- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проектное обучение биологии в школе
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004001 |
Тема: | Проектное обучение биологии в школе |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ХИМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КУРСОВАЯ РАБОТА Тема: «Проектное обучение биологии в школе» Выполнила: студентка 4 курса группа 42, Паталахина В.В. Проверила: Краснова О.М. г. Ростов-на-Дону 2017 год Оглавление Введение 3 1. Метод учебных проектов 4 1.1 Понятие метода проекта 4 1.2. Из истории метода проектов 4 1.3. Цели и особенности проектного обучения 4 1.4.Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века. 4 2. Метод проектного обучения при изучении биологии в школе 4 Практическая часть 4 Заключение 4 Выводы ……………………………………………………………………………… Список используемой литературы 4 Введение Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. В Концепции модернизации российского образования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года, говорится: «Базовое звено образования - общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей». Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Если ставится задача обучить ребенка самостоятельному проявлению в деле самообучения, творца собственного «я» с освоением проектирования как способа организации такого обучения, необходимо вооружить его методами, приемами этой деятельности. Таким образом, целью современной школы является обучение проектированию как некоему общеучебному универсальному (надпредметному) умению, как некоей компетентности. А так как проектирование – универсальное умение, которым должны в той или иной мере овладеть все учащиеся, поэтому внедрять проектное обучение надо в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы как элемент всеобуча. Метод проектов, во-первых, позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому необходимо выдвигать перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Во-вторых, реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать дело по душе в соответствии со своими способностями и интересами. В-третьих, выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В итоге развиваются их творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения. Учебные проекты учащихся должны быть прообразами проектов в их будущей самостоятельной жизни. Выполняя их, учащиеся приобретают опыт разрешения реальных проблем, продвигаясь вперед к поставленной цели В-четвёртых, метод проектов тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады. В своей работе я представлю существующие взгляды и сложившиеся подходы к применению метода проектов в классно – урочной системе при обучении учащихся биологии. Для организации продуктивной работы методом проектов важно знать, формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивного результата. Цель работы: показать возможности использования методов проектов в профессиональной деятельности учителя биологии. Объект исследования - проектное обучение биологии в общеобразовательной школе. Предмет исследования - методика проектного обучения общей биологии в общеобразовательной школе. В связи с поставленными целями выделены следующие задачи: 1. Рассмотреть исторический аспект развития и становления метода проектов в отечественной педагогике и за рубежом. 2. Раскрыть ценности, смысл и сущность процесса проектирования, принципы этой деятельности. Хотелось бы подчеркнуть, что метод проектов формирует большое количество умений и навыков постановки и решения задач. 1. Метод учебных проектов Метод проектов – это организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата. В процессе «обучения - учения» происходит постоянное взаимодействие учителя и учеников. Учение, имеющее ярко выраженную личностную окраску, каждым из учащихся осуществляется по-разному: один не может продемонстрировать усвоение знаний, другой на основе ранее полученного опыта, наоборот, показывает феноменальные способности, а третий усвоил определенный стиль отношения к предмету и упорно «не хочет» учиться. Нельзя отрицать и личностное восприятие (или не восприятие) учителя учеником и наоборот, что также, несомненно, оказывает влияние на прогресс в учении. Личностный характер также носит и обучение. Передавая учебную информацию, учитель вносит в содержание предмета и свою эмоциональную и ценностную окраску. Независимо от желания учителя в процессе передачи знаний участвуют и его убеждения, приоритеты, мотивации, жизненные концепции. Учитель предстает всезнающим оракулом, излагающим истины, а вот процесс познания и открытия этих истин часто остается за рамками учения. Вот тут-то и возникает проблема необходимости развития творческого мышления учащихся и как обязательное условие реализации этого на практике - устранение доминирующей роли педагога в процессе присвоения знаний и опыта. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать, школьнику учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. 1.1 Понятие метода проекта Определение учебного проекта в основном совпадают у разных авторов. По определению Е.С. Полат: "Метод проектов предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов и действий обучаемых, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных познавательных действий и предполагающих презентацию этих результатов в виде конкретного продукта деятельности. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, проблемных методов, творческих по самой своей сути". Метод - это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности, способ организации процесса познания. Поэтому, когда мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ конкретной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Необходимо, чтобы этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую. Деятельность, которую они осуществляют в течении определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение определенной проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. 1.2. Из истории метода проектов Проектное обучение не является принципиально новым в педагогической практике. Теория и практика проектной деятельности и проектного обучения начала активно развиваться российскими и зарубежными учеными ещё в конце XIX века. Рассмотрим точку зрения отечественных педагогов. Они связывали данный вид обучения с проблемой развития личности с необходимостью практической подготовки к жизни и трудовой деятельности в условиях монополистического капитализма. Ещё в 1891 году известный русский педагог и психолог П.Ф. Каптерев в своей книге «Дидактические очерки» писал о том, что мир свободной рыночной конкуренции постепенно вытесняется крупным механизированным производством, что приведет к переделу рынков сбыта товаров и потребует работников, способных к совершенно новым видам деятельности и владеющих новыми технологиями. Свою точку зрения он пояснял так: «Знания, конечно, ценны, но ещё ценнее уменье, искусство, способности. Знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет в образовании очень мало значения: всего не узнаешь, всем наукам не обучишься. Важно, чтобы человек мог сам учиться, чему нужно. Самое важное приобретение учащихся – умение правильно мыслить и говорить, умение учиться». Мнение П.Ф. Каптерева послужило теоретической основой для разработки нового способа обучения – метода проектного обучения. Основоположником отечественной школы метода проектов следует считать П.П. Блонского. Он считал, что народные школы, которые составляли преобладающие большинство всех учебных заведений, прежде всего должны готовить учащихся к профессиональной деятельности, причем уже в школе необходимо формировать трудовые умения и навыки. Он писал: «В школе ребенок прежде всего должен не обучаться теоретическим знаниям, а учиться жить. А школа должна стать местом жизни ребенка, должна создать рациональную организацию этой жизни, при которой ученик не только учится, но и упражняется в самостоятельных занятиях. Жить – это значит познавать действительность и преобразовывать её. Школа должна создавать творца новой, лучшей, чем наша, человеческой жизни, поэтому основными предметами в народной школе должны стать методы познания и труда…». В своих педагогических трудах П.П. Блонский разработал принципы и подходы к организации современной технологической школы, основанной на методе проектного обучения. Теоретические идеи, высказанные П.П. Блонским, попытался реализовать на практике другой русский ученый-педагог С.Т. Шацкий. Он исходил из того, что школа должна готовить учащихся к жизни, а не только учить грамоте. С.Т. Шацкий считал, что воспитание человека должно быть воспитанием его самостоятельности в процессе самостоятельной творческой деятельности. С целью реализации педагогических идей на практике было необходимо объединить усилия педагогов-новаторов и пропагандировать собственные идеи. Для этого в сотрудничестве с русскими педагогами и просветителями он стал издавать для народных школ такие журналы как «Свободное воспитание», «Для народного учителя», «Земство и народное образование», а также газеты «Школа и жизнь», «Ремесленная газета». В результате просветительской деятельности у Шацкого появилось много последователей, которые стали создавать народные, земские и профессиональные школы, активно использовавшие принципы проектного обучения, разработанные Каптеревым, Блонским и Шацким. Первые школы проектного обучения в России были созданы еще в конце XIX века. Сам С.Т. Шацкий в 1906 году организовал собственную школу – детский поселок «Сетлемент», где процесс обучения строился на основе метода проектов. В клубе подростки не только изучали школьные предметы (математика, химия, история, словесность), но и обучались различным ремеслам (столярному, слесарному, переплетному делу, резьбе по камню, сапожному искусству), а также сами моделировали и выполняли собственные проекты. Опыт работы С.Т. Шацкого сначала был представлен на Всероссийском съезде учителей в 1907 году, а затем его педагогические разработки и проекты учащихся были представлены Россией на Всемирной промышленной выставке в Чикаго в 1908 году, где были отмечены Малой золотой медалью. Советская власть поддержала изначально идеи проектного обучения, т.к. после гражданской войны в стране было много беспризорников, быстро росла детская преступность. Советское правительство принимает решение о создании нескольких детских трудовых колоний, из которых наиболее известна колония имени А.М. Горького, возглавляемая А.С. Макаренко. Первоначально колонисты только занимались обработкой земли и садоводством, но потом перешли уже и к производительному труду, работали в мастерских, занимались ремонтом несложной техники. После ликвидации колонии имени Горького Антон Семенович Макаренко создал коммуну имени Дзержинского, где воспитанники старшего возраста совмещали обучение в школе с трудовой деятельностью в производственных мастерских, где изготавливали бытовую технику. В процессе трудовой деятельности коммунары учились планировать свое рабочее время и экономить ресурсы, управлять собственной деятельностью и деятельностью других; у них формировалось чувство сопричастности к общему делу, ответственность, коммуникабельность. Опыт А.С. Макаренко был продолжен другими педагогами, которые добивались создание подобных коммун в разных регионах страны. Многие из них не только продолжили дело Шацкого и Макаренко, но и активно разрабатывали собственные методики обучения. Так, Е.Г. Каганов выделил отличительные черты метода проектов, указав, что только данный метод обучения позволяет сочетать детские интересы и потребности дня, обеспечивает слияние теории с практикой. В разработках В.В. Игнатьева М.В. Крупениной выделены этапы выполнения проектов, обоснованы педагогические принципы проектной деятельности. Проведя анализ достаточно обширного внедрения метода проектов в практику советских школ, следует отметить, что были допущены серьезные ошибки со стороны руководства системы образования страны. Их можно сформулировать следующим образом: не было необходимого количества квалифицированных педагогов, способных работать качественно по методу проектов; универсализация любого метода обучения всегда приводит к недовольству и со стороны учащихся, и со стороны учителей. Переход на единую трудовую школу дискредитировал метод проектов, т.к. он, по мнению общества, не обеспечивал научного уровня знаний, а стране нужны были грамотные и квалифицированные кадры. Таким образом, метод проектов на долгие годы ушел из арсенала учебной деятельности педагогов нашей страны. Как его бесславно восхваляли, так и бесславно забыли почти на 60 лет. Только после распада СССР в нашей стране вновь стали осуществляться педагогические исследования по проблемам проектного обучения. В Россию метод проектов «вернулся» в педагогику лишь в 1991 году, когда ряд российских педагогов-исследователей, таких как М.Б. Павлова, Ю.Л. Хотунцев, В.Д. Симоненко разработали для нового варианта Базисного учебного плана учебную программу образовательной области «Технология», которая ориентировала школьников на овладение технологической культурой и основами проектной деятельности. Таким образом, проектная деятельность постепенно возвращается в российскую школу и завоевывает значимые позиции в обучении. На сегодняшний день учебное проектирование является не только методом активного обучения учащихся, но и неотъемлемой частью содержания образования и отражено в Государственном образовательном стандарте общего образования как обязательные общеучебные умения и навыки, которыми должен владеть каждый российский школьник. 1.3. Цели и особенности проектного обучения Какими же могут быть конкретные цели проектного обучения? Ряд исследователей под целями проектного обучения понимают следующее: 1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным: * через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации * через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания. 2. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Важно в жизни умение не только высказать свою точку зрения, свой подход к решению проблемы, но и выслушать и понять другую, иногда, полностью противоположную своей. 3. Развивать исследовательские умения: анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы. Указанные цели достигаются через особую организацию образовательного пространства, влияющую на разные аспекты и стороны личности, создавая условия для появления у нее мотива к самоизменению, личностному росту, способности к реализации собственной «Я-концепции», для освоения интеллектуальных средств познания и исследования мира. 1.4.Метод учебных проектов – образовательная технология XXI века. «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить», - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельности совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. В наши дни технология проекта получила новое дыхание. Основываясь на понятиях технологии обучения, Е.С. Полат рассматривает проектную методику "как совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути, представляющих деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта". В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества. 2 Метод проектного обучения при изучении биологии в школе Изучение биологии, как науке о живой природе, просто невозможно без использования на уроках практических занятий. Все практические занятия обязательно формируют навыки использования биологических знаний в повседневной жизни человека. И сегодня еще одним из примеров получения практических навыков являются создание проектов. В результате использования проектов при изучении биологии многие школьники лучше усваивают биологические процессы и закономерности, следовательно, возрастает и тяга детей к предмету. Метод создания проектов при изучении биологии, сравнительно молодой и еще не так широко используется в нашей стране по сравнению с другими зарубежными странах, где дает хорошие результаты. Цель любого проекта – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Внешние компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков. Существует несколько видов проектных работ учащихся: 1) Практико-ориентированный проект - нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Очень разнообразны – от учебного пособия (листовка) до рекомендаций по сохранению здоровья. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. 2) Исследовательский проект – похож научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др. 3)Творческий проект – определяет максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. 4) Информационный проект – основан на сборе информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто являются публикация, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. 5) Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Перечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов могут реализовываться в каждом проекте. А значит каждый проект – исследовательский, точно так же как любой – творческий, ролевой практико-ориентированный или информационный. Поэтому у проекта может быть не единственная, а доминирующая направленность деятельности участников. При составлении любого проекта сначала обозначается цель исследования. После выбора цели ставятся задачи для достижения данной цели. Следующим шагом работы над проектом является решение достижение поставленной цели. В каждом проекте обязательно должно присутствовать исследование учащихся. Иначе проект перестанет содержать практическую часть. Таким образом, характерной чертой составления проекта является поиск информации. Затем данная информация будет обрабатываться, и дополняться мнениями учащихся, работающих над проектом. На этом этапе работы ребята не только осваивают материал, содержащийся в проекте, также и у них происходит формирование многих личностных качеств. Примером таких качеств является самостоятельность действий, независимость суждений, способность к творчеству и саморазвитию. Применение проектного обучения в биологии позволяет также решать и многие учебные, воспитательные и развивающие задачи. На разных этапах работы над проектом у ребят формируются различные умения и навыки. Так, на этапе постановки цели закладываются умения находить проблемы в различных областях знаний. Обсуждение вариантов и способов решения проблемы позволяет формировать умения искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования. В процессе поиска информации и распределения обязанностей развиваются умения находить, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию. Подведение итогов работы и анализ полученных результатов дает возможность вырабатывать умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной работы, решать познавательные и творческие задачи. Презентация (защита) проекта позволяет развивать у учащихся умения свободно и аргументировано излагать свои мысли, овладевать культурой речи. Проектная деятельность требует и от учителя много сил и знаний для мотивации учащихся к познанию предмета. Учителю, в ходе работы, стоит примерить на себе разные роли: консультанта (педагога - организатор досуга детей и экскурсавода по информационным материалам), специалиста широкого профиля (способного проконсультировать ребенка разной информацией), руководителя времени (хранителя свободного времени), энтузиаста (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели), “человека, который задает вопросы”, эксперта (дает четкий анализ результатов выполненного проекта). Значимым является вопрос о степени самостоятельности учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед ними, должен решать учитель, какие – сами учащиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? Четкого ответа на эти вопросы нет и не будет. Скорее всего, самостоятельность обучающихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Сложность темы проекта оказывает также сильное влияние на работу учащихся, слишком «трудная» формулировка темы попросту может и вовсе отпугнуть детей от всего исследования. Не стоит забывать, особенно при организации проекта в группе учащихся, и про характер отношений ребят в группе. Недоброжелатели в любом случае постараются внести в проект «ложку дегтя». Чтобы избежать этого, лучше организовывать группы по интересам учащихся. Также совместная работа над проектом приводит к развитию таких необходимых социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать. Проект “не вписывается” в урок продолжительностью 45 минут. Эта работа требует большей затраты сил учителя и учащихся. Поэтому работу над исследованием проекта следует проводить во внеклассное время, а иногда и затрачивается домашнее время учащихся. Иногда финала исследованию учащиеся достигают по прошествии 5-и и более уроков. Все-таки наиболее глубоко и содержательно проекты выполняются, в ходе отдельного, например, элективного курса или во внеклассной3 деятельности. В идеале проект должен объединять заинтересованных темой людей, и будет прекрасно, если это будет разновозрастная группа и учителей, и учащихся. Проектный метод обучения имеет и свои минусы. Одним из таких минусов является переоценка результата проекта или недооценка его процесса. Случается это потому, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка была объективной, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу Портфолио проекта (“проектной папке”). Он и характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен. При работе над проектом иногда происходит превращение проекта в реферат. Реферативная часть присутствует в любом исследовании, но главное в проекте – это присутствие собственной точки зрения на изучаемую проблему. Необходимо использование разнообразных методов научного исследования, помимо анализа литературных источников. При организации системы тем или проектов не всегда удается обеспечить их содержательное единство, особенно, как это ни парадоксально, если высок творческий потенциал проектантов. Каждый развивает свой проект или его часть и может увлекшись уйти от намеченной линии. Практическая часть Данный проект разработан для учащихся старших классов. Он может быть использован при изучении тем «Клеточный уровень организации жизни», «Клетка» в 9-м и 10-м классе. Главным в проекте является осуществление учащимися исследований по вопросам темы, поиск информации из различных источников, подготовка буклетов, справочного материала, которые могут быть использованы в дальнейшем при изучении данной темы другими школьниками. (Поиск информации учениками) (Буклеты по теме «Клетка» для родителей) Работа над проектом осуществляется в несколько этапов: Этап Задача Деятельность учащихся Деятельность учителя Начинание Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы Уточняют информацию, обсуждают задание Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта, наблюдает Планирование Анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач и выбор критериев оценки результатов, распределение ролей в команде Формирует задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает Принятие решения Сбор и уточнение информации, обсуждение альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности Работают с информацией, проводят синтез и анализ идей, выполняют исследование Наблюдает, консультирует Выполнение Выполнение проекта Выполняют исследование и работают над проектом, оформляют проект Наблюдает, советует (по просьбе) Оценка результатов Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого, анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо) Защита проекта Подготовка доклада, обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов, коллективная защита проекта, оценка Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов проекта Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта Применение технологии проектного обучения позволяет решать целый комплекс учебных, воспитательных и развивающих задач. На разных этапах работы над проектом у ребят формируются различные умения и навыки. На этапе постановки цели формируются умения выявлять проблемы в различных областях знаний. При этом через актуализацию знаний учитель подводит к формулированию проблемы; учащиеся – определяют область знания и незнания с выходом на проблему. Обсуждение вариантов и способов решения проблемы позволяет учителю формировать умения искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования. Учитель – инициирует выдвижение и обсуждение гипотез; учащиеся – выдвигают гипотезы и предлагают способы решения. В процессе поиска информации и распределения обязанностей развиваются умения находить, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию. Учитель – предлагает перечень источников информации и принципы осуществления коммуникативных связей; учащиеся - осуществляют поиск информации, выбирают наиболее приемлемый для них вид деятельности. Подведение итогов работы и анализ полученных результатов дает возможность вырабатывать умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной работы, решать познавательные и творческие задачи. Учитель – оппонент; учащиеся – выявляют соответствие полученных результатов научной теории и практике. Презентация (защита) проекта позволяет учителю развивать у учащихся умения свободно и аргументировано излагать свои мысли, овладевать культурой речи. Совместная работа над проектом приводит к развитию таких необходимых социальных навыков, как коммуникабельность и умение сотрудничать. Общий алгоритм работы в группе, который на начальных этапах учитель предлагает учащимся в качестве основы построения деятельности. 1. Изучите задание. 2. Сформулируйте цели и задачи группы. 3. Распределите задания в группе. Определитесь с лидером. 4. Подберите литературу и найдите информацию по теме. 5. Составьте план и сценарий защиты проекта. 6. Уверенно защищайте проект. 7. Удачи всем исследователям! А вместе с детьми определить правила работы в группах, которые являются обязательными для всех: * все члены команды равны, руководит работой команды лидер; * в команде не должно быть «спящих», все активно работают над решением проблемы; * команды не соревнуются; * любая точка зрения заслуживает внимания; * ответственность за конечный результат несут все члены команды; * каждый в команде должен получить удовольствие от совместной работы и от чувства уверенности в себе. На этапе в....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: