VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психолого-педагогические аспекты формирования кругозора

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000460
Тема: Психолого-педагогические аспекты формирования кругозора
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
   
   Музыкальное воспитание младших школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-нравственного воспитания подрастающего поколения.
   Проблема активизации музыкально-нравственного воспитания младших школьников ставит перед педагогами вопросы поиска и нахождения путей оптимального подхода к развитию различных задатков детей. Усиление интереса и внимания к вопросам нравственной культуры детей с полной очевидностью сказывается в расширении сферы влияния нравственности. Перестав быть лишь наукой о прекрасном в искусстве и в жизни, нравственность сегодня вторгается буквально во все области жизни, причём не как внешнее украшение, а как её существо, как неотъемлемая часть её внутреннего содержания.
   Конечно, искусство как сфера сущности человека, его жизни и деятельности, как сфера наиболее полного выражения, прекрасного остаётся важнейшим объектом нравственности, а расширение роли искусства в начальной школе соответственно влечёт за собой и расширение круга педагогических проблем. Нравственность, труд, производство, спорт, поведение человека и, конечно, музыка – вот неполный перечень аспектов, в которых развивается наука о прекрасном.
   Современная педагогика твёрдо определила, что музыкальное искусство в школе должно быть в первую очередь методом воспитания. Тем не менее, долгое время задачи музыкально-нравственного воспитания в школе сводились к поверхностному ознакомлению учащихся с музыкой, к приобретению ими некоторых художественных познаний и навыков, то есть подменялись задачами элементарного образования, что было серьёзной ошибкой. К тому же самому музыкальному искусству практически уделялось очень ничтожное время, а больше было утомительных для детей бесед о музыке и записей текста песен.
   Вся ответственность за нравственное воспитание возлагалась на учителей музыки и литературы. Забывалось, что нравственно воздействуют на человека все стороны жизни и что необходимо повышать нравственную активность, т.е. интеллектуальную и практически–деятельностную активность личности младшего школьника.
   Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней – обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры.
   Опыт работы школ Российской Федерации показывает необходимость сосредоточения усилий учителей музыки и начальных классов, ведущих уроки музыки, на дальнейшем совершенствовании музыкального воспитания в аспектах формирования всесторонне развитой личности, становления высокого уровня музыкальности в начальных классах общеобразовательной школы, активизации музыкально-творческих проявлений музыкально слаборазвитых детей, нравственного воспитания младших школьников средствами музыкального искусства.
   Современная школа стоит на пороге нового этапа развития. Этот этап предполагает новый этап развития образования, в центре которого – формирование человека высокой культуры, способного ответственно относиться к окружающему миру, людям, к себе самому, к собственной деятельности и собственному развитию.
   Для решения данной задачи необходим  определенный пересмотр содержания, методов, форм и средств обучения, направленных на совершенствование процесса воспитания личностных качеств школьников, в том числе широкого кругозора.
   Развитие кругозора – это важнейший аспект формирования всесторонне развитой личности. Являясь существенным показателем образованности, кругозор обеспечивает быстрое самоопределение личности и стимулирует её развитие. Кругозор, в частности музыкальный, служит разностороннему обогащению человека, развивает способность к творчеству, самостоятельности, расширяет знания, активизирует интерес к саморазвитию. И.В. Бестужев-Лада в монографии "Мир нашего завтра" среди актуальных задач школы выделяет и отмечает: "Человек должен постоянно расширять кругозор, следить за развитием науки, техники, экономики, культуры. Раньше это было не столь актуально, поскольку представления о жизни передавались из поколения в поколение почти без изменения, раз и навсегда, а теперь очень актуально"[5]. Действительно, своевременность и необходимость подготовки школьников с широким  кругозором – требование современности.
   Однако формирование кругозора ребенка как личностного качества – серьезная необходимость и научная проблема и, надо признать, проблема еще широко не изученная. В научной психолого-педагогической литературе еще не сложилось четкое определение данного феномена в целом и его компонентов, и механизма его воздействия на личностные качества. Термин "кругозор" довольно широко используется учеными. Наибольшее распространение в психологической литературе термин получил в работах М.К. Акимовой, A.A. Бодалева, В.В. Давыдова, А.К. Марковой и др., в педагогической – в работах И.В. Бестужева-Лада, В.Б. Бондаревского, А.Е. Марона, М.Н. Скаткина, Г.И. Щукиной и др. Часто используется понятие кругозора и в музыкально–педагогической, методической литературе.
   Актуальность, недостаточная изученность темы и вызванные этим трудности в практическом осуществлении  обусловили выбор темы данной работы "Развитие музыкального кругозора учащихся начальной школы на уроках музыки ".
   Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить выбор оптимальных методических приёмов, которые будут способствовать эффективному формированию кругозора у младших школьников.
   Гипотеза исследования: формирование кругозора младших школьников посредством выполнения дидактических игр и творческих заданий будет эффективно при условии использования активных приёмов обучения, обогащения содержания, форм и методов активизации эстетического воспитания учащихся на уроках музыки, педагогического взаимодействия воспитателей и детей на основе сотрудничества, уважения и взаимопонимания.
   
Задачи исследования:
   - изучить состояние проблемы в современной теории и практике музыкального воспитания;
   - теоретически обосновать, разработать методические основы формирования кругозора у младших школьников дидактическими играми и заданиями;
   - проверить эффективность исследовательско-экспериментальной работы с младшими школьниками на уроках музыкального искусства.
   Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
   - теоретические: анализ, синтез, сравнение и систематизация теоретических источников по проблеме формирования эстетического вкуса младшего школьного возраста;
   - эмпирические: психолого-педагогическое наблюдение; анкетирование, беседы, опрос, обсуждение, оценивание.
   База исследования. Исследовательско-экспериментальная работа проводилась в МОУ СОШ №  34 г. Воронежа и на базе МБОУ ЦРТДиЮ Ленинского района г. Воронежа в СШКР «Гармония».
   Организация исследования. Научное исследование осуществлялось в три этапа.
   - На первом этапе изучалось состояние разработанности проблемы, определялись его объект, предмет, цель и задачи, составлялась библиография.
   - На втором этапе обрабатывались первоисточники, осуществлялся теоретический анализ материала.
   - На третьем этапе выявлена специфика формирования кругозора у младших школьников на уроках музыки; проведена экспериментальная работа; обобщены результаты исследования.
   
1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КРУГОЗОРА.
   
   Изучение развития кругозора, как педагогического явления, предполагает знание состава его элементов, их взаимосвязи. Историко-логический подход позволяет рассматривать понятие "кругозор" как историческую категорию, имеющую свой объективный процесс развития. Личностно-деятельностный подход предполагает изучение понятия "кругозор" как индивидуально личностного образования, формирование которого происходит на основе сочетания различных видов познавательной деятельности.
   Обращаясь к раскрытию кругозора как качества личности, начнем с уяснения самого слова. 
   В словаре В.И. Даля имеются две его интерпретации: 
   1. Кругозор – пространство, окидываемое взором, горизонт; 
   2.Кругозор – объем, широта интересов, знаний [11]. 
   
   Во втором значении представлено слово "кругозор" в словарях Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова, Ю.С. Сорокина и др. Близкий вариант - объем познаний, интересов, представлений - в словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньева.
   Наиболее полным является следующее определение: "Система познаний и интересов личности образует его кругозор, который формируется на широкой базе информационного знания " [16, с.14]. Близкое ему определение из словаря "Семейное воспитание": "Кругозор ребенка реальный объем его знаний, интересов, определяющий развитие направленности его личности, творческих возможностей и способностей"[33].
   Выбранные нами интерпретации рассматриваемого понятия отличаются тем, что в них намечена структура кругозора, а так же тем, что кругозор характеризуется как личностный показатель человека. 
   Термин "кругозор" – понятие не новое в педагогической литературе. Естествоиспытатели, педагоги 19 века используют данное понятие в своих сочинениях. Наиболее часто оно встречается в работах Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, Д.И. Менделеева, А.Н.Острогорского, К.Д. Ушинского и др. Например, К.Д. Ушинский писал о связи сознания с кругозором: "Сознание наше, выказывает постоянное стремление приводить к единству все, что находится в его кругозоре – в освещенном им круге. Но круг этот, яркий в центре, все тусклее и тусклее к окраинам, мало - помалу сливается с тьмою да притом же и не очень велик. Трудно измерить сколько представлений могут одновременно находиться в ясном поле сознания, но верно только то, что чем их более, тем сознание более рассеивается, менее их видит, больше пропускает..." и далее: "...чем более фактов, обозреваемых сознанием разом, тем вернее вывод; чем менее фактов, обозреваемых сознанием, тем вернее вывод. Как же выйти из этого противоречия? Как решить эту задачу? Решить ее есть одна возможность - привести факты, необходимые сознанию для того или другого решения, в такую форму, чтобы возможно большее число их улеглось в кругозоре сознания" [44, с. 365-366].
   
Г.Е. Глезерман в своей работе "Рождение нового человека" писал: "Во всесторонне развитой личности наиболее полно и оптимально сочетаются высокие умственные (духовные) качества, глубокие знания. Такую личность характеризуют органическое сочетание:
   а)	духовного и физического развития;
   б)	широкого и философского кругозора с необходимой специализацией в определенных отраслях знания и практической деятельности, что исключает как дилетантизм, так и профессиональную узость;
   в)	умственного и физического труда;
   г)	знаний с высокой нравственностью;
   д)	научного образования с художественной культурой и высокими эстетическими вкусами" [10, с.214].
   В научной литературе кругозору уделяется исключительное внимание как важному фактору становления и совершенствования личности. Так М.Н. Скаткин, В. В. Краевский писали: "Цели, которые ставятся школе, ведут к расцвету личности каждого ребенка, к расширению его кругозора, к углублению его сознания, к обогащению его переживаний. Для активного участия в техническом прогрессе человек должен обладать широким техническим кругозором, творческим мышлением, т.е. должен быть политически образованным" [33]. В.В. Медушевский говоря о таланте Д.Б. Кабалевского, отмечал: "...Вот что сделал Д.Б. Кабалевский для музыкальной педагогики: он пришел в нее с философией музыкального образования. Не с декларациями, а именно с философией, которая истекала из его широкого кругозора композитора и музыканта".
   Рассматривая кругозор как индивидуально - личностный феномен принято выделять его функции в процессе обучения. По мнению Л.В. Кузнецовой, кругозор есть необходимый элемент духовного богатства школьника: "понятие духовное богатство... включает следующие компоненты. Это оптимальный для данного возраста уровень интеллектуальной, эмоциональной, деятельно-практической сфер личности, потребность в знаниях и широта кругозора" [18, с.32]. Н.В. Крылова считает, что кругозор является показателем культуры человека, мерой разносторонней творческой активности, и понимает под кругозором систему знаний, интересов личности, которая формируется на широкой базе информационного знания. [17, с.63]
   Кругозор также определяет развитие направленности личности, творческих возможностей и способностей. Поэтому формирование кругозора – необходимый процесс в жизнедеятельности личности, занятой в любой сфере. 
   Особая роль принадлежит кругозору в жизни ребенка. "Кругозор – необходимое условие развития школьника, утверждает И.В. Бестужев-Лада [5, с.103]. "Кругозор входит в систему ценностей, определяющих жизненную ориентацию школьников", – отмечают В.В. Краевский, И.Я. Лернер [37]
   Формирование кругозора учащихся необходимо, прежде всего, для более эффективной ориентации на будущее. Анализируя учебно-воспитательный процесс в целом, В.В. Краевский, И.Я. Лернер отмечают, что главная цель ученика, во-первых, – расширить свой кругозор, научиться извлекать материал из источников, научиться выступать с сообщениями-, во-вторых, повлиять на кругозор и мировоззрение слушателей [37]
   И.Я. Лернер указывает, что кругозор определяет и уровень интеллектуального потенциала личности [20, с.78].
   Другое функциональное значение отмечают Б.Ф. Райский и М.Н. Скаткин – "кругозор определяет готовность школьника к самообразованию, повышению своего общеобразовательного уровня и предполагает не простое накопление данных, а умение обобщать широкий охват явлений, вырабатывает у старшеклассников собственный взгляд на окружающее" [32, с. 18].
   Перейдем к психолого-педагогическому обоснованию формирования кругозора. Вопросы формирования кругозора встречаются в общей социальной психологии, социологии. В отечественной литературе обсуждаются проблемы, связанные с социальными и личностными факторами формирования кругозора. Остановимся на некоторых позициях. В.В.Краевский и И.Я. Лернер указывают на тот факт, что процесс формирования кругозора протекает в реальной социальной среде. Эта среда выступает не составляющим фактором, а макросистемой, в которую обучение входит в качестве элемента. Микросреда включает малокомплектность школы, профиль окружающих предприятий, региональные условия, влияющие на формирование кругозора. [37, с.228]
   Формирующаяся личность находится в центре учебно-познавательного процесса, и характер ее взаимодействия с объектами познания изменяется по мере усиления эстетического воздействия. При обычном протекании учебного процесса, построенного на минимальном вовлечении субъекта, его внутреннего мира и глубинных процессов личности, минимальными оказываются упражнения, взаимодействия качеств личности, эффективность, а в итоге и минимально развитие познавательных личностных способностей. При целенаправленном развитии познавательного интереса личности в познание, обретающее для субъекта личную значимость, вовлекаются более глубокие процессы и эмоционально-волевые акты, формируется положительное отношение, мотивы к учению, развиваются различные стороны личности.
   Разнородные влияния на процесс формирования кругозора оказывает и более широкая жизнедеятельность (дом, улица, товарищи, средства массовой информации  и пр.) включая соответствующий образ жизни. Влияние информационного потока на человека и его кругозор многократно описано в литературе. "Информационное общение человека с внешним миром носит двухсторонний характер: человек получает необходимую информацию и сам в свою очередь вырабатывает ее, пополняя свой кругозор" [5, с.68].
   Существенным фактором расширения кругозора, отмечает В.П. Беспалько, является интеллектуальный, включающий память, внимание, воображение, воспроизведение, мышление [3, с.37].
   Таким образом, на процесс формирования кругозора оказывает влияние ряд факторов. Мы выделяем их, опираясь на личностно - деятельностный подход, представляющий конкретизацию всеобщего принципа социальности человека и его психики). Любое психологическое исследование должно учитывать социальное происхождение подростков, род занятий, уровень образования родителей; особенности социально–экологической среды: в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня) состав, структуру, материальное положение семьи. Духовная атмосфера семьи, ее традиции, устои, нравы, психологический климат оказывают влияние на процесс формирования кругозора , включая также эстетическое воздействие, общение, собственный опыт человека, информационный поток, средства массовой коммуникации; интеллектуальный фактор, обучение.
   Социальный фактор – это среда людей, с которыми общается школьник (вне семьи и школы), – наставники, сверстники, их характеры, образ мыслей, поведение, интересы, суждения, дела, привычки, стремления – влияют на процесс формирования кругозора, при этом оказывая и воспитательное значение. "Но воспитательное значение общения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человека, но и способствует развитию психических образований, которые необходимы ему для успешного выполнения деятельности" [6, с. 121].
   Обучение также играет большую роль в формировании кругозора на определенном этапе и в каждый возрастной период. Процесс формирования кругозора длительный, его эффективность возрастает при условии, что школьник будет постоянно работать над его совершенствованием, а учитель должен овладеть системой его формирования. Формирование кругозора может быть стихийным и целенаправленным. Под стихийным формированием мы понимаем кругозор, сложившийся в результате случайных внешних воздействий: улица, ученики, соседи, случайные книги, информация через средства массовых коммуникаций. Целенаправленное же формирование кругозора предполагает наличие заранее спроектированной модели, предусматривающей адекватные меры и способы воздействия.
   Формирование кругозора происходит в деятельности, именно активная познавательная деятельность, а также самостоятельная деятельность способствуют развитию личности, формированию у нее новых психических образований. Опираясь на теорию деятельности, разработанную в психологии Б.Г. Ананьевым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, под формированием будем понимать процесс деятельности, направленной на приобретение знаний учащимися (музыкальных, эстетических, художественных и т.д.). К.Д. Ушинский отмечал, что: "Познавательные интересы могут быть связаны как с расширением общего кругозора в различных областях знаний, так и с углублением знаний в отдельной области, по определенной теме и т.д. В процессе обучения необходимо воспитывать прежде всего общий интерес к знаниям у каждого школьника. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательным – едва ли не самое важное в школьном преподавании" [46, с. 429]. Через интерес устанавливается связь человека с объективным миром. "Интерес, – писал С.Л. Рубинштейн, – всегда принимает характер двустороннего отношения. Если меня интересует какой-нибудь предмет, это значит, что этот предмет для меня интересен" [31, с.524]. Через интерес, таким образом, реализуется коммуникативная функция в системе "человек – искусство".
   Современная педагогика не связывает интерес с какой-либо одной стороной человеческой деятельности: например, только эмоциональной или только волевой, поскольку интерес характеризуется сложным сплетением интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов, их взаимопроникновением и воздействием друг на друга.
   Следовательно, проблема интереса как составной части кругозора это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит эффективность восприятия школьниками знаний. Многочисленными исследователями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию. Именно благодаря интересу, как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития кругозора и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. 
   Интерес не только способствует развитию кругозора, но и является одной из ведущих сил развития личности в целом, превращая получаемые знания не просто в "усвоенную информацию", а в глубоко личный духовный багаж человека. В этом механизме активизируется особый вид интереса – познавательный интерес, который, по определению Г.И.Щукиной, "выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями" [50, с.63]. Областью познавательного интереса является познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых учащиеся могут получить образование. Познавательный интерес побуждает учащихся к поиску новых, более совершенных способов учебной деятельности, расширению и углублению знаний, способствует формированию кругозора. Таким образом, активизация познавательного интереса служит одним из условий формирования творческой личности.
   Также структурным компонентом кругозора является потребность в самообразовании. Воспитание этой потребности одно из важнейших направлений музыкально-эстетического образования и воспитания, поскольку всестороннее развитие личности предполагает не только качественное овладение основами знаний в области музыки, но и стремление к постоянной самообразовательной творческой деятельности, в процессе которой происходит рост самосознания личности в целом, формирование ее взглядов, вкусов, идеалов, потребностей.
   Познавательная потребность - это природное свойство человека, в котором проявляется обращенность личности к окружающей его среде, необходимость ориентировки в окружающем мире. По мнению Ю.В. Шарова, "...каждый нормальный ребенок характеризуется той или иной степенью развития познавательных потребностей, они выражаются сначала в любопытстве, затем переходят в любознательность, и, наконец, при дальнейшем развитии, в интересы".[48, с. 32]
   Кругозор также взаимосвязан с такими качествами личности как мышление. "Широта мышления - это способность охватывать весь процесс в целом. Это качество мышления основывается на всесторонних и глубоких знаниях. Широта мышления проявляется в кругозоре человека и в способности рассматривать любой вопрос в многообразии его связи с другими явлениями", – отмечает У. Глассер.[47, с. 38]
   Итак, кругозор представляет собой системно-структурное образование включающее ряд элементов: достаточный объем знания, развитое мышление, сформированный познавательный интерес, постоянная потребность в самообразованности. Исходя из вышеизложенного можно  заключить, что  кругозор – это индивидуально-личностное образование, формирующееся на широкой базе определенной системы знаний и интересов и проявляющееся через устойчивую потребность личности в самообразовании, самосовершенствовании.
   
1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО КРУГОЗОРА.
   
   Музыкальный кругозор – сложное духовное образование. Он выражает уровень музыкальной культуры личности. Это эмоционально-ценностное отношение к музыке, включающее способность эстетически переживать музыку, воспринимать ее содержание, наслаждаться ею, ценить, осмысливать ее в связях с окружающей жизнью, выбирать лучшие образцы. Учитывая это, представляется возможным структурировать музыкальный кругозор следующим образом:	/
   музыкальные знания и, выработанные на их основе, критерии оценки произведений искусства и других явлений музыкальной практики;
   музыкальные интересы (общие и конкретные), склонности, увлечения;
   потребность в саморазвитии, самосовершенствовании.
   
   У A.C. Валенкова, мы встретили, структуру данного понятия, охватывающую как минимум три позиции:
   "а) умение ориентироваться в исторической ценности и значимости музыкальной культуры различных эпох и народов;
   б) представление о содержании того или иного музыкального произведения, его жанре, форме и средствах музыкальной выразительности;
   в) устойчивое тяготение к познаниям в области музыкального искусства и постоянное их расширение и углубление. Иначе говоря, музыкальный кругозор - это комплекс широких представлений в области музыкальной культуры, воспитанных, целенаправленных представлений о подлинной красоте музыкального искусства, непрестанное формирование музыкального вкуса" [7, с.36]. 
   Исходя из вышеизложенных компонентов музыкального кругозора, можно выделить основные качественные показатели в частности музыкального кругозора, реализованного в личностной характеристике ребенка. Для обоснования оптимального уровня развития кругозора неприменимы количественные показатели. По-видимому, нужно опираться на качественные показатели, которые будут зависеть от объективной эстетической ценности того материала, на котором и происходит целенаправленное формирование музыкального кругозора. Эти качества становятся своеобразными атрибутами высокоразвитой индивидуальности. "Чтобы последовательно проводить в жизнь идею "напитания" музыкой и "погружения" в ее образный мир, необходимо обладать широким музыкальным кругозором, раскованно чувствовать себя в музыке разных стилей, жанров, эпох и народов".
   В музыкальной педагогике кругозор является инструментом развития индивидуальной неповторимости. В едином процессе формирования общего и музыкального кругозора происходит перевоплощение сущностных черт музыкального кругозора в индивидуальные и коллективистские качества личности. Объем кругозора всегда индивидуален. Он сказывается в уровне теоретических знаний ребенка, в оригинальности музыкального мышления, суждений, в соотношении восприимчивости и воспроизведения, в интересе к различным видам искусства. Кругозор отличается действенностью. Он находит свое бытие, существует в личностных качествах ребенка, в конкретных музыкальных действиях, в линии поведения человека, соприкасающегося с миром искусства.
   Музыкальный кругозор заключает в себе определенный опыт культуры музыкального восприятия, эстетические переживания, эмоционально - образного мышления, художественной оценки музыкальных явлений. Его содержание зависит от художественной ценности музыкальных творений, которые выступают в качестве объективной основы слушательского вкуса, а также от субъективных особенностей каждого учащегося: от его темперамента, характера, широты эстетического кругозора и других наклонностей. [8, с.123]
   Музыкальный кругозор, будучи относительно устойчивым свойством личности, обладает подвижностью и динамичностью. Он способен подвергаться изменению. Динамика определяется как личностно-психологическими качествами человека, так и культурно-социальными условиями. В настоящее время под воздействием мощного информационного потока динамика кругозора значительно больше, чем в прошлом. Тиражирование записи музыки, пластинки, кассеты, пленки, ТВ – обеспечивает развитие музыкального кругозора ребенка. И уже к восьмому классу современный школьник обладает вполне сформировавшимися музыкальными вкусами и предпочтениями, которые для педагогики составляют серьезную, подчас неразрешимую проблему. Музыкальный кругозор накапливается с рождения, его питает окружающая среда. Однако целенаправленно кругозор формируется в дошкольном образовании и школе в процессе слушания музыки и исполнительской деятельности На это указывает и Д.Б?. Кабалевский: "...С? первых уроков первоклассники учатся самому главному, что должна давать учащимся школа: не только наблюдать и чувственно воспринимать то или иное я?вление, но и размышля?ть о нем, в данном случае - не только слушать и слышать  музыку, но и размышля?ть о ней" [15]. В?осприя?тие музыкальных произведений разных эпох, национальных стилей, разучивание и исполнение доступных учащимся? песен, хоров, написанных композиторами прошлого и нашими современниками, способствуют формированию музыкального кругозора.
   М?узыкальный кругозор ребенка формируется? не только на уроках музыки, но и в основных сферах жизнедея?тельности:
   - стихийная? сфера: духовная? культура, искусство, семейно-бытовое влия?ние;
   - целенаправленная? с?фера: образование и дос?уг.
   
   В?ыделенные с?труктурные элементы музыкального кругозора не с?ущес?твуют изолированно, они взаимос?вя?заны и взя?ты за ос?нову при анализе  кругозора уч?ащихс?я?, поуровневого развития?, в с?равнении с? некоторой пс?ихологич?ес?кой нормой для? каждого школьного возрас?та. В? ис?с?ледовании выделено три уровня? развития? музыкального кругозора: низкий, характеризующийс?я? отс?утс?твием теоретич?ес?ких знаний, поверхнос?тным, неус?тойч?ивым интерес?ом, познавательной инертнос?тью и минимальной с?амос?тоя?тельнос?тью; с?редний уровень развития? музыкального кругозора отлич?аетс?я? поверхнос?тными, неглубокими знания?ми, интерес?ом только к популя?рной клас?с?ич?ес?кой музыке и непониманием новаций в облас?ти мелодики и гармонии, познавательной активнос?тью, требующей побуждения? с?о с?тороны уч?ителя?; и выс?окий уровень, характеризующийс?я? разнос?торонним?и, глубоким?и, с?ис?тем?атич?ес?ким?и знания?м?и, ус?тойч?ивым? интерес?ом? к различ?ным? видам? ис?кус?с?тва, с?ам?ос?тоя?тельным? поис?ком? знаний, и ус?тойч?ивой потребнос?тью в с?ам?ообразовании.
   У?ровни развития? кругозора нос?я?т индивидуальный, лич?нос?тный характер. П?од влия?нием? различ?ных ус?ловий уч?ебного процес?с?а м?ожно вызвать кач?ес?твенные изм?енения? в форм?ировании кругозора от низкого – к с?реднем?у – к более выс?оком?у, за с?ч?ет кач?ес?твенного и?зм?енени?я? его с?труктурных элем?ентов. И?так, рас?с?м?отри?м? уровни? разви?ти?я? кругозора на ос?нове показателей ли?ч?нос?тных кач?ес?тв:
   ни?зки?й – и?нтерес? поверхнос?тный, неглубоки?й, неус?тойч?и?вый, проя?вля?етс?я? ли?шь к популя?рным? и? наи?более прос?тым? жанрам? и? ви?дам? и?с?кус?с?тва; отс?утс?тви?е и?зби?рательнос?ти?, увлеч?еннос?ти?, предрас?положеннос?ть к художес?твенным? подделкам?, познавательная? и?нертнос?ть, м?и?ни?м?альная? с?ам?ос?тоя?тельнос?ть ,нес?пос?обнос?ть в с?ам?ос?овершенс?твовани?и?, неум?ени?е проанали?зи?ровать с?вою точ?ку зрени?я? и?ли? вообще отс?утс?тви?е таковой, нес?пос?обнос?ть делать выбор, с?оотнес?ти? предлагаем?ое и? рас?прос?траненное с? непреходя?щи?м?и? ценнос?тя?м?и?;
   с?редни?й – знани?я? неполные, неглубоки?е, поверхнос?тные, не с?и?с?тем?ное знани?е с?троени?я? прос?тых форм? и?с?тори?ч?ес?ки?х с?ведени?й, ус?тойч?и?вый и?нтерес? к популя?рной клас?с?и?ч?ес?кой м?узыке, поверхнос?тный и?нтерес? к прои?зведени?я?м? и?м?еющи?м? с?и?м?фони?ч?ес?кое разви?ти?е, с?ложную форм?у; непони?м?ани?е новаци?й в облас?ти? м?елоди?ки? и? гарм?они?и? неорди?нарнос?ти? вырази?тельных с?редс?тв, познавательная? акти?внос?ть, требующая? побуждени?я? уч?и?т?еля?, с?т?рем?лени?е т?олько к популя?рной м?узыке и? наи?более и?звес?т?ным? клас?с?и?ч?ес?ки?м? прои?зведени?я?м?, поверхнос?т?ное пони?м?ани?е м?узыки?.
   выс?оки?й – разнос?т?оронни?е глубоки?е, с?и?с?т?ем?ат?и?ч?ес?ки?е знани?я? во вс?ех ви?дах и?с?кус?с?т?ва, ус?т?ойч?и?вый глубоки?й и?нт?ерес? к разли?ч?ным? ви?дам? и?с?кус?с?т?ва; проя?вля?ет?с?я? с?т?рогая? и?зби?рат?ельнос?т?ь, с?т?рас?т?ная? увлеч?еннос?т?ь и?с?кус?с?т?вом?, с?ам?ос?т?оя?т?ельный пои?с?к знани?й, ус?т?ойч?и?вая? пот?ребнос?т?ь в с?ам?ообразовани?и?, глубокое пони?м?ани?е нас?т?оя?щего и?с?кус?с?т?ва, с?пос?обнос?т?ь делат?ь выбор и? анали?зи?роват?ь его. [22, с?. 78]
   Т?рехуровневая? с?т?рукт?ура разви?т?и?я? м?узыкального кругозора объект?и?вно с?оот?вет?с?т?вует? возрас?т?ным? ос?обеннос?т?я?м? уч?ащи?хс?я?. П?режде вс?его ут?оч?ни?м? грани?цы м?ладшего школьного  возрас?т?а, пос?кольку в пс?и?холого-педагоги?ч?ес?кой ли?т?ерат?уре определени?е и?х неоднознач?но. Н?ам? предс?т?авля?ет?с?я?, ч?т?о наи?более адекват?но оч?ерч?ены грани?цу м?ладшего школь?ного  возрас?т?а в пери?оди?заци?и?, предложенной Д?.Б?. Э?ль?кони?ным?, в кот?орой акцент?и?рует?с?я? не с?т?оль?ко фи?зи?ч?ес?кое разви?т?и?е органи?зм?а, с?коль?ко проя?влени?е новых пс?и?хи?ч?ес?ки?х об?разовани?й, об?ус?ловли?ваем?ых с?м?еной и? разви?т?и?ем? ведущи?х т?и?пов дея?т?ель?нос?т?и?.
   Г?рани?цы м?ладшего школь?ного возрас?т?а, с?овпадающи?е с? пери?одом? об?уч?ени?я? в нач?аль?ной школе, ус?т?анавли?ваю?т?с?я? в нас?т?оя?щее врем?я? с? 6-7 до 9-10 лет?.
   М?ладши?й школь?ный возрас?т? наи?б?олее глуб?око и? с?одерж?ат?ель?но предс?т?авлен в раб?от?ах Д?.Б?. Э?ль?кони?на, А?.К?. М?арковой, Г?.А?. Ц?укерм?ан , М?.М?. Б?езруки?х  и? д?р. Г?луб?оки?е и?зм?енени?я?, прои?с?ход?я?щи?е в пс?и?хологи?ч?ес?ком? об?ли?ке м?лад?шего школь?ни?ка, с?ви?д?ет?ель?с?т?вую?т? о ши?роки?х возм?ож?нос?т?я?х разви?т?и?я? реб?енка на д?анном? возрас?т?ном? э?т?апе. П?о м?нени?ю? Д?ани?ловой Е?.Е?., м?лад?ши?й школь?ный возрас?т? я?вля?ет?с?я? с?енс?и?т?и?вным?:
   - д?л?я? форм?и?ровани?я? м?от?и?вов уч?ени?я?, разви?т?и?я? ус?т?ойч?и?вых познават?ел?ь?ных пот?реб?нос?т?ей и? и?нт?ерес?ов;
   - разви?т?и?я? прод?укт?и?вных при?ем?ов и? навыков уч?еб?ной раб?от?ы, "ум?ени?я? уч?и?т?ь?с?я?";
   - рас?крыт?и?я? и?нд?и?ви?д?уал?ь?ных ос?об?еннос?т?ей и? с?пос?об?нос?т?ей;
   - разви?т?и?я? навыков с?ам?оконт?рол?я?, с?ам?ооргани?заци?и? и? с?ам?орегул?я?ци?и?;
   - с?т?ановл?ени?я? ад?екват?ной с?ам?ооценки?, разви?т?и?я? кри?т?и?ч?нос?т?и? по от?ношени?ю? к с?еб?е и? окруж?аю?щи?м?;
   - ус?воени?я? с?оци?ал?ь?ных но?рм?, нравс?т?венно?го? разви?т?и?я?;
   - разви?т?и?я? навыко?в о?б?щени?я? с?о? с?верс?т?ни?кам?и?, ус?т?ано?вл?ени?я? про?ч?ных д?руж?ес?ки?х ко?нт?акт?о?в.
   М?л?ад?ши?й шко?л?ь?ный во?зрас?т? - э?т?о? пери?о?д? по?зи?т?и?вных и?зм?енени?й и? прео?б?разо?вани?й. К?ак пи?с?ал? В?.А?.С?ухо?м?л?и?нс?ки?й: "Е?с?л?и? в э?т?о?м? во?зрас?т?е реб?ёно?к не по?ч?увс?т?вует? рад?о?с?т?ь? по?знани?я?, не при?о?б?рет?ет? ум?ени?я? уч?и?т?ь?с?я?, не науч?и?т?с?я? д?руж?и?т?ь?, не о?б?рет?ет? уверенно?с?т?ь? в с?во?и?х с?по?с?о?б?но?с?т?я?х и? во?зм?о?ж?но?с?т?я?х, с?д?ел?ат?ь? э?т?о? в д?ал?ь?нейшем? б?уд?ет? знач?и?т?ел?ь?но? т?руд?нее и? по?т?реб?ует? неи?зм?ери?м?о? б?о?л?ее выс?о?ки?х д?ушевных и? фи?зи?ч?ес?ки?х зат?рат?".
   С?о?гл?ас?но? Л?.С?. В?ыго?т?с?ко?м?у, с? нач?ал?о?м? шко?л?ь?но?го? о?б?уч?ени?я? м?ышл?ени?е выд?ви?гает?с?я? в цент?р с?о?знат?ел?ь?но?й д?ея?т?ел?ь?но?с?т?и? реб?енка. Г?о?рл?о?ва А?.Л?. указывает? на т?о?, ч?т?о? "…т?ак ж?е с? разви?т?и?ем? м?ышл?ени?я? с?вя?зано? во?зни?кно?вени?е важ?ных но?во?о?б?разо?вани?й м?л?ад?шего? шко?л?ь?но?го? во?зрас?т?а: анал?и?за, внут?реннего? пл?ана д?ейс?т?ви?й, рефл?екс?и?и?. Э?т?и? но?во?о?б?разо?вани?я? фо?рм?и?рую?т?с?я? у м?л?ад?ши?х шко?л?ь?ни?ко?в в про?цес?с?е уч?еб?но?й д?ея?т?ел?ь?но?с?т?и?". Т?руд?но?с?т?ь? выд?ел?ени?я? гл?авно?го?, с?ущес?т?венно?го? о?т?ч?ет?л?и?во? про?я?вл?я?ет?с?я? в о?д?но?м? и?з о?с?но?вных ви?д?о?в уч?еб?но?й д?ея?т?ел?ь?но?с?т?и? шко?л?ь?ни?ка – в перес?казе т?екс?т?а. К?рат?ки?й перес?каз д?аёт?с?я? д?ет?я?м? го?разд?о? т?руд?нее, ч?ем? по?д?ро?б?ный. Р?ас?с?казат?ь? крат?ко? – э?т?о?,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44