VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Процесс исследования реализации права, его форм и правоприменительных актов

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006879
Тема: Процесс исследования реализации права, его форм и правоприменительных актов
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

Юридическая наука всегда ставила в центре внимания проблемы реализации  права, но это не сделало их проще. Напротив, всестороннее изучение этих проблем, поставило перед учеными наиболее трудные задачи.

Во времена перестройки, одной из главных проблем, с которой столкнулось общество – формирование демократии в совокупности с соблюдением дисциплины и законности. Что в свою очередь означает, насколько бы ни были глобальны перемены в социальной, экономической, политической и иных сферах, они обязаны реализовываться лишь получив согласие законодательств власти. Однако правовой практике был присущ нигилизм и декларативность значительного количества законодательных установлений.

Право представляет смысл для личности и общества, только тогда, когда оно реализуется. Несомненно, право омертвляется, если не находит возможности претворения в жизнь. Наиболее важное значение норм права состоит в том, что они способствуют в определении содержания права субъекта и таким образом содействуют его реализации.

Принятие хорошего закона, не способствует эффективному регулированию отношений. Существует необходимость в обеспечении качественной реализации этого закона. Подобная проблема образовалась в связи с увеличением обобщающих и абстрактных предписаний, которые регламентируют такие же общие, обыденные жизненные ситуации. 

Способность в обеспечении целесообразного перехода юридически должного предписания в социальную практику, возможно тогда, когда происходит усложнение процесса реализации права, увеличивается значимость творчески мыслящего, проявляющего инициативу адресата и профессионально грамотного правоприменителя.

Объектом исследования в курсовой работе является процесс исследования реализации права, его форм и правоприменительных актов. Предметом исследования является право.

В курсовой работе преследуются следующие цели:

- раскрытие содержания понятия реализация права;

- характеристика и раскрытие сущности форм реализации права;

- раскрытие сущности применения права как особой формы реализации, а также выделение специфических особенностей стадий правоприменительного процесса;

- раскрытие основных черт, характеризующих акты применения права.

Задачи курсовой работы:

- изучить понятие реализации права;

- рассмотреть основные формы реализации права;

- определить понятие и раскрыть сущность применения права;

- Выявить основные стадии применения норм права;

- изучить понятие правоприменительного акта, раскрыть основные черты, характеризующие акты применения права.



Глава 1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА, ЕГО ФОРМЫ

1.1. Понятие, сущность и значение реализации норм права.

Право существует для того чтобы оно притворялось в жизнь на практике и достигало тех целей, на которые рассчитывает законодатель. Иначе, право, как институт, не имеет смысла. Еще встарь говорилось: "Напрасно законы писать, коли их не исполнять". Римские юристы также считали, что бездействующий закон хуже отсутствующего.

Французский мыслитель Ш. Монтескье в своем знаменитом труде "О духе законов" писал: "Когда я отправляюсь в ту или иную страну, я интересуюсь не тем, хороши ли там законы, а тем, как они соблюдаются, ибо хорошие законы встречаются везде". Звучит весьма современно и актуально.

Существует необходимость добиваться действительной реализации правовых норм, логического конечного результата, возможности влияния на урегулирование отношений, так как банальное принятие новых и новых правовых норм не даст желаемого эффекта.

Под реализацией права понимается процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений. Вне деятельности людей реализация права немыслима. Отсюда - значение целенаправленной организаторской деятельности субъектов права.

Даже если иметь абсолютно совершенное законодательство, великолепные, мудрые законы, но если эти законы не будут приниматься и исполняться, то все это превратится в свод благих пожеланий; действия законодателей, правовых органов будут сведены на нет. Закон представляется силу не собственными абстрактными достоинствами, а реальным, положительным действием. Несомненно, мертвые, нефункционирующие законы никому не нужны, так как не несут ни какой пользы.

Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным чаяниям, запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.

Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением, по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Реализация права - способ осуществления им своей изначальной миссии: служить основным цивилизованным, государственно-властным, а потому и наиболее эффективным регулятором общественных отношений, выполнять присущие данному институту функции, оправдывать свое социальное назначение, ибо одних только моральных и иных негосударственных регуляторов сегодня недостаточно для упорядочивания общественной жизни.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.



1.2. Формы реализации права.

Специфические для права способы его осуществления принято называть реализацией правовых норм. Основными формами (способами) реализации правовых норм обычно называются использование права, исполнение обязанности, соблюдение запретов, применение правовых норм. Две из названных форм или способов (использование права и исполнение обязанности) представляют собой реализацию правоотношения. Как известно, не все правоотношения возни-кают в результате сознательно-волевых действий их участников (без таких действий, например, возникают правоотношения, порождаемые юридическим фактом — событием), но все они реализуются через сознательно-волевые действия их участников. Результатом осуществления правовой системы данной страны является правопорядок.

В учебной литературе по характеру правореализующих действий обычно выделяют четыре формы реализации норм права (схема. 1):

• соблюдение (воздержание от поступков, запрещенных действующим правом);

• исполнение (совершение активных поступков по исполнению юридических обязанностей положительного содержания);

• использование (осуществление правомочий лица, правомерные действия по его усмотрению);

• применение (активно-властная деятельность компетентных органов по решению в рамках правовых норм конкретных дел, издание специальных правовых актов).

Рассмотрим каждую из форм подробнее.

Соблюдение права нередко определяется как воздержание от совершения запрещенных нормами права действий. Понимание реализации права как «не нарушение запретов», «не совершение преступлений и проступков» порождает ряд сомнений. Как отмечено выше, действие запретов своеобразно. Они реализуются через правоотношения только в случаях их (запретов) нарушения, когда к правонарушителю применяется санкция. Запреты регулируют поведение людей и общественные отношения уже в силу общеправового принципа гражданского общества, гражданам и их объединениям «разрешено все, что не запрещено». Действия в пределах этого общеправового принципа образуют правомерное поведение, для обозначения которого нет смысла вводить в теорию права, дублирующий это понятие термин «соблюдение запретов». Существенно важно и то, что для соблюдения (не нарушения) большинства запретов от многих людей не требуется никаких специальных действий или волевых усилий; большая часть членов общества вообще соблюдает многие запреты, даже не зная об их существовании. 

Предположение, что нормальный человек, не убив и не украв, реализовал тем самым правовую норму, не согласуется с социальным действием запретов. Хотя многие запреты адресованы всем и каждому, по существу они обращены к тем лицам, которые способны или стремятся совершать запрещенные действия. Социальное назначение запретов в том и состоит, чтобы либо сдержать этих лиц угрозой наказания, либо, в случае нарушения запрета, подвергнуть законному наказанию или взысканию в пределах санкции нарушенной нормы.

Не совершение преступлений и других правонарушений — не особая форма реализации права наряду с использованием и исполнением правовых норм, а общий результат существования и действия правовой системы, системы воспитания, образования, общественного мнения.

Понятие «соблюдение права» есть смысл использовать для обо-значения тех действий, которые по закону требуются для оформления каких-либо юридических результатов,  достижения которых не является обязанностью сторон (заключение договора, оформление доверенности, составление завещания, расторжение брака, предъявлен иска и т. п.). Правом определен порядок совершения некоторых действий, влекущих правовые последствия: форма, перечень документов, сроки представления, оплата пошлин и т.п. Нарушение этого порядка не является правонарушением, но препятствует наступлению юридического результата (подача жалобы или предъявление иска по истечении срока обжалования или срока исковой давности, представление незаверенной копии аттестата или иного документа и т. п.). Совершение таких действий не подпадает под понятие «исполнение права», если нет обязанности эти действия совершать. В таком понимании «соблюдением» называется предусмотренный законом порядок оформления, осуществления или защиты своего права (чтобы подарить дом — надо оформить дарственную в нотариальной конторе или в муниципалитете; чтобы расторгнуть брак — надо собрать документы, уплатить пошлину, подать заявление в загс или в суд). Несоблюдение этого порядка, соответственно, приводит к тому, что не наступают юридические последствия неправильно оформленных или незавершенных действий.

Сказанное относится к деятельности граждан и частных юридических лиц. Для государственных органов и должностных лиц соблюдение сроков, оформление документов, соблюдение процессуальных и процедурных правил является обязательным, если достижение соответствующего правового результата относится к их компетенции.

	Исполнением как формой реализации права называется выполнение обязанности, т. е. совершение тех действий, которые предусмотрены нормой права и (или) заключенным на ее основе договором либо индивидуальным актом применения права. Иногда исполнением обязанности является воздержание от определенных действий, создающее условия для использования права другими участниками правоотношения.

Особенностью исполнения должностными лицами и другими субъектами публичного права является то, что одним актом, действием они исполняют две обязанности — перед гражданином (или иным субъектом права) и перед вышестоящими государственными органами, которым данное должностное лицо подчинено в порядке государственной (служебной) дисциплины.

Для возникновения и реализации некоторых обязанностей, предусмотренных нормами права, необходимы акты применения права, либо конкретные распоряжения (приказы, «команды») управомоченных лиц. Эти акты и распоряжения адресованы точно определенному лицу и определяют конкретную обязанность адресата (бригаде № 600 передать такое-то имущество в указанный срок, свидетелю явиться к обозначенному часу по указанному адресу). При исполнении таких обязанностей иногда возникает вопрос о законности акта или распоряжения, а также об ответственности за исполнение незаконного приказа. В таких случаях применяются следующие правила: 1) приказ (решение, распоряжение, указание), изданный явно вне пределов компетенции должностного лица или государственного органа либо с очевидным нарушением установленного (процессуального) порядка и (письменной) формы, не порождает обязанности его исполнять (считается, что в таких случаях вообще нет приказа); 2) не подлежит исполнению приказ, хотя и изданный в установленных порядке и форме уполномоченным лицом, но по содержанию предписывающий преступное деяние; выполнение действий, предписанных таким приказом, является соучастием в преступлении. Исполнение явно преступного приказа влечет за собой ответственность по закону; 3) во всех других случаях, когда возникают сомнения в законности приказа или распоряжения, лицо, на которое этим актом возлагается обязанность, может обжаловать соответствующий акт в установленном законом порядке; подача жалобы в случаях, предусмотренных законом, приостанавливает исполнение; во всех остальных случаях человек, сомневающийся в законности данного ему распоряжения, должен это распоряжение выполнить в указанный срок, но, исходя из перспективы обжалования, рекомендуется заручиться доказательствами, что было дано именно такое распоряжение (потребовать письменного указания, пригласить свидетелей и т.п.). То же относится к обязанностям, проистекающим из противоречащих закону нормативных актов, различных ведомственных инструкций, устанавливающих ограничения прав граждан или возлагающих на них дополнительные обязанности, с той особенностью, что основными способами их обжалования являются соответствующие заявления в прокуратуру или оспаривание в суде.

Использование права осуществляется в трех формах. Во-первых, это беспрепятственное осуществление действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правовой статус гражданина (свобода совести, слова, собраний, уличных шествий и демонстраций и др.). Во-вторых, — совершение юридически значимых действий на основе правоспособности субъектами частного права (сделки, договоры и др.), а также — в соответствии с компетенцией — субъектами публичного права (приказы, распоряжения и др.). В-третьих, — осуществление участником правоотношения его возможностей: 1) определенного (правовой нормой или договором) поведения; 2) его требования соответствующих этому поведению действий других лиц; 3) в случае необходимости — обращения к правоохранительным органам государства с требованием защиты нарушаемого или восстановления нарушенного права.

Субъективное право иногда определяется как «дозволение». С точки зрения реализации права, это неточно. Гражданину дозволено все, что не запрещено. Поэтому отсутствие запрета уже означает разрешение (дозволение). Специальные разрешения (дозволения) как способ регулирования поведения граждан практиковались в тоталитарных государствах, где для проявления самостоятельности и инициативы по какому-либо вопросу гражданину каждый раз требовалось специальное разрешение властей. Но дозволение и наделение правом — не одно и то же. Каждому дозволено любоваться видом из окна своей комнаты; но отсюда не вытекает юридическая возможность препятствовать строительству здания, ограничивающего кругозор. В гражданском обществе субъективное право — не «мера дозволенного», а возможность поведения, гарантированная юридическими средствами, обеспеченная необходимостью соответствующего поведения обязанных лиц и неотвратимостью принудительного восстановления нарушенного права и (или) наказания ею нарушителей.

Существует разница в использовании права субъектами частного и публичного права. Для граждан и других участников отношения гражданского общества субъективные права являются способом выражения и охраны их интересов, и они используют или не используют возможности, заложенные в правах, в соответствии со своими желаниями и интересами. Никто не может быть принуждаем к использованию своего права или нести ответственность за то, что не использовал его. Особенность использования права государственными органами и должностными лицами (субъектами публичного права) состоит в том, что для достижения поставленной перед ними цели они обязаны использовать предоставленные им права, нередко именуемые — •правомочия» (правообязанности). В целях осуществления правосудия суд не только имеет право, но и обязан в необходимых случаях вызывать и допрашивать свидетелей, истребовать документы и другие письменные или вещественные доказательства; государственная инспекция безопасности дорожного движения имеет право и обязана проверять состояние транспортных средств и запрещать использование неисправных; руководитель учреждения в целях поддержания трудовой дисциплины имеет право и обязан налагать дисциплинарные взыскания на нарушителей трудовой дисциплины.

Границей использования субъективного права являются права других лиц: «Осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц». Отсюда не следует, что свое право нельзя использовать, если этим правомерно причиняется ущерб, урон интересам других лиц. Можно использовать свое право на взыскание долга с неисправного плательщика, использовать право жалобы на должностные упущения работников государственного учреждения, использовать право необходимой обороны стороной против преступного нападения, хотя определенным интересам и, на основе закона, некоторым правам других лиц этим причиняется урон. Тихий и одинокий владелец домостроения вправе продать свой дом семье музыкантов, хотя этим нарушаются некоторые интересы владельцев ближайших строений.

Сложной в теории и на практике является проблема «злоупотребления правом». Еще недавно под этим понималось использование прав в противоречии с их социальным назначением (см. ст. 1 ГК РСФСР 1922 г., ст. 5 ГК РСФСР 1964 г.) либо наносящее ущерб интересам общества и государства (ч. 2 ст. 39 Конституции СССР 1977 г.). Обоснованно отмечалось, что в таком понимании идея «злоупотребления правом» делает неопределенной границу гражданских прав, ведет к противопоставлению законности и целесообразности, открывает возможность для широкого судебного и административного усмотрения и ограничения прав граждан по политико-идеологическим мотивам. Сам термин «злоупотребление правом» противоречив, поскольку содержит взаимоисключающие понятия: в рамках права не может быть злоупотребления, а злоупотребление противоречит праву. Критерии злоупотребления правом туманны и неопределенны. В гражданском процессе, например, практически возможно без совершения недобросовестной стороной действий, запрещенных законом, причинять ущерб законным интересам и правам других лиц, необоснованно заявляя отводы, ходатайства, жалобы и другими способами использовать свои процессуальные права, чтобы затянуть заведомо проигранный гражданский процесс. Однако сложность проблемы в том, что грань между неумелым использованием процессуальных прав и злоупотреблениями им трудно уловима и почти недоказуема, а формальные признаки злоупотребления процессуальными правами списать в законе практически невозможно.

Проблема злоупотребления правом упрощается, если определение таких злоупотреблений дано в нормативном акте. Так, в законодательстве последних лет излагаются нормы, запрещающие злоупотребление некоторыми свободами и правами с описанием признаков запрещенных деяний. Например, в ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» под злоупотреблением свободой массовой информации понимается совершение уголовно наказуемых деяний, а также использование в теле-, видео-, а также кинохроникальных программах скрытых вставок, воздействующих исключительно на подсознание людей. В ст. 51 того же Закона содержится перечень запрещенных деяний, представляющих собой «злоупотребление правами журналиста».

Проще решается проблема злоупотребления правами (точнее —правомочиями) должностных лиц. Расплывчатый по отношению к гражданину критерий использования прав в соответствии с их назначением становится определенным в применении к должностным лицам, предмет ведения и компетенция которых точно определены за-коном. Как отмечено, использование должностными лицами правомочий в интересах службы является их обязанностью для достижения поставленной перед ними цели. Поэтому закон определяет злоупотребление властью или служебным положением как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы. При условиях, определенных законом, оно влечет уголовную ответственность.

Исходя из изложенного для должностных лиц противоправной является шикам. Шиканой называется использование своего права исключительно для того, чтобы досадить другому лицу (например, предъявление иска о взыскании алиментов к добросовестному плательщику с целью подорвать его репутацию). В отношениях между гражданами шикана не является правонарушением, но может влечь отказ в защите используемого права. Для должностного лица шикана — грубое нарушение служебной дисциплины, так как правомочия должны использоваться исключительно в интересах службы. Поэтому противоправно, скажем, беспокоить граждан из личной неприязни вызовами и повестками, по тем же мотивам затягивать и откладывать рассмотрение и решение дела и т. п.

Применение. В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. В силу особой значимости данной формы реализации права для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата есть смысл рассмотреть ее отдельно и более подробно.





Глава 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ 

РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА.

1.2. Характерные особенности правоприменения.

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия. Перед нами - одна из форм государственной деятельности, направленной на претворение правовых предписаний в жизнь, практику.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты. Именно поэтому рядовые граждане не могут применять правовые нормы, иными словами, употреблять власть; такими прерогативами они не наделены, хотя вопрос этот в литературе небесспорный.

Так, по мнению М.С. Строговича, гражданин, задержавший на улице хулигана и доставивший его в милицию, тем самым якобы применил к нему норму права. Ученый, передавший в дар государству свою научную библиотеку или какую-либо иную ценную коллекцию, например собрание картин, тоже применил соответствующую правовую норму. Но применение ли это? Как нам представляется, в первом случае гражданин исполнил свой гражданский долг; во втором - использовал предусмотренное законом право подарить любую вещь любой организации или лицу. Здесь нет элемента властности.

Правоприменение непосредственно связано с эффективностью действия законов и иных нормативных актов, совершенствованием механизма правового регулирования, поддержанием правопорядка и дисциплины в обществе. Его цель - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями, придание им организованного и стабильного характера.

Одновременно, сам процесс применения права должен протекать в строгих рамках законности, исключающих произвол, своеволие, бюрократизм, волокиту, тем более - мздоимство, вымогательство, взятки. Нередко чиновники создают искусственные препятствия, за преодоление которых требуют "вознаграждения". Известно, что современный российский госаппарат серьезно поражен коррупцией.

Правда, в последнее время наряду с государственными учреждениями действует немало частных (нотариальные конторы, адвокатуры, пункты обмена жилья, хозрасчетные поликлиники, стоматологические кабинеты, всевозможные фирмы, бюро, ателье по оказанию коммунально-бытовых услуг и т.д.), которые объективно создают здоровую конкуренцию и ограничивают былой монополизм в названных сферах. "Просителей" у парадных подъездов стало меньше, а стало быть, меньше возможностей для злоупотреблений.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер;

4) состоит из ряда последовательных стадий, т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием, касающимся персонифицированных субъектов;

8) направлено на урегулирование конкретных ситуаций.

Указанные признаки показывают специфику правоприменения и достаточно четко отграничивают его от первых трех форм реализации права - соблюдения, исполнения и использования. Следует лишь помнить, что при использовании, как уже отмечалось, нередко тоже требуется "вмешательство" соответствующих агентов власти, но оно носит здесь характер содействия, участия в осуществлении гражданином своего права, ибо без этого субъект просто не сможет воспользоваться предоставленной ему законом возможностью (например, уволиться с работы, вступить в брак, заняться предпринимательской деятельностью). В целом же в названных выше трех формах право реализуется добровольно, без принуждения.

В каких же случаях возникает сама необходимость в применении норм права, какими причинами оно вызывается? Иными словами, каковы основания, поводы этого юридически властного действия? Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств (возврата долга, уплаты штрафа, налога, соблюдения условий договора);

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права (например, гражданин получил ордер на квартиру, но занять ее не может, так как она самоуправно занята другим лицом);

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение, уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить (нередко через суд) наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

Кроме рассмотренных выше четырех основных форм реализации права (соблюдения, исполнения, использования и применения) в научной литературе называются и такие, как добровольная и принудительная реализация, индивидуальная и коллективная; в правоотношениях и вне правоотношений, в правоотношениях общего и конкретного типа (по форме связи субъектов).

Реализация или осуществление права (претворение его в жизнь) - это родовое, наиболее широкое, собирательное понятие, а соблюдение, исполнение, применение, использование и другие формы - видовые. Их надо соотносить с общей категорией - "правореализация".



1.2. Стадии правоприменительного процесса

Применение норм права не является простым однозначным действием. Оно представляет собой достаточно сложный процесс, состоящий из ряда логически последовательных стадий (Схема. 2).

Начальная стадия применения права характеризуется тем, что на ней выясняется: обладает ли рассматриваемый случай юридической значимостью, то есть попадает ли он под действие норм права или нет. При этом субъект применения права должен знать об изменениях законодательства, быть в курсе того, нормами какой отрасли права регулируется то или иное деяние, являющееся объектом его анализа. Ведь нередко ряд деяний, которые ранее регулировались нормами одной отрасли права, с течением времени попадают под действие другой.

На рассматриваемой стадии субъекты применения права должны решить вопрос об обоснованности индивидуализации юридических норм к конкретному случаю жизни. Иными словами, речь идет о правильности применения норм права. Так, основанием для применения нормы Семейного кодекса Российской Федерации, касающейся препятствий к заключению брака, служат документы, подтверждающие, что один из вступающих в брак уже состоит в другом браке или признан судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Стадия выбора нормы права предполагает ее отыскание в связи с теми или иными фактами. На ней субъект применения права, то есть соответствующий орган государства или должностное лицо, после установления юридической значимости рассматриваемого случая обращается к анализу структуры и содержания соответствующей отрасли права с целью выявления требуемой нормы. При этом он должен руководствоваться принципами ее построения, особенным содержанием институтов. Так, например, квалификация такого преступления, как незаконное врачевание, должна осуществляться не в рамках института преступлений против жизни и здоровья граждан, а в пределах правового института «преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». И прежде всего потому, что родовым объектом незаконного врачевания является не отдельная личность, а здоровье населения в целом.

В процессе выбора нормы права важно также убедиться в том, что она не отменена или не изменена. Причем поиск нормы права должен осуществляться только в рамках официальных источников.

Третья стадия применения права – уяснение и разъяснение смысла и содержания нормы права (толкование).

Следующая стадия применения права – принятие решения по рассматриваемому делу.

После разъяснения и уяснения смысла и содержания юридических норм соответствующие органы государства принимают решения, которые оформляются в официальных актах. Эти акты называются актами применения права.

Толкование норм права имеет своей целью правильное применение содержащихся в них предписаний к конкретным случаям жизни. Это такая стадия применения права, на которой уже известны факты, требующие юридической квалификации. Толкование норм права – это прежде всего внутренний мыслительный процесс, протекающий в сознании лица, применяющего норму права. Он выражается в уяснении смысла этой нормы, разъяснении ее содержания.

Итак, толкование норм права – это деятельность государственных органов, различных организаций и отдельных граждан, направленная на уяснение и разъяснение смысла и содержания общеобязательной воли общества, выраженной в нормах права.

Толкование норм права подчинено задачам и требованиям правильного понимания содержащейся в них воле общества.

Виды толкования можно классифицировать по различным основаниям. По юридической силе толкование подразделяется на официальное и неофициальное.

Разновидностями официального толкования являются:

аутентичное;

нормативное;

казуальное.

К неофициальному толкованию относятся:

доктринальное;

текущее.

Аутентичное толкование – это разъяснение норм права, даваемое государственным органом, издавшим их. Оно характеризуется прямым разъяснением смысла правовых норм органом государства, когда они неправильно применяются соответствующими субъектами права. Это разъяснение носит обязательный характер для тех, кто применят такие нормы.

Нормативное толкование дается специально на то уполномоченным органам государства на основе обобщения юридической практики применения норм права; оно имеет своей целью обеспечение единообразного понимания содержания применяемых норм. Примером нормативного толкования могут служить руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Казуальное толкование дается теми органами государства, которые применяют нормы права к конкретным случаям (например, приговор суда, в котором обосновывается мера наказания в отношении осужденного, указываются смягчающие или отягчающие вину обстоятельства и т.п.).

По объему толкование можно классифицировать следующим образом:

буквальное;

ограничительное;

распространительное.

Буквальное (адекватное) толкование имеет место в тех случаях, когда смысл и словесное содержание нормы права совпадает. Например, используемые в законодательстве термины «родители», «дети» должны пониматься в обыденном смысле. Примером буквального толкования может служить и с.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44