VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические факторы преодоления жизненных трудностей лицами с нарушениями зрения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012150
Тема: Психолого-педагогические факторы преодоления жизненных трудностей лицами с нарушениями зрения
Содержание
2

		

Министерство образования и науки Российской Федерации



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»



Кафедра коррекционной педагогики







ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ТРУДНОСТЕЙ ЛИЦАМИ 

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА

Студентки 5 курса 581 группы

44.-3.03. Специальное (дефектологическое) образование

 Профиль «Тифлопедагогика»

факультета психолого-педагогического и специального образования

Осадчей Екатерины Евгеньевны





			







Научный руководитель

кандидат социологических наук, доцент ____________________ Е.Б. Щетинина

должность, уч. степень, уч. звание                                                 подпись, дата                          инициалы, фамилия



Зав. кафедрой

доктор социологических наук, профессор _________________ Ю.В. Селиванова

должность, уч. степень, уч. звание                                                  подпись, дата                       инициалы, фамилия















Саратов 2017

СОДЕРЖАНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1 Зрительная депривация как причина специфических жизненных трудностей	7

	1.1 Биологические и социальные факторы психического развития лиц с нарушениями зрения	7

	1.2 Социальная адаптация слепых и слабовидящих людей в современном обществе	11

	1.3 Профессиональная самореализация лиц с нарушениями зрения	19

	ГЛАВА 2 Теоритические основы изучения совладания личности с трудными жизненными ситуациями	27

	2.1 Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями	27

	2.2 Методы педагогики и психологии совладания с трудными жизненными ситуациями	33

	2.3 Способы и стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях	37

	ГЛАВА 3 Эмпирическое изучение психолого-педагогических факторов совладающего с трудностями поведения у лиц с нарушениями зрения	45

	3.1 Описание методов и процедуры исследования	45

	3.2 Результаты анализа эмпирических данных тестовых методик и их интерпретация	50

	3.3. Психолого-педагогические условия формирования эффективных копинг-стратегий	57

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	62

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	66

	ПРИЛОЖЕНИЕ А	70

	ПРИЛОЖЕНИЕ Б	72

	ПРИЛОЖЕНИЕ В	77







ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в нашей стране наблюдается высокая распространенность ограничения трудоспособности лиц с нарушениями зрения. По статистике, в 2007 году на учете во Всероссийском обществе слепых (ВОС) состояло более 200 тысяч человек трудоспособного возраста с выраженными нарушениями функций зрительного анализатора (Н.М. Бубнов, 2007). 

Наличие дефекта зрения значительно ограничивает жизненные перспективы человека в различных сферах жизни (получение желаемого образования, трудоустройства, создание семьи и т.д.). Результатом таких ограничений нередко становятся острые стрессовые реакции, которые сопровождаются негативными переживаниями, а также формированием личностных установок на инвалидность.

Актуальность изучения особенностей преодоления инвалидами по зрению жизненных трудностей, факторов, определяющих выбор стилей и стратегий совладания с трудными жизненными ситуациями обусловлена наличием у таких людей проблем социальной адаптации, связанных со спецификой инвалидизации. Как показывает практический опыт, лица с нарушениями зрения обладают достаточно высоким уровнем физической и интеллектуальной трудоспособности, а, следовательно, могут быть социально востребованными. 

Исследования совладающего поведения инвалидов по зрению в зарубежной и отечественной тифлопсихологии немногочисленны и посвящены подросткам. Дефицит эмпирических знаний и теоретических представлений о психологических факторах данного вида поведения взрослых инвалидов по зрению ограничивает разработку эффективных методов и программ оказания им психокоррекционной помощи, направленной на формирование навыков конструктивного совладания с жизненными трудностями.

Объектом исследования являются стратегии преодоления лицами с нарушением зрения жизненных трудностей.

Предмет исследования: психолого-педагогические факторы, определяющие выбор инвалидами по зрению стилей и стратегий совладающего поведения.

Цель исследования: изучение психолого-педагогических факторов совладающего с трудностями поведения  и выявление условий формирования конструктивных стилей совладания у детей с нарушениями зрения.

Исходя из поставленной цели, в исследовании ставятся и решаются следующие задачи: 

Провести анализ теоретических и эмпирических исследований проблемы специфических жизненных трудностей у инвалидов по зрению;

Рассмотреть основные подходы к изучению проблемы совладания личности с трудными жизненными ситуациями в норме и патологии;

Выявить и проанализировать наиболее значимые жизненные трудности инвалидов по зрению, а также характер сопряженных с ними эмоциональных переживаний;

Осуществить эмпирическое исследование стилей, стратегий и психологических факторов совладающего поведения у инвалидов по зрению;

Определить и описать типологические варианты совладающего поведения инвалидов по зрению в зависимости от тяжести зрительного нарушения, уровня социальной адаптированности и преобладающего сочетания личностных качеств.

Разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию эффективных копинг-стратегий у детей с нарушением зрения.

Методологическую основу исследования определили: идеи культурно-исторической психологии Л.С. Выготского; идеи об общих закономерностях нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский); положения о социальной природе вторичных нарушений в развитии у детей и теория социальной компенсации Л.С. Выготского, лежащие в основе современной тифлопсихологии (А.И. Зотов, А.Г. Литвак, В.А. Момот, Л.И. Солнцева);концепция эволюции отношения государства и общества к людям с различными нарушениями в развитии и инвалидам (Н.Н. Малофеев);учение о стрессе Г. Селье; транзакциональная когнитивная теория стресса и копинга (Р. Лазарус, К. Олдвин); отечественный социально-психологический подход к совладающему с трудностями поведению (Л.И. Анцыферова, В.А. Бодров, Л.А. Китаев-Смык), концепция совладающего поведения личности, разрабатываемая в рамках субъектно-деятельностного подхода (Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова). 

Гипотезы исследования:

Совладающее поведение лиц с нарушениями зрения представляет собой преодоление особых жизненных трудностей, которые имеют собственную специфику, определяемую степенью нарушения.

Вариативность выбора стилей и стратегий совладающего поведения лиц с нарушениями зрения определяется степенью нарушения, временем его возникновения, степенью социальной адаптированности/дезадаптированности в сочетании с различными комбинациями личностных качеств.

Положения, выносимые на защиту.

Совладая с трудной и необратимой ситуацией, обусловленной зрительной депривацией, инвалиды по зрению могут использовать конструктивные стили и стратегии совладания: проблемно-ориентированный копинг, эмоционально-ориентированный копинг; при этом лица с меньшей степенью нарушения зрения чаще используют стили и стратегии, ориентированные на социальную поддержку, чем лица с глубокими нарушениями зрения.

Одним из важнейших факторов, определяющих выбор инвалидами по зрению конструктивных стилей и стратегий совладающего поведения, является такое личностное качество, как интернальный тип локуса субъективного контроля.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, логически разделенных на параграфы, заключения, библиографии и приложений. В первой главе «Зрительная депривация как причина специфических жизненных трудностей» анализируются личностные особенности инвалидов по зрению, сущность и психофизиологические аспекты влияния глубокого нарушения зрения на жизнедеятельность и психологическое благополучие человека, его эмоциональные переживания и стрессовые состояния, обусловленные зрительной депривацией, рассматривается своеобразие жизненных трудностей людей с глубокой патологией зрения и пути преодоления этих трудностей в процессе оказания лицам данной категории реабилитационной помощи. Во второй главе «Теоретические основы изучения совладания личности с трудными жизненными ситуациями» рассматривается совладающее поведение личности, как психологический феномен, определяющий преодоление человеком жизненных трудностей различной степени стрессогенности. Третья глава «Эмпирическое изучение психологических факторов совладающего с трудностями поведения у инвалидов по зрению» содержит описание эмпирического исследования и анализ его результатов.

Для решения задач исследования был сформирован комплекс из следующих психодиагностических методик:

авторская анкета (для сбора информации о степени и времени развития нарушения зрения, определения наиболее актуальных для инвалидов по зрению жизненных трудностей, используемых способов их преодоления, и эмоциональных переживаний лиц данной категории при преодолении трудной жизненной ситуации); 

адаптированная Т.Л. Крюковой (2002) методика многомерного измерения копинга «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» Н.С. Эндлера и Дж.А. Паркера для диагностики наиболее предпочитаемых стилей совладающего с трудностями поведения;

адаптированная Е.Ф. Бажиным, С.А. Голыкиной, A.M. Эткиндом (1989), методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера, позволяет установить преобладающий тип локуса субъективного контроля как меру готовности брать на себя ответственность за происходящие с ними события в основных сферах жизнедеятельности.







ГЛАВА 1Зрительная депривация как причина специфических жизненных трудностей

1.1 Биологические и социальные факторы психического развития лиц с нарушениями зрения

Во многих работах описывается единство социального и природного в становлении человека. Б.Ф. Ломов в своей концепции системной множественной детерминации подчеркивает разную роль биологических и социальных факторов на разных этапах психического развития. На ранних стадиях оно в большей мере обусловлено биологическими детерминантами, а после включаются и социальные факторы. Изменение соотношения биологической и социальной детерминант развития зависит от стадии онтогенеза и различных обстоятельств. Переход от одной стадии развития к другой сопровождается изменением системы детерминант.

По результатам многочисленных экспериментальных исследований в области детской психологии была выявлена сложная связь биологических и средовых факторов, объясняющая закономерности психического развития ребенка. Например, формирование речи тесно связано с процессами созревания центральной нервной системы, интеллектуальным и социальным развитием.

Обобщение теоретических представлений и экспериментальных данных позволяет в качестве основы рассматривать принцип взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов для построения комплексной модели диагностических исследований. В таком взаимодействии основное значение имеют природные предпосылки психического развития, генотипические особенности, созревание центральной нервной системы, связанное с внутриорганическими процессами. В то же время огромную роль играет направленная на усвоение общественно-исторического опыта человека предметно-практическая и социальная деятельность.

Существенное ограничение средовых воздействий или же их полное отсутствие изменяет нормальную взаимосвязь биологических, психологических и социальных факторов в психическом развитии детей. Характерное для нормы взаимодействие между внешней средой и развивающимся мозгом нарушается, что обусловливает глубокую задержку психического развития детей. Глубокие нарушения зрения, изолирующие ребенка от внешнего мира, сопровождаются вторичными отклонениями в его психическом развитии. В связи с этим А.И. Мещеряков (1974) подчеркивал важность биологически значимых для ребенка внешних воздействий в процессе становления его поведения и усвоения им общественного опыта.

Особенно важное значение имеет применение психофизиологических и психологических методов для исследования состояния зрительного восприятия. Методы когнитологии, исследующей взаимосвязь между предметно-практической деятельностью, структурой интеллектуальных операций, которые при этом осуществляются, и организацией знаний ребенка, должны быть использованы в диагностической модели. Следует также привлечь некоторые методы из области психологии мотивации, психологии личности, социологии.

Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех по­знавательных процессах и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. Умень­шается количество получаемой информации, изменяется ее каче­ство. Значительное сокращение или полное отсутствие зритель­ных ощущений, восприятии и представлений ограничивает воз­можности формирования образов воображения и памяти. Происходят качественные изменения системы взаимоотно­шений анализаторов, возникают специфические особенности в процессе формирования образов, понятий, речи, в соотношении образного и понятийного в мыслительной деятельности, в ориен­тировке в пространстве и т.д. Значительные изменения происхо­дят в физическом развитии: заметно нарушение точности движе­ний, их интенсивности, становится специфической ходьба и дру­гие двигательные акты. Следовательно, у ребенка формируется своя, очень своеобразная система психических функций, каче­ственно и структурно не схожая с системой нормально развиваю­щегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находя­щиеся на различных уровнях развития в результате влияния на них первичного дефекта, а также и в результате его коррекции на основе создания новых компенсаторных путей развития.

Исследования М.И.Земцовой, Л.И.Солнцевой, посвященные вопросам компенсации слепоты, показали, что процесс компенсации проходит ряд стадий, различающихся своей структурой, иерархическим выделением на каждой стадии тех психических об­разований, которые обеспечивают ребенку продвижение в развитии.

Переход от одной стадии компенсации к другой обусловливается формированием или изменением ведущей деятельности и в значительной степени зависит от уровня развития познаватель­ных процессов и психических свойств, позволяющих осуществить эту деятельность, от того, в какой мере зрительный дефект ока­зывает негативное влияние на их развитие.

Однако уже сейчас ясно, что коррекция первичного дефекта, когда он не является полным, повышает компенсаторные возможности, включает в структуры каждой стадии развития связи первично нарушенного анализатора с сохранными, образуя подвижную сложную систему, не идентичную психологической системе ни абсолютно слепого, ни зрячего.

Таким образом, компенсация зрительной недостаточности, не является простым замещением одних функций другими, а представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых, сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, мо­торных, мыслительных структур, позволяющих воспринимать ин­формацию, получаемую из внешнего мира, и использовать ее для наиболее адекватного его отражения и построения поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности. А соблюдение принципа биологического и социального единства в развитии ребенка требует, чтобы в комплексную диагностическую модель были включены методы, направленные на исследование нейробиологических и социальных факторов развития ребенка. 

Выводы

Существует сложная связь биологических и средовых факторов, объясняющая закономерности психического развития ребенка. В таком взаимодействии основное значение имеют природные предпосылки психического развития, генотипические особенности, созревание центральной нервной системы, связанное с внутриорганическими процессами. В то же время огромную роль играет направленная на усвоение общественно-исторического опыта человека предметно-практическая и социальная деятельность.

Негативное влияние слепоты и глубоких нарушений зрения на процесс развития связано с появлением отклонений во всех по­знавательных процессах и проявляется даже там, где, казалось бы, дефект зрения не должен нанести ущерба развитию ребенка. 

У детей с нарушениями зрения формируется своя система психических функций, каче­ственнои структурно не схожая с системой нормально развиваю­щегося ребенка, основанная на создании новых компенсаторных путей развития.

Процесс компенсации проходит ряд стадий, различающихся своей структурой, иерархическим выделением на каждой стадии тех психических об­разований, которые обеспечивают ребенку продвижение в развитии.

Компенсация зрительной недостаточности, не является простым замещением одних функций другими, а пред­ставляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых, сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, мо­торных, мыслительных структур, позволяющих воспринимать ин­формацию, получаемую из внешнего мира, и использовать ее для наиболее адекватного его отражения и построения поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности.








1.2 Социальная адаптация слепых и слабовидящих людей в современном обществе

В настоящее время в России насчитывается около одного миллиона людей с нарушениями зрительной функции. Кроме того, в современном российском обществе наблюдается стремительный рост этого числа.

Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ОНН «О правах инвалидов». Согласно Декларации, инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства; на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность им приобрести как можно большую самостоятельность; на образование и т.д. В Российской Федерации нормативно-правовая база в области защиты инвалидов представлена федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995) и т.д. Однако положения вышеуказанного закона часто игнорируются теми, кто обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов. Действующее Российское законодательство практически не защищает права инвалидов на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам предусмотрены такие объемы социальной помощи, которые «толкают» их на любую работу, т.к. на пенсию по инвалидности человек, лишенный зрения, прожить не в состоянии.

Инвалиды по зрению являются объектом социальной работы. Таким людям должны предоставляться все условия для возможности интеграции в современное общество с помощью правильного организованного процесса социальной адаптации и реабилитации. К сожалению, социальная адаптация инвалидов по зрению в настоящее время сталкивается с целым рядом трудностей. Во-первых, это связано с неопределенностью во взаимоотношениях между инвалидами и обществом. А это в свою очередь порождает ряд других проблем:

Отсутствие достаточно широкой, постоянно действующей непрерывной системы социальной адаптации инвалидов по зрению; 

Несовершенство мероприятий по трудовой реабилитации инвалидов по зрению, как одного из направлений социальной адаптации и реабилитации, что связано с плохими условиями труда, низким уровнем заработной платой, большим объемом выполняемых работ с целью получения высокой заработной платы, устаревшее оборудование; 

Низкий профессиональный уровень лиц, осуществляющих процесс социальной реабилитации; 

Низкое качество тифлосредств, предназначенных для обеспечения нормального уровня жизнедеятельности инвалидов.

Стремясь изменить негативную тенденцию, всё больше используется понятие «человек с ограниченными возможностями». Проблема инвалидности не ограничивается только медицинским аспектом, она в большей степени является социальной проблемой неравных возможностей. Так, основными проблемами людей с нарушением зрения являются: нарушение их связи с внешним миром, ограниченная мобильность, бедность контактов со сверстниками и взрослыми, ограничение общения с природой, недоступность ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эти проблемы являются результатом не только субъективного фактора, в качестве которого выступает состояние физического и психического здоровья человека с нарушением зрения, но и объективных факторов: социальной политикой, сложившимся общественным сознанием, что подтверждается недоступностью для инвалидов архитектурной среды, общественного транспорта. Человек с глубокими нарушениями зрения может быть также способен и талантлив, как и его сверстники, которые не имеют никаких проблем со здоровьем, но обнаружить и развить свои способности, приносить тем самым пользу обществу, часто мешают неравные возможности. Для решения подобных проблем большую роль играет адаптация людей с нарушениями зрения к условиям современного российского общества. 

Раскроем понятия «социальная адаптация» и «социальная реабилитация». Социальная адаптация и реабилитация связаны с социализацией человека и являются ее важнейшим механизмом. Такое понимание социальной адаптации представлено в трудах 3. Фрейда, Э: Дюркгейма, Ж. Пиаже, Дж. Мида, Г. Блумера (идеи символического интеракционизма). В отечественной литературе соотношение социализации и адаптации раскрыто в исследованиях таких отечественных ученых, как О. И. Зотова, И. К. Кряжева, П. С. Кузнецова и др., которые в общем виде рассматривают адаптацию как общий момент или часть процесса социализации. Концептуальным основам социальной адаптации и реабилитации посвящена монография Л. А. Кайгородовой. Проблемам социальной реабилитации инвалидов по зрению посвящено недостаточно работ и исследование процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению необходимо углублять и продолжать.

Социальная адаптация рассматривается как процесс психологического и поведенческого освоения индивидами по зрению того социального пространства, которое формируется сегодня во всей его полноте. Состояние адаптированности возникает при таком типе взаимоотношений инвалидов по зрению и общества, когда они без длительных внешних и внутренних конфликтов, начинают продуктивно выполнять свою роль, ведущую деятельность, удовлетворять свои смысложизненные потребности и выполняют те социальные роли, которые к ним предъявляет эталонная группа, свободно творчески самоутверждаются в современном обществе, избегая социальной дезадаптированности. 

Личностная адаптация и реабилитация инвалидов по зрению по существу совпадает с процессом становления человеческой личности. 

Можно наметить следующие типы этого процесса: 

осознание своей непохожести на других; 

осознание того, что все настроены доброжелательно, готовы участвовать в решении возникающих проблем; 

ответная готовность на такое же доброжелательное отношение к окружающим, попытки реализовать его в собственном поведении; 

активная сознательная организация помощи себе и собственная постоянная готовность прийти на помощь другим, использование своей уникальной ситуации даже если эта ситуация какой-либо тяжкой физической инвалидности) для личностного и творческого роста, собственного и окружающих людей (это высший этап личностной самореабилитации, становящейся сознательной).

Социальная политика является фактором адаптации инвалидов по зрению в общество. Особенности адаптации слепых и слабовидящих людей заключаются в применении социальных технологий, в контексте социальной работы, как совокупности стратегий и методов, средств и приемов организации человеческой деятельности на социальные процессы и системы, в нашем исследовании на инвалидов по зрению. Эффект достигается за счет расчленения функции на необходимые и достаточные операции, за счет исключения бесполезных действий, четкого распределения операций между исполнителями, координации действий, алгоритмизации деятельности и экономии ресурсов. Этим занимаются специальные реабилитационные учреждения, службы социальной работы и психологические службы.

Специфика стратегии сознательной адаптации проявляется как: 

преодолевающее поведение, т.е. поиск новых социальных тенденций, норм, форм поведения; 

поведение, сфокусированное на полноте реализации себя в жизни («сейворинг»); 

гибкость мышления, установок и поведения.

Активная социальная политика государства в русле социальной работы и социальных технологий является одним из важнейших условий социальной адаптации слепых и слабовидящих людей в общество. Социальная адаптация осуществляется по отношению к инвалидам по зрению на основе поведенческих и психологических стратегий. 

Критерии эффективности социальной адаптации и реабилитации инвалидов по зрению включают: 

улучшение здоровья (физического, психического и социального); 

повышение эффективности психики (развитие способностей, качества, надежности функционирования); 

повышение уровня системности (организованности, самоуправления, автономии, субъективности); 

субъективная удовлетворенность значимыми для инвалидов по зрению сторонами жизнедеятельности.

В целях достижения оптимизации социальной адаптации и реабилитации лиц с зрительной депривацией на основе саморазвития личности необходимы следующие действия: установление социально-приемлемого статуса инвалида в обществе с помощью трудоустройства и включения в позитивно-ориентированные группы, коллективы людей, обеспечение приемлемого материального и жилищного положения, установление позитивных межличностных связей инвалида с другими людьми, повышение активности и самостоятельности инвалида по зрению.

Для реализации социальной реабилитации необходимо обеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами: для ориентировки и передвижения (трость, системы для ориентации — локаторы лазерные, световые и др.); для самообслуживания — тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения (кухонные приборы и приспособления для приготовления пищи, для шитья, ухода за ребенком и др.); для информационного обеспечения, обучения (приборы и приспособления для чтения, письма по Брайлю, системы «говорящая книга», специальные компьютерные устройства и др.); для трудовой деятельности — тифлосредства и приспособления, обеспечиваемые производством в соответствии с видом трудовой деятельности. Необходимо обеспечение необходимыми специальными средствами коррекции зрения для лиц с остаточным зрением и слабовидящих: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические, сферо-призматические очки, а также некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационного назначения. Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышения, культурного уровня, раскрытия творческих способностей незрячих, их активного участия в современном производстве и общественной жизни. Инвалиды с зрительной депривацией испытывают определенные трудности при самостоятельном пользовании транспортом. Для лиц с нарушениями зрения важны не только технические приспособления, но и адекватная информация — вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.).

Человек с дефектом зрения нуждается в изменении величины указателей при пользовании транспортом, усилении контрастности цветовой гаммы, увеличении яркости освещения объектов, транспортных элементов, позволяющих ему дифференцировать, различать и использовать транспортные средства и устройства. Для инвалидов с полной утратой зрения для доступа к общественному транспорту необходима посторонняя помощь. Значительную роль в социальной реабилитации слепых и слабовидящих, в увеличении качества их социальной защиты и расширении объема социальных услуг в Российской Федерации играет Всероссийское общество слепых (ВОС), осуществляющее различные формы социальной реабилитации, способствующие интеграции. В ВОС представлена широкая сеть производственных предприятий и объединений со специальными условиями организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих. Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Правительством Российской Федерации.

На данный момент система обучения слепых в России позволяет выделить основные достижения в этой сфере: широкая и дифференцированная сеть коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для детей с нарушенным зрением (от детских дошкольных образовательных учреждений до высших учебных заведений); рост возможности получения высококвалифицированной помощи на разных этапах развития; совершенствование системы психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с нарушением зрения.В то же время, говоря о наличии успехов, достигнутых в этой сфере, необходимо иметь в виду и то, что условия современного мира предъявляют всё более жёсткие требования людям с ограниченными возможностями, а также то, что изменился и продолжает меняться с точки зрения ухудшения психического и физического здоровья контингент детей и в целом молодого поколения. 

Выводы

В Российской Федерации нормативно-правовая база в области защиты инвалидов представлена федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995) и т.д. Однако положения вышеуказанного закона часто игнорируются теми, кто обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.

Инвалиды по зрению являются объектом социальной работы. Таким людям должны предоставляться все условия для возможности интеграции в современное общество с помощью правильного организованного процесса социальной адаптации и реабилитации.

К основным проблемам адаптации и реабилитации инвалидов по зрению можно отнести:

Отсутствие достаточно широкой, постоянно действующей непрерывной системы социальной адаптации инвалидов по зрению; 

Несовершенство мероприятий по трудовой реабилитации инвалидов по зрению, как одного из направлений социальной адаптации и реабилитации, что связано с плохими условиями труда, низким уровнем заработной платой, большим объемом выполняемых работ с целью получения высокой заработной платы, устаревшее оборудование; 

Низкий профессиональный уровень лиц, осуществляющих процесс социальной реабилитации; 

Низкое качество тифлосредств, предназначенных для обеспечения нормального уровня жизнедеятельности инвалидов.

Нарушение связи с внешним миром 

Ограниченная мобильность

Бедность контактов со сверстниками и взрослыми

Ограничение общения с природой 

недоступность ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

На данный момент система обучения слепых в России позволяет выделить основные достижения в этой сфере: широкая и дифференцированная сеть коррекционно-образовательных и реабилитационных учреждений для детей с нарушенным зрением (от детских дошкольных образовательных учреждений до высших учебных заведений); рост возможности получения высококвалифицированной помощи на разных этапах развития; совершенствование системы психолого-медико-педагогического сопровождения лиц с нарушением зрения.










1.3 Профессиональная самореализация лиц с нарушениями зрения

Деятельность человека при глубоких нарушениях зрения приобретает дополнительную компенсаторную функцию, не изменяя своей сущности. Зрительные депривации обусловливают определенную специфику деятельности. Прежде всего, это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, а именно в ограничении или полном исключении зрительного контроля за протеканием операций и замене его осязательным и слуховым контролем. По словам Ф.Энгельса, рука человека развилась в непревзойденную по своей универсальности сложную систему с обратной связью. Она стала осуществлять функции познания внешнего мира, стала органом восприятия активного сознания, представляющего собой сочетание тактильной и температурной чувствительности с кинестезией. Для инвалидов по зрению осязание является одним из основных источников информации. Успешное выполнение деятельности лицами с нарушениями зрения является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта, т. к. общественно-трудовая деятельность является основным фактором интеграции инвалидов в обществе. Люди с депривацией зрения имеют возможность учиться в вузах и техникумах более чем по 20 специальностям, успешно овладевая ими, при определенных условиях.

Учащиеся инвалиды по зрению сталкиваются с трудностями в изучении предметов, связанными с проявлением задержки, нарушением взаимосвязи в формировании отдельных компонентов структуры личности. Это обусловлено сенсорными дефектами и проявляется в развитии личности слепого как профессионала.

Мотивация выбора лицами с нарушениями зрения профессионального направления различна. Наибольшую сложность мотивация выбора профессии вызывает у студентов, которые лишились зрения уже во взрослом возрасте и имеют другую профессиональную подготовку. У этих людей возникает проблема фрустрации, которая является неизбежной в данной ситуации. Ограничение физических возможностей вызывает внешнюю мотивацию выбора профессии, что затрудняет самоопределение личности как субъекта деятельности.

По результатам многочисленных исследований, студенты с ограниченными возможностями нуждаются в психологической поддержке при решении проблем личностного и профессионального самоопределения, сохранения и развитии психического здоровья, развития социальной активности и личности в целом. В результате этого работа педагогов должна быть направлена не только на определение особенностей личностного и профессионального самоопределения студентов с нарушениями зрения, но и на выявление благоприятных психологических условий данного процесса.

В зависимости от характера и степени тяжести нарушения человек с ограниченной трудоспособностью может получать разные виды профессионального образования — от начального до высшего профессионального. При наличии интеллектуальной нормы возможно говорить о равных возможностях обучения для лиц с ограниченной трудоспособностью в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях.

В развитых странах человеку с любой формой и степенью ограничения трудоспособности предоставлено реальное право на полноценное профессиональное образование и освоение минимально ограничивающих интересы инвалидов профессий и видов труда. Если человек не может в силу своих возможностей участвовать в производительном труде, ему предоставляется возможность занятости на уровне его способностей и интересов.

В условиях личностно развивающего образования (субъектно-субъектного взаимодействия) возможно развитие целостной и гармоничной личности как субъекта деятельности, что играет огромную роль в профессиональной подготовке слепых и слабовидящих студентов.

Современная зарубежная практика показывает, что для инвалидов без нарушений интеллекта есть возможность создавать специальные условия для образования и жизнедеятельности, снимающие ограничения в получении высшего и среднего специального образования для этих людей. Под этим подразумевается переоборудование городской среды — обеспечение передвижения и жизнедеятельности.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44