VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Коммуникативная компетенция, как цель обучения иностранному языку

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003847
Тема: Коммуникативная компетенция, как цель обучения иностранному языку
Содержание
     Глава 1. Дискуссия как средство обучения общению на иностранном языке 
     1.1 Коммуникативная компетенция, как цель обучения иностранному языку
     
     Вряд ли сегодня найдется такой человек, который сможет представить себя абстрагированным от любого общения, ведь без общения человеческое общество просто немыслимо. Мы общаемся друг с другом на родном языке автоматически, даже не задумываясь о том, что одним из самых важных факторов, влияющих на этот процесс, является коммуникативная компетенция.
     Понятие «компетенция» появилось в 1965 году благодаря работам американского лингвиста Ноама Хомского и сегодня зачастую понимается как область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, имеет хорошие знания. В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку. Наряду с термином компетенция, используется термин компетентность.  Различия этих понятий состоят в том, что компетенция – это «комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения», а компетентность – это «свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции».1
     На сегодняшний день выделяют различные виды компетенций, формирование которых происходит средствами содержания образования, вследствие чего у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы: от бытовых, до производственных и социальных. Однако, несмотря на такое обилие компетенций, для современной методики преподавания иностранного языка особенно значительную роль играет компетенция коммуникативная. Данный вид компетенции включает в свою структуру:
     – лингвистическую (языковую) компетенцию, подразумевающую хорошее владение фонетическими, лексическими, грамматическими и стилистическими языковыми средствами, а также знание системы изучаемого языка;
     – социолингвистическую (речевую) – отработка и применение коммуникативных умений в основных речевых видах деятельности: чтении, говорении, аудировании и письме;
     – социокультурную, в которую входят знания о менталитете, специфике и культуре страны изучаемого языка и умения их сопоставлять со страной родного языка, а также умения отделять общее от специфического;
     – социальную (прагматическую) компетенцию, определяющую то, насколько конкретный человек соответствует условиям и возможностям, которые ему предоставляет конкретное общество.
     – дискурсивную, т.е. умение строить высказывание в зависимости от сложившейся ситуации общения;
     – учебно-познавательную, подразумевающую развитие общих и специальных учебных умений, которые, в свою очередь, позволяют совершенствовать процесс овладения иностранным языком и удовлетворять познавательные интересы;
     – и стратегическую (компенсаторную) компетенцию, при которой формируются умения находить выход из сложившейся ситуации в условиях нехватки языковых средств при восприятии и передачи информации на изучаемом языке.2
     Достижение минимально достаточного уровня коммуникативной компетенции является основной целью обучения иностранному языку в средней школе. Коммуникативный подход основывается на том, что ученик должен уметь применять свои знания, умения и навыки для непосредственного и опосредованного общения на изучаемом языке, а при успешном овладении иноязычной речью, у него должно сформироваться представление об использовании различных языковых форм в реальной коммуникации. Преимущество использования данного подхода в учебном процессе в том, что в процессе формирования коммуникативных умений и навыков повышается мотивации учащихся, что способствует развитию познавательной активности, самодисциплины, навыков совместной деятельности и т.д..
     Реализация коммуникативной цели обучения предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности при чтении, аудировании, говорении и письме. Коммуникативные умения и навыки напрямую связаны, с одной стороны, с организацией речевого общения в зависимости от его целей и задач, а с другой – с социальными нормами речевого поведения. То есть мы сами выбираем, как нам разговаривать в той или иной ситуации. Например,  находясь при исполнении своих рабочих обязанностей, подразумевающих вербальную межличностную коммуникацию, мы, зачастую, выбираем приветливый тон, деловой стиль в общении, орудуем терминами и понятиями. Однако, в кругу друзей или дома мы чувствуем себя более раскрепощено, а следовательно, меняется и наше общение: наш стиль меняется на неофициальный, мы можем позволить себе разговаривать на «ты», использовать сленги и т.д.. В любом случае, практической целью коммуникативной компетенции является формирование навыков общения.
     Теоретическую основу коммуникативной компетенции составляют значимые для процесса коммуникации знания о системе языка, обо всех видах речевой деятельности, об особенностях функционирования единиц языка в речи. Так что же такое «коммуникативная компетенция» в понимании современных методистов?
     Инесса Львовна Бим в своих работах рассматривала коммуникативную компетенцию как интегративную цель обучения иностранным языкам и предлагала определять её как способность и готовность человека осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка в заданных пределах (например, в рамках школьной программы). Для того чтобы такое общение состоялось, должны быть сформированы все вышеназванные компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковой, речевой, социокультурный и т.д.3
     Схожее определение в методике преподавания родного языка дает Е. А. Быстрова: «коммуникативная компетенция – это способность и реальная готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию».4 Она же утверждает, что формирование коммуникативных умений «возможно лишь на базе лингвистической (языковой) компетенции». 
     Согласно Е. И. Литневской, коммуникативная компетенция подразумевает под собой овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.5
     Известный педагог и методист Михаил Ростиславович Львов в своем Словаре-справочнике по методике преподавания русского языка пишет: «коммуникативная компетенция – термин, обозначающий знание языка (родного и неродного), его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи – говорения, аудирования, чтения, письма – в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека. Коммуникативная компетенция – одна из важнейших характеристик языковой личности, которая приобретается в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения».6
     Таким образом, обобщая и  основываясь на данных выше определениях, можно сделать следующие выводы.
     Во-первых, коммуникативная компетенция проявляется в речевой деятельности, основными видами которой являются чтение, говорение, аудирование, письмо. Во-вторых, коммуникативная компетенция – это способность человека решать разного рода коммуникативные задачи, возникающие в различных сферах и ситуациях общения. Формирование данной компетенции достигается благодаря умению отбирать языковые средства в зависимости от речевой ситуации, благодаря умению адекватно понимать как устную, так и письменную речь и воспроизводить ее, а также благодаря умению самостоятельно высказываться  на необходимую тему – итак, благодаря речевым умениям в рецептивных (аудирование и чтение) и продуктивных (говорение и письмо) видах речевой деятельности. В-третьих, очень важно также обладать умениями устанавливать связь с собеседником, анализировать и адекватно реагировать на его высказывания, пользоваться вербальными и невербальными средствами общения. 
     То, насколько хорошо человек использует речевые и невербальные средства (мимику, жесты) в процессе коммуникации, является показателем сформированности коммуникативной компетенции наряду с рефлексией – умением оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера.
     Таким образом, можно прийти к выводу о том, что коммуникативная компетенция является неотъемлемой частью учебного процесса и играет немаловажную роль в обучении иностранному языку. Нужно обратить внимание, что при формировании данного вида компетенции одной из основных задач педагога является организация таких условий, при которых учащиеся смогут приобрести соответствующие высокому уровню общения навыки и умения, а также ставить цели, определять результаты и решать проблемы. 


     1.2 Понятие и формы дискуссии
     
     Как ни крути, а на протяжении всей жизни нас сопровождают конфликтные ситуации, в которых человек испытывает различные, зачастую не самые приятные эмоции. Отчасти это происходит потому, что люди не умеют вести полемику и конструктивно излагать и обосновывать свои мысли.
     Эффективным средством обучения в деле воспитания детей и подростков, служащим формированию коммуникативной компетенции, развития критического мышления, а также активизации учебного процесса является такой метод обучения, как дискуссия, известная и пришедшая к нам еще со времен античности. Слово «дискуссия» происходит от латинского «discussion» –  рассмотрение, исследование. В словаре С. И. Ожегова дискуссия определяется как  «спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, в беседе».7
     Как известно, различают традиционные (репродуктивные) и активные (продуктивные) методы обучения. Активные, в свою очередь, можно подразделить на групповые и индивидуальные в зависимости от количества обучаемых. Дискуссия относится к активным групповым методам обучения и, как любое публичное выступление, имеет своей целью утверждение собственной точки зрения при обсуждении какого-либо спорного вопроса. Однако дискуссия скорее стремиться не просто разрешить проблему, а в процессе совместной деятельности эту проблему углубить и прийти к общему знаменателю. Достигается это путем аргументации оппонентами своих точек зрения.
     Тот факт, что дискуссия на уроке иностранного языка не происходит, как это обычно бывает на родном языке участников дискуссии, требует дополнительной подготовки не только со стороны учителя, но и представляет собой увеличенную степень сложности для учеников.
     В данной работе дискуссия рассматривается как средство формирования коммуникативных навыков на старшем этапе обучения.  Важно обратить внимание на применение данного метода обучения именно на старшем этапе, в старших классах, так как неотъемлемыми составляющими успешной дискуссии являются зрелость учащихся, их самостоятельность в приобретении знаний, умение сформулировать проблему, представить собственные аргументы, а также достаточный уровень владения лексикой и грамматикой, чтобы все это осуществить. Здесь учителю важно избегать таких тем для обсуждения, которые будут вызывать трудности у учеников в силу их возрастных и образовательных способностей. 
     Известный польский дидакт В. Оконь писал: «Применение метода дискуссии рекомендуется в том случае, когда учащиеся обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности в приобретении знаний и формулировании проблем, в подборе и четком представлении собственных аргументов, в предметной подготовке к теме дискуссии».8
     Кроме того, дискуссия не имеет смысла быть, если ответы на поставленные вопросы заранее известны учителю или ученикам и могли бы быть изложены привычным способом. Проблемность – отличительная черта дискуссии, обязательный дидактический ориентир.
     Еще одной отличительной чертой дискуссии является отсутствие тезиса, т.е. выдвинутого утверждения, которое обосновывается в процессе аргументации. В ходе дискуссии ученики ведут полемику, формулируют вопросы и встречные суждения, учатся говорить кратко и по существу. Также дискуссия способствует осознанию учениками своей точки зрения, вырабатывается уважительное отношение к мнению оппонента, развиваются навыки публичных выступлений.
   Что касаемо эффективности, то здесь дискуссия уступает простому изложению информации, однако в продуктивности она выигрывает, т.к. способствует творческому осмыслению изученного материала, формированию ценностных ориентиров и, как следствие, лучшему усвоению знаний.  Углубленное усвоение материала в данном случае происходит за счет того, что ученики обмениваются информацией, рассматривают проблему с точки зрения разных подходов,  допускают существование несовпадающих или противоположных мнений, а также побуждают друг друга к поиску группового соглашения.
     На сегодняшний день в педагогической практике распространены свернутые формы дискуссий. Наиболее распространенной и применимой на уроках иностранного языка является такая форма дискуссии, как пленарное заседание или круглый стол, при которой все присутствующие имеют право высказывать свое мнение, а руководит процессом избираемый «лидер» дискуссии. Обычно количество дискутирующих не превышает пяти человек, что дает возможность реализации главного условия – аргументации каждым оппонентом своей точки зрения.
     Заседание экспертной группы подразумевает, соответственно, деление на группы и выбор в каждой своего «лидера». При этом каждая группа обсуждает проблему сперва между собой, а затем уже разъясняет свою позицию слушателям. Каждому участнику группы дается возможность высказаться по проблеме обсуждения.
     Групповое обсуждение, подиумная беседа. Представители групп заинтересованных лиц собираются перед аудиторией, чтобы представить свою точку зрения, а также сравнить ее с мнениями оппонентов и, в итоге, прийти к общему знаменателю. Подобная форма дискуссии часто встречается в теле- и радиопередачах, где среда передачи данных является, соответственно, неким подиумом.
     Следующая форма дискуссии – дебаты. Здесь, как правило, дискутируют всего несколько лиц (например, экспертов), которые сидят напротив своих слушателей. Определяется «лидер» дискуссии, который контролирует выступления сторон. Зачастую во второй половине дискуссии слушатели имеют возможность задавать вопросы дискутирующим или предъявлять контраргументы.
     В ходе форума группа учащихся вырабатывает собственную позицию по определенной проблеме, которую затем обсуждает с классом. Данный вид дискуссии схож с «заседанием экспертной группы», однако не подразумевает особой подготовки и активного обмена мнениями на втором этапе.
     Следующий метод целесообразно использовать при работе со всем классом – 15-30 человек с целью привлечения к дискуссии наибольшего количества учащихся, в том числе пассивных. Это метод концентрических кругов, когда обсуждение проблемы происходит небольшой группой учащихся, которую, в свою очередь, к дискуссии привлекают другие участники. Пока группа дискутирует, остальные ученики слушают, после чего происходит обмен местами.
     Наиболее известным методом поиска оригинальных решений и продуцирования новых идей является метод мозгового штурма, проводящегося в два этапа. Сначала класс разбивается на микрогруппы и выдвигает идеи для решения поставленной проблем (15-40 мин). При этом ведущий строго следит за выполнением важного условия: «Идеи высказываются, фиксируются, но не обсуждаются». Обсуждение выдвинутых идей происходит на втором этапе. Кстати, группы собственные идеи не обсуждают, для этого они либо посылают представителя со списком идей в соседнюю группу, либо заранее может быть сформирована группа экспертов, которая не участвует в первом этапе.9
     Также существует особенно строго регулируемый и организованный метод дискуссии – «судебное заседание» – обсуждение, имитирующее судебное слушание дела. Аргументы за и против по согласованному участниками спорному вопросу представляются в основном двумя командами поочередно. «Лидер» дискуссии контролирует соблюдение правил. Цель дискутирующих – убедить слушателей в правильности своей позиции и тем самым изменить условия. 
     Перекрестная дискуссия развивает критическое мышление. Для организации такой дискуссии необходима тема, объединяющая две противоположные точки зрения, в поддержку которых каждый из учащихся пишет аргументы (по 3-5). Затем в микрогруппах эти аргументы обобщаются и представляются в виде списка (по пять аргументов в пользу каждой точки зрения). Составляется общий список аргументов. После этого, соответственно точкам зрения класс делится на две группы, каждая из которых расставляет свои аргументы по степени важности. Обсуждение происходит перекрестно: первой группой выдвигается первый аргумент – вторая группа его опровергает и наоборот.10
     Среди всех форм дискуссии несколько особняком стоит так называемая «техника аквариума», применяемая обычно при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, конфликтами, разногласиями. Вначале учитель обозначает проблему и представляет ее классу. Затем класс делится на подгруппы, которые обычно располагаются по кругу. Учителем либо участниками групп выбираются представители, которым предстоит отстаивать групповую позицию перед классом.  Далее на протяжении некоторого времени внутри групп проблемы обсуждаются, определяется общая точка зрения, а затем представители собираются в центре класса и высказываются. Другим участникам высказываться не разрешается, но они могут передавать записки с указаниями своим представителям. Допускается брать тайм-аут для обдумывания и консультаций. Итоги подводятся либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения. Данный вариант проведения дискуссии интересен тем, что здесь делается упор на сам процесс представления точки зрения, ее аргументации. «Техника аквариума» не только усиливает включенность детей и развивает навыки участия в групповой работе и совместном принятии решений, но и дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне.11
     На сегодняшний день дискуссия в школьной практике является не только формой организации обучения и способом работы с предметным содержанием учебного материала, но и самостоятельным предметом изучения, т.к. учитель, прежде чем прибегнуть к данному виду работы, должен сперва научиться дискуссионным процедурам.
     Подводя итог, можно сделать вывод о том, что дискуссия способствует развитию критического мышления, формирует специфические умения и навыки, а также приобщает учеников к демократическому обществу и его культуре. В ходе дискуссии ученики пробуют осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, продуцировать различные решения по ситуации, а также как можно точнее формулировать и обосновывать свои мысли, правильно используя для этого понятия и термины, в результате чего происходит овладение приемами доказательной полемики.


     1.3 Психологические особенности старшего школьного возраста
     
     Прежде чем перейти к рассмотрению данной темы, необходимо обозначить, что старшим, или как его еще называют, юношеским школьным возрастом принято считать период после отрочества до взрослости – условно от 15 до 18 лет. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.12
     В этом возрасте старшеклассник начинает расставлять приоритеты, повышается значимость собственных ценностей. У школьников окончательно формируется познавательная сфера, а также увеличивается объем внимания и его способность переключаться с одного предмета на другой. Наблюдение становится более целенаправленным и систематизированным, а внимание – управляемым и избирательным, т.е. зависит от интересов школьника. Также из-за того, что работоспособность повышается, а утомляемость уменьшается, ученики нередко переоценивают свои физические возможности.
     Главной «новинкой» юношеского возраста можно считать то, что ученик начинает воспринимать внешний мир через себя, обнаруживает ценность своего внутреннего мира. У старшеклассника развивается способность  и потребность в самоанализе, начинает формироваться мировоззрение, он принимается искать свое место в этом мире, задумывается о смысле жизни. В этот период на процесс его самоопределения влияет, прежде всего, общение со значимыми людьми, появляется также интерес к общению с взрослыми. Однако важным условием здесь является доверие. Только доверительное общение имеет ценность для старшеклассника. К сожалению, на сегодняшний день доверие в общении со сверстниками почти в 3 раза превосходит количество случаев доверительного общения с родителями. А ведь это напрямую сказывается на тревожности, возникающей у старшеклассника, который хоть и отвергает вмешательство в личную жизнь и пространство, однако с благодарностью выслушает совет более опытного человека. Ученые выяснили, что к старшим классам уровень тревожности возрастает и связано это, зачастую, с ситуациями, возникающими в школе (при общении со сверстниками и учителями) и ситуациями, актуализирующими представления о себе.
     Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. В связи с этим, у детей появляется повышенное внимание к своей внешности, подростки имеют склонность находить недостатки в себе даже там, где их нет. Это может вызывать даже хронические психические нарушения невротического характера.13
      Дети остро реагируют на замечания о своем характере, который в этот период мешает при общении с другими людьми. Как только педагог заостряет на этом внимание, то возникает аффективная вспышка, а как результат – рождается конфликт. Так развивается внутренняя жизнь подростка. Учащиеся становятся скрытными, начинают вести личные дневники, возникает первое чувство влюбленности. Постепенно юноши начинают догонять своих сверстниц в  психологическом  и физическом развитии, проявляется взаимный интерес между  одноклассниками, становится заметна противоречивость в общении. 
      Наибольшие трудности старшеклассники испытывают в ситуациях, требующих оказания или принятия поддержки и сочувствия, а также в условиях, связанных с умением реагировать на провокации  и отвечать на несправедливую критику. Им очень сложно сделать выбор – остаться «в тени», не привлекать внимания и быть «как все» или же наоборот, выделиться из толпы и показать себя. 
      Вместе с тем часто растет потребность в сплочении коллектива и увеличении традиций класса. Учащиеся понимают, что школьные дни подходят к концу, а потому им хочется наполнить год воспоминаниями. Одним из вариантов является совместное времяпрепровождение. Это могут быть как походы с палатками, поездки по городам, так и дискуссии, и классные часы, на которых дети имеют возможность наладить отношения с одноклассниками и раскрыться. Здесь хотелось бы подчеркнуть роль и значимость учителя, ведь он должен замечать все проблемы, с которыми приходится сталкиваться его подопечным, помогать советами, направлять в нужное русло, проявлять внимание и относится с пониманием к каждому ученику.
     В юношеском возрасте основным видом деятельности старшеклассников по-прежнему является учебная, которая по характеру и содержанию значительно отличается от учебной деятельности подростков. Помимо того, что углубляется содержание обучения, сам учебный процесс старшеклассников предполагает более высокий уровень мыслительной активности и самостоятельности. Старшеклассники уже более осознанно подходят к обучению, так как расширяется их кругозор. И, как правило, в этом возрасте можно выделить тех, кто интересуется всеми дисциплинами  понемногу, и тех, кто проявляет интерес к одному предмету, т.е. происходит формирование познавательно-профессиональной направленности личности. И когда это происходит, школьник начинает стремиться расширять свои знания в интересующей его области: он изучает необходимую литературу, посещает дополнительные занятия, постоянно находится в поиске того, что будет для него полезно. Все больше старшеклассник склоняется к самостоятельному выполнению лабораторных и других практических работ. Также в этом возрасте появляется стремление к самообразованию. Это связано  с тем, что школьник уже самоопределился и имеет планы на будущее, а потому начинает выстраивать свои действия согласно поставленной цели. 
     Так как старшеклассник находится на пороге вступления во взрослую жизнь, задачей первостепенной важности для него является задача профессионального самоопределения, подготовки к экзаменам. Он начинает смотреть на процесс обучения с точки зрения того, что он дает для их будущего. То есть смотрит на настоящее с позиции будущего, в отличие от подростков, которые смотрят наоборот. Также разница между подростками и старшими школьниками состоит в том, что первые выбирают будущую профессию, исходя из учебных интересов, а вторые – уже, исходя из выбора профессии, формируют свои интересы и изменяют учебную деятельность.  На выбор профессии влияют мнения родителей, сверстников. Учитываются также запросы сегодняшнего общества и престиж.
     Чтобы самоопределиться, старшекласснику необходимо найти смысл происходящего, разобраться в себе и своем внутреннем мире. И, хотя, старшеклассники, как и подростки, все еще проявляют свои чувства непроизвольно и импульсивно, в этом возрасте у них уже начинает  формироваться стабильное эмоциональное отношение ко всему, что их окружает. Становится очевидным свойственное этому возрастному периоду желание выделиться, быть «не как все».  Также у старшеклассников начинает складываться «образ Я», который включает 3 основных компонента: познавательный, эмоциональный, поведенческий. Появляются предпочтения в спорте, музыке, кино, искусстве и т.д., а наряду с этим – антипатия к некоторым видам занятий. Человек в этом возрасте начинает определять для себя некие требования к товарищам, к взрослым людям, а, следовательно, более избирательно формирует свой круг общения.  Все это свидетельствует о высоком уровне самосознания старшеклассника, а это, в свою очередь, приводит его к самовоспитанию. Нельзя не заметить и проявление еще одной особенности — самокритичности, которая не свойственна подросткам. Умение критиковать себя и свое поведение помогает старшекласснику объективно оценивать и  контролировать свои действия.
     В старшем школьном возрасте важно развивать творческие способности ученика путем проявления "интеллектуальной инициативы", а не простого усвоения информации. Однако современные школы, в силу своей строгой регламентированности, не всегда позволяют в полной мере использовать творческие возможности учащихся. Это обосновывает тот факт, что творчество старшеклассников, зачастую, проявляется вне класса и школы. Чтобы  помочь школьникам реализовать свой творческий потенциал, учителю необходимо разнообразить формы проведения уроков: чаще использовать свободную форму, уроки-дискуссии, предлагать различные творческие задания. 
     Для умственного развития старшеклассника важно не столько накопить знания, сколько сформировать свой индивидуальный стиль умственной деятельности, т.е. зависящий только от конкретных индивидуальных и психологических особенностей субъекта.14 
     В старших классах характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам. Старшеклассники более уверенно подходят к своей деятельности: устанавливают межпредметные связи, строят логичные рассуждения, а запоминание происходит осмысленно. В то же время познавательная деятельность в этот период имеет ряд особенностей. Старшекласснику уже не достаточно просто знать, что собой представляет то или иное явление, ему хочется «копнуть глубже», постараться ответить на этот вопрос многообразно, сформулировать собственное мнение на этот счет, установить истину. Ученики начинают интересоваться не только теорией, но и практикой. Их увлекает само решение поставленной задачи, ход анализа, способы доказательства. Им нравится обосновать и защищать свою позицию, а потому они охотнее вступают в дискуссию. Особенно обсуждаемы старшеклассниками нравственные и этические проблемы: проблема гуманности и антигуманности, проблема смысла жизни и назначения человека, нравственного выбора, чести и долга, милосердия и сострадания, духовности и бездуховности и др.. Принципиальная сущность этих проблем, а не конкретные случаи – вот, что становится важным для ученика в этом возрасте.
     Так  же, в отличие от большинства подростков, ориентированных на личные интересы, старшеклассники стремятся принести пользу обществу, государству, т.е. усиливается общественная направленность, что, в свою очередь, является следствием изменения потребностей.
     Таким образом, вступая в данных возраст, школьник достигает физической зрелости, начинает созревать духовно и готовится к самостоятельной жизни. Основной вид деятельности – учеба. Первостепенная задача – выбор будущей профессии. Меняется положение ученика в школе, в системе общественных отношений. Старшеклассник старается воспитать в себе качества личности, меняется его мировоззрение, суждения приобретают самостоятельность, формируется собственная самооценка, учебно-профессиональная деятельность строится, исходя из целей на будущее, происходит профессиональное и личностное самоопределение.
     Однако не стоит забывать, что, несмотря на то, что старшеклассники, хоть и начинают приобретать «очертания» взрослых людей, они все же нуждаются в помощи со стороны родителей и, что немаловажно, учителей и классных руководителей. Знающий педагог всегда обращает внимание на индивидуальные особенности своих учеников, а потому сможет найти подход к любому, обозначив его преимущества и указав, на что следует обратить внимание при самовоспитании.
     Подводя итог, хотелось бы предложить некоторые практические рекомендации взаимоотношений с детьми старшего школьного возраста:
      1. Нужно быть готовым оказать поддержку ребенку, помочь советом, понять. Дети боятся получить замечания или осуждения со стороны педагога, они ожидают от учителя поддержки, помощи в разрешении сложной ситуации. Необходимо помнить, что ребенок нуждается не в критике, ему важно сочувствие и понимание, как со стороны педагога, так и со стороны родителей. В обратном же случае, он будет отдаляться и потеряет доверие.
             2. Необходимо научиться контролировать свои эмоции и сдерживать гнев. Особенно важно не пытаться пристыдить ребенка перед всем классом или ставить его в качестве плохого примера, т.к. в таком случае он будет делать все возможное, чтобы скрыть истинную причину своего поведения, или даже начнет прогуливать уроки.
      3. Старайтесь не предъявлять завышенные требования ребенку. Необходимо находить индивидуальный подход, учитывать особенности каждого, а не равнять всех под одного.
       4. Постарайтесь не винить ребенка в его неудачах. Вместо этого попробуйте выяснить причину, по которой они случаются, и попробуйте  помочь ему справиться. Такое поведение благоприятно скажется не только на школьнике, но и повысит ваш авторитет в его глазах.  
      5. Постарайтесь научиться  радоваться достижениям своих учеников и учите этому детей.
      6. Будьте открыты и искренны с детьми, тогда и они ответят вам тем же.
      7.Для того, чтобы избежать   конфликтов со старшеклассниками, можно использовать следующие приемы:
­ рассказать детям о подобном поступке, встречавшемся ранее в педагогической практике;
­ дать остроумный ответ, замечание, обратить конфликт в шутку;
­ использовать приём незамеченного оскорбления;
­ авансом похвалить ребенка;
­ оказать моральную поддержку, помощь в сложившейся ситуации. 


     Выводы по первой главе
     
     Таким образом, изучив и проанализировав методическую литературу по теме «Дискуссия как средство обучения общению на иностранном языке» можно сделать следующие выводы:
     Обучение учащихся происходит  в естественных для общения ситуациях или максимально к ним приближенных. Реализация принципа коммуникативной направленности заключается в уподоблении процесса обучения процессу реальной коммуникации. Коммуникативные умения несут в себе  творческий характер, так как условия общения не бывают идентичными и все ситуации отличаются друг от друга. Необходимо также учитывать закономерности и особенности  общения при моделировании иноязычной ситуации,  это поможет успешно обучить речевой деятельности. Дискуссия является эффективным средством обучения в деле воспитания детей и подростков, служащим формированию коммуникативной компетенции.
     В данной главе были раскрыты такие понятия, как  компетенция, компетентность, дискуссия и др. Была рассмотрена структура коммуникативной компетенции, которая включает в себя следующие понятия: речевую, социокультурную, прагматическую, дискурсивную, учебно-познавательную и компенсаторную компетенции. Описаны возрастные особенности учащихся старших классов, приведены подсказки и практические рекомендации взаимоотношений с детьми старшего подросткового возраста.
     



     Глава 2. Практические аспекты использования дискуссии на уроке иностранного языка
     2.1 Анализ педагогической практики

     Педагогическую практику с целью формирования педагогического опыта взаимодействия с учащимися я проходила в МОУ СОШ № 32 с 09.02.17 по 22.03.17. по адресу: г. Саранск, ул. Лихачева 40.
     Школа № 32 является школой с образцовым порядком в кабинетах и коридорах, уютным актовым залом, различными помещениями спортивного назначения, а также с большим количеством стенных газет, конкурсных рисунков, выполненных учениками и украшающих стены школы. Сайт школы также произвел на меня хорошее впечатление, т. к. полностью отвечает требованиям современного ученика и его родителя и содержит всю необходимую информацию для пользователя.
     Следует отметить и хорошую техническую и наглядную оснащенность кабинетов иностранных языков, в том числе кабинета №52, в котором я присутствовала и проводила уроки: наличие наглядных пособий, плакатов, географических карт, обилие тематических рисунков и схем, а так же возможность просмотра видео и прослушивания аудиокассет, использования в учебном процессе компьютера и необходимой орг.техники для быстрого распространения материала (например, раздаточного). 
      В школе № 32, на среднем и старшем этапах, обучение немецкому языку проходит по учебникам Инессы Львовны Бим «Deutsch».
      Моя педагогическая практика включала: 
      – пассивную практику (посещение десяти уроков);
      – активную практику  (проведение десяти уроков).
      Также за период практики я не только посетила и провела уроки, но и помогла в разработке и проведении внеклассного мероприятия-дискуссии.
      Передо мной стояли следующие задачи:  
- Посещение уроков с целью практического ознакомления с методикой преподавания языка;
- Проведение собственных уроков;
- Помощь в подготовке к занятиям.
     Педагогическая практика является важным и интересным этапом в изучении языка.  Она позволяет апробировать свои умения и возможности передать знания учащимся.  
    .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%