VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологическое содержание детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K015982
Тема: Психологическое содержание детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ.
Содержание
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический 
университет
им. К.Д. Ушинского



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Направление 44.04.02 Психолого-педагогическое образование
(профиль:Детская практическая психология)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему:«Психологическое содержание детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ»





Работа выполнена студентом
Урман Анастасией Владимировной
Научный руководитель
кандидат психологических наук,
 доцент кафедры общей и социальной психологии
Слепко Юрий Николаевич
Допустить к защите:
зав.кафедрой дошкольной педагогики и психологии,
доктор педагогических наук профессор
Белкина В.Н.
«____»______________20__г.





Ярославль, 2018
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………..………………………………………	3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ……………………..……………………………...6
1.1Детско-родительские отношения как психологический феномен…………………………………………………………………………....	6
1.1.1. Понятие "отношение" в психологии………………………………...…….	6
1.1.2. Формы отношений в психологии…………………………………..	……14
 1.2. Совладающее поведение как психологический феномен………………………………………………………………….….	…....19
1.2.1. Понятие и стратегии совладающего поведения	……………………..…19
1.2.2. Особенности совладающего поведения в семьях с детьми с ОВЗ.	…....26
Выводы по первой  главе………………………………………………………..32
ГЛАВА 2.ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕМЕЙ С ОВЗ НА СПОСОБЫ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ……35
2.1.1. Программа исследования…………………………………………………35
2.1.2 Детско-родительские отношения в семьях с детьми с ОВЗ.Описание и анализ результатов исследования………………………………………………39
2.1.3. Особенности совладающего поведения в семьях с детьми с ОВЗ.Описание и анализ результатов исследования………………………………..39
2.1.4. Взаимосвязь ДРО и стиля совладающего поведения в семьях с детьми с нарушением слуха и в семьях с детьми с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..51
Выводы по второй  главе……………………………………………………..…53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….57
Приложение………………………………………………………………………64


ВВЕДЕНИЕ
    На современном этапе развития общества число рождения в мире детей с нарушениями развития имеет тенденцию к увеличению. Предполагается, что к 2025 году число детей с отклонениями в развитии возрастет до 527 млн., что составит 8,2 % всего населения Земли. Практика последних лет показывает, что увеличивается число семей, воспитывающих детей с нарушениями развития в домашних условиях. С усилением этой тенденции острее встает вопрос об изучении детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, о стратегиях совладающего поведения родителей в психотравмирующей жизненной ситуации.
     Качественные изменения, имеющие место в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляются на психологическом, социальном и соматическом уровнях. Факт появления на свет ребенка с ОВЗ является причиной сильного стресса, характеризующегося пролонгированным характером, оказывающим мощное деформирующее воздействие на психику родителей. Зачастую неспособность родителей справиться с психотравмирующей ситуацией приводит к нарушению системы детско-родительских отношений. Депрессивная симптоматика и переживание родителями хронического стресса способствуют применению ими непродуктивных стратегий совладающего поведения (избегание, самообвинение и т.д.) вместо выбора стратегий  обращения к внешним и персональным ресурсам для поддержания эмоционального благополучия и условий для полноценного психического развития ребенка с ОВЗ.
     Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др.В отечественной психологии показана ведущая роль взрослого в общении, развитии ребенка и формировании детско-родительских отношений (Л.С. Выготский, А.Н. Запорожец, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.). Наиболее изученным аспектом детско-родительских отношений являются родительские установки (позиции) - А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, О.А. Карабанова и др.
     Исследованием адаптационных механизмов, позволяющих семье справиться с воздействием стрессовой ситуации, занимается психология совладающего поведения. В отечественной науке изучением семейных копинг-стратегий занимались такие ученые, как Е.В. Куфтяк, Т.Л. Крюкова, Н.В. Сапоровская, Е.И. Романова и др.Проблемами изучения детско-родительских отношений занимались такие ученые, как А. Фромм, Ю. Б. Гиппенрейтер, М. И. Буянов, Г. Хоментаускас, Р. Снайдер, Р. А. Зачепицкий, Е. К. Яковлева, А. И. Захаров, В. И. Гарбузов, А. Я. Варга, А. С. Спиваковская, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий и другие.Совладающее поведение в современных психологически трактовках рассматривается как активное преобразующее поведение, помогающее справляться с жизненными трудностями (Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова и др.). 
     Несмотря на большое количество исследований, посвященных рассмотрению совладающего поведения, в настоящее время существует ограниченное количество исследований в области изучения копинг-поведения родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья в контексте детско-родительских отношений. Недостаточно разработанными до настоящего времени остаются вопросы применения родителями детей с ОВЗ личностных и средовых ресурсов при совладании с психотравмирующей ситуацией.
    Теоретической базой исследования явились:
    - теории семейных и детско-родительских отношений (А.С. Варга, В.Н. Дружинин, П.Ф. Лесгафт, Т.Д. Марцинковская, А.С. Спиваковская, Э.Г. Эйдемиллер и др.); 
    - транзакциональная теория совладающего поведения (Лазарус, Фолкман);отечественный подход к психологическомусовладанию с трудными жизненными ситуациями (Л.И. Анцыферова, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова); 
    - теории стресса и копинга в кризисных ситуациях (Б.Д. Карвасарский, Е.В. Куфтяк, С.К. Нартова-Бочавер, Г. Селье и др.).
    Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях с детьми с ОВЗ.
    Предмет исследования:особенности совладающего поведения родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. 
    Цель исследования:изучениепсихологического содержания детско-родительских отношений и копинг-стратегий родителейв семьях с детьми с ОВЗ.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретические подходы к изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ОВЗ.
2. Рассмотреть понятие "отношение" в психологии, описать основные формы отношений.
3. Охарактеризовать основные отечественные и зарубежные концепции, посвященные изучению совладающего поведения с трудными жизненными ситуациями.
4. Изучить особенности детско-родительских отношений в семьях с детьми с ОВЗ
5. Выявить особенности совладающего поведения в семьях с детьми с ОВЗ.
     Для решения задач используется комплекс исследовательских методов, представленный следующими группами: анализ, синтез, обобщение, описание, сравнение, аналогия и другие.
     
     



ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
1.1.Детско - родительские отношения как психологический феномен
1.1.1 Понятие "отношение" в психологии 
    Одна из основных проблем психологии - проблема изучения системы отношений личности. Термин "отношение" вошел в научно-психологический оборот в связи с появлением работ А.Ф. Лазурского, вычленившего в человеке эндопсихику как внутреннюю сторону психического и экзопсихику как внешнюю сторону психического путем представления последней в качестве системы отношений индивида к действительности. В дальнейшем разработкой термина "отношение" занялся В.Н. Мясищев, занимавшийся исследованием системы общественных отношений [38]. В.Н. Мясищев  утверждал, что именно благодаря включению индивида с момента рождения до смерти в систему общественных отношений способствует формированию его субъективного отношения ко всем сторонам действительности [38]. Подобная система отношений выступает в качестве особо специфичной характеристики личности в сопоставлении с остальными компонентами (характером, темпераментом, способностями).
    С точки зрения В.Н. Мясищева, психологический смысл понятия "отношение" заключается в том, что оно служит одной из форм отражения индивидом окружающей действительности. Сам процесс формирования отношений основан на отражении личностью на сознательном уровне сущности всей совокупности социально объективных общественных отношений в условиях микробытия и макробытия человека, способствующих выработке у индивида интересов, потребностей и склонностей, находящихся в неразрывном единстве с нервной системой и служащих источником преломления всех внешних средовых воздействий.
    В процессе фиксации человеком особенностей окружающего мира посредством восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, происходит и формирование отношения к разным сторонам действительности. По мере изменения мира меняется, соответственно, положение и роль индивида в этом мире, что служит предпосылкой для перестройки отношения индивида к разным сторонам этого мира.
    В.Н. Мясищев подчеркивал, что деятельность (игра, учение, труд), служащая основой для формирования психических качеств, являющихся ядром личности, может носить нейтральный характер без наличия организованных отношений между участниками этой деятельности [38]. Данные отношения, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, коллективизме, не могут развиваться без соответствующего подкрепления путем провоцирования отношений, являющихся побудителями нравственных поступков.
    С точки зрения ученого, отношения личности, представленные потребностями, интересами, склонностями, - не могут служить результатом исторических абстрактных условий, поскольку они представляют собой продукт взаимодействия индивида с конкретной для него средой, предоставляющей ему возможность развития индивидуальности. Соответственно, в качестве источников личностных нарушений выступают конкретные отношения - производственные, социально-бытовые, семейные, личные. В.Н. Мясищев доказывал, что истинные отношения индивида к окружающей действительности, являясь по сути его потенциальными характеристиками, способны проявляться лишь в условии совершения им действий в субъективно значимых ситуациях [38].
    Согласно В.Н. Мясищеву, психологический смысл отношений заключается в том, что они служат одной из форм отражения индивидом действительности. Теория отношений В.Н. Мясищева основана на том, что свойства личности и мотивы ее поступков, потребностей, интересов являются производными от системы отношений.
    В.Н. Мясищев отношение рассматривал как:
    - потенциал, способный проявляться в сознательной активной избирательности переживаний и поступков индивида, основанных на индивидуальном социальном опыте;
    - потенциал психической реакции индивида на предмет, процесс либо факт действительности [38].
    Проблемой изучения отношений в отечественной психологии занимались В.М.Бехтерев, А.Ф.Лазурский, М.Я.Басов, В.Н. Мясищев и др. Как отмечает Е.В.Левченко, на разработку идеи отношения оказало влияние ее воплощение в трех областях знания: логике (Аристотель, Дж.Стюарт Милль, М.М. Троицкий), биологии (Г.Спенсер), интроспективной психологии (И.Ф.Гербарт, В.Вундт, Г.Гефдинг, К.Штумпф).
    Б.Ф. Ломов описывает "субъективное отношение" как связь личности с ее окружением объективного характера, с включением субъективной позиции. Воздействие на отношение оказывают различные факторы: пристрастный характер самой личности; социальная общность, в результате чего вырабатывается отношение личности и к другим общностям. "Субъективно-личностные" отношения представляют, с точки зрения Б.Ф. Ломова, субъективное личностное пространство, в котором каждое измерение равно соответствующему субъективно-личностному отношению.
    Субъективные отношения являются интегральным личностным свойством, оказывающим воздействие на всю совокупность психических явлений, что особенно ярко проявляется в момент принятия решений.
    Психические отношения являются показателем степени привлекательности для личности объекта, способного оказывать влияние на органы чувств. Данные отношения основаны на непроизвольном реагировании на свойства отражаемого объекта, и дифференцируются на бесстрастные (адекватное отражение без достаточной глубины); страстные (глубина и богатство отражения объекта); и пристрастные (неадекватное отражение объекта) [42].
    Психологические отношения направлены на репрезентацию индивидуальной сущности человека. В.Н. Мясищевым указывалось, что "свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом, избирательны", поэтому источник переживаний кроется в самом человеке как субъекте отношений [38]. Психологические отношения представляют собой целостную и сложную структуру индивидуальных связей личности с объективной действительностью, в этой системе связей отражен весь имеющийся у индивида индивидуальный опыт. В данной структуре потребности выступают в роли "основного отношения", а эмоциональные отношения рассматриваются ученым как чувства, при этом область эмоций включает эмоциональные реакции, состояния и отношения, а последние и выступают в роли чувств.
    С точки зрения Л.В. Куликова, в структуру отношений включены объекты отношений; подструктуры отношений и составляющие подструктур, процессы и компоненты отношений. Процессами отношений являются познание, переживание, оценивание, регулирование, осознание. Отношение рассматривается с позиций единства совокупности эмоциональных, познавательных и поведенческих компонентов, а в качестве источников отношений выступают внешние и внутренние факторы среды [43].
    В.А. Ганзен, В.Н. Юрченко в качестве "отношения" рассматривали центральную характеристику многокомпонентного состава психического состояния, которая включает уровень сознания (отношение к окружающей действительности) и самосознания (способность к саморегуляции, самоконтролю), что обеспечивает равновесие между внешними воздействиями, внутренним состоянием и формами поведения индивида.
    В контексте нашего исследования особую значимость приобретают детско-родительские отношения. Особенностями таких отношений являются: наличие эмоциональной значимости отношений для ребенка и родителей; амбивалентность в их взаимоотношениях; динамика отношений в зависимости от возраста ребенка [33]. 
    Анализ научной литературы позволяет выделить следующие подходы в изучении детско-родительских отношений. Психоаналитический подход основан на приоритете личности ребенка, в то время как родителям принадлежит роль носителей культурных норм и ценностей, а также потребностей ребенка. Индивидуально-личностные черты самих родителей не оказывают специфического воздействия на личностное развитие ребенка, тем не менее отношения между родителями и ребенком являются ведущим фактором развития ребенка. З. Фрейд рассматривалмать как источник удовольствия, либидо и контроля для ребенка [59].
    Э. Эриксон, Э. Фромм, Д. Боулби, К. Роджерс также занимались изучением детско-родительских отношений. Э. Эриксон и Э. Фромм исследовали социокультурный фактор в рамках развития отношений; Э. Эриксон обозначал двойственность позиций в детско-родительских отношениях (оберегание и предоставление свобод) [59;65]; Э. Фромм доказывал наличие качественного различия между спецификой материнского и отцовского отношения к ребенку (условность/безусловность; контролируемость/неконтролируемость) [59]; К. Роджерс указывал на противопоставление условной и безусловной родительской любви; Д.Боулби и М. Эйнсворт рассматривали привязанность ребенка к матери в контексте двух противоположных тенденций стремление к познанию (отдаление ребенка от родителей во внешний мир) и стремление к защите и безопасности (возвращение к родителям) [5]. Задачей взрослого в рамках гуманистической психологии является помочь ребенку реализовать свой потенциал и актуализировать переживания и потребности без навязывания своего воздействия.
    В отечественной психологии показана ведущая роль взрослого в общении, развитии ребенка и формировании детско-родительских отношений (Л.С. Выготский, А.Н. Запорожец, М.И. Лисина, И.В. Дубровина, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и др.). Наиболее изученным аспектом детско-родительских отношений являются родительские установки (позиции) - А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, О.А. Карабанова и др. [6; 16; 65]. Родительские установки - это совокупность совокупность эмоционального отношения к ребенку, восприятия ребенка родителем и способов поведения с ним [54].
    Модель взаимодействия родителя и ребенка, означающая равенство их влияния друг на друга в процессе психологического взаимодействия как двустороннего процесса установления отношений (А.Я. Варга, Е.И. Захарова, Г.Т. Хоментаускас и др.) является распространенной в современной психологии [62].
    Согласно А.Я. Варга, В.В. Столину, родительские отношения являются системой разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, используемые при общении с ним, а также особенностей понимания характера и личности ребенка [6].
    Зачастую родители избирают несколько схем поведения при появлении в семье ребенка с ОВЗ:
    - принятие ребенка и его дефекта - у родителей отсутствует чувство неприязни к ребенку, ребенка адекватно оценивают;
    - реакция отрицания - родители отрицают наличие у ребенка дефекта, проявляя к нему повышенные требования;
    - реакция гиперпротекции - отношение родителей характеризуется чрезмерной любовью и защитой; 
    - скрытое отвержение ребенка - отвращение к ребенку маскируется чрезмерной заботой и предупредительностью;
    - открытое отвержение - родители не скрывают отвращения и враждебности по отношению к ребенку.
    Лоза Т.В. выделяет следующие стили семейного воспитания ребенка с ОВЗ:
    1. Родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Гиперопека является наиболее приемлемым стилем воспитания. Родители характеризуются наличием неадекватных представлений о потенциальных возможностях ребенка. Ребенка ограничивают от социальных контактов, к ребенку применяется сверхзабота.
    2. Стиль холодного общения с ребенком - гипопротекция. Родители пытаются компенсировать собственный психологический дискомфорт за счет предъявления завышенных требований к медицинскому персоналу. Присутствует эмоциональное отвержение ребенка.
    3. Стиль сотрудничества - такая форма взаимодействия является наиболее гибкой и конструктивной. Родители уверены в успехе собственного ребенка и оказывают ему необходимый объем помощи.
    4. Репрессивный стиль - представлен установкой родителей на авторитарную лидирующую позицию. Будущее ребенка представляется родителями с пессимизмом, ребенка ограничивают в правах, от него требуют жесткого выполнения всех родительских предписаний [29, с. 180-181].
    Авторитарный стиль воспитания (диктат) характеризуется установлением абсолютной власти родителей над ребенком, при этом мнение и желания ребенка не учитываются, а подавляются, от него ожидается слепое подчинение. Для данного стиля воспитания характерно отсутствие эмоциональной близости, жесткость требований, наличие упреков и угроз со стороны родителей. Ребенок отличается низкой самооценкой, зависимостью от родителей, агрессивностью. Отсутствие родительской ласки и заботы формирует в детях неуверенность и конфликтность.
    Гипоопека (гипопротекция, невмешательство) характеризуется проявлением равнодушия и безразличия родителей по отношению к ребенку. Либерально-попустительский стиль воспитания основан на принципе вседозволенности и низком уровне дисциплинированности, соответственно все указания и требования родителей ребенком не выполняются, дети способны демонстративно привлекать к себе внимание, основываясь на потребности в самоутверждении. С возрастом у детей развивается подверженность различным психологическим проблемам и депрессиям, они сложно адаптируются к социуму, что приводит к трудностям в социальных взаимодействиях, неадекватной самооценке.
    Гиперпротекция (гиперопека) как стиль воспитания характеризуется проявлением сверхзаботы по отношению к ребенку. Родители либо проявляют потворствующую гиперопеку (обязанности ребенка минимизированы, отсутствуют наказания) и доминирующую гиперопеку (лишение ребенка самостоятельности, наличие запретов). Последствиями данного типа воспитания служит развитие несамостоятельности ребенка, акцентирование на зависимости от других, проявление асоциальных форм поведения, инфантилизма, эгоцентризма, демонстративности. 
    Отчужденный стиль семейного воспитания предполагает наличие безразличия со стороны родителей к личности самого ребенка. Родители не просто активно избегают общения с ребенком, они не заинтересованы его развитием, его проблемами.
    Неприятие (эмоциональное отвержение) характеризуется проявлением негативизма, неприязни со стороны родителей к ребенку. Ребенок не соответствует ожиданиям родителей, служит напоминанием негативных жизненных моментов. У ребенка в итоге развивается жестокость в отношении окружающих возникают трудности в общении. Тревожность у ребенка развивается на фоне постоянного неодобрения взрослых [58].
    Гиперсоциальное воспитание (повышенная моральная ответственность) можно рассматривать как проявление родительской любви в качестве требовательности. Родители требуют от ребенка быть примером во всем, игнорируя потребности самого ребенка, и заботясь лишь о мнении окружающих. В итоге у ребенка формируется тревожно-мнительный тип личностного развития. Наряду с сомнениями и неуверенностью присутствует избирательность в потребностях и круге общения. 
    Эгоцентрическое воспитание выражено в отношении родителей к ребенку как к сверхценности, кумиру. Собственные интересы родители зачастую игнорируют, в итоге ребенок и сам начинает относиться к себе как к сверхценности, у него развивается эгоизм, окружающие ему безразличны, он требует повышенного внимания и любви.
    Хаотический стиль семейного воспитания характеризуется отсутствием единого последовательного подхода к воспитанию ребенка. Непредсказуемые действия и реакции родителей лишают ребёнка чувства стабильности, провоцируют повышенную  неуверенность, импульсивность, тревожность, агрессивность, неуправляемость, социальную дезадаптацию.   При хаотичном стиле воспитания у ребенка не формируется самоконтроль, чувство ответственности, отмечается незрелость суждений. 
    Демократичный стиль воспитания (сотрудничество) основан на разумной любви и контроле, учете интересов и желаний ребенка, обосновании запретов, взаимной поддержке, разумности требований. В итоге у ребенка формируется оптимальный тип личностного развития, самостоятельность, дисциплинированность, коммуникабельность. Сотрудничество предполагает наличие в семье общих согласованных целей и задач совместной деятельности, взаимной поддержки, следование высоким нравственным ценностям, обоснованность запретов, разумность контроля. 
    Рассмотренные стили воспитания характерны как для обычных семей, так и для семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.

1.1.2. Формы отношений в психологии
    Формы отношений подразделяются по категориям.
    Первой формой межличностных отношений являются отношения "навстречу людям". Данная форма отношений включает:
    - любовь - представляет собой сложное чувство, которое проявляется в виде повышенного эмоционально положительного отношения к объекту, при этом данный объект становится центром жизненных потребностей и интересов субъекта. Любовь - это относительно устойчивое и интенсивное эмоциональное чувство, которое выражается в стремлении одного индивида быть представленным своими личностно-значимыми характеристиками в жизнедеятельности другого индивида, чтобы вызвать у него ответное чувство той же интенсивности, устойчивости и продолжительности. Любовь отличается от симпатии большей глубиной и силой. Э. Фромм любовь определяет как установку, определяющую отношение индивида к миру, выраженную проявлениями чувств и активном интересе в жизнедеятельности объекта [60].
    - Близость представляет собой форму межличностных отношений индивидов, основанную на утверждении личностных ценностей в процессе сотрудничества. Данный тип отношений предполагает наличие функциональной дистанции, определяющей частоту эмоциональной и физической близости между людьми. Близость можно определить как приспособительное поведение, которое ориентировано на достижение взаимного удовлетворения и обеспечения безопасности своего положения. Близость предоставляет индивидам возможность находить друг в друге схожие черты и обмениваться знаками внимания, являющимися своеобразным психологическим поглаживанием.
    - Дружба - это вид устойчивых межличностных отношений, характеризующихся индивидуальной избирательностью. Для дружбы характерно наличие взаимной привязанности участников взаимодействия; активизация процессов аффилиации; взаимных ожиданий в области ответных чувств и предпочтений. Отношения дружбы основаны на взаимопонимании, взаимной откровенности и открытости; доверительности; активной взаимопомощи; взаимном интересе к жизнедеятельности и эмоциональным переживаниям партнера; и т.д. Для дружбы свойственно наличие "кодекса", необходимого для регуляции и реализации отношений. Серьезные нарушения кодекса могут спровоцировать не только прекращение дружбы, но и перестройку взаимоотношений с дружбы на вражду. Менее значительные нарушения кодекса товарищества способствуют переводу отношений дружбы в более поверхностные - приятельские. Дружба опосредована общностью целей, интересов, идеалов, ценностей. Гармония и богатство отношений дружбы обусловлены социальной ценностью совместной деятельности, а также общностью интересов партнеров. Дружеским отношениям присущ глубокий эмоциональный контакт, развитие либо угасание которого зависит от закономерностей смены этапов жизни. 
    - Влечение - представляет собой психическое состояние, которое выражается в наличии неосознанной и недифференцированной потребности субъекта в объекте. Влечение отличается преходящим характером, поскольку выраженная во влечении потребность либо осознается и превращается в конкретное намерение либо угасает. С точки зрения психоанализа З. Фрейда для влечения характерно наличие: источника, цели, объекта, силы [59]. Качественные характеристики влечения разнообразны: половое влечение выражено мотивационным аспектом сексуальности; сексуальное влечение направлено на устранение сексуального возбуждения посредством удовлетворения внутреннего источника раздражения; платоническое влечение может быть ложным (замещение вытесненного из сознания сексуального влечения) и истинным (реализуется само по себе).
    - Альтруизм - помощь другим. Как социально-психологический феномен альтруизм можно интерпретировать как систему ценностных ориентаций личности и как форму межличностных отношений. В первом случае альтруизм является приоритетом интересов личности или общности, в нем отсутствует ожидание вознаграждения либо эгоцентрические интересы. Как ценностная ориентация альтруизм способен определять поведение личности и становиться смыслом жизни, основой чего выступает характер ценностей, лежащих в основе взаимодействия личности с окружающими. Как форма отношений альтруизм проявляется в виде социально-психологического проявления гуманности, посредством коллективистской идентификации в процессе общения и деятельности. При этом восприятие переживаний члена группы как мотива поведения предопределяет групповую деятельность для устранения негативных переживаний и достижения групповых целей [13].
    Второй формой межличностных отношений является тип "от людей":
    - Аутизм - является крайней формой психологического состояния, выражаемого уходом индивида от контактов с внешним миром и погружением в мир собственных переживаний. В норме данный термин применяется при описании индивидуальных особенностей, связанных с доминирующей ориентацией индивида на собственную внутреннюю картину мира и внутренние критерии субъективной оценки событий, что связано с неадекватными эмоциональными реакциями.
    - Безразличие - обусловлено как внешними, так и внутренними факторами: неопределенностью ситуации; статусными характеристиками объекта, актуальным эмоциональным состоянием (депрессия, гнев, страх, сенсорная перегрузка) и т.д.
    - Конформизм - представляет собой податливость индивида групповому давлению, что проявляется в изменении поведения и установок человека в соответствии с первоначально не принимаемой им позицией большинства с целью заслужить одобрение или избежать порицания группы. Конформизм выражается в преобразовании индивидуальных установок путем внутреннего принятия позиции окружающих. Среди причин конформности выделяют следующие: стремление индивида быть принятым группой; стремление получить информацию. Конформность проистекает из стремления преодолеть конфликт между индивидом и мнением группы в пользу группы.
    - Эгоизм - представляет собой ценностную ориентацию индивида, особенностью которой является приоритет, доминирование в деятельности личных корыстных интересов и потребностей без учета интересов других.
    К межличностным отношениям "против людей" относят:
    - Негативизм - немотивированное поведение, которое проявляется в действиях, являющихся намеренно противоположными требованиям и ожиданиям других людей либо социальных групп. При негативизме социальная независимость служит альтернативой конформности, в рамках отстаивания индивидом собственной позиции. Это реактивное сопротивление, выраженное стремлением восстановить либо защитить ощущение свободы. Как клиническая форма негативизм проявляется в виде бессмысленного сопротивления. Как ситуативная реакция негативизм возникает из потребности человека самоутвердиться, защитить свое "Я". В качестве психологической основы негативизма выступает установка индивида на выражение несогласия с требованиями и ожиданиями определенной социальной группы, отвержение ее и оказание сопротивления групповому давлению.
    - Неприязнь к другим - является формой негативного отношения к другому человеку или группе. Проявление неприязни сопровождается демонстрацией негативного поведения, имеющего разные формы (расизм, сексизм, дискриминация). В качестве источника неприязни выступает наличие у индивида установок предвзятого отношения, потребности в социальной идентификации с разделением на "мы" и "они". Подобное разделение происходит как реализация потребности в самоидентификации, предоставляющей индивиду возможность позитивно оценивать себя.
    - Конфликт как враждебность - это несовместимость целей, интересов, действий индивидов. Целью поведения в ситуации конфликта является достижение победы любыми средствами: требованиями уступок как условий для продления отношений; твердым отстаиванием собственной позиции; сокрытием истинных намерений; применением давления; демонстрацией враждебности и агрессии.
    - Ненависть является устойчивым негативным чувством, направленным на явления, которые противоречат потребностям, убеждениям, позициям индивида; формируется посредством систематического накопления воздействий, исходящих от источника негативных переживаний.
    - Агрессия - поведение, направленное на причинение физического либо психологического ущерба другому человеку, группе, формируется как реакция субъекта на препятствия к достижению цели, сопровождается гневом, враждебностью. Различают разные формы агрессии в зависимости от способа ее выражения - вербальная, физическая, сочетанная, прямая (направлена на реальный источник фрустрации); смещенная [20].
    Формамиотношенийличностивыступаютинтересы, взгляды, убеждения, оценки, вкусы, цели, социальные установки, мотивы отдельных поступков и всей деятельности в целом [18].
    
1.2. СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.2.1. Понятие и стратегии совладающего поведения
    Копинг-стратегии (от англ.coping, copingstrategy) являются понятием, систематизирующим всю совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих стратегий, предназначенных для того, чтобы преодолеть стрессовые жизненные ситуации. Термин "совладающее", "копинг-поведение" является аналогом английского варианта "copingbehavior", которое восходит истоками к термину "соре", дословный перевод которого означает "преодолевать", соответственно, и копинг-поведение интерпретируется как психологическое преодоление[40].
    Совладающее поведение представляет собой индивидуальный стиль совладания индивида со стрессовой ситуацией в зависимости от степени ее значимости, и детерминирован наличием у индивида личностно-средовых ресурсов, которые определяют выбор стратегии совладания.
    Хобфоллявляется автором теории сохранения ресурсов, основанную материальных и социальных ресурсах, связанных с ценностями. М. Селигман ведущим ресурсом при совладании со стрессом определял оптимизм, служащий одним из личностных свойств, который обеспечивает уверенность в собственных силах и своих возможностях  [50, с. 369]. 
    Другие исследователи в качестве одного из ресурсов, влияющих на используемые копинг-стратегии, предлагают конструкт «жизнестойкость». Конструкт самоэффективности, разработанный А.Бандурой, также можно рассматривать как неотъемлемый ресурс копинг-поведения. Фрайденбергпредполагает, что  названнаясамоэффективность неразрывно подчинена процессам познания, связанным с внутренней уверенностью человека о собственных возможностях совладания[40]. 
    Ресурсный подход предполагает, что владение и управление ресурсами и применяемыекопинг-стратегии взаимообусловливают воздействие друг друга.
    В качестве основных способов адаптации к стрессовым ситуациям выделяют механизмы совладающего (копинг) поведения. Они определяются в качестве отдельных составляющих осознанного поведения человека, призванных обеспечить преодоление разных трудных ситуаций. 
    Впоследствии осознаются стрессоры, несущие потенциальную угрозу для сохранения самообладания, происходит их предварительная оценка. Затем человек вырабатывает план, направленный на подготовку к совладанию, заключающийся в первых попытках вырабатывания совладающих реакций. И, наконец, производится своеобразный отчет, проявляющийся в создании обратных связей, несущий информацию об успешности апробации попыток.
    Копинг-поведение, или совладающее поведение, подразделяется на множество форм: восстановительное, реактивное совладание; опережающее, проактивноесовладание, профилактическое, превентивное совладание, предвосхищающее, антиципационноесовладание. 
    Первыми исследователями, предложившими ввести понятие «копинга» в психологию, были Лазарус и Фолкман, которые создали соответственно дихотомическую классификацию копинг-стратегий, выделив их направленность на проблемно-фокусированные и эмоционально-фокусированные стратегии, оперируя их равнозначной представленностью.
    Следующим направлением в психологии явилось появление когнитивных (поведенческих) эмоциональных копинг-стратегий, в которых сами копинг-стратегии различаются в зависимости от .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44