VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проверка эффективности применения подвижных игр на уроках физической культуры для развития физических качеств учащихся средних классов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K008674
Тема: Проверка эффективности применения подвижных игр на уроках физической культуры для развития физических качеств учащихся средних классов
Содержание
 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗВАНИЯ И НАУКИ РФ
 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 «КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
 ИМ. К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО»
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Кафедра «ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Направление подготовки: 44.03.01 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Профиль «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»





ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
бакалаврская работа



Проверка эффективности применения подвижных игр на уроках физической культуры для развития физических качеств учащихся средних классов





Студентки VI курса заочной формы обучения

Гуреевой Анны Кузьминичны







Научный руководитель
                                                                                                                         кпн, доцент 
                                                                                                                         Н. И. Добейко                                                                           











г. Калуга, 2017
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ	3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ	7
1.1. Использование современных образовательныхтехнологий на уроках физической культуры	7
1.2. Роль игровых технологий в развитии и совершенствовании двигательной подготовленности детей среднего школьного возраста	17
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	28
2.1. Возрастные особенности развития детей среднего школьного возраста	28
2.2. Особенности организации и методики проведения подвижных игр на с детьми среднего школьного возраста	33
ГЛАВА III. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА	39
3.1. Характеристика проведенного исследования	39
3.2. Результаты проведенного исследования	42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ	56
ПРИЛОЖЕНИЯ	61







ВВЕДЕНИЕ



    Игра – это общественное явление, исторически сложившееся и свойственное человеку, как самостоятельный вид деятельности. 
    Подвижные игры считаются одним из важнейших действующих средств при разностороннем физическом воспитании. Они приобрели обширное применение на занятиях во всем их многообразии. Решают образовательные и оздоровительные задачи, и применяются как способ общефизической подготовки. Подвижные игры используются не только на уроках физической культуры, но и во внеклассных занятиях. 
    Значительное место в школьных программах по объему занимает игровой материал. Игра способна смоделировать многие виды спортивной деятельности, так как она включает в себя основные естественные движения используя специально подобранные игры можно участвовать в воспитании физических качеств.
    Применяя подвижные игры занятия становится более интенсивными, что способствуют оживлению учебно-тренировочного процесса. Игра может выступать, и как средство технической и физической подготовки, и как метод, который помогает решить ряд вспомогательных задач, в том числе и связанных с активизацией выполнения упражнений, повышения внимания и эмоционального состояния занимающихся.
    Актуальность темы исследования данной выпускной квалификационной работы  заключается  в том, что при работе с современными подростками вопрос повышения сознательности и активности к урокам физической культуры является актуальным, урочная форма физической культуры постоянно нуждается в совершенствовании, применение подвижных игр на уроке является методом повышения сознательной  активности учащихся на уроке физической культуры и тем самым применение подвижных игр на уроке способствует более эффективному решению образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Подвижные игры и другие методы обучения, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, моральных ценностей общества. 
    Методика обучения на основе подвижных игр основным видам движений, которые включают многообразие двигательных действий, оказывает на совершенствование кондиционных и координационных способностей школьников комплексное воздействие [26].
    Особенностью подвижных игр является то, что они абсолютно доступны и детям, и подросткам, и взрослым. Но, несмотря на огромное разнообразие подвижных игр, связанное с этническими или другими особенностями, так или иначе подвижные игры отражают общие характерные черты, которые присущи данной форме педагогической деятельности – познание реальной действительности и взаимоотношение играющих с окружающей средой.
    Целесообразность и целенаправленность поведения при достижении намеченной цели, связанные с внезапно возникающими и при этом постоянно изменяющимися условиями, потребностью иметь широкий выбор действий, требуют проявления инициативы, активности и творческих способностей. 
    Широта использования возможностей, которая выражается в относительной свободе действий и самостоятельности, в сочетании с выполнением установленных или добровольно принятых условностей при подчинении общим интересам личных, связана с ярким проявлением эмоций. С методической точки зрения все это характеризует подвижную игру, как комплексное по воздействию, многоплановое, педагогическое средство воспитания. 
    Комплексность подвижных игр проявляется в формировании двигательных навыков, совершенствовании и развитии жизненно важных умственных, физических и морально-волевых качеств. Данное разностороннее воздействие не препятствует использованию разнообразных подвижных игр с избирательной направленностью [27].
    Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать подвижные игры в качестве подготовки к занятиям спортивными играми, входящими в ключевой раздел образовательных программ по физической культуре. 
    Правильный педагогический отбор учителем игры и руководство игрой приобретают решающее значение для воспитания у занимающихся чувства коллективизма, инициативы, активности, смелости, сознательной дисциплинированности, настойчивости при достижении поставленной цели. [22].
    Целью данной выпускной квалификационной работы выступает проверка эффективности применения подвижных игр на уроках физкультуры в средних классах для развития физических качеств.
    Для достижения указанной цели ставятся такие задачи исследования: 
     1. Проанализировать особенности современных образовательных технологий на уроках физической культуры;
     2. Изучить роль игровых технологий в развитии и совершенствовании двигательной подготовленности детей среднего школьного возраста; 
     3.  Выявить возрастные особенности развития детей среднего школьного возраста;
     4. Изучить особенности организации и методики проведения подвижных игр на уроках легкой атлетики с детьми среднего школьного возраста	;
     5. Провести проверку эффективности применения игровых технологий с детьми среднего школьного возраста.
    Объект исследования: процесс развития физических качеств у учащихся средних классов.
    Предмет исследования: подвижные игры как средство развития физических качеств у учащихся средних классов.
    Гипотеза исследования: мы предполагаем, что применение подвижных игр на уроках физической культуры в средних классах является эффективным средством развития физических качеств.
    Методы исследования: анализ научно-методической литературы, метод педагогического наблюдения, тестирование уровня физической подготовленности, педагогический эксперимент, методы математической обработки данных. 
    Структура и объем работы: данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения списка литературных источников и приложений.
    

ГЛАВА I. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Использование современных образовательных
технологий на уроках физической культуры


     Ведущим направлением деятельности каждой школы является улучшение качества образования с помощью применения современных образовательных технологий на уроках физической культуры. В связи с этим учитель современности должен уверенно владеть знаниями в области этих технологий и продуктивно применять их на своих уроках. Педагог, применяя современные технологии, может «совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциалы учащихся» [12, с.46].
       Здоровьесберегающая технология, используемая в системе образования, выделяет несколько групп, которые отличаются различными подходами к охране здоровья и, в той же мере, разнообразными методами и формами работы. Преподаватели физической культуры достаточно активно используют физкультурно-оздоровительные технологии на своих уроках. Данные технологии направлены на физическое развитие учащихся. В их число входят: закаливание, тренировка быстроты, гибкости , силы, выносливости, и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.
По характеру действия различают следующие технологии:
     стимулирующие  данные технологии позволяют активировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния. Примерами могут быть – физические нагрузки, температурное закаливание; 
     защитно-профилактические технологии заключаются в выполнении санитарно-гигиенических норм и требований, ограничение предельной нагрузки, исключающей переутомление, использование страховочных средств и защитных приспособлений в спортзалах, исключающих травматизм;
     К компенсаторно-нейтрализующим технологиям относятся физкультминутки и физкультпаузы, которые в некоторой мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков;
     информационно-обучающие технологии обеспечивают уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
     Средства здоровьесберегающих технологий:
     Средствами двигательной направленности являются: физические упражнения (гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); массаж, самомассаж; эмоциональные разрядки, лечебная физкультура, подвижные игры,  минутки «покоя»; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); психогимнастика, тренинги и др.;
     Оздоровительные силы природы (занятия на свежем воздухе);
     Гигиенические факторы (личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка помещений; выполнение санитарно-гигиенических требований;  обучение детей  приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи; соблюдение общего режима двигательной активности, режима питания и сна; ограничение предельного уровня учебной нагрузки дабы избежать переутомления) [23].
     Ключевым требованием к использованию средств здоровьесберегающих технологий считается их системное и комплексное использование в виде занятий с внедрением профилактических методик; аудио сопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; с применением функциональной музыки. 
      Практика показывает, что применение игровых технологий с учетом возрастных особенностей актуально по сей день. Для каждого возраста соответствует свой набор игр, но случается и исключения. Игровая технология считается уникальной формой обучения, с помощью которой обычный урок можно сделать более  увлекательным и интересным.  Игровая деятельность на занятиях физической культуры играет существенную роль в образовательном процессе. Значимость игровой деятельности состоит в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и увлечениям. Игра формирует типовые навыки социального поведения, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения обществе, выстраивает специфические системы ценностей. Игровая деятельность на занятиях физической культуры в школе повышает у обучающихся интерес к учебному процессу, помогает в процессе игры научиться принимать серьезные, ответственные решения в трудных ситуациях,  позволяет изучить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре. 
     Функции «игровой формы работы в учебном процессе: 
     * обучающая; 
     * воспитательная;
     * коррекционно-развивающая;
     * психотехническая;
     * развлекательная;
     * коммуникативная;
     * релаксационная» [5, с.43].
     Ускорение темпа современной прогрессивной  жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. В настоящее время очевидно, что игры служат для обеспечения гармоничного сочетания физических, умственных и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. 
     Особое внимание следует уделять подвижным играм в начальных и средних классах, так как в этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, которые направлены на совершенствование игровых умений и технико-тактических взаимодействий, необходимых при дальнейшем изучении и овладении спортивными играми. Подвижные игры являются прекрасной базой для развития двигательных качеств и умений детей. В разделе программы «Легкая атлетика» используются подвижные игры, которые направленны на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве,  закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» используются игры и эстафеты направленные на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. 
     В силу возрастных особенностей детей, следует применять игры с учетом  уровня сложности игры и трудности ее во взаимодействии игроков. Доступная и понятная игра более интересная для детей. Для этого можно использовать различные варианты одной и той же игры, в которой сохранены ее правила и умения детей с учетом их возраста и индивидуальных особенностей. Для того, чтобы игра приносила пользу, необходимо продумывать ее до мелочей. Следует строго соблюдать правила игры и технику безопасности, как для играющих, так и для наблюдающих за игрой. Игры с дидактической направленностью «учат детей объединять движения и полученные на занятиях и в повседневной жизни знания, факты, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности» [9, с.76].
     Требования для отбора игр следующие:
     * в игре должны развиваться способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро реагировать на часто меняющуюся обстановку;
     * игра должна давать новые понятия;
     * степень сложности игры должна соответствовать усвоенным умениям и навыкам;
     * дидактическое и двигательное содержание игры должно соответствовать особенностям программного материала.
     При организации и проведении игры необходимо «придерживаться следующих правил:
     * простота и доступность правил;
     * безопасность используемого инвентаря;
     * исключить малейшую возможность риска, угрозы здоровью детей;
     * каждый ребенок должен быть активным участником игры;
     * игра не должна унижать достоинства играющих» [15, с.112].
     Одной из главных задач в преподавании предмета «физическая культура» считается освоение знаний о роли формирования здорового образа жизни, физической культуры и спорта, их истории и современном развитии. Лишение детей необходимой двигательной активности в пользу изучения теории, либо изучение теоретической части вскользь, не акцентируя на этом большого внимания, вынуждает преподавателя искать новые стратегии в преподавании именно теоретической части физической культуры. Наиболее рациональной стратегией является внедрение метода проектов. Это позволяет решать следующие задачи:
     * развитие личностных компетентностей учащихся;
     * интегрированность процесса обучения;
     * экономия времени на самом уроке.
     В своей статье Апанович Д. А. пишет, что: «технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.  Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально» [1]. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Полат Е. С. писал, что: «Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени» [36, с.68].
     Виды проектов разнообразны. Выделяют «четыре основные категории:
     * информационный и исследовательский проект;
     * обзорный проект;
     * продукционный проект;
     * проекты инсценировки» [20, с.93].
     Проекты на уроках физической культуры - это проекты по исследованию влияний физической культуры  на организм человека, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников, по исследованию истории спорта и т.д. Использование технологии проектного обучения сделает учебный процесс более увлекательным для учащихся: самостоятельный сбор материала по теме, теоретическое обоснование необходимости выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования. У учащихся при разработке собственного проекта будут закладываться основы знаний в использовании разнообразных способов поддержания здоровья и физического совершенствования. Информация, самостоятельно подобранная школьниками для проектов, позволит осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Учащиеся, таким образом, будут компетентными в теории предмета, что является необходимым условием грамотного исполнения физических упражнений. В каждой школе есть ученики, имеющие ограничения в двигательной активности, для которых технологии проектного обучения дает возможность проявить себя [13, с.97].
          Использование информационных компьютерных технологий (ИКТ) на занятиях делает предмет физическая культура более современным.  ИКТ состоит из электронных, программных и информационных компонентов, совместное функционирование которых позволяет решать задачи, поставляемые развитием общества.
      Несмотря на то, что урок физкультуры является практическим, в нем есть место и для теории. Педагогу  необходимо находить и использовать такие методы обучения, которые позволят каждому ученику проявить своё творчество, свою активность, активизировать двигательную и познавательную деятельность. Современные педагогические технологии, а также внедрение Интернет – ресурсов, новых информационных технологий, дают возможность учителю добиться максимальных результатов. 
     Использование  ИКТ позволяет организовать учебный процесс на более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала.  Информационно коммуникативные технологии позволяют решить проблему поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.
     Благодаря использованию презентаций на уроках теоретический материал предоставляется более подробно и наглядно, что делает процесс образования наиболее эффективным. Данный вид работы может быть применен при изучении техники выполнения разучиваемых движений, так как с помощью наглядной картинки это движение можно разбивать не только на конкретные этапы выполнения, но и более короткие фрагменты и создать правильное представление о технике двигательных действий.
     Также с помощью презентации можно доступно объяснить правила спортивных игр, тактические действия игроков, биографии спортсменов, красочно преподнести исторические события.
             Создание видеороликов и флеш-презентаций с комплексами общеразвивающих упражнений (ОРУ) могут стать помощниками для педагога. Такой материал может использоваться и учителями – предметниками при проведении утренней гимнастики. 
            На занятия возможно проведение тестирования с целью проверки и закреплении знаний учащихся. Применение тестирующих программ (Генератор тестов) позволяет включать неограниченное количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования [16, с.93-95].
     С помощью применения технологии уровневой дифференциации  в преподавании на уроках физической культуры можно развивать двигательную активность учащихся и укрепить здоровье. Основным результатом занятий является повышение интереса к занятиям физическими упражнениями, профилактика заболеваемости у детей, а также возможность каждому добиваться успеха. Данный вид технологии может применятся по следующим направлениям:
     * задание с учетом уровня подготовки, развития, особенности мышления и познавательного интереса к предмету;
     * учет не только достигнутого результата, но и динамики изменений физической подготовленности ученика;
     * отдельные задания для учеников специальной медицинской группы;
     * для учеников, освобожденных от занятий по состоянию здоровья, разработаны и утверждены темы рефератов;
     * распределение учащихся на медицинские группы с учетом состояния здоровья;
     * участие одаренных учащиеся в соревнованиях различных уровней;
     * привлечение учащихся на дополнительные занятия различными видами спорта и внутришкольные соревнования.
     Полат Е. С. пишет: «Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента с помощью применения комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.
     По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:
     * по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы);
     * по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы).
     * по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения школы).
     * по уровню умственного развития (уровню достижений).
     * по личностно-психологическим типам (типу мышления, характера, темперамента и др.)
     * по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы) » [36, с.180].
     Технология личностно-ориентированного обучения предполагает развитие личностных качеств учащихся посредством учебных предметов. Современное занятие физической культуры и повышение его эффективности не возможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. В начале учебного года необходимо определить уровень физической подготовленности с помощью тестов и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских карт). Личностно-ориентированный и дифференцированный подходы важны для учеников, как с низкими, так и с высокими показателями в области физической культуры. Одной из главных причин неуспеваемости учеников по физической культуре является низкий уровень развития двигательных качеств, а учащимся с высоким уровнем не интересно на уроках, которые рассчитаны для ученика среднего уровня. кроме разделения обучающихся на основную и подготовительную группы, почти в каждом классе можно условно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):
     * совершенно здоровые дети, но не желающие трудиться; 
     * дети, временно перешедшие в подготовительную группу из-за болезни;
     * плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;
     * хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.
     Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и оценки достижений, и темпа освоения программного материала.
     Содержание личностно-ориентированного обучения - это совокупность педагогических технологий дифференцированного обучения двигательным действиям, развития физических качеств, формирования знаний и методических умений и технологий управления образовательным процессом, обеспечивающих достижение физического совершенства [9, с.152].


1.2. Роль игровых технологий в развитии и совершенствовании двигательной подготовленности детей среднего школьного возраста


     Игровые технологии на уроках физической культуры являются незаменимым средством, развития двигательных способностей школьника и совершенствования умений для решения комплекса задач воспитания его личности. 
     Небывайло Г. Н. предполагает, что «Игры, больше чем любые другие средства физического воспитания, отвечают потребностям растущего организма и способствуют всестороннему гармоничному развитию детей. С помощью игр развиваются такие физические качества как быстрота, сила, выносливость, ловкость, а также морально-волевые качества, гражданские качества — смелость, честность, коллективизм. Подвижные игры благотворно влияют на развитие организма детей, содействуют укреплению костно-мышечного аппарата и здоровья в целом.
     Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей)» [33, с.30-32].
     Игру можно рассмотреть как особую, предварительную тренировку перед серьезным и ответственным учебным процессом или как специальное упражнение, нацеленное на проявление самообладания и находчивости в условиях острой конкуренции на требуемую учителю тему. Вызываемые игрой положительные эмоции, которые возбуждают у играющих желание проверить, в условиях максимального напряжения, свои физические и психические возможности, и при этом учащиеся не чувствуют усталости даже при значительно повышенных объемах работы, исходя из этого необходимо методически правильно подбирать игры к уроку.
     В одной из своих статей Николаева М.И. пишут, что: «Понятие «игровые педагогические технологии» включает в себя достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме соответствующих различных игр. Игра наряду с трудом и учением, одна из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Понятие игрового метода в сфере физического воспитания отражает соответствующие особенности игры, то есть то, что отличает её в методическом отношении (особенности организации деятельности занимающихся, руководство игрой, другие педагогически существенные признаки) от других способов воспитания. При этом игровой метод не обязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например футболом, волейболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применён к любым физическим упражнениям при условии, конечно, что они поддаются организации в соответствии с особенностями данного метода. Так игры на уроках физической культуры можно применять не только в разделе подвижные и спортивные игры, но и в разделах: гимнастика и легкоатлетические упражнения. На уроках гимнастики применяю подвижные игры для закрепления построений и перестроений, общеразвивающих упражнений, навыка правильной осанки, точности исходных и конечных положений, навыков лазанье и перелезания. Применение игрового метода на уроках легкой атлетики является эффективным средством в обучении и совершенствовании легкоатлетических упражнений. Легкоатлетические упражнения, проводимые в игровой форме, доставляют детям радость и удовольствие, а грамотная объективная оценка их достижений явится стимулом для дальнейшего улучшения результатов. Уроки легкой атлетики проводятся преимущественно на открытом воздухе, благодаря чему достигается выраженный оздоровительный эффект» [34].
     При использовании игр на уроках физической культуры необходимо придерживаться следующего алгоритма.
     1.Выбор игры. Осуществляется исходя из целей предстоящего урока, возрастных возможностей учащихся, их физической подготовленности.
     2.Оборудование и оснащение игровой площадки. При планировании учебного занятия обязательно выбирается место для проведения игры и оборудование, которые должны соответствовать гигиеническим нормативам, быть безопасным и удобным для учащихся.
     3.Предложение игры детям. Главная задача в предложении игры заключается в возбуждении интереса к ней, в такой постановке вопроса, когда совпадают цели воспитания и желания ребенка. В предложенную игру входит объяснение правил и техники действий. Перед началом игры сообщаются правил, которые объясняются точно и кратко. В объяснение входит название игры, её содержание и объяснение основных правил, в том числе роли играющих, объяснение игровых аксессуаров. Второстепенные правила объясняю по ходу игры.
     4.Разбивка на команды, группы, распределение ролей в игре. На уроках физической культуры при проведении игр разбивается класс на команды, таким образом, чтобы группы были равными по физической подготовленности детей. Для игр, в которых требуются капитаны или водящие, учитывается, какая роль особенно полезна ученику. Так, например, чтобы роль позволяла неавторитетным укрепить авторитет, неактивным проявить активность, недисциплинированным стать организованным. Необходимо следить за тем, чтобы не проявлялось зазнайство, превышение власти командных ролей над второстепенными.
     5.Развитие игровой ситуации. При организации игр стоит придерживаться следующих принципов:
     * принцип развития игровой динамики;
     * принцип поддержания игровой атмосферы;
     * принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности;
     * принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам.
     6.Подведение итогов игры. В соответствии с указанными заранее правилами вмести с учащимися, подводим итог игры, определяются победители, в качестве жюри привлекаются детей, которые по состоянию здоровья не могут в данной игре принимать участие. При проведении игр «ставятся следующие задачи:
     * Опираться на достижения предыдущего возраста;
     * Стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
     * Подготовить почву для последующего уровня физической подготовленности учащихся;
     * Ориентироваться на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности;
     * Главное, уважение к личности ребёнка, не убить интерес к работе, стремиться развивать его» [24, с. 94-97].
     Широкое применения игровых технологий на уроках физической культуры может изменить отношение к предмету. Игровые технологии являются проверенным средством активизации двигательной деятельности на уроке физической культуры, благодаря  подключению эмоций учащихся. Положительным результатом игрового метода является возможность введения его во все виды учебного процесса и применение с одинаковым успехом в неигровых видах физической подготовки. Игровой метод, применяемый на уроке физической культуры помогает сделать занятия более интересным. Ученики разных возрастов, в работе с которыми постоянно использовались подвижные игры, посещают уроки физкультуры регулярно и с удовольствием, кроме этого умеют самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
     Подвижные игры подразделяются на: индивидуальные и коллективные. В коллективных подвижных играх требуется участие нескольких либо группы детей. В индивидуальных подвижных играх ребенок сам может менять и условия игры, и ее цели, выбирать наилучшие пути для достижения своих целей. 
     Необходимо подбирать такие подвижные игры, которые воспитывали бы у учеников высокие моральные и волевые качества, укрепляли здоровье, содействовали физически-правильному развитию и формировали жизненно важные двигательные умения и навыки.
     Успешность проведения подвижной игры зависит от того, как дети усвоили правила игры. Что бы игра приносил пользу, учитель должен хорошо владеть педагогическими задачами, решаемыми во время игры.
     Большинство из подвижных игр имеют широкий возрастной диапазон, и доступны для детей разных возрастов. 
     Начинать обучение детей следует с простых некомандных игр, а потом переходить к переходным и завершать уже более сложными, командными. В то же время к более сложным играм нужно переходить своевременно, пока еще ученики не утратили заинтересованности в изучении. Это поможет им закрепить свои умения и навыки.
     При выборе игры следует учитывать и форму проведения занятий, а также придерживаться известного педагогического правила постепенного перехода от легкого к сложному [7, с.73].
     Направляя детскую игровую деятельность, учитель помогает им выбрать способ решения текущей игровой задачи, при этом добиваясь творческой активности и самостоятельности игроков. В отдельных случаях преподаватель может включиться в игру, показывая, как лучше поступить в той или иной ситуации. 
     Также важно своевременно исправлять допущенные ошибки. Объяснить ошибку следует сжато, и продемонстрировать, как правильно действовать. Если этого недостаточно, тогда применить специальные упражнения, по отдельности анализировать ту или иную ситуацию. 
     В руководстве подвижными играми ответственный момент – это дозирование физической нагрузки. Эмоциональность игровой деятельности захватывает детей, и они не чувствуют усталости. Что бы избежать переутомления учениками следует своевременно завершить игру или же изменить интенсивность [43, с.93].
     Использовать подвижные игры на уроках легкой атлетики чрезвычайно эффективно для воспитания физических качеств учеников. Использовать их следует регулярно и комплексно, но не следует забывать, что превращение уроков физической культуры только в игры является недопустимым; следует умело комбинировать игру и другие виды деятельности.
     «Подвижные игры – это обязательный раздел в учебных программах общеобразовательных школ по физической культуре» [19, с.49]. Содержание таких игр составляет разнообразные движения (прыжки, бег, лазанье, метание и т. д.). 
     Структура подвижной игры и взаимодействие с ней окружающих определяется и регулируется правилами игры. Особенность подвижных игр в сравнении с другими средствами физкультуры состоит в органической связи их с особенностями детской психологии, в интересе, проявляемом детьми к игре, моментами веселой неожида.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44