VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение развития физических качеств быстроты и ловкости посредством организации подвижных игр

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K012088
Тема: Изучение развития физических качеств быстроты и ловкости посредством организации подвижных игр
Содержание
4







СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств быстроты и ловкости у старших дошкольников в подвижных играх..................................................................................................................6

1.1. Аналитический обзор научно-методической литературы по проблемеразвития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре…………………………………………………………………6

1.2. Подвижная игра – ее определение, специфика и роль в развитии физических качеств старшего дошкольника…………………………………10

1.3. Понятие физических качеств быстрота и ловкость, их развитие в старшем дошкольном возрасте………………………………………………..14

Глава II. Диагностика результативности опытной работы по развитию физических качеств быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр…………………………………………18

2.1. Выявление уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...18

2.2. Педагогические условия эффективного использования подвижных игр как средства развития физических качеств быстроты и ловкости……..22

2.3. Результаты опытной работы по использованию подвижных игр в развитии физических качеств быстроты и ловкости…………………………25

Заключение………………………………………………………………..30

Список литературы………………………………………………………32

Введение

В современном мире ускорился темп жизни, увеличилось количество стрессов, что в первую очередь затронуло подрастающее поколение и особенно детей дошкольного возраста. Теперь, чтобы научить детей справляться со стрессовыми ситуациями, выработать крепкую нервную систему, нам необходимо вносить изменения в воспитание и развитие молодого поколения.

Соответственно, одной из важнейших задач как общества, так преемственности семьи и детского сада является воспитание ребенка как гармонично развитой личности. Для достижения этого необходимо учитывать, что взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, нервно-психического и физического развития в раннем детстве у детей является существенной особенностью. Крепкий, физически активный ребенок меньше подвержен различным заболеваниям и лучше развивается психически.

Именно игровая деятельность в дошкольном возрасте имеет важнейшее значение для развития личности ребенка, так как именно в процессе игры усваиваются необходимые им во взрослой жизни привычки, навыки и умения. Так же игровая деятельность содействует активному взаимодействию детей, способствует возникновению коллективизма.

В процессе проведения подвижных игр у детей формируются и развиваются физические качества. Физические качества – это сложный комплекс двигательных возможностей и психологических качеств организма. К физическим качествам относятся ловкость и быстрота. 

Таким образом, подвижные игры являются одним из главных средств по совершенствованию физических качеств, уже освоенных детьми, а также по воспитанию их двигательных навыков.[7, с. 146]

Проанализировав в процессе исследования темы труды таких авторов как Л. И. Михайловой, Н. А. Межилова, М. М. Конторович и других, оказавших большое влияние на теорию и практику физического воспитания в дошкольном образовании, было выяснено, что общая картина влияния подвижных игр на быстроту и ловкость изучена недостаточно. 

Соответственно, тема исследования «Подвижные игры как средство развития физических качеств быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста» является актуальной и значимой.

Объект исследования: система развития физических качеств быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: подвижная игра как средство развития физических качеств.

Цель исследования: изучение развития физических качеств быстроты и ловкости посредством организации подвижных игр.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

- определить рольигр в развитии детей;

- рассмотреть подвижные игры, развивающие физические качества;

- исследовать проблемы физических качеств быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста;

- рассмотреть систему развития физических качеств у детей дошкольного возраста на примере детского сада;

- продиагностировать физическую подготовленность дошкольников;

- сделать выводы по теме исследования.

Методы исследования:

- анализ литературы по психологии и педагогике, связанной с темой курсовой работы,

- изучение законодательной базы ФГОС по физическому развитию,

- наблюдение и диагностика детей во время проведения подвижных игр,

- анализ программ, методик по дошкольному образованию,

- описание результатов исследования.

Структура курсовой работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав: теоретической и практической, заключения.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств быстроты и ловкости у старших дошкольников в подвижных играх

1.1. Аналитический обзор научно-методической литературы по проблеме развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста в подвижной игре

Проблема формирования человека на разных этапах эволюционного развития проходит в неразрывном единстве с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобретают важное биологическое значение в организации его жизнедеятельности. [1, с. 175]

Анализ научно-методической литературы, а также многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейшими результатами игры является чувство радости и получаемый в игре эмоциональный подъем детей. Уровень развития двигательных качеств в современном обществе отличается невысоким уровнем развития и не подлежит удовлетворению имеющимися современными требованиями, которые предъявляются к организации физического воспитания в современном дошкольном образовательном учреждении. Отсюда следует актуальность проблемы развития двигательных качеств, которая ведёт за собой необходимость дальнейшего её совершенствования. [11, с. 103]

В литературе отмечается, что разнообразные подвижные игры, имеющие различную направленность, представляют собой достаточно эффективное средство, осуществляющее комплексное совершенствование двигательных качеств; в наибольшей степени подвижные игры способствуют совершенствованию таких физических качеств: ловкости, быстроты, силы, координации и др. рациональное использование подвижных игр представляется как эффективный метод организации физического воспитания. [7, с. 153]

Процесс организации работы над темой исследования позволил нам проанализировать и обобщить литературу, освещающую эффективность использования подвижной игры на занятиях физической культуры в НОД при реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Литературный анализ позволил выявить значение подвижной игры в комплексном развитии двигательных качеств у детей старшего дошкольного возраста. [17, с. 95]

Крупнейшими русскими мыслителями и педагогами - В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым, Н.Г. Чернышевским, К.Д. Ушинским – была утверждена идея взаимосвязи всех сторон воспитания. Различные направления решения данной проблемы освещены в работах физиологов и психологов - П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, М.М. Кольцовой, А.Ц. Пуни, В.Ф. Фафель и др., данная проблема не теряет актуальности в современном обществе. [3, с. 53]

Материалы многочисленных исследований доказывают, что в качестве решающего фактора, способствующего развитию движений детей, может быть признано обучение в активных действенных формах. При ведущей форме сознания, данное направление представлено в работах П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и др. Таким образом, формирование физических качеств детей на всех этапах дошкольного детства представляет собой прямую зависимость от выбора эффективных форм организации детской деятельности. [10, с. 113]

Развитие физических качеств у детей старшего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности. Обеспечение направленного воздействия на развитие того или иного физического качества зависит от подбора подвижных игр и методики НОД. В процессе обучения движениям происходит значительное совершенствование физических качеств, при этом важнейшими требованиями к методике развития физических качеств в период дошкольного возраста являются: обеспечение всесторонности воздействия, соразмерности физической нагрузки и функциональности возможностей организма ребёнка, а также соответствие воздействующих факторов особенностям возрастных изменений. [4, с. 114]

Именно в дошкольном возрасте крайне важно уделять внимание физическому развитию, в частности, развитию физических качеств детей. В современной литературе в ряде исследований, которые провели С.А. Кореневский, Ф.Г. Ситдинов, представлены пути и средства, влияющие на успешность обеспечения физического воспитания детей. [10, с. 126]

Основные физические качества - ловкость, быстрота, равновесие, глазомер, сила и выносливость. Уровень развития представленных физических качеств может быть определён успешностью двигательной деятельности детей и способностью к овладению движений, умениями целесообразного использования их в жизни. [13, с. 269]

Основными показателями физического качества «быстрота», проявляющимися в различных формах, являются: наличие быстроты реакций на сигналы к действию или их сменам; скорости одиночного движения; способности к увеличению за короткий промежуток времени темпа движений. Детям дошкольного возраста характерно наличие стремления к быстрым движениям, что связано с особенностями организма и особенностями нервной системы (повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения). Организация наблюдений за детьми в игровой деятельности показывает охотное и частое выполнение ими быстрых движений. При этом ребёнком осуществляется многократное повторение понравившегося движения, использование его в различных ситуациях, старание выполнить быстрее, чередование движений с моментами отдыха – ребёнок может догнать мяч, поднять его и остановиться, или добежать до скамейки, сесть на нее. Естественность стремления детей к непродолжительному скоростному движению необходимо поддерживать; ребёнку предлагаются разнообразные игровые упражнения, игровые задания и игры, направленные на проявление быстроты. [19, с. 82]

Особенности проявлений быстроты позволяют выделить две задачи, которые направлены на развитие быстрого выполнения движений. Одной из задач является организация упражнений в быстром начале движения, мгновенной реакции действиями на сигнал. Представленное качество является необходимым во многих подвижных играх, на старте при беге, эстафетах. Другую задачу можно представить, как обучение поддержания высокого темпа движения, эффективным средством решения данной задачи является организации бега на короткие дистанции: 15, 20, 30м. [11, с. 147]

Н проявление ловкости существенным образом влияет пластичность корковых нервных процессов, способность человека к различению темпа, амплитуды и направления движения, степень напряжения и расслабления мышц, а также особенности окружающей обстановки. Необходимость ловкости ярко проявляется в подвижной игре, в момент выполнения основных движений. Ловкость как физическое качество представляет собой комплекс многих двигательных качеств: в одних случаях ловкость может сочетаться с быстротой, в других случаях – с хорошим равновесием. В ловкости находят своё проявление способности точной оценки и выполнения движений с учетом его пространственной, временной и силовой характеристики. [3, с. 162]

Таким образом, развитие быстроты и ловкости ведёт за собой необходимость целенаправленной активизации умственной деятельности средствами физических упражнений на всех этапах дошкольного детства. Данное условие обеспечивает развивающий характер обучения. Передаёт готовые знания и навыки, а также способствует формированию умений и способностей к дифференцированному восприятию новых движений, быстрому нахождению рациональных способов его выполнения (при организующей помощи воспитателя и в самостоятельной деятельности), быстрой ориентации в меняющейся обстановке и в соответствии с ней способности к перестройке собственных действий.

1.2. Подвижная игра – ее определение, специфика и роль в развитии физических качеств старшего дошкольника

В современной литературе под подвижной игрой с правилами представляют сознательную, активную деятельность ребенка, которая характеризуется точностью и своевременностью выполнения задания и связанную с правилами, которые обязательны для всех принимающих участие в игре. [1, с. 184]

П.Ф. Лесгафтом подвижная игра определяется как упражнение, в ходе использования которого происходит подготовка ребёнка к жизни. Увлекательность содержания, постоянное присутствие эмоциональной насыщенности игры способствуют побуждению ребёнка к определенному умственному и физическому усилию. Специфическими особенностями подвижных игр является молниеносная, мгновенная ответная реакция ребенка на определённые сигналы «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

Подвижная игра представляется незаменимым средством, способствующим пополнению знаний и представлений ребёнка об окружающей действительности, развивает мышление, смекалку, ловкость, сноровку, ценные морально-волевые качества. Подвижная игра способствует организации упражнений в уже имеющихся навыках, но и закрепляет их, совершенствует, а также способствует формированию новых качеств личности. [18, с. 109]

Поиск путей и средств обеспечения гармоничного развития детей побуждал многих российских учёных к проведению исследований. Так, созданная П.Ф. Лесгафтом система физического воспитания в качестве основополагающего выделяет соблюдение принципа гармоничного развития, при этом автором утверждается, что гармоничному развитию способствует научное обоснование системы физического образования и воспитания, в которой признаётся главенство принципа осознанности.[7, с. 234]

В задачу педагога дошкольного образовательного учреждения входит обучение детей осуществлять движения естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями. Свобода действий дошкольников реализуется в подвижной игре, которая представляет собой ведущий метод формирования физической культуры. В дошкольной педагогике подвижная игра рассматривается в качестве важнейшего средства всестороннего развития ребенка. Глубоким смыслом подвижная игра наполняется при осознании её значения в обеспечении физического и духовного развития, осуществляемого в историческом и культурном развитии каждого народа. Подвижная игра может быть названа важнейшим воспитательным институтом, в котором происходит развитие физических и умственных способностей, а также освоение этических норм, принципов, правил поведения, нравственных ценностей. [20, с. 145]

В современной литературе представлены различные по содержанию подвижные игры, которые позволяют представить разнообразные подходы к путям, обеспечивающим гармоничное развитие детей. Представляется возможным условно выделить некоторые типы подвижных игр, которые в различной мере будут оказывать влияние на всестороннее развитие детей дошкольного возраста, представленные, ниже типы подвижных игр отражают, различные аспекты социальной направленности. [15, с. 68]

Игры типа «Ловишки» - данным играм присуще творческое начало, которое основано на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети могут максимально мобилизовать собственные умственные и физические силы, данный тип игр позволяет осуществлению самостоятельного выбора способа, обеспечивающего результативность игровых действий, совершенствующего психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, в данных типах игр происходит индивидуальное и коллективное творчество (дети придумывают комбинации движений, имитируют движения транспортных средств, животных). К таким играм можно отнести игры «Замри», «Стоп», «Море волнуется», правила которых требуют от играющего при соответствующем сигнале прекратить осуществляемое в данный промежуток времени движение, важным при этом является сохранение выражения лица и напряжения мышц тела, нахождения в таком положении, в котором они были застигнуты игровым сигналом. Чрезвычайно важным в таких играх является наличие одухотворенности и выразительности движений.

Играм с мячом отведена особая роль. Известным немецким педагогом Ф. Фребелем отмечается разностороннее воздействие мяча на психическое и физическое развитие ребенка, автором определяется роль игр с мячом в развитии координационных способностей, мелкой моторики рук. Автором подчёркивается, что «почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего развития, ему дает мяч». Важную роль несут игры, сопровождающие различные действия с мячом соответствующими моменту и настроению словами и песнями.

П.В. Лесгафтом при разработке авторской системы физического воспитания, была проведена высокая оценка игр с мячом. Российскими учёными В.В. Гориневским, Е.А. Аркиным данному типу игр отводилась особая роль. В ходе игры ребёнок производит некоторые необходимые манипуляции с мячом: он может целиться, отбивать мяч, подбрасывать его, перебрасывать товарищу, соединять движения с хлопками, различными поворотами и т.д.

Игры с элементами соревновательности несут в себе требование обеспечения методически верно осуществлённого педагогического руководства ими, предполагающим соблюдение ряда условий: хорошее владение каждым участвующим в игре двигательными навыками (бегом, прыжками и т.д.), в которых осуществляется соревнование. Наличие этого принципа признаётся важным и основополагающим при организации игр-эстафет. Важным моментом при организации игр с элементами соревновательности является также объективная оценка деятельности детей: подведение итогов игры ведёт за собой оценку достижений ребенка по отношению к самому себе.

Игры типа «Жмурки», «Угадай по голосу» позволяют совершенствовать анализаторные системы, при использовании игр данного типа происходит сенсорная коррекция. [2, с. 86]

Итак, реализация различных форм активности при организации игры способствует познанию окружающего мира, себя, своего тело, дошкольники могут изобретать, творить, при этом развитие ребёнка характеризуется как целостное и гармоничное.

Таким образом, подвижная игра может быть представлена как незаменимое средство, пополняющее знания и представления об окружающем мире ребёнка, способствующее развитию мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Проведение подвижных игр опирается на неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, которые направлены на формирование личности ребенка. Процесс игры способствует не только упражнениям дошкольников в уже имеющихся навыках, закреплению их и совершенствованию, но и формированию новых психических процессов, новых качеств личности ребенка.

1.3.? Понятие физических качеств и их формирование в старшем дошкольном возрасте

Дошкольный возраст в литературе признаётся важным, в данном возрасте происходит становление двигательных функций и физических качеств ребёнка. Именно поэтому возникает необходимость в создании и использовании на практике системы контроля над физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка.

Процесс физического воспитания дошкольников необходимо ведёт за собой обеспечение решения комплекса образовательных задач: формирование двигательных навыков и умений, развитие двигательных и физических качеств, привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение специальных знаний. [16, с. 80]

Физические (двигательные) качества представлены в литературе отдель?ными качественными сторонами двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности, которые могут проявляться в конкретных действиях – когда осуществляются основные движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье, метание), а также в игровых, спортивных занятиях. [13, 257]

Наличие какого-либо физического качества определяет успешность при выполнении разнообразных действий, к примеру, наличие быстроты движений способствует быстрому бегу, плаванию, езде на велосипеде. Наличие кратковременных силовых напряжений способствует успешности в осуществлении прыжков, лазания, метания предметов.

Результатом формирования физических качеств дошкольников является сформированность двигательных навыков и умений, которые обуславливают достаточный уровень их развития. Наличие этих двух сторон двигательной функции ведут за собой тесную взаимосвязь и взаимообусловленность. Если формирование двигательных навыков у детей закреплено при наличии низкого уровня развития двигательных качеств, в дальнейшем это приведёт к закреплению неправильного навыка выполнения движения.

Для обеспечения успешности в выполнении ряда движений, дошкольникам необходимо наличие определенного уровня развития таких физических качеств, как: быстрота, ловкость, сила, выносливость. Разнообразным действиям детей без наличия данных движений характерно отсутствие экономичности, целесообразности, они не способны к полному проявлению имеющегося резерва возможностей организма. [18, с. 204]

Объективная оценка физической подготовленности дошкольников может быть определена при анализе наличия знаний, характеризующих возрастные особенности и закономерности развития у дошкольников общей и мелкой моторики, а также физических качеств. Характерной особенностью физического развития детей дошкольного возраста является наличие большой изменчивости в пропорциях тела, а также неравномерность в развитии функциональных систем организма. Исходя, из этого представляется необходимой реализация строго соответствующих возрастным особенностям дошкольников методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств. [8, с. 161]

Основными физическими качествами, представленными в психолого-педагогической литературе, являются: гибкость, выносливость и её виды, сила и силовые качества (мышечная сила), скорость (быстрота). Их сочетание (скоростно?-силовые качества), ловкость, а также координация.

Быстрота – наличие способности человека к совершению двигательных действий в минимально короткий отрезок времени. Данное физическое качество может быть определено как консервативное, так как данное качество представляет трудности в развитии. Развитие быстроты во многом зависит от природных данных, часто передаваемых по наследству.

Ловкость – представляется более общим по отношению к понятию «координация». Ловкость представляет собой комплексное качество, обеспечивающее рациональность и быстроту в выполнении движений в меняющихся условиях.

Оценка физической подготовленности в литературе рассматривается не в качестве единовременного мероприятия, а как процесс, обладающий целостностью и органическим сочетанием постоянных наблюдений за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, проведение хронометража основных режимных моментов и мониторинг физиче?ской подготовленности. [4, с. 172]

Проведение текущих педагогических наблюдений является лишь частью организации комплексной диагностической работы по определению физической подготовленности ребёнка. Быстроту можно определить в ходе оценки времени пробегания отрезка дистанции 10 м с ходу (с), 30 м – с высокого старта, частотой движений.

Ловкость представляется возможным выявить в ходе оценки времени челночного бега по прямой, который выполняется с двумя поворотами (общая дистанция – 30 м), и бега змейкой между предметами (дистанция бега – 10 м). Челночный бег представляется многоструктурным двигательным действием, результат данного действия опосредуются ловкостью.

Многими образовательными программами для осуществления диагностики физической подготовленности дошкольников представляется достаточно вариативная система показателей развития двигательных навыков и основных физических качеств, включающая в себя серии базового, а также блок дополнительного параметров физической подготовленности. [10, с. 202]

Определение уровня физической подготовленности дошкольника базируется на:

? степени владения дошкольником комплексом базовых умений и навыков в разнообразных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;

? умениями активного участия в разных видах деятельности, самостоятельное использование собственного арсенала движений в разнообразных условиях;

? развитием физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;

? общей двигательной активностью ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении. [3, с. 245]





















Глава II. Диагностика результативности опытной работы по развитию физических качеств быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр

2.1. Выявление уровня развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста

Структурными компонентами физических качеств являются следующие: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Специалистами в области физической культуры широко дискутируется вопрос о развитии физических качеств детей дошкольного возраста, а также вопрос, в котором поставлена проблема наличия генетической и социальной обусловленности и уровень работоспособности организма ребенка, его двигательных качеств, в число которых входят быстрота и ловкость. Данные вопросы являются предметом научных публикаций и исследований, тезисы которых приводят в утверждение о взаимообусловленности социального и биологического факторов в развитии детей.

Основные физические качества развиваются взаимосвязано с формированием двигательных навыков. В процессе обучения и воспитания детей дошкольного возраста широкое использование получили упражнения, которые направлены на развитие физических качеств; комплексы таких упражнений применяются в строгой последовательности, включены в разнообразные формы двигательной деятельности, в том числе охватывают самостоятельную двигательную активность ребенка, организуемую воспитателем в ходе проведения прогулки.

Процесс физического воспитания, организуемый под руководством педагога, подразумевает овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками, характеристика которых отражена в требованиях программ воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях.

Развитие физических качеств представляет собой одну из важных сторон физического воспитания. Уровень развития физических качеств показывает, насколько успешно организована двигательная деятельность дошкольников, выражается в способности овладевать новыми формами движений, умениями целесообразного использования их в жизни. [9, с. 17]

Развитию физического качества «быстрота» способствуют подвижные игры, в которых используются специальные сигналы и задания на скорость. Приветствуется самостоятельное изменение характера движений дошкольниками, их быстроты в зависимости от изменений ситуации (к примеру, действия водящего при ловле, догонялках). Умение быстрого восприятия направления и скорости движущегося предмета, к примеру, в игре «Ловишки», с учётом расстояний и времени его приближения определяется правильной двигательная реакция дошкольника. Данное умение выдвигает требования к определённому уровню развития подвижности нервных процессов, содействует их совершенствованию, а также приводит к развитию пространственной, временной и глазомерной оценки. Все это позволяет ребенку овладеть правильной ориентировкой в меняющейся обстановке.

Для успешного формирования ловкости важным условием является правильный подбор методики, направленной на обучение дошкольников движениям. Используемые подвижные игры, имеющие целью развитие ловкости дошкольников, включают комплекс упражнений, способствующий развитию координационных способностей и внимания детей, к примеру, игры «Зоопарк», «Игрушки» и др.; подвижные игры также могут включать некоторые общеразвивающие упражнения, например, упражнение «Поспеши, но не ошибись» и т.д.

В целях совершенствования ловкости дошкольников целесообразным является использование заданий на лучшее выполнение упражнений с предметами (используются скакалки, мячи обручи, палки). Полезными являются организованные совместные упражнения в паре или небольшой группе с предметами (мячи, обручи, шесты, шнуры и т.д.). Решение задачи развития ловкости как важного физического качества ведёт за собой систематическую смену используемых упражнений или применение их в новом варианте для обеспечения новизны и повышения координационной трудности.

Определение уровня физической подготовленности дошкольника подразумевает ориентацию на следующие факторы:

— уровень владения дошкольником базовыми умениями и навыками в разнообразных играх и упражнениях, овладение техническими элементами основных видов движений;

— умение активного участия в разных видах двигательной деятельности, самостоятельного использования своего арсенала движений, организованных в различных условиях;

— уровень развития физических качеств и двигательных способностей, в которые включаются: быстрота реакции, ловкость, гибкость, сила, выносливость, координационные способности;

— уровень общей двигательной активности дошкольника в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении (применяется комплексная оценка двигательной активности). [12, с. 106]

Для реализации представленной цели используются на практике доступные в плане выполнения диагностические тесты, которые состоят из нескольких контрольных двигательных заданий, предлагаемых дошкольникам в форме игры или соревнования. Использование контрольных двигательных заданий не требует специальной подготовки педагога, не предполагают использования при проведении сложного оборудования, обладают высокой статистической достоверностью.

Широко описанные в литературе тесты, имеющие целью определение физической подготовленности детей дошкольного возраста, способствуют определению уровня развития физических качеств: быстроты, силы, гибкости, выносливости и ловкости; изучению форсированности двигательных умений и навыков. Подбор диагностических тестов осуществляется в соответствии с имеющимися знаниями педагога по методике проведения того или иного теста, условий дошкольного образовательного учреждения, наличия региональных стандартов по нему. Далее нами, осуществлён отбор таких тестов, которые были  использованы при проведении экспериментальной работы на начальном и конечном её этапах.

Тест 1. Цель: оценить скоростные качества в беге на 30 м с высокого старта.Для проведения теста используется беговая дорожка (длина не менее 40 м, ширина 3 м). На дорожке должны быть отмечены линия старта и финиша. В тестировании участвую два взрослых: один стоит на линии старта с флажком, второй, имея на руках секундомер, находится на линии финиша, за которой на расстоянии 5—7 м ставится яркий ориентир. Даётся команда: «Внимание!», ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «Марш!» — взмах флажком (он даётся сбоку от ребенка). В это время взрослый, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3—5 мин) рекомендуется проведение спокойной ходьбы с одновременным использованием дыхательных упражнений. Предусмотрены две попытки, в документах фиксируется лучший результат. Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тест 2. Цель: оценить ловкость в прыжках через скакалку. Ребенок совершает прыжки вперёд через скакалку. Воспитатель считает количество прыжков. Делаются две попытки, засчитывается лучший результат.

Для выполнения данного теста следует правильно подобрать длину скакалки, подбор осуществляется таким образом, чтобы концы скакалки доставали до подмышек ребенка, когда он встает обеими ногами на середину и натягивает ее. [5, с. 94]

2.2. Педагогические условия эффективного использования подвижных игр как средства развития физических качеств быстроты и ловкости

На практике нами было осуществлено формирование физических качеств детей старшего дошкольного возраста через использование подвижных игр.

Ребенок (без обуви) садился со стороны С так, чтобы его пятки находились рядом с линией АБ, но не касались ее. Расстояние между пятками 20—30 см. Ступни стоят вертикально. Руки вперед, ладонями вниз. Партнер прижимал колени ребенка к полу, не позволял сгибать ноги во время наклонов. Выполнялись три медленных предварительных наклона (ладони скользили по размеченной линии). Четвертый наклон — зачетный, выполнялся за 3 с. Результат засчитывался по кончикам пальцев рук, он мог быть с результатом «+» или «—», и точностью до 0,5 см (например, +7 или —2).

Так же для экспериментальной работы использовались следующие подвижные игры:

Пожарные на учениях

Целью проведения данной игры являлось развитие быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста. Для проведения подвижной игры на расстоянии 5—6 шагов от гимнастической стенки была проведена черта. Дети дошкольного возраста, участвующие в экспериментальной работе, были разделены на группы (всего было сформировано 4 группы), количество групп определялось количеством пролётов гимнастической стенки. Наверху каждого пролёта были подвешены колокольчики. Дошкольники были построены по командам – каждая напротив своего пролёта, по команде воспитателя «Раз, два, три — беги!», дошкольники подбегали по очереди к гимнастической стенке, залезали на нее и звонили в колокольчик, затем спускались вниз и возвращались к своей команде. Воспитатель отмечал, кто первый позвонил. Затем на линию выходили следующие дошкольники (один из каждой команды) и совершали аналогичные действия. Игра продолжалась до тех пор, пока все участники не выполняли задание по одному разу. Выигрывала та команда, в которой было большее число дошкольников, позвонивших в колокольчик первыми.

Чье звено скорее соберется?

Целью проведения данной игры являлось развитие быстроты и ловкости детей старшего дошкольного возраста. Дошкольники распределялись на звенья с одинаковым числом играющих; им раздавались флажки разных цветов. В разных концах площадки были поставлены флажки тех же цветов. Каждое звено строилось колонной перед флагом со своим цветом. После построения воспитатель ударяла в бубен, дети начинали ходить или бегать врассыпную по площадке. Движения детей менялись в зависимости от ритма и темпа, который давала воспитатель. Далее давался сигнал «На места!», дошкольники бежали каждый к своему флагу и строились в колонну, лицом к флагу. Воспитатель отмечала, какое звено построилось первым.

Использовалось усложнение в игре при организации повторных игр.

а) После сигнала воспитателя «На места!» дети бежали к флагу, но строились не в колонну, а в кружок или шеренгу, в зависимости от того, какое слово добавлял воспитатель после сигнала, например: «На места — в круг!», «На места—в шеренгу!»;

б) В момент ходьбы или бега врассыпную.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44