- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016135 |
Тема: | Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ |
Содержание
Проблемы пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ Содержание Введение Глава 1. Теоретические аспекты международного сотрудничества Российской Федерации в области пенсионного обеспечения 1.1 Понятие СНГ и виды социального обеспечения в странах СНГ………5 1.2 Нормативно- правовые акты по вопросам регулирования пенсионного обеспечения иностранных граждан в РФ…………………………………… 20 1.3 Лица из стран СНГ, имеющие право на пенсионное обеспечение в России…………………………………………………………………………. 34 1.4Алгоритм (порядок)обращения иностранных граждан за получением страховой пенсии по старости………………………………………………. 40 Глава 2. Анализ проблем пенсионного обеспечения иностранных граждан в Российской Федерации 2.1Документы необходимые для назначения пенсии гражданам из стран СНГ……………………………………………………………………………... 44 2.2 Проверка правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Россию из СНГ (расчетный пример)…………………………………………………… 46 2.3Нарушение пенсионных прав граждан РФ, прибывших на ПМЖ в Россию из стран(проблемная ситуация)……………………………………………… 49 2.4 Судебная практика по вопросам назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ…………………………………………………… 54 2.5 Перспективы развития сотрудничества стран СНГ в пенсионном обеспечении……………………………………………………………………. 60 Заключение…………………………………………………………………… 67 Список литературы…………………………………………………………… 68 2 Введение Распад СССР и возникшие геополитические в связи с этим процессы значительно затруднили жизнь людей, особенно тем, кто вынужден по тем или иным причинам переезжать из одной страны СНГ в другую. Сложности возникают во многих сферах, в том числе и в области пенсионного обеспечения и реализации прав граждан по получение пенсии по старости. Российским судам нередко приходится разрешать пенсионные споры о назначении и выплате пенсий гражданам Российской Федерации и гражданам государств — участников СНГ, постоянно проживающим в Российской Федерации. В регулировании данного вопроса большое значение имеет Соглашение «О гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенного 13 марта 1992 г. Правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. В соответствии со ст. 1 этого Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств — участников вышеуказанного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. При назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств — участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств — участников Соглашения от 13.03.1992 года. Целью дипломной работы является анализ сложившегося механизма международно-правового сотрудничества в пенсионном обеспечении стран Содружества Независимых Государств , выявление специфических черт 3 правового регулирования пенсионного обеспечения, восполнение существующих в отечественной юридической науке пробелов в исследовании проблем регулирования применительно к праву СНГ. Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: ? изучить нормативно- правовую базу в области пенсионного обеспечения стран СНГ; ? рассмотреть организационно-правовые основы системы пенсионного обеспечения стран СНГ; ? исследовать содержание международно-правового регулирования пенсионного обеспечения на уровне права стран СНГ и установление значения такого сотрудничества для государств; ? установить взаимосвязь между актами органов Содружества и иных интеграционных объединений в рамках СНГ в пенсионного обеспечения и предложение возможных путей разрешения конфликтов между международно-правовыми актами различного уровня; ? определить основные проблемы пенсионного обеспечения в странах СНГ; ? разработать предложения по совершенствованию законодательства РФ в области пенсионного обеспечения граждан стран СНГ. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, содержания, заключения, списка использованной литературы. В первой главе данной дипломной работы дается определение СНГ, приводится история создания, развития содружества и указываются формы правового сотрудничества стран. Вторая глава дипломной работы составляет анализ проблем пенсионного обеспечения иностранных граждан в Российской Федерации и выявляет перспективы развития сотрудничества стран СНГ в пенсионном обеспечении. 4 Актуальность В связи с многочисленностью правовых форм сотрудничества, актуальным является установление структурных взаимосвязей между ними для целей их практического применения во внутригосударственных правовых системах государств-участников Содружества. Исследование пенсионного обеспечения в рамках СНГ тем более актуально, что данная совокупность норм регионального сотрудничества является составной частью отрасли международного права. Нормативная база Под международно-правовыми формами сотрудничества в работе понимаются многосторонние и двусторонние акты, имеющие договорный характер, а также акты, принимаемые органами Содружества Независимых Государств и иных межгосударственных объединений. В рамках Содружества заключены и действуют ряд многосторонних и двусторонних соглашений в области трудовой миграции, охраны труда, социального обеспечения. Кроме того, появляются новые нетрадиционные формы международно-правового сотрудничества, такие как акты органов управления интеграцией, созданных в рамках Договора о Сообществе России и Беларуси, а также модельные (рекомендательные) законодательные акты, разрабатываемые межпарламентскими объединениями в рамках различных интеграционных образований, в частности, Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. Объект исследованияможно назвать правоотношения которые возникают в процессе реализации пенсионного обеспечения граждан прибывших в Российскую Федерацию из стран СНГ. Предмет исследования – выявление проблем пенсионного обеспечение граждан прибывших из СНГ. Методы исследования- общенаучные методы системного анализа, синтеза, аналогии и классификации. 5 Глава 1. Теоретические аспекты международного сотрудничества Российской Федерации в области пенсионного обеспечения. 1.1 Понятие СНГ и виды социального обеспечения в странах СНГ. Содру?жествоНезави?симыхГосуда?рств (СНГ) — международная организация (международный договор), призванная регулировать отношения сотрудничества между государствами, ранее входившими в состав СССР (не всеми). СНГ не является надгосударственным образованием и функционирует на добровольной основе. СНГ было основано главами РСФСР, Белоруссии и Украины пут?м подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях (Беловежская пуща) «Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» (известно в СМИ как Беловежские соглашения).В документе, состоявшем из Преамбул и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал сво? существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств . На этапе перехода с системы централизованного планирования хозяйства к рыночным отношениям снизился уровень благосостояния населения, произошла поляризация общества по доходам, большинство населения перешло в категорию остро нуждающихся. В результате отмечается высокий уровень безработицы, числа трудящихся, находящихся в вынужденном простое и неоплачиваемом отпуске, эмиграции, снизился уровень воспроизводства населения.Важным элементом преобразований являлся вопрос реформирования отношений в рамках СССР, выдвигались и обсуждались различные концепции нового союзного договора, в то же время происходило оформление независимости союзных республик, что встречало 6 противодействие со стороны союзных властей, включая применение вооруженных сил (Баку, Вильнюс, Тбилиси и др.). Все это осуществлялось в условиях социально-экономического кризиса, сопровождалось вооруженными конфликтами в ряде регионов. Действовал и внешний фактор: инерция традиционного геополитического соперничества объективно толкала западные государства на действия, направленные на ослабление позиций СССР как сверхдержавы, осуществляемые одновременно с поддержкой демократических преобразований в СССР. Создание Содружества Независимых государств, на первый взгляд, произошло спонтанно – на встрече в Беловежской пуще 8 декабря 1991 г. лидеры Беларуси, России, Украины как государства-учредители СССР, заключившие Союзный Договор 1922 года, подписали соглашение о Создании СНГ, в котором констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность, прекращает свое существование». Соглашение определяло основные направления и сферы взаимодействия государств. Сам факт и условия создания СНГ 8 декабря 1991 г. сразу же создали определенные сложности: проблема и контуры будущего объединения не являлись предметом широкого общественного обсуждения, а были на тот момент только результатом соглашения высшего руководства трех республик; вне процесса в первые две недели оказались другие республики СССР, а также союзный центр; не была подготовлена международно-правовая база оформления распада СССР; международное сообщество оказалось неготовым к подобным резким изменениям на пространстве Советского Союза. Маастрихтское совещание глав стран – членов Европейских сообществ, состоявшееся 9-10 декабря 1991 г., по времени совпало с подписанием Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. В Маастрихте в связи с этим было принято заявление о развитии ситуации в СССР, в котором отмечалось, что Европейские сообщества принимают к сведению решение России, Беларуси и Украины об образовании СНГ и выражают надежду на развитие 7 конструктивного диалога между всеми республиками, с той целью, чтобы процесс распада СССР протекал мирным, демократическим путем. Через несколько дней, 16 декабря 1991 г. Европейские сообщества сформулировали критерии признания новых государств в Восточной Европе и на территории бывшего СССР. Ситуация полностью прояснилась в конце декабря. 21 декабря 1991 г. были подписаны Алма-Атинская декларация и Протокол к Соглашению о создании Содружества Независимых Государств, которые оформили новое межгосударственное объединение в составе 11 республик СССР. 25 декабря 1991 г. сложение М.С.Горбачевым полномочий Президента СССР и переход международно-правовых обязательств бывшего СССР к Российской Федерации окончательно оформили распад СССР. Особый характер межгосударственных отношений на пространстве СНГ в настоящее время определяется рядом обстоятельств. Прежде всего, государства СНГ в значительной степени продолжают сохранять единое геополитическое пространство, действует ряд общих исторических, экономических, политических, культурных, технологических факторов, вследствие этого отношения носят более «близкий», «психологический» характер по сравнению с классическими межгосударственными отношениями. Во-вторых, Содружество Независимых Государств, объединяющее в настоящее время одиннадцать стран, состоялось как форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация, отличительными особенностями которой является взаимодействие в различных сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов сотрудничества. СНГ играет свою роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия государств-участников. В-третьих, государства СНГ находятся приблизительно на одном уровне социально-экономического и развития, имеют в большинстве случаев статус стран с переходной экономикой, решают сложные задачи развития и 8 укрепления национальных экономик, интеграции в международную финансово-экономическую систему и объективно вынуждены координировать свою экономическую политику. Это же касается уровня развития политических систем стран-участников. В-четвертых, фрагментация интеграционных объединений на пространстве СНГ позволяет ряду государств участвовать в более продвинутых по уровню взаимодействия объединениях (Таможенный союз, Единое экономическое пространство, Евразийское экономическое сообщество, Союзное государство Беларуси и России, Организация Договора о коллективной безопасности и др.). Необходимо также подчеркнуть, что центральная роль на пространстве СНГ принадлежит России, которая во многом определяет развитие ситуации в данном регионе и влияет на государства СНГ, используя политико-дипломатические и экономические механизмы (на Россию приходится более 70 % совокупного регионального валового внутреннего продукта).о всех странах Содружества в настоящее время осуществляется реформирование пенсионных систем. Это связано в первую очередь с тем, что действующие ранее системы, полностью построенные на распределительном принципе базировались на текущих страховых взносах и зависели целиком от поступающих средств. Данные пенсионные системы утратили свою эффективность в условиях неустойчивости экономики, обострившейся демографической ситуации. В ходе реформ предусматривается осуществить меры, направленные на повышение уровня пенсионного обслуживания, привлечение для этого дополнительных ресурсов, обеспечение финансовой стабилизации пенсионных систем, тесной зависимости между трудовым вкладом работника и размером его пенсии, а также заинтересованности самих работников в формировании пенсионного бюджета. Политика государств Содружества при проведении пенсионной реформы строится на следующих принципах: 9 ? Отказ в перспективе от распределительных принципов пенсионного обеспечения как основной пенсионной системы. ? Переход большинства государств на трехуровневую систему пенсионного обеспечения, совмещающую принципы солидарности и накопления (условно-накопительную). ? Избрание в качестве основного принципа построения пенсионной системы - накопительный (Казахстан). ? Развитие добровольного пенсионного обеспечения и страхования, соответствующих финансовых институтов. По характеру намечаемых и проводимых реформ в области пенсионного обеспечения в странах СНГ наметились следующие общие для них тенденции: ? сохранение солидарной системы с определенными выплатами, постепенным расширением накопительных элементов и дополнением ее профессиональными обязательными либо добровольными негосударственными системами. Это характерно для большинства государств СНГ, основой пенсионных систем в которых является государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование; ? внедрение, в качестве основной, системы пенсионного обеспечения на накопительных принципах. Осуществляется в Казахстане на основе негосударственного (частного) пенсионного обеспечения. Страны с пенсионными системами, основывающимися на государственном пенсионном обеспечении и государственном пенсионном страховании.В этих-странах пенсионные реформы осуществляются по следующим направлениям. Республика Армения 10 Правительством Армении утверждены 2 декабря 1999г. «Основные стратегические положения пенсионного обеспечения». Одними из основных целей пенсионной реформы определено: ? повышение эффективности и перераспределение средств, направляемых на выплату пенсий; ? развитие системы обязательного пенсионного страхования; ? внедрение добровольного пенсионного страхования. Предлагается изменения в сфере пенсионного обеспечения начинать с улучшения действующей системы, обеспечив прежде всего: переход к финансированию из госбюджета тех расходов, которые не связаны с выплатой трудовой (страховой) пенсии, т.е. социальных пенсий; урегулирование системы пенсионного обеспечения в отношении льготных пенсий и пенсий за выслугу лет. Предполагается взамен указанных пенсий выплачивать компенсации с дальнейшей постепенной ликвидацией института досрочного выхода на пенсию; расширение круга социальных выплат, увеличение в связи с этим базы расчета выплат обязательного социального страхования; внедрение системы индивидуального (персонифицированного) учета. В период перехода к новой системе пенсионного обеспечения трудовая (страховая) пенсия будет состоять из трех частей: Базовая пенсия, которую государство гарантирует лицам, имеющим требуемый страховой стаж (20 лет для женщин, 25 лет - для мужчин). В нынешней системе трудовая пенсия назначается тем, кто имеет не менее 5 лет трудового стажа. Доплаты за каждый год страхового стажа до внедрения индивидуального (персонифицированного) учета. Первая и вторая части пенсии начисляются по ныне действующей формуле. Страховая пенсия, которая после внедрения индивидуальных счетов будет рассчитываться в соответствии с индивидуальным вкладом каждого застрахованного, то есть она будет учитывать накопленные страховые 11 взносы и ожидаемую среднюю продолжительность жизни в момент получения права на пенсию. Предусмотрено, что в ходе реформирования первоначально вся сумма взносов будет направляться на финансирование солидарной системы, в последующем в формуле расчета пенсий намечается увеличивать значение элемента условного накопления, с уравниванием солидарной и накопительной составляющих. Добровольное пенсионное страхование должно выполнять функции системы дополнительного пенсионного страхования. В результате осуществления реформы структура пенсионной системы в стране будет состоять из следующих элементов: ? Государственное пенсионное обеспечение; ? Обязательное пенсионное страхование; ? Добровольное пенсионное страхование. Республика Беларусь Правительством в 1997г. одобрена Концепция реформы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь. В настоящее время ведется работа над законопроектом «О государственном пенсионном страховании и государственных страховых пенсиях». В соответствии с Концепцией базой для реформирования и функционирования системы пенсионного обеспечения является индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах. Вопросы взаимодействия работодателей, застрахованных лиц и органов Фонда социальной защиты по его введению урегулированы Законом Республики Беларусь от 6 января 1999г. «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования». Целями персонифицированного учета являются: ? обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке; 12 ? создание условий для назначения пенсий каждому гражданину в соответствии с результатами его труда в течение всей трудовой деятельности; ? информационное обеспечение для прогнозирования расходов в системе государственного социального страхования. Особое значение придается обеспечению устойчивого финансирования выплат пенсий. Действующим законодательством в Республике установлена жесткая система санкций в виде пени и финансовых штрафов к страхователям и обслуживающим банкам в случае нарушения ими правил уплаты и перечисления страховых взносов. Помимо этого, действует система привлечения виновных к административной ответственности. Собираемость взносов обеспечивается на уровне 97-99%. Киргизская Республика Модель пенсионного социального страхования, выбранная Республикой, состоит из трех уровней: ? государственная гарантия минимума пенсионных выплат в твердом размере для всех видов пенсий (базовая пенсия); ? часть, учитывающая трудовой стаж и среднюю зарплату до введения персонифицированного учета; ? выплату из накопленных сумм страховых взносов на личных счетах застрахованных лиц. Соответственно введен новый порядок исчисления пенсий - из суммы уплаченных взносов и средней ожидаемой продолжительности жизни. Пенсия исчисляется как сумма базовой, устанавливаемой в твердом размере, и страховых частей, учитывающих - до введения персонифицированного учета - стаж и заработок застрахованных, и после введения персонифицированного учета - сумму накопленных на страховых счетах взносов, а также коэффициента, определяемого ежегодно, в зависимости от 13 возраста выхода на пенсию, по демографическим данным о средней продолжительности жизни за последние пять лет. Предусматривается создать трехкомпонентную систему пенсионного обеспечения: ? Государственные пенсии солидарного характера, включающие в себя элементы перераспределения и имеющие целью обеспечить поддержание определенного уровня доходов престарелых. ? Пенсионная система, построенная на накопительном принципе. ? Система, основанная на сочетании капитализации взносов и добровольности. Ее цель - способствовать повышению уровня доходов для тех пенсионеров, кто имел высокие заработки на протяжении трудовой деятельности. Для дальнейшего осуществления пенсионной реформы определены приоритетные цели на период до 2010 г.: ? обеспечение финансовой устойчивости и своевременная выплата пенсий; ? социальная защита пенсионеров через индексацию пенсий; ? создание эффективной системы социального страхования. Республика Таджикистан В 1999г. Правительством утверждена Концепция реформирования системы пенсионного обеспечения в Республике Таджикистан. В соответствии с Концепцией предусматривается внесение изменений в действующее пенсионное законодательство, направленных в основном на установление связи между размерами пенсий и страховыми взносами. По оценке специалистов Фонда социальной защиты населения Республики в пенсионной системе Таджикистана, основанной на принципе солидарности и финансируемой за счет текущих поступлений, действие страховых принципов существенно ограничено. В целях усиления страховых 14 принципов построения системы социального страхования и пенсионного обеспечения, их законодательного закрепления в 1997г. Маджлиси Оли принят Закон «О государственном социальном страховании», в соответствии с которым введен порядок отчисления из заработной платы работников 1% для зачисления этих средств на лицевые счета. В 1999г. Правительством принято постановление «О порядке ведения накопительных лицевых счетов и индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в системе государственного социального страхования». В настоящее время, в соответствии с поручением Президента ведется разработка мер, направленных на преобразование действующей системы пенсионного обеспечения в накопительную. В то же время признана целесообразность плавного перехода. Поэтому в стране длительный период будет действовать система пенсионного обеспечения, сочетающая распределительные и накопительные принципы. Пенсионная реформа в Республике Казахстан В Республике Казахстан проводятся наиболее радикальные преобразования в сфере пенсионного обеспечения. Осуществляется постепенная замена „пенсионной системы, управляемой государством, системой, управляемой негосударственными структурами. Данная система коренным образом отличается от систем, внедряемых другими странами СНГ. Ее моделью стала обязательная накопительная схема с установленными взносами, введенная в 1998г., по которой размеры пенсий зависят от суммы уплаченных взносов. При этом следует отметить, что страховой взнос работника на финансирование пенсионной системы составляет 10% от фонда оплаты труда. В настоящее время в стране действуют две структуры системы пенсионного обеспечения: солидарная ~ для нынешних пенсионеров и тех граждан, чей трудовой стаж на 1 января 1998г. составил не менее 6 месяцев, и накопительная - для тех, кто с 1 января 1998г. уплачивает в накопительные 15 пенсионные фонды обязательные пенсионные взносы в размере 10% заработной платы. В связи с этим созданы новые структуры Государственный центр по выплате пенсий, осуществляющий выплаты из государственного бюджета состоявшимся пенсионерам;накопительные пенсионныефонды (государственный и негосударственные), собирающие взносы вкладчиков и выплачивающие им пенсии; кампании по управлению пенсионными активами, а также регулирующие органы - Национальная комиссия по ценным бумагам и Комитет по регулированию деятельности пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения. Сегодня лицензии на осуществление деятельности по привлечению взносов и выплатам в стране имеют: 15 накопительных фондов, среди них - государственный; 7 кампаний на управление пенсионными активами негосударственных фондов. Накопительная система в Республике для трудящихся по существу аналогична банковским счетам. Каждый работающий делает взносы, поступившие деньги инвестируются. Работник получает пенсию, основанную на накопленной на его счете сумме. Предполагается, что выплаты из накопительных фондов за счет обязательных взносов в перспективе станут основой пенсионного обеспечения. Величина пенсий зависит от размеров взносов, продолжительности их выплаты, а также дивидендов от инвестирования пенсионных активов. Дополнительная пенсия может формироваться за счет добровольных взносов граждан. А также работодателей в негосударственные фонды. В настоящее время доля негосударственных накопительных пенсионных фондов в общей сумме пенсионных накоплений составляет более 63,5%. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в Республике при переходе на новую систему формально был снижен тариф пенсионных отчислений. Однако освободившаяся часть дохода должна в обязательном порядке направляться в негосударственные пенсионные фонды, которые обязаны 16 покупать на сумму своих активов государственные обязательства, что связано с необходимостью профинансировать определенную часть распределительной системы. У специалистов, в том числе зарубежных экспертов, вызывает тревогу возможность государства своевременно отвечать по своим обязательствам перед негосударственными пенсионными фондами в связи с высоким внутренним государственным долгом - за последние 5 лет он возрос до 60% от ВВП. В программах пенсионного реформирования стран СНГ важное значение придается развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения и страхования. Цель негосударственного пенсионного обеспечения - в дополнение к трудовым пенсиям, повысить материальное обеспечение граждан по окончании трудовой деятельности; привлечь свободные средства граждан в экономику, содействовать реформированию системы пенсионных льгот, связанных с особыми условиями труда. В некоторых странах негосударственные пенсионные фонды начинают играть определенную роль в общей пенсионной системе, как существенный дополнительный источник финансирования. В России, например, система негосударственного пенсионного обеспечения включает в себя более 250 пенсионных фондов в 51 регионе страны. За 2000г. общая сумма средств негосударственных пенсионных фондов превысила 23,1 млрд. рублей. Общая сумма пенсионных взносов составила 4,5 млн. рублей. К началу 2001 г. количество участников фондов составило 3,3 млн. человек. Дополнительную пенсию в конце третьего квартала прошлого года получали 276,5 тыс. человек. Средний размер пенсии составил 173,5 рубля в месяц и вырос по сравнению с 1999г. на 10%. В Казахстане на 1 марта 2000г. количество вкладчиков в негосударственные пенсионные фонды составило 3100 тыс. человек, в том числе в государственный -1737,9 тыс., в негосударственные -1362,1 тыс. В Украине подготовлены предложения о создании Накопительного фонда, 17 который будет аккумулировать пенсионные выплаты, накопленные на индивидуальных пенсионных накопительных счетах. Предусматривается, что выплаты из Накопительного фонда вместе с пенсией, выплачиваемой из текущих поступлений солидарной пенсионной системы, в общей сумме должны обеспечить размер пенсии более, чем 50^о утраченной зарплаты работника. Подготовлен проект закона о негосударственном пенсионном обеспечении, который предусматривает создание добровольного уровня пенсионного обеспечения. Важной особенностью проводимых пенсионных реформ в странах Содружества является усиление накопительной составляющей в системе пенсионного обеспечения. Однако необходимо иметь ввиду, что пенсионные реформы в государствах СНГ осуществляются в условиях крайне неблагоприятной социально-экономической ситуации, что оказывает существенное влияние на характер их проведения. Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что накопительная система по своей сущности создает преимущества для высокооплачиваемых работников. Для низкооплачиваемых категорий работников, участвующих в этой системе, риск оказаться в старости за чертой бедности остается очень высоким. По данным Международной Организации Труда, из двухсот общих обязательных пенсионных систем, действующих в странах, входящих в МОТ, только не более 10 построены исключительно на накопительных принципах. Поэтому, основным условием внедрения накопительных элементов в пенсионном обеспечении является заинтересованность работодателей и работников, учет их финансовых возможностей. В странах СНГ в настоящее время, по оценкам, возможности активного участия в финансировании накопительных систем для большинства 18 населения ограничены. Заработная плата значительной части населения находится на низком уровне. Вместе с тем, следует отметить, что по оценкам Международной Организации Труда расходы на пенсионное обеспечение в странах СНГ (доля расходов в ВВП) невелики и в 1,5-5,5 раз ниже, чем в странах Европы. - Государственное участие в финансировании пенсионных систем остается незначительным. В условиях перестройки экономики на рыночные рельсы, происходящих в связи с этим структурных изменений еще длительное время общество может сталкиваться с таким социальным бедствием, как безработица и возможным ее ростом, о чем свидетельствует официальная статистика. Поэтому, учитывая непопулярный характер этих мер среди населения, было бы целесообразным в первую очередь, создавать необходимые условия труда для тех, кто по достижении пенсионного возраста хотел бы продолжать работать. Это тем более важно, что значительная часть пенсионеров, в связи с крайне низким уровнем жизни, продолжает работать. Например, по данным обследования занятости населения Госкомстата России, в 1999г. 3,6 млн. человек после выхода на пенсию продолжали работать, что составляло 12% от числа пенсионеров по возрасту и 6% от числе занятых в экономике. Кроме того, 775 тысяч пенсионеров или 2,6% от числа пенсионеров по возрасту искали работу. В Украине, по материалам выборочного обследования рабочей силы, среди занятых мужчин доля лиц пенсионного возраста (60-70 лет) составила в 1999г. 22%, среди женщин (того же возраста) -13%. Кроме того, занимались поиском работы 45 тысяч человек пенсионного возраста. При сложившемся жизненном уровне большинства населения стран СНГ вызывают тревогу намечаемые в ряде государств меры - переложить в ходе реформ на плечи трудящихся страховые выплаты в пенсионные фонды. Следует отметить, что сейчас основная нагрузка по выплатам страховых взносов лежит на работодателях. В 2001 г. наименьший тариф с работодателя установлен в Таджикистане - 25,0%; с работника - в размере 1,0% - в 19 Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Молдове, Таджикистане. Наибольшие тарифы с работодателей установлены в Узбекистане- 40,0%, Украине — 36,5%, Белоруссии - 36,0%. Однако в ряде стран уже увеличены тарифы страховых взносов с работников. Наибольший тариф с работника установлен в Казахстане - 10,0%, Кыргызстане - 8,0%. Озабоченность вызывает попытка ряда государств по существу ликвидировать систему социального, в том числе пенсионного страхования введением единого социального налога. Предполагается, что это позволит повысить собираемость средств в социальные, пенсионные фонды. Страховые взносы - это средства, принадлежащие трудящимся. Перевод их в налог ущемляет права и интересы работников, которые в соответствии с требованиями Международной Организации Труда имеют право на участие в управлении пенсионной системой, определении основных направлений ее развития. Консолидации в государственном бюджете средств социальных фондов, принадлежащих трудящимся, по существу является их национализацией. Это может привести к тому, что средства социального страхования, в том числе пенсионного, пойдут на покрытие дефицита государственного бюджета, что поставит под угрозу проведение реформирования пенсионного обеспечения и достижения поставленных целей. Следует также учитывать, что в России, например, где единый социальный налог введен с 1 января 2001г. уровень собираемости налогов составляет всего лишь 82%. Тогда как собираемость страховых взносов в Пенсионный фонд достигла в 1999-2000гг. - 96%. В Казахстане, с введением социального налога, предусматривалось его последовательное снижение по мере сокращения финансирования солидарной системы, что должно было явиться стимулом к улучшению собираемости. 20 Однако этот налог в связи с необходимостью покрытия расходов солидарной системы, в 2001 г. увеличен до 26% по сравнению с 2000г. и уже превышает тариф страховых взносов, установленный до реформы. 1.2 Нормативно- правовые акты по вопросам регулирования пенсионного обеспечения иностранных граждан в РФ. Законодательство Российской оьлетичанзФедерации по вопросам пенсионного гиснепобеспечения населения еывохартсне является совершенным, ыелвнатсуоднако в Российской емрофФедерации имеется йвоуртдовольно сложная лянрпи разветвленная система исепнормативных актов регламентирующих ещюичалпывданный вопрос. Как умнжерпизвестно, эта ыонзвсистема имеет енартсдовольно сложную итнрагструктуру, и свою кйсориерархию. Так, во главе йвохартсРоссийского законодательства онтачстоит Конституция ыоиснепРФ, которая мньлацифозакрепляет основные йыьлаувдниправа и свободы иевтосгражданина Российской екнырФедерации, к которым адусотносится так зактоже и право на социальное ткафобеспечение. Немного тешалгзворпниже по своей анчясмжеюридической силе хщюавижорпстоят Конституционные ещюичалпывФедеральные законы. Ниже анчясмжеидут Федеральные акилбупсерзаконы, а затем ястилугерКонституции субъектов яитыркопфедерации и их законы, нчжуми нормативные акты. Конституция иевтосгарантирует социальную рвгодзащиту граждан исорРоссийской Федерации мньлетазябои провозглашает основные ывохартснаправления государственно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: