VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Профилактика аутодеструктивных тенденций в развиитии личности умственно отсталых подростково

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012577
Тема: Профилактика аутодеструктивных тенденций в развиитии личности умственно отсталых подростково
Содержание
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»


Факультет психологии и педагогики
Кафедра  специальной педагогики и психологии
Направление подготовки: 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование
Профиль: Специальная психология



Б А К А Л А В Р С К А Я  Р А Б О Т А

на тему:   
Профилактика аутодеструктивных тенденций в развиитии личности умственно отсталых подростково


ОБУЧАЮЩЕГОСЯ _____________________                   Губанова Елена Михайловна                   
                                              (личная подпись)                                                              

РУКОВОДИТЕЛЬ   _____________________         канд. психол. наук, доцент В.А. Кудрявцев
                                                           (личная подпись)                                   (ученая степень, звание, инициалы, фамилия)




Допустить к защите

ЗАВЕДУЮЩИЙ  КАФЕДРОЙ   _____________канд. психол. наук, доцент С.Н. Каштанова 


“___” ____________________ 20___ г.



Нижний Новгород – 2018 г.

       Оглавление
     Введение	3
      ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ	7
      1.1.	Содержание понятия аутодеструктивного поведения, классификация	7
      1.2.	Возрастные и индивидуально - психологические предпоссылки развития и проявления подростковой аутодеструкции	15
      1.3.	Методы и методики исследования подростковой аутодеструкци.	20
      1.4.	Теоретические подходы к профилактике аутодеструктивного поведения в подростковом возрасте с умственной отсталостью	23
      Вывод по первой главе	25
      ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ АУТОДЕСТРУКТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ	27
      2.2. Анализ результатов исследования, качественно – количественная оценка	31
      Гипертимному типу свойственно склонность к  риску, к поиску острых ощущений, к неизведанным переживаниям.	40
      Вывод по второй главе	49
      ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В КОНТЕКСТЕ СНИЖЕНИЯ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ	51
      3.1.	Организация и методы исследования профилактики аутодеструктивного поведения умственно отсталых подростков	51
      3.2.	Оценка эффективности профилактики аутодеструктивного поведения подростков с умственной отсталостью	54
      Вывод по третьей главе:	58
      Заключение	59
      Список литературы	60
      Приложение	65
     


Введение
     Актуальность исследования. Аутодеструктивное поведение в настоящее время является актуальной проблемой, в том числе и в подростковом возрасте. Данная тема мало изучена и исследована. Актуальность темы заключается в том, что данное поведение негативно влияют на психологическое, соматическое и интеллектуальное развитие подростков
     Распространенность суицидального, созависимого поведения, наркотизации и алкоголизации достигли в настоящее время катастрофического пика. Статистика Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) показывает, что ежегодно в мире совершают свыше 800 000 тысяч самоубийств. С каждым годом число самоубийств увеличилось на 9-12%. На момент 2017 года самоубийство является второй ведущей причиной среди подростков.  
     Именно в подростковом возрасте наблюдается всплеск аутодеструктивного поведения, в силу возрастных особенностей, эмоциональной смены социального окружения, воздействия неблагоприятных факторов, таким образом, они наиболее чувствительны к социальным и психологическим стрессам.
     Аутодеструктивное поведение – это опасная форма поведения, где идёт опасение своей жизни, физическому и психическому здоровью - основанным на поэтапном разрушении индивидуальности, распадом личности; главной особенностью которого являются: изменение цели поведенческого феномена.
     Если рассмотреть статистические данные о аутодеструктивном поведении умственно отсталых подростков, то они весьма противоречивы.
     Исследования авторов (О.Д. Сосюковой., Ю.Б. Коваленко., Л.Н. Хохловой., В.Н. Ильиной) говорят, что нарушения поведения встречаются примерно 25-30% умственно отсталых подростков. Исследования  Л.С. Куниковской встречается значительно в большей степени у 80% подростков. Такое расхождение связано не только с разными проведенными диагностическими методиками, но и с причинами развития болезни. Нарушается не только стороны развития психики и личности, но и биологические факторы, что вскоре приводит к формированию поведения подростка. 
     В настоящее время современная поп-культура приводит человечество к деградации личности, что в свою очередь приводит к торможению высших психических функций. Уже с малых лет дети видят, что средства массовой информации (СМИ) показывают образ человека-агрессора, которому присуще убивать, проявлять жестокость, насилие. Подростки больше времени проводят за компьютерными играми. Интересы подрастающего поколения всё более ориентируются на виртуальную реальность. Таким образом, мы наблюдаем, что данные феномены угрожают полноценному становлению личности и  развитию человека.
     Разные формы аутодеструктиного поведения у умственно отсталых подростков сходны с поведением нормально развивающихся подростков. Это может обуславливаться тем, что особенности могут быть как внешними (семья, школа) так и внутренние.
     Например, Ц.П. Короленко и Т.А Донских к формам аутодеструктивному поведению относят аутоагрессивное поведение (суицид), фанатическое поведение, аддитивное поведение, экстремально-рискованное и виктимное поведение.
     Многие учёные, например В.В.Ковалёв и Е.А. Личко выделяют, что у умственно отсталых подростков независимо от гендерных показателей проявляются такие формы нарушения: агрессивность, побег из дома, воровство, суицидальное поведение, злоупотребление алкоголя и наркомания.
     Поэтому многими ученными был отмечен фактор, что необходима своевременная профилактики аутодеструктивного поведения подростков с умственной отсталостью.  Важным компонентов в этом моменте являться то, что все кто включены в образовательную среду, должны помочь подростку скорректировать его поведение, а так же снизить уровень аутодеструктивного поведения. 
     Таким образом, актуальность данной темы можно рассмотреть с двух сторон: с одной стороны, изучение условий и факторов, влияющих на развитие различных проявлений аутодеструктивного поведения, понимание психологических особенностей людей, с другой стороны, профилактика и психологическая помощь тем, кто испытывает трудности в адаптации к новым изменяющимся социальным условиям.
     Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы профилактики  аутодеструктивных тенденций в поведении умственно отсталых подростков.
     Объект исследования: поведение подростков с умственной отсталостью.
     Предмет исследования: специфические особенности аутодеструктивного поведения подростков с умственной отсталостью и её профилактику.
     Гипотезы исследования: 
     1. Риск проявления разных форм аутодеструктивного поведения аутогрессивное (суицид) поведение, виктимное, экстремально-рискованное, аддитивное поведение связано с рядом особенностей личности подростка – структурой психологических защит, половой принадлежностью, спецификой мотивационной и эмоциональной сферы личности типом акцентуации характера, влияния макро - и микросоциальных условий. 
     2. Программа профилактики и коррекции поведения, включающая групповые занятия, беседы, просмотр социальных роликов, использования игровых техник, а же занятия с элементами арт-терапии позволит скорректировать линию поведения подростков и снизить риск развития аутодеструктивных тенденций в их личностном развитии.
     
     Задачи исследования: 
     1. Раскрыть сущность основных теоретико-методологических подходов к проблеме аутодеструктивного поведения личности в подростковом возрасте;
     2. Провести экспериментальное исследование, позволяющие выявить особенности аутодеструктивного поведения подростков с умственной отсталостью;
     3. Провести количественный и качественный анализ полученных данных в результате экспериментального исследования;
     4. Разработать и апробировать программу профилактики аутодеструктивного поведения подростков с умственной отсталостью и оценить ее эффективность. 
     В исследовании применялись следующие методы:
     1. Аналитический метод: теоретический анализ литературных источников по проблеме исследования; 
     2. Эмпирический метод: библиографический (анализ фактов), опрос, эксперимент;
     3. Метод математической статистики - Т-критерий Стьюдента.
     Основу психодиагностической экспериментальной программы включали следующие методики: 
     1. Рисованный апперцептивный тест (РАТ), Б.И Хасан;
     2. Опросник Басса-Дарки «Диагностика состояния агрессии» (авторская модификация);
     3. Опросник Леонагра-Шмишека «Изучения акцентуации характера»;
     4. Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению», М. Цуккерман
     5. Опросник суицидального риска (Модификация Т.Н Разуваевой)
     
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АУТОДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
1.1. Содержание понятия аутодеструктивного поведения, классификация
     Сложность изучаемой темы обусловлена междисциплинарным характером. Проблема изучения «ауто» деструктивного, агрессивного поведения стоит на ряду актуальных проблем психологии, медицины и юриспруденции.
     Значение термина аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение в современном мире окончательно еще не определено. Под данным термином определяется широкий спектр действий, который может привести к разным видам угрозы жизни, начиная от причинения физической или психической боли независимо от психического развития вплоть до лишения себя жизни.
     Существует ряд терминов, отражающих процесс причинения себе вреда: «аутодеструктивное поведение», «аутоагрессивное поведение», «прямое и косвенное саморазрушение», «саморазрушительное поведение» и многие другие понятия, которые используются как синонимы, но зачастую несут различную смысловую нагрузку. Аутодеструктивное поведение является одной из форм аутоагрессивного поведения.
    Что же такое аутодеструктивное поведение, и из-за чего данная форма возникает у подростков с умственной отсталостью?
    Аутодеструкция ( от греч. аutos - сам) - саморазрушение.
    В этимологическом словаре под ред. М. Фасмера слово «сам» имеет несколько значений: 1) «один», «одинокий»; 2) «ровный», «одинаковый»; 3) «тот же самый»; 4) «подходящий», «подобающий» [49]. Указывает на феномен «саморазрушение» и возможного содержания порождающих его конфликтов.
    Данный вид поведения человека носит противоречивый характер, так как направлен на саморазрушение, а не на развитие. Рассмотрим основные подходы к определению «аутодеструктивное поведение» (табл 1).
    Таблица 1.
    Подходы к определению аутодеструктивного поведения
№ п.п
Автор(ы)
Аутодеструктивное поведение это?
1. 
А. Г Амбрумова 
 Следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемых микро и макросоциальных конфликтов
2. 

Т.Н Горобец
Х. Ремшмидт
 Проявление отклонений в отправлении вовне ВНД живого организма, направленного на саморазрушение
3.
Н.А. Польская
Связь с разными формами саморазрушения: от высокорискованных действий, нацеленных на поиск новых ощущений, до самоповреждений и суицидальных актов, намеренное причинение себе вреда, или совершение действий, которые имеют негативные последствия для индивида
4.

A.А. Руженков
Г.А. Лобов
А.В. Боева
 Преднамеренные действия следствием, которых является физическое или психическое разрушение личности, не носящее осознанной цели лишения себя жизни
5.
Ц.П. Короленко
Т.А. Донских
 Отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее развитию самой личности
6.
Ю.В. Попов
Различные действия, поступки, в результате которых вольно или невольно причиняется существенный вред себе


Продолжение таблицы 1
7.
А.В. Ипатов
 Проявление искажения процесса социализации подростков в виде системы поступков, противоречащих социальными возрастным нормам
8.
Н.Л. Фарбероу
 Объединенные неосознанные стремления личности к физическому и моральному саморазрушению
9. 
К.Ю. Королев
Своеобразное нарушение нормальной психосоциальной динамики взросления личности, а именно его задержка, сопровождающаяся искажениями в проживании типичных возрастных кризисов развития
10.
Е.В. Змановская
 Диссоциальное поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности
     Из выше представленной Таблицы 1 можно сделать вывод, что существующие подходы можно разделить на: медицинский (здоровье, как правило, не должно отождествляется с психическими заболеваниями), психологический (личность индивида) и социальный феномен (искажение социализации).
     Основываясь на данных определения очень сложно развести понятия: аутодеструкцию и аутоагресию.
     Аутодеструкция определяется как нарушение, отклонение в поведенческом явлении. Отклонение трактуется как термин девиация (от лат. deviatio – отклонение).
     Девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся общественных норм [14].
     В определение было сказано, что девиантное поведение основывается на норме. В настоящее время существуют несколько подходов к норме:
     Идеальная норма рассматривает оптимальное развитие личности, реализуемое в оптимальных социокультурных условиях.
     Статистическая норма рассматривает уровень психолого-социального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представленной группой людей того же возрастного окружения, культуры пола и многими другими показателями [15].
     Стереотипное отношение общества к подросткам с умственной отсталостью, достаточно ограничивают их от полного внедрения в социум, а наличие девиаций в поведении практически недоступно. Система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого представителя, не соответствует тому потенциалу, на который способны подростки с умственной отсталостью, что провоцирует их на неадекватные эмоциональные реакции и поступки, в то же время, общество должно помочь им найти себя в жизни [41].
     Деструктивное поведение является негативным проявлением девиантного поведения, отличительной сущностью которого является направленность на разрушение самого субъекта и существующих объектов и систем. Основной причиной для девиантного и деструктивного поведения является отчуждение человека от природы и мира в целом [34]. 
     В свою очередь, деструктивное поведение очень часто приравнивают к агрессии (от лат. aggressio - нападение) - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или на нанесение психического или физического причинение вреда другому человеку вплоть до уничтожения объекта агрессии. Агрессия в свою очередь может приносить и положительные результаты: защищать, контролировать, сохранять. Поэтому, агрессивное поведение от деструктивного отличается лишь разрушение.
     Особенно ярко агрессивное поведение проявляется как неприспособленность индивида к социальной среде и проявляется в возрасте от 11 до 14 лет. Оно выражается в семейных ситуациях при решении конфликта, неуверенных в себе, лишенных родительской опеки обучающихся, и в других случаях.
     Агрессия у умственно отсталых подростков, как правило, необычно жестока, нападения или драки совершаются без достаточного понимания опасных последствий наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией нередко отмечается и вербальная агрессия. Такое поведение характерно для 25% обучающихся. Часто агрессивное поведение, это повторение того, что дети сами испытывают от других людей. Данное поведение это негативный пример родителей, старших учащихся в школе, а так же то, что видят в окружающей среде [21].
     Подростковая агрессивность - следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач. Жестокость нередко проявляют  избалованные подростки, не имевшие в детстве отвечать за свои поступки; жестокость для них трактуется как месть, самоутверждения и одновременно самопроверки. Особенно ярко проявляется это в нынешнее время. Это по праву можно отнести к социальным факторам [50]. 
     Многие ученые утверждают что агрессивное поведение является следствием аутоагрессивного поведения, при котором объект и субъект агрессии совпадают.
     Аутоагрессия, как правило, возникает в ответ на наказания и другие конфликты с взрослыми. Их действия направлены на нанесение, какого – либо вреда своему соматическому и психическому здоровью. В дальнейшем эти действия повторяются при любых встретившихся трудностях.
     Аутоагрессивное поведение – агрессия, направленная человеком на самого себя. Существует только два основных вида аутоагрессивного поведения – самоубийство (суицид) – намеренное действие человека направленное на лишение себя жизни, и самоповреждение – парасуицидальное поведение [4, с. 91].
     Суицид – намеренное и осознанное стремление человека к смерти. Суицидальные действия является наиболее опасной формой аутодеструктивного поведения [22, c. 289, 28].
     А.Г. Амбрумова отметила в своих исследованиях, что у подростков можно выделить следующие мотивы суицидальных действий: протест, месть, призыв, избегание (наказания, страдания), самонаказание, отказ от существования [1].
     Основными причинами подростковых суицидальных действия являются сложные взаимоотношения с окружающими людьми, конфликты с учителями, психологическое состояние (например: депрессия, конфликты в межличностных отношениях), неблагоприятные семейные ситуации жизни; отсутствие поддержки и понимания подростка со стороны родственников [2, с. 16-17].
     Суицидальное поведение в подростковом возрасте умственно отсталых мало изучено и  вызывает  большой интерес у психологов. Суицидальное поведение умственно отсталых подростков рассматривается как одна из форм нарушенного поведения. 
     Подросток  с умственной отсталостью может прийти к суицидальным действиям из-за недостаточной сформированности словарного запаса - ему трудно вербально выразить чувства и ощущения в момент критической ситуации, так же действиями может выступить конфликты в школе (с работниками школы, сверстниками), не разрешенные отношения с родителями ил, что чаще всего бывает неразделенная любовь.
     Необходимо отметить тот факт, что подростки с умственной отсталостью более подвержены влиянию общества, они более импульсивны и агрессивны и момент трудной ситуации им сложно прийти к правильному решению. Не стоит забывать об акцентуации характера умственно отсталых подростков [43]. 
     Профилактической работы суицидальных действий у подростков c умственной отсталостью может послужить работа по повышению стрессоустойчивости, развитию доверия к окружающим людям, помощь в принятии подростком своего  «Я», помощь в решение сложных жизненных ситуаций.
     В научной литературе и в СМИ часто описывается парасуицидальное поведение – это нанесение человеком самому себе телесных повреждений, порезов острыми предметами без цели лишения себя жизни для облегчения душевной боли [13]. Обычно такое поведение сочетается с мотивами самонаказания за совершенные реальные ошибки или поступки, с общей неудовлетворенностью собой и своей жизнью. Самоповреждение возникает как состояние дискомфорта, возбужденность, взволнованность.
     Данный вид аутоагрессии особенно распространен у подростков с умственной отсталостью. Ведь с «помощью» физической боли подростки стараются справиться с острыми переживаниями в сложных ситуациях, а так же ощущением безысходности и скуки, бессмысленности существования [47].
     Обобщая вышесказанное, аутодеструктивное поведение – преднамеренные поступки, целью которых не является добровольное лишение себя жизни, но ведущие к физическому или психическому разрушению личности. 
     Поведение называется аутодеструктивным, при наличии следующих условий: нарушение нормы; совпадение объекта и субъекта поведения; пагубное последствия для личности.
     В настоящее время существует несколько научно-признанных классификаций аутодеструктивного поведения.
     С.Н. Ениколопов, выделяет следующие группы:
     1) саморазрушение в традиционном понимании (суицид, самоповреждающее поведение);
     2) компромиссное поведение (злоупотребление алкоголем, курение, наркомания, компьютерная зависимость и многое другое);
     3) непродуктивные стратегии – характеризуются настойчивым использованием неверных средств для достижения желаемой цели [15].
     На момент сегодняшнего времени наблюдается непосредственно, саморазрушающее поведение в современном мире.
     Самоповреждающее поведение – поведение, связанное с намеренным причинением себе физического вреда. К самоповреждению относят самопорезы, самоожоги, расчесывание кожи, сковыривание болячек, выдергивание волос, удары по собственному телу и удары о твердые поверхности (Н.А. Польская) [41].
     Здесь ключевым словом является «намеренное», именно это отделяет самоповреждение от аутодеструкции, может быть как преднамеренной, так причинять себе вред без «умысла». Таким образом, самоповреждающего поведения и аутодеструктивного поведения являются смежными понятиями.
     Аутодеструкция начинаются, наблюдаются у подростков  с ОВЗ. В группе повышенного риска оказываются дети с нарушениями умственного развития, подростки, включенные в неформальные субкультурные сообщества, виктимизированные подростки, воспитывающиеся вне семьи или находящиеся в условиях социальной изоляции. Чаще подростки с умственной отсталостью прибегают к стереотипному самоповреждению.  
     Ц.П. Короленко и Т.А. Донских описывают следующие формы саморазрушительного поведения: аутоагрессивное поведение (суицидальное и парасуицидальное поведение); пищевая зависимость (булимия и анорексия); аддитивное поведение (злоупотребление ПАВ: алкоголизм, наркомания, токсикомания, игровая и эмоциональная зависимости); фанатическое поведение; аутическое поведение; виктимное поведение; деятельность с выраженным риском для жизни [26].
     Аутическое поведение – поведение, характеризующееся отсутствием приспособления к действительности повседневной жизни, с уходом в мир фантазий, отказом от общения, находящийся в одиночестве. Данный вид поведения значительно чаще проявляется у мальчиков [51].
     Виктимное поведение – поведение, действие, побуждающие другого человека к совершению каких-либо легкомысленных поступков [35]. Чаще проявляется у девочек. Специфические особенности подросткового возраста, такие как неустойчивая самооценка, критичность восприятия своей личности.
     Е.С. Фоминых дает характеристику виктимности для лиц ОВЗ - свойство его личности, обусловливающее его предрасположенность становиться жертвой, проявляющееся в форме социального, психологического и морального деформационного отклонения, закрепленного в поведении. Лица с ОВЗ относятся  к  одним  из  самых  высоковиктимных  статусов  в  силу нарушений здоровья и развития, создающих «почву» виктимности: условия неравенства или дефицита возможностей «жизненного старта», развития и самореализации личности. [6].
     Основные компоненты виктимности подростков: низкая самооценка, отсутствие ощущения поддержки, а также выраженная эмпатия, высокие тревожность и уровень фрустрации.
     Все вышеперечисленные формы аутодеструктивного поведения встречаются у подростков, и  имеет свою специфику выражения и коррекции. 
     Анализируя научную литературу, можно делать вывод, что аутодеструкция носит междисциплинарный характер. 
     Таким образом, в результате все форму аутодеструктивного поведения приводят к искажению социализации. 
     Подростковая аутодеструкция - это проявление искажения социализации в виде системы поступков, которые противоречат социальным нормам и в результате которых он вольно или невольно причиняет существенный вред своему физическому, психологическому и социальному благополучию. 
      1.2. Возрастные и индивидуально - психологические предпоссылки развития и проявления подростковой аутодеструкции
     Личность «Не только дана, но и задана», сказал известный отечественный психолог и педагог В. В. Зеньковский. Личность любого человека индивидуальна и неповторима. Нельзя воспитать человека вообще. У каждого человека свой путь [11].
     В настоящее время подростковый возраст рассматривается как период сенситивности максимального проявления индивидуализации личности, подчеркивается важность ее самопознания и самоутверждения (К.Н. Поливанова, Д.В. Ярцев) [40].
     В подростковом возрасте можно наблюдать вариативность ведущей деятельности. Здесь в зависимости от контекста развития подросток сам выбирает деятельность, которая отвечает основным задачам становления личности на данном возрастном этапе. Подчеркивается, что ведущей может стать только деятельность, признаваемая значимой для подростка группой людей.
     Таким образом, в подростковом возрасте среда уже не может выступать главным и единственным источником развития. Подросток сам начинает ставить цели своего развития, и на данном этапе развитие становится саморазвитием. 
     Подростковый период является наиболее сложным в человеческой жизни. Спонтанно совершенные подростком поступки, или осознано принятые им решения, могут иметь исходные последствия для всей его следующей жизни.
     Если рассматривать развитие личности с точки зрения самоорганизации жизни. То получаем следующее: индивидуально - психологические особенности человека определяют устойчивый набор стереотипов поведения, их рамки, выраженность, частоту и играют равнозначные роли в выборе поведения. Исходя из того, что самосознание в форме самопознания это может влиять на формирование тех или иных черт личности [48]. Уровень самосознания характеризуется как степень психической зрелости личности.
     В ряде научных обоснованных исследований, в структуре отношений личности, склонной к саморазрушению, преобладают отношения неприятия себя, негативные самоотношения; завышенная либо заниженная самооценка, самоуверенность - неуверенность в себе [44].
     Совершая аутодеструктивные действия, направлены, чтоб повысить свою самооценку. Неадекватная самооценка, негативный фон самоотношения создают основу для затруднений в межличностном взаимодействии, снижают продуктивность общения. Межличностные отношения характеризуются низкой общительностью и высокой застенчивостью у подростков с аутодеструкцией [38].
     Изучение аутодеструкции с позиции медицинского подхода установило высокую вероятность саморазрушения у подростков с аддиктивным поведением, патологическими изменениями характера, а также психопатологическими симптомами и синдромами (Ц.П. Короленко, В.Д. Менделевич) [33].
     Рассмотрев психологию подростков, у которых специфические особенности возраста могут провоцировать аутодеструкцию. Они обусловлены следующими компонентами: физиологической, стремлением к социальным навыкам, проверке своих возможностей, в самореализации и развитии личности. В период пуберта механизмы регуляции социального поведения подростков, направлены на достижение адаптации в данной конкретной ситуации [40].
     В подростковом возрасте настоящее более значимо, чем в другие жизненные периоды: доминирует ориентация на получение удовольствия «здесь и сейчас», подростков особо никогда не заботятся о последствиях. Они импульсивны, живут сегодняшним днем, особо восприимчивы к социальной моде, не могут удержаться от соблазна, поэтому входят в группу риска.
     Что касаемо подростков с умственной отсталостью то они становятся разнообразнее. Появляются сексуальная расторможенность, пиромания (поджоги), аутоагрессия, склонность к алкоголизации. Преобладающее нарушение - аффективная возбудимость, на втором месте уходы и бродяжничество, на третьем - агрессивно-садистические расстройства.
И нормальное, и отклоняющееся поведение могут определяться наследственными особенностями. Так, например, может возникать аутистическое поведение при фенилкетонурии. Диспластичность, вызванная как внутриутробным дисгенезом, обычно сочетается с психопатоподобной симптоматикой [53]. 
     Чаще всего нарушения поведения наблюдаются у  подростков с легкой степенью умственной отсталостью. Девиации у таких детей отражают не столько характер болезни, сколько особенности отрицательных микросоциальных воздействий. Особенно часто нарушенное поведение — реакции подростков на трудные обстоятельства жизни. Значительная часть поведенческих отклонений социально-психологического генеза. Агрессия в этих случаях может быть отражением пренебрежительного, отвергающего, а то и издевательски истязающего поведения воспитателей [16].
     Школьная неуспеваемость (проблемы в учебе, во взаимоотношении со сверстниками, с педагогами), способствуют дезадаптации, а в дальнейшем отклонениям в поведении, правонарушениям.
     Таким образом, происходит замещение основной деятельности - учебной, на свободное времяпрепровождение.
     Современные подростки, по свидетельству исследователей, отличаются некоторыми актуальными тенденциями (А.М. Прихожан). Одна из них состоит в жизненной позиции многих обучающихся этого возраста и проявляется в том, что подростки как бы растворяются в потоке жизни, не выделяя себя. Наиболее ярко это проявляется в неформальных группах. Где «Я» заменяют на «Мы».
     Другая тенденция характерна для тех подростков, которые не теряют своего «Я», однако, это по большей части «Я действующее», когда на первый план выходит что-то сделать, чего-либо добиться, проявить себя [6].
     Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмоциональным развитием.
     Н.В Кирман считает, что эмоциональное созревание умственно отсталых подростков происходит медленнее, а дифференциация чувств у них завершается позже, чем у нормально развивающихся. При этом поведение зависит в значительной степени от моральной оценки, которая вырабатывается у них под влиянием возникающих отношений между обучающимися и между подростками и взрослыми [23].
     Умственная отсталость не является сама по себе причиной нарушения поведения, ей принадлежит второстепенная роль отклоняющегося поведения. Особое значение отводится негативным личностным особенностям, которые формируются под влиянием интеллектуального недоразвития. Нарушение поведения является расстройством способности учащегося к адаптации в связи с неблагоприятными условиями социальной среды.
     В ходе освоения и реализации ведущего вида деятельности формируются психические новообразования как результат развития на возрастном этапе. Основным новообразованием подросткового возраста является самосознание. Это было предметом изучения зарубежных и отечественных ученых.
     Э. Эриксон, считал подростковый возраст самым важным и трудным периодом человеческой жизни, подчеркивая, что психическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы, идеологической противоречивости общества, в котором живет человек [5].
     Л.С  Выготский, говорил, что самосознания это переход к новому принципу развития - к овладению внутренней регулировкой психических процессов и поведения в целом. Процесс самопознания начинается с усвоения «Я». При этом самосознание выражается в эмоционально-смысловой оценке своих возможностей как обосновании осуществляемых поступков [10].
     Отношения к самому себе строится на основе определенных знаниях о личности, то есть через самопознание.
     Проанализировав научную литературу, важной особенностью является становление самооценки. Идет становление личностных особенностей, форм поведения, выступающих в рамках идеальных норм для него.
     Самооценка у подростков с умственной отсталостью в обычных условиях воспитания подвержена контрастным изменениям. У подростков с умственной отсталостью способствует наличие трех интеллектуальных факторов: недостаточное умственное развитие в целом, что препятствует правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий; недостаточная самостоятельность мышления и вследствие этого значительная внушаемость комфортность; низкая познавательная активность, обеднённость и неустойчивость духовных потребностей
      Самооценка, усвоенные ценности и образцы все больше, начинает определять и направлять его поведение.
     Таким образом, психические новообразования – самосознание являются основой для личностного роста подростков, однако искажения и отклонения в становлении указанных новообразований становится «пищей» для нарушений поведения.
     Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что проявления подростковой аутодеструкции, обусловленные спецификой возрастного становления личности.
     1.3. Методы и методики исследования подростковой аутодеструкции
     Используемые специальной психологией методы дают возможность определять своеобразие психического развития любого ребенка. Кроме того, оно должно носить аналитико-синтетический и комплексный характер.
     Существуют различные методы, используемые для изучения нарушения поведения: некоторые из них применяются исключительно в экспериментах, другие могут быть использованы как в экспериментальных, так и в не экспериментальных исследованиях. 
     Во многих исследованиях применяются такие методы исследования как опросы и наблюдения. В основном применяются безопасные методы, которые не причиняю никому реального вреда [20].
     Очень часто психологи, педагоги и многие другие исследователи используют ответы людей для получения необходимой информации. Эти сведения могут сообщаться как самим объектом исследования, так и знакомыми этого человека. Для измерения нарушения поведения разработали множество опросников. Некоторые из них посвящены общему нарушению поведения, другие же предназначены для изучения нарушения поведения в конкретных ситуациях. Во многих случаях опросники составлены так, чтобы испытуемые не знали о заинтересованности исследователя в выявлении их нарушения.
     Один из учеников З. Фрейда утверждал, что опрос является лучшим   способом для изучения поведения и эмоций, в которых люди, может быть, не хотят признаваться. Именно опрос носит скрытый характер, где испытуемому не удается выявить подлинные мотивы.
     Ведущим методом изучения поведения умственно отсталых обучающихся является наблюдение, которое представляет собой специально организованное восприятие поведения детей и подростков в естественных условиях [18].
     Наблюдение как метод изучения поведения характеризуется следующими особенностями: определяются цели и задачи, разрабатывается схема наблюдения; результаты наблюдения фиксируются; полученные в процессе наблюдения данные обра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44