- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета в условиях перехода к МСФО
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006659 |
Тема: | Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета в условиях перехода к МСФО |
Содержание
31 СОДЕРЖАНИЕ стр. ВВЕДЕНИЕ 3 1. Бухгалтерский учёт и его место в системе управления 5 2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 10 3. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета в условиях перехода к МСФО 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28 ВВЕДЕНИЕ Введение МСФО в России – процесс, начавшийся много лет назад, но до сих пор не завершенный – необходимо, если Российские экономические субъекты проявляют желание выйти на мировой рынок, иначе может возникнуть определенное недопонимание вследствие разной системы построения самой отчетности. Данная тема очень актуальна, так как для этого нужно решить множество проблем, таких, как формирование четкой целевой направленности функционала отчетности, согласование значения тех или иных стандартов в переводе на русский язык, организация обучения специалистов в более широком формате и мотивация руководящих лиц к повышению прозрачности отчетности. Чтобы повысить устойчивость мировой экономики, введение МСФО проводится аккуратно, рационально, с малейшими потерями: как моральными, так и материальными. Часть российских компаний уже сделали этот ответственный шаг, часть войдут в колею со следующего года, а остальные будут максимально растягивать данный процесс вплоть до 2020 года. Почему этот процесс происходит именно так, ведь во время введения международных стандартов финансовой отчетности в России нет проигравших? Пользователи отчетности и аудиторы теперь будут иметь больше информации о состоянии дел компании, государственный бюджет получит больше дивидендов компаний с государственным участием, да и само предприятие считается более привлекательным для инвесторов и партнеров. В качестве главного преимущества применения МСФО было выделено высокое качество управленческой отчетности. На втором месте – возможность привлечения новых инвесторов, на третьем – возможность получения заемных средств. Следует отметить, что респонденты, имеющие опыт работы по МСФО, подтверждают преимущества отчетности, составленной по МСФО, по каждой из указанных категорий. Основными тремя проблемами, с которыми сталкивается внедрение МСФО, по мнению респондентов, являются: отсутствие закона, обязывающего применять МСФО; несоответствие теоретической базы, способа изложения российским стандартам; принципы применения на практике не соответствуют принятым в России нормам. Российские бухгалтеры и аудиторы признали необходимость адаптации к рыночным условиям. Источниковая база исследования. Проблема реформирования бухгалтерского учета в РФ в последние годы стала объектом исследования многих ученых и практиков в области учета в России. Значительный вклад в ее решение внесли А.С. Бакаев, П.С. Безруких, С.М. Бычкова, В.Г. Гетьман, Т.Ю. Дружиловская, О.В. Ефимова, В.В. Качалин, М.И. Кутер, В.В. Ковалев, А.Д. Ларионов, Т.Н. Малькова, С.А. Николаева, В.Д.Новодворский, О.М. Островский, В.Ф.Палий, О.В. Рожнова, Я.В. Соколов, О.В. Соловьева, С.А. Стуков, В.А. Терехова, А.Д. Шеремет, JI.3. Шнейдман и другие. Тем не менее, остается еще немало неразработанных аспектов проблемы реформирования бухгалтерского учета в РФ в соответствии с МСФО. Цель работы – рассмотрение проблем и перспектив реформирования национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. Исходя из цели установлены следующие задачи: изучить понятие бухгалтерского учёта и его место в системе управления; рассмотреть систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ; определить проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета в условиях перехода к МСФО. Объект исследования – бухгалтерский учет. Предметом исследования являются проблемы развития и реформирования бухгалтерского учета. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 1. Бухгалтерский учёт и его место в системе управления Бухгалтерский учет – один из ключевых механизмов обеспечения функционирования предприятия. Управление фирмой, выстраивание финансовой стратегии развития, язык общения с инвесторами во многом предопределяются тем, насколько успешно специалисты фирмы будут вести соответствующие виды деятельности в бухгалтерском учете. Бухгалтерский учет, согласно распространенному определению, – это система, в рамках которой осуществляется сбор, фиксация и обобщение сведений об имуществе, договорах и денежных активах организации, а также об их движении внутри компании в аспекте межкорпоративного взаимодействия. Функции бухгалтерского учета: Во-первых, это функция, называемая контролирующей. Она представляет собой инструмент мониторинга наличия и движения различного рода средств, предметов труда, финансовых ресурсов, корректности и актуальности взаимодействия предприятия с государственными ведомствами. Основные виды контроля, которые осуществляются в рамках данной функции – предварительный, актуальный (текущий), а также последующий. Во-вторых, это информационная функция. Ее задействование предполагает своевременное распространение актуальных сведений, отражающих работу предприятия в среде ее руководства и наемных сотрудников (а также для субъектов межкорпоративного взаимодействия). Главные требования к информации, собираемой посредством бухгалтерского учета – достоверность, проверяемость, объективность, актуальность. В-третьих, эксперты выделяют охранительную функцию. Ее сущность исходит из задачи, связанной с необходимостью обеспечения сохранности балансовых имущественных активов компании. Главный критерий качества выполнения данной функции – наличие у предприятия методологии, позволяющей вести подробный складской учет. В-четвертых, бухгалтерский учет обладает функцией организации обратной связи между предприятием и различными субъектами, имеющими отношение к ее деятельности – инвесторами, покупателями, а в некоторых случаях также и с контролирующими органами. В-пятых, бухгалтерский учет характеризуется также и аналитической функцией. Ее основное назначение – выявление недоработок, недостатков, пробелов в управлении фирмой и ведении финансовой политики и последующей выработке соответствующих механизмов оптимизации. Выделяют следующие виды бухгалтерского учета. 1. Управленческий. Данный вид учета представляет собой методологию, в рамках которой осуществляется работа с учетной информацией с целью оптимизации политики менеджмента на предприятии. В некоторых случаях целью реализации соответствующего механизма выступает формирование внутрикорпоративной информационной системы. В основном при управленческом учете осуществляется анализ издержек, подсчет себестоимости выпуска продукции. 2. Финансовый. Представляет собой процесс сбора учетных сведений, касающихся издержек и доходов фирмы, задолженностей, наличия тех или иных фондов и т. д. 3. Налоговый. Некоторые эксперты включают в виды бухгалтерского учета также и его, хотя он и связан в основном со взаимодействием с внешней структурой – ФНС. Представляет собой сбор информации, которая впоследствии используется с целью исчисления налоговой базы. Цель реализации данного вида учета – обеспечение корректности взаимодействия между предприятием и основным фискально-контролирующим органом – ФНС, а также другими ведомствами. Каждая из отмеченных категорий может отражать соответствующие виды систем бухгалтерского учета. Они могут работать в рамках несхожих методологий, но в то же время применяться и при условии общности целей. Кроме того, в рамках управленческого, финансового и налогового направлений, как правило, определяются специфические виды деятельности в бухгалтерском учете. Работу в соответствующих областях обычно выполняют профессионалы с узкой квалификацией. Исходя из положений Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в Российской Федерации законодательно установлено рамочное регулирование ведения бухгалтерского учета на предприятии. Принципы и правила формирования бухгалтерской информации приведены в Положениях по бухгалтерскому учету. Следует сказать, что они носят рекомендательный характер, допуская вариантность в выборе оценок и способов учета. Планом счетов регламентируется порядок ведения бухгалтерского учета активов, имущества и капитала. Рассмотрим основные элементы, влияющие на требования рациональной организации учетной работы на предприятии. Положение о бухгалтерской службе предприятия. К сожалению, нормативного документа, который бы четко определял требования к организации бухгалтерской службы в организации, сегодня нет. Отдельные положения есть в законе «О бухгалтерском учете», но их явно недостаточно для создания бухгалтерской службы. Поэтому организации необходимо создать внутренний нормативный документ, определяющий следующие основные элементы: миссия бухгалтерского учета на предприятии; структура главной бухгалтерии и подчиненность ее руководству организации; функции и порядок взаимодействия бухгалтерской службы и других подразделений организации; должностные обязанности бухгалтеров и главных бухгалтеров; внутренний распорядок и ответственность работников бухгалтерии, и др. Учетная политика предприятия. Потребность в учетной политике появилась с внедрением в нашей стране нового режима регулирования бухгалтерского учета, принятого в экономически развитых странах. Она регулируется Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (утв. приказом Минфина РФ от 06.04.2015 № 57н). Учетная политика формируется лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Перечень параметров учетной политики является открытым, что позволяет организации определять ее состав и структуру в соответствии с требованиями, делающие её полезной и достоверной для внешних и внутренних пользователей. В настоящее время в условиях рыночных отношений вся экономическая деятельность перемещается к основному звену всей экономики – экономическому субъекту. Бухгалтерский учёт в России регулируется большим количеством нормативных и законодательных документов. Одним из важных документов, регулирующий бухгалтерский учёт в России, является Федеральный закон "О бухгалтерском учете" утвержденный Государственной Думой от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Бухгалтерскому учёту отводится первостепенная роль в системе управления предприятием. На каждом предприятии, так или иначе, ведётся отчетная деятельность, характеризующая движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период. Отчётность предприятия является логическим продолжением процедур финансового учёта, содержит количественные и качественные характеристики, стоимостные и натуральные показатели. Главной формой бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс характеризуется тем, что в нём объекты учёта отражаются дважды и рассматриваются с двух точек зрения. На предприятии решаются вопросы экономного и рационального расходования ресурсов, применения новейших технологий и реализации продукции. Для решения большей части этих вопросов на предприятии обращаются к методу учета, который представляет собой совокупность приемов первичного наблюдения (документация и инвентаризация), стоимостного измерения (оценка и калькуляция), текущей группировки (счета и двойная запись) и итогового обобщения (баланс и отчетность) фактов хозяйственной деятельности. При этом основной формой отчетности деятельности экономического субъекта является бухгалтерский баланс. Отчетность представляет собой совокупность показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Таким образом, изучая и анализируя бухгалтерскую отчетность, можно сформировать представление о перспективах дальнейшего развития предприятия, о достигнутых целях, а также определить пути повышения результативности его деятельности. Ведение бухгалтерского учёта всецело обеспечивает всю финансовую информацию по всем хозяйственным операциям, которые происходят на предприятии. Эта информация помогает принимать решения по наиболее рациональному и эффективному распределению ресурсов. 2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью. Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций. В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов. Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы: 1-й уровень – нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ. 2-й уровень – направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ. Отличия ПБУ от МСФО: формальные и принципиальные Первое отличие ПБУ от МСФО видно даже неискушенному в вопросах бухучета человеку. Оно скрывается в названии: ПБУ – это положения по бухгалтерскому учету; МСФО – международные стандарты финансовой отчетности. А учет и отчетность – понятия хотя и взаимосвязанные, но не идентичные. На первый взгляд, указанное различие носит формальный характер, поскольку и ПБУ, и МСФО призваны решать широкий спектр учетных и отчетных задач. Однако формальное отличие плавно переходит в принципиальное после изучения применяемой терминологии. Так, ст. 3 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ дает определение стандарту бухучета как документу, устанавливающему: минимально необходимые требования к бухучету; допустимые способы его ведения. Данное определение не содержит упоминания об отчетности в отличие от МСФО, ставящих формирование полезной для пользователей отчетности в качестве своей основной цели. Таким образом, ПБУ нацелено в большей степени на детализацию учетных процедур, чем на отражение учетной информации в отчетности (что наиболее характерно для МСФО). Основные отличия национальных и международных стандартов Различия ПБУ и МСФО многообразны и обширны. К их числу можно отнести следующие: отсутствие в ПБУ понятия «профессиональное суждение» при повсеместном его применении в МСФО; устанавливаемая ПБУ жесткая привязка к юридической форме фактов хозяйственной жизни, тогда как в МСФО приоритет отдается их экономическому содержанию; отсутствие в ПБУ и наличие в МСФО требований о необходимости дисконтирования (учета временной стоимости денег) при оценке стоимости активов; различия в основном способе оценки: повсеместное использование в ПБУ принципа «исторической стоимости» активов и обязательств при возможности применения МСФО принципа справедливой стоимости; существенные разницы в учетных подходах ПБУ и МСФО; иные различия. В результате таких существенных различий отчетность, составленная по нормам ПБУ, не обладает достаточной полнотой, реалистичностью, объективностью и информативностью по сравнению с МСФО-отчетностью. Национальные и международные стандарты содержат множество принципиальных различий: в подходах и оценках, в применяемой терминологии и т. д. В нашей стране проводится серьезная работа по гармонизации ПБУ с международными учетными и отчетными принципами. 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример – план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1–2-го уровней. Планы счетов бухучета – это сводные документы, утверждаемые НПА федерального уровня. Существует несколько отраслевых разновидностей соответствующих документов. Так, план счетов бухучета для коммерческой сферы утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Российские налогоплательщики должны использовать данный документ как основу для создания внутреннего рабочего плана бухучета (п. 4 приказа № 94н). План бухучета – ключевой источник для заполнения документов, составляющих бухгалтерский баланс организации. Чуть позже мы рассмотрим, как соотносятся их компоненты между собой. В соответствии со счетами внутреннего рабочего плана фирмы, работающие в РФ, осуществляют стандартизированный бухгалтерский учет различных хозяйственных операций, связанных с управлением активами, выполнением обязательств, расходованием средств, извлечением доходов и т.д. Основные элементы плана счетов, утвержденного Минфином для частных компаний, следующие: наименования основных счетов; номера основных счетов; номера и наименования субсчетов. Формируя собственный рабочий план, организация не вправе изменять первые 2 параметра, а вот параметры субсчетов может. При необходимости фирма также может утвердить дополнительные субсчета. Как правило, для эффективного отражения хозяйственных операций предложенные Минфином счета требуют дальнейшей детализации. Фирма может осуществить таковую посредством введения собственных аналитических счетов, дополняющих зафиксированные в приказе № 94н. Выше мы отметили, что коммерческие организации обязаны формировать рабочие планы бухучета на основе положений приказа № 94н. Данный НПА могут дополнять источники права, адаптирующие бухгалтерское законодательство к деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В числе таких нормативных актов – приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н, которым утверждены рекомендации по ведению бухучета для малых предприятий. Необходимость ведения бухучета законодательно закреплена также для государственных и муниципальных организаций. Главный НПА, устанавливающий план бухучета для таких структур, – приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Существуют также дополняющие его источники права: приказ от 16.12.2010 № 174н, утвердивший план бухучета для бюджетных учреждений; приказ от 23.12.2010 № 183н, утвердивший план бухучета для автономных учреждений. В свою очередь, казенные организации обязаны работать в рамках бюджетного учета – подвида бухгалтерского, адаптированного главным образом для учета некоммерческих финансовых операций. Соответствующий план счетов приведен в приказе Минфина России от 06.12.2010 № 162н. Совсем недавно был издан НПА, фиксирующий отдельный план бухучета для некредитных финансовых организаций, – положение ЦБ РФ от 02.09.2015 № 486-П, вступившее в силу с 2017 года. К некредитным финансовым структурам относятся, в частности, страховые компании. До тех пор, пока указанное положение № 486-П не вступило в силу, работа страховщиков с планами бухучета регулировалась приказом Минфина России от 04.11.2001 № 69н. Таким образом, в РФ установлено несколько типов планов бухучета. Но главным из них для коммерческой сферы традиционно считается тот, который утвержден приказом № 94н. Изучим его особенности, в частности определим, кому его нужно использовать обязательно. Итак, значительная часть российских фирм обязана работать со стандартным планом счетов бухучета. Полный план бухучета отражен в приказе № 94н в виде таблицы. Ее структура состоит из 8 разделов. Рассмотрим связь данных разделов, включающих счета и субсчета, с разделами бухгалтерского баланса. В разделе 1 плана бухучета фиксируются операции по внеоборотным активам. Они являются источником цифр для бухгалтерского баланса в части внеоборотных активов. В разделе 2 плана бухучета отражаются хозоперации по производственным запасам. Эти данные необходимы для заполнения раздела, отражающего оборотные активы в бухгалтерском балансе. С аналогичной целью используются данные из разделов 3, 4 и 5 плана бухучета. Показатели, отражаемые по счетам, включенным в раздел 6, нужны для заполнения разделов о долгосрочных обязательствах бухгалтерского баланса, оборотных активах, а также краткосрочных обязательствах фирмы. В разделах 7 и 8 плана бухучета фиксируются операции, используемые для раздела бухгалтерского баланса, в котором отражаются показатели капитала и резервов фирмы. Новый план счетов бухучета с 2017 года. Приказ Минфина России № 94н, используемый коммерческими фирмами, издан довольно давно – порядка 15 лет назад. Можно отметить, что с того момента правки в него вносились 3 раза: приказом от 07.05.2003 № 38н; приказом от 18.09.2006 № 115н; приказом от 08.11.2010 № 142н. Таким образом, положения приказа № 94н не корректируются уже почти 7 лет. Так что говорить о том, что в 2017 году появился новый план бухучета для коммерческих фирм, не приходится. Другое дело – государственные и муниципальные организации. Законодатель весьма активен в части корректировки бухгалтерской политики бюджетных структур, особенно в главном НПА, регулирующем бухучет в бюджетных структурах, – приказе № 157н. Рекомендуется уделить особое внимание положениям приказа Минфина России от 06.08.2015 № 124н. Посредством данного НПА в приказ № 157н внесены, пожалуй, наиболее значительные из последних корректировки. Еще один источник права, требующий изучения для понимания эволюции регулирования бухучета в бюджетной системе, – приказ Минфина России от 29.08.2014 № 89н. Что касается приказа № 162н, который содержит нормы собственно для бюджетного учета, в 2015–2016 годах в него также были внесены поправки. Те, на которые следует обратить особое внимание, введены приказом Минфина России от 17.08.2015 № 127. 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости): Закон № 402-ФЗ. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы. При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей. В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283. Таким образом, система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухгалтерского учета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней. 3. Проблемы и перспективы развития бухгалтерского учета в условиях перехода к МСФО В XX в. бухгалтерский учет и отчетность отвечали целям государственного планирования. В результате перехода к рыночной экономике используемые методы ведения бухгалтерского учета оказались несостоятельными. Применение принципов МСФО в российской системе стало наиболее предпочтительным по ряду причин: Стандарты МСФО имеют признание на мировом уровне. Применение принципов МСФО при оформлении отчетности актуально и желательно для крупных российских компаний. Отсутствие отчетности по МСФО может привести к сокращению инвесторской базы, отказу в кредитовании компании иностранным банком. Стандарты МСФО разрабатывались с целью стандартизации отчетности и учета по всему миру, что актуально в условиях глобализации современной экономики. Стандарты МСФО базируются на многолетнем опыте ведения бухгалтерского учета множества стран и постоянно изменяются и дополняются под влиянием важнейших изменений в мировой экономике. Начало изменениям положила Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283. Российский бухгалтерский учет реформируется уже около двадцати лет. За это время были созданы положения по ведению бухгалтерского учета (ПБУ), новый план счетов. Также были переведены и адаптированы для русского пользователя Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). В настоящее время преобразование национальной системы бухгалтерского учета продолжается. По-прежнему основная его цель – приведение российской системы учета в соответствие с требованиями международных положений и адаптация ее под рыночную экономику. В 2004 г. была принята и опубликована Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу. В концепции были определены основные стратегические направления реформирования бухгалтерского учета: создание инфраструктуры применения МСФО; повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. Заявленный в Концепции план был реализован: был издан Федеральный закон о консолидированной финансовой отчетности № 208-ФЗ, утвердивший обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов (кредитные, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, клиринговые организации и т д.). Консолидированная отчетность, составленная по правилам МСФО, отражает прогнозные возможности в понимании будущего финансового состояния группы компаний. Проблемы внедрения МСФО в компании Затраты - материальные и трудовые. Повышение прозрачности отчетности. Необходимость изменения программного обеспечения компании. Отсутствие квалифицированных кадров. Как смягчить внедрение МСФО: Повысить квалификацию специалистам бухгалтерии и повысить оплату труда. Знание международных стандартов финансовой отчетности, как правило, увеличивает стоимость сотрудника примерно на 30%. Руководители компаний могут переобучить специалистов на курсе ДипИФР. После окончания обучения и успешной сдачи экзамена каждый кандидат получает международный диплом АССА DipIFR (rus). Обучение длится от трех месяцев до полугода, но при желании и необходимости его можно закончить намного раньше. Кроме этого HR-директор может заказать корпоративное обучение для всего персонала бухгалтерской службы. Расходы на повышение квалификации и увеличение фонда оплаты труда окупятся намного быстрее, поэтому экономить в этой сфере не рекомендуется. Это относительно медленное и экономное решение проблемы перехода на МСФО. Найти новые кадры с необходимым уровнем знаний и компетенциями. Потребность в специалистах, владеющих МСФО, очень долгое время были обусловлены интересом иностранных работодателей, крупных аудиторских предприятий и транснациональных компаний. Следовательно такие профессионалы знают английский язык, имеют международные дипломы и сертификаты, могут работать в JD Edwards, Microsoft Dynamics и других популярных программах. Стоимость этих сотрудников пропорциональна их компетенциям. Такое решение проблемы будет относительно быстрым, но дорогим. Пригласить со стороны команду специалистов для подготовки годовой отчетности согласно требованиям МСФО. Этот выход из ситуации не является разовым вложением и зачастую является более дорогим. Потому что состоит из команды специалистов, которым вы доверите пул учетных функций своей фирмы. Такое решение не влияет на увеличение фонда оплаты труда, однако может его уменьшить, если руководитель примет решение сократить своих некомпетентных в сфере МСФО сотрудников. С провайдером аутсорсинга бухгалтерского учета рабочие процессы оптимизируются, снижаются общие расходы. Перевод бухгалтерского и управленческого учета компании на аутсорсинг занимает примерно три месяца и включает внедрение и автоматическое обновление программного обеспечения для составления годовой отчетности согласно требованиям МСФО, а также повышением квалификации персонала. Внедрение МСФО с помощью провайдера с внешнего рынка является комплексным, относительно быстрым и дорогим вариантом решения проблемы. Таким образом, принудительный переход на МСФО является оздоровительным вливанием в экономику страны. По данным обзорной записки «Первые итоги внедрения МСФО за рубежом», где приводятся результаты исследования примерно 20 европейских компаний, обнаружилось, что последние реже пользуются бухгалтерской уловкой «управление размером прибыли», вовремя отражают убытки и приводят более достоверные данные для оценки стоимости бизнеса. В международной практике сравнительно недавно появилось новое понятие – интегрированная отчетность. Этот термин был введен Международным советом по интегрированной отчетности (МСИО). Интегрированный отчет – краткая информация о том, как стратегия, управление, исполнение и перспективы организации в контексте внешней среды ведут к созданию ценности на протяжении краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного периодов. Отличие интегрированной отчетности от финансовой в том, что интегрированная «содержит информацию, значимую для целей управления не только финансовым, но и другими видами капитала; имеет более высокую прозрачность; раскрывает возможности среднесрочной и долгосрочной деятельности, а не только краткосрочной». В отличие от бухгалтерской и финансовой отчетности интегрированная отчетность непривычна для российских пользователей. Формирование такой отчетности вызывает ряд трудностей, поскольку методология составления данной отчетности пока находится на этапе утверждения и недостаточно разработана. Проблемы формирования интегрированной отчетности связаны с технологией ее составления и представления. В частности, выделяют следующие проблемы, связанные с формированием и введением интегрированной отчетности: Проблема составления интегрированной отчетности предприятий в определенных сферах деятельности (в строительстве, в электроэнергетике, в сельском хозяйстве). Особенности раскрытия определенной информации в интегрированной отчетности (оценка справедливой стоимости). Проблема аудита интегрированной отчетности. Таким образом, бухгалтерский учет нуждается в разработке новых методик составления корпоративной отчетности. Открытым остается также вопрос о порядке отражения в учете и отчетности средств государственной помощи. При отражении определенной информации в бухгалтерской отчетности и при оценке ее влияния на показатели деятельности организации возникает ряд вопросов. Есть два пути решения этой проблемы: ведение учета для составления индивидуальной отчетности и по РСБУ, и по МСФО (параллельный учет); формирование индивидуальной отчетности по российским стандартам и последующая трансформация по правилам МСФО. В результате появляются проблемы при учете некоторых операций, так как по российским положениям они учитываются по одним правилам, а по мировым стандартам – по другим. Другая проблема – существование значительных расхождений в оценке объектов бухгалтерского учета по МСФО и РСБУ. Так, согласно МСФО, запасы должны быть оценены по наименьшей из двух стоимостей: цены приобретения (себестоимости) и цены возможной реализации за вычетом расходов на продажу. В РСБУ запасы оцениваются либо по фактической себестоимости, либо по текущей рыночной стоимости (цена продажи в полной сумме без вычетов). Также РСБУ допускает применение метода ЛИФО при оценке запасов. В МСФО в стоимость запасов запрещено включать расходы будущих периодов, в РСБУ – можно. Обесценение основных средств, согласно МСФО, проверяется и признается аналогично амортизации, а в РСБУ обесценение не предусмотрено. РСБУ не допускает изменения первоначальной стоимости основных средств, а согласно МСФО, себестоимость определяется при признании затрат в любой момент, в случае улучшения нормативных характеристик объектов. МСФО требуют относить уценку ниже первоначальной стоимости на текущие финансовые результаты, а РСБУ – относить на нераспределенную прибыль. Проблемой бухгалтерского учета также являются большие расхождения в суммах доходов и расходов при составлении отчетности по МСФО и РСБУ. Это происходит в связи с различием в критериях признания доходов и расходов в РСБУ и МСФО. Например, МСФО, в отличие от РСБУ, обязывает признавать расходы по принципу начисления и не требует наличия первичной документации. Российские стандарты делают упор на условия договора и требования законодательства. В отечественной практике расход не признается только на основании экспертного мнения бухгалтера об оттоке экономических выгод. Указанные различия в стандартах влекут за собой либо необходимость проведения корректировок при трансформации отчетности, составленной согласно российскому законодательству, в отчетность по правилам МСФО, либо предприятие вынуждено вести параллельный двойной учет – по правилам МСФО и по правилам РСБУ. Таким образом, развитие российского бухгалтерского учета по-прежнему ориентировано на его приведение к международным правилам. Работа по трансформации российского учета не завершена. Требуется согласовать способы оценки и критерии признания объектов бухгалтерского учета с правилами МСФО. Также в связи с регулярными изменениями в самих международных правилах ведения бухгалтерского учета необходимо вводить аналогичные дополнения и в российские стандарты. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Бухгалтерский учет на любом предприятии – это составляющая часть системы управления, поскольку обеспечивает информацией, а....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Проблемы реформирования бухгалтерского учета и отчетности российских организаций в соответствии с МСФО.
- Cистемa бухгалтерского учета малых предприятий в современных экономических условиях
- Основные моменты организации бухгалтерского учета в субъекте малого предпринимательства на конкретном примере и разработать рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета