- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Методические особенности проектирования урока русского языка с учетом ФГОС ООО с использованием компьютерных технологий обучения
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002834 |
Тема: | Методические особенности проектирования урока русского языка с учетом ФГОС ООО с использованием компьютерных технологий обучения |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» Кафедра русского языка Выпускная квалификационная работа Проектирование урока русского языка с учетом ФГОС ООО с использованием компьютерных технологий обучения русскому языку Орехово-Зуево 2017 г. Содержание Введение…………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические аспекты проектирования урока русского языка с учетом ФГОС ООО…………………………………………………………….7 1.1 Основные группы планируемых результатов в соответствии с ФГОС ООО……………………………………………………………………….7 1.2 Проектирование современного урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО……………………………………………………13 1.3 Формирование УУД на уроках русского языка…………………..30 1.4 Использование компьютерных технологии обучения на уроках русского языка в свете требований ФГОС ООО……………………………..36 Выводы по главе 1………………………………………………………43 Глава 2. Методические особенности проектирования урока русского языка с учетом ФГОС ООО с использованием компьютерных технологий обучения………………………………………………………………………….44 2.1 Методика, цели и задачи педагогического исследования………...44 2.2 Проектирование урока русского языка с использованием компьютерных технологий обучения ………………………………………..50 2.3 Анализ урока и его эффективность…………………………………62 Выводы по главе 2……………………………………………………….67 Заключение……………………………………………………………….68 Список использованной литературы…………………………………..71 Приложения………………………………………………………………78 Введение Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. В 21 веке человечество вступило в переходный период от общества индустриального к обществу информационному, от письменной культуры к культуре информационно-компьютерной, вследствие этого современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Русский язык как учебный предмет занимает важнейшее место в школьном образовании, поэтому современный урок русского языка должен быть интересен, информационно насыщен, а материал понятен обучающимся. Задача учителя – найти такие методы организации образовательного процесса, которые бы не только соединяли теоретические знания и практические умения школьников, но и способствовали формированию их мировоззрения в целом. ФГОС второго поколения определил цель и основной результат современного российского образования: «…развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира» [51]. Ключевые особенности ФГОС общего образования, которые должны быть обязательно учтены при проектировании урока русского языка в условиях реализации новых стандартов, это: - системно-деятельностный подход, в основе которого лежит принцип развивающего обучения; - главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ; - становление целостной картины мира и компетентностей в любой предметной области на основе развития универсальных учебных действий — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных (формирования общеучебных умений и навыков) — является ещё одной особенностью ФГОС основного общего образования, которая должна быть обязательно учтена при проектировании образовательного процесса. Именно поэтому сегодня актуальной стала тема проектирования урока русского языка с учетом ФГОС ООО: новое время требует качественных изменений в области преподавания русского языка, новых подходов к организации учебного процесса в школе. Роль учителя-словесника становится более сложной, требующей не только знания русского языка, но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства обучения для организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их индивидуальности. Этим обусловлена актуальность данного исследования. Теоретической основой исследования послужили работы отечественных лингвистов и методистов Ф. И. Буслаева, А. В. Текучева, М. Т. Баранова, М. Р. Львова и др. Разработки этих авторов помогают современным учителям-словесникам проектировать уроки русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Проблема исследования заключается в поиске эффективных учебных технологий для проектирования уроков русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Цель исследования - рассмотреть специфику проектирования уроков русского языка с учетом требований ФГОС ООО нового поколения и задачи учителя, направленные на изменение, совершенствование своей педагогической деятельности в соответствии с современным государственным заказом. Объект исследования – требования ФГОС ООО к проектированию уроков русского языка Предмет исследования – современные компьютерные технологии как условие проектирования уроков русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Гипотеза исследования – для реализации требований ФГОС ООО в проектировании уроков русского языка необходимо соблюдать следующие условия: -организации индивидуальной работы школьников, развитии их познавательной самостоятельности и творчества, - повышение мотивации к обучению за счет использования современных компьютерных технологий; - формирование навыков работы с информацией: производить поиск, отбор, переработку, упорядочивание и выделение смысловых групп, выстраивание логических связей и др. Исходя из актуальности, цели и гипотезы были поставлены следующие задачи: 1. Изучить основные требования к урокам русского языка в условиях введения ФГОС ООО 2. Рассмотреть процесс проектирования современного урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО 3. Проанализировать возможности использования компьютерных технологии обучения на уроках русского языка в свете требований ФГОС ООО 4. Выявить особенности подготовки учителя к уроку русского языка в соответствии с требованиями ФГОС 5. Спроектировать урок русского языка с использованием компьютерных технологий обучения 6. Проанализировать разработанный урок и его эффективность. Методологическая и теоретическая основа исследования: труды в области дидактики, психологии, методики начального образования в школе; программы ФГОС ООО по русскому языку. Основными методами исследования явились: - теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ литературы по методике русского языка обобщение опыта обучения русскому языку - эмпирические: изучение и обобщение опыта передовых учителей, работающих успешно по данной проблеме, проектирование урока русского языка. База исследования: МОУ СОШ № 16, г. Орехово-Зуево, 9 класс. Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы в практике учителей русского языка при проектировании уроков в соответствие с требованиями ФГОС ООО, а также студентами педагогических вузов во время педагогической практики. Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений. Введение отражает актуальность темы исследования, объект, предмет, цель и задачи исследования, гипотезу, методы исследования. В первой главе определены теоретические основы исследования, во второй — представлена методическая работа. Заключение содержит основные выводы по проделанной работе. Список литературы состоит из 30 источников. В приложении представлены тексты. Глава 1. Теоретические аспекты проектирования урока русского языка с учетом ФГОС ООО 1.1 Основные группы планируемых результатов в соответствии с ФГОС ООО Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), в основу которого положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения – принципиально новый для отечественной школы документ. Если варианты аналогичных документов предыдущих поколений являлись прежде всего стандартами содержания образования, то ФГОС нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни, представляя собой совокупность требований: 1) к структуре основной образовательной программы; 2) к условиям реализации основной образовательной программы; 3) к результатам освоения основной образовательной программы [51]. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования в структуре основной образовательной программы выделены два компонента – планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (ООО) и система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Планируемые результаты являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов, использования образовательных технологий, а также разработки системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы ООО [15, с. 33]. Планируемые результаты основного общего образования предполагают освоение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные включают в себя готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Метапредметные включают в себя освоение обучающимися универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями [23, с. 90]. Предметные включают в себя освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы: «Филология. Русский язык. Родной язык», «Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык», «Математика и информатика», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Искусство. Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура» [51]. Основная образовательная программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Целевой раздел должен определять общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования. Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы. Также основная образовательная программа основного общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса - 30%. Требования к условиям реализации основной образовательной программы характеризуют кадровые, финансовые, материально-технические, психолого-педагогические, информационно-методические условия образовательного учреждения [23, с. 56]. Соблюдение требований к условиям реализации основной образовательной программы общего образования должно обеспечивать создание комфортной для обучающихся и педагогических работников образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья школьников; высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. В результате изучения курса русского языка, обучающиеся при получении основного общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально - ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. У выпускников будет сформировано: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей русского и родного языков; 4) расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность [8, с. 43]. Сегодня система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Под предметными результатами понимаются умения, специфические для конкретной предметной области. Для русского языка это языковая грамотность. К личностным результатам обучения русскому языку относятся: - понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью [31, с. 56]. Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку являются: - владение всеми видами речевой деятельности; - применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; - коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждение актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения [39, с. 33]. Таким образом, следует отметить нацеленность курса на формирование важнейших общеучебных умений, основу которых составляют все виды речемыслительной деятельности: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). 1.2 Проектирование современного урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС ООО Проблема внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС ООО) последнее время является одной из обсуждаемых проблем в нашем обществе. С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития [51]. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский. Перед современным учителем в условиях внедрения новых образовательных стандартов стоит задача использовать системно-деятельностный подход в обучении школьников. Признанным подходом в обучении в соответствии с ФГОС выступает системно-деятельностный, т.е. учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения. При данной форме обучения важным является применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр.; создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять сво? знание и незнание и др. Суть деятельностного подхода в образовательном процессе заключается во включении ученика в общий с учителем образовательно-познавательный поток, в оказании реальной помощи в самоопределении, в научении релаксированию. Это можно сделать только с помощью действия [44, с. 30]. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в интеллектуальном развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной познавательной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему. Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты [15, с. 33]. Для учителя принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. Что отличает урок, построенный на основе системно-деятельностного подхода, от урока знаниевой образовательной модели? Мы можем назвать следующие характерные признаки: 1. Учитель формулирует не только содержательную цель урока (формирование системы понятий по данному предмету), но и деятельностную цель (формирование умений реализации новых способов действий). 2. Учитель планирует и организует работу по актуализации опорных знаний учащихся как подготовительный этап, позволяющий быстро и качественно включить учащихся в освоение нового знания. 3. Учитель продумывает систему мотивации учащихся к учебной деятельности; создает условия («ловушки») для фиксации учащимися границы между знанием и незнанием. 4. Цель урока формулируется обучающимися как собственная учебная задача. 5. На этапе первичного закрепления учитель выбирает форму коммуникативного взаимодействия учащихся для проговаривания каждым учеником нового знания, алгоритма действий во внешней речи. 6. Наличие на уроке самостоятельной работы обучающихся с проверкой по эталону. 7. Формы организации познавательной деятельности обучающихся и методы обучения обеспечивают реализацию девиза «Не давать готовые знания». 8. Наличие на уроке итоговой оперативной экспресс-диагностики результатов. 9. Учитель планирует и реализует этап рефлексии обучающимися собственной деятельности на уроке. 10. Домашнее задание носит дифференцированный характер в зависимости от результатов экспресс-диагностики и рефлексии [20, с. 56]. Принцип деятельности в процессе обучения по развивающей системе выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и менеджера этого процесса. Позиция учителя состоит в том, чтобы не быть истиной в последней инстанции. Он на своем примере может и должен показывать ученикам, что невозможно знать все, но можно и должно узнавать новое, вместе с учениками определять, где и как найти правильный ответ, нужную информацию. При таком подходе у каждого ребенка будет право на ошибку и возможность ее осознать и исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных этапов: - мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); - целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить ? узнать ? научиться»); - осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); - коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); - взаимопроверка, взаимоконтроль; - рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке) [39, с. 33]. Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка в условиях введения ФГОС ООО: - хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание. - учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока; - урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками; - учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся; - вывод делают сами учащиеся; - минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; - учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей; - умение демонстрировать методическое искусство учителя; - планирование обратной связи; - урок должен быть добрым [50, с. 43]. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, привлечение учащихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподавания материала, эмоциональность речи учителя; умелое применение педагогом поощрения и порицания. Приёмы, способствующие повышению мотивации: - иллюстративный материал - использование ИКТ - игровые ситуации - разгадывание грамматических загадок - инсценирование - лирическое вступление - верю-не верю - кластер - рефлексивные вопросы - создание благоприятного психологического климата и др [45, с. 12]. Современный урок русского языка - это проблемно – деятельностный урок. Главный принцип деятельностного подхода – научить учиться. Такой подход предполагает, что знания приобретаются и проявляются только в деятельности. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свою работу на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов. 1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п. 2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. 3 – й шаг. Планирование действий. Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. Поэтому следует спланировать применение разных приемов. 4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме, к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. В – третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. 5 – й шаг. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?» 6 – й шаг. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу. Этап мобилизации предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность. Обучающимся необходимо вспомнить изученное ранее, понаблюдать, сравнить, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового. И здесь главная проблема – это привычка находить готовый ответ в учебнике, прочитать тему, прочитать правило вместо того, чтобы самим подумать, сформулировать определение, увидеть закономерность, решить учебную задачу самостоятельно [37, с. 39]. Деятельность учителя: - Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречие, порождающее удивление. - Вовлекает учащихся в диалог (побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа; подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Деятельность ученика: - Выполняя предложенные учителем задания частично-поискового характера, определяет тему урока. - Пользуясь опорной схемой, формулирует цели урока, создает установку на их реализацию. - Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности [15, с. 33]. Главное - осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний. Общий итог– формулирование учащимися предполагаемой темы урока. Например, фрагмент урока русского языка в пятом классе по теме ««Буквы е-и в корнях с чередованием» иллюстрирует организацию проблемной ситуации. 1) Дается орфографическая диктовка (безударные гласные в корне) и три словосочетания на новое правило. Проверяем написанное. А дальше в форме диалога подводим учеников к самостоятельной формулировке темы: – Какое было задание? (вставить пропущенную букву) – Какое правило применяли? (безударная гласная в корне) – Все слова смогли проверить? (нет) – Почему? (правило не подошло) – А если это не подошло, какое нужно? (если не определяют сразу, то дальше делаем разбор по составу) –Так о чем будем говорить на уроке? (о корнях с чередованием е-и). Запишите тему урока. При изучении темы «Правописание НЕ с прилагательными» учащимся предлагается сравнить предложения со слитным и раздельным написанием НЕ с существительными и прилагательными. - Что общего в правописании существительных и прилагательных? - Прочитайте правило в учебнике - Какая информация для вас оказалась новой? В результате проведённой работы учащиеся самостоятельно формулируют правило [25, с. 33]. При изучении темы «Имя существительное как часть речи» учащимся предлагается отрывок из стихотворения О.Молоткова - Найдите слова, называющие людей, животных, предметы окружающего мира, понятия, действия, время, число. - Можно ли сказать, что у этих слов есть что-то общее? - Назовите часть речи, к которой они относятся. - В чём необычность этого стихотворения? - Итак, какую часть речи мы сегодня будем изучать? (Имя существительное.) - Что значит изучить слово «как часть речи»? (Это значит указать лексическое значение (что выражает), морфологические признаки (какие формы может иметь) и синтаксическую функцию (каким членом предложения является). - Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы. - Выберите для себя удобную форму краткой записи важной информации о существительном (опорный конспект, таблица и т.д.) Приведённые примеры фрагментов уроков русского языка иллюстрируют организацию проблемной ситуации как одного из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий. На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда [44, с. 33]. В процессе такой систематической работы на уроке формируются метапредметные УУД. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Приёмы создания учебно-проблемной ситуации: - Предъявить противоречивые теории, факты. - Обнажить житейское представление и представить научный факт. - Использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность». Приёмы создания проблемных ситуаций 1.Учитель сам ставит проблему «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит М. Горький. Что такое подвиг? Возможны ли подвиги в повседневном труде? 2. Учащимся сообщаются различные, даже противоположные мнения по какому-либо вопросу. Например: дети в 5 классе познакомились с темой «Толковые словари. Лексическое значение слова». Учитель попросил найти в словаре слово «перст» и объяснить его лексическое значение. Далее следует задание: Витя и Маша прочитали предложение в книге. Витя согласился с тем, что выделенное слово написано правильно, а Маша решила, что допущена ошибка. А как считаете Вы? Почему? Используйте в ходе работы толковый словарь. Что ввело в заблуждение Витю? Анна Ивановна воспитывала Маринку с любовью, поэтому не удивительно, что девушка, даже когда выросла, оставалась наперсницей обожаемой тетушки. [45, с. 23]. Учащиеся вместе с учителем осознают противоречие, опираясь на имеющиеся знания, и формулируют проблемный вопрос. З. Учащимся предлагаются задания, требующие сравнения фактов. Обратите внимание на перечисленные слова. Определите лишнее в каждой строке. Выбор объясните. 1)Пролагать, излагать, прилагать, отложить. 2)Доложить, выложить, слагать, уложить. 4. Задания, стимулирующие исследование языковой ткани произведения в различных аспектах. Привести пример текста-описания, попросить убрать все прилагательные. Сделать вывод о роли прилагательных в тексте. Ситуация «выбор». (до)ехал (до)б...рёзы (по)бежал (по)д...ревне (про)читал (про) город (на)кричал (на)с...баку Скажите, на какие две группы можно разделить находящиеся в них слова? 1) слова из словарика и не из него; 2) слова с приставками и предлогами; 3) глаголы и прилагательные У. Обратите внимание на особенность записи этих слов и сформулируйте тему урока [23, с. 3]. Д. Сегодня мы будем говорить о правописании приставок и предлогов. Ситуация «неопределенность». Подберите проверочные слова к словам, записанным на доске зап[и]вал, запишите их вместе с проверочными. Запивал – пил, запевал – пел. Кто прав? Почему оба варианта правильные? Как узнать какое слово имелось ввиду? (из ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Методические особенности проектирования урока русского языка с учетом ФГОС ООО с использованием компьютерных технологий обучения
- Проектирование урока русского языка с учетом требований ФГОС ООО ( с использованием предметно-ориентированных технологий
- Проектирование урока русского языка с учетом требований ФГОС ООО ( с использованием предметно-ориентированных технологий