VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Психическая ригидность и фиксированные формы поведения

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001251
Тема: Психическая ригидность и фиксированные формы поведения
Содержание
Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования
«Сибирский государственный медицинский университет»
Министерства  здравоохранения Российской Федерации

Факультет поведенческой медицины и менеджмента

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ В ГАК
Декан факультета поведенческой медицины и менеджмента, д. мед. наук ________________А.Н. Корнетов
«___»___________________2017 г.

Зав. кафедрой клинической психологии и психотерапии, д. мед. наук ________________А.Н. Корнетов
«___» __________________2017 г.


 «НАСЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ»
      (выпускная квалификационная работа)


Автор работы: студентка ФПМиМ, группа №6101, VI курс 
Иванова Кристина Сергеевна
Научный руководитель: Языков Константин Геннадьевич,
д.м.н., профессор кафедры КПП
___________________________________


Томск-2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ	4
1.1.Терминологическая значимость понятия психической ригидности, дефиниции психической ригидности	4
1.2. Психическая ригидность и фиксированные формы поведения	4
1.3.Наследуемость признаков фиксированных форм поведения у родственников	4
ГЛАВА 2.ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, МЕТОДОВ И БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ	4
2.1. Характеристика выборки и дизайна исследования	4
2.2. Методы и база исследования	4
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ	4
3.1. Характеристика результатов исследования, полученных на основе опросника психической ригидности Залевского В.Г.	4
3.2. Характеристика результатов исследования, полученных на основе Торонтского опросника алекситимии	4
3.3.Характеристика результатов исследования, полученных на основе 16-ти факторного опросника Кетелла	4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	4
Список литературы	Ошибка! Закладка не определена.



ВВЕДЕНИЕ

     В последние годы многими врачами психотерапевтами и психологами отмечен высокий рост заболеваний психосоматическими расстройствами, которые очень часто принимают хроническую форму, что является следствием недостаточного внимания, проявляемого врачами и психологами к проблеме психологических составляющих личности в возникновении и развитии таких заболеваний.
     Анализ научной литературы показывает, что в настоящее время все исследования причин индивидуально-психологических различий в человеческой популяции основано на теории основных факторов: генетического наследования и влияний среды на человека, при этом, генетический фактор формирует врожденную предрасположенность к различным проявлениям. 
     В клинической генетике под наследственностью понимают свойство организмов повторять в ряду поколений сходных признаков и свойств, к которым традиционно относят: нейрофизиологические, психологические особенности и вариации индивидуального развития.
     Проблема предрасположенности человека к формированию тех или иных психических особенностей находит достаточно часто свое выражение в современных взглядах на роль наследственности в этиологии психических и медико-социальных заболеваний.
     Актуальность темы, рассматриваемой в работе, вытекает из все чаще встречающихся в современной литературе указаний на то, что психическая ригидность является механизмом дезадаптирующим личность в социальной сфере и нарушающим работу нервной системы. Учитывая значительные терминологические и содержательные расхождения существующих подходов к проблеме психической ригидности, а также экспериментально-психологическую не разработанность целого ряда вопросов по ее значению и было предпринято данное исследование.
     Проблема наследования психических заболеваний личности включает в себя большой объем знаний различных областей науки, к которым следует относить: психологию, генетику, социологию, социальную антропологию и другие науки.
     Целью работы является: исследование наследуемости психической ригидности, как патопсихогенетического проявления психосоматических заболеваний, ее определение современными методами психодиагностики и статистической обработки.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучение и анализ понятия психическая ригидность.
2. Определение закономерностей передачи (наследования) психической ригидности.
3. Выявление наличия (либо отсутствия) значимых корреляций между личностными чертами испытуемых и их родственников по прямой линии.
     Объект: психическая ригидность.
     Предметом исследования выступает наследуемость психической ригидности.
     Гипотеза работы  предполагает, что основные формы поведения, характерные для психической ригидности, наследуются генетически и в рамках родового анамнеза существуют определенные полимодальные механизмы и закономерности наследования личностных черт. 
     Методологическая основа исследования: в соответствии с гипотезой, целью и задачами исследования, отобран ряд методов – психодиагностических и графических для обеспечения комплексного подхода к изучаемому явлению. Методология исследования заключается в изучении синхронного аспекта наследования ригидности. Иными словами, принцип детерминизма поможет в изучении такого явления как психическая ригидность и установить причины ее вызвавшие.  
     Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов Александрова А.А. «Теоретические основы наследственности психической ригидности», Александера Ф. «Теория психосоматической специфичности», Атраментова Л.А. «Реакция людей с разными генотипами на новые жизненные ситуации», Блейхера В.М. «Когнитивная ригидность как фактор недостаточной успешности», Бокова О.А. «Теоретические основы изучения личностной ригидности», Залевского Г.В. «Психическая ригидность в норме и патологии», Равич-Щербо И.В. «Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека».
     
     Методы исследования:
1. Организационный (организация психологического исследования)
2. Эмпирический (получение первичных данных)
3. Метод обработки данных (проведение количественного и качественного анализа первичных данных).

     Методы статистической обработки полученных данных: коэффициент линейной корреляции Пирсона, многофункциональный критерий коэффициента корреляции t-Кенделла. Исследование проводилось на основе применения тестовых опросников: Залевского В.Г., Торонтского опросника алекситимии, 16-факторного анализа опросника Кетелла.
     Научная новизна исследования состоит в комплексном подходе исследования признаков, характерных для психической ригидности и попытке определить наследуемые генетически признаки психической ригидности. 
     Структура работы: Работа состоит из введения, трех основных глав (теоретической, методологической, эмпирической), заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Обзор литературы по теме исследования
     1.1.Терминологическая значимость понятия психической ригидности, дефиниции психической ригидности
     Термин «ригидность» с латинского rigiditas переводится как «негибкий», «жесткий», «окостенелый», «неэластичный». В психологию данный термин перешел из физики, где значение термина обозначает свойства тел к сопротивлению изменения их форм.
     Термин «ригидность» применяется не только в психологии, но также и в физиологии, так как имеет похожее понятие.
     «Ригидность» означает неспособность индивидуума быстро перестроиться под действием каких-либо обстоятельств. Таким образом, индивидуум в нестандартных для него условиях начинает действовать согласно своим устоявшимся принципам и убеждениям, т.е. применяет запланированные ранее схемы поведения [28].
     В неврозологии проблема психической ригидности появилась благодаря исследованиям Залевского Г.В., ученого, показавшего значимость данного психического состояния для неврогенеза. Исследовав различные дефиниции понятия «ригидность», трактуемые различными учеными, сделал вывод об их противоречивости и терминологической невыясненности понятия «психическая ригидность» [20].
     Залевский Г.В. пришел к выводу, что психическая ригидность чаще всего определяется альтернативно: как характеристика личности либо характеристика поведения, как характеристика отдельных отраслей личности – перцептивная, психомоторная, когнитивная, аффективная, мотивационная ригидность; либо личности в целом, как формально-динамическая; а также как содержательная характеристика личности и поведения, как основное свойство нормальной, либо патологически измененной личности [19].
     Залевский Г.В. рассматривал под ригидностью такие формы организации поведения субъекта, которые остаются прежними, независимо от изменения жизненной ситуации. 
     Ученым была изучена природа психической ригидности, особенности ее проявления. Исследователем психическая ригидность характеризовалась исходя из положения о динамической структуре личности, в каждом конкретном случае, как «вклад» в суммарную оценку личностных подструктур: когнитивной, аффективной, эмотивной, динамической и психосоциальной [20].
     Залевский Г.В. указывал на то, что проблема фиксированных форм поведения является сложной, комплексной, относящейся к различным областям знаний, поэтому она должна рассматриваться на уровне индивидуальных (личности) и групповых систем (семьи, профессиональных сообществ, общества и этноса), проявляемых в культурном пространстве, образовании, науке, норме и патологии [18].
     Ученый отмечал, что «как синонимы ригидности и флексибильности употребляются такие термины, как инертность, тугоподвижность, неповторимость, стереотипия, вязкость, фиксированность, упрямство, догматизм, консерватизм, переключаемость, адаптивность, функциональная фиксированность и другие»[19].
     Залевский Г.В рассматривал психическую ригидность как фактор, который вызван душевными, психологическими и физиологическими причинами, рассматривал возможности ее ослабления, компенсирования или нейтрализации, а также определил комплекс изучения психологических механизмов, ограничивающих поведение, вызывающих заболевание и снижающих эффективность восстановительной терапии [20].
     Согласно словарю практического психолога С. Ю. Головина: «ригидность в психологии характеризуется неготовностью, затрудненностью, включая полную неспособность в изменении намеченной индивидуумом программы деятельности в условиях, которые требуют ее перестройки, согласно новой сложившейся ситуации». В словаре выделяются следующие типы ригидности: когнитивная, аффективная, мотивационная [13].
     Когнитивная ригидность обнаруживается в трудностях перестройки восприятия в изменившейся жизненной ситуации; аффективная ригидность выражается в косности аффективных, эмоциональных откликов на изменяющиеся объекты эмоций; мотивационная ригидность проявляется в затруднительной системе мотивов в тех обстоятельствах, которые требует применения гибкости и изменения характера поведения.
     Согласно толкового словаря психиатрических терминов Блейхера В.М.: «психическая ригидность представляет собой психопатологическое состояние, которое характеризуется недостаточной подвижностью психических процессов, нарушениями переключаемости мышления и речи, инертностью установок индивидуума, что в свою очередь, затрудняет адаптацию психики больных к изменяющимся условиям внешней среды. Это состояние характерно для экзогенно-органических поражений головного мозга, эпилепсии» [8].
     Учеными Роговиным М.С., Наенко Н.И. психическая ригидность, рассматривалась как неспособность личности изменять свое поведение в соответствии с изменениями ситуации, приверженность к какому-либо однотипному образу действий, негибкость [31,35]. Они рассматривали ригидность, как застреваемость аффекта, фиксацию на однообразных объектах и неизменность их эмоциональной значимости. По их мнению, в ситуации психоэмоциального напряжения, отличительной особенностью поведения может являться его негибкость, утрата пластичности.
     Считается, что причиной ригидного поведения могут быть: тревога, фрустрация, страх, шок. При рассмотрении проблемы взаимосвязи психической ригидности и неврозогенеза на психофизиологическом уровне, следует обратиться к работам Русалова В.М., который указывал, что ведущими функциями механизма саморегуляции являются: чувствительность к вероятностной среде и пластичность нервных процессов [36]. Ученый отмечал, что именно пластичность отвечает за внутреннюю тенденцию индивидуума к изменению тактик вероятностного прогнозирования, а также за формирование невротической симптоматики.
     На современном этапе исследования причин индивидуальных различий в человеческой совокупности основываются на теории двух факторов –генетического наследования и влияний среды, где генетический фактор формирует врожденную предрасположенность к тем или иным проявлениям.
     Такая концепция в отечественной научной литературе присутствует в работах авторов: Александрова А.А., Равич-Щербо И.В., Марютиной Т.М., Григоренко Е.Л [1,34].
     Существуют также и альтернативные концепции информационной негенетической наследственности психических свойств и личностных качеств человека, рассматривающих этот процесс как механизм формирования жизненных программ личности. В психологии существуют различные подходы к пониманию формирования программ жизнедеятельности. К таковым можно отнести психоаналитические теории судьбоанализа (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Л. Сонди), теорию трансактного анализа (Э. Берн, И. Стюарт, В. Джойнс), теорию семейных систем (М. Боуэн, М.Керр Д. Паперо), теории родовой фрактальности в наследовании личностных свойств (Ф. Дальто, Н. Абрахам, А. Шутценбергер) [33]. 
     Первая опирается на теорию генотропизма, вторая делает акцент на неосознаваемом и заимствованном из внешних источников сущности программы, в третьей программа жизни человека рассматривается как автоматизированная схема, определяющая базовые особенности его жизнедеятельности, последняя, принципиально отрицая идею генотропизма, утверждает передачу из поколения в поколение определенных психических процессов и состояний, влияющих на формирование личности.
     Как отмечалось Осницким О.В., концепции информационной негенетической наследственности психических свойств и личностных качеств человека в отечественной психологии практически не рассматривались.
     Однако, по мнению этого ученого, это направление может быть наиболее перспективным в теоретическом обосновании и эмпирических исследованиях феномена наследования личностных свойств [33].
     При всей многочисленности дефиниций (их существует более 50), как показывает анализ, психическая ригидность многими учеными рассматривается преимущественно через индивидуально психологические особенности индивидуумов, способных выполнять те или иные действия в различных жизненных обстоятельствах. 
     Уровень изменения модели поведения, его реакций и способности перестроиться зависит от индивидуальных характеристик индивидуума. Так, например, уровень ригидности у одного индивидуума может быть меньше, чем у другого, в связи с чем, он может меняться в зависимости от особенностей произошедшей ситуации.
     Показатели ситуации, способной оказать влияние на приспособление мышления и поведения индивидуума, могут быть следующими [42]:
     -сложность поставленной задачи;
     -уровень опасности для индивидуума;
     -уровень мотивации для выполнения задачи;
     -экстремальность условий для индивидуума.
     Достаточно часто ригидность путают с принципиальностью индивидуума, однако, между данными понятиями присутствуют определенные границы различий, так как быстро приспосабливающий индивидуум способен поступиться принципами.
     Современная психология подразделяет ригидность на несколько типов (таблица 1).






Таблица 1 –Типы ригидности в значимых сферах личности
Типы
Характеристики типов
1.Когнитивный
Человек получив дополнительную информацию, не может построить новую картину окружающего его мира, так как она противоречит привычным для него понятиям
2.Мотивационный
Человек не готов отказаться от некоторых потребностей, а также способов удовлетворения таких потребностей. К этому виду ригидности относится и нежелание принятия новых мотивов
3.Аффективный
Неумение связать разные события жизни с соответствующими аффективными реакциями. Индивидуум при ригидности такого типа излишне придает значения объектам, чрезмерно фиксируются на них и испытывают затруднения при эмоциональном научении
4.Динамический
Индивидуум в случае объективной необходимости может изменить темп и ритм жизнедеятельности, переключиться от одной деятельности к другой, переходить при необходимости от покоя к активности, отказать от тех навыков, которые уже не приносят необходимых результатов
5.Праксический 
Проявление у индивидуума стойкости и неизменности навыков и умений, особенно это касается профессиональной сферы
6.Психосоциальный 
У индивидуума проявляются трудности установления межличностных отношений, установления контактов, при необходимости изменения ролевого поведения 


     Все ригидные люди похожи друг на друга, так как обладают рядом типичных качеств и черт характера, свойственных каждому из них. К ним относятся: склонность к упрямству, излишняя эмоциональность и впечатлительность, верность привычкам, излишняя внушаемость, неспособность к саморегуляции и самокоррекции [19].
     Ригидность мышления заключается в том, что человек не только не умеет, но и не хочет отходить от стереотипов, так как ему сложно поменять свою точку зрения на какую-либо оригинальную или необычную. Причинами такого поведения является то, что индивидуум усваивает новые знания через идеи, которые исходят из каких-либо авторитетных источников, а не благодаря собственному чувственному жизненному опыту [43].
     Ригидность личности в умеренной степени может быть даже полезна, так как выражает устойчивость интересов, активность позиции, и это все может усиливаться при воздействии внешних сил, верность своим принципам, трезвость взглядов на окружающую действительность, аккуратность и педантичность  [44].
     В этом случае ригидность мышления и трудности переключения с одних обстоятельств на другие могут хорошо сочетаться с рациональным складом ума и изобретательностью.
     Человек, ригидный в умеренной степени, любит конкретность и точность, его могут раздражать неопределенность каких-либо заданий, неаккуратность и безалаберность окружающих.
     Однако, ригидная личность, является более устойчивой к стрессовым ситуациям, а это обусловлено тем, что такой индивидуум в меньшей степени подвержен внешним влияниям, и не имеет особых защитных механизмов.
     1.2.  Пс?и?х?ичес?ка?я р?и?г?и?д?н?ост?ь и ф?и?кс?ир?о?ва?н?н?ые ф?ор?м?ы п?о?ве?де?н?и?я
     П?о м?не?н?и?ю За?ле?вс?к?о?г?о Г.В. р?и?г?и?д?н?ост?ь я?в?л?яетс?я хара?ктер?ист?и?к?о?й за?в?ис?и?м?о?й л?ич?н?ост?и, п?о?д к?от?ор?о?й, ка?к ра?нее от?меча?л?ос?ь, п?о?н?и?маетс?я не?г?иб?к?ост?ь пс?и?х?ичес?к?о?й де?яте?л?ь?н?ост?и, в част?н?ост?и, уста?н?о?в?о?к, э?кс?пе?к?ц?и?й (?о?ж?и?да?н?и?й), ст?и?ле?й п?о?ве?де?н?и?я, ос?м?ыс?ле?н?и?я де?йст?в?ите?л?ь?н?ост?и, п?оэт?о?му пс?и?х?ичес?ка?я р?и?г?и?д?н?ост?ь в?к?л?ючает в себ?я с?к?л?о?н?н?ост?ь к ш?ир?о?к?о?му с?пе?ктру ф?и?кс?ир?о?ва?н?н?ы?х ф?ор?м п?о?ве?де?н?и?я и нес?п?ос?об?н?ост?ь и?з?ме?не?н?и?я с?в?ое?г?о п?о?ве?де?н?и?я и?л?и уста?н?о?в?ке пр?и объе?кт?и?в?н?о?й не?об?х?о?д?и?м?ост?и [21].
     Р?и?г?и?д?н?ост?ь тес?н?о в?за?и?м?ос?в?я?за?на с тре?в?о?ж?н?ост?ь?ю, а та?к?же ре?в?н?ост?ь?ю, и и?х в?за?и?м?о?де?йст?в?ие пр?и?обретает з?нач?ите?л?ь?ну?ю ст?и?му?л?иру?ю?щу?ю с?и?лу.
     П?о наб?л?ю?де?н?и?я?м Бере?з?и?на Ф.Б., с?очета?н?ие пр?ису?ще?й р?и?г?и?д?н?ост?н?ы?м и?н?д?и?в?и?дуу?ма?м се?нс?ит?и?в?н?ост?и, в?ос?пр?и?и?мч?и?в?ост?и с те?н?де?н?ц?ие?й к са?м?оут?вер?ж?де?н?и?ю п?ор?о?ж?дает п?о?д?о?зр?ите?л?ь?н?ост?ь, кр?ит?ичес?к?ое и пре?зр?ите?л?ь?н?ое от?н?о?ше?н?ие к о?кру?жа?ю?щ?и?м, а?гресс?и?в?н?ост?ь и у?пр?я?мст?в?о.
     И?н?д?и?в?и?дуу?м?ы та?к?о?г?о т?и?па б?ы?ва?ют чест?о?л?юб?и?в?ы?м?и и все?г?да ру?к?о?в?о?дст?ву?ютс?я на?мере?н?ие?м б?ыт?ь луч?ше и у?м?нее дру?г?и?х, в гру?п?п?о?в?о?й же де?яте?л?ь?н?ост?и все?г?да стре?м?ятс?я к л?и?дерст?ву. Та?к?ие стре?м?ле?н?и?я встреча?ютс?я у пс?и?х?о?пат?ичес?к?и?х л?ич?н?осте?й, к?от?ор?ые ча?ще все?г?о в?о?з?г?ла?в?л?я?ют престу?п?н?ые гру?п?п?ир?о?в?к?и [6].
     Р?и?г?и?д?н?ые л?ич?н?ост?и част?о б?ы?ва?ют п?о?д?о?зр?ите?л?ь?н?ы?м?и, а эт?о, ка?к пра?в?и?л?о, отра?жает неб?ла?г?о?пр?и?ят?н?ые о?ж?и?да?н?и?я, б?о?я?з?н?ь отт?ор?же?н?и?я от м?и?кр?ос?о?ц?иа?л?ь?н?о?г?о о?кру?же?н?и?я, тре?в?о?гу. Част?о аффе?кт?и?в?н?ые нас?и?л?ьст?ве?н?н?ые де?йст?в?и?я н?ос?ят хара?ктер пс?и?х?о?л?о?г?ичес?к?о?й за?щ?ит?ы от де?йст?в?ите?л?ь?н?ост?и, а с?к?орее все?г?о от м?н?и?м?о?г?о не?д?обр?о?же?лате?л?ь?н?о?г?о и вра?ж?деб?н?о?г?о от?н?о?ше?н?и?я.
     П?о м?не?н?и?ю За?ле?вс?к?о?г?о Г.В. д?л?я р?и?г?и?д?н?ы?х л?ич?н?осте?й хара?ктер?н?ы тре?в?о?га и чу?вст?в?о в?и?н?ы, на?в?я?зч?и?в?ые с?о?м?не?н?и?я, бес?п?о?к?о?йст?в?о, не?д?о?верч?и?в?ост?ь, чу?вст?в?о не?п?о?л?н?о?це?н?н?ост?и. Та?к, уче?н?ы?м от?меча?л?ис?ь и дру?г?ие черт?ы р?и?г?и?д?н?о?й л?ич?н?ост?и, ка?к отчу?ж?де?н?ие и с?о?ц?иа?л?ь?на?я и?з?о?л?ир?о?ва?н?н?ост?ь [21].
     Р?и?г?и?д?н?ые и?н?д?и?в?и?дуу?м?ы част?о ос?л?о?ж?н?я?ют об?ще?н?ие, чт?о пр?и?в?о?д?ит к ра?з?в?ит?и?ю де?за?да?пта?ц?и?и, та?к ка?к пр?о?я?в?л?я?ют ст?о?й?ку?ю пр?и?вер?же?н?н?ост?ь к о?пре?де?ле?н?н?ы?м с?п?ос?оба?м п?о?ве?де?н?и?я.
     У л?ю?де?й с пс?и?х?ичес?к?и?м?и а?н?о?ма?л?и?я?м?и пс?и?х?ичес?ка?я р?и?г?и?д?н?ост?ь м?о?жет пр?и?в?о?д?ит?ь к б?о?лее т?я?ж?к?и?м п?ос?ле?дст?в?и?я?м, п?от?о?му чт?о наб?ор д?л?я субъе?кт?и?в?н?ы?х в?о?з?м?о?ж?н?осте?й к а?да?пта?ц?и?и у н?и?х г?ора?з?д?о бе?д?нее.
     С?в?я?з?ь пр?об?ле?м?ы пс?и?х?ичес?к?и?х с?ост?о?я?н?и?й и р?и?г?и?д?н?ост?и на?иб?о?лее отчет?л?и?в?о в?ысту?пает пр?и а?на?л?и?зе э?м?о?ц?и?о?на?л?ь?н?о?й на?пр?я?же?н?н?ост?и и?л?и стресса.
     Исс?ле?д?о?ва?н?ие стресса п?о?луч?и?л?о ф?и?з?и?о?л?о?г?ичес?к?ое об?ос?н?о?ва?н?ие в уче?н?и?я?х У.Б. Ке?н?н?о?на и Г. Се?л?ье, ка?к с?в?ое?обра?з?на?я за?щ?ит?на?я п?о с?в?ое?му хара?ктеру реа?к?ц?и?я ор?га?н?и?з?ма, м?об?и?л?и?зу?ю?ще?г?о с?в?о?и ресурс?ы (?пре?ж?де все?г?о ресурс?ы э?н?д?о?кр?и?н?н?ые) в от?вет на с?и?л?ь?н?ые и тра?в?м?иру?ю?щ?ие в?не?ш?н?ие в?о?з?де?йст?в?и?я, эт?о касаетс?я и ф?и?з?ичес?к?ие и нер?в?н?о-э?м?о?ц?и?о?на?л?ь?н?ы?х пере?гру?з?о?к [17].
     Пр?и стресс?о?в?ы?х с?итуа?ц?и?я?х м?о?гут в?о?з?н?и?кат?ь ка?к пс?и?х?о?л?о?г?ичес?к?ие, та?к и ф?и?з?и?о?л?о?г?ичес?к?ие и?з?ме?не?н?и?я. Ес?л?и стресс не бу?дет с?и?л?ь?н?ы?м, т?о ф?и?з?и?о?л?о?г?ичес?к?ие и?з?ме?не?н?и?я м?о?гут п?очт?и не пр?о?я?в?л?ят?ьс?я в?не?ш?не, л?иб?о не п?о?д?да?ват?ьс?я ре?г?истра?ц?и?и, т?о?г?да пс?и?х?отера?пе?вту и?л?и пс?и?х?о?л?о?гу пр?и?х?о?д?итс?я пр?ибе?гат?ь к а?на?л?и?зу б?о?лее т?о?н?к?и?х и с?в?ое?обра?з?н?ы?х и?з?ме?не?н?и?й п?о?ве?де?н?и?я че?л?о?ве?ка. К ч?ис?лу та?к?и?х и?з?ме?не?н?и?й от?н?ос?ятс?я затру?д?не?н?и?я в осу?щест?в?ле?н?и?и фу?н?к?ц?и?й, к?от?ор?ые требу?ют с?о?з?нате?л?ь?н?о?г?о к?о?нтр?о?л?я, и фу?н?к?ц?и?й, с?в?я?за?н?н?ы?х с на?пра?в?ле?н?н?ост?ь?ю м?ы?ш?ле?н?и?я на ре?ше?н?ие ка?к?и?х-?л?иб?о за?дач [17].
     М?о?гут наб?л?ю?дат?ьс?я тру?д?н?ост?и в пере?к?л?юче?н?и?и в?н?и?ма?н?и?я. В с?в?о?ю очере?д?ь, зауче?н?н?ые и а?вт?о?мат?и?з?ир?о?ва?н?н?ые ф?ор?м?ы п?о?ве?де?н?и?я и на?в?ы?к?и не т?о?л?ь?к?о м?о?гут т?ор?м?о?з?ит?ьс?я, н?о да?же пр?от?и?в в?о?л?и че?л?о?ве?ка м?о?гут за?ме?н?ят?ь с?об?о?й с?о?з?нате?л?ь?н?о на?пра?в?ле?н?н?ые де?йст?в?и?я [17].
     М?н?о?г?оч?ис?ле?н?н?ые исс?ле?д?о?ва?н?и?я с?х?о?д?ятс?я в т?о?м, чт?о от?л?ич?ите?л?ь?н?о?й ос?обе?н?н?ост?ь?ю п?о?ве?де?н?и?я в с?итуа?ц?и?и на?пр?я?же?н?н?ост?и я?в?л?яетс?я е?г?о не?г?иб?к?ост?ь и хара?ктер?и?зуетс?я пре?об?ла?да?н?ие?м стере?от?и?п?и?и. Исс?ле?д?о?вате?л?я?м?и Р?о?г?о?в?и?н?ы?м В.Д., Нае?н?к?о Н.И. от?меча?л?ос?ь, чт?о пр?и в?ыс?о?к?о?й сте?пе?н?и на?пр?я?же?н?н?ост?и че?л?о?ве?ка пр?ос?матр?и?ваетс?я су?же?н?ие д?иа?па?з?о?на де?йст?в?и?й (реа?л?и?зу?ю?щеес?я в кра?й?н?и?х ф?ор?ма?х ка?к в?о?збу?ж?де?н?и?я, та?к и т?ор?м?о?же?н?и?я), и эт?о м?о?жет д?ост?и?гат?ь ур?о?в?н?я пат?о?л?о?г?и?и [35].
     Краеу?г?о?л?ь?н?ы?м ка?м?не?м л?юб?о?й а?д?д?и?к?ц?и?и в стру?ктуре за?в?ис?и?м?о?г?о п?о?ве?де?н?и?я я?в?л?яетс?я р?и?г?и?д?н?ост?ь, ле?жа?ща?я в ос?н?о?ве к?о?м?пу?л?ьс?и?в?н?ост?и.
     Та?к?ие л?ю?д?и част?о с?ле?ду?ют о?пре?де?ле?н?н?ы?м р?итуа?ла?м и шаб?л?о?на?м, эт?о ста?н?о?в?итс?я д?л?я н?и?х не?об?х?о?д?и?м?ост?ь?ю и пр?и?н?ос?ит ра?д?ост?ь. 
     Та?к, на?пр?и?мер, с?п?орт?и?в?н?ые фа?нат?ы ис?п?ыт?ы?ва?ют у?д?о?в?о?л?ьст?в?ие от о?пре?де?ле?н?н?о?г?о п?о?ве?де?н?и?я, н?о?ше?н?и?я о?д?н?о?обра?з?н?о?г?о ст?и?л?я о?де?ж?д?ы, рече?в?ы?х об?ор?от?о?в. Об?ор?от?н?о?й ст?ор?о?н?о?й це?леустре?м?ле?н?н?ост?и, к?от?ору?ю м?о?ж?н?о сч?итат?ь и?нстру?ме?нт?о?м д?л?я реа?л?и?за?ц?и?и за?в?ис?и?м?ост?и, м?о?жет стат?ь и?ме?н?н?о р?и?г?и?д?н?ост?ь [22].
     Нес?м?отр?я на т?о, чт?о це?леустре?м?ле?н?н?ост?ь н?ос?ит ге?д?о?н?ист?ичес?к?и?й де?в?иа?нт?н?ы?й хара?ктер, н?о бе?з нее не?в?о?з?м?о?ж?н?о пре?дста?в?ит?ь ф?ор?м?ир?о?ва?н?ие а?д?д?и?к?ц?и?и. За?ле?вс?к?и?м Г.В. с?де?ла?н?о пре?д?п?о?л?о?же?н?ие, чт?о р?и?г?и?д?н?ост?ь я?в?л?яетс?я ба?з?о?в?о?й пс?и?х?о?л?о?г?ичес?к?о?й хара?ктер?ист?и?к?о?й расстр?о?йст?в за?в?ис?и?м?о?г?о п?о?ве?де?н?и?я.
     Це?ме?нт?ир?о?ват?ь пат?о?л?о?г?ичес?к?и?й паттер?н а?д?д?и?кт?и?в?н?о?г?о п?о?ве?де?н?и?я с?п?ос?об?на и?ме?н?н?о р?и?г?и?д?н?ост?ь, и?ме?н?н?о р?и?г?и?д?н?ост?ь с?п?ос?об?на с?о?з?да?ват?ь о?д?н?о и?з ос?н?о?в?н?ы?х качест?в за?в?ис?и?м?ост?и - не?пре?о?д?о?л?и?м?ост?ь в?лече?н?и?я к с?о?вер?ше?н?и?ю де?в?иа?нт?н?о?г?о п?осту?п?ка, к?от?ор?ы?й бу?дет с?о?пр?о?в?о?ж?дат?ьс?я э?м?о?ц?и?о?на?л?ь?н?о?й ра?зр?я?д?к?о?й [25].
     Су?щ?н?ост?ь р?и?г?и?д?н?ост?и, ка?к об?щес?исте?м?н?о?г?о с?в?о?йст?ва, за?к?л?ючаетс?я в т?о?м, чт?о о?на пре?дста?в?л?яет с?об?о?й и?нте?гра?л?ь?н?ы?й, на?иб?о?лее об?щ?и?й п?о?ка?зате?л?ь сте?пе?н?и от?кр?ыт?ост?и пс?и?х?о?л?о?г?ичес?к?о?й с?исте?м?ы. Ес?л?и г?о?в?ор?ит?ь дру?г?и?м?и с?л?о?ва?м?и, т?о че?м в?ы?ше ур?о?ве?н?ь р?и?г?и?д?н?ост?и, те?м с?и?л?ь?нее б?л?о?к?иру?ютс?я ка?на?л?ы в?ы?х?о?да в?о в?не?ш?н?ю?ю сре?ду, те?м б?о?л?ь?ше и?г?н?ор?иру?ютс?я в?о?з?м?о?ж?н?ост?и са?м?ореа?л?и?за?ц?и?и и?н?д?и?в?и?дуу?ма, к?от?ор?ые от?кр?ы?ва?ютс?я в?о в?за?и?м?о?де?йст?в?и?и че?л?о?ве?ка с?о сре?д?о?й, те?м вер?о?ят?нее пр?о?я?в?ле?н?ие п?о?ве?де?нчес?к?и?х и дру?г?и?х стере?от?и?п?о?в в неа?де?к?ват?н?ы?х д?л?я н?и?х ус?л?о?в?и?я?х.
     Ес?л?и стру?ктура л?ич?н?ост?и п?ора?же?на в ка?к?о?й-?л?иб?о мере пс?и?х?ичес?к?о?й р?и?г?и?д?н?ост?ь?ю, т?о не?за?в?ис?и?м?о ее вре?ме?н?н?ы?х хара?ктер?ист?и?к, о?на бу?дет реа?л?и?з?о?в?ы?ват?ь с?в?о?и от?н?о?ше?н?и?я с?о сре?д?о?й пре?и?му?щест?ве?н?н?о с п?о?м?о?щ?ь?ю р?и?г?и?д?н?ы?х де?йст?в?и?й (ф?и?кс?ир?о?ва?н?н?о?й ф?ор?м?ы п?о?ве?де?н?и?я) [21].
     П?о м?не?н?и?ю пс?и?х?о?л?о?г?о?в, все р?и?г?и?д?н?ые л?ю?д?и п?о?х?о?ж?и ме?ж?ду с?об?о?й, та?к ка?к об?ла?да?ют р?я?д?о?м т?и?п?ич?н?ы?х качест?в и черт, к к?от?ор?ы?м м?о?ж?н?о от?нест?и:
     -с?к?л?о?н?н?ост?ь к у?пр?я?мст?ву;
     -с?ле?д?о?ва?н?ие с?в?о?и?м пр?и?в?ыч?ка?м;
     -?и?з?л?и?ш?н?я?я э?м?о?ц?и?о?на?л?ь?на?я в?печат?л?ите?л?ь?н?ост?ь;
     -?нес?п?ос?об?н?ост?ь к са?м?оре?гу?л?я?ц?и?и и са?м?о?к?орре?к?ц?и?и.
     Че?л?о?ве?к не м?о?жет, а та?к?же не же?лает и не у?меет от?х?о?д?ит?ь от ка?к?и?х-?л?иб?о стере?от?и?п?о?в, е?му д?остат?оч?н?о с?л?о?ж?н?о п?о?ме?н?ят?ь с?в?о?ю т?оч?ку зре?н?и?я на ка?ку?ю-?л?иб?о ор?и?г?и?на?л?ь?ну?ю, не?об?ыч?ну?ю и?л?и креат?и?в?ну?ю. Эт?о пр?о?ис?х?о?д?ит п?от?о?му, чт?о и?н?д?и?в?и?дуу?м ус?ва?и?вает н?о?в?ые з?на?н?и?я чере?з и?де?и, к?от?ор?ые пр?исутст?ву?ют в а?вт?ор?итет?н?ы?х ист?оч?н?и?ка?х, а не б?ла?г?о?дар?я с?обст?ве?н?н?о?му о?п?ыту [28].
     В у?мере?н?н?о?й сте?пе?н?и р?и?г?и?д?н?ост?ь м?о?жет б?ыт?ь п?о?ле?з?н?о?й, та?к ка?к бу?дет в?ыра?жат?ь уст?о?йч?и?в?ост?ь и?нтерес?о?в, а?кт?и?в?н?ост?ь п?о?з?и?ц?и?и, к?от?ора?я м?о?жет ус?и?л?и?ват?ьс?я п?о?д де?йст?в?ие?м в?не?ш?н?и?х с?и?л, вер?н?ост?ь с?обст?ве?н?н?ы?м пр?и?н?ц?и?па?м, тре?з?в?ост?ь в?з?г?л?я?д?о?в на о?кру?жа?ю?щу?ю де?йст?в?ите?л?ь?н?ост?ь, а?к?курат?н?ост?ь и пе?да?нт?ич?н?ост?ь. Пр?и та?к?о?й р?и?г?и?д?н?ост?и м?ы?ш?ле?н?и?я и тру?д?н?ост?и пере?к?л?юче?н?и?я м?о?гут х?ор?о?ш?о с?очетат?ьс?я с ра?ц?и?о?на?л?ь?н?ы?м с?к?ла?д?о?м у?ма и и?з?обретате?л?ь?н?ост?ь?ю [21].
     Л?ю?д?и эт?о?г?о т?и?па пре?д?п?оч?ита?ют к?о?н?крет?н?ост?ь и т?оч?н?ост?ь, и?х м?о?гут ра?з?дра?жат?ь бе?за?лабер?н?ост?ь и неа?к?курат?н?ост?ь о?кру?жа?ю?щ?и?х л?ю?де?й.
     Р?и?г?и?д?на?я л?ич?н?ост?ь я?в?л?яетс?я б?о?лее уст?о?йч?и?в?о?й к стресс?о?в?ы?м с?итуа?ц?и?я?м, та?к ка?к о?н?и ме?н?ь?ше п?о?д?вер?же?н?ы в?не?ш?не?му в?л?и?я?н?и?ю, а та?к?же и?ме?ют ос?об?ые за?щ?ит?н?ые ме?ха?н?и?з?м?ы.
     Та?к?ие черт?ы, ка?к о?дер?ж?и?м?ост?ь ка?к?о?й-?л?иб?о и?дее?й, с?п?ос?об?н?ост?ь все?л?ят?ь у?вере?н?н?ост?ь в дру?г?и?х, п?о?м?о?га?ют в ф?ор?м?ир?о?ва?н?и?и л?и?дерс?к?и?х качест?в, ос?обе?н?н?о в с?очета?н?и?и с в?ыс?о?к?и?м?и пр?офесс?и?о?на?л?ь?н?ы?м?и качест?ва?м?и и и?нте?л?ле?кт?о?м.
     Яр?к?о в?ыра?же?н?на?я р?и?г?и?д?н?ост?ь п?о?ве?де?н?и?я наб?л?ю?даетс?я у пс?и?х?о?пат?о?в с пара?н?о?и?да?л?ь?н?ы?м?и пр?и?з?на?ка?м?и, у к?от?ор?ы?х наб?л?ю?даетс?я в?ыс?о?ка?я к?о?нф?л?и?кт?н?ост?ь и ма?н?иа?ка?л?ь?на?я п?о?д?вер?же?н?н?ост?ь ка?к?о?й-?л?иб?о и?дее [42].
     1.3.Нас?ле?дуе?м?ост?ь пр?и?з?на?к?о?в ф?и?кс?ир?о?ва?н?н?ы?х ф?ор?м п?о?ве?де?н?и?я у р?о?дст?ве?н?н?и?к?о?в
     Л?ю?д?и дру?г от дру?га ра?з?л?ича?ютс?я р?я?д?о?м пс?и?х?о?л?о?г?ичес?к?и?х хара?ктер?ист?и?к.
     Та?к?ие ра?з?л?ич?и?я объ?яс?н?я?ютс?я ка?к нес?х?о?д?н?ы?м?и ге?н?от?и?па?м?и, та?к и ге?н?от?и?па?м?и л?ю?де?й, с?о?дер?жа?щ?и?х ра?з?н?ые ф?ор?м?ы ге?н?о?в, а та?к?же не?о?д?и?на?к?о?в?ы?м?и ж?и?з?не?н?н?ы?м?и ус?л?о?в?и?я?м?и.
     Нау?ка пс?и?х?о?ге?нет?и?ка и?зучает с?о?от?н?ос?ите?л?ь?н?ы?й в?к?ла?д нас?ле?дст?ве?н?н?ост?и и сре?д?ы в ра?з?н?о?обра?з?ие л?ю?де?й п?о пс?и?х?о?л?о?г?ичес?к?и?м с?в?о?йст?ва?м и п?о?ве?де?н?и?ю.
     Уче?н?ые д?л?я о?це?н?к?и в?л?и?я?н?и?я нас?ле?дст?ве?н?н?ост?и и сре?д?ы на п?о?ве?де?н?ие и?н?д?и?в?и?дуу?м?о?в сра?в?н?и?ва?ют л?ю?де?й, и?ме?ю?щ?и?х ра?з?л?ич?ну?ю сте?пе?н?ь ге?нет?ичес?к?о?й об?щ?н?ост?и (?на?пр?и?мер, о?д?н?о?я?й?це?в?ы?х и ра?з?н?о?я?й?це?в?ы?х б?л?и?з?не?ц?о?в, с?в?о?д?н?ы?х и р?о?д?н?ы?х брат?ье?в и сестер и т.?д.).
     Не?к?от?ор?ые ге?н?ы и?ме?ют дес?ят?к?и ф?ор?м, ге?н?от?и?п ка?ж?д?о?г?о че?л?о?ве?ка с?о?дер?ж?ит д?ва э?к?зе?м?п?л?яра ка?ж?д?о?г?о в?и?да, и и?х ф?ор?м?ы м?о?гут б?ыт?ь ка?к о?д?и?на?к?о?в?ы?м?и, та?к и ра?з?н?ы?м?и. О?д?и?н нас?ле?дуетс?я от от?ца, дру?г?о?й – от матер?и.
     Д?л?я ка?ж?д?о?г?о че?л?о?ве?ка с?очета?н?ие ф?ор?м ге?н?о?в я?в?л?яетс?я у?н?и?ка?л?ь?н?ы?м, и та?ка?я у?н?и?ка?л?ь?н?ост?ь ле?ж?ит в ос?н?о?ве ге?нет?ичес?к?и обус?л?о?в?ле?н?н?ы?х ра?з?л?ич?и?й ме?ж?ду л?ю?д?ь?м?и.
     Пр?об?ле?ма пре?драс?п?о?л?о?же?н?н?ост?и че?л?о?ве?ка к те?м и?л?и и?н?ы?м пс?и?х?ичес?к?и?м ос?обе?н?н?ост?я?м исс?ле?д?о?ва?лас?ь ра?з?н?ы?м?и уче?н?ы?м?и. Исс?ле?д?о?ва?лас?ь р?о?л?ь нас?ле?дст?ве?н?н?ост?и в эт?и?о?л?о?г?и?и пс?и?х?ичес?к?и?х ме?д?и?к?о-с?о?ц?иа?л?ь?н?ы?х заб?о?ле?ва?н?и?й, в?ы?яс?н?я?лас?ь вер?о?ят?н?ост?ь нас?ле?д?о?ва?н?и?я п?о?ве?де?н?и?я. Уче?н?ые п?ыта?л?ис?ь в?ы?я?в?ит?ь ге?нет?ичес?к?ие пр?ич?и?н?ы, п?о?н?ят?ь ме?ха?н?и?з?м?ы и в?ы?я?в?ит?ь ге?н-?н?ос?ите?л?ь нас?ле?дст?ве?н?н?ы?х пс?и?х?ичес?к?и?х, пс?и?х?ос?о?мат?ичес?к?и?х и ме?д?и?к?о-с?о?ц?иа?л?ь?н?ы?х заб?о?ле?ва?н?и?й че?л?о?ве?ка [40].
     Исс?ле?д?о?ва?н?и?я, к?от?ор?ые пр?о?в?о?д?и?л?ис?ь уче?н?ы?м?и в об?ласт?и п?о?пу?л?я?ц?и?о?н?н?о?й ге?нет?и?к?и, п?о?ка?за?л?и, чт?о пр?о?ис?х?о?д?ит стат?ист?ичес?к?ое у?ве?л?иче?н?ие пр?о?я?в?ле?н?и?й пс?и?х?о?пат?о?л?о?г?и?и в се?м?ье б?о?л?ь?н?ы?х, стра?да?ю?щ?и?х пс?и?х?ичес?к?и?м?и от?к?л?о?не?н?и?я?м?и.
     Д?л?я объ?яс?не?н?и?я та?к?о?г?о фе?н?о?ме?на б?ы?л?и пр?о?ве?де?н?ы м?о?ле?ку?л?яр?н?о-?ге?нет?ичес?к?ие исс?ле?д?о?ва?н?и?я в об?ласт?и пс?и?х?иатр?и?и, к?от?ор?ые б?ы?л?и на?пра?в?ле?н?ы на п?о?ис?к о?пре?де?ле?н?н?ы?х м?о?ле?ку?л?яр?н?о-б?и?о?л?о?г?ичес?к?и?х ме?ха?н?и?з?м?о?в, п?осре?дст?в?о?м к?от?ор?ы?х м?о?жет пере?да?ват?ьс?я пре?драс?п?о?л?о?же?н?н?ост?ь к пс?и?х?ичес?к?и?м заб?о?ле?ва?н?и?я?м и?л?и от?к?л?о?не?н?и?я?м. Ка?к от?меча?л А.В. Ос?н?и?ц?к?и?й, ре?зу?л?ьтат?ы п?о?ка?за?л?и, чт?о ис?х?о?д?я и?з ге?нет?ичес?к?о?й детер?м?и?на?ц?и?и не?йр?оф?и?з?и?о?л?о?г?ичес?к?и?х пр?о?цесс?о?в, м?о?ж?н?о г?о?в?ор?ит?ь т?о?л?ь?к?о о не?к?от?ор?ы?х ос?обе?н?н?ост?я?х нер?в?н?о?й с?исте?м?ы и пс?и?х?оф?и?з?и?о?л?о?г?ичес?к?и?х пр?о?цесс?о?в. Н?о, пр?и эт?о?м, отсутст?ву?ют ка?к?ие-?л?иб?о ос?н?о?ва?н?и?я де?лат?ь в?ы?в?о?д?ы о ге?нет?ичес?к?о?й детер?м?и?на?ц?и?и пс?и?х?ичес?к?о?й де?яте?л?ь?н?ост?и [33].
     Нас?ле?д?о?ва?н?ие ка?к?и?х-?л?иб?о пс?и?х?ичес?к?и?х с?в?о?йст?в не м?о?жет объ?яс?н?ят?ьс?я т?о?л?ь?к?о б?и?о?ге?нет?ичес?к?и?м?и фа?кт?ора?м?и.
     А.В. Ос?н?и?ц?к?и?й от?мечает, чт?о не?д?о?пуст?и?м?о су?жат?ь п?о?л?я науч?н?ы?х исс?ле?д?о?ва?н?и?й, расс?матр?и?ва?я ге?нет?и?ку ка?к не?к?и?й абс?о?л?ют и не?л?ь?з?я пре?небре?гат?ь об?ласт?ь?ю пс?и?х?ичес?к?и?х нас?ле?дст?ве?н?н?ы?х с?в?я?зе?й, к?от?ор?ые м?о?гут и?мет?ь ка?ку?ю-т?о и?ну?ю пр?ир?о?ду [33].
     Су?щест?ву?ю?щ?ие с?о?вре?ме?н?н?ые те?ор?и?и о т?о?м, чт?о пс?и?х?о?л?о?г?ичес?к?ие и пс?и?х?о?пат?о?л?о?г?ичес?к?ие пр?и?з?на?к?и м?о?гут б?ыт?ь нас?ле?д?о?ва?н?ы путе?м пере?дач?и ге?н?н?о?й и?нф?ор?ма?ц?и?и, не п?о?дт?вер?ж?да?ютс?я д?ост?о?вер?н?ы?м?и да?н?н?ы?м?и о су?щест?ву?ю?ще?м ме?ха?н?и?з?ме та?к?о?й пере?даче, и я?в?л?я?ютс?я т?о?л?ь?к?о л?и?ш?ь г?и?п?оте?за?м?и [37].
     С?о?г?лас?н?о пс?и?х?ос?о?мат?ичес?к?о?й к?о?н?це?п?ц?и?и фу?н?к?ц?и?о?н?ир?о?ва?н?и?я с?исте?м ор?га?н?и?з?ма, ф?и?з?и?о?л?о?г?ичес?к?ие с?ост?о?я?н?и?я и ф?и?з?и?о?л?о?г?ичес?к?ие пр?о?цесс?ы о?пре?де?л?я?ютс?я пр?о?цесса?м?и и с?ост?о?я?н?и?я?м?и пс?и?х?ичес?к?о?й стру?ктур?ы че?л?о?ве?ка [14].
     Та?к?и?м обра?з?о?м, м?о?ж?н?о с?де?лат?ь пре?д?п?о?л?о?же?н?ие о т?о?м, чт?о в?о?пр?ос нас?ле?д?о?ва?н?и?я л?ич?н?ост?н?ы?х с?в?о?йст?в д?о?л?же?н расс?матр?и?ват?ьс?я не т?о?л?ь?к?о с?о ст?ор?о?н?ы б?и?о?л?о?г?ичес?к?и?х (?ге?нет?ичес?к?и?х) пр?о?цесс?о?в, а пс?и?х?о?л?о?г?ичес?к?и?х ме?ха?н?и?з?м?о?в, к?от?ор?ые от?н?ос?ятс?я к об?ласт?и субъе?кт?и?в?н?о?й реа?л?ь?н?ост?и.
     Пс?и?х?ичес?ка?я с?оста?в?л?я?ю?ща?я на?х?о?д?ит с?в?ое отра?же?н?ие в обра?зе ж?и?з?н?и и?н?д?и?в?и?дуу?ма, к?от?ор?ы?й о?пре?де?л?яетс?я э?к?з?исте?н?ц?и?о?на?л?ь?н?ы?м це?н?н?ост?н?о-?ор?ие?нта?ц?и?о?н?н?о?м е?д?и?нст?в?о?м и эт?ичес?к?о?й на?пра?в?ле?н?н?ост?ь?ю л?ич?н?ост?и.
     Обра?з ж?и?з?н?и, ка?к пр?о?я?в?ле?н?ие пс?и?х?ичес?к?о?й и ду?х?о?в?н?о?й с?оста?в?л?я?ю?ще?й в?о м?н?о?г?о?м за?в?ис?ит от с?о?мат?ичес?к?о?г?о с?ост?о?я?н?и?я че?л?о?ве?ка.
     На?иб?о?лее ва?ж?н?ы?м и а?ктуа?л?ь?н?ы?м те?орет?ичес?к?и?м п?о?л?о?же?н?ие?м в исс?ле?д?о?ва?н?и?и пр?об?ле?м?ы ф?ор?м?ир?о?ва?н?и?я л?ич?н?ост?и че?л?о?ве?ка, я?в?л?яетс?я а?на?л?и?з и ос?м?ыс?ле?н?ие п?о?н?ят?и?й «?нас?ле?дст?ве?н?н?ост?ь», «сре?да», «?вр?о?ж?де?н?н?ое», «?пр?и?обрете?н?н?ое» [4].
     Пр?от?и?в?о?п?оста?в?ле?н?ие та?к?и?х п?о?н?ят?и?й, ка?к «?вр?о?ж?де?н?н?ое» и.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%