- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Психологические и психофизиологические особенности машинистов специального самоходного подвижного состава с разным уровнем профессионального благополучия
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011968 |
Тема: | Психологические и психофизиологические особенности машинистов специального самоходного подвижного состава с разным уровнем профессионального благополучия |
Содержание
Введение Развитие железнодорожного транспорта тесно связано с прогрессом технической отрасли, в этой связи возрастает значение человеческого фактора в управлении этой системой, увеличивается ответственность за правильность и быстроту принятия решений, функции человека-оператора усложняются, а экономическая и социальная значимость результатов его труда и последствий различных нарушений трудового процесса возрастает. Высокая аварийность на транспорте и производстве, большой экономический и профессиональный ущерб, возрастающая цена ошибок оператора определяют постоянную необходимость поиска путей и средств обеспечения эффективного функционирования человека в подобных системах в нормальных и экстремальных условиях деятельности. Благополучие в профессиональной сфере является необходимым условием ощущения человеком общего благополучия собственной жизни в целом. Изучением проблемы благополучия и профессионального благополучия в различных его аспектах занимались такие ученые как: С. А. Дружилов, который отмечает, что благополучие в профессиональной сфере является необходимым условием удовлетворенности человеком жизнью в целом. Профессиональное здоровье обеспечивает профессиональную пригодность и работоспособность человека, его положительное самовосприятие [62]. В своей монографии, посвященной изучению благополучия, М.Ю.Бояркин разводит понятия профессионального и психологического благополучия, и отмечает их важность с точки зрения эффективности работника. Так, профессиональное благополучие рассматривается «как процесс и состояние, отражающие жизненную деятельность субъекта, её условия и результаты, а также отношение субъекта к результатам деятельности». Таким образом, понятие профессионального благополучия сводится к пониманию удовлетворенности деятельностью [65]. Норманн Брадбурн в 1969 году определил понятие «психологическое благополучие», как субъективное ощущение общей удовлетворенности, акцентируя внимание на способности человека сохранять баланс между негативными и позитивными аффектами. Эдд Динер в 1984 году вводит понятие «субъективное благополучие», включающее в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, а также ценностные ориентации личности. П.П. Фесенко в своей конценции, определяет психологическое благополучие, как показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а также степени реализованности этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью». Таким образом, Фесенко П.П. выделяет феномен психологического благополучия сквозь призму Я-концепции. [69] Р.М. Шамионов и Ю.В. Бессонова рассматривают благополучие как вопрос перцепции жизни, субъективного отношения к ситуации и к собственным возможностям, ощущение самореализованности, востребованности, реализация своего потенциала. [66] Американский психолог Кэрол Рифф, основываясь на идеях Аристотеля, предложила эвдемоническую модель психологического благополучия. Согласно этой модели психологическое благополучие состоит из следующих шести компонентов: автономия; исполнительское мастерство; позитивное отношение с другими; личностный рост; смысл; самопринятие [5]. В работе С.Р. Зениной субъективное благополучие в профессиональной сфере является составным компонентом субъективного благополучия в целом и отражает отношение личности к профессиональным аспектам жизни, выражает его жизненную позицию в профессиональной сфере. [67] Ю.П. Поваренков определяет профессиональное счастье как высшее проявление профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность в этой концепции опирается на положительное отношение человека к выбранной профессии как к средству самореализации и самоактуализации, что ведет к ощущению благополучия в профессиональной сфере. [68] С. А. Минюрова и И. В. Заусенко описывают благополучие как результат направленности специалиста на позитивное функционирование в условиях профессиональной деятельности, достигнутый с помощью саморазвития личностных качеств, результатом которого является переживание удовлетворенности ее результатами. [70] П.Варр был первым, кто адаптировал модель эмоционального благополучия с учетом контекста профессиональной деятельности. Она включает в себя классификацию эмоций, связанных с работой, в соответствии с такими характеристиками, как «удовольствие» и «уровень психического возбуждения». Арнольд Бейкер предложил классификацию типов субъективного профессионального благополучия. Автор предлагает выделять следующие типы благополучия: увлеченность работой, удовлетворенность работой, выгорание и трудоголизм. Особое внимание нужно уделить многомерной моделе профессионального благополучия, разработанной Березовской Р.А., на основе обобщения подходов голландских исследователей К.Рифф и П.Варра, которая предполагает выделение следующих компонентов благополучия: – эмоциональный компонент, который включает в себя показатели отсутствия эмоционального истощения, удовлетворенности работой, а также организационную лояльность / приверженность; – когнитивный компонент показывает уровень познавательной усталости и характеризует состояние когнитивных функций работника; – поведенческий компонент включает в себя два показателя – качество межличностных взаимоотношений; – мотивационный компонент предполагает стремление к профессиональному росту и развитию, наличие осознаваемых целей и смыслов выполняемой деятельности, а также уровень его профессиональной компетентности; – психосоматический компонент характеризует наличие или отсутствие психосоматических жалоб. Таким образом, исследование является актуальным в современном мире. Важно понять какие именно особенности (психологические или психофизиологические) влияют на состояние оператора - машиниста, что возникают аварийные ситуации и машинист попадает в группу риска. Также важно разобраться какие компоненты (эмоциональный, поведенческий, когнитивный, мотивационный и психофизиологический) профессионального благополучия машинистов влияют на их профессиональную деятельность [4]. Цель исследования: выявить психологические и психофизиологические особенности машинистов специального самоходного подвижного состава с разным уровнем профессионального благополучия. Объект исследования: машинисты специального самоходного подвижного состава (ССПС). Предмет исследования: психологические (мотивация), психофизиологические особенности (самочувствие, активность, настроение, внимание, уровень работоспособности) и профессиональное благополучие (мировосприятие, личностная и ситуативная тревожность, эмоциональный, когнитивный, поведенческий, мотивационный и психосоматический компоненты, степень удовлетворенности повседневной деятельностью, значимость социального окружения) машинистов ССПС. Гипотеза исследования: - Сочетание компонентов эмоционального, когнитивного, поведенческого, мотивационного и психосоматического позволяет оценить профессиональное благополучие; - у машинистов общей группы и группы риска показатели компонентов профессионального благополучия различаются. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме. 2. Подобрать необходимые методики. 3. Выявить особенности и уровни профессионального благополучия машинистов специального самоходного подвижного состава. 4. Исследовать психологические и психофизиологические особенности машинистов специального самоходного подвижного состава с разным уровнем профессионального благополучия. 5. Выявить связи показателей профессионального благополучия с психологическими и психофизиологическими качествами МПС. 6. Сформулировать выводы и составить рекомендации по результатам исследования. Методы и методики исследования: - Теоретические методы – метод библиографического анализа. - Эмпирические методы – опросные методы. - Методы математико-статистической обработки данных с применением критериев различия (t-критерий Стьюдента, f-критерий Фишера) и корреляционного анализа. Используемые методики: 1) Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова. [55] 2) Восьмицветовой тест на диагностику эмоционального состояния М. Люшера. [56] 3) Методика на выявление личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л.Ханина. [57] 4) Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг тест) Е.П. Ильина. [58] 5) Методика оценки объема, концентрации и устойчивости внимания (корректурная проба) Б.Бурдона. [59] 6) Методика «Возможность реализации мотивов» В. И. Доминяка. [53] 7) Шкала субъективного благополучия в адаптации М.В. Соколовой. [54] База исследования: выборка исследования представлена машинистами специального самоходного подвижного состава Тосненской механизированной дистанции пути (структурное подразделение Дирекции по эксплуатации и ремонту путевых машин Октябрьской железной дороги-филиала ОАО «РЖД»), в количестве 72 человека. 1 Теоретический анализ психологических и психофизиологических особенностей машинистов специального самоходного подвижного состава с разным уровнем профессионального благополучия 1.1 Понятие о психологических особенностях Особенность – это отличительное свойство, различия, характеристики. Следует заметить, что различия по психологическим особенностям - это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. Психологические особенности личности являются важными факторами успешности в той или иной профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индивидом профессии, которая не соответствует его типу темперамента, неизбежно приводит к не успешности в данном виде профессиональной деятельности, огорчению в ней [21]. В то же время диагностика и учёт этих особенностей может обеспечить личности любимую работу, способствовать достижению высших ступеней профессионального мастерства, удовольствие от своей работы. Среди психологических особенностей, которые определяют успешность профессиональной деятельности следует обратить внимание, в первую очередь, на темперамент личности. Темперамент - это свойство личности, характеризующее динамику протекания психических процессов и деятельности. Темпераментом называется совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, определяющих динамические особенности его психических процессов, психических состояний и поведения [46]. Термин «темперамент» впервые ввёл в оборот древнегреческий врач Гиппократ. Он различал людей в зависимости от пропорций 4-х жидкостей в теле человека. К ним он отнёс: кровь, лимфу, желтую желчь и черную желчь. И преобладание определенной жидкости в организме считалось отличительной особенностью человека. Гиппократ полагал, что высокая концентрация крови в организме делает личность энергичной и весёлой; высокая концентрация лимфы делает личность спокойной, бесконфликтной, выдержанной; высокая концентрация жёлтой желчи в организме делает человека нервным, нетактичным, вспыльчивым; высокая концентрация чёрной желчи делает личность унылой, безрадостной, тоскливой. Название типов темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический сохранились и до наших дней. Необходимо учитывать и тот факт, что образование типов темперамента в современной психологии объясняют совершенно по-другому. Доказано, что в основе каждого типа темперамента находятся особенности нервной системы человека, свойства этой нервной системы [48]. Проведённые эксперименты подтвердили этот факт и были сформулированы такие свойства нервной системы как: * уравновешенность - умение разумно и осмысленно воспринимать все происходящие события и оценивать окружающих людей. * подвижность - скорости протекания нервных процессов по коре головного мозга. * сила, проявляющаяся в выносливости, работоспособности нервной системы и характеризующая процессы возбуждения и торможения (поэтому выделяют сильный и слабый типы нервной системы). Русский учёный Иван Петрович Павлов доказал, что каждому типу темперамента соответствует свое сочетание свойств нервной системы: * флегматик - сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы; * сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; * холерик - сильный, неуравновешенный, подвижный тип нервной системы; * меланхолик - слабый тип нервной системы [48]. Рассмотрим каждый тип темперамента подробно и выделим основные характеристики: 1. Сангвиник — уравновешенный, оптимистичный, жизнерадостный. Сангвинический темперамент характеризует человека весёлого, эмоционального, общительного, с отличным настроением. Он легко переживает неудачи, душа компании, но не всегда держит слово, бывает слишком торопится. 2. Холерик — эмоциональный, несдержанный, вспыльчивый, смелый, задорный. Такие люди инициативны, с азартом берутся за любую работу и с легкостью преодолевают трудности. Они способны схватывать информацию на лету, обладают лидерскими качествами, однако нетерпеливы и подвержены эмоциональным срывам. 3. Флегматик — спокойный, сдержанный. С трудом приспосабливается к новой обстановке и в неблагоприятных условиях может стать пассивным, при этом отличается самообладанием, терпеливостью, предприимчивостью. В обществе флегматик в меру общителен, не любит пустословия и стрессоустойчивый. 4. Меланхолик — чувствительный, неэнергичный, болезненно реагирующий на неприятности, склонный к депрессиям, пессимист. Люди с меланхолическим темпераментом излишне подозрительны и ревнивы, но обладают аналитическим мышлением, творчески подходят к работе, тонко чувствуют и доводят дело до завершения [52]. Согласно Гиппократу встретить человека с «чистым» типом темперамента практически невозможно, так как в каждом человеке один из типов преобладает, а другие, соответственно, выражены менее ярко. Интересный факт, если человек взял примерно по 25% от каждого из четырех типов темперамента, то такую личность называют тетравертом (от греч. tetra — четыре). В психологии, под индивидуальными особенностями личности, кроме темперамента, выделяют ещё характер и способности. Характер – нрав человека, нравственные свойства, качества его, свойства души и сердца [8]. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенных отношениях к себе, к другим людям, к порученному делу, к вещам. Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Употребляя слово «характер», мы оцениваем поведение человека или хотим сказать о постоянной для его форме поведения. Зная характер человека мы можем спрогнозировать его поведение в той или иной ситуации. Так же и в деятельности, одни люди выбирают наиболее трудные виды занятий, а другие отдают предпочтение наиболее простым видам деятельности. Поэтому когда говорят о характере личности смотрят на то, как человек проявил себя, как показал смелость, уверенность. Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера возникли на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Здесь встречаются такие имена, как К.Юнг, Э.Кречмер, П.Б.Ганнушкин, К.Леонгард, А.Е.Личко и другие. Так, Юнг выделил два типа характера: экстравертированный и интровертированный. Под экстравертированным типом понимается человек, который при выборе стратегии своих действий выбирает изменения окружающего мира. Внутренний процесс для такой личности стоит на втором плане и меньше уделяет внимание этому процессу. Под интровертированным типом понимается личность, которой трудно даётся внимание к внешнему миру и ставит его на второе место. На первом месте у такого человека стоит внутренний мир, он погружен в него, контролирует происходящее на душе [6]. Э.Кречмер также описал четыре типа характера по телосложению: лептосоматик - хрупкое телосложение, высокий рост, узкие плечи, плоская грудная клетка, длинные и тонкие конечности. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, полный, маленького или среднего роста, с выступающим животом и круглой формой черепа. Атлетик - характеризуется развитой мускулатурой и крепким телосложением; обычно имеет высокий или средний рост, широкие плечи и узкие бедра. Диспластик - человек с неправильным телосложением [14]. С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности. Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, раним, чувствителен. Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, добродушен, откровенен. Среди циклотимиков Кречмер выделяет: тихони, трепачи, весельчаки, активисты. Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: недоброжелательный, грубый, самоуверенный и второй вид – слабоагрессивный, впечатлительный, низкий уровень мышления [14]. А.Е.Личко выделяет следующие типы актентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и комформный [6]. Карл Леонгард описал типы акцентуаций личности в своей работе «Акцентуированные личности». Исследование состоит из двух частей. В первой части описывается психологический и клинический анализ акцентуированных личностей, то есть людей со своеобразным заострением свойств личности и особым реагированием. Вторая часть является иллюстрацией к первой, то есть и в ней проводится характеристический анализ героев классических произведений мировой литературы свыше тридцати писателей: Толстого, Достоевского, Гоголя, Шекспира, Бальзака, Гёте [38]. К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как: * гипертимный (желание работать, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи); * дистимический (медлительность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи); * аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентация на некие эталоны); * тревожный (боязливость, робость); * аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ); * эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как: * демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентация на собственное Я как на эталон); * педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам); * застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); * возбудимый (вспыльчивость, ориентированность на инстинкты). Наконец, к личностному уровню были отнесены типы: * экстравертированный; * интровертированный Так, темперамент изменяет динамическую сторону поведения, то характер определяет его содержательную сторону, социальную активность, и в том числе, ценностные ориентации. Можно сделать вывод, что характер имеет большую значимость как для личности, так и для общества. Характер может скрывать врожденные проявления, усиливая тем саамы другие, а тормозить третьи. Известный ученый Иван Петрович Павлов подчеркивал, что у человека можно воспитывать волевые качества. Он говорил, что человек – это система, регулирующая саму себя в широком диапазоне, которая может изменяться [1]. Направленностью личности является проявление основных жизненных стремлений человека, его мотивации. Структура направленности состоит из следующих компонентов поведения: - потребности (биологические и социальные) – биологические направлены на сохранение целостности индивида и вида. Определяют формирование следующих форм поведения: пищевое, питьевое, оборонительное, регуляция цикла «сон-бодрствование». А социальные потребности реализуются посредством взаимодействия с другими особями социума. Определяют формирование следующих форм поведения: родительское, половое, территориальное, формирование социального статуса, сопереживание; - интересы - форма познавательной и профессиональной ориентации, влияющая на выбор вида учебной и трудовой деятельности; - идеалы - ориентация на конкретные образцы социального поведения и профессиональной деятельности; - убеждения, выражающие единство социальных и профессиональных идеалов личности с соответствующими эмоциональными состояниями и навыками целенаправленной деятельности. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение и эффективное практическое применение [48]. Способности можно классифицировать на: 1) природные (ещё называют естественные) способности, на биологической основе связаны с врожденными задатками; 2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на: а) общие – к ним относятся успехи человека в самых разных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь) и специальные, определяющие успехи человека в конкретных видах деятельности и общения (к ним можно отнести способности: математические, технические, литературно-лингвистические, спортивные); б) теоретические, которые определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические - склонность к конкретно-практическим действиям; в) учебные, влияющие на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, создании чего-то нового, новых идей, открытий; г) способности к общению - умение взаимодействовать с людьми, находить контакт в общении. А к предметно-деятельностным способностям относится умение взаимодействовать человеку с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами. Задатки - это некоторые генетические детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу формирования и развития способностей [24]. Индивидуальные (индивидуально-психологические) различия – это особенности психических явлений, отличающих людей друг от друга. Способности – не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения [24]. Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивные, которые обеспечивают высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального [42]. В психологии, под индивидуальными особенностями личности, кроме темперамента, характера и способностей выделяют ещё и внимание. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающая улучшение деятельности человека, оно направленно и избирательно. Движущей силой внимания являются внутренние побуждения человека и внешние обстоятельства. Выделяют два основных вида внимания, в зависимости от того, прилагаем ли мы усилия к тому, чтобы быть внимательным, - произвольное, - непроизвольное. Внимание, не требующее никаких усилий, возникающее спонтанно, называется непроизвольным. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, выделении тех же объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл. Произвольное внимание – это сознательное направляемое регулируемое сосредоточение, которое возникает тогда, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели. В произвольном внимании проявляется активность личности. Послепроизвольное – третий вид внимания, который является самым важным для эффективности деятельности, но его нельзя создать специально. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность всех видов труда [42]. Внимание обладает также рядом свойств: * Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени (обычно 5-7 объектов). * Концентрация внимания – сосредоточение на одном предмете и отвлечение от всего постороннего. * Распределение внимания – свойство, с которым связана возможность одновременного успешного выполнения двух и более видов деятельности. * Устойчивость внимания – длительность сохранения интенсивного внимания. Показатель устойчивости – высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени, при этом чем однообразнее деятельность, чем меньше изменений в ситуации, тем меньше устойчивость. * Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Выделяют ряд показателей переключения внимания: время, затрачиваемое на переход от одной деятельности к другой, продуктивность, качество, точность работы. * Колебание – периодические кратковременные непроизвольные изменения степени интенсивности внимания. * Отрицательным качеством внимания является рассеянность. Выделяют разные виды недостатков внимания: * Ложная рассеянность – когда человек так поглощен какой-то деятельностью или мыслью, что не замечает ничего вокруг. Его проблема так поглотила его, что он выглядит как очень рассеянный человек, хотя на самом деле это не так. * «Сон на яву» - человек опять-таки ушел в свои мысли, мечты, ничего не видит и не слышит вокруг, а когда его окликают, вздрагивает и не сразу понимает что от него хотят. * Двигательная гиперактивность – высокая двигательная активность, когда человек не может спокойно усидеть на месте, все время должен быть в движении, что и мешает ему сосредоточиться на чем-то одном. * Вербальная гиперактивность – повышенная болтливость, приводящая к тем же последствиям, что и в предыдущем случае, т. К. сосредоточиться на деятельности, одновременно болтая обо всем подряд, практически невозможно. * Быстрая утомляемость - человек не может заниматься одним делом, поскольку быстро устает. * Легкая включаемость - связана с ленью и нежеланием преодолевать какие-либо трудности. В случае столкновения с трудностями человек не концентрируется на деятельности, а как бы «выключается» из нее, отказываясь от ее дальнейшего выполнения. * Ошибочные действия – результат загруженности человека. Когда у человека много дел, проблем, он начинает путать привычные действия [34]. Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т.е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других – несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания данной деятельности до тех пор, пока завершается акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности [8]. Внимание может проявляться как в сенсорных, так и мнемических, мыслительных и двигательных процессах. Сенсорное внимание связано с восприятием раздражителей разной модальности. Объектами интеллектуального внимания как высшей его формы являются воспоминания и мысли. В психологии, под индивидуальными особенностями личности выделяют также память. Память – свойство нервной системы хранить информацию о событиях внешнего мира и реакции организма на эти события. Например, память машиниста, водителя должна отличаться достаточным объемом, быстротой и точностью запоминания, длительностью удержания заученного материала [42]. Память – психический процесс, заключающийся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении информации. Различают три вида памяти: – непосредственный отпечаток сенсорной информации (доли секунды); – кратковременная, или оперативная, память (десятки минут); –долговременная память (сохраняется в течение всей жизни человека). Память включает в себя несколько процессов, которые являются ее составляющими компонентами: 1. Запоминание. Оно бывает кратковременным (от 2 минут до нескольких дней) и долговременным. Кратковременная память может перейти в долговременную. Для этого необходимо примерно 45 минут. Еще бывает оперативная память (вид запоминания)- запоминание текущих действий. Например, пишем диктант. Помним предложение пока его пишем, потом забываем. 2. Сохранение запомненного. Лучше всего мы помним то, что часто используем. 3. Воспроизведение – в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала путем извлечения его из долговременной памяти. Воспроизведение делится на узнавание и самовоспроизведение. 4. Забывание – чем лучше выучиваем, чем чаще используем, тем меньше вероятность забывания материала. Лучше усваиваются знания, умения и навыки, в приобретении которых человек заинтересован или которые связаны с его профессиональной деятельностью. Поэтому существует понятие профессиональная память [25]. При изучении всех индивидуальных особенностях личности следует учитывать и межличностные отношения между членами рабочего коллектива. Межличностные отношения складываются в реальных условиях жизни и деятельности людей, в процессе их взаимодействия. На том, как развиваются отношения, существенно сказываются различные объективные факторы, определяющие успешность таких контактов или затрудняют их формирования [10]. Совместимость - это оптимальное сочетание качеств людей в процессе взаимодействия, способствует успешному выполнению совместной деятельности [8]. Отсутствие совместимости в группе людей, включенных в исполнение общественно или личностно значимой деятельности, при определенных условиях может привести к конфликту. Психологическая устойчивость предстает как сложное качество личности, в котором объединены: - уравновешенность; - стойкость, стабильность; - сопротивляемость. Уравновешенность - это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса). Под стойкостью подразумевается способность противостоять трудностям, сохранять веру в ситуациях фрустрации, а под стабильностью - постоянный уровень настроения. Сопротивляемость - это способность сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, это самодостаточность как свобода от зависимости [8]. Таким образом, психологическая устойчивость - это качество личности, отдельными аспектами которого являются уравновешенность, стабильность и сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Нужно отметить, что кроме индивидуальных особенностей личности, межличностных отношений в процессе деятельности не менее важной составляющей является мотивация. В настоящее время в работе она играет важную роль, являясь фактором успешности. Существует множество трактовок мотивации, что нередко затрудняет однозначное ее понимание. Так, в психологии и педагогике под мотивацией понимают процесс, в результате которого деятельность личности приобретает смысл, создает интерес к ней, превращая цели в потребности [2]. Впервые слово «мотивация», в своей статье, употребил немецкий философ Артур Шопенгауэр. Этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [2]. Великий мыслитель Аристотель полагал, что мотивация является результатом функции «влечений», которая всегда была связана с каким-то результатом или целью. Согласно Аристотелю, эта «цель» предлагалась или создавалась в ходе мыслительного процесса, сопровождающего восприятие, память или воображение [10]. Зигмунд Фрейд предложил рассматривать «принцип наслаждения» как основной механизм мотивации. Согласно Фрейду, организмы стремятся «искать удовольствия» и «избегать боли», что в точности отражает концепцию «влечений» Аристотеля. К. Обуховский под мотивом понимал вербализацию цели, предоставляющую возможность личности начать определенную деятельность [2]. А.Н.Леонтьев, наоборот, под мотивом выделял объект (воспринимаемый или представляемый), в котором конкретизируется и образуется предметное содержание потребности. Леонтьев связывает мотив с предметом деятельности, а формированием мотивации служит стимул. Слово мотив в переводе с латыни обозначает приводить в движение, толкать. Традиционно, мотив — это субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека — психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору способа действия и его осуществления. В качестве мотива могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения [10]. В структуре мотива выделяются следующие блоки: 1. Потребностный (биологические и социальные потребности); 2. «Внутреннего фильтра» (нравственный контроль, оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, предпочтения, уровень притязаний); 3. «Целевой блок» — образ предмета, могущего удовлетворить потребность. Важнейшими характеристиками мотива являются: ? динамические, куда относятся сила и устойчивость мотива; ? содержательные, включающие в себя полноту осознания структуры мотива, уверенность в правильности выбора принятого решения, направленность мотива. Термин «мотивация» в широком значении употребляется во всех сферах педагогики и психологии. В современном обществе мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся потребности, мотивы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека [10]. 1.2 Определение психофизиологических особенностей Психофизиологические качества заложены в каждом из нас от рождения, и их трудно изменить, и даже невозможно. Но знать их необходимо, хотя бы для того, чтобы понять, какое влияние они могут оказать на ваши успехи и неуспехи в освоении трудовой деятельности. Психофизиологические показатели здоровья человека являются значимыми для выполнения профессиональной деятельности. Здоровье человека во многом определяется условиями окружающей среды, в том числе характером производственной деятельности [5]. Комплекс индивидуально-психологических характеристик включает следующие свойства: • повышенная личностная и реактивная тревожность, высокая импульсивность, слабость самоконтроля (торможения) делают человека предрасположенным к патологии; • низкая индивидуальная тревожность, умение контролировать свои действия и поступки, отсутствие импульсивности увеличивают защитные функции организма по отношению к вредным воздействиям окружающей сред....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: