VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проект «как зовут тебя, мой край» как средство развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012987
Тема: Проект «как зовут тебя, мой край» как средство развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

Факультет Психологии и педагогики
Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования


На правах рукописи


Проект «Как зовут тебя, мой край?» как средство развития гражданской

позиции у детей младшего школьного возраста

Выпускная квалификационная работа

Направление подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
Направленность Начальное образование


Квалификация бакалавр


Исполнитель: Кораблева Евгения
Дмитриевна, обучающаяся группы
Б-4022
______________________________

Научный руководитель:
Абрамовских Н.В., д.п.н., профессор

______________________________

Зав. кафедрой: Толмачева В.В.,

к.п.н., доцент_______________

Дата выпуска к защите: «___» ___ 2018 г.

Оценка_______________________________

Протокол № ___ «__» _____________ 2018 г.

Председатель ГЭК ____________________







Сургут 2018 г.

2

Оглавление

Введение	3

Глава  I.  Теоретические  основы  развития  гражданской  позиции  у

детей младшего школьного возраста в проектной деятельности	9

1.1 Характеристика понятия «гражданская позиция» по отношению к

младшему школьному возрасту	9

1.2.  Потенциал  внеурочной  деятельности  для  развития  гражданской

позиции у детей младшего школьного возраста	15

1.3. Методика организации проектной деятельности направленной на

развитие гражданской позиции	22

Выводы по главе	27

Глава II. Исследовательская работа по формированию гражданской

позиции у детей младшего школьного возраста на уроках литературного

чтения	28

2.1.	Диагностика	уровня	развития	гражданской	позиции	у	детей

младшего школьного возраста	28

2.2.  Методические  рекомендации  по  реализации  проекта  «Как  зовут

тебя,	мой	край?»	как	средства	развития	гражданской	позиции	у	детей

младшего школьного возраста	37

Заключение	45

Список литературы	47

Приложения	53

3

Введение

     В «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования» указано, что «… формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности», одна из главных задач формирования личности. [32,8].

     Одной из главных задач государства и образовательных учреждений является воспитание гражданина, патриота своей Родины. Актуальность исследования определена изменениями, происходящими в обществе, и связанными с нарушением преемственности поколений, которая складывалась на протяжении десятилетий, что привело к разрыву связей в передаче молодым людям патриотических взглядов. Постоянные изменения в молодёжной субкультуре в стране привели к созданию новых молодёжных движений, связанных с проявлением агрессии и ориентацией на разного рода экстремистские идеи, приверженцами которых становились обучающиеся [1].Развитие ответственной и добросовестной личности в демократическом обществе зависит не только от государства, но и самого гражданина в целом [5].

     Сейчас в приоритете стоит проблема развития патриотических чувств к Родине. Адаптация в социокультурных условиях, в новых общественных отношениях требует от юного гражданина определенной подготовленности к этим изменениям, происходящим в современном обществе [17].

     Складывающаяся обстановка среди молодежи, усиливает значимость решения вопроса о патриотическом воспитании. Будущее страны зависит от сформировавшихся качеств молодых граждан государства, которые в последствии станут управлять им, выполняя свои профессиональные обязанности и права.

     В доктрине молодежной политики России указано, что необходимость особой политики в отношении молодёжи определяется спецификой её положения в обществе. Молодёжь недостаточно понимать в традиционном

4

смысле только в качестве будущего общества. Её необходимо оценивать как

органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую

другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и

развитие  нашей  страны,  за  преемственность  её  истории  и  культуры,  жизнь

старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за

выживание народов как культурно-исторических общностей[10,158].

     Важное место занимает гражданско-патриотическое воспитание, представляющее собой целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки детей и учащейся молодежи к жизни и сотрудничеству в условиях демократического общества, активному труду, участию в правлении социально важными делами, которое в основе приоритетных направлений образования легло в формирование гражданской позиции у детей младшего школьного возраста [20].

     В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» представлен современный национальный воспитательный идеал – «это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [49].

В работахЯ.А. Коменского,К.Д. Ушинского,А.С. Макаренко,

В.А. Сухомлинского	и	других	ученых	уделяется	внимание	гразвитию

гражданина.	Психолого-педагогический	аспект	становления	гражданской

позиции	личности рассматривают	в	работах	отечественные	педагоги	и

психологи	Л.С. Выготский,	Э.Ф. Зеер,	В.В. Игнатова,	Т.Н. Мальковская,

В.И. Слободчиков и др. На современном этапе этим вопросом занимаются Р.В.

Валуева, О. А. Байгужинова, О. А. Белобрыкина, А. Булгакова и многие другие.

     Г.Н. Филонов считает, что гражданская ответственность как основа гражданской позиции «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на

5

окружающую действительность. «Она проявляется в способности гражданина в

различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения

общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за

последствия своих поступков». Это связующее звено между обязанностями и

гражданским	долгом,	так	как	именно	ответственность	выражает	степень

понимания гражданином своего долга перед обществом».

     По определению автора, можно считать, что «гражданственность - это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений» [36].

     «Гражданская позиция - одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданская позиция «подпитывается» гражданственностью, патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей», - отмечают А.Н. Вырщиков, Г.Я. Гревцева.

     Ценностно-смысловые установки сегодня являются одним из личностных результатов образования уже в начальной школе. Они отражают личностные качества школьников и их индивидуально-личностные позиции [31].

     Фофанова М.И. считает, что именно в младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний об общественной жизни, отношениях между людьми, о свободе выбора поведения. Это время, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение к окружающему миру. Таким образом, младший школьный возраст является благоприятным для формирования основ патриотизма, а в юношеском возрасте


6
систему
молодые люди смогут выстраивать для себя определённую нравственных ценностей, взглядов на жизнь [33].

     Вместе с тем, педагоги затрудняются в выборе методов решения задач по формированию гражданской позиции у детей младшего школьного возраста в различных видах деятельности.

     Одной из инновационных образовательных технологий, направленных на развитие гражданской позиции, является метод проектов, который имеет место

в новом ФГОС НОО. Данный метод предполагает возможность совместной деятельности педагога и обучающихся как условия развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста.

     По мнению Н.В. Матяш, «проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях –

план, замысел какого-либо действия»[18,13].

     Несмотря на внимание педагогов к данной проблеме, вопрос по использованию проектной деятельности в процессе развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста остается актуальным.

     Таким образом, противоречие между необходимостью развития у детей младшего школьного возраста гражданской позиции и недостаточным использованием проектов во внеурочной деятельности как средства развития гражданской позиции определило проблему исследования: «Какова методика организации проектной деятельности во внеурочной деятельности, направленной на развитие гражданской позиции у детей младшего школьного возраста?». В нашем исследование решение обозначенной проблемы рассматривается на примере разработки методики проекта «Как зовут тебя, мой край?».

     Цель исследования: теоретическое обоснование методики и практическая разработка содержания проекта «Как зовут тебя, мой край?» как средства развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста.

     Объект исследования: процесс развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста.

7

Предмет исследования: методика организации проекта «Как зовут тебя,

мой край?» во внеурочной деятельности как средства развития гражданской

позиции у детей младшего школьного возраста.

     Проблема, объект и предмет исследования обусловили постановку и последовательное решение следующих задач:

     1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущность понятия «гражданская позиция» по отношению к младшему школьному возрасту.

     2. Раскрыть потенциал внеурочной деятельности для развития гражданской позиции детей младшего школьного возраста

     3. Обосновать методику организации проектной деятельности детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

     4. Выявить исходный уровень сформированости гражданской позиции у детей младшего школьного возраста.

5. Разработать содержание проекта «Как зовут тебя, мой край?»

и методические рекомендации педагогам начальной школы по его реализации.

     Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изучен, обобщен и систематизирован материал по использованию проектной деятельности как средство развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста.

     Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания проекта «Как зовут тебя, мой край?» как средство развития гражданкой позиции у детей младшего школьного возраста.

Методы исследования:

     теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

     практические: диагностика (опросники, диагностические беседы); анализ и обобщение диагностических данных, а также продуктов учебной и педагогической деятельности.

8

Опытно-исследовательская работа проводилась на базе МБОУ СОШ №4

г. Урай. В исследовании принимали участие младшие школьники в количестве

26 человек, педагог.

     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

     В первой главе рассмотрены теоретические основы методики реализации проектной деятельности как средства развития гражданской позиции у детей младшего школьного возраста.

     Вторая глава посвящена практической разработке содержания проекта «Как зовут тебя, мой край?» как средства развития гражданкой позиции у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности.

9

Глава I. Теоретические основы развития гражданской позиции у

детей младшего школьного возраста в проектной деятельности

1.1 Характеристика понятия «гражданская позиция» по отношению к

младшему школьному возрасту



     В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача по формированию социально-

активного гражданина: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…». В новом Федеральном Законе «Об образовании в РФ» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам

и свободам человека, любви к Родине, семье [49].

     В соответствии с ФГОС НОО осуществляется: развитие основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-

нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [49].

Для	исследования	понятия	«гражданская	позиция»,	обратимся	к

определениям «патриот» и «гражданин».

В	философских	работах	понятие	«гражданин»	складывается	через

совокупность	нравственных	качеств.	«Гражданин	-	лицо,	обладающее

способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их» [21].

     Таким образом, гражданин - это лицо, имеющее абсолютную независимость, обладающие правом быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции.

10

А.Ф.	Бестужев	отмечал,	что	формирование	у	молодежи	готовности

сделать  то,  что  требует  честь,  должность,  Отечество  осуществляется  путем

общественного	воспитания,	возможности	познания	гражданского  общества,

добросовестного отношения к законам и членам этого общества.

     Он отмечает, что в процессе воспитания появляются и вырабатываются гражданско-патриотические качества, которые начинают свой путь от чувств к приобретению реальных понятий [35].

     Многие мыслители и педагоги прошлого, открывая роль патриотизма в процессе личностного формирования человека, указывали на их многостороннее влияние. Основные содержательные характеристики понятия «патриотизм» с точки зрения разных авторов, представлены в таблице 1.






Таблица 1
Характеристика содержания понятия «патриотизм»



C.C. Басова
патриотизм  –  это  исторически  сформировавшаяся  и


вырабатывающаяся  категория  социальной  педагогики,


отражающая стабильное и позитивное отношение людей


к Отечеству, в осуществлении которого примут участие с


единых позиций и государство, и общество [33].





Е.Д. Демидов, В.К.
Патриотизм   —   это   сознательно   и   добровольно

Криворученков
принимаемая
позиция
граждан
на
основе


индивидуальной свободы, [8].






К.Д. Ушинский
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без


любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный


ключ  к  сердцу человека  и  могущественную опору для


борьбы с его дурным природным, личным, семейным и


родовыми наклонностями» [34].









Е.Н. Михайлова
приоритетная
цель
воспитания,
формирование


гражданственности   как   качества   личности,   которое


заключается  в  уважении  к  государственной  власти,


любви к Родине, в дисциплинированности и проявлении











11




патриотических чувств [37].




В.А.
Патриотизм   -   нравственность,   другие   личностные

Сухомлинский
характеристики в своей взаимосвязи дают возможность


лицезреть мир с позиции патриотизма [35].




Анализ	понятия	«патриотизм»	показывает,	что	в	содержание	его

вкладываются	такие	элементы,	как	принципы,	чувства,	обязанности,

готовность, идеи и сознание. Такое множеству представления определения обусловлено, с одной стороны, всевозможными позициями авторов, дающих определение, с другой стороны, сложностью и разнообразностью самого понятия. В педагогике «патриотизм» употреблялся преимущественно как синоним понятию «гражданская позиция».

     В работе О.В. Машенкиной выделены компоненты «гражданской позиции», которые могут быть представлены следующим образом (рис. 1):


Структурные компоненты понятия «гражданская позиция»






Внутренние ценностные ориентиры

Влияние	на

поведение

индивида
Патриотизм	Гражданственность



?
любовь и гордость за










?
самоидентификация

себя


свою Родину;












как гражданина;



?
идентификация











?
соблюдение
законов
и


понятия «Родина»;












правовых норм;



?
самоидентификация









?
соблюдение
нравственных


патриота;













норм;




?
знание
истории











?
отношение
к   различным


своего государства;











девиантным

формам

?
уважение
традиций,











поведения;





обычаев,
ценностей











?
выполнение

своих


своего государства;












«гражданских



?
сопереживание
за











обязанностей»;




судьбу
своего










? стремление   к   службе   в


государства;









армии (для юношей);


?
стремление












?
готовность
помочь
своим


защищать
свою











согражданам;




Родину;













?
толерантность.



?
желание
жить
и


















работать
всвоей








стране;




































Поведенческая  часть


Социальные	Социальные

роли	статусы


Социально-политическая

активность


? сознательное, творческое отношение к труду;

? участие в выборах в органы власти (активное \ пассивное избирательное право);

? участие в решении общественных проблем;

? соучастие в гражданских начинаниях;

? участие в деятельности политических партий;

? участие в деятельности общественных объединений;
? интерес  к  событиям  общественно-

политической жизни страны, региона, в котором живет;

? самостоятельность в принятии решений за свою жизнь и жизнь близких.

12

Схема 1. Компоненты гражданской позиции.

     Основные компоненты гражданской позиции у детей младшего школьного возраста представлены в работах Л.М. Архангельского, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, Н.И. Элиасберга. Авторы выделили три компонента, входящие в состав понятия «гражданская позиция»: патриотизм, гражданственность и социально-политическая активность [3].

     Многие педагоги, раскрывая роль гражданской позиции, указывали на ее многостороннее формирующее влияние.






Таблица 2

Характеристика понятия «гражданская позиция»




Е.А. Казаева

гражданская   позиция   –   это   осознанное   участие



человека   в   жизни   общества,   отражающего   его



сознательные   реальные   действия   (поступки)   в



отношение  окружающего  в  личном  и  общественном



плане,  направленное  на  реализацию  общественных



ценностей при разумном соотношении личностных и



общественных интересов [15].






Д.Р. Валеева

гражданская  позиция  –  это  определенная  система,



которая состоит из трех структурных частей:



–  эмоционально-чувственный  компонент  –  чувства



долга, чести, достоинства;




–   интеллектуальный   компонент   –   совокупность



мировоззренческих гражданских взглядов личности: от



простых знаний о государстве, правах и обязанностях



граждан
до
широких
морально-политических



обобщений;






–   деятельностный   компонент,   характеризующий



готовность использовать знания и убеждения в жизни и



выражающийся  в  гражданской  ответственности  и



активности личности [4].










13



     В исследовании мы опирались на определение Казаевой Е.А, гражданственность включает представления о Родине (большой и малой), гражданских правах, обязанностях; уважительное отношение к людям разных национальностей; готовность выполнять обязанности и реализовывать права

[14,12].

     Е.А. Казаева отмечает, что гражданственность — это высокая ступень развития сознания и поведения личности. В дошкольном и школьном возрасте, закладывается фундамент гражданственности [14,10].

     Н.А. Зенчена отмечает, что младший школьный возраст является сензитивным периодом для создания предпосылок формирования определенной направленности личности, следовательно, воспитывать гражданскую позицию необходимо с первых дней обучения в школе [13,101].

     Структурные компоненты гражданской позиции описаны у Н.А. Зеченой и представлены в следующей таблице[13,100].



Таблица 3


Компоненты гражданской позиции




№
Название
Описание

п/п
компонента






1.
Когнитивный
представления  о  гражданском  долге  и  гражданской



ответственности  как  результат  процесса  познания



ребенком отношений в коллективе, а представления о



патриотизме – как результат изучения общественных



отношений в социуме.





2.
Потребностно-
социальные потребности как особый вид потребностей


мотивационный
человека,  созданных  обществом.  Эти  потребности



связаны с включением индивида в жизнедеятельность



общества и необходимы для поддержания социальной



активности ребенка, для создания им того или иного



«продукта общественной жизни».






14


3. Эмоциональный отражает личностное значимое и обеспечивает присвоение ценности выполнения гражданского долга на личностном уровне. Присвоение младшими школьниками таких ценностей, как гражданский долг и гражданская ответственность в образовательном процессе является важнейшим условием развития у них гражданской позиции.

4. Поведенческий отражаетпрактический, действенный характер гражданской позиции, проявляющийся в активности детей, в присвоении ценности гражданского долга и гражданской ответственности, и обнаруживается во взаимодействии младшего школьника с социальной средой.



     Таким образом, понятия «гражданская позиция» в нашем исследовании исходя из позиции авторов Казаевой Е.А., Новрузовой К.А., Вяткиной А.Е. и Валеева Д.Р. понимается, как целостная система, включающая представление о Родине (большой и малой), гражданских правах, обязанностях; уважительное отношение к людям разных национальностей; готовность выполнять обязанности и реализовывать права человека.

     В содержание структуры гражданской позиции включаются такие компоненты, как когнитивный, потребностно-мотивационный, эмоциональный

и поведенческий.

15

1.2. Потенциал внеурочной деятельности для развития гражданской

позиции у детей младшего школьного возраста



     ФГОС утверждает, что основная образовательная программа начального общего образования должна реализовываться через учебный план и внеурочную деятельность. Таким образом, в современных условиях значительную роль играет внеурочная деятельность школьников, которая становится полноправным компонентом основной образовательной программы начального образования, реализуется через духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей [32].

     В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России представлен современный национальный воспитательный идеал, — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации[7].

     Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [7]:






Таблица 4


Компетенции гражданина России





В
сфере
личностного
развития
• укрепление веры в Россию, чувства
воспитание
обучающихся
должно
личной ответственности
обеспечить


за Отечество






В
сфере
общественных  отношений
*  осознание
себя   гражданином
духовно-нравственноеразвитиеи
России   на
основе   принятия











16




воспитание    обучающихся    должно

общих
национальных
обеспечить:

нравственных ценностей;

*
развитость чувства патриотизма


и гражданской солидарности.






     Авторы пособия «Внеурочная деятельность: методический конструктор» Д.В. Григорьев и П.В. Степанов дают следующее определение: «Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». По-другому внеурочная деятельность – это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания [6].

     В начальной школе внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,

общеинтеллектуальное, общекультурное.

Для реализации внеурочной деятельности доступны следующие виды:

1. игровая деятельность;

2. познавательная деятельность;

3. проблемно-ценностное общение;

4. досугово-развлекательная деятельность;

5. художественное творчество;

6. социальное творчество;

7. трудовая деятельность;

8. спортивно – оздоровительная деятельность;

9. туристско- краеведческая деятельность [6].

     Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням:

     Первый уровень результатов - приобретение учениками социальных знаний, первичного осознания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особую важность имеет

17

взаимодействие  ученика  с  учителем,  как  значимыми  для  него  носителями

положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта пережитого

и положительного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде.

     Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком [6,9].

     По мнению Р.В. Дивакова, внеурочная деятельность обучающихся формирует чувство гражданской идентичности, воспитывает патриотизм,

развивает социальную активность, воспитывает чувство ответственности за свои решения и поступки, формирует учебную мотивацию, стремление к познанию, умение общаться, критическое мышление, толерантность [9].

     По мнению О.Н.Смирновой, формирование гражданской позиции должно начинаться уже в начальной школе, когда ребёнок встаёт на путь активного целенаправленного и специально организованного познания окружающего мира. Происходит процесс накопления представлений об отрицательном и положительном, о сущности мира, о природе и характере отношений между людьми.

     Возможность проявить свое отношение к людям, обществу, найти способы практической реализации себя во взаимодействии с окружающим миром человек получает в деятельности. Гражданская позиция проявляется и формируется во внеурочной работе. Через нее учащийся познает мир, себя,

18

формирует	свое	самосознание,	нравственные	и	социальные	установки,

реализует свое я [30].

     Для достижения поставленных целей по формированию у обучающихся гражданской позиции можно применять современные образовательные технологии – игровую, проектную, информационно коммуникативную, технологию сотрудничества, технологию проблемного обучения.

     Миронова Н.В. рассматривая внеурочную деятельность как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка [19].

     Формы организации гражданско-патриотической внеурочной деятельности:

• встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»;

• выставки рисунков;

• встречи с участниками «горячих точек»;

• тематические классные часы;

• оказание помощи ветеранам труда;

• конкурсы рисунков;

• работа краеведческого кружка [28].

     Смирнова О.Н. считает, что важным условием внеурочной деятельности в младших классах является ориентация на активную совместную работу детей и взрослых, привлечение учащихся к совместной деятельности со старшими ребятами в социальных проектах школы. Это способствуют повышению активности, самостоятельности и стремления к общению участников, выстраивать новые способы решения жизненных проблем, самосознание и ответственность перед другими. Активная совместная деятельность,

19

направленная	на	решение	общественных	проблем,	поможет	сформировать

гражданскую позицию, чувство ответственности перед страной, в котором мы

живем, перед друзьями [30].

     В современной системе начального общего образования разработаны и реализуются достаточно разнообразные вариативные программы внеурочной деятельности, целью которых является гражданское воспитание детей младшего школьного возраста. Проанализируем основные возможности данных программ для решения задач, поставленных в нашей работе.

     Программа “Я – гражданин” Н. Г. Тодересе предполагает формирование патриотических чувств, формирование чувства гордости за свой край; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа[27].

     Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (внеурочная, внешкольная):

Беседы

Классный час

Сообщения

Встречи с интересными людьми Просмотр и обсуждение видеоматериала Экскурсии ( внеурочная, внешкольная)

Поездки, походы по историческим и памятным местам

Практические занятия ( внеурочная, внешкольная):

Творческие конкурсы

Коллективные творческие дела

20

Соревнования

Защита проектов

Праздники

Викторины

Интеллектуально-познавательные игры

Трудовые дела

Посещение музеев

Акции благотворительности, милосердия Творческие проекты, презентации[27].
Программа «Маленький патриот» составлена И. В. Чигуровой для работы

с первоклассниками направленная на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности.

Изучение родного края способствует воспитанию патриотического чувства, дает возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Программа имеет два направления: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний. В ее основе развитие личности ребенка посредством знакомства с историей родного края[29].

Используемые методы работы:

     - словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем,

коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические   методы:   изготовление   рисунков,   плакатов,   схем,

практические работы [29].

     Таким образом, внеурочная деятельность при развитии гражданской позиции в первую очередь гарантирует условия осуществления этого процесса

21

за счет системности и продолжительности воспитательного влияния на детей

младшего школьного возраста. Во-вторых, для получения высоких результатов

при	реализации	задач	внеурочной	деятельности	она	не	должна	быть

догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при

выборе методов и приемов реализации внеурочной деятельности, направленной

на	развитие	гражданской	позиции	у	детей	младшего	школьного	возраста,

следует опираться на положительный опыт ребёнка. Выделенные особенности

организации	внеурочной	деятельности	определяют	ее	воспитательный

потенциал  в  развитии	гражданской  позиции  у  детей  младшего  школьного

возраста.

22

1.3. Методика организации проектной деятельности направленной на развитие гражданской позиции

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования среди требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования выделяет «организацию проектно-исследовательской деятельности» школьников [32,18].

    По мнению Матяш Н.В.проект — это проявление творческой активности человеческого сознания, «через который в культуре осуществляются деятельностный переход от небытия к бытию» [18,13].

    По мнению Щербакова С.Г. проект «прототип, прообраз какого – либо объекта, вида деятельности» [22].

Виды проектов выделяет Лазарев В.С.:

? Технический проект – ориентирован на изменения в технической сфере путем создания и производства новых видов техники;

? Социальный проект – имеют цели изменения в социальной сфере путем создания новых политических партий, новых общественных движений, модернизации деятельности существующих организаций и т.д.;

? Исследовательский, познавательный проект - ориентированный на получение новых научных знаний;

? Деловой проект – цель получение прибыли от вложения средств;

? Гуманитарный проект – цель саморазвития, устранения каких – то

     собственных слабостей, ограничений [16,12]. Рассмотрим некоторые подходы к классификации проектов. К.Н. Поливанова, выделяет следующие типы проектов[25,93]:

1. по учебному предмету (или образовательной области); математические, лингвистические и др.;

2. по предметно-содержательной области: монопредметные, полипредметные, надпредметные, внепредметные.

23

3. по продолжительности: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;

4. по числу участников: групповые, индивидуальные, внутри гру.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44