежутке своего жизненного пути. Дружба является одной из важнейших форм взаимодействия, которая в некоторых случаях перерастает или заменяется на отношения любви.
Подростковый возраст является важным этапом, на котором происходит формирование собственного мировоззрения и самосознания, а так же принятие серьезных решений, но и на этом этапе первостепенными могут стать отношения дружбы, любви и интимной близости.
Постепенно в этом возрасте подростки задают себе следующие вопросы: «Кто я?» Какой я? К чему я хочу стремиться? Что я делаю для этого?
Находя ответы на эти непростые вопросы, старшеклассник постепенно формирует в себе несколько важных качеств:
* Самосознание;
* Собственное мировоззрение;
* Стремление заново осмыслить все, что происходит вокруг с долей критики.

В этом возрасте подросткам весьма свойственны максимализм и эгоцентризм, который прослеживается в их размышлениях: нередко возникает чувство, что мир должен подчиняться только его законам, а не законам действительности. Подростки стремятся рьяно доказать свою независимость, очень часто подкрепляя свое поведение следующими типичными реакциями в поведении: критикующее отношение к старшему поколению, которое вполне может вылиться в открытую форму противодействия. В таких случаях, не сумев доказать свою позицию самостоятельно, подростки прибегают к поддержке ровесников. Результатом поиска такой поддержки может стать повышенное влияние ровесников, в том числе приобщение подростка к определенным субкультурам, бездумное следование молодежной моде, употребление жаргонов в разговоре, переем стилей поведения и норм морали, которые могут отклоняться в положительную и отрицательную сторону.

Подростки в этот промежуток времени активно начинают задумываться о своем будущем: строят жизненные планы, задумываются над будущей профессией.  Выбор профессии в наше время диктуется не только ориентацией на жизненное призвание, профессию, которую все считают максимально полезной и престижной с точки зрения морали (педагог, полицейский, врач, исследователь), но и выгодой -  ценностью выбранной профессии в условиях места жительства или социальной обстановкой в стране.
Следует отметить, что очень низкий процент подростков способен сохранить верность своему призванию, мечте детства, и устремиться на верный путь профессионального становления и самоопределения личности, которое во многом зависит от типа учебного заведения, которое посещает подросток. 
По мнению Л.И. Божович, на рубеже подросткового и юношеского возраста возникает потребность в самоопределении, и именно она  влияет на характер учебной деятельности: здесь следует отметить выбор учебного заведения, класс с углубленной подготовкой по определенным предметам, игнорирование тех или иных предметов – человек отдает предпочтение гуманитарным или естественным наукам. Часто от юношей можно услышать: « Мне не нужна и не интересна математика, я хочу изучать историю, ведь она пригодится мне в дальнейшем». Это можно назвать хорошей предпосылкой к самоопределению старшеклассника, выражением своей направленности и проецированием планов на будущее. Однако, рассмотрев случай с другой стороны, можно говорить о невыполнении общеобразовательной программы, которая станет хорошей почвой для конфликтов с преподавателями и родителями.

Одним из важнейших психологических процессов старшеклассника можно назвать становление устойчивого образа личности, самосознания, своего «Я». Становление проходит плавно и развивается в нескольких направлениях:
* Открытие своего внутреннего мира. Собственные эмоции понимаются как состояние своего «Я», подросток ощущает себя особенным, непохожим на других, иногда одиноким.
* Появление осознания необратимости действий и времени. Понимание неизбежности часто подталкивает старшеклассника всерьез задуматься о своих желаниях и возможностях, перспективах и целях. Постепенно, из мечты появляется несколько планов, выбрать из которых придется в дальнейшем. Жизненный план зачастую включает в себя всю сферу самоопределения юноши: моральная составляющая, облик и стиль жизни, выбор своего места в жизни и профессии. Осознание цели является важнейшим элементом самосознания в данном возрасте.
* Формирование целостного представление о себе. На начальном этапе юноши всегда оценивают свои внешние особенности: тело, внешность, привлекательность. Далее происходит оценка морально-психологических, волевых, интеллектуальные качества. Зачастую мнение о себе может быть противоречивым – считать себя одновременно «гением и ничтожеством»  на пороге юношеского возраста вполне нормально. И только анализируя свое собственное мнение, мнения окружающих, сверстников, преподавателей, проводя самоанализ и наблюдая за собой, старшеклассник формирует такое важное качество, как самоуважение, что и является обобщенным отношением к себе.

Юношеский возраст является важным периодом для подготовки к выбору будущей профессии, ведь в этом возрасте существует возможность углубленно изучать необходимые профильные предметы, определить для себя, верно ли принято решение, и пока есть время, можно все исправить.
М.Р. Гинзбург рассматривает определенность выбора профессии и ее устойчивость как 2 параметра «определенности будущего», ведь они являются основными показателями, которые способны охарактеризовать  смысловое будущее ученика старших классов. Вторым параметром выступает «валентность», объединяющая параметры активности и эмоциональной привлекательности смыслового будущего.
На выбор будущей профессии зачастую оказывают большое влияние не только родители и друзья,  но и средства массовой информации, книги, кино.
Большое количество юношей всегда стараются согласовать свои профессиональные планы с родителями, на втором месте оказываются друзья, но под их влиянием выбор может резко поменяться. В этом случае может произойти либо выбор неинтересной и ненужной профессии «за компанию», либо наоборот, подростку откроют глаза на возможность больших перспектив и подтолкнут его к более рациональному выбору. Кроме того, американские исследователи выяснили, что 39% опрошенных указали на то, что важную роль в профессиональном определении для них сыграли преподаватели в старших классах.

Е.А. Климов углубленно занимался изучением профессиональной ориентации подростков. По его мнению, существует 8 факторов, которые определяют профессиональный выбор старшеклассника:
* Позиция родителей и старших членов семьи.
Забота взрослых о будущей профессии ребенка вполне оправдана и понятна, они несут  ответственность за жизнь и за то, с каким успехом она складывается. Бывают и противоположные ситуации – родители, безмерно доверяя ребенку, позволяют свободно выбрать профессию, требуя от него большой ответственности и самостоятельности, которая еще не свойственна всем в данной возрастной категории. 
Нередко встречаются и случаи, когда родители самостоятельно решают, кем будет их ребенок в будущем. Их устаревшие установки полностью отбивают желание ребенка участвовать в становлении своего профессионального пути, однако выбора нет, ведь родители то и дело напоминают о том, что они распоряжаются деньгами и будут помогать с поступлением, дальнейшей учебой и решением многих бытовых проблем. Нередко дети соглашаются с мнениями родителей на таких условиях, забывая о том, что в этой профессии придется трудиться им, а не родителям. Выход из таких ситуаций, как правило, сопровождается конфликтами.
* Позиция друзей и школьных товарищей
Дружеские отношения способны оказывать огромное влияние на выбор профессии. Позиции микрогрупп часто являются решающими в вопросах профориентации.
* Позиция преподавателей
Не удивительно, ведь каждый преподаватель наблюдает за учениками, делая выводы о их особенностях, склонностях, интересах, помыслах, чертах характера, выдающихся способностях. Внимательный педагог за долгие годы взаимодействия с учеником, может изучить его в буквальном смысле. Очень хорошо, если мудрый педагог покажет свою заинтересованность и желание помочь в выборе профессии, рассказать об открывающихся возможностях ученику. Авторитет преподавателей зачастую является более сильным, нежели в отношениях с родителями, поэтому ученик вполне может прислушаться к советам учителя и сделать правильный выбор.

* Личные профессиональные планы

Представлениям о своем будущем отводится важная роль в поведении и жизни подростка. Мысленные представления, план или определенный образ зачастую зависят от характера и склада ума подростка. Важными составляющими личных планов являются цели и задачи, а так же методы их поэтапного достижения. При составлении таких планов подростку необходимо точно понять, что его мысли направленны верно, и что данный план вполне выполним.
* Собственные способности
Способности и таланты учащегося очень важно рассматривать не только в учебной деятельности, но и в общественных видах активности. Ведь будущая проф. пригодность как раз и включает в себя перечень склонностей подростка.
* Уровень притязаний на общественное признание. 
Первой ступенью профессиональной подготовки является реалистичность притязания старшеклассника.
* Информированность.
Важным фактором для выбора профессии является своевременная информация о профессиях, которая не искажена чьим-либо субъективным мнением.
* Непосредственное формирования склонностей в деятельности
Включаясь в различные типы деятельности, юноша расширяет свой кругозор и может менять свои направления и увлечения. Для старшеклассников очень важно найти в этом возрасте себя и построить свой путь к будущему.

Чтобы старшеклассник не запутался в многообразии возможных решений, очень важен контроль процесса, который осуществляется учителем.
По мнению Д.Майерса, управление выбором профессии является одной и составных частей проблемы научного управления обществом. Раздавая советы своим ученикам, учителю стоит задуматься о том, знает ли он субъективные и объективные факторы, которые составляют содержание управления.
* Субъективные факторы включают в себя склонности и возможности субъекта, его интересы, намерения, способности, мотивы, задатки, темперамент, характер и прочие составляющие личности.
* Под объективными факторами принято понимать систему объективных закономерностей, среду жизни, особенности воспитания, экономическое окружение подростка.

Современные подростки испытывают не только психологические трудности в выборе профессии. Неопределенность жизни, отсутствие ясных перспектив дальнейшего развития общества в социальной сфере, материальное неблагополучие, - все эти факторы приводят к большой тревоге со стороны молодого поколения, к опасениям и невозможности самостоятельно сделать верный выбор в пользу будущей профессии.

Подводя итог, отметим, что самоопределение в профессии является довольно сложным процессом, который включает в себя когнитивные и эмоциональные компоненты.  Выбор может быть обоснованным и реальным, в случае, если эмоционально-оценочные компоненты и существенные содержательные компоненты соответствуют друг другу.
Кроме того, для обоснованности проф. выбора необходимо соответствие возможностей человека и требований к профессии. В ином случае, самосознание постепенно начинает накапливать отрицательный жизненный опыт, который зачастую перерастает в негативные способы решения проблем, к которым относятся игнорирование, уход от принятия решений и т.д.

При выборе профессии необходимо досконально изучить все требования, которые пригодятся для успешного построения карьеры: Необходимый уровень образования, навыки, требование физической силы, креативности, и т.д.

Старшеклассник, являясь субъектом учебной деятельности, в течение продолжительного времени «накапливает» в себе как широкие социальные, так и узколичные внешние мотивы, особое место среди которых занимают мотивы достижения. Учебная мотивация с возрастом меняет свою структуру, ведь теперь она является способом реализации серьезных жизненных планов. Учение в таком случае зачастую не интересует подростков, а вся работа направлена на результат.

Определить готовность школьника к профессиональному и личностному самоопределению можно, когда у подростка явно выражена профессиональная ориентация и интересы, развиты необходимые формы творческого мышления, а так же он успешно овладел методами самообучения и самовоспитания. На этом этапе завершается созревание и формирование личности, формируется личностная рефлексия, полная структура самосознания, осмысляются намеченные жизненные планы и перспективы.
Старшие школьники активно включаются в учебно-профессиональную деятельность, и при ее правильной организации подростки с интересом относятся к последующему усвоению знаний и трудовых навыков, а так же развивают положительное отношение к труду. В таком случае происходит подчинение ради более важной цели – будущей профессии. Человек стремится получить качественные знания не только «для себя», но и для того, чтобы построить успешную карьеру.







Психологические особенности старшеклассников
Подходя к периоду ранней юности, школьник осознает, что вот-вот ему придется шагнуть во взрослую жизнь. В это время физических изменений практически не происходит в организме, однако психика претерпевает бурные изменения, появляются новые идеи и мысли вперемешку с неуверенностью в себе. Школьникам приходится довольно сложно, и этот этап можно назвать одним из очень важных в жизни, и именно от решений, которые принимаются сейчас, зависит дальнейшая благополучная жизнь.

• Рассматривая ситуацию социального развития, следует отметить, что юность является периодом стабилизации личности.  Усложняется процесс самосознания и выражения эмоций к  людям, появляется потребность в приобщении к какой-либо из социальных групп для того, позиции которой совпадают со взглядами старшеклассника. Появление взрослых ролей и обязанностей состоит в том, что старшеклассник получает паспорт, уже самостоятельно несет наказания за возможное совершение правонарушений, тем самым начиная медленно, но верно «окунаться» во взрослую жизнь.
• Одним из важнейших новообразований юношества принято считать личностное и профессиональное самоопределение. наблюдается ярко выраженное желание занять позицию взрослого, осознать себя, как часть общества, понять свое истинное предназначение, все это подталкивает учеников старших классов к серьезным размышлениям и постановке целей на будущее, тем самым, формируя потребность к трудовой профессиональной деятельности.

• Основной направленностью личности в этот промежуток времени  становится сосредоточение в будущее.
• Наступает подходящее время для того, чтобы у старшеклассника сформировались жизненные ценности и мировоззрение.
• Основные противоречия, которые помогают двигаться дальше, заключаются в оценке своих способностей и возможностей наряду с отсутствием средств на реализацию своего потенциала.
• Ведущим типом деятельности становится учебно-профессиональная деятельность.
Отношения с людьми любого возраста усложняются в этом возрасте, одной из особенностей наступления юности является полная перестройка отношений со взрослыми.
Особенности общения в юношеском возрасте.
В юношеском возрасте отношения с людьми приобретают более ровный и совсем неконфликтный вид. Постепенно завоевывая доверие, юноша старается общаться на равных, не отталкивая помощь родителей и преподавателей, как раньше. Многие старшеклассники признают, что им зачастую необходимо крепкое родительское плечо не только в вопросах социально значимых, но и в личных, объясняя это недостатком своего опыта и желанием выслушать мнение более мудрого человека.
Наблюдается преобладание следующих тем, которые юношам хотелось бы обсуждать с родителями: жизненные планы, выбор профессии, вопросы морали, взаимоотношения с друзьями. Отмечается, что в старшем школьном возрасте дети более открыто вступают в диалог с матерью нежели с отцом, однако в некоторых случаях они все же дифференцируют вопросы – что-то доверяют отцу, а что-то матери.

В отношениях с учителями старшеклассникам приходится не так легко. Большинство отношений носят дифференцированный и сложный характер. Оценивая учителя, старшеклассник в первую очередь обращает свое внимание на его личностные качества, способность внимательно выслушать, понять и поддержать. На втором месте среди качеств учителя выделяется его профессиональная компетентность, а на третьем справедливость в управлении и организации на уроках. Так.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44