- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы, направления и перспективы сотрудничества государств в Арктике, а также изучить историю становления правового режима
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011958 |
Тема: | Проблемы, направления и перспективы сотрудничества государств в Арктике, а также изучить историю становления правового режима |
Содержание
ВВЕДЕНИЕ В последние десятилетия XXI в. арктические государства приступили к реализации широкомасштабных программ исследования минеральных ресурсов Арктики. Их непосредственными участниками уже являются США, Россия, Канада, Норвегия и Дания. Фактически же почти все страны, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, претендуют на шельф в районе Северного полюса. Вполне вероятно вступление в борьбу за арктические ресурсы и других стран, в частности Великобритании, Исландии, Ирландии и даже Японии, Южной Кореи, Китая. Одни заинтересованные стороны обосновывают правомерность своих действий, опираясь на международное право, другие тяготеют к методам эпохи великих географических открытий. Процесс формирования будущего статуса Арктики идет очень активно, причем, отнюдь не за «круглым столом». Между тем уже накоплен существенный правовой опыт (как позитивный, так и негативный) определения статуса морских пространств, режима использования природных ресурсов, представляющих интерес для одного и более государств. Изучение этого опыта, исследование возможных путей его применения в арктическом контексте, теоретическая разработка новых правовых шагов в целях создания оптимального международно-правового режима сохранения природы Арктики и использования ее минеральных ресурсов - одно из перспективных направлений. Актуальность темы исследования. Значительное число международных конфликтов, возникавших как в XX веке, так и возникающих на нашей планете сегодня, в XXI веке, основаны на разногласиях по поводу международно-правового статуса территорий. Одними из таких территорий, которые в XX веке представляли собой объект жесточайших споров, а порой и военных конфликтов является арктический регион. Если обратиться к истории, то важно заметить, что Арктика всегда привлекала внимание юристов, занимающихся изучением правового статуса различных территорий. Наибольшее количество работ, относящихся к этому региону, как правило, появлялось в моменты повышенного интереса государств к полярным территориям, как это было, например, накануне заключения Договора об Антарктике 1959 года и в периоды переговоров по выработке Конвенции по морскому праву 1982 г, Соглашения о сохранении белых медведей Арктики 1973 г, Конвенции о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года и Конвенции по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики 1988 года. В начале 1990-х годов арктические проблемы вновь приобрели повышенное внимание, как учёных-юристов, так и органов государственной власти различных государств. Причиной тому стала необходимость пересмотра многих норм, регулирующих отношения между государствами в связи с использованием различных объектов, не имеющих государственной принадлежности в условиях новой геополитической обстановки в мире, сложившейся в конце XX века. Однако до сих пор не поставлена последняя точка по вопросу территориальных притязаний, и нет единого мнения о том, каким должно быть её окончательное решение. Кроме того, всё возрастающий интерес к ресурсам Арктики, новые технологические возможности их освоения наряду с экологической опасностью, которая вполне реальна в условиях арктической деятельности, нарушающей природный баланс, свидетельствует об актуальности темы, избранной для исследования в рамках настоящей работы. Степень изученности проблемы. Современные аспекты международно-правового статуса Арктики после 1991 года, а также проблемы этих регионов до недавнего времени были мало исследованы. В последнее время появился ряд работ, посвящённых отдельным проблемам международно-правового статуса Арктики таких учёных как Ю.М.Колосов, В.Н.Гуцуляк, Д.А.Додин, А.Н.Чилингаров. Василий Николаевич Гуцуляк, главный научный сотрудник сектора международно-правовых исследований ИГП РАН, в своих книгах и научных пособиях «Международно-правовые проблемы современного торгового мореплавания», «Мировой океан: международно-правовой режим» и Международное морское право» касается в том числе проблемы судоходства в арктических водах, выделяя этот регион в отдельную категорию в соответствии с его международно-правовым статусом. Особое внимание уделяется проблеме обеспечения безопасности мореплавания, глобальной проблеме защиты пространств Арктики от загрязнения и сохранения её морских живых ресурсов, проблеме юрисдикции арктический территорий, а также затрагиваются аспекты деятельности в регионе ряда межправительственных морских организаций и международных судебных учреждений. В книге «Устойчивое развитие Арктики. Проблемы и перспективы» за авторством Давида Додина впервые рассматриваются проблемы создания для всей Циркумполярной арктической зоны системы устойчивого развития, также намечены перспективы их решения. В качестве важнейшего механизма создания системы устойчивого развития предложена разработанная автором межгосударственная правительственная программа «Арктика-XXI век» и намечены пути ее реализации в течение нескольких десятилетий. Артур Николаевич Чилингаров, известный советский и российский исследователь Арктики и Антарктики, в своих трудах «Роль советских ученых в изучении Арктики и Антарктики» и «Размышления о российском Севере»рассматривает Россию как ведущее государство в освоении обоих регионов, опираясь на огромный вклад, который она внесла в их развитие. Научная новизна магистерской работы состоит в том, что в ней исследованы современные проблемы и перспективы сотрудничества государств в приполярных областях с учётом Конвенции по морскому праву 1982 года и ряда двусторонних договоров. В отношении Арктики действуют ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др.); одна региональная конвенция — Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, не существует международно-правового акта, определяющего статус Арктического региона в целом. Цель исследования – проанализировать проблемы, направления и перспективы сотрудничества государств в Арктике, а также изучить историю становления правового режима. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования: 1) Исследовать теоретико-методологические основы определения правового режима международной территории; 2) Проанализировать конвенциональное и договорное регулирование сотрудничества государств по освоению Арктики; 3) Ознакомится с проблемами международно-правового статуса территории Арктического региона; 4) Рассмотреть основные направления сотрудничества прилегающих государств в Арктике; 5) Изучить и проанализировать историю становления правового режима государств в арктическом регионе; 6) Охарактеризовать глобальные проблемы арктического региона и пути их решения. Объектом исследования является история формирования правового режима Арктики и сотрудничество государств в Арктике. Предметом исследования являются основные направления, проблемы иперспективы сотрудничества государств по исследованию Арктики. Теоретико-методологическую основу составляют положения, понятия и выводы, содержащиеся в международных нормативно-правовых актах, регулирующих сотрудничество государств в Арктическом регионе, а также в научных трудах российских и зарубежных ученых, периодической литературе по исследуемой проблеме. Методы исследования. Для исследования темы диссертационной работы использовались следующие методы исследования: анализа и синтеза, дедукции и индукции, хронологический, аналитический, исторический, системный, метод изучения документов в области международного права, международных отношений. Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников. На защиту выносятся следующие положения: Положения, выносимые на защиту: 1. В отношении Арктики действуют ряд универсальных конвенций (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., Чикагская конвенция о гражданской авиации 1944 г., Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и др.); одна региональная конвенция — Соглашение о сохранении белых медведей 1973 г.; множество двусторонних договоров арктических государств. Однако, в отличие от Антарктики, не существует международно-правового акта, определяющего статус Арктического региона в целом. 2. Многостороняя деятельность приарктических государств в этом регионе, основанная на провозглашенном ими принципе свободы арктических морей, настоятельно требует дальнейшего совершенствования законодательства по вопросам правового регулирования режима морских пространств Арктики, прибрежных арктических пространств и правового режима осуществления различных видов деятельности в данном регионе. 3. В Арктике присутствуют все категории морских пространств – территориальное море, исключительная экономическая зона, континентальный шельф, район морского дна за пределами действия национальной юрисдикции – и их международно-правовой режим определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции 1982 г., являющимися общепризнанными нормами международного права. В действующем международном праве не определены нормы, регламентирующие статус научно-исследовательских судов и дрейфующих полярных станций, а также их правовой режим деятельности в регионе. 4. Исследование вопросов интернационализации проблем Арктики приводят к выводу о недопустимости бесконтрольной деятельности неарктических государств и их организаций в Арктическом регионе. В основе регулирования всех видов деятельности в Арктике должна лежать не интернационализация или распространение на арктические пространства в полной мере правового режима, устанавливаемого в отношении других районов Мирового океана, а соглашение именно приарктических государств, в силу их особых интересов и солидарной ответственности за Арктику. 1 Характеристика международно-правового режима Арктики. История закрепления Арктических зон, прилегающих к Северному Ледовитому океану 1.1 Общее понятие и виды территорий в международном праве Человеческая цивилизация развивается не в вакууме – она теснейшим образом связана и зависима от среды своего обитания – планеты Земля. Территория важна не только с точки зрения существования каждого государства в отдельности; межгосударственные отношения, урегулированные международным правом, происходят в пространственном измерении. Во многом именно благодаря попыткам определения принадлежности и результатов раздела той или иной территории международное право зародилось, существует и развивается. Так, в современном международном праве упреждающе решаются вопросы, связанные с регулированием режима космического пространства и небесных тел, на которые еще фактически не ступала нога человека. Соответственно институт правового регулирования территории в международном праве – один из древнейших и до сих пор имеющих большое значение в поддержании международного мира и безопасности, развитии международного сотрудничества и прогресса всего человечества. В отличие от обыденного языка, в международном праве под «территорией» (лат. territorium) понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра, воздушное и космическое пространство. В качестве синонима часто используется термин «пространство». Помимо классификации с точки зрения географической принадлежности в доктрине принято различать территории исходя из их правового режима (государственная территория, международная территория, территория со смешанным правовым режимом). На государственную территорию распространяется территориальное верховенство какого-либо государства. Именно государственная территория является материальной основой существования государств: без территории нет государства. Иногда выделяют государственную территорию международного пользования, к которой относят международные реки, международные проливы и каналы, некоторые сухопутные территории (например, архипелаг Свальбард (Шпицберген)). Международные территории, или международные пространства (terra communis) – это географические пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного государства и чей правовой статус определяется договорным и обычным международным правом. Международная территория не подлежит национальному присвоению, но при этом все государства имеют равные права по его исследованию и использованию в своих интересах. Очевидно, что технологически более развитые государства используют данные пространства более интенсивно. К международной территории относятся открытое море и Район морского дна за пределами континентального шельфа (Район); Антарктика; воздушное пространство над открытым морем и Антарктикой; космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела. Особый правовой режим некоторых международных пространств получил название режима «общего наследия человечества». Такой режим устанавливается на договорной основе в отношении объектов, представляющих особую ценность для всего человечества. В отличие от режима terra communis, запрещающего национальное присвоение пространств, но в остальном не ограничивающего государства в формах и целях деятельности, режим общего наследия человечества дополнительно устанавливает ряд требований. Во-первых, все объекты общего наследия человечества подлежат полной демилитаризации и нейтрализации. Во-вторых, исследование и эксплуатация ресурсов данных территорий должны происходить в соответствии с установленными процедурами в мирных целях, в интересах всего человечества с учетом особого положения наименее развитых стран. В-третьих, в отношении данных территорий осуществляется должная охрана окружающей среды. Впервые режим общего наследия человечества был предложен в ГА ООН мальтийским послом при ООН А. Пардо в 1967 г. В действующем международном праве он закреплен в ст. 136 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. за Районом (дном морей и океанов и их недрами за пределами национальной юрисдикции); в ст. XI Договора о Луне 1979 г. за Луной и иными небесными телами (но не за всем космическим пространством). Сходный режим возник в отношении Антарктики на основе системы Договора об Антарктике 1959 г. Несмотря на конвенционное закрепление, данный принцип неоднозначно воспринимается мировым сообществом. Так, наиболее развитые страны, чьи возможности по эксплуатации ресурсов объектов общего наследия человечества ограничиваются этим режимом, не ратифицировали ни договор по Луне, ни Конвенцию ООН 1982 г. в ее первоначальной редакции. К территориям со смешанным, правовым режимом относят морские пространства, чей режим определяется как международным, так и национальным правом прибрежного государства. В частности, такой режим распространяется на прилежащую зону, континентальный шельф и исключительную экономическую зону, которые согласно Конвенции по морскому праву 1982 г. открыты для всех государств, но прибрежные государства обладают особыми правами в отношении разведки, разработки и сохранения ресурсов данных территорий и имеют право осуществлять юрисдикцию в пределах этих территорий в специально установленных областях. Исторически выделялись т.н. «ничейные территории» (terra nullius), на которые может распространяться суверенитет какого-либо государства, но которые пока не принадлежат ни одному государству. Современный уровень развития человеческой цивилизации позволил полностью изучить планету, так что «неисследованных» пространств не осталось. В то же время в результате вулканической активности, например, могут возникать новые острова. Тогда на них может распространяться суверенитет какого-либо государства в соответствии с общепринятыми законными способами приобретения территории. Проблема территорий и границ всегда была одной из наиболее острых в международных отношениях. На протяжении всей истории человечества войны возникали в первую очередь из-за территории, границ, в связи с борьбой за раздел и передел мира. И в настоящее время эти проблемы сохраняют свою остроту, по-прежнему внешняя политика и дипломатия государств всегда учитывают эти проблемы. Значительное число территорий и границ все еще нуждается в определении их статуса. Неурегулированность некоторых из них пришла из прошлого. В международном праве под территорией понимается весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними, а также космическое пространство. Все эти пространства с точки зрения международного права разделяются на территории государств, территории с международным режимом, территории со смешанным режимом, и у каждой из них имеется свой международно-правовой статус. Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом государства. Как правило, территория государства имеет международные признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах, мирными договорами после окончания вооруженных конфликтов. Существуют так называемые исторически сложившиеся границы, которые не оформлены договорами, но признаются государствами на практике. В пределах своих границ государства устанавливают правовой режим территории на основании национального законодательства и международных договоров. К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами территории государства и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяются международным правом; государственный суверенитет на них не распространяется, за исключением искусственных островов, установок и сооружений, которые государства в соответствии с современным международным правом могут строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. К территориям с международным режимом относятся открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Кроме того, международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами (например, демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике Договором от 1 декабря 1959г. Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, находящиеся за пределами Земли, также имеет международный режим. Оно открыто для исследования и использования всеми государствами в соответствии с принципами и нормами международного права. К территориям со смешанным режимом относятся пространства Мирового океана — прилежащие зоны, исключительные экономические зоны и континентальный шельф. Отличительной особенностью правового статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки, эксплуатации и сохранения природных живых и минеральных ресурсов, права контроля за соблюдением в этих зонах правил, установленных прибрежными государствами, например, таможенных, в прилежащей зоне. Кроме того, к территориям со смешанным режимом следует отнести международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых существуют международные договоры (например, Шпицберген). Из закрепленного в международном праве принципа суверенного равенства государств вытекает право каждого государства в пределах своей территории осуществлять территориальное верховенство. Это значит, что власть данного государства является высшей по отношению ко всем физическим и юридическим лицам, находящимся в пределах его территории. Отсюда следует, что на территории государства исключается власть другой державы и что законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется на все физические и юридические лица, находящиеся на его территории, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в международных договорах и иных международно-правовых актах. Так, любые попытки осуществлять на территории другого государства без его согласия властные полномочия иной державой означают вмешательство во внутренние дела другого государства, что недопустимо по современному международному праву. Практика международных отношений показывает, что государства на основе взаимности допускают изъятия в своем законодательстве в отношении иностранных физических и юридических лиц. Международное право признает недопустимость насильственного, неправомерного захвата территории другого государства. Согласно Декларации о принципах международного права 1970 г. «территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения». Любое прямое или косвенное противоправное посягательство на государственную территорию есть посягательство на территориальную целостность государства и его суверенитет. В то же время верховенство не означает вседозволенность. Так, в соответствии с упомянутой выше Декларацией 1970 г. «каждое государство обязано воздерживаться от организации или поощрения организации иррегулярных сил или вооруженных банд, в том числе наемников, для вторжения на территорию другого государства». Осуществляя территориальное верховенство, государство прежде всего решает вопросы административно-территориального деления территории и его правового режима. Разделение территории на административно-территориальные единицы каждое государство осуществляет в интересах организации государственной власти и управления. Организуя территорию в административном отношении, государство также устанавливает на ней определенный режим. В этом смысле иногда говорят, что государство распоряжается своей территорией. Однако государство совершает здесь действия не собственника, а суверена. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство обеспечивает с помощью мер принуждения соблюдение правового режима пребывания, проживания и передвижения по его территории. Применение таких мер может осуществляться лишь в пределах собственной территории. Осуществляя территориальное верховенство, государства реализуют нормы своего внутреннего права и международные обязательства. Все совершаемые государством в связи с этим действия составляют понятие «юрисдикция государства», т. е. право судебных и административных органов государства рассматривать и разрешать дела в соответствии с их компетенцией. Территориальные и пограничные споры должны разрешаться мирным путем в соответствии с принципом мирного разрешения споров, который относится к числу императивных принципов современного международного права. Таким образом, международно-правовым последствием признания спора является обязанность разрешить его мирным путем. В Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что стороны должны стремиться «к скорейшему и справедливому урегулированию своих международных споров» мирным путем. 1.2 История закрепления арктических зон. «Секторальный принцип» владений в Арктике Арктика – район земного шара, расположенный вокруг Северного полюса, общей площадью около 27 млн. кв. км., если проводить ее южную границу по южной границе зоны тундры. Если же исходить из линии прохождения Северного полярного круга (66031’ северной широты), то площадь Арктики составляет примерно 21 млн. кв. км. К Арктике прилегают территории пяти государств мира: РоссийскойФедерации, США, Канады, Дании и Норвегии. Финляндия с передачей Советскому Союзу района Печенги (Петсамо) лишилась выхода в Северный Ледовитый океан. Эта передача была произведена в соответствии с подписанным СССР, Великобританией и Финляндией Соглашением о перемирии от 19 сентября 1944 г. и подтверждена ст.2 Мирного договора между СССР и Финляндией от 10 февраля 1947 г. Исландия определяет всю территорию страны как входящую в арктическую зону, но претензий на собственный арктический сектор не предъявляет. Канада выступила в роли первопроходца в юридическом закреплении за собой соответствующей частиарктического сектора. Еще в 1909 г. Правительство Канады, в то время доминиона Британской империи, официально объявила своей собственностью все земли и острова, как открытые, так и могущие быть открытыми впоследствии, лежащие к западу от Гренландии, между Канадой и Северным полюсом. В 1921 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части находятся под ее суверенитетом, а в 1925 г. приняла дополнение к закону о северо-западных территориях, запрещавшее всем иностранным государствам заниматься какой-либо деятельностью в пределах канадских арктических земель и островов без особого на то разрешения канадскогоправительства. В 1926 г. эти требования были подтверждены специальным королевским указом. В 1922 г. премьер-министр Канады М. Кинг сделал заявление о принадлежности Канаде острова Врангеля. Правительство СССР опротестовало это заявление со ссылкой на ноту Министерства иностранных дел России о принадлежности острова Врангеля Российской империи, направленную всем государствам в 1916 г., на которую не последовало возражений. В 1924 г. на острове был установлен флаг СССР. Сегодня Канада определяет свою арктическую область как территорию, включающую водосборный бассейн территории Юкон, все земли севернее 60 градусов северной широты и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь полярных владений составляет 1,430 млн. кв. м. США намеревались присоединить Северный полюс к своим владениям. Об этом намерении со ссылкой на то, что Северный полюс есть продолжение Аляски, выступая в Конгрессе США, сделал заявление секретарь по морским делам США Демби в 1924 г. Современную арктическую область США составляют территории США к северу от Полярного круга и территории к северу и западу от границы, формируемой реками Поркупайн, Юкон и Кусковим, цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая Северный Ледовитый океан и море Бофорта, Берингово и Чукотское моря. Площадь полярных владений США составляет 0,126 млн. кв. км. Территория Аляски перешла под суверенитет США в соответствии с заключенным между Российской империей и СевероамериканскимиСоединенными Штатами в Вашингтоне 18(30) марта 1867 г. и ратифицированным Россией 3 мая 1867 г. Договором об уступке российских североамериканских колоний. Договор был заключен по инициативегосударственного секретаря США У. Сьюарда (1861-1869 гг.), в честь которого Аляску долго называли холодильником Сьюарда (“Seward’s Icebox”). Если в прошлом веке приобретение Аляски американцы расценивали не иначе, как “прихоть Сьюарда” (“Seward’s Folly”), то сегодня в его честь названыполуостров, разделяющий Берингов пролив, по которому, кстати, проходитграница между США и Россией, а также город на Аляске. Ежегодно, в последний понедельник марта, в память подписания договора между Россией и США отмечается праздник штата – “Seward’s Day” [7, с .25]. Согласно Договору, Император Всероссийский за 7200000 американских долларов, что составляло 14320000 российских рублей, обязывался уступить Североамериканским Соединенным Штатам всю территорию, имеющуюся Россией на Американском материке. Восточной границей служила установленная конвенцией, заключенной между Россией и Великобританией 16 (28) февраля 1825 г., линия разграничения между российскими и британскими владениями в Северной Америке (ст. I Договора). Западная граница передаваемых территорий “проходит через точку в Беринговом проливе под 65 градусом и 30 минутами северной широты вея пересечении меридианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузенштерна, или Игналук, от острова Ратманова, или Нунарбук, и направляется по прямой линии безгранично к северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане” (ст. IV Договора). Общая площадь передаваемых территорий составила 1 530 тыс. кв. км. В нарушение Договора 1867 г. США в 1881 г. установили американскийфлаг на острове Врангеля. Но, как и в случае с аналогичными претензиями Канады, эта мера не повлияла на российскую принадлежность острова [11,c.26]. Норвегия в национальных нормативно-правовых актах не дает определения своих арктических территорий. Но при подписании 13 июня 1997г. министрами по окружающей среде арктических государств Руководства по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике определила, что для целейэтого “Руководства” арктическую территорию Норвегии образуют районы норвежского моря севернее 65 градусов северной широты. Площадь полярных владений Норвегии - 0,746 млн. кв. км. С момента своего открытия в 1596 г. экспедицией голландца В.Баренца архипелаг, получивший название “Шпицберген” (“Скалистые (Острые) горы”, норвежское название архипелага - “Свальборг”, русское - “Грумант”), был ничейной территорией. В 1920 г.42 страны подписали в Париже договор, устанавливающий норвежский суверенитет над архипелагом, но поскольку на Шпицбергене вели добычу углякомпании нескольких стран, архипелагполучил статус демилитаризованной зоны, его использование в военных целях запрещалось (ст.9 Договора). Договор предусматривает свободу хозяйственной деятельности любых государств на архипелаге. Спустя 5 лет, в 1925 г. Норвегия официально объявила о присоединении Шпицбергена. Впоследствии Норвегия установила 200-мильную экономическую зону вокруг Шпицбергена, которую Советский Союз, а затем и Россия, не признают, справедливо отмечая, что море вокруг архипелага – территория такой же свободной экономической деятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг. В 1932 г. советский трест “Арктикуголь” выкупил у голландской компании шахту за три с половиной миллиона норвежских крон. Началось промышленное освоение нашей страной архипелага. Сегодня на Шпицбергене сосуществуют два сообщества: норвежское со столицей Лонгйир и российское с центром в Баренцбурге. При территории в 62 тыс. кв. км общее норвежско-российское население архипелага составляет около 3,5 тысяч человек. Норвегия в рамках концепции “поддержания суверенитета Свальборга” предпринимает все возможные меры для поэтапного вытеснения России с архипелага, стараясь, не нарушаяположений Парижского договора, ограничить российское присутствие на Шпицбергене. Несмотря на подписанное еще 15 февраля 1957 г. Соглашение между СССР и Норвегией о морской границе между двумя странами, проводимые с 1970 г. двусторонние переговоры, до сих пор не решены проблемы разграничения экономических зон и континентального шельфа в Баренцевом море. В 1975 г. Норвегия выступила с предложением провести разграничение континентального шельфа по линии, проходящей восточнее границы полярных владений Советского Союза. Таким образом, Норвегия выступила с претензиями на 155 тыс. кв. км. советских (российских) морских пространств. Претендует Норвегия и на 10 тыс. кв. км. в качестве своей экономической зоны при выпрямлении на север от шпицбергенского квадрата границы полярных владений России. Россия в этом случае потеряет участок акватории площадью в 25 тыс. кв. км. Чтобы урегулировать возникающие проблемы во взаимоотношениях, 15 октября 1976г. Правительства СССР и Королевства Норвегии подписали Соглашение о взаимных отношениях в области рыболовства, а 11 января 1978 г. - Протокол о временных правилах рыболовства в так называемой “серой зоне” Баренцева моря – спорной акватории, где столкнулись интересы двух стран. Согласно этим соглашениям, каждая из сторон воздерживается от любого контроля правил регулированиярыболовства в отношении судов другой стороны в этом районе. Несмотря на имеющиеся противоречия, сторонам удается достаточно эффективнопрепятствовать осуществлению третьими странами рыболовства в районе Баренцева моря [14,с.245]. Дания включила в свою арктическую область Гренландию и Фарерские острова. Распространение суверенитета Дании на Гренландию было закреплено решением Постоянной палаты международного правосудия в 1933г. Площадьполярных владений Дании составляет 0,372 млн. кв. км. В отличие от Канады и России Дания, Норвегия и США не принимали специальных актов по арктическим районам, прилегающим к их территории. Однако законодательство этих стран о континентальном шельфе, экономических и рыболовных зонах распространяется и на арктические районы. Полярные районы в Арктике, в пределах которых Россия и Канада установили территориальный суверенитет или юрисдикцию в отношении деятельности иностранных государств и их граждан, получили со стороны многих специалистов международного права (Р.Волтерн, Г.Смедал, Ж.Жидель и др.) наименование полярных или арктических секторов, хотя самизаинтересованные государства их так не обозначали [18, с.88]. Чтобы установить арктический сектор надо иметь побережье на Северном Ледовитом океане, которое должно лежать в основании этого сектора. Американский профессор Ч.Ч. Хайд в книге "Международное право: его понимание и применение Соединёнными Штатами Америки" следующим образом изложил в своё время американское понимание территориального разграничения владений в Арктике: "Учитывая суровый климат, следуетсмягчить требования международного права для приобретения суверенитета над вновь открытыми землями в полярных районах … Необходимо признать, что в арктических районах суверен смежной территории , глубоко заходящей за Полярный круг, находятся в сравнительно благоприятных условиях для того , чтобы дать почувствовать своё превосходство в пределах обширного, но ещё не занятого пространства. Такие возможности обусловлены в значительной мере географическими обстоятельствами, усиливают возможность применения системы секторов в районах, расположенных вокруг Северного полюса" [18,с.88]. России принадлежит ведущая роль в освоении Арктики. Протяженность арктического побережья России составляет 22 600 км, при том, что общая протяженность арктического побережья всех прилегающих государств составляет 38 700 км. Первым документом, определяющим статус земель и островов, расположенных в российской арктической зоне, прилегающей к арктическому побережью России, явилась нота Министерства иностранных дел Российской империи от 20 сентября 1916 г. В этой ноте содержалось положение о включении в состав территории Российской империи всех земель, составляющих продолжение на север Сибирского континентального плоскогорья. Декретом СНК РСФСР “Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и Белом море” от 24 мая 1921 г. закреплялось распространение суверенных прав РСФСР на 12-мильную полосу территориальных вод. Этим декретом устанавливалась точная граница прибрежных морских вод на Баренцевом море и подтверждалось право РСФСР на исключительную эксплуатацию рыбных и звериных угодий на Белом море – к югу от прямой линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин Нос, в Чешской губе, и в Северном Ледовитом океане на протяжении берега от государственной границы с Финляндией до северной оконечнос....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть проблемы и перспективы малого предпринимательства в России
- Россия и Венгрия проблемы и перспективы межгосударственного сотрудничества в экономической сфере
- Экономические отношения России и Европейского союза, проблемы и перспективы сотрудничества