- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы и перспективы системы контроля показателей эффективности деятельности таможенных органов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000008 |
Тема: | Проблемы и перспективы системы контроля показателей эффективности деятельности таможенных органов |
Содержание
Государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская таможенная академия» Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии Кафедра международных экономических отношений КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Мировая экономика» на тему «Проблемы и перспективы системы контроля показателей эффективности деятельности таможенных органов» Выполнила: студентка 3-го курса очной формы обучения факультета таможенного дела группа 2114 Ирина Анатольевна Сергеева Подпись Научный руководитель: Владимир Петрович Попов, К.э.н, доцент Подпись Санкт-Петербург 2014 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение. 2 1.Теоритические основы управления качеством таможенных услуг 2 1.1. Основные категории управления качеством таможенных услуг. 2 1.2. Стандарты ИСО 9000: таможенный аспект 5 1.3. Необходимость управления качеством таможенных услуг 8 2. Показатели оценки деятельности таможенных органов 10 2.1. Оценка эффективности таможенных органов по системе внутриведомственных показателей 10 2.2. Алгоритм разработки показателей оценки деятельности таможенных органов 16 2.3. Проблемы и перспективы системы контроля показателей эффективности деятельности таможенных органов 18 Заключение. 29 Список использованных источников. 30 ВВЕДЕНИЕ Оценка деятельности таможенных органов всегда была одной из основных задач руководства таможенной службы России. В настоящее время в таможенных органах уже сложился внутриведомственный механизм оценки собственной деятельности на основе системы контроля показателей эффективности деятельности таможенных органов. На постоянной основе данная система установления и отслеживания контрольных показателей эффективности деятельности таможенных органов действует с 2005 года и по настоящее время. Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что существует ряд противоречий между сложившейся в ведомстве практикой и научно обоснованными принципами. Комплексная оценка деятельности таможенных органов обусловлена необходимостью дальнейшего совершенствования системы показателей оценки деятельности ФТС России. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ 1.1. Основные категории управления качеством таможенных услуг Под качеством продукции или услуг понимается целостная совокупность их потребительских свойств, обуславливающих степень пригодности данной продукции и услуг удовлетворять определенные потребности в соответствии с их назначением и фиксированных условий потребления. Качество продукции и услуг формируется на этапе разработки и обеспечивается в процессе производства продукции или оказания услуг, т.е. непосредственно не связано с конкретными условиями использования. Качество как мера полезности потребительской стоимости может быть реально оценено лишь в конкретных условиях потребления. Под обеспечением качества понимается совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, необходимых для создания уверенности в том, что продукция или услуга удовлетворяет определенным требованиям к качеству. Управление качеством включает методы и деятельность оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству. Совершенствование системы государственных услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности, нацелено на расширение их спектра, повышение качества и доступности при внешней их простоте, оперативности и надежности. Таможенная система несёт большую ответственность в охране интересов государства. Это следует учитывать, оценивая по следующим критериям качество таможенных услуг: • препятствование нарушениям законов РФ (провоз наркотиков, оружия, раритетных предметов, произведений искусства и пр.); • контроль экологической безопасности; • контроль качества товаров, перевозимых через таможню; • сбор таможенных платежей в положенном объеме; • валютный контроль. Реализуя свои профессиональные задачи, органы таможенной службы могут применять любые формы контроля, регламентируемые федеральной таможенной службой - досмотр, проверку документов и т.д. Результативность таможенной работы зависят также от действий исполнителей, непосредственно контактирующих с потенциальными нарушителями. Трудовой кодекс гласит, что представители таможенной службы, нанесшие неправомерный урон, несут административную ответственность. Для облегчения труда работников таможенной службы и качественного таможенного оформления внедрены новейшие программные комплексы. Это повышает требования к уровню подготовки, образования и квалификации сотрудников таможенных структур. Пристальное внимание к кадровой политике значительно влияет на повышение качества таможенных услуг. Поэтому необходимо постоянно: • совершенствовать кадровую политику, контролировать прохождение стажировки и курсов переподготовки персонала, отслеживать рост его квалификации; • учитывая сложные условия работы усиленно контролировать подбор сотрудников правоохранительного сектора; • для обеспечения слаженной работы следить за дисциплиной и психологическим климатом во всех отделах. Чтобы объективно оценить качество таможенных услуг, важно проанализировать следующие параметры: 1. скорость таможенного оформления; 2. информационные технологии; 3. наличие и корректное оперирование системой электронного декларирования; 4. уровень результатов работы сотрудников по обнаружению нарушителей налогового законодательства; 5. степень квалификации сотрудников; 6. уровень взаимодействия органов таможни с околотаможенными структурами. Участвуя в формировании внешнеторгового оборота и реализуя фискальную функцию, служба таможни систематически пополняет госбюджет. Превалирующими направлениями работы российской таможенной службы являются гарантирование правоохранительной и фискальной функций, усовершенствование технологий в области контроля и оформления таможенных передвижений. По сути, управление качеством таможенных услуг представляет собой снижение средней продолжительности передвижения товаров и транспортных средств через границу РФ. Это объясняется тем, что временной промежуток, от времени прибытия товаров до момента их выпуска в свободный оборот чаще всего является тем основополагающим показателем для оценки международным торговым сообществом эффективности, профессионализма и качества работы таможенных структур. Более длительная продолжительность считается нетарифным барьером, что приводит к увеличению затрат участников ВЭД на повышение стоимости товаров и доставку их к потребителям. 1.2. Стандарты ИСО 9000: таможенный аспект Современные организационные основы формирования системы управления качеством заложены в международных стандартах (МС) ИСО (ISO – International Standard Organisation), серии 9000, определяющих требованиям к системам качества. В России МС ИСО серии 9000 приняты для их прямого использования в виде ГОСТ Р. Использование отечественными предприятиями и организациями МС ИСО серии 9000, с одной стороны, обеспечивает основу для формирования систем управления качеством, а с другой стороны выступает как важнейший фактор, подтверждающий потенциальные возможности предприятий и организаций выпускать продукцию и предоставлять услуги высокого качества. Система качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, обеспечивающих осуществление общего руководства качеством, и базируется на следующих ведущих направлениях: обеспечение качества, управление качеством, улучшении качества. 21 декабря 2011 года в Российской таможенной академии состоялась международная научно-практическая конференция «Актуальные аспекты освоения требований международных стандартов ИСО серии 9000 в таможенных службах государств-участников Таможенного союза». Для обсуждения были предложены следующие вопросы: 1. Формирование теоретических основ и практических направлений деятельности по освоению требований стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества» в таможенных службах государств-участников Таможенного союза. 2. Перспективы внедрения требований международных стандартов ИСО серии 9000 в деятельность таможенных служб государств-участников Таможенного союза. В связи с образованием Таможенного союза возникают серьезные проблемы, требующие внимания и разрешения. Речь идет о более качественном выполнении задач личным составом таможенных служб. Этому будет способствовать освоение требований стандартов серии ISO 9000 в государствах-участниках Таможенного союза. Эти стандарты должны предусматривать разработку единого для всех таможенных служб отраслевого стандарта, введение независимого аудита, проведение социологических исследований, выработку соответствующих рекомендаций. «Особо следует подчеркнуть, что теоретическая проработка вопроса о применении международных стандартов серии ISO 9000 в таможенной деятельности проводится на базе Российской таможенной академии уже на протяжении целого ряда лет. Федеральная таможенная служба России приобрела значительный опыт освоения системы менеджмента качества на базе Приволжского таможенного управления. Такая система работает и приносит конкретные результаты, подтверждая правильность выбранных подходов».1 Сегодня на повестку дня ставится вопрос о внедрении международных стандартов серии ISO 9000 в деятельность всего государственного аппарата. Федеральная таможенная служба России в числе первых серьезно занялась изучением этой проблематики, создав на сегодняшний день хороший методологический задел. По мнению экспертов, у таможенных служб есть хорошая возможность создать ядро дальнейшей интеграции, взяв курс на непрерывное совершенствование стандартов качества как основную цель перспективного развития. На сегодняшний день необходимо определить, каким должен быть отраслевой стандарт, какая система менеджмента качества будет наиболее востребована и применима, и что требуется для дальнейшего совершенствования. Следует отметить, что стандарты ISO 9000 носят рекомендательный характер и ориентированы не на ломку систем управления, а на их последовательную трансформацию и приведение в новое качественное состояние. Решение вопроса о совершенствовании систем управления в современных условиях возможно посредством объединения усилий таможенных служб государств-партнеров в направлении совместного формирования и согласованного функционирования систем управления качеством таможенной деятельности таможенных органов Таможенного союза. Создание принципов управления на основе метода менеджмента качества определенных международных стандартов позволяет построить систему результативного управления. Разработка стандартов ISO 9000 является важной стратегической задачей. Участники конференции считают необходимым обратить пристальное внимание на особенности таможенной деятельности и более результативные методы применения стандартов серии ISO 9000 в таможенных органах. Они отметили о необходимости продолжения исследования и научно практические разработки, направленные на совершенствование методов повышения результативности систем управления в таможенных органах с использованием методологии систематического улучшения таможенных процессов и результатов. В связи с этим, конференция рекомендовала одобрить в целом предложенную Федеральной таможенной службой России концепцию освоения в таможенных органах государств-членов Таможенного союза требований стандартов ISO 9000. 1.3. Необходимость управления качеством таможенных услуг В связи с прогнозируемым спросом на услуги в области таможенного дела предполагается совершенствовать предоставление государственных услуг путем решения следующих задач: повышение качества и доступности государственных услуг в области таможенного дела; интеграция единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в существующую инфраструктуру предоставления услуг и функций в электронном виде в целях обеспечения доступности и повышения качества предоставления государственных услуг в области таможенного дела; разработка системы показателей, методического обеспечения и системы мониторинга качества предоставления государственных услуг в области таможенного дела. За прошедшее время много было сделано в области таможенного администрирования. Многое изменилось в работе таможенных служб стран-участниц Таможенного союза. Необходимость развития сектора государственных услуг в области таможенного дела обусловлена тенденциями административной реформы в Российской Федерации, а также принятием Таможенного кодекса Таможенного союза, закрепившего идеологические основы, направленные на улучшение предоставляемых услуг в области таможенного администрирования, то есть на оказание качественных государственных услуг в области таможенного дела. Совершенствование системы государственных услуг, предоставляемых участникам внешнеэкономической деятельности, нацелено на расширение их спектра, повышение качества и доступности при внешней их простоте, оперативности и надежности. «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года», Планом мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» («Дорожная карта») поставлены задачи по максимальному содействию внешнеторговой деятельности, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, в том числе путем повышения качества таможенного администрирования. «План мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования" (далее - "дорожная карта") призван упростить порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации. Предлагается усовершенствовать таможенные операции и таможенные процедуры, сделать их более простыми, быстрыми, прозрачными, менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля за счет применения современных информационных технологий и смещения акцентов таможенного контроля на этап после выпуска товаров. Реализация мероприятий, предусмотренных "дорожной картой", позволит создать условия для улучшения инвестиционного климата в Российской Федерации».2 «Стратегической целью таможенной службы Российской Федерации является повышение уровня экономической безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику, полного поступления доходов в федеральный бюджет, защиты отечественных производителей, охраны объектов интеллектуальной собственности и максимального содействия внешнеторговой деятельности на основе повышения качества и результативности таможенного администрирования».3 ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 2.1. Оценка эффективности деятельности таможенных органов по системе внутриведомственных показателей С разработкой приказа ФТС РФ от 04.02.2008г. № 95 «О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2008год» появилась система контрольных показателей эффективности деятельности, которые созданы в целях организации контроля и оценки эффективности деятельности таможен. В основу системы легли три критерия: 1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. 2. Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем. 3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен. Каждый критерий включает ряд контрольных показателей эффективности деятельности (далее КПЭД). Контрольный показатель эффективности деятельности может иметь, а может не иметь подпоказатели. В свою очередь, подпоказатели могут иметь или не иметь свои подпоказатели. Таким образом, в общей сложности, при выставлении оценки по тому или иному таможенному органу необходимо оценить более 50 показателей. Совокупность показателей разделяют по видам деятельности, которые осуществляют таможенные органы, т.е. выделяют показатели фискальной деятельности, правоохранительной деятельности, а также деятельности по таможенному оформлению внешнеэкономических сделок (рис.1). Положение о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. N 994. "Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга" определяет систему показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядок и методику их мониторинга, а также порядок участия в таком мониторинге общероссийских некоммерческих организаций, объединяющих лиц, осуществляющих деятельность, связанную Рисунок 1. с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, а также лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, определенных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 53 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее соответственно - таможенные органы, общероссийские некоммерческие организации). Система показателей работы таможенных органов является совокупностью взаимосвязанных показателей, представляющих собой количественно выраженные характеристики указанных в части 1 статьи 18 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" основных критериев оценки работы таможенных органов. «Основными критериями оценки работы таможенных органов являются: 1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций; 2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей; 3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям».4 В целях определения скорости совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и их вывозе из Российской Федерации, а также сокращения издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций используются следующие показатели: а) время совершения таможенными органами Российской Федерации (далее - таможенные органы) операций, связанных с осуществлением государственного контроля в автомобильных пунктах пропуска (минут): для товаров, подлежащих ветеринарному, фитосанитарному и санитарно-карантинному контролю; для иных товаров, по которым не выявлены риски нарушений; б) время, прошедшее с момента завершения таможенной процедуры таможенного транзита товаров, перевозка которых под таможенным контролем осуществляется автомобильным транспортом, от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа до момента выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (минут), за исключением следующих случаев: помещение товаров на временное хранение; неисполнение положений, установленных статьями 190 - 192 Таможенного кодекса Таможенного союза; неисполнение декларантом условий выпуска товаров (статья 195 Таможенного кодекса Таможенного союза); в) доля деклараций на товары, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары, при условии что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (процентов); г) доля стоимости товаров, оформленных в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общей стоимости оформленных товаров, при условии что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов на бумажных носителях (процентов). В целях определения своевременности и полноты поступления таможенных платежей используются следующие показатели: а) уровень выполнения прогнозируемого задания по администрируемым таможенными органами доходам в федеральный бюджет (процентов); б) доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам в связи с удовлетворением жалоб участников внешнеэкономической деятельности на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (процентов); в) доля таможенных платежей, возвращенных плательщикам или зачтенных в счет будущих платежей по решениям суда, отменяющим незаконные решения должностных лиц таможенных органов, в общем объеме уплаченных таможенных платежей (процентов). В целях определения эффективности противодействия преступлениям и административным правонарушениям используются следующие показатели: а) доля товарных партий ввозимых (вывозимых) товаров, в отношении которых проведен таможенный досмотр, в общем количестве товарных партий, в отношении которых подана декларация на товары (процентов); б) доля товарных партий, подвергнутых таможенному досмотру, в результате которого были выявлены нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо в результате которого в выпуске товаров было отказано, в общем объеме досматриваемых партий товаров (процентов); в) доля результативных таможенных проверок после выпуска товаров в общем количестве завершенных таможенных проверок (процентов). Следует отметить, что эффективность деятельности таможенных органов зависит от профессионально выполненной работы должностными лицами. В распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1125-р (с изменениями на 2 июля 2014 года) «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование таможенного администрирования"» рассмотрен вопрос о создании условий мотивации должностных лиц таможенных органов на основе разработки системы ключевых показателей эффективности деятельности таможенных органов с учетом показателей "дорожной карты". «Важнейшими направлениями повышения эффективности государственной службы являются разработка и внедрение механизмов, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих. Необходимо разработать сбалансированную систему показателей результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, а также усилить стимулы к надлежащему исполнению ими должностных регламентов»5. Для этого необходимо обеспечить отражение целей и задач государственных органов в показателях результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих, а также разработать объективные критерии оценки эффективности профессиональной служебной деятельности государственных служащих. 2.2. Алгоритм разработки показателей оценки деятельности таможенных органов. Сущность порядка организации внутриведомственной самооценки заключается в установлении правил представления в вышестоящее подразделение ФТС России отчетности по результатам деятельности подчиненных им таможенных органов, которые были достигнуты за определенный промежуток времени (табл. 1). Таблица 1 Таможенные органы Функции ФТС России 1. Определяет значения контрольных показателей. 2. Доводит разработанные критерии и показатели до сведения РТУ и таможен, подчиненных ФТС России. РТУ 1. Ежеквартально осуществляют мероприятия по повышению эффективности таможенной деятельности. 2. Устанавливают значения показателей для подчиненных таможенных органов и осуществляют контроль и оценку их выполнения. Таможни, непосредственно подчиненные ФТС Рис. 2 Механизм внутриведомственной самооценки может быть условно подразделен на несколько этапов функционирования и исполнения, среди которых необходимо выделить: разработку системы показателей; формирование отчетности о выполнении показателей; предварительную итоговую оценку деятельности таможенных органов по полученным ими значениям показателей, представление предложений по совершенствованию системы показателей. Схематично порядок разработки и утверждения системы показателей оценки деятельности (далее СПОД) представлен как иерархически организованная схема (рис.2). 2.3. Проблемы и перспективы развития системы контроля показателей эффективности деятельности таможенных органов. Начальной точкой становления современной системы показателей оценки деятельности таможенных органов (далее СПОД) является приказ ФТС России от 29.12.2004 № 450 « О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений на 2005 год». Этим приказом была впервые введена в действие система контрольных показателях эффективности деятельности таможенных органов (далее-КПЭД), основы которой в общих чертах до сих пор продолжают сохранять свою актуальность. В результате стало возможным: выводить показатели, определяющие потенциал развития таможенных органов; осуществлять значения плановых значений показателей с полученными на практике результатами за предыдущий период; проводить корректные сравнения полученных таможенными органами результатов, сопоставимых по внешним условиям их функционирования. Это представляется совершенно обоснованным, так как характер и сила воздействия на них внешних факторов отличается в зависимости от региона осуществления ими своей деятельности. В Российской таможенной академии была сформирована экспертная группа из руководителей таможен, проходивших обучение на курсах повышения квалификации на базе Института дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации, в количестве 25 человек. Для распределения по степени значимости им был представлен на рассмотрение перечень проблемных вопросов, включающий 18 позиций, обозначенных в табл. 2. Экспертам было предложено провести балльную оценку объекта экспертизы - «проблемы действующей системы внутриведомственных показателей». При этом наиболее важный проблемный вопрос получал 10 баллов, а наименее значимый - 1 балл. Если эксперт считал несколько оцениваемых вопросов равноценными, то им были присвоены равные баллы. Полученные результаты графически отображены на рис. 3. В ходе экспертного опроса руководителей таможенных органов определена значимость проблемных вопросов действующей системы внутриведомственных показателей. К наиболее значимым из них относятся: проблема перемещения акцента в управлении таможенными органами на выполнение показателей; проблема дублирования сбора данных; потребность в сокращении числа показателей оцениваемых направлений деятельности таможенных органов; проблема значительных затрат рабочего времени на подготовку отчетности о выполнении показателей; проблема противоречивой взаимозависимости показателей. Самой малозначимой оказалась проблема «потребность в расширении числа показателей оцениваемых направлений деятельности таможенных органов». «Важным выводом проведенного исследования является то, что руководители таможен («эксперты») осознают необходимость скорейшего решения выявленных проблем, которые сдерживают развитие системы внутриведомственных показателей».6 Таким образом, практическая неразработанность и теоретическая необоснованность проблемы комплексной оценки деятельности таможенных органов обусловливают необходимость дальнейшего совершенствования системы показателей оценки деятельности ФТС России и это нашло своё подтверждение в Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года (утвержденного распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р), а также в плане мероприятий («дорожпая карта» «Совершенствование таможенного администрирования» (утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1125-р,с изменениями на 2 июля 2014 года.) Таблица 2 Рисунок 3 Методы оценки результативности таможенной деятельности это специфические способы и приемы, применяемые для определения степени достижения результатов отдельными сотрудниками, таможенными постами таможенными органами и т.д. в процессе их деятельности. Главной тенденцией современных теорий оценки результативности является смещение акцента от измерения затрат на измерение и мониторинг результатов. Новые подходы акцентируют внимание на результатах, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы. Ключевым вопросом должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли затраты полученным результатам, как используется человеческий ресурс, каково отношение населения к результатам работы. Именно поэтому в практике современного менеджмента в государственной службе измерение и мониторинг результатов начинают занимать центральное место. Ключевым аспектом повышения результативности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели результативности. Показатели результативности могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в целом, так и для оценки деятельности сотрудников. Основное направление совершенствования систем показателей результативности в последнее десятилетие в большинстве западных стран было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей для органов власти и гражданских служащих и установления тесной взаимосвязи между ними. В настоящее время наиболее распространенным является подход, при котором на уровне органов государственной власти используются интегральные показатели результативности, отражающие основные политические или экономические параметры его деятельности. Тем не менее, одна из самых больших трудностей при построении комплексных систем показателей результативности состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые выражаются в социальном и экономическом эффекте, приводит к сложности определения конечного вклада отдельно взятого сотрудника таможенного органа в достигнутый результат, а для объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно более четкие показатели. Также следует отметить, что показатели результативности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не может оказать значительного влияния. На практике оказывается очень трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета воздействия внешних факторов. Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели результативности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада» конкретного сотрудника по отношению к определенному фактору. Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев оценки результативности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить положительный результат от практического применения показателей результативности. Если же, наоборот, показателей недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны сотрудников таможенных органов, когда они переносят все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях. Показатели результативности таможенной деятельности могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям результативности. В большинстве зарубежных практических руководств по разработке показателей результативности отмечается, что они должны удовлетворять основным критериям «4С» (рис. 4): 1. Четкость (Clearness), 2. Полнота (Completeness), 3. Комплексность (Complexity), 4. Непротиворечивость (Consistency). Эти требования относятся как к количественным, так и к качественным показателям. Рис.4 Также показатели результативности должны соответствовать концепции «SMART» и обладать пятью следующими свойствами. Показатели должны быть (рис.5): 1. Конкретными (Specific); 2. Измеримыми (Measurable); 3. Достижимыми (Achievable); 4. Релевантными (Relevant); 5. Привязанными к определенному периоду времени (Timecertain). Рис.5 Таким образом, одним из важных аспектов является разделение результатов деятельности гражданских служащих на непосредственные (outputs) и конечные (outcomes). Непосредственные результаты деятельности государственных служащих выражаются, как правило, в количественных характеристиках объема проделанной работы, а конечные – в достижении социально значимых целей и задач органов власти. При этом достижение конечных результатов (outcomes) показывает результативность деятельности государственного служащего с точки зрения общества, а достижение непосредственных результатов (outputs) характеризует насколько рационально государственный служащий осуществлял свою деятельность с точки зрения органа власти. Кроме того, обычно в особую группу выделяют показатели, характеризующие процесс выполнения должностных обязанностей государственным служащим (processes). Обычно такие показатели обусловливают сроки или нормативы осуществления определенного рода действий. И, наконец, последняя группа показателей результативности деятельности государственных гражданских служащих, которую выделяют отдельно, это показатели влияния (impacts), характеризующие эффект воздействия гражданского служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу. Например, показателей непосредственных результатов (outputs) сотрудникам таможенных органов проще достичь, чем показателей конечных результатов (outcomes), поэтому значимость последних должна быть большей. Применительно к таможенной деятельности данные показатели результативности можно представить в следующем виде (рис. 6). Проводимая в настоящее время реформа государственной службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов вл....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Принципы организации работы таможенных органов в системе контроля за поступлением таможенных платежей.
- Повышение эффективности административно-юрисдикционной и правоохранительной деятельности таможенных органов
- Повышение эффективности административно-юрисдикционной и правоохранительной деятельности таможенных органов