VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001615
Тема: Проблемы реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом
Содержание

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальной работы, педагогики и ювенологии
Кафедра теории и методологии социальной работы
                                        

ВКР допущена к защите
Зав.кафедрой теории и методологии социальной работы
______________ д.и.н., профессор Старовойтова Л.И
«___» _________________ 2016 г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему: Проблемы реабилитации инвалидов с детским церебральным параличом (на примере Автономной некоммерческой организации по предоставлению социально – правовых услуг «Социальное служение»)


направление подготовки 
39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата)


Выполнил: студент группы Сд-12 
очной формы обучения 
Лебедева Алёна Александровна

Научный руководитель:
к.с.н. доцент 
Закомолдина Тамара Олеговна




Москва  2016

Содержание
Введение ...............................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации
детей с ДЦП ..........................................................................................................9
1.1. Общая характеристика детей  с ограниченными возможностями здоровья, содержание основных терминов и понятий: инвалидность, реабилитация, детский церебральный паралич ………………………...........9
1.2. Технологии и проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья……………………...…......…….37
Выводы по первой главе …………………………………………........…...52
Глава 2 . Опыт деятельности центра реабилитации детей с ограниченными возможностями  на примере автономной некоммерческой организации по предоставлению социально – правовых услуг «Социальное служение.......................................................55
2.1. Общая характеристика учреждения……………………………..............55
2.2. Исследование социальных проблем детей-инвалидов в АНО «Социальное служение».....................................................................................68
2.3. Пути совершенствования методов социальной реабилитации, рекомендации и предложения….……………………………...………......…80
Выводы по второй главе..................................................................................81
Заключение.........................................................................................................84
Список используемой литературы ................................................................87
Приложение........................................................................................................93
 
    
    
    
    
    
    Введение
    Актуальность темы исследования.
    Актуальность темы предполагает обсуждение вопросов касающихся содержания, технологии и проблемы социальной реабилитации детей с детским  церебральным параличом (ДЦП). Лица с проблемами физического и психического развития могут появиться в любой семье и в любых социальных условиях, в любой этнической группе и в любой точке мира. 
     По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов людей c нарушением психического и физического развития. Данные всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют, что число детей - инвалидов в мире достигает 13% (3% детей рождается с недостатками интеллекта и 10%  детей с другими психическими и физическими недостатками) всего в мире около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. 
    Здоровье населения России находится в критическом состоянии. Результаты фундаментальных исследований свидетельствуют о кризисном состоянии здоровья у представителей всех возрастных групп, особенно у детей. Детская инвалидность является острейшей проблемой современного общества. В России около 1,7% детского населения имеют статус ребенка-инвалида. 
    С конца ХХ столетия частота детской инвалидности в нашей стране увеличилась в 2 раза и по разным данным составляет от 6 да 9 %. При сохранении этой тенденции прогноз будущего для населения нашей страны крайне пессимистичен. Столь значимая масштабность проблемы ставит перед государством и специалистами задачу профилактики инвалидности и развития всех видов медико-социальной помощи детям, страдающим инвалидизирующими заболеваниями, в целях предотвращения стойких нарушений и ограничений жизнедеятельности. 
    
    
    
    Степень разработанности проблемы.
    Проблема социальной реабилитации детей-инвалидов, ввиду её актуальности, широко разрабатывается. Большую работу в этом направлении ведёт журнал «Диффектология», это работы таких авторов как Карвялис В., Ткачева В.В., Алексеева Л.С., Соболь А.Я. и др. 
    Первоначальные идеи и организационная практика по интеграции процесса медицинской реабилитации инвалидов были разработаны в России ещё в ХХ веке хирургом Н.И. Пироговым Затем эти идеи развивались организатором социальной психиатрии П.П. Кащенко, а в общественной мысли В.П. Бехтеревым, В.И. Водовозовым и др. Процесс развития психолого-педагогической реабилитации изучали известные исследователи А.Адлер, П.П. Блонский,  Л.С.Выготский, К.Д. Ушинский  др.
    Проблема общей реабилитации людей с ограниченными возможностями решается отечественными учеными Е.Д.Агеевым, С.Н. Ваньшиным, А.Е.Шапошниковым и др. В своих трудах они анализируют психологические и педагогические особенности реабилитационной работы с инвалидами в различных условиях.
    В настоящее время вопросы из области социальной работы отражены в трудах А.Б.Белинской, С.И.Григорьева, М.В.Фирсова, Е.И. Холостовой, В.Н. Ярской и др.
    В структуре причин детской инвалидности ведущее место занимает детский церебральный паралич (ДЦП). При этом заболевании наблюдается, как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, зачастую приводящее к тяжелой инвалидизации, так и изменения в работе внутренних органов, и что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения. В связи с этим ДЦП относится к группе «психо-» заболеваний, приводящих к выходу больного за стандартные рамки существования, привычные для большинства здоровых людей.  Такие дети не могу играть со сверстниками, радоваться общим ребячьим забавам, беззаботно встречать новый день. В связи с этим, очень важна социальная и физическая адаптация таких детей.   Задачей органов социальной опеки, медицинских служб и многих других организаций является создание систем мер, направленных на реабилитацию детей-инвалидов и их адаптацию в обществе. Не секрет, что не смотря на инвалидизацию, связанную с нарушениями опорно-двигательного аппарата при ДЦП многие и многие люди являются талантливыми ученными, художниками,  спортсменами.
         Социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями – одна из наиболее важных и трудных задач современных систем социальной помощи и социального обслуживания. 
    В настоящее время процесс реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и т.д. Они вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы реабилитации. 
    Социальная реабилитация представляет собой комплекс мер направленных на восстановления разрушенных или утраченных инвалидов общественных связей и отношений, вследствие нарушения здоровья со стойким нарушением функций организма. Социальная реабилитация включает в себя несколько направлений – медицинские, психолого-педагогические, профессиональные и др.
    Основная задача социальной реабилитации – это восстановление социального статуса ребенка и включение его с систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения, воспитания и создания для этого соответствующих условий.
    Цель выпускной квалификационной работы – выявить содержание,  социальные проблемы и особенности реализации технологий социальной реабилитации детей - инвалидов с детским церебральным параличом.
     В соответствии с целью выпускной квалификационной  работы можно выделить следующие задачи:
1. Описать содержание понятий инвалидность и реабилитация, виды реабилитаций;
2. Раскрыть понятие детский церебральный паралич.
3. Рассмотреть основные методы социальной реабилитации детей-инвалидов;
4. Изучить проблемы социальной реабилитации детей- инвалидов;
5. Изучить опыт деятельности   АНО «Социальное служение» и выявить проблемы социальной реабилитации;
6. Провести анкетирование в АНО «Социальное служение».
7. Разработать предложения реабилитации детей-инвалидов.
    Объектом исследования являются  дети – инвалиды с детским церебральным параличом.    
    Предмет исследования – технологии, которые используются при реабилитации детей – инвалидов с ДЦП.
    Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
- теоретические (анализ литературы и систематизация информации по теме исследования);
- практические (анализ документов, анкетирование).
    Гипотеза исследования заключается в том,  что    решение проблем   социальной реабилитации детей  с ограниченными возможностями здоровья, будет эффективной при  условии:
    1) наличия и взаимодействия специалистов разного профиля (социального работника, социального педагога, психолога, инструктора по лечебной физкультуре и медицинской сестры); 
    2) наличие условий для работы специалистов (оснащенность, санитарно гигиенические условия, методическое обеспечение, микроклимат и др.);
    3) обеспечение специалистов методической литературой, в которой бы описывалась работа социальных работников, психолога, социального педагога, инструктора по лечебной физкультуре и медицинской сестры с детьми с ДЦП, увеличение времени работы специалистов с детьми с ДЦП и соответствующая оплата труда;
    4) взаимодействие с семьями, в которых растут дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также наличие и состояние информации о таких семьях и их потребностях.
    Практическая значимость состоит в направленности результатов на совершенствование процесса комплексной реабилитации, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями; в разработке рекомендации специалистами центра с целью создания условий, способствующих социальному развитию детей-инвалидов.   Описанный опыт работы Автономной некоммерческой организации по предоставлению социально – правовых услуг «Социальное служение» может быть использован социальными работниками в своей практической деятельности.
    Структура исследования.
    Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованной литературы и приложения.
    Во введении обоснована актуальность темы исследования, определяются объект и предмет, цель и  основные задачи, формируется гипотеза, раскрывается практическая и теоретическая значимость.
    Первая глава раскрывает понятие детский церебральный паралич (ДЦП), инвалидность и реабилитация, виды реабилитации, рассматривает теоретические проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов в современных условиях.
    Вторая глава посвящена  проблеме социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, описываются методы социальной реабилитации. В параграфах этой главы раскрывается структура, цели, задачи реабилитационного центра и его деятельность, направленная на обеспечение медико-социальной реабилитации детей больных ДЦП.
    При написании данной дипломной работы были использованы труды ведущих специалистов в области медико-социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и специалистов по социальной работе, а также реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями
    В заключении изложены основные выводы по данной работе и предложения.
    В списке литературе указывается перечень использованной литературы в процессе написания работы.
. 




















    Глава 1. Теоретические основы социальной реабилитации детей с детским церебральным параличом
    
 1.1 Общая характеристика детей  с ограниченными возможностями здоровья, содержание понятий инвалидность и реабилитация, понятие детский церебральный паралич
   
    Во все времена уровень цивилизованности общества во многом оценивается его отношением к детям с умственными и физическими недостатками, т.е. к детям-инвалидам. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания, обучения, его социально-трудовой адаптации и интеграции в общество относится к числу важнейших задач.
    Согласно Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975 г.) инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей.
    В рекомендациях 1185 к реабилитационным программам 44-й сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 5 мая 1992 г. инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами.  Эти ограничения не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать свои стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, для того чтобы они могли жить независимой жизнью.
    В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребенка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст.23); право неполноценного ребенка на особую заботу и помощь. Помощь должна предоставляться по возможности бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, с целью обеспечения неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и развитию его личности, включая культурное и духовное развитие.
    В 1971 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах умственно отсталых лиц, в которой утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживания и лечение. А также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которое позволяет им развивать свои способности и возможности.
    Особое значение для детей-инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Но если, же в случае помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни.
    В международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ООН (ст.12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и несовершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Интегративным документом, охватывающим все стороны жизнедеятельности инвалидов, являются принятые ООН Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
    В отчете о мировом развитии за 1993 г., выполненный по заказу Всемирного банка и посвященный здоровью населения мира, выдвигаются новые критерии оценки состояния здоровья населения и утверждаются наиболее эффективные каналы вложения средств в развитие сети национального здравоохранения. Финансовые вложения в охрану материнства и детства, службу планирования семьи, лечение болезней, характерных для детей и подростков, не только улучшают статистику смертности и заболеваемости, а так же  значительно сокращают суммарные потери лет здоровой жизни в результате предотвратимой преждевременной смертности. Ценностью становится не просто жизнь, а жизнь без болезней и вызванных ими страданий и ограничений.
    В соответствии с Законом СССР «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР», принятым Верховным Советом СССР 11 декабря 1990 г., инвалидом является лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности вследствие наличия физических или умственных недостатков нуждается в социальной помощи и защите. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью. 
    Инвалидность детей  - значительное ограничение их жизнедеятельности, приводящее  к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля за своим поведением, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. [38, с. 86]
    Проблемы инвалидности не могут быть понятны вне социокультурного окружения человека – семьи, дома-интерната и т.д. Инвалидность, ограниченные возможности человека не относятся к разряду чисто медицинских явлений. Гораздо большее значение для понимания этой проблемы и преодоления ее последствий имеют социально-медицинские, социальные, экономические, психологические и другие факторы. Именно поэтому технологии помощи инвалидам – взрослым или детям – основываются на социально-экономической модели социальной работы. Согласно этой модели люди с ограниченными возможностями испытывают функциональные затруднения не только в следствие заболевания, отклонений или недостатков развития, но и неприспособленности физического и социального окружения к их специальным потребностям, предрассудков общества, предосудительного отношения к инвалидам. 
    ВОЗ следующим образом анализирует данную проблему: структурные нарушения, ярко выраженные или распознаваемые медицинской диагностической аппаратурой, могут привести к утрате или несовершенству навыков, необходимых для некоторых видов деятельности, в результате чего и формируются «ограниченные возможности»; это при соответствующих условиях будет способствовать социальной дезадаптации, неуспешной или замедленной социализации. Например, ребенок, которому поставлен диагноз «церебральный паралич», при отсутствии специальных приспособлений, упражнений и лечения может испытывать серьезные затруднения с передвижением. Такое положение, усугубляемое неумением или нежеланием других людей общаться с таким ребенком, приведет к его социальной депривации уже в детском возрасте, затормозит выработку навыков, необходимых для общения с окружающими, и, возможно, формирования интеллектуальной сферы. 
    Семья, как известно, наиболее мягкий тип социального окружения ребенка. Однако по отношению к ребенку-инвалиду члены семьи иногда проявляют жесткость, необходимую для выполнения ими своих функций. Более того, вполне вероятно, что присутствие ребенка с нарушениями развития вкупе с другими факторами может изменить самоопределение семьи, сократить возможности для заработка, отдыха, социальной активности. Поэтому те задания по оказанию помощи детям, которые их родители получают от специалистов, не должны препятствовать нормальной жизнедеятельности семьи. 
    Структура и функции каждой семьи видоизменяются с течением времени, воздействуя на способы семейных отношений. Жизненный цикл семьи обычно состоит из семи стадий развития, в каждой из которых стиль ее жизнедеятельности относительно устойчив и каждый член семьи выполняет определенные задачи сообразно своему возрасту: брак, рождение детей, их школьный возраст, подростковый возраст, «выпуск птенцов из гнезда», постродительский период, старение. Семьи детей-инвалидов должны быть готовы к тому, что их стадии развития могут быть не свойственны обычным семьям. Дети с ограниченными возможностями медленнее достигают определенных этапов жизненного цикла, а иногда вовсе не достигают. 
    Рассмотрим периоды жизненного цикла семьи ребенка-инвалида: . 
    1) рождение ребенка — получение информации о наличии у ребенка патологии, эмоциональное привыкание, информирование других членов семьи;
     2) школьный возраст — принятие решения о форме обучения ребенка, организация его учебы и внешкольной деятельности, переживание реакций группы сверстников; 
    3) подростковый возраст — привыкание к хронической природе заболевания ребенка, возникновение проблем, связанных с пробуждающейся сексуальностью, изоляцией ребенка от сверстников и его отвержением (с их стороны), планирование будущей занятости ребенка; 
    4) период «выпуска» — признание и привыкание к продолжающейся семейной ответственности, принятие решения о подходящем месте проживания повзрослевшего ребенка, переживание дефицита возможностей для социализации члена семьи — инвалида; 
    5) постродительский период — перестройка взаимоотношений между супругами (например, если ребенок был успешно «выпущен» из семьи) и взаимодействие со специалистами по месту проживания ребенка. 
    Конечно, к некоторым семьям невозможно применить теоретическую модель, содержащую периоды развития, поскольку одни и те же события, вызывающие стрессы и трудности, могут периодически возникать на протяжении всей жизни ребенка; к тому же наличие и качество социальной поддержки может усилить или смягчить воздействие затруднительной ситуации. 
    Маленькие дети, имеющие недостатки развития, живут в семье, которая, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Социально-экологическая модель социальной работы включает индивидуальные особенности организма и особенности среды вместе с социально-психологическими характеристиками и интеракциями в единую систему. Согласно этой модели изменение в любой части этой системы вызывает изменения в остальных ее частях, создавая тем самым потребность в системной адаптации, достижении баланса. Социально-экологическая модель применима к анализу проблем семьи инвалида и ребенка-инвалида в современной России, открывая возможность рассмотрения уровней микросистемы, мезосистемы, экзосистемы и макросистемы. 
    Микросистему образуют типы ролей и межличностных взаимоотношений в семье. Подобно теории семейных систем и социально-экологической модели, микросистема состоит из следующих подсистем: мать - отец, мать - ребенок- инвалид, мать - здоровый ребенок, отец - ребенок-инвалид, отец - здоровый ребенок, ребенок - инвалид - здоровый ребенок. В связи с этим проблемы, возникающие в семьях, имеющих детей-инвалидов, можно отнести к той или иной подсистеме внутрисемейных контактов: 
    • мать - отец.  Индивидуальные проблемы родителей, их взаимоотношений до рождения больного ребенка; проблемы в связи с рождением ребенка-инвалида; 
    • мать - ребенок-инвалид. Матери по традиции приходится нести основную тяжесть забот по уходу за ребенком-инвалидом и организации его жизни; она часто находится в состоянии депрессии и ощущает чувство вины; 
    • мать - здоровый ребенок. Мать должна уделять достаточное внимание здоровому ребенку и удерживаться оттого, чтобы навязывать ему чрезмерные заботы о ребенке с нарушением развития; 
    • отец - ребенок-инвалид. Проблемы в этой подсистеме зависят от степени общения отца с больным ребенком и его участия в жизни семьи в целом;
     • отец  - здоровый ребенок. Потенциальные проблемы сходны с теми, которые возникают в подсистеме «мать - здоровый ребенок»; 
    • ребенок - инвалид - здоровый ребенок. Братья и сестры больного ребенка ощущают чувство вины, стыда и страха «заразиться» той же болезнью; ребенок-инвалид стремится «поработить» брата или сестру; здоровые дети формируют нормальное амбивалентное отношение к брату или сестре с ограниченными возможностями. 
    Микросистема функционирует в контексте мезосистемы, включающей широкий спектр подсистем, в которых участвует семья. Образования уровня мезосистемы — это отдельные индивиды, а также службы и организации, активно взаимодействующие с семьей: работники здравоохранения и социального обслуживания, родственники, друзья, соседи, сослуживцы, а также специальные реабилитационные или образовательные программы. 
      Значительная социальная, психологическая и практическая помощь может быть оказана семьям детей-инвалидов группами поддержки; такие группы могут также защищать права семей, оказывая влияние на социальную политику, предлагая инициативы органам принятия решений. Ассоциации родителей детей с ограниченными возможностями не только поддерживают семьи детей-инвалидов, но иногда инициируют новые формы, виды и технологии реабилитационной помощи своим детям. Наличие сети услуг по месту жительства может стать бесценной поддержкой, но уровень доступности и качество услуг в различных регионах неодинаковы. 
В экзосистему входят институты, в которых семья может не участвовать непосредственно, но которые могут опосредованно оказывать воздействие на семью: 
    • средства массовой информации, которые влияют на формирование стереотипа положительного или отрицательного отношения к людям с ограниченными возможностями: например, инвалиды могут быть представлены как жалкие, несчастные, недееспособные существа или же как компетентные, уверенные в себе личности с сильной волей;
     • система здравоохранения. Семьи, имеющие детей со значительными нарушениями физического здоровья и взрослых инвалидов, в большой степени нуждаются в помощи системы здравоохранения; 
    • система социального обеспечения. В современной России для большинства семей, имеющих ребенка-инвалида и взрослых инвалидов, финансовая и иная поддержка государства являются весьма существенными; 
    • образование. Содержание и качество образовательных программ, принцип их организации определяют характер взаимоотношений родителей и школы, доступность и форму образования, степень оказываемой родителям помощи и уровень независимости семьи от ребенка с ограниченными возможностями. Для детей-инвалидов обучение посильной и доступной профессии, пользующейся в обществе большим спросом, является одним из факторов, гарантирующих возможности выживания. 
    Макросистему образуют следующие факторы: 
    • социокультурные и социально-экономические. Члены семьи воспринимают инвалидность своего ребенка с позиций социокультурных факторов, этнических и конфессиональных ценностей, широкого социального окружения. Эти же факторы определяют семейный выбор по участию в системе услуг. Социально-экономический статус семьи может определять или отражать характер и уровень ресурсов семьи; 
    •  экономический и политический. Состояние экономики и политическая атмосфера региона или страны в целом оказывают большое воздействие на программы для инвалидов и их семей. [47, с.348]
    Инвалидность следует понимать не только как физическое состояние, но и как ограничение возможностей, поскольку нарушения телосложения, функций организма или условий окружающей среды снижают активность человека и затрудняют его социальную деятельность. Причиной ограничения возможностей может стать, скажем, недостаток или несовершенство образовательных программ, медицинских и социальных услуг, необходимых конкретному ребенку, подростку, взрослому человеку, недостаточное развитие протезно-ортопедической промышленности, неприспособленность среды обитания к специфическим нуждам лиц с ограниченными возможностями. 
    Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения. Остановимся на социально-реабилитационной работе с детьми-инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления работы с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями. За рубежом, где такая деятельность имеет достаточно длительную историю, принято различать понятия абилитаиии и реабилитации. Абилитация — это комплекс услуг, направленных на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития человека. Реабилитацией в международной практике принято называть восстановление имевшихся в прошлом способностей, утраченных по причине болезни, травмы, изменении условий жизнедеятельности. В России реабилитация объединяет оба эти понятия, причем предполагается не узкомедицинский, а более широкий аспект социально-реабилитационной работы. 
    Главное, что должен учитывать социальный работник - это то, что его деятельность является не узкоспециализированной, а предоставляет собой широкий спектр услуг, предоставляемых детям, имеющим нарушения развития, и их семьям. Причем дети, развитие которых существенно нарушено, обычно сразу попадают в поле зрения специалиста, и потребности в создании системы профессиональной помощи, как правило, очевидны. Напротив, распознание детей, которым лишь грозит риск нарушения развития, может быть затруднено, и характер и формы профессиональных услуг в этом случае также не представляются очевидными. Не только малый вес ребенка при рождении или нездоровая обстановка в его семье могут стать причиной отставания его развития, поэтому реабилитация предполагает мониторинг развития ребенка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью сразу же после появления у него первых признаков нарушения развития. 
    Основная цель ранней социально-реабилитационной работы — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения.  Вторая важная цель-  предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались. 
    Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития. 
    Третья цель ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относится к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи. [47, с.351]
    Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги скоординированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, т.е. не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. 
    Воспитывая ребенка, родители общаются с другими детьми и родителями, специалистами, педагогами, вступают в системы отношений, которые помещены (как куклы-матрешки) в другие взаимодействующие между собой системы. Дети развиваются в семье, а ведь семья — это тоже система отношений, имеющая собственные правила, потребности и интересы, если же ребенок посещает лечебное или образовательное учреждение, то подключается еще одна система с ее собственными правилами и законами. Общество может выражать семье, имеющей ребенка-инвалида, поддержку и сочувствие, но может и отказывать ей в этом. 
    Чтобы социально-реабилитационная работа была успешной, необходимо добиваться нормализации всех этих взаимоотношений. При этом могут возникать следующие вопросы: Что такое программа реабилитации? Как помочь семье создать благоприятное окружение для ребенка? Чему и как родители должны и могли бы учить ребенка? Куда родители могли бы обратиться за помощью и советом? Как говорить с родителями и ребенком о его состоянии? Как помочь родителям в их взаимодействии со специалистами? Как помочь родителям раскрыть возможности ребенка? Как помочь родителям подготовить ребенка к школе? Что нужно посоветовать родителям подростка? Какими правами обладают ребенок и его семья?  [47, с. 344)
    Социальная реабилитация получила в последние годы большое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база с одной стороны и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе реализующих научные положения с другой. 
    В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. [34, с.11]
    Социальная реабилитация понятие широкое и емкое. Оно включает в себя адаптацию и приспособление инвалид к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде. Болезнь или ее последствия нередко или полностью меняют жизненный стереотип человека.
    Понятие «социальная реабилитация» характеризуется в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивида в качестве активного субъекта общественных отношений.
    Социальная реабилитация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.
    Непременным условием социальной реабилитации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием. Какими бы благоприятными небыли условия социальной реабилитации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.
    Важно иметь в виду, что социальная реабилитация есть процесс, продолжительный в течение всей жизни человека.
    Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания. Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде. 
    Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо ребенок-инвалид, прежде всего, нуждается в медицинской помощи. По существу, между периодом лечения заболевшего ребенка и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%