VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблемы правового регулирования

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000111
Тема: Проблемы правового регулирования
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
 высшего профессионального образования
«Московский государственный юридический университет
 имени О.Е. Кутафина (МГЮА)»
Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Оренбургский институт (филиал)


Кафедра предпринимательского и природоресурсного права

ФЕОКТИСТОВА МАРИЯ ЮРЬЕВНА

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 
РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выпускная квалификационная работа

для квалификации «дипломированный специалист»-
в форме дипломной работы

студентки 5 курса очного отделения 

Научный руководитель
к.ю.н., доцент Т.В.Ефимцева


Допущена к защите
«____»_____________________2014

Заведующий кафедрой предпринимательского и природоресурсного права, к.ю.н., доцент
____________________  Т.В.Ефимцева

Оренбург-2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение	3
Глава 1 Общие положения о правовом регулировании рекламной деятельности	5
1.1 Понятие, признаки и виды рекламы	5
1.2 Общие требования, предъявляемые к рекламе	15
Глава 2 Особенности правового регулирования наружной рекламы	28
2.1 Понятие и признаки наружной рекламы	28
2.2 Особенности правового регулирования наружной рекламы на отдельных этапах ее распространения	54
Заключение	87
Библиография	90

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     


     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования. Сегодня актуальность рекламы не вызывает сомнения, так как она играет ключевую роль в развитии рыночной экономики и является ее важным элементом. Предпринимательство как систематически осуществляемая деятельность по реализации товаров, работ, услуг, направленная на получение прибыли, просто немыслимо без привлечения внимания неопределенного круга потенциальных потребителей к реализуемым товарам, работам, услугам. Объемы продаж какого-либо товара и, соответственно, прибыли изготовителя, продавца зачастую в большей степени зависит не от достоинств данного товара, а от эффективного представления их в рекламе, от профессионально разработанной и проведенной рекламной кампании.
     Еще В.В. Маяковский в статье «Агитация и реклама»1 писал: «Ни одно, даже самое верное дело не движется без рекламы… Реклама – это имя вещи… Думайте о рекламе!»
     Если производителя лишить такой эффективной связи с потребителем, какой является реклама, то он перестает вкладывать деньги в совершенствование старых и создание новых товаров. Стремление к развитию, конкуренция в предпринимательстве будут увядать. Избитая, но актуальная на все времена, фраза «Реклама – двигатель торговли» достаточно полно раскрывает основную функцию рекламы: передачу информации о товаре, знакомство с ним потенциальных покупателей, убеждение последних в необходимости приобрести товар. 
     Лишь к 1995 году в России сложились необходимые условия, и возникла реальная потребность в комплексном и системном регулировании рекламных отношений и, в том числе, отношений в сфере наружной рекламы. Результатом юридической работы в данном направлении стало принятие Федерального закона «О рекламе» от 18.07.1995 № 108-ФЗ. Этот закон стал основой для дальнейшего формирования в России практической, а отчасти и теоретической, базы в сфере рекламной деятельности.
     В частности, Закон о рекламе 1995 года не охватывал вопросов, связанных с точным и полным определением понятия рекламы, размещением объектов наружной рекламы на недвижимом имуществе, принадлежавшем государству или муниципальным образованиям. В указанном законе не был описан порядок выдачи разрешения на установку рекламной конструкции и не были перечислены основания для отказа в выдаче такого разрешения, что создавало почву для административных злоупотреблений на местах и в значительной степени усложняло гражданский оборот в области распространения рекламы.
     Вероятно, такое положение вещей может быть связано с тем, что вопросы правового регулирования рекламы имеют недостаточную проработку и в научной литературе.
     Поскольку реклама представляет собой весьма многообразное явление и может быть распространена самыми различными способами, значение эффективности правового регулирования рекламы меняется в зависимости от того, какой вид рекламной деятельности является предметом регулирования. Чем более популярен той или иной вид рекламы, и чем больше влияния он оказывает на потребителей, тем все более важным становится недопущение злоупотреблений в первую очередь именно в данном сегменте рекламной деятельности.
     С этой точки зрения реклама нуждается в особом внимании со стороны законодателя и правоприменителей по следующим причинам.
     Во-первых, реклама получила широкое распространение в России, и объемы ее производства продолжают расширяться.
     Из первой причины частично вытекает вторая - реклама имеет возможность оказывать на потребителей весьма сильное воздействие, поскольку мы встречаемся с ней ежедневно, вне зависимости от своего желания, и рекламные сообщения автоматически фиксируются и запоминаются потребителями.
     Что же касается вопросов, связанных с правовым регулированием наружной рекламы, то они приобретают еще большую актуальность в связи с тем, что они не были в достаточной мере освещены в юридической литературе ни до, ни после принятия Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе».
     Степень научной разработанности темы. Исследуемая тема, с точки зрения автора, недостаточно разработана в отечественной правовой литературе. Литература, рассматривающая вопросы законодательства о рекламе, большей частью имеет комментаторский или сугубо прикладной характер. Имеются публикации, где проводится анализ норм законодательства о рекламе, а также практики их применения антимонопольными органами и судами. Например, опубликованы работы Е. Г. Белоусовой, И. И. Василенковой, С. А. Давыдовой, Ю. Я. Вольдмана, К. В. Всеволожского, В. Р. Мединского, С. С. Завидовой, П. В. Крючковой, Е. В. Павловец, Д. М. Сорк, Н. Е.Фонаревой, Д. Д.Янина, других авторов. Предприняты также попытки провести анализ правового регулирования рекламной деятельности в диссертационных исследованиях А. Ю. Головина, В. И. Иванова, А. А. Кислицына, Ю. С. Куликовой, Е. В. Медянковой, Е. В. Павловца, О. А. Филатовой, Ю. В. Черячукина и других. Можно отметить научную и учебную литературу таких авторов, как В. Л. Нечуй-Ветер, Г. А.Свердлык, Э. Л. Страунинг, а также растущий объем публикаций, посвященных правовому регулированию рекламных отношений, в периодической печати и сборниках научных трудов. В исследовании используется также иностранная литература, посвященная рекламе, в частности, работы К. Бове, У. Аренса, А. Дейяна.
     В то же время в настоящее время не сформирован должный научно-теоретический базис для исследований правовых основ рекламной деятельности, отсутствуют какие-либо глубокие теоретический исследования и сформировавшиеся научные концепции в этой области. Наблюдаются существенные расхождения во взглядах исследователей на основные вопросы, возникающие в области правовой регламентации рекламных отношений - на правовые критерии рекламы, на отраслевую принадлежность норм, регулирующих отношения в сфере рекламы. Различны точки зрения в отношении методов правового регулирования данных отношений, а также по многим иным проблемам. Ввиду значительности той роли, которую играет реклама в рыночной экономике и потребительском обществе, представляется необходимой работа над теоретическими конструкциями в данной области.
     Предмет дипломного исследования. В работе исследуются отношения, возникающие в связи с осуществлением рекламной деятельности как деятельности по созданию и распространению рекламной информации, а также свойства таких отношений, обусловливающие необходимость их правового регулирования. Кроме того, исследуется правовой феномен рекламы, ее легальное определение, а также положения действующего законодательства России, устанавливающие общие требования к содержанию и способам распространения рекламы, в том числе наружной рекламы.
     Целью дипломного исследования является комплексный анализ правового регулирования отношений, возникающих в связи с осуществлением рекламной деятельности как деятельности по созданию и распространению рекламы.
     Необходимо ответить на вопрос о том, почему данные отношения являются предметом правового регулирования. Следует выявить правовые критерии понятия «реклама», «рекламная деятельность» и дать их определения.
     Автор ставит задачу определить, каково место норм, регулирующих рассматриваемые отношения, в системе права. Для этого необходимо проанализировать различные представления о системе права, в том числе об отраслевом делении права, критериях такого деления. Это позволит дать ответ на вопрос, нормы каких отраслей регулируют отношения, возникающие при осуществлении рекламной деятельности. Необходимо охарактеризовать регулирование рассматриваемых отношений нормами таких отраслей, рассмотреть основные проблемы такого регулирования.
     Представляется необходимым проанализировать общие требования к рекламе как таковой, специальные требования к определенным способам ее распространения, а также требования к рекламе отдельных товаров, работ и услуг. Необходимо установить, нормативными правовыми актами какого уровня следует устанавливать такие требования - должны ли данные требования устанавливаться только законом или они могут содержаться в также в нормативных правовых актах меньшей юридической силы. На основе такого исследования необходимо определить пути совершенствования законодательства.
     Методологическая основа. В работе использовались общенаучные методы исследования - системный, логический, диалектический, исторический, структурно-функциональный, а также юридические методы - формально-юридический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, использованы наблюдение и описание, анализ документов.
     Теоретическая основа исследования - работы ученых-юристов М. М. Агаркова, С. С. Алексеева, С. И. Аскназия, М. И. Брагинского, С. Н. Братуся, В. В. Витрянского, О. А. Городова, В. П. Грибанова, Н. Д. Егорова, О. С. Иоффе, О. А. Красавчикова, Л. О. Красавчиковой, И. Б. Новицкого, И. А. Покровского, В. Ф. Попондопуло, В. К. Райхера, В. В. Ровного, Е. А. Суханова, Ю. К, Толстого, Г. Ф. Шершеневича, Р. О. Халфиной, Б. Б. Черепахина, В. Ф. Яковлева, В. Ф. Яковлевой и других правоведов.
     Эмпирическая база исследования. Дипломное исследование опирается на значительную эмпирическую базу - положения законодательства, практику судов, антимонопольных органов.
     Структура дипломного исследования включает в себя введение, две главы, включающих в себя четыре параграфа, заключение и список использованных источников.
     
     Глава 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     
     
     1.1 Понятие, признаки и виды  рекламы 
     
     В литературе приводится достаточно большое количество общенаучных и специальных определений рекламы. Характеристика рекламы в них в основном зависит от той области, которая ставит и решает задачу раскрыть сущность института рекламы. Исследователями дается целый ряд определений рекламы в рамках теории рекламы, маркетинга, связей с общественностью и экономики. Так или иначе большинство определений рекламы рассматривают данный объект как информацию, позволяющую убедить потребителя рекламы в необходимости приобретения объекта рекламирования. В то же время во многих из них не дается достаточная характеристика в качестве объекта правоотношений.
     В юридической литературе категория «реклама» рассматривается в основном исходя из определения, которое было закреплено в Федеральном законе «О рекламе» от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ, в соответствии со ст. 2 которого реклама - это «распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний»2.
     До принятия Закона о рекламе 1995 г. определение рекламы содержалось в совместном письме Минфина России, Госналогслужбы России и Комиссии Совета республик ВС РФ «Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов», согласно которому рекламой признавались все виды объявлений, извещений и сообщений, передающие информацию с коммерческой целью при помощи средств массовой информации (печати, эфирного, спутникового и кабельного телевидения, радиовещания), каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка, световая фиксированная строка), имущества юридических и физических лиц, одежды3.
     В ст. 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. «О рекламе»  она определяется как «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»4. При этом объектом рекламирования признается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
     Для того, чтобы уточнить столь широкое понятие, Президиум ВАС РФ в п. 1 Постановления N 58 указал, что необходимо различать рекламу и информацию, которая обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации, в частности, относится:
- необходимая и достоверная информация о товаре, предлагаемом к продаже продавцом покупателю в розничной торговле (п. 1 ст. 495 ГК РФ);
- информация об алкогольной продукции, находящейся в розничной продаже на территории РФ (п. 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ5);
- информация на этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов (п. 3 ст. 18 Закона N 29-ФЗ6);
- информация об изготовителе (об исполнителе, о продавце), а также о товарах (о работах, об услугах) - ст. ст. 9, 10 Закона "О защите прав потребителей"7. К примеру, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 N А56-49283/2012 суд указал: конструкция была установлена обществом во исполнение требований законодательства (ст. ст. 9, 10 Закона "О защите прав потребителей", Правила технической эксплуатации автозаправочных станций8). Данная конструкция предоставляет клиентам АЗС информацию, позволяющую заблаговременно определить свою потребность в предлагаемых на АЗС услугах и, соответственно, произвести безопасный маневр в соответствии с Правилами дорожного движения РФ. Следовательно, спорная конструкция - стела, расположенная на территории АЗС, - не является рекламой, установка которой требует специального разрешения уполномоченного органа;
- годовой отчет о проведении лотереи (п. 16 ст. 2 Закона о лотереях9), результаты розыгрыша призового фонда каждого тиража тиражной лотереи (ч. 5 ст. 18 Закона о лотереях);
- годовой отчет, годовая бухгалтерская отчетность ОАО, проспект ценных бумаг, сообщение о проведении общего собрания акционеров и иные сведения, обязательные к опубликованию ОАО (ст. 93 Закона об АО10);
- выходные данные средств массовой информации (ст. 27 Закона о СМИ11).
     Следует учитывать, что размещение вышеуказанной информации не в полном объеме само по себе не влечет признания ее рекламой. Кроме того, рекламой не является размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товаров, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре).
В п. 2 Постановления N 58 закреплен критерий определения рекламы, в соответствии с которым размещение сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара.
          Судьи уже следуют данному разъяснению. Так, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 N 09АП-33780/2012 размещение обществом наружной рекламы, содержащей изобразительные элементы в виде отпечатков лап собаки и орнаментальных полос со стилизованными изображениями каюров, нарт и собак, признано фактическим распространением рекламы алкогольной продукции. Данный вывод был основан на том, что использованное в рекламе обозначение включает словесный и изобразительный элементы, имеющие сходство с соответствующими словесными и изобразительными элементами товарных знаков, зарегистрированных в 33-м классе МКТУ - "алкогольные напитки", в том числе водка.
     Правовая характеристика рекламы содержится также в ч. 1 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении»12. В представлениях многих практиков реклама однозначно рассматривается как оферта (предложение заключить сделку), что прямо противоречит вышеуказанной норме ГК РФ. Рассмотрение рекламы преимущественно как приглашение делать оферты характерно и для иностранной практики. Так, У. Бернам отмечает, что «рекламные объявления в целом не являются офертами отчасти потому, что не содержат достаточно ясно выраженного обещания или обязательства продать товар. Вместо этого они обычно рассматриваются как приглашение начать переговоры или направить оферту»13. 
     Понятие оферты раскрывается в п. 1 ст. 435 ГК РФ, в соответствии с которым офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Причем ГК РФ прямо указывает, что оферта должна содержать существенные условия договора. 
     Проанализировав данную норму можно сделать следующий вывод:
     Во-первых, оферта выражает волю только одной стороны (оферента), а значит, согласно ГК РФ (ст. ст. 153, 154 ГК РФ) она является односторонней сделкой. 
     Во-вторых, чтобы предложение, направленное одним лицом другому (другим лицам), было признано офертой, необходимо, чтобы оно отвечало следующим условиям: 
     - должно выражать волю одной стороны; 
     - должно быть достаточно определенным; 
     - должно быть направлено одному или нескольким конкретным лицам; 
     -должно содержать существенные условия договора. 
     В противном случае предложение о заключении договора не может быть признано офертой со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такого же мнения придерживаются и суды. Так, в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 21.08.2007 N Ф04-4973/2006(37405-А45-30) по делу N А45-12478/2005-37/257 отмечено, что для признания сделанного предложения офертой необходимо наличие названных в ст. 435 ГК РФ признаков. Так как в рассматриваемом деле письмо, направленное хозяйственным обществом, не содержало намерения заключить договор купли-продажи доли в уставном капитале общества и таких существенных условий, как размер доли и ее стоимость, то данное предложение не может быть признано офертой.
     Следовательно, под офертой мы понимаем предложение заключить договор. Вместе с тем далеко не всякое предложение вступить в договорные отношения может быть признано офертой. В некоторых случаях такого рода предложения могут считаться лишь приглашением делать оферту. Так, реклама и иные подобные предложения товаров, работ и услуг не являются офертой. Реклама адресована неопределенному кругу лиц и, как правило, не бывает достаточно определенной для заключения договора. Цель рекламы - показать свойства товаров, выгодно отличающие их от аналогичных.
     Однако реклама не преследует цели сообщения потенциальному контрагенту существенных условий будущего договора. Поэтому она, как и подобные предложения товаров, работ и услуг квалифицируются лишь как приглашение лицам, ознакомившимся с информацией, содержащейся в рекламе, самим обращаться к рекламодателю с просьбой о продаже товара, выполнении работ, оказании услуг и с предложением о заключении соответствующего договора (приглашение делать оферты).
     Можно сделать вывод о том, что категории «реклама» и «оферта» остаются самостоятельным. Они имеют различные природу и функции. И, исходя из положений ст. 437 ГК РФ, являются разновидностями родового понятия – «предложение».
     Таким образом, легальное определение рекламы сегодня нужно рассматривать в совокупности трех категорий: «реклама», «объект рекламирования», «сведения, не признаваемые рекламой». Это надо учитывать при определении той или иной информации в качестве рекламы14.
     В юридической науке также отсутствует единое и точное определение понятия рекламы. Так, Ю.Ю. Горячева, разграничивая рекламу от иной информации, под рекламой понимает исключительно информацию, способствующую предпринимательской деятельности, носящую добровольный характер, а также могущую побудить потребителя к действиям, связанным с реализацией или приобретением объектов как товаров на рынке15. При этом информация об идеях и начинаниях в виде задумок, мыслей, планов, творческого труда, по мнению данного автора, подлежит отнесению к рекламной, когда эти объекты могут быть реализованы (воплощены в жизнь) неопределенным кругом сторонних лиц и только после их возмездного приобретения16.
     Г.А. Свердлык и В.Л. Нечуй-Ветер, указывая на необходимость учета гражданско-правовой характеристики рекламы как предложение делать оферту, под рекламой предлагают понимать исходящее от товаропроизводителей или рекламодателей (услугодателей) к неопределенному кругу лиц и выраженное различными средствами и способами предложение, содержащее сведения о товарах и (или) услугах и (или) их производителях (услугодателях), воспринимаемое как вызов на оферту17.
     Л.М. Жуковская, исходя из легального определения рекламы, данного в Законе о рекламе, считает, что под рекламой следует понимать «информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную потенциальным потребителям и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке»18. При таком подходе круг лиц, которым адресована реклама, существенно сужается. Представляется, что данный подход вряд ли можно признать удачным, поскольку реклама является разновидностью массовой информации, поэтому всегда адресована неопределенному кругу лиц. Обусловливается это тем, что практически редко мы можем говорить о целенаправленном воздействии рекламы на конкретных лиц. Даже среди заранее определенной целевой аудитории мы не можем говорить, в отношении каких конкретных лиц «сработает» механизм рекламного воздействия.
     Представляется, что определение рекламы, данное в Законе о рекламе, подразумевает под рекламой комплексный объект частноправовых и публично-правовых отношений. В связи с этим логичным является стремление исследователей определить правовое значение рекламы применительно к тем или иным правоотношениям. Так, в рамках административного права реклама рассматривается как правовой объект управления19. В предпринимательских отношениях рекламу предлагают рассматривать как созданную с применением специальных знаний и распространяемую с использованием специфических средств и приемов информацию о конкретном субъекте и (или) продуктах его коммерческой деятельности, адресованную определенному или неопределенному кругу потенциальных потребителей с целью их побуждения к совершению сделки, направленной на приобретение прав на эти продукты 20.
     В Законе о рекламе прямо закрепляется, что определение основных понятий дается только в целях данного Закона. А это значит, что категория «реклама» применяется только к предпринимательским отношениям и более точно называть ее коммерческой (предпринимательской) рекламой. Кроме того, в Законе прямо устанавливается самостоятельность политической рекламы, а социальная реклама рассматривается как особый вид информации, а не разновидность рекламы в смысле Закона о рекламе.
     Таким образом, на сегодняшний день мы приходим к необходимости введения в правовую систему общеправовой категории «реклама», которая должна рассматриваться как глобальный объект информационных правоотношений. Реклама является разновидностью информации, что подтверждается положениями Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в котором информация определяется как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»21. При этом некоторые авторы рассматривают рекламу не просто как информацию, а как особую разновидность документа. Так, Н.М. Медведева пишет, что «реклама в информационной среде выступает как особый вид документа, главная задача которого заключается в информационном обслуживании управления, т.е. реализации механизма действия по предоставлению нужной для управленческой деятельности информации в требуемом месте на основе определенных процедур и с заданной периодичностью»22. С этой позицией сложно согласиться, поскольку документ как объект предполагает наличие материального носителя, а реклама возможна и как сообщение в устной форме.
     Представляется, что сегодня рекламу необходимо рассматривать как разновидность информации - объект информационных правоотношений. Исключение информации как самостоятельного объекта гражданских прав из ст. 128 ГК РФ привело к официальному расширению понимания правовой природы информации. Информацию необходимо рассматривать как основной объект информационных правоотношений, являющихся по своей правовой природе комплексными. Соответственно и реклама сегодня как разновидность информации является не столько объектом гражданских правоотношений, сколько объектом комплексных рекламных правоотношений, являющихся разновидностью информационных. С позиции информационного права реклама является специализированной разновидностью массовой информации, обладающей определенными признаками, и предназначена для реализации конкретных целей, предусмотренных в том или ином законе.
     В связи с таким подходом целесообразно ввести в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понятие рекламы как информации, распространенной любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованной неопределенному кругу лиц и направленной на достижение законных целей (целей, определенных законом) и обеспечение законных интересов23.
     При таком подходе логично выстраивается система различных видов рекламы (коммерческая (предпринимательская), политическая, социальная и др.), которые бы регулировались самостоятельными нормами, но имели ряд схожих сущностных признаков и соответственно ряд общих принципов и норм регулирования. Большая часть общих норм о требованиях к рекламе и контроле за соблюдением законодательства о рекламе должна содержаться в Законе о рекламе как системообразующем документе.
     Исходя из рассмотренного нами подхода интерпретации рекламы как объекта информационных правоотношений, она может быть классифицирована по содержанию и направленности на следующие виды:
     1) коммерческая реклама (реклама в понимании Закона о рекламе), в свою очередь, подразделяется на несколько подгрупп: реклама алкогольной продукции; реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе; реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей; реклама лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения; реклама продукции военного назначения и оружия; реклама финансовых услуг; реклама ценных бумаг и др. Особой разновидностью коммерческой рекламы выступает спонсорская реклама;
     2) политическая реклама. На нее не распространяется действие Закона о рекламе в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 2. К политической рекламе Закон относит предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и иные формы. Регулирование осуществляется в соответствии с нормами избирательного законодательства;
     3) социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
     Исходя из легального определения рекламы, чтобы объект признавался рекламой с правовой точки зрения, он должен соответствовать признакам, значимым для  действующего российского законодательства: признаваться информацией; распространяться любым способом, в любой форме и с использованием любых средств; быть адресован неопределенному кругу лиц и направлен на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Рассмотрим более подробно эти признаки.
     1 Реклама является информацией. Реклама признается разновидностью информации, что подтверждается ФЗ «О рекламе», а также ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», в котором информация определяется как «сведения (сообщения, данные), независимо от формы их представления». Представляется, что сегодня рекламу необходимо рассматривать как разновидность информации в качестве объекта информационных правоотношений. Исключение информации как самостоятельного объекта гражданских прав из ст. 128 ГК РФ привело к официальному расширению понимания правовой природы информации. Информацию необходимо рассматривать как основной объект информационных правоотношений, являющихся по своей правовой природе комплексными. Соответственно и реклама сегодня как разновидность информации является не столько объектом гражданских отношений, сколько объектом комплексных рекламных правоотношений, являющихся разновидностью информационных.
     2 Информация, признаваемая рекламой, распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. В качестве способа распространения рекламы выделяются следующие: распространение рекламы в СМИ (телепрограммы и телепередачи, радиопрограммы и радиопередачи, периодические печатные издания); при кино- и видео-обслуживании; по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях. При этом формой существования рекламы следует признать «внешний облик предмета как носителя рекламной информации. Способами распространения рекламы признаются специальные приемы, методы и действия, применяемые в ходе распространения рекламы. Средством распространения рекламы считается особая совокупность технических и иных приспособлений, применяемых для распространения рекламной информации»24. К средствам распространения рекламы относят различные стационарные средства размещения наружной рекламы (рекламные щиты, вывески, растяжки, панно и т.п.); транспортные средства и др.
     3 Адресация рекламы неопределенному кругу лиц. Согласно официальному разъяснению Федеральной антимонопольной службы, данному в ответ на обращение Федеральной налоговой службы (далее - ФНС) о понятии «неопределенный круг лиц», применяемом в законодательстве Российской Федерации о рекламе, под ним понимаются «те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации как предназначенность ее для неопределенного круга лиц означает отсутствие в рекламе указания о неком лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Соответственно распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена»25.
     На практике достаточно часто приходится устанавливать наличие или отсутствие неопределенного круга лиц. Так, расходы на рекламу, распространяемую путем почтовой рассылки по базе данных действительных или потенциальных клиентов, согласно письму Минфина России от 24 апреля 2006 г № 03-03-04/1/39 не учитываются для целей налогообложения. Такой же подход закреплен и в письме ФНС России «О расходах на рекламу» от 11 февраля 2005 г № 02-1-08/242. Подобные рассылки предназначены конкретным лицам, а не неопределенному кругу лиц. Согласно судебной практике направление рекламных материалов по почте также может рассматриваться как индивидуальная оферта. Правоприменитель указывает, что «сопоставление норм налогового законодательства и законодательства о рекламе приводит к выводу, что ключевым для учета расходов на рекламу в целях налогообложения прибыли является распространение информации неопределенному кругу лиц»26. Соответственно в случаях, когда получатели рекламы прямо поименованы или представляют собой заранее определенный перечень субъектов, распространяемая информация не является рекламной. Такой же подход распространяется в отношении логотипов организаций на конвертах, а также применительно к визитным карточкам. Последние, согласно письму Минфина России от 29 ноября 2006 г № 03-03-04/1/801 не могут рассматриваться как реклама, поскольку предназначены для конкретных лиц27.
     В настоящее время все чаще используется новая форма распространения продукции методом прямой рассылки. При этом организация направляет по почте потенциальному подписчику (покупателю) фирменный конверт. В конверт вкладываются информация о предлагаемой к приобретению продукции, бланки заказа, конверты для направления в организацию ответа о принятом в отношении предложения решении и отдельные рекламные материалы. В результате возникает вопрос о признании подобной информации рекламой.
     Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ считает:
     1)	расходы организации по отправке рекламно-информационных материалов (листовок, карточек, буклетов, брошюр каталогов) путем безадресной доставки на основании договоров возмездного оказания услуг являются для целей налогообложения прибыли нормируемыми рекламными расходами, признаваемыми для целей налогообложения28;
     2)	при изготовлении и (или) приобретении и распространении каталогов товаров с информацией о номенклатуре и цене предлагаемых к продаже товаров, условиях поставок, содержащих бланки заказов и конверты с номером абонентского ящика организации-продавца, распространяемых на безвозмездной основе для конечных потребителей, в случае адресной почтовой рассылки по базе данных потенциальных клиентов (физических лиц) для организации, осуществляющей передачу путем адресной почтовой рассылки ука.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44