VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Развитие связной речи у старших дошкольников в процессе игровой деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012327
Тема: Развитие связной речи у старших дошкольников в процессе игровой деятельности
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Кемеровский государственный университет»
Институт образования
 Межвузовская кафедра общей и вузовской педагогики



Пиюнова Елена Анатольевна

Развитие связной речи у старших дошкольников в процессе игровой деятельности
 

Выпускная квалификационная работа

по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование
направленность (профиль) подготовки
«Дошкольное образование»


Научный руководитель:
К.п.н., доцент С. В. Мильситова

Работа защищена с оценкой:
________________________
протокол ГЭК №_________
от «____»__________20__г.

Секретарь ГЭК___________
                                                                                                                                 Подпись

Кемерово 2018
Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у дошкольников
1.1.	Развитие связной речи у дошкольников как психолого-педагогическая проблема ……………………………………………………………………..…6
1.2.   Особенности развития связной речи у старших дошкольников ……14
Глава 2. Возможности игровой деятельности как средства развития речи у старших дошкольников 
2.1.	Игровые средства развития связной речи у старших дошкольников..27
2.2.    Использование игр для развития связной речи у старших дошкольников  в практике деятельности ДОО (на примере работы МAДОУ № 241)…….40
Заключение……………………………………………………………………..63
Список литературы…………………………………………………………….65
Приложение……………………………………………………………………..70















Введение

     Речевое развитие детей – одна из центральных задач дошкольного образования. Речь как важнейшее новообразование дошкольников открывает им доступ к культурно-историческому опыту народа. Благодаря речи происходит развитие познавательной сферы ребенка и формируется его внутренний мир, с позиций которого он воспринимает все, что его окружает.
     В настоящее время происходит модернизация системы образования. Это коснулось и дошкольного образования. В связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации», с 1 сентября 2013 года дошкольное образование является первым уровнем общего образования [40, с. 18]. Данная цель реализуется в процессе освоения ребенком основных образовательных программ. [40, с. 79] Которые формируются на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Требования ФГОС дошкольного образования к результатам освоения образовательной программы, представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования [39]. Таким образом, согласно ФГОС ДО,  в дошкольном возрасте целевым ориентиром образовательной области «Речевое развитие», является – владение речью  как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи [39, с. 4].
     Отсюда следует, что развитие связной речи у детей является заказом общества и государства. А развитие связной речи у старших дошкольников становится важной предпосылкой к успешному школьному обучению. 
     Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека.
     Проблемой развития связной речи у дошкольников занимались такие известные педагоги, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.[35, с. 12]
     Закономерности речевого развития дошкольников изучались             А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. [27, с. 34].
     Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др. [7, с. 13].
     О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие учёные считают, что формирование грамматически правильной, логичной, осознанной, последовательной речи у старших дошкольников есть необходимое условие речевого развития.[33,с. 109].
     Однако в процессе исследования проблемы развития связной речи детей возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у старших дошкольников и недостаточным развитием её на практике.  Наличие данного противоречия позволило обозначить проблему нашего исследования,  которая заключается в изучении возможностей игровой деятельности для развития связной речи у старших дошкольников. 
     Всё выше сказанное обусловило тему нашего исследования: «Развитие связной речи у старших дошкольников в процессе игровой деятельности».
     Цель исследования: определить возможности игры как средства развития связной речи у старших дошкольников.
     Объект исследования: процесс развития речи у дошкольников. 
     Предмет исследования: развитие связной речи у старших дошкольников в процессе игровой деятельности. 
     Гипотеза исследования: процесс развития связной речи у старших дошкольников будет проходить успешнее, если: 
- игровая деятельность детей  организуется с учётом их возрастных особенностей;
- будут изучены возможности игры как средства развития связной речи; 
- игровая деятельность будет осуществляться регулярно.
     В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть развитие связной речи дошкольников.
3. Выявить особенности развития связной речи у старших дошкольников.
4. Рассмотреть возможности игровой деятельности как средства развития связной речи старших дошкольников (на примере работы МАДОУ № 241).
     Работа состоит из введения, заключения, двух глав, четырёх параграфов, списка литературы (46 источника), три приложения.














Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у дошкольников

1.1. Развитие связной речи у дошкольников как психолого-педагогическая проблема

     Понимание речи и владение ею представляет собой важный этап социализации ребенка – включение его в человеческое общество и полноценной жизни в нем.
     Владение связной, понятной для окружающих речью обеспечивает ребенку дошкольного возраста, полноценное общение с окружающими: дает возможность поделиться своими мыслями, уточнить и пополнить свои знания. Хорошо развитая связная  речь ребенка дошкольного возраста становится предпосылкой к полноценному формированию личности.
     Для того, чтобы дать определение связной речи дошкольников, обратимся к анализу литературных источников и рассмотрим различные определения понятия «связная речь».
     Так, А. Г. Гогоберидзе пишет, что  «Связная речь – это выражение мыслей, желаний или чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя» [15, с. 279].
     С.В. Алабужева, в свою очередь, под связной речью понимает «развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, точно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры человека» [2, с. 17].
     По мнению М.М Алексеевой и В.И. Яшина, «связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки» [4, с. 160].
     А.М. Бородич считает, что «связная речь – это смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и понимание людей» [7, с. 94].
     Педагог А.В. Текучева пишет, под «связной речью в широком смысле слова следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое» [29, с. 3].
     Как отмечает О.С. Ушакова, «связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как связность, целостность, которые тесно связаны между собой и характеризуются коммуникативной направленностью, логикой изложения, структурой, а также определенной организацией языковых средств» [34, с. 17].
     На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы: развитие связной речи у детей волновала многих педагогов- исследователей, поэтому существует достаточно большое количество определений. Наиболее близкое к нам в нашей исследовательской работе - определение Л. С. Выготского. Согласно исследованиям  Л. С. Выготского, «связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития» [8, с. 39].
     Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, мышлением, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Именно родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [11, с. 39]. Дети с речевой активностью, как правило, легче входят в контакт с окружающими взрослыми и детьми. 
     Большое внимание уделял развитию речи детей чешский педагог-гуманист Ян Амос Коменский (1592–1672), которого называют «отцом» научной педагогики. Он разработал первое в мире руководство по дошкольному воспитанию – «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет», в котором обозначил задачи, содержание и методику воспитания детей. Развитию речи в ней посвящается целая глава (восьмая). Коменский  писал, что человек отличается от животного тем, что имеет разум и речь. Ум и язык человека необходимо все время развивать. Что характерно, рекомендации педагогам, как развивать речь, Я. А. Коменский дает на основе особенностей развития детей на протяжении первых шести лет. До трех лет главное внимание, по его мнению, необходимо уделять правильному произношению, на четвертом, пятом и шестом годах – на основе восприятия вещей – обогащению речи, называнию словом того, что ребенок видит. Коменский своеобразно характеризует общение с ребенком до трех лет, рассматривая обучение пониманию жестов, мимики как основу риторического действия. В качестве средства развития речи Коменский предлагает также использовать ритмические прибаутки, стихи, обращать внимание детей на различия между простой речью и поэзией, рекомендует учить понимать образную речь, заучивать стихи, использовать в работе с детьми художественные рассказы, басни, сказки о животных,  дает круг предметов, с которыми следует знакомить детей в соответствии с их возрастом [4, с. 18]. Именно Коменский одним из первых  аргументировал единство познавательного и речевого развития.
     Похожими на труды Коменского по содержанию обучения и методическим рекомендациям, являются труды швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746–1827). Именно он раскрыл социальное, культурное и общепедагогическое значение родного языка. «Язык дает ребенку в короткое мгновение то, что человек получил от природы за тысячелетия». Согласно его позиции  язык является необъятным искусством, которым овладел человеческий род.
     В обучении родному языку он выдвинул три основные задачи: обучение звуку, или средству развития органов речи; обучение слову, или средству ознакомления с отдельными предметами; обучение речи, или средству научиться ясно выражаться о предметах.
     В книге «Как Гертруда учит своих детей» (письмо седьмое) Песталоцци подробно описывает  методику обучения: упражнять детей в произношении звуков, слогов, связывая эту работу с последующим обучением чтению. В основе его методики - обучения слову - лежит принцип наглядности. Обучение словам, обозначающим видовые и родовые понятия, строится на основе восприятия сначала предметов, затем картинок.
     В обучении связной речи Песталоцци устанавливал такую последовательность: познание внешнего вида предметов, его отличительных признаков на основе восприятия, подбор ряда слов для характеристики предмета, классификация слов и предметов, составление и распространение предложений, объяснение значений слов, составление связных текстов. Разработанные Песталоцци упражнения одновременно развивали познавательные способности [4, с. 19]. На наш взгляд, современные методики обучению связной речи детей старшего возраста имеют схожие принципы. 
     В начале XX века стал широко известен немецкий педагог Фридрих Фребель (1782–1852), которого считают основателем общественного дошкольного воспитания. В 1840 г. в помощь матери, было создано первое учебное заведение названное «Детский сад» основателем является Ф. Фребель. Это первое заведение становится началом развития дошкольного образования.
     Язык Фребель рассматривал как откровение духа Божьего. Задача воспитания – оказать содействие развитию заложенных в ребенке качеств [4].
     Фребель считал, что язык ребенка развивается с раннего детства, а предпосылкой для его развития является богатство внутренней жизни малыша. Задачу воспитателя Фребель видел в обогащении содержания жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок все хорошо рассматривал, а педагог расширял его словарный запас. Необходимоназывать ребенку не только сами предметы, но и их свойства, качества, отношения предметов друг к другу.
     Развитие речи Фребель тесно связывал с наблюдением и игрой. Широко известны его занятия по сенсорному воспитанию детей с использованием дидактического материала, так называемых «даров», которые способствовали накоплению содержания речи [4, с. 20].
     Большое распространение в мире получил метод Марии Монтессори (1870–1952), итальянского педагога, разработанный ею для домов ребенка. Являясь сторонницей свободного воспитания, Монтессори считала, что основными задачами должны быть воспитание мускулов, чувств и развитие языка. Последнее включает упражнения в классификации, исправление дефектов речи, обучение грамоте. Достоинством метода (с точки зрения его влияния на речевое развитие) является обеспечение сенсорной основы для речи в процессе упражнений с искусственным дидактическим материалом (цилиндры, кубы, лестницы, вкладки, лоскуты и катушки и др.) [4, с. 21]. Упражнения, предлагаемые Марией Монтессори, включали:
1. Сенсорное восприятие предмета и его признаков.
2. Распознавание предмета по названию.
3. Запоминание названий предмета.
     В настоящее время практически все детские сады в мире имеют в своей предметно - развивающей среде некоторые элементы оборудования для сенсорного развития детей всех возрастов по  методике М.Монтесори.
     Главенствующая  роль в создании системы первоначального обучения отечественному языку принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому (1824 – 1870). В основу всей педагогической системы были положены два фундаментальных принципа: народности и развивающего обучения. Развитие речи – писал он – это процесс освоения родного языка и является центральной задачей образования и воспитания детей. Ушинский также определяет цели первоначального обучения родному языку: развитие «дара слова», или способности выражать свои мысли в правильных речевых формах; усвоение лучших форм языка, содержащихся в произведениях фольклора и художественной литературе; освоение грамматики, логики родного языка [15, с. 289].
     Опираясь на идеи русских прогрессивных и западных педагогов,        Е.И. Тихеева обосновала необходимость рассматривать «развитие речи как ведущую задачу в воспитании и развитии дошкольника» [33]. Она первая сформулировала цель работы детского сада по этому разделу, определила теоретические основы методики, разработала основные ее разделы: развитие речи ребенка, словарь детей, занятия по живому слову [33, с. 29].
     Большое влияние оказали работы Е.А. Флериной (1889-1952). В ее учебном пособии «Живое слово в дошкольном учреждении» нашли отражение результаты исследования Л.А Пеньковской, О.И. Соловьевой, М.М. Кокониной, Н.С. Карпинской.[39, с. 3] Таким образомпроисходит создание методики развития речи как науки.
     Исследование педагога А.М. Леушиной, выполненное под руководством видного советского психолога, профессора С.Л. Рубинштейна, стало важным в развитии теоретических позиций. Именно благодаря сотрудничеству психолога и педагога, направленное на изучение развития связной речи дошкольников в условиях педагогического воздействия помогло раскрыть происхождение связной речи, новые возможности речевого развития ребенка, определить необходимые педагогические условия [15, с. 290].
     В результате новых открытий была пересмотрена цель работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Исходя из главной в дошкольном возрасте коммуникативной функции речи, основной целью становится развитие речи как универсальное средство общения ребенка в процессе взаимодействия с окружающими его людьми. В результате реализации этой цели, становится необходимым решение ряд задач, ведущей из которых является развитие связной речи детей. Решение остальных задач, таких как развитие словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи – только способствуют совершенствованию связной речи ребенка по мере его взросления.
     Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Это определено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная функция речи и языка. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень умственного и речевого развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин,  А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Психологическая природа связной речи, ее особенности развития и механизмы у детей раскрываются в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
     Таким образом, с приходом периода становления методики развития речи (1953-1989) были сформулированы следующие положения:
- провозглашение идеи ведущей роли обучения в развитии речи ребенка дошкольного возраста;
- разработка нового содержания теории и методики словарной работы на основе формирования системных знаний об окружающем мире;
- разработкой новых психолого-педагогических подходов и методических рекомендаций по решению задач развития речи детей в работе с художественными произведениями разных жанров;
- разработкой и внедрением в практику методики занятий по развитию разных сторон речи детей дошкольного возраста;
- появление программы современного курса методики развития речи для студентов вузов.
     В процессе длительного изучения развития детской речи, как педагоги, так и психологизамечают физиологические проблемы с речью у детей. 
     Это послужило появлением новой концепции дошкольного воспитания и, как следствие, новый всплеск исследований по проблемам  развития речи. 
     Феликс Алексеевич Сохин предложил свою классификацию проблем:
- структурное (фонетика, лексика, грамматика);
- функциональное (коммуникативная функция речи);
- когнитивное (исследование возможностей элементарного осознания ребенком явлений языка и речи)[4].
     Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей с позиций психологии и психолингвистики имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства.
     Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин)[4, с. 162].
     Требования новых видов деятельности и форм общения ведут к дальнейшему интенсивному овладению языком: словарным составом, грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится все более связной. Необходимым условием этого является особый характер ее социальной адаптации. Суть ее заключается в учете ребенком слушателя при высказывании, содержание которого все более выходит за пределы непосредственно переживаемой ситуации.
     Итак, на протяжении  всего дошкольного возраста функции и формы речи ребенка развиваются и усложняются. К семи годам ребенок овладевает всеми основными формами связной речи.Достигаемый к школьному возрасту уровень овладения родным языком в норме, становится очень высоким. Усваиваемый русский язык становится для него действительно родным.
     При нормальном ходе речевого развития старший дошкольник спонтанно усваивает многие словообразовательные модели, одновременно существующие в языке и работающие в рамках определенной лексической темы.
     В вариативных комплексных  программах по дошкольному воспитанию, таких как «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Детство» обязательно существовал и существует сейчас раздел, определяющий задачи развития всех сторон речи у ребенка дошкольного возраста. 
     В настоящее время в условиях реализации ФГОС стало необходимым изменение подходов к организации педагогического процесса в детском саду [39, с. 3].
     На основании ФГОС решение речевых задач у детей дошкольного возраста, стало актуальным решать в контексте детской деятельности  (игры, детское исследование, проектирования, труда, самообслуживания и экспериментирования), не переводя их в учебную форму и другим методам взаимодействия.[15, с. 293]
     Взгляд на проблему связной речи в том виде, как она представлена в литературе, дает нам основание говорить, что от уровня овладения связной речью во многом будет зависеть успешное обучение ребенка в школе, умение общаться и адаптироваться к условиям жизни. Так как в ряде педагогических концепций основу связной речи составляет интеллектуальная деятельность передачи или приема сформированной и сформулированной мысли, направленной на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей людей в ходе общения.
     Особо важным является развитие речи у старших дошкольников, стоящих на пороге школьного обучения. Особенности развития связной речи у старших дошкольников мы рассмотрим в параграфе 1.2. 

1.2. Особенности развития связной речи у старших дошкольников

     Развитие связной речи  у старших дошкольников происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
     Связная речь – это выражение мыслей, желаний и чувств в связном речевом построении, понятное для слушателя. Существенная функция связной речи – коммуникативная. Именно посредством связной речи происходит общение ребенка с воспитателем, родителями и окружающими его сверстниками.
     Работа над развитием связной речи  у дошкольников предполагает реализацию выстроенной системы постепенно усложняющихся задач. 
     Если в младшем дошкольном возрасте педагогическое воздействие в процессе образовательной деятельности сводиться к знакомству детей с предметом, его признаком и действием, то на четвертом году освоение детьми слов, обозначающих свойства и качества предметов, их назначение, строение, пространственное расположение, качество материалов, из которых изготовлен предмет. У старших дошкольников на уже имеющемся предыдущем  опыте, освоение  умениями анализировать эти особенности позволяет перейти к сравнению предметов. Что дает возможностьдетям пополняетсязапас слов прилагательными сравнительной степени (длиннее, тяжелее, прозрачнее и т.д.). И приводит к тому, что дети начинают использоваться сравнительные обороты (брюки длиннее, чем шорты, поэтому в них теплее, и др.) [15, с. 284].
     Именно в старшем дошкольном возрасте очень важно развивать у детей умение классификации (транспорт – наземный, воздушный, водный  и т.д.) в процессе проведения образовательных ситуаций, упражнениях и различных играх. Необходимо обращать внимание на воспитание звуковой культуры речи – работа над артикуляцией, дикцией, развитием языковой выразительности речи. Развитие синтаксической стороны речи (например, рассматривание сюжетных картинок проблемного содержания, установление причинно – следственных связей и их отражение в речи «На улице сильный дождь, поэтому необходимо взять зонтик»), является необходимым условием для обучения связности речи. Знакомство детей с разными способами мотивированного словообразования: префиксальный, суффиксальный способы, образование сложных слов посредством слияния основ, способствует появлению у детей интереса самостоятельному конструированию слов, и к словотворчеству. Все эти условия развития речи детей необходимо решать  в единстве. Только систематическая реализация системы речевых задач способствует качественному развитию связной речи дошкольников [15, с. 287].
     Речевое развитие включает познание речи как средства общения и факта культуры. Только при условии взаимодействия всех компонентов: обогащение активного словаря, развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи, ее звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, речевого творчества.  Главной  задачей развития речи дошкольников является становление связной речи. В самом термине «связная речь» заложена идея логической связной мысли, высказываемойговорящим. 
     Речевое общение предполагает: 
- связное изложение содержания мыслей собеседнику, чтобы добиться наилучшего понимания последним содержания высказывания (функция сообщения);  
- необходимость в побуждении и убеждении собеседника действовать предопределенным образом для достижения результата (побудительная функция);  
- потребность выразить свои чувства, эмоции, впечатления,  отношение к чему-то (экспрессивная функция).  
     Планирующая функция связной речи полагает отбор средств, котоые определяют и регулируют последовательность взаимодействия людей в любом виде деятельности для осуществления задуманной цели[15, с. 280].
     Она осуществляется нескольких основных формах – диалоге, монологе и полиологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
     Диалогическая речь – это форма социального взаимодействия, необходимая для обмена впечатлениями и мыслями между двумя людьми. Это первая форма, с которой начинается развитие связной речи ребенка. Она предполагает усвоение трех групп умений: 
1. Собственно речевые умения: слушать и правильно понимать мысль собеседника; излагать в ответ свое суждение, правильно выражая речь; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон диалога; слышать свою речь и контролировать ее нормативность, при необходимости вносить изменения. 
2. Умения речевого этикета: вступать в разговор (знать, когда и как можно вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми); поддерживать и завершать общение (проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, приводить примеры, возражать, сравнивать, оценивать); правильно обратиться к собеседнику для привлечения его внимания, при знакомстве, приветствии, выражению просьбы, приглашению к разговору, согласия или отказа, жалобы, сочувствия, благодарности, поздравления, при прощании. 
3. Умения невербального общения: уместное использование мимики, жестов, позы [15].. 
     Монологическая речь – это вид внешней  речи, в которой осуществляется логическое, последовательное, развертывание мысли одним говорящим в виде связного высказывания, содержание которого понятно из контекста. По мнению академика Л.В. Щерба монолог - это организованная система мыслей, облеченная в словесную форму. 
     Монолог имеет такие признаки, как целостность (единство темы), структурное оформление (разное в зависимости от типа монолога), логика (связность), объем высказывания, плавность (отсутствие длительных неоправданных пауз). Монолог требует проявления самостоятельности в определении темы, содержания и формы высказывания. В дошкольном возрасте дети осваивать четыре формы монологической речи:  
1. Рассказ-повествование. Цель - в логическойпорядке  передать собеседнику содержание событий. 
2. Рассказ-описание. Цель – вызвать в сознании собеседника наиболее яркий образ описываемого объекта или предмета. 
3. Рассказ-контаминация – смешанный текст. Основу контаминации составляет повествование, дополненное подробными описаниями, отступлениями от основной сюжетной линии или сочетание описания и рассуждения (самыйхарактерный для детей дошкольного возраста).  
4. Речь-рассуждение – самая сложная форма монолога. Цель - на основе известного содержания, проанализированного под определенным углом зрения, прийти логическим путем к определенным выводам [15]. 
     Речь - рассуждение проявляется у дошкольников в трех формах:   
- речь-доказательство;  
- речевое планирование деятельности; 
- объяснительная речь. 
     Для того чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себесобытие рассказа (предмет, объект), уметь анализировать и систематизировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. Кроме того, нужно уметь подбирать наиболее подходящие для выражения данной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и связать их разнообразными способами. 
     Полилогическая речь – это речь при участии в коллективном разговоре. В дошкольном возрасте необходимость полилога возникает при обсуждении детьми какой - либо совместной деятельности, при разработке плана коллективной продуктивной и исследовательской деятельности. Помимо умений диалогической речи, полилог предполагает умение следить за темой, но не терять нити разговора, сдерживать желание высказаться, найти место собственной реплике. Каждая  возрастная группаимеет свою задачупо развитию речи детей. Так, в первой младшей группе – это развитие разговорной речи: формирование умения понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли посредством языка. Во второй младшей группе становится ведущей задачей развитие разговорной речи  на основе содержания литературных текстов, рассматривания картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных способностей детей позволяет начать знакомить детей с правилами речевого этикета – формами вежливого общения. Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения с двухлетним ребенком во второй младшей группе переходят к общению с коллективом детей. Такое общение требует умения ребенка выслушать собеседника, не перебивать его, дожидаться своей очереди высказаться в коллективном разговоре [15, с.280]. 
     В среднем дошкольном возрасте основное внимание в работе по развитию речи детей уделяется развитию речевой инициативы и самостоятельности ребенка, как в процессе разговорного общения, так и в монологической речи. В этом возрасте ребенок уже имеет возможность сам поставить цель речевой деятельности: проявить инициативу в общении со сверстниками и взрослыми. 
     Старший дошкольный возраст характеризуется выявлением и развитием индивидуальных способностей детей в речевой деятельности. Развитие речевого творчества детей в разных формах речи: в построении и ведении  диалога, придумывании творческих рассказов, детском сочинительстве, коллективном обсуждении игрового сюжета, просмотренного мультфильма и т.д. Творческие проявления  детей можно наблюдать как в содержании, так и в средствах его передачи.  
     Анализ формирования разных сторон речевой деятельности у детей с позиций психологии и психолингвистики имеет непосредственное отношение к проблеме развития связной речи в период дошкольного детства. В преддошкольном периоде речь ребенка как средство общения, непосредственно связана с конкретной наглядной ситуацией общения. Осуществляясь в диалогической форме, она носит выраженный ситуативный  характер. 
     С переходом в дошкольный возраст, появлением новых видов деятельности, новых качественных отношений с взрослыми происходит объединение функций и форм речи. У ребенка возникает форма речи-сообщения в виде рассказа-монолога о том, что с ним происходило вне данной, конкретной ситуации. В процессе развития самостоятельной практической деятельности у ребенка возникает потребность в формулировании собственного замысла. И рассуждения по поводу способа выполнения практических действий. Возникает острая потребность в речевой активности. Переход к этой форме речи возникает, прежде всего, благодаря  усвоению грамматических форм развернутых высказываний. Одновременно происходит и дальнейшее усложнение диалогической формы речи. Как в отношении ее содержания, так и в плане возросших речевых возможностей ребенка, активности и степени его участия в процессе живого речевого общения. Особенности формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием рассматриваются в работах Л.П. Федоренко, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой и др. Исследователи отмечают, что элементы монологической речи появляются в высказываниях нормально развивающихся детей уже в 2-3-летнем возрасте [34, с. 78].
     В 5-6-летнем возрасте ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью, так как к этому времени завершается процесс фонематического развития речи, и дети в основном усваивают грамматический, морфологический и синтаксический строй родного языка.  Об этом пишут А.Н. Гвоздев, Г.А. Фомичева, В.К.Лотарев, О.С. Ушакова  [14, с. 264].
     Уже с 4-х летнего возраста детям становятся доступны такие виды монологической речи, как простое описание предмета и повествование, а на седьмом году жизни - и короткие рассуждения. 
     Речевое поведение детей 5-6-летнего возраста уже достаточно распространенные и информативные, в них присутствует определенная логика изложения. Уже в этом возрасте очень часто в их рассказах появляются элементы фантазии, желание придумать эпизоды, которых еще не было в их жизненном опыте. Однако только в условиях целенаправленного обучения возможно полноценное овладение детьми навыков монологической речи. Условиями успешного овладения монологической речью являются: формирование специальных мотивов, потребности в употреблении монологических высказываний; сформированность различных видов самоконтроля и контроля, усвоение соответствующих синтаксических средств построения развернутого сообщения. 
     По мнению Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, А.К. Марковой, овладение монологической речью, построением развернутых связных высказываний становится возможным с возникновением регулирующей, планирующей функций речи (и др.) [14, с. 265]. Исследования Л. Р. Голубевой и Н.А. Орла.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%