- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы занятости молодежи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001944 |
Тема: | Проблемы занятости молодежи |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный университет дизайна и технологии» Институт социальной инженерии наименование Института Социологии и рекламных коммуникаций наименованиекафедры КУРСОВАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА по учебной дисциплине «Социология труда» на тему: наименование учебной дисциплины «Проблемы занятости молодежи» наименование темы курсовой работы Специальность: 39.03.01 Социология наименование специальности Профиль Социология индустрии моды наименование профиля подготовки Выполнил(а) студент(ка) группы СЗ-111 5 курса заочной формы обучения очной, очно-зачной, заочной Ранделина В.В. подпись фамилия, имя, отчество Руководитель: к.пед.н. Булков А.А. подпись ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы «Допущен(а) к защите» Заведующий кафедрой Социологии и рекламных коммуникаций к.пед.н. Булков А.А. название кафедры подпись ученая степень, ученое звание, фамилия, инициалы Москва 2016 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОЛОДЕЖИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 7 1.1. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики 7 1.2. Концепции занятости 18 1.3. Социально-экономические и психологические последствия безработицы 22 Глава II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ 29 2.1. Цели, задачи и процедура эмпирического исследования 29 2.2. Результаты анализа отношения молодежи к проблемам трудоустройства и безработицы 31 2.3. Разработка программы для снижения уровня безработицы и поддержке среди молодежи. 53 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63 ПРИЛОЖЕНИЕ 67 ВВЕДЕНИЕ Научная проблема представленного курсового исследования заключается в том, что будущее страны находится в руках современных юношей и девушек. Молодежь – это не только очень важный ресурс, но так же считается энергичной, трудоспособной и быстро обучаемой рабочей силой. В соответствии с Росстатом к молодежной категории населения можно отнести людей в возрасте от 16 до 30 лет. Это солидная часть потенциальной рабочей силы, которое составляет 25,5% экономически активного населения.1 Молодежь – определенная группа людей, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей. Актуальность данной курсовой работы является серьезная проблема молодежной занятости. Несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов приводит к тому, что выпускники высших учебных заведений получают статус безработного. На сегодняшний день среди безработных каждый третий – с высшим и среднем образование. Практическая актуальность данной курсовой работы заключается в том, что это исследование носит прикладной характер и является решением практической задачи, направленной на исследование уровня безработицы в России. Второй аспект практической значимости заключается в получении обобщённых характеристик безработных слоев населения России на основании исследования уровня безработицы. Безработица – представляет собой макроэкономику, которая оказывает прямое воздействие на каждого человека. В современных условиях экономических проблем, потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, которое приводит к полной нищете и серьезной психологической травме.2 Целью курсовой работы состоит в том, чтобы раскрытие проблем занятости молодежи, а так же, на основе теоретического и практического анализа существующей системы регулирования занятости молодежи предположить, каковы пути развития занятости среди молодого поколения. В связи с этим в качестве объекта исследования курсовой работы является молодежь, а предметом исследования проблемы занятости молодежи. Гипотеза исследования заключается в том, что безработицы является сложным и многомерным социальным образованием, сформированным под воздействием таких параметров как: возраст, образование, гендерные характеристики, место проживания, уровень заработной платы, социальный статус, политическая обстановка. Для реализации поставленной цели исследования в курсoвoй рабoте решались следующие исследовательские задачи: * теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблемам занятости; * раскрыть понятие занятости; * рассмотреть концепции занятости; * оценить социальные последствия безработицы; * разработать меры, направленные на снижение уровня безработицы среди молодежи; * разработка исследовательского замысла и процедуры исследования; * формирование исследовательской выборки; * разработка содержания исследовательской анкеты; * проведение анкетирования; * разработка и проведение интервьюирования; * представление полученных результатов, их обработка и анализ; * формирование исследовательских выводов. В работе использовался следующий метод социологического исследования: теоретический метод: теоретический анализ отечественной и зарубежной социологической литературы. Практическая значимость результатов курсовой работы заключается в обобщении подходов к определению социальных характеристик безработицы, решении практической задачи, направленной на исследование оценки уровня безработицы в России, поиска решений выхода из условий безработицы, разработанных на основании содержания конкретного эмпирического социологического исследования, носящего прикладной исследовательский характер. В качестве базы исследования в ходе выполнения комплекса научно-исследовательских мероприятий в рамках реализации цели и задач курсовой работы выступила современная молодежь г. Видное. Структурно курсовая работа представлена: введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы. Основной терминологический аппарат курсового исследования представлен следующими категориями: Молодежь – этоособая социально-экономическая группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе. Безработица – многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоспособного населения, незанятая в производстве товаров и услуг, не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия подходящих рабочих мест и лишается вследствие этого заработной платы как основного источника необходимых средств к жизни.3 Занятость –общественнополезная деятельность людей, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая доход.4 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МОЛОДЕЖИ И БЕЗРАБОТИЦЫ 1.1. Занятость как основополагающая характеристика рынка труда и объект социальной политики Главной проблемой в социальной сфере нашего общества стала безработица молодежи, масштабы которой, после небольшого сокращения в первые несколько лет нового тысячелетия, на фоне очередного кризиса значительно выросли. Понятие «молодежь» многозначно. С одной стороны это определенная социальная группа, с другой стороны это некий набор общепринятых характеристик, по которым конкретного индивида можно отнести к молодежи как особой социально-культурной категории. И. С. Кон в своих работах описывал молодежь как: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик». Молодежь это как определенная фаза, этап жизненного цикла, но она имеет четкие возрастные рамки.5 Безработица – такое явление в экономике, когда часть экономически активного населения составляют безработные. Безработный – тот, кто при существующих в настоящий момент условиях труда и заработной плате не имеет работы, может работать и ищет работу. С точки зрения макроэкономики безработица отражает количественное и качественное несоответствие на рынке труда между предложением рабочей силы и спросом на нее, недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства. На сегодняшний день естественный уровень безработицы трактуется у всех по-разному: * Одни экономисты определяют его как уровень, при котором зарплата и инфляция устойчивы. * Другие считают естественным такой уровень безработицы, при котором она носит добровольный характер. * Третьи определяют естественную безработицу уровнем, при котором количество вакансий равно количеству безработных. * Четвертые связывают безработицу с неизменным уровнем и нормальной продолжительностью безработицы.6 Безработица как явление социально-экономической жизни региона состоит в недопустимо низком уровне жизни населения, не соответствующем социально приемлемому уровню. При определении населения, относящегося к «безработному», возникает сложная в методологическом плане проблема — установление границы безработицы, без чего невозможно выработать меры по борьбе с этим явлением. Во Всеобщей декларации прав человека говорится о защите от безработицы как об одном из элементов права на труд. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах достижение полной производительной занятости также рассматривается как один из аспектов полного осуществления права на труд.Однако такой подход не дает ответа на вопрос о реальных размерах безработицы. Поэтому при определении ее масштабов принято считать, что люди являются «безработными, если их благосостояние оказывается ниже некоторого определенного уровня».7 Основных фактором неравенства доходов в России является высокая межотраслевая и внутриотраслевая дифференциация заработной платы. Например, люди, занятые в сельском хозяйстве, в среднем получают лишь 43% от средней зарплаты по стране, а зарплата самых низкооплачиваемых работников в сфере финансов, торговли и общественного питания и сфере услуг в 25 раз меньше, чем зарплата самых высоко оплачиваемых работников в тех же сферах.8 Занятость важнейшая характеристика экономики, благосостояния народа. Но занятость не только экономическое явление, она зависит от демографических процессов. Проблема занятости населения считается одной из самых важных социально-экономических проблем. Занятость крепко связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством и потреблением. Занятость представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерно для всех общественных формаций. Из закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» занятость определяется как общественно полезная деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, заработок.9 Опираясь на мировой опыт, были выработаны и закреплены в законодательных актах – в Конституции Российской Федерации и «Законе о занятости населения Российской Федерации» - основные принципы занятости: * первый принцип – закреплен в Конституции РФ, является добровольность труда, свободное распоряжение гражданами своими способностями к производительному и творческому труду; * второй принцип – это ответственность государства за создание условий для реализации прав граждан на труд и свободно избранную занятость10; * третий принцип – комплексный подход к решению проблем занятости – включает координацию усилий органов власти всех уровней. К незанятому населению относятся две группы граждан: 1) добровольно незанятые граждане, живущие на средства одного из супругов, родителей и др.; 2) вынужденно не занятые граждане, которые, в свою очередь, подразделяются на: а) тех, кто ищет работу самостоятельно; б) тех, кому с поиском работы помогают службы занятости; в) безработных граждан, которые имеют официальный статус и получающих пособие по безработице.11 Не смотря на то, что в наше время работу найти не такая уж и проблема, но куда труднееотыскать работу по специальности. Теоретически, каждый должен заниматься своим делом. На самом же деле все наоборот. Грустно осознавать, что более 50% работающих в России занимаются не тем, чем должны. Отсюда и появляются трудностипочти во всех отраслях экономики, потому что специалист, в совершенстве знающий свое дело, должен делать то, что может и умеет, а не тратить свои знания и талант понапрасну.12 Для того чтобы человек работал, был квалифицированным специалистов, а так же был востребован он должен быть: * способен работать; * желать работать; * прекрасно ориентироваться в своей специальности; * быть ответственным и коммуникабельным. Характеризуя занятость как экономическую категорию, необходимо отметить что, являясь количественной характеристикой, занятость имеет объективные границы, которые задаются емкостью рынка, заполненного товарами, когда дальнейшее расширение занятости означало бы перепроизводство товаров и услуг. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния населения страны, одновременно представляя собой как экономическую категорию, так и социальную проблему. Проблема безработицы существует в любом обществе в той или иной мере. Ведь безработица ограничивает доступ населения к таким ресурсам развития, как достойная работа, качественные услуги здравоохранения и образования, возможность социализации детей и молодежи и реализации творческого начала. Низкий уровень доходов совместно может привести к социальной напряженности в обществе и препятствовать его успешному развитию, вызывает кризисные явления, как в семье, так и в целом государстве.13 Гаврилина А. в свои работах писал: «Занятость - это не просто деятельность, а деятельность, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей».14 Наряду со снижением безработицы, с начала 2013 года почти в два раза выросла общая задолженность предприятий перед работниками по заработной плате. Число работников, не получивших своевременно заработную плату на начало 2013 года составляло примерно 53 тыс. человек, на ноябрь 2013 года это количество увеличилось до 95 тыс. человек. Грамотный руководитель, желающий отвечать новым требованиям, предъявляемым экономикой, стремится сегодня обеспечить большую гибкость наемного труда через ротацию рабочих мест, разнообразие рабочих операций и трудовых навыков, повышение адаптивности кадров и их непрерывное развитие.Вступая во взрослый мир, начиная трудовую деятельность подростки не знают своих прав и обязанностей. Они часто становятся жертвой недобросовестных работодателей, в результате чего остаются без документов, подтверждающих трудовой стаж и опыт работы, а зачастую и без заработной платы. В современном российском обществе характерно социальное неравенство по гендерному, этническому, возрастному и другим признакам. Опыт работы Российского отделения Всемирной коалиции против бедности показывает, что женщины, пожилые, бездомные, мигранты и т.д. регулярно сталкиваются с дискриминацией в нашей стране.15Место проживания человека оказывается главным фактором социального неравенства. Ни образование, ни здоровье, ни профессиональные квалификационные характеристики человека, а именно то, где он живет, определяет уровень его дохода. У человека, которому повезло родиться в Москве, значительно больше шансов на достижение достаточно приемлемого уровня жизни, гораздо выше, чем у человека, родившегося в какой-нибудь деревне в Приморском крае с такими же характеристиками интеллекта, с такими же родителями, с тем же наследством. Их шансы все равно будут очень разными. Это специфика нашей страны, бороться с которой можно только одним способом – способствовать тому, чтобы люди переезжали в места наиболее благоприятные для жизни. Но наша государственная политика имеет совершенно другие приоритеты – расселение населения по всей территории страны, исходя из неких геополитических и военных целей. При сохранении таких приоритетов у нас в стране будет высокое социальное неравенство.16 В настоящее время профиль российской безработицы составляют: безработные; низкооплачиваемые и низкоквалифицированные работники – в эту категорию попадают частично занятые; неполные семьи и многодетные семьи с тремя и более детьми; молодежь; инвалиды; жители сельских поселений (поскольку здесь основная сфера работы – сельскохозяйственные предприятия и работа в социальной сфере (образование, медицина и культура), а заработная плата крайне низка и нерегулярна, люди фактически живут на грани бедности); мигранты, беженцы. Отметим, что самая массовая категория – это население в трудоспособном возрасте, среди которого по рискам безработицы первое место занимает молодежь. Еще одной важной проблемой для современной России является стремительная феминизация безработицы.17В России большее число бедного населения - это люди от 15 до 28 лет, проживающие в городах, где рынок труда довольно велик и есть возможность зарабатывать больше, чем два доллара в день (а именно такова норма дневного дохода, ниже которой, считается, начинается абсолютная бедность). Для западных экспертов оказалось большой неожиданностью то, что безработные не стремятся изменить ситуацию. Их устраивает сложившееся положение «бедствующего населения». В принципе они такими быть не должны, так как у них есть руки, и силы, и квалификация, и, казалось бы, социальный инстинкт должен заставить их освоить стратегию выживания: от поисков любых форм занятости до возможности переквалификации. Однако таким путем идут не многие. Люди все еще относятся к работе как к гарантированной государством необходимости, а не как к жизненной удаче. Главная проблема этих людей - высокий начальныйуровень социального благополучия, имевший место в советские времена. Многие из них упорно не желают причислять себя к таковым.18 В наше время на работу принимают людей с высшим или средним профессиональным образованием, но с опытом работы не менее хотя бы одного года. А как после завершения учебы молодые специалисты могут получить тот самый необходимый опыт по специальности? На сегодняшний день многие специалисты учатся по одной специальности, а работают и связывают свою жизнь и свой доход совсем с другой. Это связано с тем, что современная молодежь идет учиться по специальностям связанные с менеджментом, юриспруденцией, адвокатурой, управлением, рекламные коммуникации и т.п., а такие специальности как психологи, социология остаются незаметными. Хотя не одна из профессий не может, использована и воплощена в жизнь без применения смежных профессий. Российское государство в соответствии с Конституцией РФ призвано осуществлять активную государственную социальную политику, нацеленную на гарантирование своим гражданам важнейших социальных прав, таких как право на образование, жилье, на труд и его достойную оплату, на охрану здоровья и социальное обеспечение и др., то есть надостойный уровень жизни. Поэтому формирование и реализация эффективной государственной политики по сведению процента бедности к минимуму, в современной России имеют наиважнейшее значение.19 Основными детерминантами бедности экономически активного населения в современной России являются: * низкий уровень денежных доходов населения, * демографический кризис, * низкая обеспеченность жильем, * низкая социальная активность населения, * ограниченные возможности в повышении уровня образования и переподготовке, * высокий уровень пессимистический настроений среди населения.20 Причины трудоустройства молодежи можно разделить на несколько факторов: во - первых, отмечается несоответствие уровня квалификации выпускников к требованиям работодателей - отсутствие опыта принятия самостоятельных решений, недостаток знаний, отсутствие практических навыков по полученной профессии; во - вторых, представления молодежи о путях адаптации в сфере труда и занятости; в - третьих, падение профессий с техническим уклоном, больший спрос составляют профессии с гуманитарным уклоном, что ведет к избытку специалистов гуманитарных наук и нехватке технических специалистов. Классификация занятости на основании полноты охвата трудоспособного населения делятся на: • Полная – всежелающие трудоспособные граждане имеют объективную возможность иметь оплачиваемую работу, при этом уровень безработицы равен естественному. Если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально-квалификационной структуре предложением рабочей силы, это и будет означать полную занятость; • Продуктивная – населениезанято в общественном производстве, а именно, это занятая часть ЭАН. Имеет место в сфере общественного материального производства, приносит работникам трудовой доход, исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих; • Социально-полезная – люди, которые работают в общественном производстве, служат в вооруженных силах и внутренних войсках, обучаются в очных формах обучения, заняты ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками. Распространяется на все социально значимые виды занятости трудоспособных граждан, включая очную учебу, службу в армии, воспитание детей, уход за больными членами семьи, общественную и религиозную деятельность; • Рациональная – разновидность вольной занятости, предполагающая качественное соответствие работников и рабочих мест, которые они занимают. Отражает соотношение продуктивной занятости с другими видами полезной занятости или пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности; • Эффективная – использование трудовых ресурсов, при котором достигается максимальный материальный результат и социальный эффект при минимальных затратах труда, при минимальных социальных издержках. Обеспечивает достойный доход, рост образовательного и профессионального уровня трудоспособных граждан на основе роста общественной производительности труда и сохраняющая здоровье занятых. Рынок труда называется сбалансированным, если на нем количество рабочих мест приблизительно совпадает с количеством безработных. Проблема трудоустройства молодых специалистов осложняется сегодня тем, что фактически существуют два независимых рынка: рынок образования и рынок труда. В современных условиях развитие высшего образования определяется непотребностью общества в специалистах, а спросом на него со стороны людей.21 Для решения трудоустройства молодого населения необходимо помощь государства и органов местного самоуправления в каждом регионе. Если решать проблему на уровне отдельного региона, то общая картина снижения безработицы страны будет оптимистичной. Эффективным путем решение данной проблемы будет взаимодействие и сотрудничество всех структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы образования и комитетов по делам молодежи. Поступая в высшее учебное заведения, для получения образования юноша или девушка, должны понимать и реально оценивать, как у них в дальнейшем сложиться их судьба с выбором их профессии. Ведь после окончания школы они вступают во взрослую, самостоятельную жизнь, где все решения они должны будут принимать сами. Родители смогут дать совет, государство даст возможность реализовать свои планы, но, а молодые люди сами решаю, на кого им идти учится, и какую профессию получать.22 Государству необходимо заботиться о создании социальной стабильности и защищенности разных слоев населения, а так же, на законодательном уровне определить категорию лиц, признаваемых частично занятыми и нуждающимися в социальной помощи и поддержке со стороны государства.23 В настоящее время оценка профессиональной подготовки выпускника работодателем рассматривается как фактор, влияющий на его трудоустройство. Однако в зависимости от характера работы, каждое предприятие и организация устанавливает свои требования отбора. При этом законченное высшее образование воспринимается как минимальная основа для трудоустройства и своеобразная гарантия культурного уровня. Продолжительность безработицы–это период, отрезок времени, в течение которого претендент на работу ищет ее. Для России, как и для многих развитых стран мира, чрезвычайно актуальна проблема длительной и застойной безработицы. Безработица – социально-экономическое явление, означающее неполное использование трудового потенциала и сама по себе возникнуть не может, этому способствует много разных причин и обстоятельств. Профессии и специальности безработных не столько устаревают, сколько им просто не находится применения из-за ненужности частирабочей силы. В литературе встречается много других разновидностей безработицы.Характеризующих ее отдельные особенности и стороны, выделяются такие как: технологическая, молодежная, добровольная, вынужденная, скрытая, частичная, застойная и многие другие. В наши дни безработица все более становится непременным элементом жизни России, оказывающим существенное влияние не только на социально-экономическую, по и на политическую ситуацию в стране. Она остается в центре внимания и населения, и научной общественности. 1.2. Концепции занятости Безработицуможно охарактеризовать неразвитостью самих потребностей, а также стремлением удовлетворять материальные потребности и нужды в ущерб духовным и социальным, нарушением (разрывом) социальных связей. Это может приводить к низкой материальной обеспеченности отдельных групп людей, к изменению их системы ценностей, к формированию особого социального мира и своей культуры (субкультуры бедности), жизненного стиля, который диссонирует с общепринятыми ценностями, утвердившимися в обществе, что может вызывать угрозу нормального его функционирования.24 С категорией безработица тесно связано понятие уязвимости, причиной либо следствием которой являются ограничения в доступе людей к различным жизненно важным ресурсам. Обращаясь к этим понятиям, Л.Н. Овчарова четко разделяет понятия безработица и уязвимости, отмечая, что к уязвимым относятся группы населения, которые испытывают ограничения в доступе к таким жизненно важным ресурсам, как доходы, образование и здравоохранение, а безработные – это те, кто ограничен в доступе к доходам.25 Из-за отсутствия опыта работы, несбалансированности между спросом и предложением рабочей силы (учебные заведения зачастую не успевают реагировать на изменения потребности работодателей, из года в год выпуская специалистов одного и того же профиля, что усиливает дисбаланс на рынке труда). Не маловажным фактором является и психологическая неготовность молодых людей к самостоятельным действиям. Почти у всех работодателей сложился потребительский взгляд на кадры: высококвалифицированные специалисты им необходимы в «готовом виде». Молодежь, ориентирующаяся на стереотипы престижных профессий (юрист, финансист, менеджер, дизайнер и т.п.), всеми силами стремящаяся их приобрести, усугубляет структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. Сфера незанятости шире понятия безработицы на число лиц, не имеющих работы, по разным причинам не ищущих ее и не готовых приступить к ней в ближайшее время. По российской статистике различие между незанятыми и безработными проводится по критерию факта официального признания статуса безработного и выплаты пособия лицам, обратившимся в государственную службу занятости. Закон Сэя гласит: «Создание товаров порождает равный спрос на эти товары, так как изменения процентной ставки будут свидетельствовать о том, что не израсходованный потребителями доход будет направлен инвесторам, которые истратят эти заемные фонды на средства производства». Занятость молодежи можно рассмотреть как 4 основные концепции: Неоклассическая концепция занятости – заключается в равновесии на рынке труда определяющаяся через агрегированную функцию спроса на труд и агрегированную функцию предложения труда. В неоклассической концепции рынка труда в условиях совершенной конкуренции спрос на труд и предложение труда определяется одной и той же переменной – ставкой реальной заработной платы, где спрос на труд – убывающая функция, а предложение труда – возрастающая функция от реальной заработной платы. Равновесие на рынке труда достигается при полной занятости. Кейнсианское направление–исходит из того, что цена рабочей силы институционально фиксирована и не подвергалась изменениями, особенно в сторону уменьшения. Государство, способствует увеличению спроса на труд, что ведет к увеличению занятости и снижению безработицы. Механизм реализации кейнсианского направления базируется на закономерностях и явлениях психологического характера, а также на мультипликативной связи между главными экономическими показателями. Контрактная теория занятости (М. Бейли, Д. Гордон, К. Азариадис) представляет собой синтез неоклассических представлений с кейнсианскими. Изменения на рынке труда происходят за счет физический объемов производства и занятости. В основе данной теории лежит то, что предприниматели и рабочие вступают между собой в долгосрочные договорные отношения. Между работниками и предпринимателями заключается договор, который экономически обоюдовыгодно. В настоящее время контактная теория занятости является одной из теоретических основ механизма функционирования рынка труда, поскольку с минерализацией риска она фиксирует долговременный характер отношений купли-продажи между работниками и предпринимателями. Концепция гибкого рынка (Р. Буае, Г. Стэндинг) за ее основу взято положение о необходимости перехода к более гибким, функционально индивидуальным и нестандартным формам занятости. Такой подход призван обеспечить уменьшение издержек структурной перестройки экономики, и достигается за счет: * многообразия гибкости форм найма и форм занятости; * гибкости регулирования рабочего времени; * гибкости в регулировании заработной платы; * гибкости методов и форм социальной защиты работников. Марксистская концепция занятости основывается на законе капиталистического накопления. В основе действия капиталистического накопления придается большое значение исследованию тенденций развития технического прогресса и общественного разделения труда. К. Маркс оказался прав в отношении роста органического строения капитала, однако он не смог предугадать появление и развитие трудоемких сфер хозяйственной деятельности – торговли и услуг. Однако в настоящее время проблема занятости вновь возрастает в связи с всплеском роста органического строения.26 Современная концепция занятости включает в себя следующие факторы: добровольная занятость, гибкость рынка труда и мобильность рабочей силы, существование «естественной» безработицы, необходимость социального партнерства, регулируемость рынка труда. Современная концепция занятости базируется на следующих основных принципах. 1. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Принуждение в какой-либо форме к труду не допускается, за исключением случаев, особо установленных законодательством. 2. Ответственность государства за реализацию права граждан на труд, содействие занятости трудовой деятельностью, на которую способен человек и которую он желает осуществлять. Государственное регулирование занятости различается не только по странам, но и в одной стране в разные временные периоды. Меры государственноговоздействуют на общегосударственном, региональном и муниципальном уровнях.В чрезвычайной ситуации для развитой рыночной экономики и в переходный период в условиях становлениясмешанной экономики, что характерно сейчас для России.27 1.3. Социально-экономические и психологические последствия безработицы Анализируя социологический подход к проблемам занятости и безработицы, также можно выделить несколько теоретико-методологических направлений. В свою очередь можно разделить на два крупных блока: * первый блок охватывает отношения в сфере труда и занятости; * второй блок охватывает отношения внутри производственного сектора. Проблема безработица может быть рассмотрена в рамках социально-структурного подхода, в основе которого лежит положение человека в иерархической структуре общества. Т.И. Заславская уделяет серьезное внимание, исследованию социальной структуры общества, считая ее своего рода «солнечным сплетением» общества.28 Государство, осуществляя политику занятости на федеральном (обеспечение полной, но эффективной занятости как необходимой предпосылки достижения высокого уровня жизни) и региональном (использование имеющихся возможностей и искать нетрадиционные пути решения проблем занятости) уровне, должны преследовать стратегические и тактические цели. Безработица оказывает влияние практически на все стороны общественной жизни: * экономика - сжимание в результате неэффективного использования ресурсного потенциала страны; * социальная сфера - деградирует под давлением преступности, пьянства, падения общественной морали, кризиса семейных отношений; * политика –терпит изменения под влиянием безработицы или даже под ее существенными угрозами. Социально-экономические последствия безработицы: * замедление темпов роста экономики; * лишение части населения заработков; * сокращение налогов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами государству, вследствие уменьшения объема ВВП; * устаревание знаний, потеря квалификации людьми. В современной экономике экономические потери от массовой безработицы значительно больше, чем потери, связанные, например, с монополизацией рынков. В целом негативные последствия существования безработицы можно разделить на экономические и социальные. Серьезные негативные социально-экономические последствия безработицы повышают ответственность государства за обеспечение занятости трудоспособного население. Эти задачи сопряжены с целью достижения полной занятости в экономике. Достижение полной занятости связано с обеспечением сбалансированности численности трудоспособного населения и количества необходимых для него рабочих мест. Безработица приводит не только к потерям ВВП, но и к значительным негативным социальным результатам. В социальном плане безработица отчуждает человека от общества, лишая его надежной и стабильной возможности зарабатывать нa жизнь. Не считая материальных потерь, безработные несут тяжелый груз моральных потрясений. Не случайно среди безработных значительно выше число психических заболеваний, самоубийств, уровень преступности.29 Безработица среди молодежи является одной из серьезных социально-экономических проблем для современного общества. Отсутствие работы ведет молодое поколение к полной деградации: распадаются браки, уменьшается рождаемость, увеличивается число преступлений, детская безнадзорность. Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне. Неэкономич....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: