VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологические проблемы подростков, возникающие в условиях дефицитарного общения с родителями

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K002613
Тема: Психологические проблемы подростков, возникающие в условиях дефицитарного общения с родителями
Содержание
     Министерство образования и науки Российской федерации
     Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
     высшего профессионального образования
     «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова»
     Институт педагогики и психологии
     Кафедра социальной психологии
     


     
Психологические проблемы подростков, возникающие в условиях дефицитарного общения с родителями

     
     
     
     Курсовая работа студентки 3 курса 
     Специальности «Психология»
     Беляевой Татьяны Ивановны
     Научный руководитель: к.пс.н., 
     доцент кафедры социальной психологии
     Елена Викторовна Тихомирова
     
     
     
     
Кострома 2015
     
     
Содержание
      
     Введение	3
     1 Особенности детско-родительских отношений и общения в подростковом возрасте.…………………………………………...……5
     2.Дефицитарное общение с родителями и его влияние на личность подростка	18
     3.Результаты эмпирического исследования и проверки гипотезы	26
     Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …. 31
     Библиографический список…………………………………………33
     Приложения	35
      

    Введение
     В настоящее время всё больше внимания уделяется влиянию семьи на развитие ребенка и формирование   в ней ребенка как полноценной социально адаптированной личности. Семья на всех жизненных этапах является первым институтом социализации, в котором ребенок учится взаимодействовать с окружающими его людьми. является для ребенка на всех этапах его жизни первым институтом социализации, в ней он учится взаимодействовать с окружающими его людьми.
     Проблема детско-родительских отношений и их влияния на личностное развитие подростка в данный момент активно разрабатывается и освещается в статьях Д.Р. Агишевой, С.К. Нурмукшаевой, И.Н. Кириленко, А.Н. Елизарова и многих других, что позволяет говорить об актуальности изучения данного вопроса.
     Характер складывающихся детско-родительских взаимоотношений и степень их воздействия зависят от множества факторов, в их числе индивидуальные особенности подростка, его активность внутри семьи и общие семейные факторы, включающие в себя как психологическую атмосферу, так и психосоциальные качества родителей и, что очень важно, стиль семейного воспитания.
     При этом, именно в подростковом возрасте нередко наблюдается дефицит общения родителей и детей. Относительная самостоятельность детей, их способность к самообслуживанию, необходимость работать для обеспечения семьи ведет к тому, что насыщенность детско-родительского общения снижается.  Что, в свою очередь может привести к формированию личностных проблем у подростка.
     Личные проблемы подростка часто являются причиной его девиантного поведения, поэтому так важно понимать, что источником их возникновения являются в первую очередь детско-родительские внутрисемейные отношения.
     Таким образом, задача исследования влияния дефицита общения в детско-родительских отношений на формирование личностных проблем подростка как никогда актуальна.
     Проблема данной работы: Как влияет дефицит общения с родителями в подростковом возрасте?
     Цель работы: проанализировать влияние дефицита общения с родителями на возникновение психологических проблем у ребенка.
     Объект исследования: психологические проблемы подростковом, возникающие в условии дефицитарного общения с родителями.
     Предмет исследования: выявление психологических проблем, возникающих у детей в подростковый период в условиях дефицитарного общения с родителями.
     Гипотеза работы формулируется следующим образом: для детей в ситуации дефицитарного общения с родителями в период подросткового возраста характерно формирование заниженной самооценки, неуверенности в себе.
     Исходя из целей, проблемы и гипотезы, задачи исследования формируются следующим образом:
     Теоретические:
     1.	Установить влияние дефицитарного общения с родителями в подростковом возрасте на формирование личности ребенка;
     2.	Выявить наиболее часто встречающиеся психологические проблемы у подростков, возникающие при дефиците общения с родителями
     Эмпирические: провести исследование и выявить характерные для подростков проблемы, связанные с дефицитарным общениеем с родителями.
     Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
     1)	принцип детерминизма;
     2)	когнитивно-поведенческий подход (Р. Стернберг, Э. Бершид);
     3)	 теория привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт, С. Фрейли);
     4)	Основные положения современной теории семьи ( А.И. Антонов, С.И. Голод, В.Н. Дружинин, К. Роджерс, В. Сатир, Л.Б. Шнейдер и др.).
     
      

    1.Особенности общения в системе детско-родительских отношений в подростковом возрасте.
     Анализируя труды различных ученых становится предельно ясно, что общение-это  сложный многоплановый социальный процесс, который является необходимым условием для развития личности ребенка во всех возрастных периодах. Проявляясь в различных аспектах и с различной силой, оно необходимо для полноценного психического развития и успешной социализации. И особенно важным является общение ребенка с родителями-первыми источниками его социализации.
     Значимость влияния детско-родительского общения привлекает достаточно внимания  психологов различных школ и направлений. 
     В отечественной психологии роль общения исследовалась, в основном, в рамках предложенного М.И. Лисиной подхода к исследованию общения. 
     Хотя еще Л.С. Выготский  считал, что психическое развитие ребенка с самого рождения определяется социальными закономерностями. При этом важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью - от рождения и в течение всей жизни, занимает общение. Исходя из данных, имевшихся в 20-е годы в литературе (Бюлер, Штерн, работы Н.М. Щелованова, описывающими «комплекс оживления» у ребенка и др.), и из собственных наблюдений и исследований, Л.С. Выготский выделял решающую закономерность в психической жизни и внешнем поведении ребенка и считал, что общение со взрослым служит основным путем проявления собственной активности ребенка. Его (ребенка) отношение к внешнему миру есть всегда отношение через другого человека (Выготский, 1984).
     Общение, по определению М.И. Лисиной, есть «процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их энергий с целью достижения общего результата». 
     В качестве продукта общения М.И. Лисина предлагает считать образ другого человека и возникающее уже на ранних этапах развития представление ребенка о себе. Ребенок рассматривается как активный индивид, удовлетворяющий в процессе общения со взрослым определенные потребности.
     При этом,  рассмотрение общения детей и родителей, а также всей системы детско-родительских отношений весьма проблематично,  т.к. содержание понятия «детско-родительские отношения» в научной литературе не определенно однозначно. 
     Во-первых, его представляются как подструктуру семейных отношений, состоящей из неравнозначныех но взаимосвязанных отношений: родителей к ребенку - родительское отношение; и ребенка к родителям – детское отношение. 
     Во-вторых,  эти отношения понимаются как взаимоотношения, взаимовлияния, активное взаимодействие ребенка и родителей, в которых ярко проявляются социально-психологические закономерности межличностных отношений (Н.И. Буянов, А.Я. Варга, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, И.М. Марковская, М.В. Полевая, А.С. Спиваковская, Т.В. Якимова и др.).
     Детско-родительские отношения специфичны и отличаются от всех других видов межличностных отношений.
     Раскрывая специфику детско-родительских отношений, Е. О. Смирнова указывает на следующие особенности:
     •	сильная эмоциональная значимостью и для ребенка, и для родителя;
     •	 амбивалентность детско-родительских отношений, связанная с тем, что, с одной стороны, родитель должен заботиться о ребенке, а с другой – научить заботиться о себе самостоятельно. (Смирнова)
     
     В своей эпигенетической концепции Э.Эриксон также отмечал двойственность детско-родительских отношений, называя ее «двойственной интенцией», совмещающей в себе чувственную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. (Эриксон)
     Опираясь на работы российских исследователей (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев), можно вывести следующее определение: детско-родительские отношения ? это особая,  избирательная эмоционально-оценочная психологическая  связь ребенка и родителей, основанная на приобретенных ребенком в процессе жизни культурных моделям, претерпевающая изменения в связи с возрастно-психологическими особенностями ребенка, выражающаяся в переживаниях, действиях, реакциях и определяющая особенности восприятия ребенком родителей и способ общения с ними.
     Общение является прижизненно формирмируемой потребностью ребенка, на которое большое влияние оказывает  поведение взрослого, его позиция в отношении к ребенку.
     К подростковому возрасте происходит перестройка всей системы общения, и в первую очередь с родителями. Приобретая и развивая навыки межличностного общения, перед подростками встает задача самоопределения в сфере общечеловеческих ценностей и общения между людьми.
     Центральная потребность подросткового  возраста  «чувство взрослости» ? новообразование сознания, через которое подросток сравнивает и отождествляет себя с другими (взрослыми или товарищами), находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми, перестраивает свою деятельность (Эльконин). 
     Подростки претендуют на равноправие в отношениях с взрослыми и идут на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. 
     
     Стремясь сформировать собственную систему ценностных установок и ориентаций проявляется  ещё одна важная особенность подросткового возраста -  личностная нестабильность подростка, проявляющаяся как его стремление к свободе и тому, чтобы его воспринимали как равного- с одной стороны, а с другой-  его боязнь, связанная с принятием взрослых решений и принятием ответственности за реализацию данного решения. 
     В начале подросткового возраста, примерно в 11 - 12 лет, у подростка возникает интерес к своему  внутреннему, духовному миру, связанный с формированием «Я-концепции» - системы внутренне согласованных представлений о себе,  своих собственных образов «Я», на основе осознания чувства уникальности и вместе с тем появлении чувства одиночества. 
     Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.
     Общение с родителями, под влиянием возникающего чувства взрослости и стремлении реализовать его, претерпевает ряд изменений. 
     Подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, болезненно реагируют на реальные или кажущиеся ущемления своих прав, пытаются ограничить претензии взрослых по отношению к себе, испытывая при этом потребность в поддержке.
     Большое значение в этот период стили воспитания и взаимодействия, используемые в семье. 
     Подавляющее большинство  исследователей, в своих работах, направленных на изучение детско-родительских отношениях, опираются на предложенную Д. Баумринд  типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывающую три основных стиля и их характерные проявления: авторитарный, демократический и попустительский. Впоследствии, помимо трех названных, было выделено еще два стиля - хаотический и опекающий.
     В семье авторитарного стиля воспитания  ребенок всегда и во всем полностью подчиняется родителям. Его свобода и самостоятельность ограничены требованиями, приказами и запретами, что нередко сочетается с эмоциональной холодностью родителей, отвержением ребенка.
     При демократическом стиле воспитания родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями, включая их в обсуждение семейных дел и выслушивая их точку зрения.
     При попустительском типе воспитания для родителей характерно неумение, неспособность и/или нежелание руководить детьми. Подростки, выросшие в таких семьях не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. Они воспринимают недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, а, следовательно, чувствуют страх и неуверенность. 
     Для хаотического стиля воспитания характерно отсутствие единого подхода к воспитанию, наличие противоречий между родителями при предъявлении требований к ребенку, выборе воспитательных мер. 
     У подростка при таком воспитании не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.
     Опекающему стилю воспитания присуще стремление родителей оградить ребенка от всех возможных сложностей, решить за него все проблемы.  За поведением подростка бдительно следят, всячески ограничивая его самостоятельность, что приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, а с другой- к формированию у него чувства беспомощности и тревожности.
     Помимо стилей воспитания большое влияние на процесс общения и взаимодействия подростков с родителями  в этот период оказывают  следующие типы реакций родителей на взросление детей, выделенные А.И. Захаровым:
     1. Семья с высокой рефлексией и ответственностью понимает, что ребенок взрослеет и что с этим надо считаться, изменяя стиль взаимоотношений. К подростку начинают относиться с учетом появившегося у него чувства взрослости. Не навязывая своего внимания, родители выражают готовность обсудить его проблемы. 
     Взрослые из хорошо рефлексирующих семей выражают готовность к сотрудничеству с подростком. Главное в такой семье - сохранение столь желанного для отрочества чувства самоуважения.
     2. Семья отчужденная, в которой к подростку относятся так же, как и в детстве, - им мало интересуются, избегают общения с ним и держатся от него на расстоянии. 
     Отчужденные родители уже сделали свой вклад в развитие характера своего ребенка: он или тоже стал носителем отчужденных форм поведения и обладателем отчужденной души, или у него сложился горький комплекс собственной неполноценности.
     3. Семья авторитарная по сложившимся стереотипам продолжает предъявлять подростку те же жесткие требования, что и в детстве. Обычно, если это было принято ранее, здесь продолжают применять и физические наказания (в детстве - шлепали, теперь могут "врезать"). В авторитарной семье подросток так же одинок, несчастен и неуверен в себе, как и в детстве.
     4. Семья с попустительским отношением. В такой семье продолжает господствовать принцип вседозволенности: подросток уже давно освоил способы манипулирования родителями. Эгоизм и сопутствующая ему конфликтность - основные характеристики характера подростков из таких семей. 
     5. Семья гиперопекающая. Подросток в такой семье вырос под пристальным вниманием и заботой родителей, у которых масса своих внутренних проблем, возникающих по большей части на основе личных трагедий и комплексов.
     С подростком родители по-прежнему не расстаются, опекают его не только извне, но стремятся завладеть и его душевными переживаниями. 
     Здесь подросток, как и в детстве, не уверен в себе. В случае необходимости он не может дать отпор, но и не может сам построить позитивные отношения.
     Таким образом, именно  от того как реагируют на взросление ребенка родители, какого типа воспитания они придерживаются зависит в конечном счете вся система построения общения между ними в подростковый период. 

     
    1.2.  Дефицитарное общение с родителями и его влияние на личность подростка.
     В период подросткового возраста влияние семьи на личность ребенка имеет специфический характер, что обусловлено прежде всего задачами формирования подростка и осознания его собственной идентичности. Особенностью подросткового возраста является одновременное наличие двух типов потребностей: потребности в автономии от родителей и самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семье.
     Стремление «быть взрослым» нередко может приводить к конфликтам в общении с родителями. Желая отстоять свое право быть равными участниками общений, подростки нередко натыкаются на непонимание со стороны родителей. Что, в свою очередь может привести к ухудшению взаимоотношений с ними, эмоциональному «остыванию», увеличению дистанции между ними, которая в современных жизненных условиях, итак, достаточно высока.
     Еще большее ее увеличение приводит к возникновению дефицита общения-недостаточному, как по количеству, так и по качеству общению ребенка с родителями, возникающее в ситуации, когда родители не уделяют ребенку необходимого внимания.
     По словам Абульхановой-Славской, «дефицит общения - прежде всего бедность эмоционального фона. Его недостаточность, когда рисуют все одним цветом, - особенно влияет на неокрепшую детскую психику», а потому один из важнейших факторов общего психического развития ребенка» (Абульханова, 1980).
    
    
    
     Как было ранее сказано: общение? это один из наиболее важных факторов благополучного психического развития ребенка.
     Несмотря на ощущение себя взрослым, подросток осознает, что во взрослый мир ему трудно войти из–за отсутствия разных навыков и умений, которые есть у взрослого, мировоззрения, неприятия многих устремлений взрослых людей.
     Стремление к независимости сопровождается  изменением устоявшего мнения,появлением собственных взглядов на различные аспекы жизни: учение, труд, времяпрепровождение, деньги, взаимоотношение полов, смысл жизни. 
     Возникающие в этот период конфликты ведут к изменению отношений с родителями, отдалению, эмоциональной холодности, что прямо противоречит второй потребности подросткового возраста- потребности в поддержке и присоединении к семье, проявляющейся как стремления разделить переживания, поделиться своими чувствами, получить и оказать поддержку.
     В целом, анализируя недостаточность общения ребенка с родителями в подростковый период, можно выделить три вида возникающего дефицита общения: 
* дефицит общения с матерью; 
* дефицит общения с отцом; 
* дефицит общения с обоими родителями.
     Все возникающие виды   дефицитов могут способствовать формированию и дальнейшему развитию психических проблем ребенка. И это объясняется тем, что помимо самого дефицита общения, у ребенка возникает целый ряд негативных переживаний, сопровождающих ухудшение отношений с родителями.
     
     К факторам, влияющим на формирование дефицита общения можно отнести:
     А) Эмоциональное отвержение подростка родителями, выражающееся во враждебном отношении к подростку, отсутствии ласки и любви, интереса со стороны родителей, уничижительная критика поведения подростка, его увлечений, стремлений;
     Б) Директивность родителей, выражающуюся в стремлении навязать подростку свои взгляды, желании управлять им, привить чувство вины за свое «неправильное» поведение;
     В) Автономность родителей, характеризующаяся отсутствием интереса к жизни ребенка, погруженность в свои проблемы и заботы;
     Г) Непоследовательность тактики воспитания, проявляющаяся как резкое изменение родителями стиля поведения по отношению к подростку: полное его принятие сменяется игнорированием, контролем всех его действий и т.д.
     Подросток чувствует себя брошенным, ненужным, что ведет к ещё большему отдалению от родителей и усилению дефицита общения, что может привести к формированию деприваций- отчуждению подростка от отношений с родителями, и предметным миром, вызывающий неудовлетворение основных психических потребностей ребенка.
     В подростковом возрасте особое место занимают депривации, связанные с обеднением детско-родительских отношений, отчужденность матери и отца от ребенка. 
     Возникновение и развитие деприваций, в условиях дефицитарного общения с родителями является основой для развития у подростка целого комплекса психологических проблем. 
     Так, при дефиците общения у подростков может наблюдаться повышение уровня тревожности, развитие депрессивных состояний. 
     Помимо этого, дефицит общения, нередко способствует формированию отстраненности ребенка от общества, в целом, и складыванию у него девиантного поведения. 
     Пренебрежение проблемами ребенка, высмеивание его интересов может привести к формированию неадекватной заниженной самооценки.
     Условия дефицита общения с родителями способствуют агрессивному поведению подростков, их общей дезадаптивности в обществе, основанной на неумении выстраивать адекватные межличностные отношения. 
     Дефицит общения с родителями приводит подростка к гипертрофии, сверхценности этой потребности, к практически полной зависимости эмоционального благополучия от того, как относится к нему взрослый. В основе недоразвития «интимно-личностной» сферы общения лежит отсутствие эмпатии, т.е. сопереживания, умения и потребности разделить свои переживания с другим человеком. 

     
     Подводя итог всему выше сказанному, можно сделать следующие выводы:
• В подростковый период происходит перестройка в системе детско-родительских отношений, а также изменяется характер общения детей с родителями;
• Большое влияние на взаимодействие подростков с родителями оказывают стили воспитания, используемые в семье и типы реакции родителей на взросление ребенка;
• При использовании родителей жестких, авторитарных или же наоборот-попустительских, безразличных стилей взаимодействия с ребенком, нежелании замечать его взросление может происходить отдаление ребенка, обеднение его общения с родителями, т.е. формирование дефицита общение;
• В ситуации формирования дефицита общения подростка с родителями не осуществляется удовлетворение потребности в поддержке и присоединении к семье, что ведет к повышению уровня тревожности, формированию неадекватной самооценке;
• Дефицитарное общение приводит к гипертрофии потребности в общении, зависимости от субъективных оценок взрослых. 
2








.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44