VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психологические факторы сепарации от родителей в юношеском возрасте

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011636
Тема: Психологические факторы сепарации от родителей в юношеском возрасте
Содержание
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. АКМУЛЛЫ»

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Направление 37.03.01 – Психология

Профиль «Социальная психология»	

Курс 4, группа ПСП-41-13

КОСВИНЦЕВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА

Психологические факторы сепарации

 от родителей в юношеском возрасте 



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



	Научный руководитель:

кандидат психологических наук, доцент М.В. Нухова

	

Регистрационный номер __________________________

					по журналу регистрации курсовых работ

Дата представления______________________________

Дата защиты____________________________________

Оценка_________________________________________

					подпись научного руководителя



				Уфа 2017







СОДЕРЖАНИЕ 



	Введение ……………………………………………………………………

	ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕС- КИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА СЕПАРАЦИЮ ОТ РОДИТЕЛЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………………………………

	1.1. Психологическая сепарация от родителей как научная проблема ……………….……………….……………….……………

	1.2. Психологические факторы, влияющие на процесс сепарации от родителей …………………….……………….……………….….

	1.2.1. Личностная зрелость  …………………….……………….….

	1.2.2 Отношения с родителями …………………….……………….

	1.3. Психологические особенности юношеского возраста ………..

Выводы по первой главе ………………………………………………….

	ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕС- КИХ ФАКТОРОВ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ………………………….………………………….…………

	2.1. Организация и методы исследования ………………………….

	2.2 Анализ результата исследования ……………………………….

	2.3. Тренинг детско-родительских отношений ……………………

Выводы по второй главе ……...……………………………………………

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………

3







7



7

19

24





























ВВЕДЕНИЕ



Актуальность исследования. Психологическая сепарация от родителей ? одна из основных задач развития юношеского возраста. В современном мире ценятся самостоятельность, самодостаточность, способность к самостоятельной постановке жизненных целей, возможность делать свободный выбор.

Сепарация от родителей на этапе юношеского возраста ? это трансформация отношений с родителями в сторону большего равенства родителей и взрослеющих детей, процесс, включающий изменение самосознания юношей/девушек, которое отражается в изменении образа Я, развитии осознания себя как отдельного уникального индивида. 

Существует два стиля чувств юношей/девушек в ситуации расхождения мнений с родителями в широком диапазоне ? от ярко негативных («конфликтный стиль сепарации») до полного отсутствия негативных и/или амбивалентных чувств юношей/девушек («неконфликтный, гармоничный стиль сепарации»). 

Характеристика «стиль сепарации», по сути, имеет аффективный характер. Когнитивный компонент сепарации включает в себя степень различия представлений, взглядов на мир юношей/девушек и родителей. Аффективный компонент отражает уровень потребности молодых людей в эмоциональной поддержке, одобрении родителей. Поведенческий компонент сепарации оценивает способность юноши/девушки самостоятельно принимать решения.

Личностную же зрелость авторы понимают по-разному. Одни авторы понимают это как редкое и уникальное явление, другие, что она довольно распространена в социуме, третьи, рассматривают это как идеал, к которому нужно стремиться. Исследование личностной зрелости очень важно в наше время.



Проблема исследования связана с исследованием влияния психологических факторов на ситуацию сепарации от родителей.  

Цель исследования: изучение взаимосвязи психологических факторов и сепарации от родителей в юношеском возрасте.

Объект исследования: личностная зрелость, психологическая сепарация от родителей, самоактуализация личности, отношения с родителями.

Предмет исследования: взаимосвязи психологических факторов и психологических особенностей сепарации от родителей в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что психологические особенности сепарации от родителей в юношеском возрасте взаимосвязаны с личностной зрелостью, самоактуализацией и отношениями с родителями.

Задачи исследования:

		Проанализировать содержание понятия «личностная зрелость» и основные психологические теории личностной зрелости в отечественной и зарубежной психологии.

		Изучить отношения с родителями, как фактор влияния на сепарацию.

		Рассмотреть понятие «сепарация от родителей» и основные психологические теории сепарации.

		Изучить основные теоретические подходы к проблеме психологических особенностей юношеского возраста.

		Эмпирически исследовать особенности сепарации от родителей и уровень личностной зрелости в юношеском возрасте.

		Проанализировать взаимосвязь личностной зрелости и психологических особенностей сепарации от родителей в юношеском возрасте.

		Разработать программу тренинга сепарации от родителей в юношеском возрасте.

Методы исследования:

Теоретические методы: анализ и обобщение литературы по проблеме исследования.

Эмпирические методы: тестирование. Для проверки гипотезы были использованы следующие методики:

 Опросник психологической сепарации – Psychological Separation Inventory (PSI, Hoffman, 1984).

Самоактуализационный тест (САТ) Шострома.

Личностная зрелость, Гильбух.

Опросник родительского отношения к детям – «зеркало» для АСВ (И.А. Фурманов, А.А. Аладьин)

Методы обработки данных: корреляционный анализ, критерий r-Спирмана.

Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на базе факультета психологии ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» г. Уфы. 

Выборка исследования: в исследовании приняли участии 42 студента 3 и 4 курсов факультета психологии ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы» в возрасте 19-22  лет, в том числе 15 юношей и 27 девушек. 

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в консультациях семейного психолога. Так же это дополнит и уточнит сведения о юношеском возрасте, личностной зрелости и процессах сепарации. Будут даны ответы на такие вопросы, как «является ли личностная зрелость особенностью юношеского возраста?», «есть ли связь между личностной зрелостью и сепарацией?». Данные области в психологии еще в процессе поиска конкретных данных и их дополнения, поэтому это исследование практически значимо.

Апробация работы. Была подготовлена статья «Психологические факторы сепарации от родителей в юношеском возрасте», обсуждавшаяся на очной Международной научно-практической конференции «Образование и человек в условиях социальных изменений». 



Структура работы. Курсовая работа включает введение, 2 главы, выводы после каждой главы, заключение, список литературы из 27 источников, приложение.









































































ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА

СЕПАРАЦИЮ ОТ РОДИТЕЛЕЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ



Психологическая сепарация от родителей как научная проблема



Сепарация от родителей в юношеском возрасте происходит в разных планах – внутреннем, психологическом, который отражается в формулировании собственных представлений о значимых сторонах реальности, формировании независимости от родительских оценок, возможности самостоятельно принимать решения, и внешнем – как непосредственное физическое отделение от родителей, к примеру, переезд на новое место жительства, который осуществляется по причине поступления в вуз, создания собственной семьи, нахождения новой профессиональной роли. Многие ученые описывали последствия негармонично пройденной внутренней и внешней сепарации от родителей – это и формирование созависимости, которая отражается на дальнейших супружеских и детско-родительских отношениях, и недифференцированность когнитивной и эмоциональной сфер личности [6].

Иногда сепарации дается определение, выводящее ее из внутреннего плана в план внешних отношений: сепарация – это многосторонний процесс перестройки родительско-детских отношений в связи с фактором взросления детей. Порой акцент ставится на разотождествлении скорее не с родителями, а с собственными паттернами поведения, образами мысли, ставшими неэффективными в изменившихся условиях [24].

Каким бы ни был подход к рассмотрению этого понятия, ясно, что такое явление, как сепарация от родителей сложно проследить объективно. В нашем исследовании буду рассматриваться эмоциональные аспекты сепарации.

И.С. Кон говорил о том, что мальчика с детства учат не проявлять свою нежность, любовь по отношению к окружающим людям. Мальчиков приучают к мысли о необходимости быть независимым, доминантным и даже агрессивным, тогда как на девочек такое воспитание не распространяется [10].

Рассмотрим место сепарации в онтогенезе. Согласно теории сепарации-индивидуации М. Малер с рождения до 2 месяцев ребёнок находится в аутистической стадии. Т.е. он не реагирует на происходящее вокруг, кроме того, что необходимо ему для удовлетворения потребностей. На этой стадии и мать, и окружающий мир, и сам ребёнок слиты в его восприятии. 

Начиная со 2-го по 4-5 месяцы идёт фаза симбиоза: в это время мать превращается в главный объект любви, появляется прочная привязанность к ней. В этот период очень важен эмоциональный климат, т.к. ребёнок начинает "питаться" отношением матери, её переживаниями и реакциями.

Затем идёт самая важная фаза - фаза сепарации и индивидуации. Стоит заметить, что в данном подходе сепарация - это процесс психического отделения ребёнка от матери, обретение собственного Я, а индивидуация - это процесс обогащения Я новыми образованиями, навыками, знаниями. 

Далее происходит деление на 4 подфазы:

1. Подфаза дифференциации. В норме длится до 9 месяцев. В этот период интерес ребёнка смещается с действия на его результат. Ребёнок теперь обращает внимание не только на связанный с матерью окружающий мир, но все равно находится всегда рядом с ней, ведь мать для него - безопасное место.

2. Подфаза практики длится до 15 месяцев. Ребёнок воодушевлён своими способностями (он может поднять и кинуть мяч, может сам дойти до другой стены). Это важная фаза, во время которой создается интрапсихический образ матери, с помощью которого ребенок может какое-то время находиться без неё и даже играть с незнакомыми людьми. Но если ребенок не будет видеть мать в течение долгого времени, то игра для него становится безразлична, и на первый план выходит чувство обеспокоенности и желание найти свою мать. Так же слишком долгая разлука может вызвать временное безразличие к матери.

3. Репрошман (переводится как "возвращение"). Длится до 2-х лет. Ребёнок приходит к осознанию того, что он не всесилен, что приводит ощущению беспомощности. Может резко переходить от эйфории к гневу. Правильный выбор эмоций в зависимости от ситуации тесно связан с поведением матери. Когда приходит понимание, что  некоторые действия заставляют маму радоваться, а некоторые огорчаться, то вместе с этим формируется стимул доставлять себе удовольствие через радость мамы, и таким образом принцип удовольствия поможет справляться с влечениями к жизни и к смерти.

4. На пути к постоянству либидинозного объекта. Эта стадия продолжается всегда. Ребёнок должен разрешить конфликты между своими желаниями и запретами со стороны матери и уметь терпеть амбивалентность. Эго постоянно развивается, также ребёнок развивает внутренние психические объекты близких людей, отношения с ними становятся более прочными и зрелыми. Человек обретает уверенность, что его отношения с близкими довольно стабильны, и недолгие разлуки, и временные вспышки гнева в целом ничего не испортят. Человек становится способен к саморефлексии.

Малер также немного упоминала о роли отца: в возрасте 18 месяцев ребёнок чётко идентифицируется не только с матерью, но и с отцом. Именно отец помогает ребёнку регулировать свою агрессию, показывая своим примером, как можно её сдерживать или переводить в другой вид деятельности [14].

Так же идею о «внутренней» сепарации обосновал еще в 80-х годах XX века Дж. Хоффман, выделивший 4 типа психологической сепарации от родителей: эмоциональная, аттитюдная, конфликтологическая, функциональная.

Эмоциональная сепарация. Уменьшение зависимости от родительского одобрения или неодобрения.

Аттитюдная сепарация. Позволяет перестать оценивать себя и все окружающее родительскими оценками, рассуждать в родительских категориях. Это не значит, что в семье непременно должен быть конфликт поколений. Просто подросший ребенок должен перестать смотреть на мир глазами родителей, а начать вырабатывать собственный взгляд, и суждения, основанные на личном опыте.

Функциональная сепарация. Умник со своим уникальным взглядом на мир, который живет за счет родителей, никак не может считаться прошедшим успешную сепарацию. Функциональная сепарация – это умение обеспечивать себя и существовать физически отдельно от родительской семьи.

Конфликтная сепарация. Способность не чувствовать себя негодяем только из-за того, что ты отделился от родителей, умение жить своей жизнью без чувства вины [26].

Основное положение теории семейных систем касается следующей проблемы: насколько мы дифференцировали или не дифференцировали свое Я, или в какой мере у нас не прояснены и не проработаны эмоциональные связи с семьей, из которой мы происходим. Все это – явления одного порядка. Одна из самых важных задач семейной системной терапии – помочь членам семьи повысить уровень дифференциации Я. Данная теория получила развитие благодаря исследованиям ядерной семьи как единого целого. В рамках этой теории изучены разнообразные способы, с помощью которых члены семьи эмоционально «слипаются» друг с другом. Кроме того, описано, каким образом эти «слипания» воздействуют на членов семьи, даже если они отрицают их наличие [4].

Исследователи указывают на кризис детства и удлинение периода взросления. Удлинение периода юности связывают с решением задачи поиска своей идентичности в ситуации социальной неопределенности. Т.е. эти явления связаны с реальными социальными изменениями в российском обществе [25].

А.А. Реан обращает внимание на то, что «переход от детства к взрослости может быть коротким и суровым, а может затянуться почти на целое десятилетие, как это происходит в современном индустриальном обществе» [19].

Исследования проблемы возрастных периодизаций продолжаются до сих пор. На протяжении последнего десятилетия зарубежные и отечественные психологи активно обсуждают появление новых возрастов. Одним из них является «появляющаяся взрослость» («emerging adulthood») (Arnett, 2000) – период от 18 до 25 лет, когда юноши и девушки отказываются брать на себя ответственность, откладывая принятие важных решений (профессиональное самоопределение, карьера, вступление в брак, рождение детей) [18].

С одной стороны, общество предъявляет высокие требования к взрослеющему поколению, от которого ожидает способности к самостоятельной постановке жизненных целей, умения осуществлять личный, свободный выбор, «опоры на себя» и т.д. С другой стороны, исследователи отмечают удлинение периода юности, связанное с поиском своей идентичности. Поиск идентичности может выражаться в затянувшемся поиске привлекательной работы, перевыборе партнеров в браке, который все чаще является «гражданским» [21].

Анализ результатов зарубежных исследований позволил прийти к выводу о том, что чаще выделяют три или четыре паттерна сепарации от родителей в юношеском возрасте (Puklek, Grill, 2010; Kins, 2012; Saraiva, 2012). 

В исследовании Е. Kins выделены три паттерна сепарации: 1) «функциональный» ? характеризуется успешным достижением сепарации; 2) «дисфункциональный зависимый» – отличается очень тесными, эмоционально-зависимыми отношениями юношей и девушек с родителями; 3) «дисфункциональный независимый» ? характеризуется потерей эмоциональной связи или изоляцией в отношениях. 

J. Kruse, S. Walper предлагают выделять паттерны сепарации от матери и отца по следующим критериям: страх отвержения, страх зависимости, страх потери любви, поиск поддержки и сочетание общности и автономии (Kruse, Walper, 2008). В отношениях с матерью выделяют: «избегающий»,«амбивалентный» и «надежный» паттерны сепарации. В отношениях с отцом, паттерны: «избегающий», «амбивалентный», «разделенный» и «надежный». 

M. Puklek, A. Gril, опираясь на те же критерии, выделили четыре паттерна сепарации от родителей как пары в юношеском возрасте: «связанный», «разделенный», «амбивалентный», «избегающий» (Puklek, Grill, 2010). 

Стоит отметить, что западные исследователи, обсуждая проблему психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте, включают, как необходимую составляющую процесса, физическое отделение юноши/девушки, т.е. раздельное проживание с родителями, создание собственного дома. Уход из родительского дома признается одним из главных показателей успешной сепарации от родителей в юношеском возрасте, показателем перехода во взрослую жизнь (Kins et al., 2012).



В работе Н.Н. Поскребышевой показана гетерохронность развития компонентов личностной автономии в процессе ее становления в подростковом возрасте. Поведенческий аспект автономии подростков, по данным исследователя, опережает в развитии эмоциональный компонент (Поскребышева, 2010). В юношеском возрасте, по нашим данным, поведенческий компонент сепарации студентов от родителей также опережает в развитии аффективный компонент сепарации от родителей. Эмоциональная автономия подростков, по результатам Н.Н. Поскребышевой, запаздывает в своем развитии (наименее выражена) по сравнению с другими компонентами автономии (ценностный, когнитивный и поведенческий). Этот результат согласуется с полученными в нашем исследовании данными о более низких средних показателях сепарации по шкале «Аффективный компонент сепарации» по сравнению с показателями сепарации по шкалам «Стиль сепарации», «Поведенческий компонент сепарации» и «Когнитивный компонент сепарации» (PSI). Таким образом, наши данные, полученные при исследовании сепарации от родителей в юношеском возрасте, где достижение автономии является одним из результатов сепарации, хорошо согласуются с данными исследования автономии подростков, проведенного Н.Н. Поскребышевой (Поскребышева, 2010).

Анализ результатов зарубежных исследований позволил прийти к выводу о том, что чаще выделяют три или четыре паттерна сепарации от родителей в юношеском возрасте (Puklek, Grill, 2010; Kins, 2012; Saraiva, 2012). 

В исследовании Е. Kins выделены три паттерна сепарации: 1) «функциональный» ? характеризуется успешным достижением сепарации; 2) «дисфункциональный зависимый» – отличается очень тесными, эмоционально-зависимыми отношениями юношей и девушек с родителями; 3) «дисфункциональный независимый» ? характеризуется потерей эмоциональной связи или изоляцией в отношениях. 

J. Kruse, S. Walper предлагают выделять паттерны сепарации от матери и отца по следующим критериям: страх отвержения, страх зависимости, страх потери любви, поиск поддержки и сочетание общности и автономии (Kruse, Walper, 2008). В отношениях с матерью выделяют: «избегающий»,«амбивалентный» и «надежный» паттерны сепарации. В отношениях с отцом, паттерны: «избегающий», «амбивалентный», «разделенный» и «надежный». 

M. Puklek, A. Gril, опираясь на те же критерии, выделили четыре паттерна сепарации от родителей как пары в юношеском возрасте: «связанный», «разделенный», «амбивалентный», «избегающий» (Puklek, Grill, 2010). 

Стоит отметить, что западные исследователи, обсуждая проблему психологической сепарации от родителей в юношеском возрасте, включают, как необходимую составляющую процесса, физическое отделение юноши/девушки, т.е. раздельное проживание с родителями, создание собственного дома. Уход из родительского дома признается одним из главных показателей успешной сепарации от родителей в юношеском возрасте, показателем перехода во взрослую жизнь (Kins et al., 2012).



В работе Н.Н. Поскребышевой показана гетерохронность развития компонентов личностной автономии в процессе ее становления в подростковом возрасте. Поведенческий аспект автономии подростков, по данным исследователя, опережает в развитии эмоциональный компонент (Поскребышева, 2010). В юношеском возрасте, по нашим данным, поведенческий компонент сепарации студентов от родителей также опережает в развитии аффективный компонент сепарации от родителей. Эмоциональная автономия подростков, по результатам Н.Н. Поскребышевой, запаздывает в своем развитии (наименее выражена) по сравнению с другими компонентами автономии (ценностный, когнитивный и поведенческий). Этот результат согласуется с полученными в нашем исследовании данными о более низких средних показателях сепарации по шкале «Аффективный компонент сепарации» по сравнению с показателями сепарации по шкалам «Стиль сепарации», «Поведенческий компонент сепарации» и «Когнитивный компонент сепарации» (PSI). Таким образом, наши данные, полученные при исследовании сепарации от родителей в юношеском возрасте, где достижение автономии является одним из результатов сепарации, хорошо согласуются с данными исследования автономии подростков, проведенного Н.Н. Поскребышевой (Поскребышева, 2010).



Дж. Хоффман предложил анализировать сепарацию от родителей в юношеском возрасте с помощью таких показателей как: стиль сепарации, аффективный, когнитивный и поведенческий компоненты. Высокий показатель по шкале «Стиль сепарации» соответствует редким негативным и/или амбивалентным переживаниям в отношениях с родителями в ситуациях возникающих разногласий во мнениях, убеждениях (процессуальная характеристика сепарации). Высокий показатель по шкале «Аффективный 30 компонент сепарации» означает, что у юноши/девушки незначительная потребность в получении родительского одобрения, эмоциональной поддержки.

Высокий показатель по шкале «Когнитивный компонент сепарации» отражает отличие мнения, убеждений юношей/девушек от мнения, убеждения родителей. Высокий показатель по шкале «Поведенческий компонент сепарации» соответствует высокому уровню готовности юноши/девушки самостоятельно принимать ответственные решения, осуществлять значимые выборы.

Пoявлeниe peбeнкa нa cвeт – этo пepвый знaчитeльный aкт paздeлeния, ceпapaции c мaтepью. Дaлee мoжнo oтмeтить eщe нecкoлькo этaпoв ceпapaции: caмocтoятeльныe пepeдвижeния peбeнкa, пoceщeния дeтcких yчpeждeний, т.e. пepвыe выхoды из ceмьи в coциyм, пoдpocткoвый кpизиc, caмocтoятeльнaя взpocлaя жизнь. Сeпapaциoнныe пpoцeccы пpoтeкaют нeпpocтo, этaпы ceпapaции мoгyт coпpoвoждaтьcя ceмeйными кpизиcaми, нeзaвepшeннocть ceпapaциoнных пpoцeccoв знaчитeльнo cнижaeт ypoвeнь жизнeннoгo фyнкциoниpoвaния чeлoвeкa. 

 Дeвиaнтнoe пoвeдeниe, aлкoгoлизм, нapкoмaния, aкaдeмичecкaя нeycпeвaeмocть - хopoшиe cпocoбы дoкaзaть миpy cвoю нecocтoятeльнocть и oбecпeчить ceмью нeoбхoдимocтью зaбoтитьcя o ceбe. Meхaнизмы пoддepжaния cлитнocти были пoдpoбнeйшим oбpaзoм иccлeдoвaны и oпиcaны Mюppeeм Бoyэнoм – знaмeнитым Aмepикaнcким cиcтeмным тepaпeвтoм в paбoтaх пo тeopии диффepeнциaции. Глaвнoe в этoм мeхaнизмe – пepeдaчa тpeвoги oт oднoгo чeлoвeкa к дpyгoмy, в нaшeм cлyчae oт мaтepи к peбeнкy.

Oбщaя эмoциoнaльнaя cиcтeмa oзнaчaeт, чтo люди нe имeют cвoбoдy выбopa peaкций тoгдa, кoгдa oни вмecтe, их пoвeдeниe aвтoмaтичнo. А значит из-за этого невозможна пoлнoцeнная ceпapaция [27].

Но сепарация в отношениях — это нечто большее, чем отделение, это не просто отделение, а «отделение зачем-то». Это «отдельность» для создания отношений, а не для разрушения их [15].

В целом портрет человека, прошедшего сепарацию гармонично, раскрывается в трех существенных признаках:

– полностью разрешенные конфликты в родительской семье, свобода собственного мнения от мнений родителей, способность создавать новые доверительные отношения [6];

– умение управлять своим психологическим пространством, суверенность, способность создавать новое, осознавая свою субъектность [17];

– способность общаться на паритетных началах, строить доверительные, лишенные манипуляций отношения, иметь возможность говорить «нет» в ситуации давления со стороны близкого и какое-то время при необходимости находиться в одиночестве [22].

Итак, исходя из приведенных концепций можно сделать вывод о том, что сепарация юношей от родителей является важным шагом к обретению зрелости.



		Психологические факторы, влияющие на сепарацию от родителей

	

	

1.2.1. Личностная зрелость

	

	

Множество ученых, исследующих личность, обращали внимание и на личностную зрелость человека. Были выделены различные критерии, уточнялись способы и пути, влекущие за собой состояние зрелости, и старались четко определить понятие зрелости.

Развитие человека как личности так же связывают с самоактуализацией. Самоактуализация – это стремление человека максимально вырасти, раскрыть свой потенциал, развить в себе самодостаточность, зрелость, компетентность. Так же к этому относится реализация своих ценностей и ответственность за них.

Прежде чем начать анализ стоит упомянуть, что к понятию «зрелость» существует, по меньшей мере, два теоретико-методологических подхода. Во-первых, зрелость понимают как отдельный период в становлении человека, самый длительный и продуктивный в смысле производственных отношений. С точки зрения временных рамок он ограничивается окончанием периода юности и началом старения. Во-вторых, зрелость трактуют как определенное интегральное свойство личности, заключающееся в обладании определенными качествами, способствующими гармоничному взаимодействию человека с окружающей средой и самим собой, эффективному решению жизненных задач. Обозначим сразу, что зрелость мы будем понимать не как период, а как качество личности, поэтому первый подход рассматривается нами только как ориентир во временном плане развития человека, а второй берется за основу рассуждений [2].

Это качество следует отличать от физической зрелости, проявляющейся в окончательном формировании организма и подготовке его к выполнению всех основных функций, а также психологической зрелости, заключенной в достаточном для эффективной деятельности уровне развития познавательных процессов, эмоций и воли критерии личностной зрелости, выделяемые различными ученым:

	Ответственность

	Гуманность, социальная направленность 

	Активность (самомотивация, умение ставить цель и следовать ей)

	Гармоничные взаимоотношения с окружающими

	Гармоничные отношения с собой, принятие и понимание себя

	Независимость и свободный выбор личности, умение противостоять влиянию и зависимости

	Целостность личности [8].

Можно выделить частные задачи зрелости, существующие в общем ключе генеративности:

1. Выполнение родительской роли;

2. Установление интимно-личностных отношений и любовь к другому человеку;

3. Служение определенному делу, занятость работой, приносящей пользу обществу;

4. Активное построение собственной личности, раскрытие индивидуальности, саморазвитие и самопостижение, иногда выступающее как осознание собственного предназначения в жизни, своего места в обществе [23]. 

Для всех этих задач ответственность выступает одним из компонентов, обеспечивающих адекватное их выполнение, поскольку в основе образования данного качества лежит механизм интериоризации, встраивания внешних требований общества во внутреннюю структуру мотивации человека [17].

Проблема  человека является , её можно  в контексте таких  как биология, философия, , педагогика и другие. И в  из этих  феномен зрелости  иметь различное . В психологической науке  важным, но,  с тем, и наиболее сложным и  изученным из всех  зрелости, по признанию  авторов,  личностная зрелость. В  психологической литературе,  на большое количество , нет четкого  личностной зрелости. Так в  рассмотрения проблемы  зрелости отечественной  школой  понимание личности как  явления. Под зрелостью  понимается, прежде , социальная , выражающаяся в том, насколько  понимает человек  место в обществе,  мировоззрением , каково его отношение к  институтам (нормы , нормы права, , социальные ), к своим обязанностям и  труду. 

Автор Л.С.  полагал, что формирование  – это овладение  психическими процессами, а  личности, характера  с различными формами , особенно с . Л.И. Божович определяет  цель развития  как более полное  и самораскрытие [8]. 

 зрелую личность как  идеал, образ  человека, В.А. Ананьев  такие ее , как свобода и ответственность,  и гармоничность, актуализация и  всех возможностей.  он отмечает, что  личности проявляется в ее  устойчивости. Такая  обладает способностью  в полное  свои мысли,  и действия, «спонтанно»,  принимает решение  того,  чувства испытывать  образом их выражать. В.А.  пишет, что личностная  характеризуется  образом развитием  и усвоением реакций,  различным ситуациям в  человека [1]. П.Я.  считает, что определение  зрелости личности  по оценке ее действий в  отношений,  в данном обществе,  показателям того,  успешно человек  предназначенной ему . А.Н. Леонтьев в первую  говорит о личностном , который предстает  интегральную  уровня личностной . 

Главным феноменом  зрелости и формой  личностного  является феномен  личности, то есть  деятельности в относительной  от заданных  этой деятельности — как , так и внутренних условий, под  понимаются биологические, в  телесные , а также потребности,  и другие устойчивые  структуры [4]. М.Ю. Семенов  личностную  как тип, образующийся в результате  роста и имеющий  устойчивое единство  черт и  ориентаций, развитое  сознание, сложившуюся  мотивационно- потребностную , где доминируют  духовные потребности. 

 зрелый человек  потребностью выходить на  пределы  жизни и решать  совершенствования и развития, как  общества, так и всего , активно  своим социальным  [7]. Д.И. Фельдштейн считает, что  личности представляет  прогрессивно , социально обусловленный  развертывания человеческой , где становление зрелости  как интегральная  онтогенеза. 

Развитие  предполагает формирование  мотивационно- потребностной , где доминируют  духовные потребности. 

 связывает зрелость  с персонализацией: полаганием  бытия в  людях. А.А.Меграбян  развитие личности с  нравственного сознания [8].  И.С. Кону,  личность – «это , которая активно  своим окружением,  устойчивым  личностных черт и  ориентаций и способна  воспринимать мир и себя» [2,  

Зарубежными  проблема личностной  поднималась в рамках , гуманистической и когнитивной . И чаще  понятие личностной  не используется, его синонимами  понятия «психологическая », «психосоциальная ». В большинстве работ  личность понимается как  идеальный человек. Это  психологического , развитие в полной  своих природных , продуктивность и творчество. 

 психология  развитие человека как  в связи с понятием «». Самоактуализация – стремление  к воз-  более полному  и развитию своих  возможностей. Согласно , самоактуализация — стать всем, чем ; потребность в самосовершенствовании, в  своего потенциала. По его , самоактуализированный  – это человек, достигший  и здорового уровня . Так же это достижение наивысшего  естественного  роста, а именно:  зрелость, максимальная  психологического здоровья , ее высокая  культура, достаточная  и социальность [5]. 

Согласно К. Роджерсу, самоактуализация – это обозначение той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различны уровнях – от овладения моторными навыками до высших творческих взлетов. Ученый называет самоактуализирующего человека «полностью функционирующей личностью». По мнению К. Роджерса, «полноценное функционирование» человека определяют следующие личностные характеристики: глубокое осознание своих мыслей и чувств, открытость для внутреннего и внешнего мира, стремление к целостной жизни, самосовершенствование, готовность помочь тем, кто нуждается в помощи, непосредственное единение с природой и другие [9]. 

Согласно положениям диспозициональной теории личности, как открытой и саморазвивающейся системы, представленной в работах Г.У. Олпорта, зрелая личность качественно отличается от незрелой, обладая функциональной автономией от биологических потребностей, стремясь к осмыслению и социальной значимости [6]. Рассматривая становление человека как процесс, включающий определенные стадии с характерными для них кризисами, Э. Эриксон показывает, что развитие личности периодически подводиться к выбору между зрелостью, здоровьем и регрессом; личностным ростом, самоопределением и неврозом [9]. Успешно разрешив один кризис, человек продвигается в своем развитии и получает шанс к личностному росту и расширению своих возможностей. Э. Эриксон предложил оценивать человека с точки зрения сформированности характеристик зрелой личности на предшествующих стадиях жизни. Эриксон выделял такие качества зрелой личности, как индивидуальность, самостоятельность, своеобразие, смелость быть отличным от других. 

З. Фрейд определял личностную зрелость по двум показателям: стремлению человека работать, создавая нечто полезное и ценное, и стремлению любить другого человека ради него самого. Для Э. Фромма – это чувство согласия, единения с миром. 

К.Юнг называет движение человека к зрелости процессом «индивидуации», когда человек приближается к себе, осознает свою изначальную и полную сущность [9]. 

Согласно когнитивно-генетическому подходу, по Л. Колбергу, личностная зрелость человека тесно связана с моральным сознанием, которое развивается в ходе активного, творческого взаимодействия индивида с социальной средой за счет принятия различных ролей в социальных институтах. 

Характеристиками зрелого человека являются: приверженность универсальному принципу справедливости; решение проблем совершенствования; выход за пределы своей жизни и развитие, как своего общества, так и всего человечества [3]. 

Можно сделать вывод, что отечественные и зарубежные авторы по- своему правы в анализе личностной зрелости, так как каждый из них интерпретирует данную проблему исходя из собственных научных позиций. В заключение можно отметить, что данная проблема, ещё очень плохо изучена, не найдено четкого определения и понимания феномена. Можно лишь сказать, что личностная зрелость помогает человеку более эффективно решать жизненные задачи. Она характеризует личность взрослого человека как целостную, динамичную, принципиально незавершенную систему, развивающуюся неравномерно и гетерохронно. 

Таким образом, зрелый человек должен характеризоваться высокой степенью ответственности как внутренней установки по отношению к разным сторонам реальности. Тогда его поведение будет независимо от ситуативных устремлений, опосредовано положительными установками по отношению к обществу. Ответственность, по мнению К. Муздыбаева, не является безликой, она имеет свой субъект (это человек, несущий ответственность) и объект (за что несут ответственность) [13]. 

В с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44