- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Профессиональная ориентация личности в процессе профессионального развития
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W011291 |
Тема: | Профессиональная ориентация личности в процессе профессионального развития |
Содержание
На правах рукописи КРУПЕЦКАЯ ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА Профессиональная ориентация личности в процессе профессионального развития 19.00.03 психология труда, инженерная психология, эргономика АВТОРЕФЕРАТ Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук Москва 2018 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования Динамика социально-экономических процессов постиндустриального общества, как в России, так и в других странах, характеризующаяся высокой степенью неопределенности и нестабильности, формирует запрос на создание условий для постоянного обновления, развития и самоактуализации каждого человека на протяжении всей его профессиональной жизни. В контексте профессионального развития это создает предпосылки для непрерывного профессионального самоопределения и самопроектирования личности. Процесс профессионального развития и становления неотделим от процесса профессионального образования, которое, в соответствии с требованиями сегодняшней реальности, стало непрерывным. При этом, с учетом обозначенной выше степени неопределенности прогноза социально-экономического будущего, повышаются риски асимметрии профессионального будущего, когда возникает разрыв между желаемыми индивидом целями профессионального развития и реальностью. Классические исследования в области профориентации принадлежат Е.А. Климову, И.С. Кону, А.Е. Голомштоку, Н.С. Пряжникову, Н.Н. Чистякову, А.Д. Сазонову. Современное состояние профориентации сместило акцент на профессиональное самоопределение субъекта профессиональной деятельности, подразумевающего ценность самореализации личности в профессиональной деятельности, комплексное изучение всех психологических аспектов самоопределения субъекта профессиональной деятельности, его возможностей использования профессиональной деятельности для реализации имеющегося потенциала. Такой подход можно обнаружить в трудах следующих авторов: Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, А.Р. Фонарев, А.А. Деркач, В.А. Толочек. В рамках настоящего исследования мы придерживаемся лично-деятельностного подхода (К.А. Абульханова, A.A. Бодалев, Ф.Н.Гоноболин, А.Р.Фонарев, Л.М.Митина, А.Н..Леонтьев), согласно которому побудительной силой деятельности являются потребности человека. В этом контексте еще один важный аспект проблемы профессионального развития состоит в том, что в процессе профессионального развития личность проходит через кризисы, трансформирующие ценностно-мотивационную и смысловую сферу индивида. В процессе этих изменений происходит корректировка «Я-концепции», профессиональных и жизненных целей и производится выбор дальнейшей образовательной траектории. Исследованием мотивационной сферы, обуславливающего целенаправленный, сознательный характер действий человека, занимались многие отечественные ученые, в частности, А.Н.Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе. Научная область, связанная с изучением кризисов личностного и профессионального развития, сформировалась сравнительно недавно и исследовалась следующими учеными: Л.И.Анцыферова, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Ю.П.Поваренков, Н.С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Э. Э. Сыманюк, В.А.Толочек, А.Р.Фонарев и др. Анализ имеющихся исследований профессионального развития через призму кризисов профессионального самоопределения показывает, что большинство ученых сосредоточены на кризисах первичной профессионализации, приходящихся на момент выбора индивидом образовательного направления после окончания школы, и подразумевающих первоначальное осознание личностью своей профессиональной направленности. Однако процесс профессионального развития и становления на этом не останавливается. Современный субъект профессиональной деятельности может осуществлять неоднократную смену профессиональной и образовательной траектории в течение всего периода профессионального самоопределения. В частности, сформированное профессиональное самосознание индивида может стать основой выбора альтернативного сценария профессионального развития, как выхода из тупика неудовлетворенности своей карьерой. В содействии процессу непрерывного профессионального самоопределения центральная роль отводится профессиональной ориентации как научно-обоснованной методологии, способной к построению прогноза образа профессионального будущего. В задачи профессиональной ориентации в гуманистическом подходе входит всестороннее изучение личностных особенностей субъекта учебно-профессиональной деятельности с целью учета этих особенностей при выборе и адаптации к профессиональной деятельности. Факторы и предпосылки, особенности трансформации ценностной и мотивационной сферы, обуславливающие выбор стратегии преодоления кризисов вторичной профессионализации – пока незаполненная область исследований. Это приводит нас к выбору данной темы исследований как актуальной для формирования научно-обоснованной методологической базы и инструментария профориентологии в условиях вызовов современной действительности. Анализ исследований по заявленной проблеме позволил нам сформулировать основное противоречие – между высокой значимостью успешности процесса профессионального развития и самоопределения личности на всех этапах профессионального становления, с одной стороны, и недостаточной разработанностью психологических аспектов профориентационной диагностики личности, находящейся на стадии прохождения кризисов профессионального развития, с другой стороны. С учетом противоречия сделан выбор темы исследования: «Профессиональная ориентация в процессе профессионального развития» Названные обстоятельства позволяют сформулировать проблему исследования: как меняется содержание профессиональной ориентации в процессе профессионального развития субъекта профессиональной деятельности в социально-экономических условиях постиндустриальной эпохи. Решение этой проблемы определяет основную гипотезу исследования: своевременная профориентационная диагностика ценностно-смысловой и мотивационной сферы взрослых субъектов отвечает запросам постиндустриального общества на научно-обоснованную методологию прогноза профессионального будущего и психологическую поддержку профессионального самоопределения взрослых людей, проходящих через кризисы профессионального развития. Объектом исследования является профессиональная ориентация в процессе профессионального развития, а его предметом - психологические аспекты профессиональной ориентации на различных этапах профессионального становления личности. Цель исследования: исследовать психологические аспекты профессиональной ориентации на различных этапах профессионального становления личности в современных условиях стремительной динамики социально-экономических условий. Задачи исследования 1. Провести теоретико-методологический анализ проблемного поля профессиональной ориентации в процессе профессионального развития и обозначить актуальные проблемы области профессиональной ориентации в условиях динамики социально-экономических процессов постиндустриального общества 2. Выявить факторы детерминации профессионального развития и профессионального самоопределения в контексте профессиональной ориентации 3. Раскрыть мотивационно-ценностный аспект психолого-диагностического этапа профессиональной ориентации на различных этапах профессионального самоопределения 4. Провести эмпирическое исследование мотивационно-ценностной сферы, взрослых людей, находящихся на различных этапах профессионального самоопределения 5. Изучить возрастную специфику мотивов смены профессии и потребностей в получении дополнительного профессионального образования взрослых людей 6. Проанализировать полученные эмпирические данные, разработать рекомендации по развитию психологических аспектов профессиональной ориентации в процессе профессионального развития субъекта профессиональной деятельности постиндустриальной эпохи Теоретико-методологическую основу исследования составили базовые принципы научной психологии: принцип детерминизма (C.JI. Рубинштейн); принцип развития (Б.Г. Ананьев); принцип деятельности (А.Н. Леонтьев, JI.C. Рубинштейн,); положение о личности как активном субъекте жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская); системный подход к исследованию личности (Б.Г. Ананьев); концептуальные положения, раскрывающие акмеологические основания продуктивной деятельности и профессионализма (А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, А.А. Бодалев); положения, выделенные в работах отечественных и зарубежных психологов о сущности профессионального развития, профессионального становления и профессионального самоопределения (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, JI.M. Митина, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Ю.П. Поваренков, В.Д. Шадриков, А.Р. Фонарев, А.А. Деркач, В.А. Толочек Ф. Парсонс, Д. Сьюпер); представления о смысловом измерении человеческого бытия (А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Ф.Е. Василюк). Методы исследования: теоретические методы (анализ научно-психологической литературы, публикаций, статей и материалов по теме исследования); методы наблюдения, эксперимента, сравнения, анкетирования, опроса, беседы; статистические методы обработки результатов. Методики исследования включают: * опросник «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» В.В.Скворцова * опросник «Диагностика структуры мотивов трудовой деятельности» Т.Г.Бадоева * опросник «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубновой * авторскую анкету * профконсультационную беседу по итогам проведенной диагностики Эмпирическая база исследования: исследование проводилось на выборке из 72 взрослых (от 24 до 53 лет) субъектов, имеющих законченное высшее образование и являющихся слушателями различных направлений профессиональной переподготовки Института практической психологии Высшей Школы Экономики в 2016-2017 учебном году. Этапы исследования. Первый этап (2014-2015 гг.) - разработка содержания, выбор и обоснование гипотезы, определение задач исследования, подбор экспериментальной выборки, проведение пилотажного исследования, разработка научно-методологического аппарата исследования. Второй этап исследования (2015-2016 гг.) обобщение и систематизация материала по проблеме исследования, установление связи изученных фактов, идей, положений, формулирование результатов теоретико-методологического анализа по теме исследования. Третий этап (2016-2017 гг.) — проведение эксперимента с помощью батареи тестов, анкетирования, индивидуального собеседования, статистическая обработка данных и анализ полученных результатов. Четвертый этап (2017-2018 гг.) —систематизация, анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка выводов, разработка рекомендаций, предлагаемых для внедрения в практику внедрения профессиональной ориентации исследуемой категории; оформление результатов исследования в виде диссертации. Теоретическая значимость и научная новизна проведенного исследования состоит в обосновании значимости изучения ценностно-смысловой сферы взрослых в рамках психолого-диагностического этапа профориентации в период кризисов вторичной профессионализации. В работе аргументируется важность усиления психологического аспекта профессиональной ориентации: согласно полученным результатам, именно это позволит достичь взрослым людям, переживающим кризис вторичной профессионализации, возможности максимально полно реализовать цели своего профессионального развития. В рамках исследования решается задача обоснования того, что в фокусе внимания психолого-диагностического этапа профессиональной ориентации взрослых людей должна быть мотивационная и ценностно-смысловая сфера субъекта профессионального определения. Теоретический анализ актуальных проблем профессиональной ориентации в постиндустриальную эпоху и результаты проведенного эмпирического исследования доказывают, что такой подход к профессиональной ориентации взрослых людей позволяет: * разрешить существующее противоречие между высокой значимостью успешности процесса профессионального развития и самоопределения личности, и недостаточной разработанностью психологических аспектов профориентационной диагностики личности, * обеспечить выход субъекта профессионального самоопределения на новый уровень профессионального самосознания путем комплексного выбора траектории дополнительного профессионального образования и уточнении профессионального направления. Практическая значимость исследования. На основе проведенного исследования внедрена регулярная технология профессиональной ориентации взрослых людей, рассматривающих возможность получения дополнительного профессионального образования в Институте практической психологии НИУ ВШЭ. На основе осуществляемых психолого-диагностических и профконсультационных мероприятий потенциальные слушатели получают помощь в построении прогноза профессионального будущего, оценку готовности к освоению новых профессиональных направлений, помощь в принятии решения о смене профессии или выборе иной стратегии преодоления кризиса профессионального развития. Результаты исследовании ценностно-мотивационной сферы обучающихся использованы для коррекции содержания программ дополнительного профессионального образования и уточнения профиля потребностей потенциальных слушателей программ Института. В настоящий момент осуществляется проведение волновых исследований с целью отслеживания динамики потребностей, мотивов к получению дополнительного профессионального образования и введении дополнительных программ в соответствии с потребностями обучающихся. Планируется к реализации исследование применения полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности, сбора данных о реализовавшихся стратегиях профессионального развития с целью накопления сведений и их последующего анализа. Такой подход позволит формировать более точные прогнозы на основе первоначальной психолого-диагностической работы в рамках профориентационного консультирования. Полученные результаты могут быть взяты за основу научно-методологических разработок области профессиональной ориентации для помощи взрослым людям, проходящим кризисы профессионального развития и осуществляющими прогноз профессионального будущего, в том числе, с помощью выбора направлений дополнительного профессионального образования в области психологии, а так же для научно-практического применения в рамках работы профориентационных служб как независимых, так и при учреждениях дополнительного профессионального образования. Дополнительная практическая значимость видится в использовании полученных результатов и в работе служб управления персоналом в ситуации, когда сотрудник по своим возрастным характеристикам может переживать кризис вторичной профессионализации: своевременная диагностика ценностно-мотивационной сферы и использование инструментом психологической диагностики и профконсультации могут оказать ценную поддержку личности в процессе профессионального развития, с одной стороны, помочь сохранить кадровый потенциал работника предприятия и сформировать стратегию преодоления кризиса в общих интересах личности и организации. Также материалы диссертационного исследования могут быть использованы при чтении различных спецкурсов, рассматривающих проблемы профессиональной ориентации, профессионального развития, профессионального самоопределения. Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, теоретической и практической направленностью основных положений и выводов, применением апробированного инструментария, использованием надежных и валидных методов, адекватных целям и задачам исследования, репрезентативной выборкой респондентов – обучающихся на программах дополнительного профессионального образования психологических направлений, практической апробацией полученных результатов, качественным и количественным анализом результатов исследования, а также применением математико-статистических методов анализа экспериментальных данных. Положения, выносимые на защиту: Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту: 1. Постиндустриальный запрос к системе профессиональной ориентации в процессе профессионального развития направлен на содействие реализации процесса самоактуализации личности в условиях высокой социально-экономической неопределенности. 2. Психологической основой профессионального самоопределения взрослого человека в процессе преодоления кризисов профессионального развития является формирование «ценностно-смыслового ядра» личности и построение научно-обоснованного прогноза личностно-профессионального развития. 3. Психологический аспект профессиональной ориентации на этапе преодоления кризисов профессионализации взрослого человека состоит в обеспечении своевременной диагностики состояния сферы потребностей, мотивации к трудовой деятельности и ценностно-смысловой сферы с целью повышения осознанности процесса трансформации «Я-концепции» субъектом профессионального определения и принятия осознанного решения о коррекции индивидуальной траектории профессионального развития. 4. Составляющей частью реализации траектории оптимального профессионального развития и эффективным ресурсом преодоления барьера, связанного с исчерпанностью мотивации к выбранной профессии взрослого человека, является получение дополнительного профессионального образования, оптимальный выбор которого также может быть осуществлен на основе диагностики ценностно-мотивационной сферы личности. 5. Высокий уровень запроса на помощь в проектировании профессионального развития в сочетании с дефицитом научно-обоснованных методов и низким уровнем практического применения методов профессиональной ориентации применительно к взрослым людям, проходящим кризисы профессионального самоопределения, обуславливает выбор психологических направлений в качестве дополнительного профессионального обучения. 6. Детерминантами выбора стратегии личностно-профессионального развития для взрослых людей, обучающиеся по программам дополнительного профессионального образования в области психологии, являются параметры мотивационной и ценностно-смысловой сферы: проявленность потребностей в признании и самовыражении, уровень исчерпанности мотивации к текущей трудовой деятельности, включая вид трудовой деятельности, уровень материальной компенсации, возможности повышения квалификации и возможность реализации творческого потенциала в рамках осуществления трудовой деятельности, а так же акцент на ценности личностного и профессионального развития Апробация и внедрение результатов. Результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях структурного подразделения Научно-исследовательского института технической эстетики ФГБОУ ВО «Московский технологический университет» МИРЭА.; апробация результатов исследования и последующее внедрение проходили на базе Института практической психологии НИУ ВШЭ. Всего в эксперименте приняло участие 72 человека. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях: научно-практической конференции «Влияние дизайн-среды на формирование гендерных ролевых стереотипов» (22 апреля 2016 г., Москва), VII международной научно-практической конференции «Гуманизация обучения и воспитания в системе образования: теория и практика» (20-21 марта 2018 г., Прага), III Всероссийской научно-практической конференции «Развитие образования в России: проблемы и перспективы» (15 февраля, 13 марта 2018 г., Новосибирск), VIII международной научно-практической конференции «Современная психология и педагогика: проблемы и решения» (март 2018 г., Новосибирск). Материалы по теме исследования представлены в 7 публикациях. Структура и объем диссертации определяется решаемыми задачами и включает введение, две главы, заключение, библиографический список литературы из 161 источника и приложения. Материал диссертации без учета приложений изложен на 150 страницах. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются объект, предмет, цель исследования, его задачи, излагаются гипотеза и положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретико-методологическое обоснование профориентации в процессе профессионального развития» представлен теоретический анализ проблемного поля профессиональной ориентации, рассмотрены подходы к определению понятия профессиональной ориентации, профессионального развития и профессионального самоопределения, выявлены актуальные проблемы области профессиональной ориентации, выделены факторы, детерминирующие профессиональное развитие, рассмотрены психологические основания профессионального самоопределения, обоснована значимость мотивационно-ценностного аспекта профессионального самоопределения на его различных этапах. В разделе 1.1.1 проведен исторический обзор становления профессиональной ориентации, включая этапы развитии профессиональной ориентации в России и других странах, сформулированы исторические и социально-экономические предпосылки формирования области профессиональной ориентации с момента зарождения и до наших дней. В частности, отмечено, что развитие области профессиональной ориентации обусловлено социально-экономическими условиями жизни общества. В сравнении с этапами развития профориентации в других странах, специфика развития профориентации в России имеет пики бурного развития в период 30-х годов XX века, а потом, после перерыва, вызванного идеологическим запретом в середине 30-х годов, с середины 60-х гг до момента распада СССР, когда динамика процессов, происходящих в стране, вызвала изменение во всех областях общественной жизни, включая область профориентации. Анализ этапов и тенденций развития профессиональной ориентации как за рубежом, так и в России, привел к пониманию, что на протяжении всего периода развития область профессиональной ориентации постепенно смещала баланс между общественными и личностными потребностями в пользу приоритета потребностей личности. В разделе 1.1.2 проанализированы различные подходы к определению понятия «профессиональная ориентация» на основе определения смежных понятий «профессия», «профессиональная направленность». Отечественный подход к определению понятия «профессии» традиционно совмещает взгляд на это понятие со стороны общества и личности (Маркова,1996; Климов, 2007), что находит отражение в определении профессии «исторически возникших форм трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные особенности и развитые профессионально важные качества» (Зеер, 2003). Понятие профессиональной направленности зарубежными исследователями чаще определяется в контексте целостного развитии личности (Маслоу, 1970; Ро, 1969; Сьюпер, 1971). Для отечественных исследователей характерен взгляд на это понятие в качестве проекции общей направленности на мир профессий с выделением личностных характеристик, связанных с профессиональным самоопределением: профессиональная направленность характеризует «доминирующее отношение» (Мясищев, 1960), «доминирующую систему мотивов» (Божович, 1980), «психическое выражение потребности, порождающей активность человека» (Рубинштейн, 2000), «смыслообразующий мотив» (Леонтьев, 1975), «основную жизненную направленность» (Ананьев, 2008). Исходя из определения смежных понятий, в работе представлены подходы к определению понятия «профессиональная ориентация», большинство которых акцентирует внимание на комплексности и междисциплинарности понятия. В отношении профориентации, Е.А.Климов (1983) подчеркивает, что «по содержанию она психолого-педагогическая по сфере действия социальная, а результаты сказываются на экономической жизни общества», К.К.Платонов (1974) делает акцент на научности понятия, в определениях А.Д.Сазонова (1989), А.Е.Голомштока (1979) и И.Н.Назимова (1972) присутствует как акцент на интересах и способностях самого человека, так и учет социально-экономической целесообразности. В нашем исследовании мы будем опираться на понимание профессиональной ориентации как «системы психолого-педагогических, медицинских и организационных мероприятий, помогающих человеку, находящемуся в ситуации реализации своих профессиональных намерений (оптации), обоснованно избрать профессию (специальность) с учетом своих интересов и способностей, а также потребностей общества» (Зеер, 2013). Анализ отдельных аспектов профориентации (психологического, педагогического, медико-биологического, социально-экономического) и ее структурных компонентов (профессиональное просвещение, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор, социально-профессиональная адаптация, профессиональное воспитание) в разделе 1.1.3 привел к выводу о смещении фокуса научного и исследовательского интереса с обеспечения общества необходимыми кадрами на ценность самореализации личности в профессиональной деятельности и формулировании новых задач профессиональной ориентации, направленных на комплексное изучение человека, как субъекта профессиональной деятельности, и его возможностей и использование профессиональной деятельности как возможности имеющегося потенциала. Взаимосвязь профессиональной ориентации и профессионального определения рассматривается в разделе 1.1.4. При этом сущность профессионального самоопределения понимается нами, на основе сопоставления точек зрения отечественных исследователей этого понятия (Климов, 1983; Зеер, 2013; Пряжников, 2007), как «процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования ею своих способностей и возможностей», в связи с чем выявляется дополнительный акцент в понимании профориентации как процесса специально организованного сопровождения профессионального и личностного самоопределения. Обзор современного состояния профессиональной ориентации в таких странах, как США, Великобритания, Франция, Швеция, Япония, содержащийся в разделе 1.1.5, приводит к пониманию высокой значимости профориентации как системы государственных мероприятий, направленных на реализацию личностью своего потенциала в процессе профессионального развития, выраженной в комплексном характере организации профессиональной ориентации, начиная с периода школьного обучения и реализующей взаимодействие между системой занятости и системой профессионального образования в различных странах. Подобный подход соответствует общественному запросу постиндустриального общества, в котором личность, проходя через различные этапы личностно-профессионального развития, использует профессиональное образование как ресурс адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. Анализ нормативной базы, регламентирующей профессиональную ориентацию в России, также подтверждает выявленную тенденцию. Однако необходимо заметить, что при безусловном акценте на важность решаемых профориентацией сегодня задач и понимании межведомственного характера этих задач, система профориентации в России характеризуется отсутствием регламентации и практики сотрудничества и координации системы общего и профессионального образования, с одной стороны и системы содействия занятости, с другой стороны. Это порождает необходимость разрешения следующих противоречий, сформулированных Н.С.Пряжниковым (2007): 1) между наличием высокого общественного запроса в оказании поддержки в профессиональном самоопределении и недостаточной научно-методической и организационной готовностью профориентационной системы к решению этой проблемы; 2) между необходимостью разработки инновационной системы профориентационной работы и недостаточной разработанностью современных профориентационных средств, учитывающих реалии времени и индивидуальные запросы обучающихся; 3) между необходимостью подготовки самоопределяющейся личности к самостоятельному и осознанному выбору и построению карьеры в меняющихся условиях и имеющейся практикой преимущественно профоконсультационной помощи, организованной без активизации самих консультируемых. В разделе 1.2 исследуются факторы, детерминирующие профессиональное развитие в контексте профессиональной ориентации. В разделе 1.1.2 проводится сравнительный обзор теорий профессионального развития. Общим акцентом зарубежных теорий развития является внимание к изучению индивидуально-личностных качеств человека (Parsons, 1967), его потребностей (Moser, 1963; Bordin, 1974, Maslow, 1970; Roe, 1969), а также условий его внутреннего и внешнего развития (Thomae, 1996; Tiedeman, 1963; Jaide, 1977; Super, 1971) с целью воздействия на удовлетворенность профессиональным выбором и профессиональным развитием человека. Подходы отечественных исследователей к понятию профессионального развития крайне разнообразны, имеют в своей основе разные взгляды на основания для периодизации профессионального развития и, в большинстве случаев, тесно увязывают процессы профессионального и психического развития. Основное парадигмальное различие между взглядами исследователей соотношения личностного и профессионального развития заключается в том, признается ли влияние профессии на личностное развитие. Большинство зарубежных и отечественных исследователей отвечают на этот вопрос положительно, определяя профессионализацию как процесс формирования личности в ходе профессионального развития (Бодров, 1991; Глуханюк, 2005; Нечаев, 1988; Маркова, 1996; Митина, 1981; Сыманюк, 2005; Фонарев, 2004). Другой ракурс теорий профессионального развития - деетерминация самой личности как фактора прогрессивных изменений психики человека (Зеер, 2006; Кудрявцев, 1986; Климов, 1996; Поваренков, 1991; Пряжников, 2007). Представители акмеологической традиции (Ананьев, 1908; Бодалев, 1998; Деркач, 2001; Кузьмина, 1998) исследуют такие феномены, как саморазвитие и самореализация и уделяют особое внимание развивающейся профессиональной перспективе человека. В рамках сравнительного анализа приведенных теорий мы заметили, что взаимосвязь между понятиями «профессиональное развитие» и «профессиональное становление» трактуется исследователями различно: иногда подчеркивается их синонимичность, а иногда одно понятие полагается включенным в другое. Вне зависимости от терминологических нюансов, общим эволюционным моментом теорий профессионального развития с конца XX века до настоящего момента можно назвать смещение фокуса внимания с внешних проявлений деятельности субъекта на познание внутренних, субъективных факторов деятельности человека. Анализ подходов к этапности профессионального развития в разделе 1.2.2, основными из которых мы полагаем подходы Климова, Сьюпера, Марковой, Зеера, его направленности (прогрессивной или регрессивной) подводит нас к определению понятия кризисов профессионального развития в разделе 1.2.3. Научный интерес к тематике кризисов развития сформировался сравнительно недавно, но на настоящий момент область изучения кризисов заполнена фундаментальными концепциями отечественных и зарубежных ученых (Зеер, 2003; Климов, 2007; Ливехуд, 2012; Маркова, 1996; Поваренков, 2002; Пряжников, 2007; Пряжникова, 2006; Сыманюк, 2005; Толочек, 2016; Шихи, 1999 и др.). Мы придерживаемся характерного для российских исследователей этой темы понимания кризиса профессионального развития как «кризиса психического развития – перехода от одной стадии развития к другой, характеризующегося изменением социальной ситуации, сменой ведущей деятельности и возникновением психологических новообразований» (Поливанова, 1994). В разделе 1.2.5. проведен сравнительный анализ подходов к изучению факторов профессионального развития и определены их основные акценты: * выделение профессиональных качеств (умений и способностей), которые способствуют успешности и результативности деятельности в личностно-деятельностном подходе (Гоноболин, 2003; Крутецкий, 1972; Вершловский, 2002); * концентрация внимания на ценностных ориентациях, смысловых образованиях, индивидуальном стиле деятельности в личностном подходе (Шадриков, 1997; Платонов, 1986; Корнеева, 1991; Дружилов, 2011); * способность не только выполнять, но и оценивать свою деятельность в системомысследеятельностном подходе (Анисимов, 2002; Пальчевский, 2006; Щедровицкий, 2005); * поддержание высокого уровня мотивации, потребности в достижениях, высоких личностно-профессиональных стандартов, творчества, стремления к самореализации в целостном и комплексном подходе (Сластенин, 2002; Талызина, 1998), и продолжившим его идеи акмеологическом подходе (Ананьев, 1980; Деркач, 2001; Кузьмина, 1970; Кухарев, 1990), * ориентация на непрерывное профессиональное образование как условие обеспечения самоактуализации субъекта профессиональной деятельности в условиях высокой неопределенности и нестабильности социально-экономического контекста в работах современных исследователей профессионального развития в различных подходах (Гайдамашко, 2017; Зеер, 2013; Пушкарева, 2016 Садовникова, 2016; Сыманюк, 2015; Тарханова, 2014; Чистякова, 2015; Щеголенкова, 2013 и др.) Объединяющей идеей всех перечисленных подходов является понимание феномена профессионального развития как фундаментального процесса изменения человека благодаря фокусировке на глубоком изучении внутриличностных процессов и особенностей мотивационно-ценностной сферы. Таким образом, сравнивая подходы к выделению факторов, обеспечивающих профессиональное развитие и результаты исследований по тематике кризисов профессионального развития, нам удалось выделить в качестве ключевых факторов, обеспечивающих профессиональное развитие: * глубокое понимание личностью особенностей своей ценностно-смысловой и мотивационной сферы, * ориентация на непрерывное самопроектирование профессионального самоопределения, включая построение индивидуальной траектории непрерывного профессионального образования * корректировку «Я-концепции» в качестве стратегии преодоления кризисов личностно-профессионального развития, В разделе 1.3 исследуется взаимосвязь основных психологических компонентов профессионального самоопределения с позиций сторонников личностно-деятельностного подхода (Гоноболин, 1973; Леонтьев, 1975; Мерлин, 1973) и на основе проанализированных теоретических положений предлагается следующий взгляд на процесс самоопределения: Рис.1 – Схема процесса самоопределения. В процессе осмысления собственных потребностей индивид выстраивает их иерархию, что формирует его интересы, которые могут благодаря динамике развития превратиться в склонности и сформировать ценности, оформить мотивы, определить цели. После этого индивидом изучаются внешние условия, на предмет возможности достижения цели, и только тогда он принимает решение приступить к определенной деятельности, что и является результатом самоопределения. Таким образом, дополнительно обосновывается значимость мотивационно-ценностного аспекта профессионального самоопределения на его различных этапах, что, в контексте професс....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: