- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы психологической совместимости в брак
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000481 |
Тема: | Проблемы психологической совместимости в брак |
Содержание
Содержание 3 Введение 4 Раздел I Проблемы психологической совместимости в браке 1.1 Исследование психологической совместимости брачных партнеров в отечественной и зарубежной психологии …-… 1.2 Психологические факторы совместимости партнеров в браке …- 1.3 Психологическая совместимость в браке как сложное многоуровневое явление …-… Раздел II Исследование феномена психологической совместимости партнеров в браке 2.1 Программа исследования …- 2.2 Результаты исследования и их обсуждение …- 2.3 Совместимость на разных уровнях организации индивида …- Заключение …- Список используемой литературы …- Приложение …- Введение Проблема психологической совместимости партнеров в браке, на наш взгляд, является весьма актуальной и не до конца изученной в науке, что представляет огромный интерес для изучения данной темы. На наш взгляд проблема супружеских конфликтов многогранна и влияет на другие сферы функционирования семьи, во многом определяя ее благополучие и удовлетворенность супругов браком. Это во многом обусловливает актуальность исследуемой проблемы. Целью дипломной работы является исследование уровня совместимости партнеров в браке на основании изучения отечественной и зарубежной литературы, публицистики, статей ученых и анализов исследователей в данной области психологии. Наиболее крупный вклад в исследование проблем семьи внесли: Н.Н. Обозов, С.В. Дармодехин, А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, А.И. Антонов, В.А. Сысенко, И.С. Голод, В.А. Борисов, Л.А. Гордон, Э.В. Клопов, И.А. Герасимова, В.Л. Ружже, И.В. Бестужев-Лада, Н.В. Малярова, Т.Ж. Гурко, В.Б. Голофаст, И.С. Кон, Е.М. Черняк, а так же другие исследователи в сфере семейной психологии. Нами была выявлена гипотеза, что на разных уровнях организации индивида показатели совместимости могут изменяться, не смотря на то что главными объектами исследования является семья, как система. Предметом нашего исследования является совместимость партнеров в супружеской подсистеме. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть совместимость брачных партнеров в отечественной и зарубежной психологии. 2. Рассмотреть факторы совместимости партнеров в браке. 3. Провести анализ психологической совместимости партнеров в браке, как сложного многоуровневого явления. 4. Проанализировать теоретические основы семейных отношений. 5. Провести исследование феномена психологической совместимости партнеров в браке, в том числе на разных уровнях организации индивида. Для достижения цели нами были выбраны следующие психодиагностические методы: * Тестирование с помощью методики «Шкала семейного окружения» * Тестирование с помощью «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» * Тестирование с помощью методики Г. Айзенка «Методика для исследования ценностей» * Тестирование с помощью методики В.В. Столина «Удовлетворенностью браком» Методы обработки данных: статистический (среднее значение) и корреляционный анализ по формуле Пирсона. В сложном комплексе причин, вызывающих дезорганизацию и распад семьи, значительное место занимают причины социально-психологические, связанные со спецификой взаимоотношений и общения супругов в семье. Становится все более очевидным, что оптимизация одних лишь социально-экономических условий жизни семьи не всегда приводит к повышению стабильности брака. Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований рассмотренных нами в работе. В основу нашего исследования была положена такая модель семьи, которая, во-первых, предполагала оптимальные социально-экономические условия жизни семьи (отсутствие алкоголизма, аморального поведения супругов, наличие хороших материальных и жилищных условий и т. п.) и, во-вторых, исключала любую психопатологию супругов. Это дало возможность сконцентрировать внимание на социально-психологических факторах, влияющих на изменение уровня стабильности семьи. Дипломная работа состоит из введения, основной части состоящей из двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. Раздел I Проблемы психологической совместимости в браке 1.1 Исследование психологической совместимости брачных партнеров в отечественной и зарубежной психологии. Понятие семьи весьма многогранно, а его чёткое научное определение довольно затруднено. Семья – это явление историческое. Её формы и функции обусловлены характером существующих общественных отношений в целом, а так же уровнем культурного развития общества. В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи и каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определения характера семейно-брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью и для достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей, имущества. Эта идея не была новой. Ещё древнегреческий историк Геродот в знаменитой «Истории» отмечал, что общность женщин была отличительной чертой у ряда племен. Аристотель, развивая идеи Платона о семье, как исходной и основной ячейке общества, полагал, что семьи образуют «селения», а соединение «селений» - государство. Подобная точка зрения на семью господствовала достаточно длительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное - это семья. Итак, семья - это, если угодно, прообраз политических обществ…» В определенной мере эти взгляды разделяли даже немецкие философы Кант и Гегель. Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель - в абсолютной идее. Заметим, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия “брак” и “семья”, различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого они нередко используются как синонимы. Так, ученые- убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. Современные советские социологи определяют брак как “исторически изменяющуюся социальную форму отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности. Философы античности, средневековья и Нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования.1 Согласно классическому определению одного из крупнейших английских социологов Энтони Гидденса, под семьёй понимается «группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми». В контексте данного определения родственными отношениями считаются отношения, возникающие при заключении брака (то есть получившего признание и одобрение со стороны общества сексуального союза двух взрослых лиц) либо являющиеся следствием кровной связи между лицами.2 Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.3 В праве под семьёй понимается законный социальный институт, находящийся под защитой государства. Как правило, «полная семья» в юридическом смысле состоит из отца, матери и ребёнка (или детей); «неполная семья» — из отца с ребёнком (или детьми) или матери с ребёнком (или детьми).4 В российском семейном праве семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления.5 Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойством. Такое определение, с одной стороны, шире правового определения семьи, с другой стороны, оно исключает приёмных родителей и детей из списка членов семьи.6 Психологический подход к семье (такого подхода, в частности, придерживается Клаус Шнеевинд (нем. Klаus Sсhnееwind)) понимает под семьёй некую совокупность индивидов, удовлетворяющую четырём критериям:7 * Психическая, духовная и эмоциональная близость её членов. * Пространственная и временная ограниченность. * Закрытость, межличностная интимность. * Длительность отношений, ответственность друг за друга, обязанность друг перед другом. В понятиях «семья» и «брак» имеется как много общего, так и немало особенного, специфического. Семья и брак возникли в разные исторические периоды. Так, например, по мнению Зацепина В.И. брак - это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям, своему потомству.8 Более полное определение было сформулировано Обозовым Н.Н. : «брак является межличностным отношением мужчины и женщины, позволяющим удовлетворить потребность в эмоциональной привязанности, индивидуальной половой любви, потребности в продолжении рода, организации быта и досуга, моральной и эмоциональной поддержке».9 Характерной приметой постиндустриального общества является желание молодых людей обустроить свою личную жизнь альтернативным способом - не вступать в брак в самом начале близких отношений или вовсе не оформлять официальных отношений. Таким образом, наблюдается эволюция формы брака и существенно трансформируется отношение к браку. К альтернативным формам брака относят: незарегистрированное сожительство, открытый, сознательно бездетный брак, групповой и гомосексуальный браки. Незарегистрированное сожительство - это форма неформальных брачно-семейных отношений, получившая в России название «гражданский брак». Гражданский брак — так называемый пробный брак. В этом браке гарантией серьезности отношений является не печать в паспорте, а желание и потребность быть вместе. В основном инициаторами гражданского брака являются мужчины. Женщины при этом пытаются узаконить свои отношения. Побудительным мотивом к этому являются социальные стереотипы общества и желание обеспечить своему будущему ребенку стабильную семью. Кроме психологических существуют социально-экономические причины, порождающие вариант незарегистрированного сожительства: жилищные проблемы, возможность получения детского пособия в качестве матери-одиночки и прочие. Сознательно бездетный брак, т.е. когда здоровые молодые люди могут, но не хотят иметь детей. Такие бездетные семьи испытывают сильное общественное давление, осуждение и негативизм (в особенности женщины). В целом с психологической точки зрения эта позиция (бездетности) имеет право на жизнь, если это выбор обоюдный, сделан сознательно, в зрелом возрасте, и при этом есть готовность нести за него ответственность. Главной особенностью открытого брака является негласный или озвученный договор о личной жизни, целью которого является увеличение открытости, аутентичности отношений, самовыражения, толерантности партнеров друг к другу. Этот брак является исторически новым феноменом, т.к. для традиционных представлений он фактически узаконивает право на измену. В основе гомосексуального брака лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола: мужчина-мужчина либо женщина-женщина. Гомосексуальные пары в случае однополой любви сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности. Например, в Дании гомосексуальные пары признаются семьей, с юридической легализацией отношений. Россия опытов признания гомосексуализма легальным не имеет. Более широким понятием по отношению к браку выступает понятие семьи. Согласно определению Н.Я. Соловьева: «Семья — малая социальная группа (ячейка) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».10 Антонов А.И. определяет семью несколько иным образом: «это основанная на интимной общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи».11 То есть здесь идет речь о семье как о триединстве: супружество-родительство-родство, остальные типы семьи Антонов А.И. называет «семейными группами». Таким образом, с точки зрения данного автора, главным признаком семьи является наличие в ней детей. Определяя рубежа семьи как маленькой группы разрешено заявить, что инновационная семья это немногочисленная сообразно составу группа от 2-ух по 5 человек, гетерогенная сообразно полу. Семья является прикрытой группой. Вероятность вхождения в нее новейших членов очень ограничена и взыскательно регламентирована. Появление малыша – натуральный путь расширения семьи. В всякой культуре есть представления о том, какой-никакой обязана существовать семья, что произносит о ее традиционности и стереотипности. Конкретно потому имеются значительные различия в представлениях о времени введения в супружество, распределении повинностей, отношений меж женами, родителями и детками, какие передаются и усваиваются из поколения в происхождение, что показывает на историчность семьи. Ключевой индивидуальностью семьи является ее полифункциональность. Ни одна из функций семьи не является водящей, главный. Полифункциональность семьи приводит к множественному численности семейных ролей, что нередко порождает остроконфликтный нрав семейных взаимоотношений. Семья является сферой жизнедеятельности и удовлетворения определенных потребностей человека. Причем потребности, которые удовлетворяются в семье, могут быть реализованы и вне семьи, но только благополучная семья, создание которой, как правило, требует значительных усилий, может все эти потребности объединить и удовлетворить в комплексе. Понятие семейной роли в отечественной науке опирается на представления отечественных авторов о социальной роли. Социальная роль понимается, прежде всего, как функция социальной системы, «модель поведения, объективно заданная ее социальной позицией личности в системе объективных или межличностных отношений».12 Впервые интерес к проблематике семейных ролей возрос после выхода в 1955 году книги под редакцией Т. Парсона и Р. Бейлза «Семья, социализация и процесс взаимодействия». Семейные роли Т. Парсон и соавтор делят на инструментальные и экспрессивные. Инструментальная роль состоит в поддержании связи между семьей и внешним миром - это главным образом работа и обеспечение семьи деньгами. Эта роль связана с задачами, имеющими стратегические цели, и отражает связи между семьей и другими социальными институтами. Экспрессивная роль проявляется в установлении гармонии и внутреннего эмоционального климата семьи, она в первую очередь связана с заботой о детях и выполнением домашних дел.13 Главным аспектом рассмотрения семейных ролей в социальной психологии и социологии является их распределение по половому признаку.14 В этом случае они называются половыми ролями.15 Половые роли – это система культурных норм, приписывающих представителям разных полов определенное поведение и личностные качества.16 Существует несколько теорий, описывающих и объясняющих процесс усвоения половой роли.17 Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и полоролевой дифференциации и лежащая на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины и др.),— одна из важнейших и актуальных проблем психологии. Без ее решения невозможно разрабатывать методы дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола для формирования у них основ таких качеств, как мужественность и женственность, необходимых им и для успешного выполнения в будущем своих функций в семье. Долгое время в силу ряда объективных и субъективных причин эта проблема оставалась вне сферы исследования советских психологов, в то время как в зарубежной психологии она издавна привлекала большое внимание ученых. Особенно возрос интерес к проблеме полоролевой социализации и обострилась полемика между представителями различных направлений в последние годы.18 Традиционная психоаналитическая концепция, приписывает основную роль в половой дифференциации биологическим факторам.19 Основным психологическим механизмом усвоения половой роли является процесс идентификации ребенка с родителями.20 Идентификационная теория половой социализации является теорией саморазвития. Опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями. Обычный психоанализ признает, что мужские и дамские модели диаметрально противоположны сообразно собственным качествам. Для мужского поведения свойственны: энергичность, злость, радикальность, рвение к соревнованию и достижению, дееспособность к творческой деловитости. Для приемлемо дамского поведения свойственны: заторможенность, неуверенность, подневольность, конформность, неимение логического мышления, неимение устремлений к достижениям, высочайшая горячность. Представители теории общественного учения считают, что формирование поло-ролевого поведения зависит от родительских моделей, которым малыш пытается пародировать, и от подкреплений, какие предоставляют поведению малыша предки. Основной принцип учения поло-ролевому поведению - это дифференциация половых ролей средством надзора, возмездия, наказания. Согласно теории когнитивного развития представление ребенка о половых ролях возникает в результате активного структурирования ребенком собственного опыта.21 Положительные и отрицательные подкрепления, идущие от взрослого, и идентификация с ним играют определенную роль в половой социализации ребенка, но главное в ней - это познавательная информация, которую ребенок получает от взрослого, а также понимание им своей половой принадлежности и того, что это свойство необратимо.22 Представители новой психологии пола считают, что основное значение в формировании половой роли имеют социальные ожидания общества. С. Бем предложила концепцию психологической андрогинии. Маскулинность отождествляется с активно-творческим, а фемининность - с пассивно-репродуктивным началом. Представления о маскулинности и фемининности полярно противопоставляют мужчин и женщин. Мужчины доминантны, независимы, компетентны, самоуверенны, агрессивны и склонны рассуждать логически. Женщины покорны, зависимы, эмоциональны, конформны, и нежны. Согласно исследованиям С. Бем наиболее приспособленными и успешными в жизни является люди андрогинного типа, имеющие черты того и другого пола.23 Хотя общественные ожидания и социальные нормы поведения мужчин и женщин в обществе играют главнейшую роль в процессе половой социализации, совместно с тем большое смысл имеют и хозяйка энергичность индивидума, и его собственные мотивы, цели, наклонности. Принятие индивидумом соц ценностей - процесс функциональный, индивид может модифицировать роли, уклоняясь от эталона. Рассмотрев теории поло-ролевой социализации разрешено допустить, что психологическими механизмами формирования семейных ролей являются: процесс идентификации, социальные подкрепления, понимание общественной роли и социальные ожидания сравнительно половых ролей. Говоря о психологических ролях членов семьи, нужно отметить, что семейные роли должны создавать систему, которая приближалась бы к непротиворечивой и могла удовлетворить многие психологические потребности. Однако такая сложная система семейных ролей не может быть непротиворечивой, так как формирование представлений о семейных ролях происходит в детском возрасте под влиянием среды, в которой ребенок вырос. 1.2 Психологические факторы совместимости партнеров в браке Основным показателем внутренней определенности брака является, несомненно, совместимость партнеров в браке. Сложность состоит в том, что в настоящее время не существует ни единого подхода к проблеме психологической совместимости, ни однозначной трактовки самого понятия «совместимость», ни общепринятых критериев и индикаторов совместимости. В ходе исследования, нами была проанализирована работа Н.Н. Обозова и А.Н. Обозовой, которые выделяют три подхода к исследованию психологической совместимости.24 Так, в русле структурного подхода совместимость рассматривается ими как устойчивая адаптивная структура по подобию и различию партнеров.25 Функциональный подход (А.С. Алексеева, И.Ю. Дундулите, А.Н. Волкова) рассматривает партнеров, как носителей социальных ролей. Совместимость в этом случае выступает как согласованность в социальных и ролевых ожиданиях партнеров. Адаптивный подход авторы характеризуют как исследование результатов совместимости: интеграции, сплоченности, взаимопонимания, которые, как подчеркивают исследователи, поддаются коррекции. Совместимость - довольно старое понятие в словаре социальной психологии, однако научное изучение явления, обозначаемого этим понятием, заинтересовало социальную психологию сравнительно недавно. Сейчас трудно установить, в какой именно области социально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости. Р.Л. Кричевский, писал, что американские исследователи понимают под совместимостью максимальную степень взаимного удовлетворения потребностей и поведения друг друга. Когда личностные свойства членов группы способствуют совместимости их действий, групповая атмосфера благоприятна, в отношениях членов группы отсутствует напряженность и группа функционирует более эффективно. С аналогичных позиций это понятие рассматривается и в советской социальной психологии: «Совместимость - это социально-психологическая характеристика группы, проявляющаяся в способности ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения в различных видах совместной деятельности.»26 Как отмечает в своем диссертационном исследовании А.Н. Волкова, «совместимость - это понятие для обозначения объективного соответствия свойств взаимодействующих субъектов по отношению к объединяющей их деятельности.»27 Для фактора совместимости в браке наиболее важной является межличностная удовлетворенность установившимися отношениями, совместной деятельностью. Исследование проблемы совместимости супругов требует анализа всей совокупности многоаспектных взаимосвязей между мужем и женой, а критерий совместимости супругов будет наиболее полным, так как в семье один человек раскрывает перед другим многие стороны своей личности. Среди индивидуально-психологических характеристик совместимости ученые выделяют следующие уровни - социологический (социально-экономический статус, профессия, образование), социально-психологический (ценностные ориентации, общность целей и позиций, межличностный статус и т. д.), психологический (характер и другие свойства личности, интеллект и др.), психофизиологический (темперамент эмоциональность, реактивность организма).28 При рассмотрении совместимости как процесса можно выделить процессы приспособления, потребностей, мотивов поведения. Совместимость как феномен взаимодействия, общения людей может определяться и как результат, и как процесс. В первом случае совместимость есть эффект сочетания и взаимодействия индивидов. Сочетание это совокупность индивидов до непосредственного их взаимодействия, общения. Оптимальное соотношение в паре, группе личностных качеств участников - условие совместимости как процесса. Согласование поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания, в которых выражается вся личность взаимодействующих людей, - процесс совместимости.29 Для совместимости наиболее важной является не профессиональная деятельностная согласованность, а межличностная удовлетворенность совместной работой, установившимися отношениями. Основным критерием совместимости является удовлетворенность людей друг другом. Индивидуальная работа также вызывает удовлетворение, но источником его является процесс или результат труда. В совместной работе источником удовлетворения является не только сама деятельность, но и взаимодействие между участниками, и поскольку при взаимодействии человека с человеком в условиях семьи имеют значение не только профессиональные субъективные качества (навыки, умения, знания), но и свойства личности (темперамент, характер, интеллект, мотивация), то эффективность совместной деятельности - результат не только сработанности, но и совместимости. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий выделяют несколько подходов к пониманию собственно супружеской совместимости представленных в зарубежной социальной психологии: мотивационный, психодинамический, социокультурный и бихевиористический. В рамках мотивационного подхода лежит представление о том, что индивиды имеют разные потребности, удовлетворение которых изменяется при групповом взаимодействии. У совместимых в потребностном плане личностей в ходе межличностного взаимодействия потребности удовлетворяются, и этим обеспечивается гармония в их отношениях. Так Э. Локки, изучая связь удовлетворенности браком и личностных качеств супругов, установил, что в основе субъективной удовлетворенности и стабильности брака лежит не принцип дополнительности (комплиментарности) личностных свойств, а принцип их сходства. Имеются также сведения о том, что ряд личностных качеств совместимых супругов подчиняются принципу противоположности.30 Психодинамический подход дает подход к изучению дисгармонии брака с точки зрения классического психоанализа. В рамках предоставленного подхода изобретена концепция Г. Дикса, который лицезрел принцип неблагополучия семьи в защитных механизмах, выработанных в малолетстве. У зрелых эти механизмы появляются в боязни утратить своё «Я», которая объясняет надобность его охраны от брачного партнёра.31 Социокультурный подход при анализе супружеской совместимости учитывает ролевые ожидания, притязания и ролевое поведение супругов в браке. Под ролевыми ожиданиями тут понимается степень готовности отдать выполнение той иди иной семейной функции брачному партнеру. Сочетание ролевых ожиданий и притязаний супругов и их ?еализация в семейной жизни оп?еделяет ролевое поведение человека в браке.32 Неправильное расп?еделение власти в семье ведет к снижению субъективной удовлетворенности браком. Так, по данным В. Пэкорда, человек, демонстрирующий низкую степень удовлетворенности браком, склонен воспринимать своего партнера как явно доминирующего. В семьях, оп?еделяемых им как неблагополучные, мужья чаще воспринимают себя как равного, а жены более склонны оп?еделять своего супруга как доминирующего. Таким образом, по представлениям сторонников социокультурного подхода, совместимость супругов оп?еделяется, п?ежде всего, соотношением их ролевых ожиданий и притязаний, а также характером расп?еделения власти в семье. Основы бихевиористического подхода к пониманию супружеской совместимости были сформулированы Дж. Хомансом в рамках его концепции «?л?ментарного социального поведения». Автор полагает, ?то взаимодействие в семье оп?еделяется вознаграждениями, наказаниями, частотой и качеством подк?епления. По его мнению, в общении человек ожидает пропорциональности между получаемым выигрышем и понесёнными издержками. Дисбаланс в ту или иную сторону влечет за собой развитие конфликтов и снижение удовлетворенности браком. Более обобщенный взгляд на данный феномен был п?едложен в отечественной психологии в рамках структурно-уровневой концепции совместимости супругов Н.Н. Обозова. Данный подход рассматривает совместимость как сложное, многоуровневое явление. Рассогласования в супружеской жизни, по представлениям автора, могут формироваться на каждом из указанных уровней. Именно э?о и приводит к формированию субъективной неудовлетворенности браком в той или иной сфе?е семейной жизни. Совместимость либо несовместимость при ситуативном ее возникновении следует считать состоянием. Взаимодействие, а не сочетание, - уже процесс, следствием которого является совместимость либо несовместимость. Выявлению факторов супружеской совместимости посвящены работы А.Н. Волковой, Я.Л. Коломинского, Ю.Н. Олейника, Н.Н. Обозова, В.А. Терехина и прочие. А.Н. Волкова в диссертационном исследовании делает следующие выводы: 1. Супружеская совместимость выступает как согласованность семейных ценностей и ролевых ожиданий - притязаний при реализации семейных функций. 2. Более важным является согласование семейных ценностей, тогда как в отношении распределения семейных ролей имеется возможность взаимной адаптации и коррекции установок. 3. Интеграция представлений супругов о семейном укладе в целом является весьма индивидуальным процессом, имеющим свои особенности в каждом конкретном случае.33 Феноменом, противоположным совместимости, является несовместимость людей, когда их потребности не находят удовлетворения во взаимодействии, действия и поведение в целом взаимоисключают друг друга. Следствием несовместимости друг с другом двух одновременно возникших побуждений действовать является конфликт. У взаимодействующих людей исключение одного другим непосредственно или через какой-либо объект вызывает состояние неудовлетворенности.34 Совместимость или несовместимость при ситуативном ее возникновении следует считать состоянием.35 Взаимодействие, а не сочетание, - уже процесс, следствием которого является совместимость или несовместимость. При несовместимости в браке возникает конфликт - происходит столкновение как субъективных, так и объективных тенденций в мотивах, отношениях, действиях и поведении партнеров. При несовместимости партнеров по браку наблюдается неспособность в критических ситуациях понять друг друга, несинхронность психомоторных реакций, различия во внимании, мышлении и в других врожденных и приобретенных качествах личности, что существенно влияет на качество брака, так как нарушает его устойчивость. Совместимость или несовместимость является следствием процесса взаимодействия. В процессе совместной жизни в браке партнеры решают совместные задачи. Согласованность в решении этих задач между партнерами по браку определяет их сработанность. При совместной деятельности в случае эффективности возникает удовлетворенность не только собой, но и партнером. Совместная деятельность в браке возникает, когда существует обмен информацией, необходимой для успешного производства, взаимного дублирования действий, содействие, поддержка, взаимоконтроль, действия и операции одного партнера зависят от одновременных или предшествовавших операций другого партнера. Структуру взаимодействия в браке можно рассматривать с точки зрения четырехкомпонентной структуры взаимодействия. Она включает аффективный, когнитивный, конативный (поведенческий) и физиологический компоненты. В различных видах совместной деятельности в браке включаются различные компоненты, либо один из компонентов становится ведущим. Для совместимости и сработанности каждый компонент имеет различный удельный вес (объективный, независимый от желания партнеров и субъективный, значимый для них и регулируемый или не регулируемый ими). В сработанности ведущим является поведенческий компонент. Компоненты пересекаются между собой. Так, например, пересекаемость, а точнее, взаимосвязь когнитивного и эмоционального компонентов проявляется в оценках и самооценках. Причем соотношение оценок и самооценок будет неодинаково в зависимости от качества брака. На качество брака также оказывает влияние сработанность партнеров. Сработанность есть согласованность в совместной деятельности между ее участниками. В этом определении существенными являются два признака: согласованность и деятельность. Семейное согласие определяется как единомыслие, общность точек зрения, единодушие и дружеские отношения. В условиях решения совместных задач согласие, отражающееся в психомоторике, характеризует сработанность. Второй признак сработанности - эффективность деятельности. Он указывает на тот факт, что согласованность в данном случае связана не с любым видом взаимодействия людей, а с конкретной деятельностью. Работа, деятельность всегда предполагают в качестве следствия результативность, успешность, эффективность. Работа связана с производством материальных и духовных продуктов. Она оценивается по времени, качеству и в целом по эффективности, включая коэффициент полезного действия.36 Результат сработанности - эффективность совместной деятельности супругов. Процесс срабатываемости между супругами в браке - это согласование темпо-ритмической организации партнеров, индивидуального стиля деятельности, их навыков, умений в проведении тех или иных операций, знаний своих обязанностей перед семьей. При срабатываемости взаимная удовлетворенность взаимодействием партнеров опосредована деятельностью. Известно, что успешное выполнение индивидуальной деятельности вызывает у человека удовлетворенность. При совместной деятельности в случае ее достаточно большой успешности у партнеров возникает удовлетворенность не только собой, как при индивидуальной деятельности, но и удовлетворенность партнером. 37 При успешном выполнении совместной деятельности по воспитанию детей, ведению домашнего хозяйства, распределению свободного времени и досуга у партнеров по браку возникает также удовлетворенность не только собой, но и партнером. В условиях совместной деятельности каждый участник непрерывно получает информацию о различных сторонах и компонентах процесса взаимодействия. Эта информация слагается из четырех видов сигналов: а) о других участниках деятельности, б) о себе (собственное участие в деятельности, достигнутые результаты, состояние), в) о внешних условиях деятельности, г) об общих итогах деятельности.38 При непосредственном пространственном контакте с партнером каждый из супругов получает информацию и о промежуточных итогах деятельности, и о вкладе партнера в решение общегрупповой задачи, и о том, насколько успешно (или неуспешно) разворачивается процесс взаимодействия. При этом происходит оценка включенности и вклада пар....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: