- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы психологического обеспечения педагогического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W002620 |
Тема: | Проблемы психологического обеспечения педагогического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им |
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «СИНЕРГИЯ» Факультет онлайн обучения Направление 37.03.01 Психология Кафедра ЭО (код) (аббревиатура) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Проблемы психологического обеспечения педагогического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск» Обучающийся Солохина Ольга Александровна _____________ (Ф.И.О. полностью) подпись Руководитель Городилова Светлана Александровна _____________ (Ф.И.О. полностью) подпись Рецензент _____________ (Ф.И.О. полностью) подпись Консультант _____________ (Ф.И.О. полностью) подпись Декан ФЭО Гриценко Анатолий Григорьевич _____________ (Ф.И.О. полностью) подпись МОСКВА 2017 г. Московский финансово-промышленный университет «Синергия» Факультет _________________ Кафедра _______________ УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _______________ ___________________________Ф.И.О. «____»_______________________ 201___г. ЗАДАНИЕ на ВКР обучающегося Солохина Ольга Александровна (Ф.И.О. обучающегося полностью) 1. Тема ВКР: «Проблемы психологического обеспечения педагогического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск» 2. Структура ВКР: Введение Глава 1. Теоретические аспекты среднего общего образования 1.1. Основные цели, задачи и управление воспитательным процессом 1.2. Причины эмоционально-личностной дезадаптации учащихся Глава 2. Анализ психологического обеспечения педагогического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск 2.1. Общая характеристика учреждения 2.2. Исследование процесса психологического обеспечения Глава 3. Рекомендации по улучшению психологического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск 3.1. Программа рекомендаций 3.2. Ожидаемые результаты Заключение Список использованных источников Приложения 3. Основные вопросы, подлежащие разработке. Во введении рекомендуется обосновать актуальность выбранной темы, сформулировать цели и задачи работы, описать объект, предмет и информационную базу исследования. Для написания главы 1 рекомендуется изучить основную и дополнительную литературу по выбранной теме. В пункте 1.1 необходимо описать и проанализировать основные цели, задачи и управление воспитательным процессом. В пункте 1.2 необходимо изучить и проанализировать причины эмоционально-личностной дезадаптации учащихся, выявить основные факторы педагогического риска и их влияние на развитие личности ученика. Дать определение понятию «стесс», изучить его симптомы и причины. Глава 2 должна носить эмпирический характер. В ней необходимо обеспечить организацию и проведение психологического исследования, сбор, анализ и обработку эмпирических данных по теме работы. В пункте 2.1 необходимо дать общую характеристику учреждения, обратить внимание на его организационную структуру, обеспечение трудовыми ресурсами. В пункте 2.2 необходимо провести исследование процесса психологического обеспечения учреждения. На основании данного исследования должен быть произведен выбор методик, которые могут быть применимы к данному учреждению для исследования психологического обеспечения педагогического процесса. Должны быть представлены результаты исследований и выводы по каждой методике и по всем методикам в целом. В Главе 3 разработать рекомендации по улучшению психологического обеспечения педагогического процесса учреждения. В пункте 3.1. в соответствии с выявленными существующими проблемами представить программу рекомендаций по улучшению психологического обеспечения педагогического процесса учреждения. В пункте 3.2. представить ожидаемые результаты. В заключении необходимо отразить основные положения дипломной работы и сформулировать общие выводы. В приложение выносятся выносятся используемые методики. 4. Исходные данные по ВКР: Основная литература: 1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 21.07.2011 г.) 2. Федеральный закон РФ N 273-ФЗ // «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 29.12.2012 г.) 3. Абабков В.А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии: учебное пособие / В.А. Абабков, М. Перре - СПб.: изд. «Речь», 2014 – 437 с. 4. Аронсон Э. Большая психологическая энциклопедия. Психологические законы человеческого поведения / А. Эллиот, У. Том Уилсон, Э. Робин. – М.: Прайм-Еврознак, 2012. – 560 с. 5. Аронсон Э. Общественное поведение. Введение в социальную психологию: учебное пособие / А. Эллиот – М.: Прайм-Еврознак, 2012. – 416 с. 6. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте: учебное пособие / В.П. Арсентьева – М.: Форум, 2015. – 144 с. 7. Астахова Т.В. Категории и отрасли педагогики / Т.В. Астахова // Вопросы гуманитарных наук: журнал. - 2013. - №5. - С. 50-51. 8. Баюкова Н.В. Педагогическая поддержка детей в образовательном пространстве школьного учреждения / Н. Баюкова // Детский сад от А до Я: журнал. - 2013. - №4. - С. 76-84. 9. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2015. – 672с. 10. Вачков И.В Сказки о самой душевной науке: литературное издание / И.В. Вачков. – М.: Генезис, 2014. – 416 с. 11. Вестник Московского университета — психология [Электронный ресурс — дата обращения 23.03.2017]. URL: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html 12. Волкова А.И. Психология общения: учебное пособие / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 446 с. 13. Вопросы психологии [Электронный ресурс — дата обращения 23.03.2017]. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/ 14. Галигузова Л.Н. Педагогика: учебное пособие / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова – М.: Владос, 2014. – 304 с. 15. Горбунова И.Г. Эффективность метода проектов при формировании ключевых компетентностей / И. Горбунова // Начальная школа: журнал. - 2013. - №3. - С. 24-28. 16. Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества школьного образования в условиях введения ФГОС / И.Б. Едакова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №12. - С. 17-22. 17. Ежкова Н.П. Педагогический процесс в школьных учреждениях: научный взгляд / Н. Ежкова // Дошкольное воспитание: журнал. - 2013. - №3. - С. 72-76. 18. Емельянова И.Е. Построение индивидуальной траектории развития ребёнка в свете ФГОС школьного образования / И.Е. Емельянова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №12. - С. 14-16. 19. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова [Электронный ресурс — дата обращения 23.03.2017]. URL: http://www.mediasphera.aha.ru/journals/korsakov/ 20. Журнал практической психологии и психоанализа [Электронный ресурс — дата обращения 23.03.2017]. URL: http://psyjournal.ru/ 21. Изотова Е.И. Психологическая служба в системе образования: учебное пособие / Е.И. Изотова – М.: Академия, 2015. – 304 с. 22. Институт прикладной психологии [Электронный ресурс — дата обращения 23.03.2017]. URL: http://www.sobchik.ru/ 23. Институт психотерапии и клинической психологии [Электронный ресурс — дата обращения 23.03.2017]. URL: http://www.psyinst.ru/ 24. Институт развития личности [Электронный ресурс — дата обращения 23.03.2017]. URL: http://www.ipd.ru/ 25. Интернет сайт «Международный образовательный портал» [Электронный ресурс – дата обращения 20.03.2017]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-krasavica-babochka-monotipija.html 26. Интернет сайт «Учебно-методический кабинет» [Электронный ресурс – дата обращения 20.03.2017]. URL: http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-petrovna-nikulina/statja-o-razviti-tvorcheskih-sposobnostei-detei-doshkolnogo-vozrasta.html 27. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Экса Кусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2012. - 568 с. 28. Консультативная психология и психотерапия [Электронный ресурс — дата обращения 23.03.2017]. URL: http://psyjournals.ru/mpj/ 29. Коротаева Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности / Е.В. Коротаева, М.В. Бывшева // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №12. - С. 23-27. 30. Кравченко В.М. Психология и педагогика: учебное пособие / В.М. Кравченко. – М.: Риор, 2014. – 128 с. 31. Крысько В.Г. Педагогика и психология: учебное пособие / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2014. – 471 с. 32. Культурно-историческая психология [Электронный ресурс — дата обращения 23.03.2017]. Режим доступа: http://psyjournals.ru/kip 33. Лобанова В.А. Структура педагогического партнёрства в воспитательно- образовательном процессе с младшими школьниками / В.А. Лобанова, А.С. Тимошенко // Дошкольное воспитание: журнал. - 2013. - №5. - С. 107-112. 34. Любимова Л.В. Проектирование образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС школьного образования / Л.В. Любимова // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №12. - С. 9-13. 35. Майер А.А. Трудности стандартизации школьного образования / А.А. Майер, Л.Л. Тимофеева // Начальная школа: журнал. - 2013. - №10. - С. 12-15. 36. Микляева Н.В. Теория воспитания: учебное пособие / Н.В Микляева, Ю.В. Микляева – М.: Академия, 2012. – 208 с. 37. Неврологический вестник. Журнал им. В.М. Бехтерева [Электронный ресурс — дата обращения 25.03.2017]. URL: http://www.infamed.com 38. Официальный сайт МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск [Электронный ресурс - дата обращения 27.11.2016]. URL: http://jarkovschool.ucoz.ru 39. Психологические исследования [Электронный ресурс — дата обращения 25.03.2017]. URL: http://psystudy.ru/ 40. Руденко А.М. Основы психологи и педагогики: учебное пособие / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с. 41. Румянцева И.Б. К вопросу об интегрированном образовании детей в системе школьного образования / И.Б. Румянцева // Начальная школа плюс до и после: журнал. - 2013. - №6. - С. 44-50. 42. Сайт «Саморазвитие». [Электронный ресурс — дата обращения 25.03.2017]. URL: http://kak-bog.ru/istoriya-razvitiya-menedzhmenta 43. Сеть развивающих центров «Вундеркиндики» [Электронный ресурс - дата обращения 23.03.2017]. URL: http://www.vunderkindiki.ru/malishi/statyi/statya032.html 44. Смирнова Е.В. Типичные трудности организации предметной игровой среды / Е. Смирнова, М. Соколова // Начальная школа: журнал. - 2013. - №2. - С. 93-99. 45. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс – дата обращения 23.03.2017]. URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2014/11/07/organizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-dou-v-kontekste Руководитель: ________________/________________ подпись расшифровка Обучающийся задание получил: «____»______________ 2017 г. Обучающийся _______________/_______________ подпись расшифровка СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 8 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 11 1.1 Основные цели, задачи и управление воспитательным процессом 11 1.2 Причины эмоционально-личностной дезадаптации учащихся 18 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МКОУ СШ С УИОП № 2 ИМ. А. ЖАРКОВА Г. ЯРАНСК 30 2.1 Общая характеристика учреждения 30 2.2 Исследование процесса психологического обеспечения 35 ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В МКОУ СШ С УИОП № 2 ИМ. А. ЖАРКОВА Г. ЯРАНСК. 53 3.1 Программа рекомендаций 53 3.2 Ожидаемые результаты 71 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 79 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 84 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 85 ВВЕДЕНИЕ Общепсихологическая безопасность, являясь важным условием развития ребенка, создается через определенные виды общественного взаимодействия — совместную работу, адаптацию школьника и обучающей среды и соблюдение определенных взаимоотношений между ними. На сегодняшний день одной из важных задач службы практической психологии в педагогике, является создание структуры поддержания безопасности за счет исключительных мер, устраняющих угрозу и снижающих риски направленного воздействия, содержащих позитивный личностный ресурс. В зависимости от фактора влияния и представлений о нем, человек может воспринять происходящее и/или процесс общения и отношений либо как опасные, содержащие угрозу его целостности, жизнедеятельности, либо как не мешающие его ценностным ориентациям и соответствующие возможностям. Значит, изучение представлений преподавателей, учащихся и их родителей об угрозах образовательной среды школы может не только выявить особенности, присущие для каждой группы, но и на основании этого создать рекомендации по преобразованию взаимопонимания, увеличению референтной значимости среды и предупреждению существующих и потенциальных угроз, негативно отражающихся на психологическом здоровье. Вся вышеперечисленная информация определила актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы: «Проблемы психологического обеспечения педагогического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск». Объект исследования – психологическое обеспечение педагогического процесса. Предмет исследования – основные проблемы психологического обеспечения педагогического процесса. Цель исследования – предложить рекомендации по улучшению психологического обеспечения педагогического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - представить основные цели, задачи и управление воспитательным процессом; - провести исследование причин эмоционально-личностной дезадаптации учащихся; - провести анализ психологического обеспечения педагогического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск; - предложить рекомендации по улучшению психологического обеспечения педагогического процесса; - представить ожидаемые результаты. Гипотеза исследования: разработка и внедрение программы, включающей в себя методы борьбы со стрессом и снятием психологического напряжения будет способствовать повышению уровня психологического обеспечения педагогического процесса в МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск. Методы исследования: анализ специальной литературы; интерпретация; обобщение; изучение педагогического опыта; констатирующий эксперимент; беседа, сравнение и обобщение. Теоретическую базу исследования составили: - вторичный анализ эмпирических данных; - статьи и обзоры специализированных изданий; - анализ воспитательных возможностей в процессе психологического обеспечения педагогического процесса; - разработка рекомендаций по совершенствованию психологического обеспечения педагогического процесса. Эмпирическую базу исследования составили следующие документы: 1) Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ // «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 21.07.2011 г.) 2) Федеральный закон РФ N 273-ФЗ // «Об образовании в Российской Федерации» (с измен. и вступ. в силу 29.12.2012 г.). Практическая значимость работы заключается в предложении рекомендаций по улучшению психологического обеспечения педагогического процесса на примере МКОУ СШ с УИОП № 2 им. А. Жаркова г. Яранск и обосновании их предполагаемой эффективность, что будет полезно для применения в педагогической практике. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из оглавления, введения, трех глав, заключения, перечня литературы и приложений. Объем работы составил 82 страницы машинописного текста. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.1 Основные цели, задачи и управление воспитательным процессом Возникновение в педагогике термина «воспитательный процесс» вызвано влиянием на практику и теорию воспитания идей образовательного подхода, получивших массовое распространение в прогрессивной педагогической практике. Это мнение в наше время становится все более общепринятым, и есть предположения считать, что в будущие годы оно станет основным в нашей педагогике.1 Источников этому несколько. Первая из них - неудовлетворенность преподавателей результатами своей работы, осознание того, что выбор большей части практиков на «чудодейственное средство», на «волшебную палочку», в виде которых выступают некоторые новые технологии, не может главным образом изменить учебный процесс. Вторая причина связана с нахождением в педагогических коллективах перспективных идей, опыта работы, способных помочь создавать авторские педагогические системы. Третья причина связана с тем, что мысль создания воспитательной системы принесет результаты. Первоочередной целью по реализации «Программы развития воспитания в системе образования России» является создание воспитательной системы, содержащей в себе целостный учебно-воспитательный процесс, повышение учебного потенциала обучения, эффективности воспитания. Переход школы от государственного «учреждения» в состояние воспитательной системы, переход воспитательной системы от одного пункта развития к другому, более высшему, возможно только вследствие целенаправленной работы, которую проводит под руководством преподавателей весь школьный коллектив. Развитие управления постоянно имеет место там, где проводится общая деятельность людей для достижения назначенных результатов. Поскольку школа – общественная организация и она представляет собой систему общей деятельности людей (педагогов, обучающихся, родителей), то лучше говорить об управлении ею. Школа – это сложный и весьма разнообразный по своей внутренней структуре механизм, который может эффективно функционировать только при соблюдении условий, если каждая его часть и подразделение будут взаимодействовать и сотрудничать. Наличие такой многопрофильной структуры управленческих центров в школе требует организации их абсолютного взаимодействия, согласования их работы и эффективного выполнения каждым из этих отделов и подразделений своих назначенных функций. Трудно, например, достигать высоких успехов в обучении и воспитании, если преподавательский коллектив школы не будет иметь общей линии и согласования в работе, если он не будет сплочен четко определенными целями. Обучающая система является независимо развивающейся и управляемой унитарностью, состоящей из ряда частей. Управление образовательной системой, с одной стороны, удерживает ее целостность, с другой – позволяет менять, влиять на действие различных ее составляющих. Работоспособность педагогической системы, должно быть, направлено на достижение целей, принятых потребностями общества, которые могут быть достигнуты в строго назначенное время (9 – 11 лет). Цели определяют содержание преподавательской системы, которая, в свою очередь, рассчитывает многообразие форм и методов ее исполнения. Работоспособность педагогической системы может быть выполнена при соответствующих социально-педагогических условиях. Как и любая система, педагогическая система обуславливается уровнем достигнутых успехов.2 Отражая диалектическую природу педагогических явлений, их общий характер, компоненты преподавательской системы должны быть представлены как нужные и достаточные для ее нормального функционирования. На этом основании школа как преподавательская система представлена совокупностью системообразующих факторов, условий работоспособности, структурных и функциональных составляющих. Описанные критерии представлены факторами целевых результатов; условия работы, которые обусловлены социальными педагогическими и временными условиями; структурные компоненты – управляющей (педагогический коллектив) и руководствующиеся (ученический состав) системами, содержанием, возможностями, видами и способами педагогической работы; функциональные составляющие – педагогическим исследованием, целеполаганием и прогнозированием, организацией, контролем, регулированием и корригированием. Исследование школы как педагогической организацией и управленческого объекта значит, что управленческая работа организаторов образования, лиц должностных, учителей и учащихся должна в одинаковой мере быть направлена на проработку целей и получение результата, для формирования условий образования ученического и педагогического коллективов, на выбор содержания и применение различных средств, видов и способов учебно-воспитательной деятельности. В подобной ситуации управление позволяет сохранить целесообразность педагогической системы и оказывать благотворное влияние на обновление ее составляющих. Значимым системообразующим критерием, начальным этапом работы педагогической системы представляется результат общей работы учителей и учеников, направленной на плодотворное развитие базовых основ личности ученика, на самоопределение и формирование критериев для саморазвития. Основная задача школы – образовать базу, включающую, нравственную, эстетическую, трудовую, экологическую, правовую и прочие культуры личности. Основная цель выражается в частных целях, образованных по определенным звеньям учебно-воспитательной деятельности. Одним из отличительных черт результативного руководства является способность руководителей школы, и прочих органов определять определенные цели и на каждом весомом отрезке времени соотносить их с единообразной целью, при этом регулируя и корригируя наивысшее достижение намеченных результатов. Результаты, как основной фактор, определяются общностью наиболее устойчивых и реальных свойств, обеспечивающих определение образованности воспитанности как отдельных обучающихся, так и ученических сообществ в целом. Наличие оправданной системы критериев позволяет сравнить принятую цель деятельности с ее реальным состоянием, определить пути намеченной коррекции деятельности преподавателей, отдельных звеньев школы, принимающих участие в педагогическом процессе на разных временных отрезках. Важным показателем эффективности преподавательского процесса является характер морально-психологической атмосферы в преподавательском и ученическом коллективах, уровень педагогизации родителей учащихся. Общая характеристика преподавательской системы состоит из трех взаимосвязанных периодов, обусловленных отличиями.3 Временная характеристика преподавательской системы состоит из трех взаимосвязанных этапов, обусловленных чертами возрастного, индивидуально-психологического развития детей, внедрением трех ступеней общеобразовательной школы (начальное общее – I – III (IV) классы; основное общее – IV (V) – IX классы; среднее (полное) общее образование – X (XI) классы), содержащих в общей сложности одиннадцать лет совокупной работы школы и ученика. Каждый этап общего образования содержит свои специфические цели, но общее направление деятельности подчинено основной цели – развитию личности обучающегося. Целесообразная деятельность на каждом этапе обучения способствует накоплению и запоминанию новых количественных свойств личности, и последующему их преобразованию в новые качественные личностные образования. Переход от одного этапа обучения к другому является значительным скачком в индивидуальном развитии. Системообразующие факторы, социально-педагогические и временные условия определяют особенности взаимодействия структурных и функциональных компонентов. Педагогический процесс в школе является составной частью широкого процесса организации личности, который соединяет как обучение и воспитание в школе, так и семейное воспитание, и воздействие микросреды, общественного окружения ребенка. Личность человека складывается в результате воздействия многочисленных условий, объективных и субъективных, природных и социальных, внутренних и внешних, случайных и зависимых от воли и осознания людей, действующих случайно или согласно поставленным целям. При этом сам человек не представляется как безучастное существо. Он выступает как субъект своего личного формирования и развития. Воспитание является самым важным в педагогике. Со стороны педагогики, процесс обучения - сознательно организуемое общение педагогов и обучающихся, организация и стимулирование активной деятельности обучаемых по овладению ими общественным и духовным опытом, ценностями, взаимоотношениями. В данном определении выражается активная деятельность обучающегося. В нем содержится личностно-деятельностный подход к образованию, принятый в отечественной теории. Следует избегать понимания обучения как одностороннего влияние на личность, это приводит к манипулированию личностью. Большинство ученых, как у нас, так и за границей, пришли к выводу, что обучение - особая отрасль и не может рассматриваться в виде дополнения к обучению и образованию. Представление обучения как части устройства образования принижает его важность и не подходит реалиям общественной практики духовной жизни. Цели обучения и образования не смогут быть эффективно разрешены без выхода преподавателя в сферу обучения. В этой связи настоящая школа рассматривается как сложный механизм, в которой воспитание и обучение предполагается в виде важнейших составляющих компонентов ее преподавательской системы. Современная теория подразумевает, что обучение состоит не в целенаправленном воздействии, а в социальном взаимодействии преподавателей и обучающегося. Процесс проходит через организацию деятельности детей, итог действий педагога выражается в качественных изменениях в сознании и поведении школьника. Поэтому одним из наиболее важных методологических путей на всех возрастных этапах является системный подход. Его важность в ходе воспитания личности состоит в следующем:4 - личность школьника должна развиваться как цельная интегрированная система в цельном интегрированном преподавательском процессе при условии подходящих компонентов; - общий подход позволяет соединению усилий всех субъектов обучении наиболее эффективно способствует повышению преподавательского влияния на школьников; - преподавательская система позволяет с малыми затратами сил и времени преподавательского коллектива соблюдать и поддерживать новый режим работоспособности образовательного учреждения; - единый подход позволяет применять моделирование и создание ситуаций для самореализации и становления личностей всех субъектов преподавательского процесса (обучающихся, преподавателей, родителей); - создание преподавательской системы формирует образец конкретного образовательного заведения, что создает привлекательный бренд для отдельных членов школьных объединений; - преподавательская система значительно увеличивает возможности воздействия на человека. По существу, воспитание организовывает содержательную жизнь и развивательную деятельность детей вместе со взрослыми, где у тех и других будут свои обязанности, цели, взаимные отношения. В обучении есть несколько понятий этой категории. На данной стадии нужно сформировать понятийное поле. Необходимо вдуматься в содержание и суть определений, четко представлять их направленность и особенные черты: преподавательская система, преподавательская система класса, преподавательская система школы. Преподавательский процесс - система организации общего педагогического процесса - общность, единство составляющих педагогического процесса, состоящих в определенных отношениях и взаимосвязанных друг с другом, а также в постоянном единстве с окружающей средой, во взаимодействии с которой воспитательный процесс проявляет своё единство. Воспитательный процесс школы - сложное психолого-социопедагогическое обучение, неравновесное, саморегулируемое и управляемое. Этот процесс открытый: он не только благополучно взаимодействует с ближним и дальним обществом, но, осваивая его, сам становится мощным инструментом социализации. Он имеет непростую структуру, состоящую из компонентов, связанных системными связями, выполняет соединение составляющих системы в одно целое и обеспечивается ее управленческим блоком. 1.2 Причины эмоционально-личностной дезадаптации учащихся Термин (ШД) школьный дисбаланс – распространенное понятие, содержащее в себе: нарушение приспособленности личности ученика к сложным изменяющимся условиям обучения в школе, т.е. нарушение приспособленности к образованию; нарушение поведения, при котором дети с обычным интеллектом, не страдающие психологическими нарушениями отказываются от образования, посещения школы.5 Факт раннего ШД обычно у младших учеников в наше время является одной из первых предпосылок появления ранних детских неврозов, разных форм отклоняющегося состояния и развития психологического характера. Ранняя психологическая диагностика типа акцентуации характера, отношения к обучению, школе, преподавателю; межличностные отношения, самооценка, требования, конфликтных переживаний, психологические травмы и т.д. Выявление причин появления ШД через психологическую диагностику, беседы, интервью, рисуночные тесты, опросы и т.д. Установление круга лиц, принимающих участие в психологической помощи ребёнку. Это: родители, преподаватели, школьный психолог, социальный педагог, психиатр, сверстник, друзья, родственники. Определение видов работы: общие (беседы, психологические тренинги, лекции, собрания на классных часах, на родительских собраниях), индивидуальные. Обсуждаются, обдумываются сложные ситуации, возникновения ШД. Выявление форм психологической деятельности: консультирование, психологическая коррекция, беседы, психологические занятия, тренинги. Задачи, решаемые в психологической коррекции при дезадаптации. 1) Дать выбор ученику пережить, что его воспринимают таким, какой он есть. 2) Дать отличные образцы взаимодействия со сверстниками. 3) Дать выбор реализовать позитивный опыт взаимодействия со сверстниками. 4) Обозначить границы поведения, раздвинуть или сузить. 5) Обучать соподчинению своих поступков с действиями других, правилам учебной жизни. 6) Направлять на свои резервы.6 Оказывая психологическую поддержку дезадаптивным детям, обычно всегда есть хороший результат, который видят, ценят сами ученики, меняется их поведение, становятся целенаправленными и организованными. В современных приемах психологическая безопасность применяется для изучения крайних ситуаций, аварий и катастроф, направленной деятельности, включающих в себя объекты высокой степени опасности, при этом выделяют такие ее стороны, как человеческий фактор, психологический травматизм и закономерности деятельности человека в условиях физической и психической опасности. В наше время школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, потому что, выпускает «сложный продукт» — психологически здоровую личность, требующий для своего становления индивидуальных технологий. Психологический риск может быть обусловлен применением потенциально опасных психолого-педагогических усовершенствований или полным отсутствием технологий как таковых. Риск можно рассмотреть также применительно и качеству обучения, и к преподавательской деятельности, и к образовательной среде школы. Основные факторы преподавательского риска представлены в таблице 1. Таблица 1 Основные факторы педагогического риска7 № п/п Фактор Описание 1 условия обучения все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. — все, что подлежит гигиеническому нормированию 2 учебная нагрузка информационная сторона учебного процесса и организация обучения: объем заданий, распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года) 3 взаимоотношения стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности, а также взаимоотношения с родителями). Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся В качестве риска также можно рассмотреть рост психологической напряженности в преподавательских коллективах. К школьным видам риска, которые оказывают негативное влияние на развитии и здоровье, а, следовательно, на психической безопасности детей, относят следующие: 1. Преподавательская тактика, провоцирующая появление стресса у детей, связанная с повышением психологического принуждение в образовательной среде (психологическое насилие, проявляющееся в публичном унижении: оскорблениях, насмешки, обидных оскорблениях, угрозах и т. д.). 2. Интенсификация преподавательского процесса. 3. Несоблюдение методик и тактик обучения возрастным и функциональным возможностям обучающихся. 4. Нерациональное проведение школьной деятельности. 5. Функциональная неграмотность преподавателя в вопросах охраны и повышения здоровья. 6. Отсутствие графика работы по формированию осознанию ценности здоровья и здорового образа жизни, в том числе, по предотвращению вредных наклонностей и зависимостей, по половому воспитанию и сексуальному просвещению и т. п. В качестве вида риска для учащихся также можно выделить сам процесс образования в школе (ухудшение самочувствия детей от начала образования в школе к его концу, понижение порога жизненной устойчивости, выносливости, жизненной приспособляемости человека). Видами риска в образовательной сфере могут быть: неполное обеспечение преподавательским составом; недостаточная материально-техническая база; малая активность учеников и преподавателей; несформированность у них общественных и практических навыков, знаний и опыта; низкий уровень обучения и культуры; личностно-психологические качества участников учебно-воспитательного процесса; неоформленность представлений и неполность профилактики психологического и физического здоровья. общность этих факторов содержит в себе угрозу обучающей среде и развитию личности ее участников. Также необходимо отметить, что угрозу психической безопасности может представить и информационно-психологическое влияние на личность человека. В качестве психической угрозы выделяют влияние на состояние человека средств общественной информации, чаще всего в форме упоминаний о неблагополучии социума, рассказах о насилии и убийстве как обыденности. Можно добавить к общим средствам информационно-психического воздействия на человека Интернет, литературу, искусство, образование, воспитание и личное воздействие. В условиях становления российского общества и продвижения отношений соревновательности, конкуренции борьбы на приоритетное место в системе общественных отношений источниками угроз смогут выступать различные субъект....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: