- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Реформа системы пенсионного обеспечения в современной России
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K007745 |
Тема: | Реформа системы пенсионного обеспечения в современной России |
Содержание
43 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Факультет «Государственное и муниципальное управление» Кафедра «Теория и практика управления» КУРСОВАЯ РАБОТА «Реформа системы пенсионного обеспечения в современной России» название КР Направление 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (код) (наименование направления) Профиль «Государственное и муниципальное управление в социальной сфере (управление безопасностью)» (наименование профиля) «Допустить к защите» «___»__________________201_ г. И.о.зав. каф. «Теория и практика управления» _______________ ____________ Кирсанов А.И. Подпись Дата «Процент оригинального текста составляет ________ %» Специалист по учебно-методической работе УПЛ математических моделей в психологии и педагогике ________________ ________ Осокина Н.Н. Подпись Дата ФИО Руководитель ________________ ____________ Какадий И.И. Звание, степень Подпись Дата ФИО Студент ________________ ____________ Пашина Е.В. Группа Подпись Дата ФИО Москва, 2016 Оглавление Введение 3 Глава 1. Пенсионное обеспечение в России 4 1.1. Сущность пенсионного обеспечения 4 1.2. Основные принципы пенсионного обеспечения 8 1.3. Условия участия граждан в системе пенсионного обеспечения... 13 1.4 Важность пенсионного обеспечения для населения 16 Глава 2. Реформы системы пенсионного обеспечения в России 22 2.1 Этапы реформирования пенсионной системы 22 2.2 Цели современной пенсионной реформы в России 32 Заключение 40 Список использованных источников 42 Приложения…………………………………………………………………………46 Введение По мере старения общества более актуальным становится вопрос пенсионного обеспечения и перевода системы пенсионного обеспечения на накопительные принципы, претворить в жизнь которые и стремятся соответствующие органы путем пенсионной реформы. Также актуальностью темы рассмотренной в работе является, то, что для рядового гражданина страны формирование сбалансированного бюджета кажется весьма далеким от его повседневных нужд и забот. А между тем вся текущая жизнь любого серьезного финансового учреждения, например, как Пенсионный фонд РФ, непосредственно зависит от того, насколько экономически обосновано и правильно были определены соответствующие бюджетные параметры. Обращение за пенсией — это подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской федерации о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую. Цель работы заключается в исследовании проблем пенсионного обеспечения в России. Цель предполагает решение следующих задач: Раскрыть сущность и принципы пенсионного обеспечения в современной России. Провести анализ реформ пенсионного обеспечения в современной России. Установить важность пенсионного обеспечения на современном этапе в России. Объектом исследования является система пенсионного обеспечения в РФ. Предмет исследования составляют принципы пенсионного обеспечения. Методы исследования: сравнение, обобщение, анализ и синтез. Глава 1. Пенсионное обеспечение в России Сущность пенсионного обеспечения Во всем мире, а так же и в России существует проблема социальной защиты людей, потерявших трудоспособность в связи с возрастом. Современная система Пенсионного фонда имеет огромное влияние на всю финансовую систему государства. Пенсионная система в современной России представляет собой сложную структуру, состоявшую из экономических институтов, предназначенных для удовлетворения потребностей различных слоев общества. Существует несколько видов пенсий. Трудовая пенсия носит характер распределения по затратам труда в прошлом. Пенсия по инвалидности носит характер возмещения и должна выплачиваться из того, сколько гражданин мог бы получать, будь он трудоспособным. Так же существуют социальные пенсии. Они носят характер распределения по минимальным потребностям. Следовательно, пенсия - это в какой-то мере материальное удовлетворение потребностей нетрудоспособных граждан. Но с другой стороны пенсия - это мера трудового вклада нетрудоспособных граждан в общественное производство. Трудовые пенсии – это выплата в целях компенсации заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица до установления пенсии либо утратили члены семьи указанных лиц в связи со смертью последний. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению – это выплата в целях компенсации утраченного дохода в связи с прекращением государственной службы, в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы или в результате радиационных или техногенных катастроф, в целях предоставления средств к существованию нетрудоспособным гражданам. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются: страхователи; страховщик; застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в РФ осуществляется страховщиком, которым является: Пенсионный фонд РФ; негосударственные пенсионные фонды. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Территориальные органы Пенсионного фонда РФ создаются по решению правления Пенсионного фонда РФ и являются юридическими лицами. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. [2] Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом РФ могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда РФ и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1. лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; 2. индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование. Застрахованными лицами являются граждане РФ, постоянно или временно проживающие на территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»), временно пребывающие на территории РФ, заключившие трудовой договор на неопределенный срок, либо срочный трудовой договор на срок не менее шести месяцев: Сегодня, когда Россия активно двигается по направлению к системе рыночной экономики, необходимо не только кардинально изменить экономическую систему как основу реформирования, но и нормы права, представляющие собой правовую оболочку этих процессов. Вследствие необходимости нового осмысления рынка перед нами встает задача: внимательно и профессионально построить почти новую систему экономических взаимосвязей, и это должно быть сделано как можно быстрее. Один из институтов, который необходимо совершенствовать, представлен институтом государственной регистрации юридических лиц. Он является сравнительно новым правовым комплексом в России, введенным в действие в 2002 г. согласно Федеральному закону Этот институт имеет большое значение. Основное правовое (или юридическое) значение государственной регистрации юридических лиц – это предоставление юридическому лицу правоспособности (п. 3 ст. 49 ГК РФ), что дает возможность обладать гражданскими правами, соответствующими целям деятельности, о которых говорится в его учредительных документах, и нести вытекающие из этой деятельности обязанности [1]. Другие значения правового характера исходят из правоспособности: они могут быть представлены различными правомочиями, обязанностями юридических лиц, наличием ответственности за осуществление неправомерной деятельности и т.д. На современность и насущную необходимость исследования выбранной темы во многом оказывает влияние развитие в России экономики рыночного типа, при которой, безусловно, предполагается главные участники гражданского оборота. Именно ими производится большая часть товаров и услуг, они – это главные налогоплательщики. В нынешнее время не только нет четко выработанного понятия реорганизации юридических лиц, но даже единое направление для определения этого понятия не существует. Предмет исследования представлен нормами гражданского законодательства Российской Федерации, которые регулируют создание, реорганизацию и ликвидацию юридических лиц, практикой арбитражных судов Российской Федерации, разработками ученых-цивилистов, касающихся темы исследования. Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении основных видов юридических лиц, теоретико-правовых проблем, возникающих при создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, основываясь на анализе теории исследование эволюции правовых процессов создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, основываясь на анализе российского законодательства, которое действует ныне, а также нормативных правовых актов, которые уже утратили свою силу; исследование правовой природы, сущности создания, ликвидации и реорганизации юридических лиц; рассмотрение правового содержания некоторых способов реорганизации юридического лица; оценка достаточности зафиксированных законодательством правовых механизмов; попытка выработки предложения, направленного на совершенствование действующего законодательства, которое касается создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц. Что касается методологической основы выпускной квалификационной работы, то в настоящем исследовании мы воспользовались следующими методами научного познания: диалектическим, комплексным, историко-правовым, сравнительно-правовым, системным анализом, формально-логическим, социологическим и др. Нормативная база исследования представлена Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими правоотношения по реорганизации юридических лиц. Основные положения выпускной квалификационной работы базируются на научных трудах, созданных известными дореволюционными и советскими учёными: М.М. Агарковым, Ю.С. Гамбаровым, Д.М. Генкиным, О.С. Иоффе, И.Б. Новицким, В.А. Рясенцевым, Б.Б. Черепахиным, Г.Ф. Шершеневичем, и др. В ходе исследования были использованы также труды таких российских ученых-цивилистов, как: М.И. Брагинский, A.B. Бенедиктов, A.B. Гуляев, В.П. Грибанов, Д.В. Коровайко, O.A. Красавчиков, A.B. Ломакин, Б.И. Путинский, Ю.К. Толстой, К.Т. Трофимов, Д.С. Шапкин и некоторые другие. Гипотеза выпускной квалификационной работы – проведение системного анализа правовой природы создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, изучение ее сущности и значения, выделение формы реорганизации юридических лиц. Структурно работа[1] включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. 1. Теоретические основы создания юридических лиц 1.1. Юридические лица: сущность и классификация Административное право довольно долго не содержало понятия «юридическое лицо». Более традиционными терминами для него были «коллективный субъект», «предприятие», «учреждение», «организация». Административное право пользуется термином «юридическое лицо» в большей мере в качестве собирательного понятия, применяемого для обозначения всех субъектов административной ответственности, которых можно назвать «организациями» или «коллективными субъектами», вне зависимости от того, имеются ли у них правомочия юридического лица. Вопрос, затрагивающий сущность, юридическую природу, понятие и происхождение такого субъекта предпринимательской деятельности как юридическое лицо, всегда представлял сложность в юриспруденции и до сих пор вызывает много споров [43, C. 33]. Юридическое лицо является объективным правовым феноменом, логически проявляющимся при развитии общественных отношений, касающихся обмена, распределения материальных благ. Наряду с этим его существование напрямую имеет отношение к законодательному закреплению. Оно является правовым институтом и «живым», «актуальным» правом, а оформление его структуры и принципов деятельности представляет собой государственное и общественное правотворчество. Вследствие определенной дезорганизации экономики, сопутствующей периоду реформ в России, не получилось конструирование целостной законодательной концепции юридического лица. Законодательство имело некоторые противоречия, несогласованность в своем содержании. Единая концепция юридического лица в российском законодательстве не существовала, но на практике появилось много представлений о природе такого рода субъекта права, повлиявших на развитие этого института. Формирование конструкции юридического лица происходило постепенно, с учетом изменяющихся условий. Впервые юридические лица были упомянуты в законодательстве России в XVII веке. В общем, институт юридического лица в российском законодательстве представляет собой результат развития обязательственного права, договора товарищества (простого товарищества), о чем говорило расположение норм, касающихся товарищества, в разделе обязательственного права, а также и само общее обозначение юридических лиц как «товарищества». В ходе выработки акционерной формы можно было заметить не столько преемственность с европейскими акционерными компаниями, сколько то, как влияют сложившиеся экономические, политические и иные условия страны. Прообразы акционерных компаний были представлены торговыми компаниями, товариществами по участкам, паевыми товариществами и т.п. Мы можем утверждать, что появление акционерной компании вызвано объективными причинами, и её можно называть неким воплощением правового идеала на практике. Основываясь на концепциях юридического лица, которые сложились в российской и европейской цивилистике до начала ХХ века, можно рассмотреть, как из-за различия в понимании сущности юридических лиц делались различные практические выводы, что предопределяло принципиальное отношение к ключевым вопросам этой сферы. В зависимости от того, какую концепцию юридического лица положили в основу взглядов законодателя, законодательство и правоприменение отражали важнейшие вопросы, касающиеся его возникновения и прекращения, правоспособности и дееспособности, внутренней организации, ответственности за деликты и многого другого. В соответствии со статьей 48 Гражданского кодекса РФ, под юридическим лицом следует понимать организацию, которая располагает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам, касающимся этого имущества, может от своего имени покупать и реализовывать права имущественного и личного неимущественного характера, нести обязанности, выступать как истец и ответчик в суде. Из этого определения традиционно выделяют квалифицирующие признаки юридического лица (в частности, Е.А. Суханов, М.И. Брагинский, И.В. Матанцев, Д. А. Медведев и др.), которые представлены: а) организационным единством (организация, в соответствии с этим критерием, должна являться единым целым); б) имущественной обособленностью (означает, что у организации есть г)[16] выступлением в гражданских отношениях от своего имени (у организации есть право приобретения и осуществления от своего имени прав, несения обязанностей, выступления в качестве истца и ответчика в суде). Законодательные акты других государств также содержат некоторые из вышеуказанных признаков, но в них закреплены еще другие признаки, которые не упомянуты в статье 48 ГК РФ. Как правило, указывают следующие признаки юридических лиц: 1) независимость существования юридического лица от находящихся в его составе участников; 2) самостоятельную волю, не совпадающую с волей отдельных лиц, которые входят в него; 3) владение юридического лица имуществом, обособленным от имущества его участников; 4) самостоятельную ответственность юридического лица по своим долгам имеющимся у него имуществом; 5) возможность совершения юридическим лицом сделок от своего имени, которые дозволяются законом; 6) право юридического лица подавать иски и отвечать в суде, исходя от своего имени. М.И. Кулагиным в связи с названными признаками указывается устойчивая тенденция понимания законодателем юридического лица как коллективного образования [47, C. 18]. Важным квалифицирующим признаком юридического лица, выводимым из легального определения, является его обособленное имущество, которым оно владеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.[14] Этот момент также наталкивается на принципиальные возражения. Сложность состоит не только в том, что[16] законодатель овеществляетсубъект права как субъект воли и[16] превращает его в коллективно-имущественный субстрат исходя из того, что гражданское право направлено на регулирование имущественных отношений [40, C. 432]. Но она заключается и в том, что конструкцию юридического лица уже длительное время используют также в иных отраслях права. Иным отраслям права, не обладая соответствующей общеправовой конструкцией, приходится переделывать её под себя. Да и само гражданское право сталкивается с множеством проблем, касающихся использования этой конструкции. Во-первых, вписание государства, муниципальных образований в эту конструкцию не совсем получается, и законодателю приходится либо не рассматривать их как юридические лица, либо искать пути, позволяющие разрешить возникающие в этой связи противоречия. Во-вторых, происходит изменение самого предмета гражданско-правового регулирования, гражданское право осуществляет регулирование не только имущественных, но и значительной части неимущественных отношений (происходит все большая дематериализация гражданско-правовой сферы). В-третьих, субъекты гражданского права представлены не только коммерческими организациями, но и некоммерческими организациями, для которых вышеуказанный «имущественный» критерий вовсе не важен. В результате всего этого, гражданское право, пытаясь выстроить на старой основе конструкцию юридического лица, сталкивается с реальной угрозой разрушения всей этой конструкции вследствие слабости её оснований. Мы считаем, что если рассматривать юридическое лицо в качестве общеправового понятия, то не следует объяснять существование этого субъекта права через владение им имуществом. Имущественный критерий юридического лица является одним из давних стереотипов гражданского права, корни которого исходят из римского частного права, предполагавшего отношение к правовым субъектам через имущественный интерес. Субъект права здесь[16] оценивают не сам по себе, а в[16] качестве владельца имущества, собственника, арендатора, дарителя. Но возможно существование юридического лица, не обремененного имуществом. Для него имущество является лишь внешним условием существования (иногда - необходимым, иногда - нет), но совсем не сущностным, не квалифицирующим моментом, без которого он не может выступать как субъект права. Владение юридического лица имуществом не оказывает принципиального влияния на его правовую личность. Оно важно только тогда, когда необходимо определить возможность уже имеющейся юридической личности заниматься тем или иным видом деятельности. Без наличия такого имущества организация, в соответствии с правом, не может заниматься конкретным видом деятельности. И ещё, включение самого условия о владении организацией имуществом на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления,[16]по нашему мнению, предопределяет способ, по которому строится конструкция юридического лица. Если рассмотреть основные положения главы 4 ГК РФ, то можно выявить, что почти каждая статья вынуждает законодателя, при рассмотрении юридического лица вообще учитывать частные формы (коммерческие и некоммерческие организации, производственные кооперативы, религиозные организации и т.д.). Если бы даже он хотел создания общей модели, не касающейся лишь отдельных видов организации, то содержащиеся в его определении юридического лица посылки, при имеющемся подходе к юридическому лицу как коллективно-имущественному образованию, делали бы это невозможным. Закрепленная в статье 48 ГК легальная дефиниция вовсе не исчерпывает нормативную конструкцию юридического лица. По существу, данная статья не обладает прямым действиям, она отсылает к нормам, осуществляющим регулирование отдельных организационно-правовых форм. Когда законодатель ведет речь о том, что в качестве юридического лица следует признавать организацию, то он говорит не о всякой организации, а об установленной законом конкретной организационно-правовой форме. Этот же смысл вложен и в положение, касающееся имущества организаций. Третий признак юридического лица, представленный самостоятельной имущественной ответственностью, исходит из предыдущего. По его поводу также возникают принципиальные возражения. Почему, когда речь идет о юридических лицах, как необходимый признак выделяют лишь имущественную ответственность? Почему не закреплено положение, рассматривающее самостоятельную юридическую ответственность лица вообще? Сам Гражданский содержащимся в самом распространенном в гражданско-правовой науке определении юридической ответственности в качестве формы государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм права, которое заключается в применении по отношению к ним предусмотренных законом (в[16] нашем случае, ГК РФ) санкций,[16] приводящих к дополнительным неблагоприятным последствиям [55, C. 32]. Основание применения этой меры представлено нарушением нормы права (ГК РФ), сама мера представляет собой предусмотренную Кодексом санкцию за правонарушение, она подразумевает государственно-принудительное воздействие на нарушителя; приводит к неблагоприятным для него последствиям организационного характера. Это наиболее радикальная, крайняя мера воздействия государства на нарушителя, которая означает «правовую смерть» юридического лица. Согласно всем перечисленным выше критериям, её следует считать мерой юридической ответственности, предусмотренной гражданским законодательством в отношении юридических лиц. Гражданское законодательство содержит и другие меры принудительного воздействия, соответствующие вышеуказанным критериям, но не имеющие имущественного характера. В связи с этим, мы считаем справедливым замечание Е.А. Суханова о том, что гражданско-правовую ответственность не следует ограничивать ответственностью за нарушение обязательств, как это традиционно делает гражданское законодательство и воспроизводит учебная литература; что меры гражданско-правовой ответственности включены и в общие положения ГК (такие меры, по его мнению, представлены отказом в охране прав при злоупотреблении ими, ограничением дееспособности граждан согласно п.1 ст. 30 ГК, ответственностью органов и учредителей юридического лица[16] согласно п. 3 ст. 433]. Что можно сказать о четвертом признаке юридического лица (речь идет о выступлении его в гражданском обороте от своего имени, то есть о возможности приобретения и осуществления прав, несения обязанностей, выступления в качестве истца и ответчика в суде), то он собственно и является выражением (вместе с самостоятельной юридической ответственностью) во внешних отношениях самого факта существования юридического лица в качестве самостоятельной правовой персоны. В связи с этим можно напомнить мысль В.Б. Ельяшевича о том, что единственным моментом, общим для всех без исключения юридических лиц, является способ их внешнего выступления; они обладают разнообразным внутренним строением, и здесь нет ни одной черты, которая бы[16]бы ла характерна для юридической личности;[16] по этой причине единственный критерий юридической личности представлен в отношениях с третьими лицами, юридическое лицо следует рассматривать в обороте как единство [42, C. 452]. По его мнению, германистами не разграничено понятие юридической личности от иных сторон явления. Этим они сами закрыли себе дорогу, ведущую к верной оценке юридической личности, а также к непредвзятому исследованию различных форм ассоциаций вне зависимости от юридической личности [42, C. 453]. В действительности, попытка дополнения понятия юридического лица кроме моментов, используемых для характеристики собственно правовой личности (всё, что способствует её определению, распознанию в отношениях с другими субъектами права), также еще и организационно-структурными моментами, не только не расширяет понимание юридического лица, но и искажает представления о нём, приводит к тому, что его начинают рассматривать как имущество, людской субстрат и т. д. Понятие юридического лица предусматривает наличие признака организационного единства. Речь идет о внутренней структуре организации, которая представлена органами управления, иными подразделениями, создаваемыми для реализации стоящих перед ней целей и задач. В соответствии со ст. 52 ГК РФ, действия юридического лица осуществляются согласно уставу (акционерные общества), учредительному договору и уставу (общество с ограниченной ответственностью), или только учредительному договору (что касается хозяйственных товариществ) [1]. В случаях, которые предусмотрены законом, юридическое лицо, не представляющее собой коммерческую организацию, может действовать, основываясь на общем положении об организациях такого вида (это присуще многим государственным и муниципальным учреждениям). Под имущественной обособленностью подразумевается, что имущество юридического лица отделено от имущества ее учредителей (участников). Конкретное выражение имущественной обособленности – это наличие самостоятельного баланса. Имущество юридического лица представлено вещами в гражданско-правовом смысле - движимым и недвижимым имуществом, деньгами и ценными бумагами, иным имуществом, в том числе имущественными правами; работами и услугами; информацией; результатами выполнения интеллектуальной деятельности, включая исключительные права на них (интеллектуальной собственностью). Имущество юридического лица также представлено плодами, продукцией и доходами, полученными при правомерном использовании своего имущества. Юридическое лицо должно содержать свое имущество (ст. 210 ГК РФ), то есть оно должно нести расходы по поддержанию имущества в надлежащем состоянии (проводить текущий и капитальный ремонт зданий, сооружений и т.п.), уплачивать предусмотренные законом налоги, вносить различные сборы и платежи в государственные и муниципальные фонды и т.д. А в то же время[8] имущество учредителей (участников) юридического лица[8] существует согласно самостоятельному правовому режиму отдельно от имущества организации и не имеет никакого отношения к нему. Еще одним существенным признаком юридического лица следует признать самостоятельную имущественную ответственность, т.е. организация, представляющая собой юридическое лицо, несет ответственность за принадлежащее ей имущество. Единственное исключение из этого правила касается учреждений, имущественная ответственность которых распространяется только на находящиеся в их распоряжении денежные средства. В соответствии с общим правилом, учредителей и участников не касаются долги юридического лица. В некоторых случаях, которые установлены законом, при недостаточности имущества юридического лица субсидиарную (дополнительную) ответственность могут возложить на иных лиц (к примеру, при банкротстве юридических лиц - на полных товарищей и лиц, владеющих имуществом учреждений и казенных предприятий). Определение содержания и объема правоспособности понятия юридического лица осуществляется при помощи двух критериев, таких как цель деятельности и вид деятельности. Цель деятельности, предусматриваемая в учредительных документах, - это обязательное условие существования всех юридических лиц. Причем понятие «цель деятельности» юридического лица обладает довольно широким смыслом, предполагая получение или неполучение прибыли в ходе деятельности [39, C. 45]. Исходя из целей создания и деятельности, организации делят на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие организации являются такими юридическими лицами, цель которых представлена извлечением прибыли посредством осуществления любой, разрешенной законом деятельности. Некоммерческие организации не нацелены прежде всего на извлечение прибыли, в них не происходит распределение полученной прибыли между участниками. По видам деятельности говорят о двух категориях юридических лиц. Одни из них могут осуществлять все виды деятельности, не запрещенные законом, и соответственно обладать всеми гражданскими правами и выполнять обязанности, которые предусматривают закон и иные нормативные акты. Такие юридические лица имеют общую правоспособность. Другие организации могут осуществлять только те виды деятельности, которые закреплены в их учредительных документах и удовлетворяют тем целям, для которы их создали. Гражданские права и обязанности подобных юридических лиц должны совпадать с их уставной деятельностью, а их правоспособность – обладать специальным характером. Первая категория представлена всеми коммерческими организациями, кроме унитарных предприятий и прочих видов организаций, которые предусмотрены законом. Вторая категория состоит из всех некоммерческих организаций, а также коммерческих организаций, исключенных из числа организаций, обладающих общей правоспособностью. Отдельные виды деятельности, их перечень установлен законом, юридическое лицо может осуществлять только при наличии лицензии (это специальное разрешение органов, уполномоченных на выдачу лицензий). Данная правовая норма касается юридических лиц с общей и специальной правоспособностью [43, C. 114]. Правоспособность юридического лица[2] появляется при его создании и[2] прекращается, когда его ликвидируют. Юридическое лицо может иметь ограничения в правах только в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом. Решение об ограничении прав юридическое лицо может обжаловать в суде. Понятием юридического лица предполагается, что юридическое лицо, являясь субъектом гражданского права, имеет и дееспособность, возникающую одновременно с правоспособностью. Последняя, завершающая стадия в процедуре создания юридического лица представлена его государственной регистрацией. организаций на корпорации и унитарные организации. Во-вторых, оптимизация коснулась организационно-правовых форм некоммерческих организаций: их количество сократили, установили исчерпывающий перечень. Наиболее значимые изменения можно проиллюстрировать в виде таблицы в приложении А. Закон установил переходные положения, которые определили, нормы о юридических лицах какой организационно-правовой формы следует применять по отношению к сформированным до вступления в силу Закона юридическим лицам, которые были созданы в организационно-правовых формах, не предусматриваемых больше (п. 8 ст. 3 Закона [8]). Принципиальные изменения в закрепленное статьей 48 ГК РФ понятие юридического лица не были внесены. В целом, эти изменения можно представить в виде таблицы 1.1. - хозяйственными товариществами - хозяйственными обществами - производственными кооперативами - потребительскими кооперативами 1. в отношении которых участники обладают корпоративными правами, то есть корпоративные организации (ст. 65.1ГК РФ), представлены: - хозяйственными товариществами - хозяйственными обществами - производственными кооперативами - потребительскими кооперативами - крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - хозяйственными партнерствами - общественными организациями - ассоциациями (союзами) - товариществами собственников недвижимости Итак, все юридические лица бывают корпоративными и унитарными (ст. 65.1 ГК РФ). Корпоративные юридические лица (корпорации) являются юридическими лицами, учредители (участники) которых[5] имеют право участия (членства) в них и[17] формирования их высшего органа. Принимая участие в корпоративной организации, ее участники обладают корпоративными (членскими) правами и обязанностями в отношении сформированного ими юридического лица, не считая случаев, которые предусматриваются ГК РФ. Корпорации представлены: хозяйственными товариществами и обществами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйственными партнерствами, производственными и потребительскими кооперативами, общественными организациями, ассоциациями (союзами), товариществами собственников недвижимости, казачьими обществами, состоящими в государственном реестре казачьих обществ в РФ, а также общинами коренных малочисленных народов РФ. Унитарные юридические лица являются юридическими лицами, учредители которых не[5] являются их участниками и не[5]обладают правами членства в них. Они представлены: государственными и муниципальными унитарными предприятиями, фондами, учреждениями, автономными некоммерческими организациями, религиозными организациями, публично-правовыми компаниями. Юридические лица еще делятся на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Принципиальное изменение представлено тем, что перечень организационно-правовых форм организаций некоммерческого характера, закрепленный ГК РФ, теперь исчерпывающий. Ранее об организационно-правовых формах, в которых можно было создавать некоммерческие организации, говорилось не только в ГК РФ[1], но и в специальных законах, вследствие чего их стало очень много, иногда искусственно выделялись отдельные организационно-правовые формы некоммерческих организаций, что спровоцировало пробелы, повторы и противоречия в законодательстве, направленном на регулирование их правового положения*(5). Изменения коснулись и норм, направленных на регулирование предпринимательской деятельности некоммерческих организаций: - предпринимательскую деятельность организаций некоммерческого характера теперь обозначили как «приносящую доход деятельность»; - осуществление приносящей доход деятельности возможно в случае, если это предусматривает устав организации некоммерческого характера; - установлены требования к наличию имущества организации некоммерческого характер....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: