- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психолого-медико-педагогический консилиум школы и его роль в работе с проблемными учениками
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K008284 |
Тема: | Психолого-медико-педагогический консилиум школы и его роль в работе с проблемными учениками |
Содержание
Южный федеральный университет Академия психологии и педагогики Кафедра начального образования Реферат по дисциплине «Методологические основы коррекционно-развивающего начального обучения» На тему «Психолого-медико-педагогический консилиум школы и его роль в работе с проблемными учениками» (магистратура 1 курс, ОЗО) Магистра 1 курса Ф.И.О Красникова А.А. Руководитель доц. Брикунова С.С. 2017 Ростов-на-Дону Содержание Введение…………………………………………………………………….3 Психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПк школы)……………………………………………………………………. Роль ПМПк в работе с проблемными учениками………………… Заключение………………………………………………………………… Список использованной литературы……………………………………… Введение Современный этап развития образования в целом и системы специального образования в частности, характеризуется усилением внимания к особенностям психического и физического развития детей. Исследователи отмечают, что постоянно возрастает число детей с парциальными и сочетанными нарушениями развития, несформированностью отдельных когнитивных функций и эмоционально- волевых процессов. В современном обществе проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей актуализируются, при этом наблюдаются качественные и количественные изменения категорий детей, нуждающихся в специальной помощи. В связи с этим год от года повышается значимость психолого-медико-педагогического сопровождения, оказывающего комплексную системную помощь детям с особенностями в развитии в условиях общеобразовательных учреждений. Одной из таких моделей службы сопровождения учащихся стал внутришкольный психолого-медико- педагогический консилиум. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум в школе – это служба, которая объединяет усилия разных специалистов для решения вопросов своевременного выявления, отслеживания результатов обучения, социальной адаптации и интеграции в общество сверстников детей с особенностями в развитии [ 1] Психолого-медико-педагогический консилиум школы (ПМПк школы) Психолого-медико-педагогический консилиум (в дальнейшем ПМПк) является структурным подразделением школы. Создается приказом директора школы на текущий учебный год. Деятельность ПМПк направлена на решение задач, связанных со своевременным выявлением детей с проблемами в развитии, организацией психолого- медико-социально-педагогического сопровождения их образования, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. Является элементом системы по созданию адекватных условий обучения и психолого-педагогической коррекции для детей с особенностями в развитии. [1.3. ] Деятельность ПМПк регулируется следующими документами: - Конвенцией о правах ребенка; - Законом Российской Федерации «Об образовании»; - Приказом Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения»; - Положением о школьном ПМПк; - Уставом школы [5] Консилиум – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям. В основе индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особенностями развития в условиях общеобразовательного класса лежат основные положения общей и специальной педагогики: принцип научности; принцип связи теории и практики; принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; принцип индивидуального подхода в обучении и воспитании; принцип систематичности и последовательности; принцип развития, комплексности, доступности в обучении и воспитании; принцип наглядности; принцип сотрудничества [5]. Л.М. Шипицына выделяет следующие основные принципы сопровождения учащихся, на которых основывается деятельность специалистов консилиума: 1. Непрерывность сопровождения. Ребенок с отклонениями в развитии испытывает потребность в получении помощи специалистов до тех пор, пока проблемы его обучения, развития и адаптации не будут решены или будет выбран очевидный подход к их решению. 2. Комплексность сопровождения. Принцип требует согласованной работы всей команды специалистов сопровождения, разделяющей общие взгляды, понимающей сущность проблем в развитии ребенка, владеющей методологическими основами проведения диагностической и коррекционной работы. 3. Принцип индивидуального сопровождения реализуется в определении той категории детей, которые больше всех нуждаются в помощи специалистов, в подборе специальных методик и приемов для оказания специальной помощи. [7] 4. Принцип системного сопровождения прослеживается в разработке индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ученика, поступившего в образовательное учреждение с особенностями в развитии. [5] 5. Принцип стереогаозиса - оценки состояния ребенка с различных точек зрения (разными специалистами). 6. Принцип целостности изучения. Отдельные стороны психической организации ребенка (психические процессы, познавательная деятельность, эмоционально-личностное развитие) не изолированы, а проявляются целостно, в совокупности всех психических качеств личности, обусловлены мотивационными установками, зависимы от его физического состояния. В соответствии с данным положением определяется возможность использования той или иной диагностической процедуры или методики для оценки различных характеристик сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка. Таким образом, инструментарий специалиста (психолога, логопеда, педагога) приобретает полифункциональные, интегративные возможности, сокращается время проведения обследования. 6. Принцип структурно-динамического изучения соматических и психофизических структур ребенка, когда каждая конкретная особенность состояния ребенка изучается и оценивается с точки зрения как возрастной соотнесенности, так и в соответствии с определенной последовательностью развития, взаимодействием и "гетерохронией" (разновременностью) созревания тех или иных функции, входящих в единый "ансамбль" формирования той или иной характеристики деятельности ребенка. Учет данного принципа позволяет не то фиксировать отдельные нарушения (несформированности), а определять причины их возникновения и, что более значимо, оценивает их как первичные, вторичные и третичные в ситуации разновременности созревания и взаимовлияния исследуемых функций. Выделение первично обусловленных отклонений, имеющих органическую природу, обусловленных ими вторичных и третичных отклонений, позволяет правильно организовать и повысить эффективность коррекционных мероприятий. В соответствии с данным принципом определяется то методическое обеспечение, которое необходимо всем специалистам и, в первую очередь, школь- ному психологу для проведения адекватной диагностической работы. Психологический диагностикум и соответствующая ему технология проведения психологического обследования должны включать в себя методики, выстроенные на единых методологических основаниях, но в то же время ориентированные на различный возраст детей[6]. Психолого-медико-педагогический консилиум организует свою деятельность по следующим направлениям: 1. Проведение скрининг-диагностики все детей, поступивших в школу с целью выявления потенциальной «группы риска». 2. Выделение из потенциальной «группы риска» тех учащихся, у которых есть психофизические нарушения. Проведение индивидуальной диагностики и определение сущности проблем ребенка. 3. Разработка индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ученика с особенностями в развитии, выбор образовательного маршрута. 4. Реализация индивидуальных программ сопровождения, преодоление трудностей в обучении, определение направлений консультативной деятельности 5. Отслеживание результативности психолого-медико-педагогического сопровождения. Роль ПМП консилиума в работе с проблемными учениками ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНСИЛИУМА: Диагностическое: выявление причин школьной неуспеваемости, а также проблем в социальной адаптации ребенка. Обследование ребенка специалистами консилиума осуществляется по инициативе родителей (законных представителей) или педагогов образовательного учреждения с согласия родителей и на основании Устава школы. Консультативное: оказание консультативной помощи педагогам школы и родителям детей с особенностями в развитии с целью формирования активно-положительной позиции взрослых и эмоционально-положительного фона в детском коллективе. Просветительское: повышение профессиональной компетентности педагогов, обучающих детей с различными особенностями в развитии. Методическое: формирование банка диагностических и коррекционных методик, учебно- методического и дидактического комплексов для обучения детей с особенностями в развитии, банка консультационного материала для учителей и родителей (законных представителей), заинтересованных в обучении, воспитании детей с особенностями в развитии. [1,6] Основные принципы и правила командного (бригадного) сотрудничества были сформулированы И.А. Коробейниковым: • автономность получения сведений о ребенке (залог того, что мне- ние одного – наиболее авторитетного – члена комиссии не станет одно- значно определяющим); • соблюдение каждым специалистом границ собственной профессио- нальной компетенции; • рассмотрение каждым специалистом диагноза (медицинского, психо- логического, педагогического, логопедического) лишь как первого этапа кор- рекции и дальнейшего сопровождения ребенка и его семьи; • бригадный консилиум как единственная форма выработки коллеги- ального заключения и рекомендаций [4]. Цель школьного ПМП консилиума: обеспечение диагностико - коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии и (или) в состоянии декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей ПМП консилиум решает задачи, связанные со своевременным выявлением детей с проблемами в развитии, организацией психолого-педагогического медико-социального сопровождения данных детей, исходя из индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. В задачи консилиума входят: - организация и проведение комплексного изучения личности ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования; - своевременное выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации; - выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня общего развития речи детей; - выявление потенциальных (резервных) возможностей ребенка, разработка рекомендаций для учителя в целях обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании; - выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса; - выбор оптимальных для развития ученика образовательных программ, соответствующих готовности ребенка к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей развития, адаптивности к ближайшему окружению; - обеспечение общей коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, которая включает активизацию познавательной деятельности детей, повышение уровня их умственного и речевого развития, нормализацию учебной деятельности, коррекцию недостатков эмоционально-личностного развития; - определение продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в данном образовательном учреждении возможностей - определение путей интеграции детей в соответствующие классы, которые работают по основным образовательным программам, при положительной динамике и компенсации недостатков развития; - профилактика физических, интеллектуальных и психологических нагрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий; - анализ и организация исполнения рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, клинико-экспертных комиссий, бюро медико-социальной экспертизы, отдельных специалистов, обследовавших детей - подготовка подробного заключения о состоянии развития и здоровья обучаемого для представления в психолого-медико-педагогическую консультацию. [2 3] Системный подход важен в реализации задач: как контроль и за уровнем достижений учащихся по отдельным компонентам содержания обучения, так и за общим образованием. На ПМПк возлагаются задачи по сопровождению и выстраиванию образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ. ПМПк несет ответственность за обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся, воспитанников с ОВЗ, в том числе в состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся, воспитанников.[2] Основные направления деятельности консилиума: - выработка коллективных обоснованных рекомендаций по главным направлениям работы с учащимися; - формирование у обучающих (работники образовательных учреждений) адекватной оценки педагогических явлений в целом и школьных проблем детей и подростков; - комплексное воздействие на личность ребенка; - консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения; - социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах — жестоком обращении родителей, их пьянстве. Особая роль принадлежит работе по охране и укреплению соматического и психоневрологического здоровья школьников, в связи с чем проводятся их профилактическое лечение и физическое закаливание в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями каждого. В функции специалистов консилиума входит предупреждение психофизиологических перегрузок, эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта для всех участников педагогического процесса (педагоги и учащиеся). По данным исследований, проведенных в ИКП РАО, в Институте физиологии и др., среди факторов, которые обусловливают возникновение трудностей при обучении в начальной школе, наиболее распространены такие: отягощенность раннего периода развития, задержка в формировании познавательных процессов (мышление, речь), недостаточное развитие моторных функций, зрительного восприятия, незрелость эмоционально-личностной сферы, нарушения соматического и нервно-психического здоровья, характерные для детей с ЗПР. Вот почему необходим комплексный подход к выявлению трудностей в обучении. [3] Таким образом, в создании ИОС значительную роль выполняет система деятельности специалистов ПМПк, интеграция их профессиональных знаний, продуктивной совместной работы с детьми, имеющими ОВЗ, их родителями, педагогическим коллективом образовательного учреждения. Особую важность составляет не сумма разнонаправленных воздействий разных специалистов, а единое комплексное воздействие на ребенка с ОВЗ в системе межпрофессиональных отношений на всех этапах работы ПМПк в образовательном учреждении. Проведение заседания ПМП консилиума На консилиуме обсуждаются обобщенные аналитические материалы обследования каждого специалиста (педагога, педагога-психолога, учителя-логопеда, медицинского работника). В этих материалах информация о ребенке и его семье облекается в формы, не нарушающие их права на конфиденциальность, формулируется доступным и понятным педагогу и медику языком. Порядок изложения информации не имеет принципиального значения. Прежде всего, выслушивается специалист, который направил ребенка на консилиум. В случае, если все участники относят данного ребенка или подростка к числу наиболее проблемных, правильнее начинать обсуждение с педагога, дающего «внешний» рисунок поведения, наличие возможностей его обучения, особенности его адаптации. Обмен информацией между участниками и взаимный ответ на вопросы служит основой для заполнения первой важной графы заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-медико-педагогического состояния школьника. Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа — заключения консилиума, в котором предусматриваются ответы на следующие вопросы . Каков психологический, педагогический и медицинский статус школьника на момент обследования? Какими особенностями и проблемами характеризуется развитие школьника в целом на момент обследования? Каким содержанием должна быть наполнена индивидуальная стратегия его сопровождения в процессе школьного обучения? В каких формах и в какие сроки в сопровождении школьника примут участие психолог, школьный медик и классный руководитель? Предусматривается ли и какая по содержанию консультативная работа участников консилиума с педагогическим коллективом или отдельными учителями, родителями школьника и школьной администрацией? В процессе обсуждения индивидуальной стратегии сопровождения ребенка на консилиуме должна быть найдена оптимальная ситуации взаимодействия ребенка и школьной системы в каждом конкретном случае. Для каких-то школьников может быть предстоит изменить систему образовательных или нормативных требований, то есть «приспособить» к ним среду. В других случаях — поработать с самим школьником в плане формирования определенных социальных навыков, коррекции сложившихся приемов учебной деятельности или способов общения, т.е. «приспособить» школьника к школьной среде. В ходе консилиума решение любой задачи сопровождения облекается в конкретные направления деятельности, мероприятия, психологические и педагогические технологии. Важно только, чтобы все участники консилиума понимали необходимость решения всех возникающих вопросов для создания благоприятных условий обучения и развития учеников школы. Индивидуальные образовательные программы для детей с ОВЗ разрабатываются специалистами ПМПк учебных заведений с участием родителей и в соответствии с нуждами и потребностями детей в целях достижения их успеха в образовательном процессе. ИОС формируется корпоративно, коллективом единомышленников. В ее создании участвуют учителя начальных классов, учителя-предметники, педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальные педагоги, инструкторы по ЛФК, воспитатели, педагоги дополнительного образования и тьюторы (педагоги сопровождения), а также медицинский персонал учреждения. Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребёнку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.[2] Выбор первоочередных коррекционных задач и оптимальных путей их решения осуществляется специалистами консилиума и фиксируется в журнале комплексного динамического наблюдения за ребенком. К первому (в новом учебном году) заседанию консилиума готовят следующую документацию: медицинское, психологическое, логопедическое и педагогическое представления на каждого ребенка (примерные образцы документов см. «Приложение»). Специалисты консилиума, опираясь на знание возрастных особенностей, проводят динамическое наблюдение за учащимися и обследование детей с целью выявления пробелов предшествующего обучения и развития, их характера и причин, изучают социальную ситуацию развития ребенка, условия, которые для него созданы в семье. Полученные результаты фиксируются в Протоколе первичного обследования ребенка. Психологическое, логопедическое, медицинское обследование проводят специалисты, так как именно психолог, врач, дефектолог, логопед могут аргументированно подобрать комплекс лечебных, профилактических, коррекционных (лого-коррекция, психокоррекция) мер, которые обеспечат организацию коррекционно-развивающего обучения и воспитания в соответствии с диагностикой. Протокол первичного обследования и представления специалистов являются составной частью журнала комплексного динамического наблюдения за ребенком (ведет дефектолог — член консилиума). По результатам первичного комплексного обследования ребенка специалистами — членами консилиума — вырабатываются рекомендации и программа индивидуальной коррекционной работы. Обсуждение результатов динамического наблюдения и коррекционной работы проводится специалистами консилиума не менее одного раза в четверть на малых педсоветах или заседаниях консилиума. В конце учебного года на заседании консилиума рассматриваются результаты коррекционной работы; психолог и логопед составляют заключения, а педагоги (учитель и воспитатель) готовят психолого-педагогическую характеристику на каждого учащегося. Эти документы также фиксируются в журнале комплексного динамического наблюдения за ребенком и учитываются при решении вопроса о дальнейшей работе с данным учеником. Специалисты школьного консилиума должны иметь возможность для получения необходимой консультативной помощи (у врача-психоневролога, старшего логопеда, физиолога). Поэтому в округе, в городе должна действовать консультативно-диагностическая служба. Если школьный консилиум решает задачи динамического наблюдения за ребенком в отдельном образовательном учреждении, то ПМПК собирает данные для квалифицированного планирования развития сети дошкольных и школьных учреждений в зависимости от количества детей с проблемами в развитии.[3] Консилиум объединяет всех специалистов коррекционного образования, педагогов, родителей и администрацию образовательного учреждения для решения вопросов развития, воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в школе, обеспечивает быстрое реагирование на любое изменение в психическом и физическом состоянии ребенка, что находит отражение в индивидуальном коррекционно-образовательном маршруте и режиме. Деятельность консилиума в образовательном учреждении направлена на решение вопросов интегрированного обучения, а именно: привлечение родителей к обучению, воспитанию и развитию детей с разным уровнем умственной недостаточности; установление благоприятной психологической атмосферы в общеобразовательном классе для ребенка с особенностями в развитии; оказание педагогической помощи как учителям, так и родителям, через проведение консультаций; выполнение образовательных программ; проведение целенаправленной работы по отслеживанию результатов развития, воспитания и обучения детей с психофизическими нарушениями; исключение второгодничества Таким образом, ПМПк позволяет построить взаимоотношения специалистов службы сопровождения и педагогов на основе равноправного сотрудничества и личной ответственности каждого, организовать комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе коррекционно-развивающего обучения, задействовать профессиональный и личный потенциал всех педагогов. Работа с родителями Изучение ребенка на психолого-медико-педагогической консультации не сводится только к накоплению данных о ребенке и разработке системы коррекционно-развивающих мероприятий. Необходима также психотерапевтически ориентированная работа с родителями и близкими ребенка. Участие родителей в реабилитационных мероприятиях в настоящее время считается одним из решающих факторов эффективной развивающей и, тем более, коррекционной работы. Поэтому без привлечения родителей к коррекционному развитию собственного ребенка, без тесного и эффективного контакта со специалистами, постоянного взаимодействия не только с учителем, но и с другими специалистами школьного консилиума, эффективная реабилитация невозможна. Особую рол имеет умение специалиста ПМПК построить доверительные отношения с родителями ребенка, с его семьей уже на этапе консультирования, провести консультацию так, чтобы родители смогли не только осознать, что наблюдается у их ребенка, но осознанно принять задачу консультирования и коррекции отклонений в психическом развитии ребенка . Необходимо умело пользоваться информацией, проводить эффективную работу по преодолению формирования у родителей искаженных представлений о возможных быстрых позитивных результатах, о легком успехе и возможностях полной ликвидации имеющихся расстройств; эффективно проводить психологические коррекционные мероприятия с родителями, используя принципы и методы семейной психотерапии, уже на протяжении самой консультации, укреплять веру семьи в успех коррекционной работы. [ 6] Заключение В современном обществе, когда число детей с проблемами в развитии, имеющими трудности с обучением и воспитанием, растет, просто необходимо создание структуры, отвечающей за детей нуждающихся в специальной помощи. Поэтому значимость психолого-медико-педагогического консилиума в школе возраста, вед психолого-медико-педагогический консилиум школы оказывает комплексную системную помощь детям с особенностями в развитии в условиях общеобразовательных учреждений. Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум – это служба, которая объединяет усилия разных специалистов для решения вопросов своевременного выявления, отслеживания результатов обучения, социальной адаптации и интеграции в общество сверстников детей с особенностями в развитии, проводит работу и оказывает поддержку семьям с детьми с ЗПР. Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума школы важна для преодоления проблем в обучении и воспитании у проблемных детей и их дальнейшей социализации в обществе. Список используемой литературы Внутришкольный психолого-медико-педагогический консилиум в общеобразовательной школе [Текст] : методические рекомендации / сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. О психолого- медико -педагогическом консилиуме в образовательном учреждении – [электроны ресурс]- режим доступа - https //kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/o-psikhologho-miediko-piedaghoghichieskom-konsiliumie-v-obrazovatiel-nom-uchriezhdienii – Дата обращения – 14.01.2017 Шевчеяко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод, пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. — М-:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 4. Годовникова Л.В. Основы коррекционно-развивающей работы в массовой школе: Учеб. пособие / Под научн. ред. И.Ф. Исаева. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. 5. Старцева Е.А. // Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения – [электроны ресурс] – режим доступа - http://ocpmcc.edu35.ru/tospec/tospec244/160-tospecpmpkons - Дата обращения - 14.01.2017 6. Семаго М.М., Ахутина Т.В., Семаго Н.Я., Светлова Н.А., Береславская М.И. Рабочая книга психолого-медико–педагогического консилиума. Методическое пособие и рабочие материалы для деятельности психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций. – М., 2000. 7. Шипицына Л. М., Хилько А. А., Галлямова Ю. С., Демьянчук Р. В., Яковлева Н. Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. - СПб.: Речь, 2003. 8. Письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»........................ |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: