VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические особенности адаптации детей к детскому образовательному учреждению

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001204
Тема: Психолого-педагогические особенности адаптации детей к детскому образовательному учреждению
Содержание
АНО ВО «РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ



«Допущена к защите» 
Зам. декана факультета 
психологии и педагогики 
доцент, кандидат 
психологических наук 
_____________________ Батколина В.В. 
«___» ___________________ 2016 г. 




БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
на тему:
«Психолого-педагогические особенности адаптации детей к детскому образовательному учреждению»



Автор: студентка 4 курса 
заочной формы обучения 
факультета психологии и педагогики 
направление подготовки: психолого- 
педагогическое образование 
профиль: психолого-педагогическое 
консультирование 
Немировская Светлана Юрьевна 

Научный руководитель: 
доцент, кандидат психологических наук 
Батколина Виктория Валерьевна 




Москва 2016 
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к детскому образовательному учреждению……………………………………………….........7
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому образовательному учреждению………………………………………7
1.2. Процесс адаптации детей к детскому образовательному учреждению……12
Выводы по первой главе…………………………………………………………...31 
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей адаптации детей к детскому образовательному учреждению………………………………………...33
2.1. Программа, этапы и организация исследования ……………………………33
2.2. Характеристика методик исследования ……………………………………..34
2.3. Анализ, обобщение и интерпретация результатов ………………………….35
2.4. Модель организации адаптационного периода детей к детскому образовательному учреждению…………………………………………………...38
Выводы по второй главе …………………………………………………..………41
Заключение …………………………………………………………………..……..42
Список использованной литературы ……………………………………………..44
Приложения ………………………………………………………………………...48


	







Введение
Если бы мне дали выбирать:
населить землю такими святыми,
каких я только могу вообразить
себе, но чтобы тогда не было де-
тей, или такими людьми, как те-
перь, но с детьми, – я бы выбрал
последнее.
Л. Н. Толстой
	Сведения, полученные в работах Э. Эриксона, Л. С. Выготского, А. Фрейда, К. Хорни, подчёркивают важность правильного воспитания детей с раннего возраста и гуманного к ним отношения. Чтобы формировать такое отношение, воспитывающим взрослым нужно знать особенности тяжёлого периода в этом возрасте – особенности адаптации.
	Анализ массовой педагогической практики показал, что основной причиной эмоционального стресса родителей и детей раннего возраста является период адаптации [44, с. 185].
	Многие родители задумываются над тем, надо ли отдавать ребёнка в детский сад или лучше заниматься его воспитанием дома. С одной стороны, малышу требуется общение со сверстниками, кроме того, в дошкольном учреждении работают специально обученные педагоги, но, с другой стороны, настораживают советы окружающих не спешить с окончательным решением этого вопроса, подождать, когда малыш подрастёт, окрепнет, наберётся сил. 	Пугают постоянные разговоры о том, что дети в детском саду много плачут, часто болеют. Бесспорно, родители лучше всех других взрослых знают и любят своего ребёнка. Но иногда они, не имея достаточного опыта воспитания детей, могут нанести им вред. У молодых родителей нет достаточно глубокого представления о жизни ребёнка в детском саду, об условиях воспитания и обучения, которые созданы в детском саду. Поэтому нужно начинать сотрудничество с родителями детей ещё до того, как малыши впервые пришли в новую для них обстановку.
	Раннее детство является периодом интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребёнка [14, с. 108]. При этом быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагополучном фоне – недостаточной морфологической и функциональной зрелости органов и систем, что повышает присущую возрасту ранимость организма. Дети раннего возраста в большей степени, чем старшие, подвержены различным заболеваниям. Малышам присуща повышенная эмоциональность, внушаемость, впечатлительность. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне остро и болезненно. Необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребёнка.
	Общая задача педагогов и родителей – помочь ребёнку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день проблема адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
	Цель исследования: разработка системы способов организации успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению.
	Объект исследования: процесс адаптации детей к детскому образовательному учреждению.
	Предмет исследования: психолого-педагогические особенности адаптации детей к детскому образовательному учреждению.          
	В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
	– проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросу адаптации детей к детскому образовательному учреждению;
	– изучить процесс адаптации детей к детскому образовательному учреждению;
	– изучить методики исследования особенностей адаптации детей;
	– провести эмпирическое исследование особенностей адаптации детей к детскому образовательному учреждению;
	– разработать модель организации успешной адаптации детей к детскому образовательному учреждению.
     Гипотеза данного исследования базируется на предположении о том, что уровень адаптации детей раннего дошкольного возраста повышается, если организация педагогических условий воспитателем будет обеспечивать положительное эмоциональное состояние ребёнка в период адаптации к ДОУ.
     Теоретическо-методологической основой исследования явились исследования в отечественной и зарубежной психологии: 
     – исследования по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (А. С. Роньжина, В. Н. Белкина, Н. Д. Вавилова, Н. В. Кирюхина, К. Л. Печора, Р. В. Тонкова-Ямпольская);
     –	исследования о взаимодействии детского сада и семьи (Е. П. Арнаутова, Т. А. Данилина, О. Л. Зверева, Т. В. Кротова, Т. А. Куликова и др.); 
     –	исследования в области диагностики детей раннего возраста (Н. В. Соколовская, Н. М. Аксарина, Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора).
 	При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психологической литературы, сравнение, обобщение, конкретизация; экспериментальные – анкетирование, сравнительный анализ качественных характеристик, количественная обработка данных, психодиагностическая методика А. С. Роньжиной «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению», анализ результатов экспериментального исследования.
          База экспериментального исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребёнка детский сад №15 «Медвежонок» г. Подольска. В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от двух до трёх лет.
	Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в практике работы психолога и воспитателей детского сада № 15.
     Структура и объём работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (теоретической и экспериментальной), заключения, списка использованной литературы, включающего 44 наименования, и 5 приложений. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Глава I. Теоретические основы проблемы адаптации детей к детскому образовательному учреждению
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому образовательному учреждению

	Огромное значение в развитии человека имеет ранний возраст. Наиболее важные и фундаментальные человеческие способности закладываются именно в этот период:
	– познавательная активность;
	– любознательность;
	– уверенность в себе и доверие к другим людям;
	– целенаправленность и настойчивость;
	– воображение, творческая направленность и др.
	Все эти способности возникают как следствие возраста ребёнка и требуют непременного участия взрослого и определённых педагогических воздействий.
	По мнению Л. С. Выготского ранний возраст – абсолютно особый период, когда созревают все системы и органы, т.е. сенситивный период, во время которого происходит бурное сенсорное развитие, развитие наглядно-действенного мышления, формирование второй сигнальной системы [15]. Это тот период, когда происходит начальное формирование личности ребёнка и незрелость многих компонентов функциональной системы адаптационных механизмов часто приводит к напряженной адаптации. 
	Когда ребёнок впервые попадает в детский сад, происходит переделка ранее сформированных стереотипов. Отрицательное влияние на физиологическое состояние ребёнка оказывают несовпадение домашнего режима с режимом детского учреждения, изменения в рационе питания [33, с. 54]. 	Следует обратить внимание на то, что у малыша значительно
расширяются контакты с окружающими, возможность контакта с заболевшими людьми увеличивается, что приводит к дополнительной нагрузке на иммунную систему. Помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград, вызывающих стресс: в условиях дискомфорта детям раннего возраста приходится без поддержки близкого взрослого вступать в общение с незнакомыми людьми и выстраивать новые формы поведения [32, с. 38]. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться.
	Тот смысл, в котором термин «адаптация» используется в современной психологии, восходит к общеупотребительному латинскому значению этого слова (от лат. adapto – приспособляю) – процесс приспособления, строения и функций организмов, и их органов к условиям среды [25, с. 46]. К той или иной среде обитания приспосабливаются и животные, и человек: рыбы – к воде, птицы – к воздуху. Человек приспосабливается к существованию в определённых климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но человек должен обладать ещё и способностью приспосабливаться к социальным условиям, в отличие от животных. Человек помимо биологической адаптации способен к социальной, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, семья, отдых и другие) [44, с. 217].
	Социальный аспект ложится в основу конструктивного подхода к решению проблемы адаптации.
	Социальная адаптация – способность предвидеть и заранее подготовиться к изменениям внешней среды, дающая возможность быстро и без существенных нарушений приспособиться к новым условиям, так же как воздействовать на них соответственно своим потребностям, присуща только человеку. 
	Эта адаптивная способность не является врождённой, а развивается как следствие связей человека со средой, которые постоянно расширяются.
	Всё более решающим компонентом развития личности, работоспособности и выносливости становится способность к быстрой перестройке и приспособлению к меняющимся условиям [22, с. 143].
	Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям.	
	Адаптация – сложный процесс приспособления организма, который происходит на физиологическом и социальном уровнях.
	Все малыши проходят через адаптационный период при поступлении в детский сад.
     	Ребёнок попадает в новые для него условия. Меняются требования. Ребёнок, попадая в трудное положение, должен привести привычные формы поведения в соответствие с новыми условиями жизни.
	Такие обстоятельства требуют напряжения системы адаптационных механизмов.
	От функциональных возможностей этой системы напрямую зависит насколько успешно ребёнок справиться со всеми трудностями [1, с. 55].
	Функциональные возможности системы адаптационных механизмов определяются несколькими факторами:
 	1. Физическое состояние (состояние здоровья и уровень развития ребёнка).
	Здоровый, хорошо развитый ребёнок обладает большой функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями. Если же ребёнок не соблюдает распорядок дня, не высыпается, у него нарушен режим питания, ребёнок часто болеет, то и период адаптации у такого ребёнка будет проходить в более тяжёлой форме [12, с. 73].
	2. Возраст ребёнка.
	Очень важно, в каком возрасте родители решили отдать своего ребёнка в детский сад. 
	Этот фактор имеет глубинную связь и обусловлен, прежде всего, привязанностью к матери. 
	Необходимым условием для полноценного психического развития ребёнка является привязанность к матери.
     Она способствует формированию у ребёнка важных качеств личности, таких как:
     – доверие к миру;
     – положительное самоощущение;
     – инициативность;
     – любознательность;
     – развитие социальных чувств.
     И как следствие отрыва от матери, у ребёнка могут быть невротические стрессовые реакции [7, с. 119].
      3. Степень сформированности общения и предметной деятельности.
 	В ходе делового общения у ребёнка формируются особые связи с окружающими людьми. Если дома у ребёнка был эмоциональный, личностный контакт с матерью, то попадая в детский сад, ребёнок от воспитателя не получает того внимания, которым он был обеспечен дома. Ребёнок чувствует себя обделённым, брошенным. Ему некомфортно в той новой среде, в которую он попал. Поэтому очень важно стремление ребёнка к самостоятельности, умение самому находить себе занятие, выбирать предметы для игры.  У малыша, владеющего навыками делового общения, процесс адаптации будет протекать более благополучно [9, с. 158].
	Для любого ребёнка, конечно, предпочтительней будет игра с близким человеком, чем с незнакомцем. Но умение ребёнка налаживать деловые контакты, поможет ему отвлечься от личности партнёра. Отсюда следует, что ребёнку, обладающему таким умением, легче наладить контакт с посторонними, чем ребёнку, владеющему только опытом личностного общения.
	Психологами выявлена чёткая закономерность между развитием предметной деятельности малыша и его привыканием к детскому учреждению.
	Если ребёнок умеет длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками, то адаптация у него будет протекать в лёгкой форме.
	Новые игрушки вызывают интерес ребёнка, вызывают желание их исследовать. Также ребёнок с радостью откликается на предложение педагога поиграть. Такой ребёнок обращается за помощью к взрослому, не стесняется его. В случае затруднения будет упорно искать выход из создавшейся ситуации.
Вместе с воспитателем во время игры ребёнок решает предметные задачи: собрать матрёшку, пирамидку, конструктор.
	Если малыш умеет хорошо играть, то для него не возникнет трудностей, чтобы войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.
	Низкий уровень предметной деятельности, в том числе игровой, является характерной особенностей детей, с большим трудом привыкающих к дошкольному учреждению.
	Их игровые действия бедны по содержанию и по составу. Сюжетные игры не увлекают таких детей, и их действия с предметами чаще носят характер манипуляций.
	Трудности, которые возникают у ребёнка, оставляют его равнодушным, либо могут вызвать капризы и слёзы [16, с. 43].
     4. Отношение ребёнка к ровесникам.
     Отношения со сверстниками выступают одним из показателей успешной адаптации ребёнка.
	Ребёнок, который с трудом привыкает к дошкольному учреждению, сторонится своих сверстников, плачет при их приближении. Ребёнок может вести себя агрессивно по отношению к ним.
	Сложность адаптационного процесса отягащается трудностями в установлении контактов со взрослыми, а также неумением наладить контакт со сверстниками [24, с. 186].
	Исходя из этого, можно заключить, что основными критериями, по которым можно судить о степени готовности ребёнка к поступлению в детский сад и благополучного привыкания к нему являются: состояние здоровья, умение общаться со взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка.
     5. Характер взаимоотношений в семье.
	Следует обратить внимание ещё на один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
	Данный фактор непосредственно связан с психологическими особенностями родителей, особенно матери, и характером взаимоотношений, которые складываются в семье.
	Причиной  невротизации ребёнка и его трудной адаптации к дошкольному учреждению могут являться следующие причины:
	– если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ребёнка;
	– если она обладает конфликтным характером и предпочитает авторитарный стиль воспитания;
	– если родители испытывают трудности в общении с окружающими; 
     – если в семье часто происходят ссоры [19, с. 39].
	
1.2. Процесс адаптации дошкольника к условиям детского образовательного учреждения

	Адаптация ребёнка к детскому саду включает в себя и процессуальный, и результативный аспекты. Ребёнка необходимо научить согласовывать действия с окружающим его миром дошкольного учреждения, помочь приспособиться к новой обстановке, к структуре взаимоотношений не только с педагогами, но и со сверстниками, учить соответствать нормам и правилам поведения, принятого в группе детского сада [4, с. 23].
	Не только от психофизиологических и личностных особенностей малыша зависят индивидуальные реакции ребёнка на новую обстановку. Семейные отношения и воспитание, условия пребывания в детском саду также играют важную роль в адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
	Бесспорно, сложной проблемой является период привыкания детей к дошкольному учреждению.
	Один и тот же пример в связи с данной темой приводила Н. М. Аксарина. Она говорила, что садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживётся [3, с. 31]. 
	И взрослые осознают, что период адаптации самый сложный этап в жизни ребёнка, и с одной стороны волнуются и переживают за ребёнка, а с другой стороны без всякой подготовки приводят ребёнка в новое место и оставляют одного среди незнакомых людей.
	Протекание процесса адаптации к детскому саду проходит сложно и болезненно. Незнакомая обстановка и окружение чужих людей приводит ребёнка в отчаяние. Разлука с мамой тяжело переносится малышом. Родители могут разочароваться, когда период адаптации затянется из-за капризов, слёз, отказа ребёнка идти в детский сад [4, с. 25].
	Серьёзную психическую травму могут нанести разрыв с близкими и встреча с незнакомыми сверстниками. Это может быть воспринято малышом как лишение родительской любви, внимания и защиты с их стороны.
	Важно, чтобы период привыкания проходил мягко, плавно и без травм для ребёнка. Родители несут ответственность за душевный комфорт их ребёнка, за радостное восприятие нового образа жизни. Родителям необходима помощь в психическом и физическом развитии их малыша. И многое зависит от педагога, который берёт на себя ответственность за эту помощь.
     Правильно и эффективно организовать процесс адаптации ребёнка в условиях дошкольного учреждения, по мнению В. А. Сухомлинского, можно, проникнув в духовный мир ребёнка [39, с. 112]. У каждого малыша, поступающего в детский сад, есть свои различия, увлечения, интересы.
	В ходе адаптации ребёнка есть вероятность возникновения стрессовой ситуации. Чтобы снизить риск возникновения такой ситуации необходимо придерживаться следующих условий:
	– минимизировать время, которое ребёнок проводит в группе на этапе адаптации;
	– организовывать знакомство с одним помещением в каждое посещение, частью группы (уголком экспериментирования, творчества, игровой зоной и другими); 
	– добавлять (насколько это возможно) в обстановку группы знакомые ребёнку предметы – игрушки, книги. 
	Даже самые интересные, яркие игрушки в начальный период адаптации могут не привлечь детей раннего возраста, потому что они «чужие». Привычные для ребёнка вещи притягивают его внимание.
	Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что организация периода адаптации должна осуществляться согласно возрастным особенностей детей 2-3-х лет (см. таблицу 1).

Таблица 1
Возрастные особенности детей и принципы организации периода адаптации
Возрастные особенности детей 2-3-х лет
Принципы организации периода адаптации
Дети не приспособлены к отрыву от родителей
Присутствие матери или другого значимого для ребёнка близкого человека
Происходит интенсивное физическое развитие
Последовательное, постепенное преодоление факторов дезадаптации (заблаговременный перевод ребёнка на режим детского сада, развитие детской самостоятельности и т.п.)
Ребёнок очень эмоционален
Обеспечение комфортной обстановки в детском саду, эмоциональная поддержка со стороны родителей, организация известных и знакомых детских видов деятельности
Ребёнок испытывает потребность ориентироваться в окружающей среде
Минимизация времени нахождения в группе, постепенное знакомство детей с ней, привнесение в обстановку знакомых ребёнку предметов
Ведущим видом деятельности является предметная
Помощь в освоении разнообразных действий с предметами, организация детского экспериментирования
Ранний возраст является «доигровым» периодом развития ребёнка
Создание игровых ситуаций, формирование у детей игровых умений

	Как позитивные (адптированность, т.е. совокупленность всех полезных изменений организмами психики), так и негативные (стресс) результаты может  иметь процесс адаптации. 
	Стресс может проявиться у ребёнка при рассмотрении адаптации к детскому саду как некий критический для ребёнка фактор [5, с. 35].
	Уменьшить неблагоприятные влияния на ребёнка в критических ситуациях и увеличить содействие благоприятных факторов можно проанализировав причины стресса, закономерностей его протекания и различных его последствий.
	Причины стрессовых перегрузок в детском саду были определены Н. И. Гуткиной [8, с. 110]:
> длительное нахождение в большом коллективе детей, часть из которых может быть неприятна ребёнку; 
> строгие, непривычные дисциплинарные правила, невыполнение которых ведёт к наказанию; 
> фрустрация каких-то потребностей ребёнка; 
> общение со многими взрослыми людьми, от которых зависит ребёнок. 
	Почему же ребёнок при поступлении в детский сад начинает часто болеть? По мнению А. И. Захарова изменяется реактивность, т.е. защитные силы организма, в результате воздействия адаптационного стресса на ребёнка в начале посещения детского сада [11, с. 206].
	И такое негативное воздействие может проявиться у дошкольника в старшем возрасте в появлении или закреплении психомоторных нарушений (заикания, тиков).
	Повышенное внимание со стороны специалистов к вопросам психопрофилактики и предотвращения дезадаптации детей к дошкольному учреждению не случайно. 
	Три фазы адаптационного процесса были выделены учёными в разных странах в ходе комплексного исследования [24, с. 45]:
	1. Острая фаза или период дезадаптации.
	Данная фаза сопровождается снижением веса, нарушениями сна, снижением аппетита, частыми респираторными заболеваниями. Следует отметить, что в речевой деятельности также наблюдаются отрицательные изменения (регрессия). Это происходит на фоне разнообразных колебаний в соматическом состоянии и психическом статусе.
	2. Подострая фаза или собственно адаптация.
	Данная фаза характеризуется адекватным поведением ребёнка. Мы можем отметить, что все сдвиги уменьшаются и зарегистрировать по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, поведение, соответствующее средним возрастным нормам [28, с. 40]. 
	3. Фаза компенсации или период адаптированности.
	Само название данной фазы говорит о том, что в данный период темпы развития ребёнка убыстряются. Задержка темпов развития, которая наблюдалась у ребёнка, к концу учебного года приходит в норму. Поведение становится более спокойным, дети начинают ориентироваться в окружающей среде детского сада.
	По Дж. Робертсону можно выделить следующие фазы адаптации [22, с. 36]:
	1. Фаза «протеста».  Тяжёлое потрясение, которое ребёнок испытывает в данный период, проявляется в признаках паники. Ребёнок не хочет отпускать мать, плчем зовёт её, и в то же время приход  мамы также сопровождается плачем.
	2. Фаза «отчаяния». Когда ребёнок начинает сосать пальцы, раскачиваться, если у него нарушается сон, процесс кормления, то такое поведение может служить признаком данной фазы. Малыш чувствует себя несчастным, жалким и полностью погружается в себя.
	3. Фаза «отчуждения». На данном этапе отмечается безразличие ребёнка. Ему всё равно навещают его родители или нет. Полностью утрачен интерес к родителям. Игнорирование родителей может наблюдаться у ребёнка и по возвращении домой. Ребёнок может отворачиваться от них.
	В течение нескольких недель мы замечаем изменения в поведении ребёнка. Малыш страшится отпутить родителей, пытается держаться возле них, становиться непослушным, поведение неуравновешенное.
	При таком поведении ребёнка большую роль играет реакция родителей. Капризное поведение и ещё большее стремление «цепляться» за мать может усилиться, если родители отрицательно реагируют и осуждают капризы и аффективные вспышки ребёнка.
	Кроме того, Р. Калинина различает три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода [22, с. 42]:  лёгкая адаптация, адаптация средней тяжести, тяжёлая адаптация. 
	Наглядно симптоматика уровней адаптации представлена в таблице 2.
     Таблица 2 
     Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад
     
Уровень адаптации
Симптоматика адаптации
Лёгкая
адаптация
Поведение – нормализуется в течение 1 недели. 
Аппетит – снижается, к концу первой недели восстанавливается. 
Сон – восстанавливается в течение 2 недель. 
Адаптация проходит в течение 1 месяца. 
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми 
Адаптация средней тяжести
Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое. 
Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. 
Сон – восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней. 
Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. 
Тяжёлая адаптация
Поведение неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен. 
Аппетит – длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно). 
Сон – нестабилен, неглубок, невротичен (ребёнок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. 
Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. 
Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет. 
Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке
	
	Период адаптации можно условно разделить на три этапа.
	Подготовительный этап следует начинать за 1-2 месяца до приёма ребёнка в детский сад. 
	Главной задачей этого периода выступает формирование таких стереотипов в поведении малыша, которые помогут ему легко и безболезненно войти в новые для него условия жизни.
	Необходимо, чтобы домашний распорядок дня ребёнка соответствовал режиму детского сада. Времени для этого достаточно. Подведение ребёнка к чёткому выполнения режима нужно выполнять планомерно и постепенно. 
	Придя в группу, ребёнок охотно будет садиться за стол в часы кормления, а также будет испытывать потребность в отдыхе в часы сна всей группы.
	Педагогу не придётся переучивать ребёнка и ломать его устоявшиеся привычки [32, с. 28]. Своевременное приучение ребёнка к разнообразному питанию, характерному для детского сада не будет вызывать у ребёнка отказ от пищи. Ребёнок будет сытым.
	Режимные моменты в детском саду, такие как завтрак, обед, полдник, сон, позволят ему комфортно чувствовать себя в дошкольном учреждении.
	В обязанности воспитателя входит следить за детьми, чтобы они всё съели, при необходимости кого-то докормить. При этом ребята самостоятельно сидят за столами, сами кушают. Если ребёнок не приучен кушать самостоятельно (привык есть из соски, сидя на руках взрослого и т.д.), то от воспитателя потребуется пристальное внимание к такому ребёнку. Уделить должное внимание каждому из таких детей педагог не сможет.
	При укладывании спать дети раздеваются с помощью взрослого и ложатся в свои кровати.  Ребята засыпают, а воспитатель следит за тем, чтобы все дети были накрыты одеялом, и следит за процессом засыпания.
	От выполнения основных обязанностей воспитателя могут отвлекать привычки новеньких при засыпании (укачивание, засыпание на руках и т.д.)
     Если воспитателю придётся ломать устойчивые стереотипы, это может привести к негативным реакциям у детей [33, с. 36].
	Поэтому, как было сказано выше, необходимо постепенно подготавливать ребёнка дома, оберегая нервную систему от переутомления.
	Формирование навыков самостоятельности  является тем фактором, на который необходимо также обратить серьёзное внимание.
	Ребёнок будет чувствовать себя независимым от взрослых, не будеть ощущать себя беспомощным, если он умеет сам раздевать и одеваться в детском саду. Предпосылкой для быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками является самостоятельность малыша.
	Игрушки помогут ребёнку отвлечься от переживаний в связи с приходом в детский сад, в том случае, если он умеет самостоятельно занять себя. Острота отрицательных эмоций будет сглажена.
	Время следующего этапа наступает, когда родители посчитают, что все эти задачи успешно решены и ребёнок готов к поступлению в дошкольное учреждение. Воспитанием ребёнка в детском саду занимается непосредственно педагог и настаёт время, когда он подключается к работе [4, с. 23].
	За день до прихода ребёнка в детский сад, педагог обычно посещает его дома. Атмосфера при встрече должна быть спокойной и доброжелательной, потому что ребёнок чутко относится к эмоциональному настрою взрослых в семье. Данная встреча предполагает решение нескольких задач.
 	Есть возможность первое знакомство воспитателя с ребёнком провести в непринуждённой обстановке.
	Подробный и откровенный рассказ родителей о малыше позволит воспитателю найти правильный подход к ребёнку: что он любит, какие игрушки ему нравятся, как засыпает, как одевается, умеет ли он играть сам.
	Учитывая индивидуальные особенности ребёнка и, обладая всей этой информацией, воспитатель  сможет потом воспользоваться этими знаниями. И ребёнку это пойдёт на пользу.
	Чтобы успокоить и отвлечь ребёнка, когда он вдруг вспомнит о маме, можно сразу предложить  ему любимую игрушку. Отчаяние, которое ребёнок испытывает в непривычных для него условиях, можно преодолеть, используя знакомые вещи, игрушки. Это поможет обрести малышу спокойствие [4, с. 26].
	С приходом мамы с ребёнком в группу детского сада начинается основной этап адаптационного периода.
	Воспитатель может напомнить ребёнку, что вчера она приходила к нему в гости и порадоваться, что сегодня малыш пришёл к ней. Положительные взаимоотношения, установившиеся накануне, закрепятся и станут ещё более доверительными. Любую создавшуюся ситуацию воспитатель должен использовать, чтобы ребёнок чувствовал доброжелательное отношение к нему [36, с. 54].
	Мама с ребёнком сначала занимают место в уголке, но так, чтобы видно было всё в группе. Чтобы у малыша закрепился положительный образ воспитателя, мама должна ему в этом помочь. В данной ситуации это является основной задачей для мамы.
     Помимо воспитателя и сверстников, для ребёнка сама обстановка группы является новой. Пока ребёнок не осмотрится в новых условиях, не привыкнет к новой обстановке, он будет держаться рядом с мамой, не отходя от неё ни на шаг.  Подгонять, торопить ребёнка в этот момент не нужно. Пройдёт время, и он постепенно привыкнет к обстановке.
     Сколько будет таких встреч сказать сложно. Всё будет зависеть от поведения самого ребёнка. При следующих посещениях возможно малыш захочет подойти к игровым уголкам, рассмотреть игрушки, в которые играют дети.
	В этот период со стороны матери очень важна поддержка интереса ребёнка к окружающему, чтобы малыш мог быстрее освоиться. Такие визиты не должны быть длительными, не более часа. Этого времени достаточно, чтобы ребёнок постепенно привыкал к группе.
	Проходит время, ребёнок, освоившись, предпринимает первые попытки пройтись по группе. У него просыпается интерес к личности воспитателя, к тому, что же интересного он делает. Такие действия одобряются маминой улыбкой, жестами. Одобрительная улыбка педагога как бы призывает ребёнка к игре: он может сначала подойти к воспитателю, а потом обратно убежать к маме.
	Ребёнок начинает чувствовать доброе отношение к себе, и чтобы в этом утвердиться, всё чаще задерживается около воспитателя [36, с. 60].
	В это время ребёнку трудно удерживать внимание и на обстановке, и на воспитателе. Ведь это всё ново для него. Следует отметить, что сверстников он вообще не замечает. Да и со стороны сверстников в силу их возраста не может быть яркой демонстрации положительного отношения к новенькому.
	Привлечение внимания другого ребёнка требует достаточно высокого уровня их игровых умений. Но у детей 2-3-х лет уровень ещё не настолько высок.
	Ребёнок устремляется к воспитателю, потому что только в нём он видит носителя интересного, нового и увлекательного. Отношения со взрослым укрепляются, становятся более прочными. 
	Воспитатель может увлечь ребёнка, зная каким игровым материалом можно его заинтересовать. Он может пригласить ребёнка принять участие в игре, нежно обнять или назвать его ласковым именем, так, как называют его родители.
	Деловое сотрудничество между взрослым и ребёнком  легко складывается на фоне положительного эмоционального общения. Увлечённость ребёнка совместными действиями способствует более редкому обращению его взора к маме. У мамы теперь есть возможность ненадолго выйти из группы.
	Если ребёнок забеспокоится, заметив отсутствие мамы, то воспитатель может его заверить, что не стоит волноваться и мама скоро вернётся. Малыш сразу успокоится. На самом деле у ребёнка нет причин для волнения, потому что его ожидание непродолжительно.
	Чувство психической и физической защищённости, испытываемое ребёнком при этом, помогает малышу поверить взрослому [2, с. 47].
	С наступлением заключительного этапа адаптационного периода, ребёнок посещает группу по 2-3 часа в день. 
	Внимательно следить за самочувствием ребёнка, отмечать характер сна и аппетита, в детском саду должен воспитатель, а дома – родители. Если у ребёнка проявляются негативные изменения, то можно на несколько дней оставить его дома, а затем снова начать приводить его ненадолго в детский сад.
	Хочется отметить, что процесс привыкания характеризуется в первую очередь нормализацией настроения, улучшением общего самочувствия малыша. Потом восстанавливается аппетит, и только в последнюю очередь нормализуется сон.
	Поэтому ребёнка кормят завтраком в непринуждённой домашней обстановке. Потом приводят в группу, где он може.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%