- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемы формирования и сопровождения замещающей семьи
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W013745 |
Тема: | Проблемы формирования и сопровождения замещающей семьи |
Содержание
Министерство науки и высшего образования РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и права Кафедра социологии и психологии Допускаю к защите Зав. кафедрой __________ Е. Н. Струк Проблемы формирования и сопровождения замещающей семьи Выпускная квалификационная работа (уровень бакалавриата) Программа бакалавриата «Социальная работа на предприятиях и фирмах разных видов деятельности, организационно-правовых форм и форм собственности» по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» 0.01.00.00 – ПЗ Разработал студент группы СРБ-14 А. М. Бегзи Руководитель, доцент С. В. Уралова Нормоконтроль, специалист по УМР С. В. Уралова Иркутск 2018 г. Министерство науки и высшего образования РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт экономики, управления и права Кафедра социологии и психологии УТВЕРЖДАЮ Директор института __________ А.С. Нечаев «___»___________ 2018 г. ЗАДАНИЕ на выпускную квалификационную работу студенту Бегзи А.М. группы СРБ-14-1 1. Тема работы Проблемы формирования и сопровождения замещающих семей Утверждена приказом по университету от 23.04.2018 г. № 859 2. Срок представления студентом законченной работы в ГАК 13.06.2018 г. 3. Исходные данные: научная и методическая литература, периодическая печать. 4. Содержание пояснительной записки (перечень подлежащих разработке вопросов) 1 Введение 2 Теоретико-методологический анализ замещающих семей 3 Анализ причин возникновения проблем формирования и сопровождения замещающей семьи 4 Заключение 5. Перечень графического материала (с указанием обязательных чертежей) Материалы по исследованию 6. Дополнительные задания и указания нет 7. Консультанты по дипломной работе с указанием вопросов, подлежащих решению нет Календарный план Разделы Месяцы и недели Май Июнь 1 2 3 4 1 2 3 4 Введение х х х 1 Теоретико-методологический анализ замещающих семей х х х 2 Анализ причин возникновения проблем формирования и сопровождения замещающей семьи х х х Заключение х х х Список использованных источников х х х Оформление работы х х х Дата выдачи задания 07.05.2018 г. Руководитель работы С.В. Уралова Заведующая кафедрой Е.Н. Струк Задание принял к исполнению студент А.М. Бегзи План выполнен полностью _______________________ (полностью, не полностью) Руководитель работы «____»__________ 2018 г. С.В. Уралова Содержание Введение 8 1. Теоретико-методологический анализ изучения замещающей семьи 14 1.1 Теоретические подходы к изучению замещающей семьи 14 1. 2 Государственная семейная политика в отношении замещающей семьи 26 2. Анализ причин возникновения проблем формирования и сопровождения замещающей семьи 34 2. 1 Исследование состояние замещающей семьи в современном обществе 34 2.2. Особенности формирования и сопровождения замещающей семьи в Республике Тыва 43 Заключение 58 Список использованных источников 62 Приложения 72 Введение Актуальность исследования. На заседании коллегии Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей сообщается, что число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек [25]. Несмотря на ежегодное снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уровень численности социальных сирот среди них остается достаточно высоким. В связи с этим, основными направлениями деятельности государственной семейной политики является не только профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, пропаганда успешной семьи, но и популяризация и развитие семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются безусловным приоритетом перед альтернативными институциональными формами жизнеустройства. Семейное жизнеустройство включает в себя помещение ребенка в замещающую семью в соответствии с определенной формой воспитания – усыновление/удочерение, приемная семья, опека/попечительство, патронат – с целью реализации его права на жизнь и воспитание в семье, для его полноценной социализации в условиях семейной заботы [62]. В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей до 2017 года в отношении институциональных форм воспитания детей, лишенных родительского попечения, государством осуществляется политика деинституционализации, то есть реформирования системы организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их постепенное закрытие или реорганизация в учреждения социального обслуживания [73]. Среди воспитанников данных организаций преобладают дети подросткового возраста (старше 10 лет – 70%), дети с ограниченными возможностями и дети-инвалиды (25%) [67]. Структурные особенности детского сиротства затрудняют семейное жизнеустройство данных детей. Кроме того, принятие ребенка старшей возрастной группы или ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семью влечет за собой увеличение количества адаптационных барьеров и трудностей, что повышает риск его повторного возврата и обострения проблемы вторичного социального сиротства. За последние годы число замещающих родителей, с которыми досрочно расторгнуты договоры по причине возникновения неблагополучных условий для содержания, воспитания и образования приемного ребенка, увеличилось (2012 г. – 251 чел., 2013 г. – 324 чел., 2014 г. – 324 чел., 2015 г. – 344 чел., 2016 г. – 364 чел.) [74]. Основные причины – в отсутствии государственных институтов контроля, отбора, подготовки и профессионального сопровождения замещающих семей [38; стр. 234]. В этом контексте приобретает большое значение необходимость анализа системы формирования и сопровождения принимающей семьи, выявления и преодоления проблемных аспектов ее функционирования с целью реализации успешной жизнедеятельности замещающей семьи. Это обосновывает актуальность выпускной квалификационной работы. Степень научной разработанности. Историческая ретроспектива развития системы заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, исследуется в работах К.К. Грот, Е.Д. Максимова, М.О. Ошанина, Н.В. Яблокова [66; стр. 5]. Вопросы исторического развития проблем социального сиротства нашли отражение в работах современных исследователей Б.Н. Миронова, А.М. Нечаевой, Е.И. Холостовой, Н.В. Черенцова [80; стр. 282]. Проблемам социального неблагополучия и неуклонно растущего уровня социального сиротства и его профилактики посвящены работы О.В. Бессчетновой, Г.И. Гайсиной, С.И. Голода, И.Ф. Дементьевой, В.К. Зарецкого, М.О. Дубровской, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой, И.И. Осиповой, Е.Р. Ярской-Смирновой, Г.А. Тепер, Н.В. Грек [10; стр. 4]. Данные авторы обосновывают тезис о более благополучной социализации и успешном развитии ребенка в родной или замещающей семье, чем в условиях сиротского учреждения. Анализ проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также негативных сторон их воспитания в условиях социальных учреждений содержится в работах М.С. Астоянц, Л. Ежовой, Е.М. Порецкиной [2; стр 168]. Особенностей форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассматривают О.В. Бессчетнова, З.И. Воронина, Т.А. Гурко и В.Б. Тасеев, Н.М. Иовчук, Е.Морозова, А.М. Щербакова, Л.Ю. Михеева, О.В Неверова, A.M. Нечаева, Н.А. Рыбакова, Г.В. Семья. [4; стр. 102]. В социологическом контексте анализ замещающей семьи и отдельных форм семейного жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как социальных институтов, исследовались Э.Р. Алексеевой, О.В. Заяц, Е.В. Мартыновой, Н.В. Неверовой, И.И. Осиповой, А.В. Сазоновой, А.С. Смирновой, В.А. Цветковой [1; стр. 168]. Вопросы развития служб сопровождения замещающих семей и подготовка специалистов для оказания им помощи, а также проблемам адаптации и воспитания детей-сирот освещаются Н.Л. Большаковой, А.В. Дягилевой, Ж.А. Захаровой, Н.П. Ивановой, Т.И. Курасова, В.С. Николаевой, А.А. Осиповой, В.Н. Ослон, Н.А. Хрустальковой [38; стр. 139]. Тем не менее в социальной работе проблемы формирования и сопровождения замещающей семьи не нашла объемного отражения в современных социологических исследованиях. Объект исследования – замещающая семья. Предмет исследования – проблемы формирования и сопровождения замещающей семьи. Цель исследования – выявление проблем формирования и сопровождения замещающей семьи и пути их преодоления. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. рассмотреть теоретические подходы изучения замещающей семьи; 2. выявить особенности проблем формирования и сопровождения замещающей семьи и пути их решения; 3. описать и проанализировать причины возникновения проблем формирования и сопровождения замещающей семьи; 4. сформулировать рекомендации по решению проблем формирования и сопровождения замещающей семьи. Теоретико-методологическая база исследования. Характер исследуемой проблемы обусловил интеграцию основных теоретических концепций анализа изменения семейных структур. Были использованы работы А.Г. Вишневского, С.И. Голода, A.A. Клецина, описывающие как этапы обновления современных моделей семьи, так и типологию форм семьи [12; стр. 150]; работы А.Г. Харчева, М.С. Мацковского, отражающие проблемы и функции семьи [12; стр. 156]. В основу изучения эволюционных процессов института замещающей семьи положены дуалистические концепции трансформации семьи, отраженные в работах С.И. Голода и А.И. Антонова [12; стр. 190]. Гипотеза исследования. Проблемы формирования и сопровождения замещающей семьи обусловлены как внешними, так и внутренними факторами. В большей степени, преобладают внешние факторы: отсутствие федерального законодательного определения и закрепления системы социального сопровождения, отсутствием четкой системы межведомственного взаимодействия и полномочий по запросу информации о потенциальном замещающем родителе у Школы приемных родителей, отсутствие единого профессионального стандарта «специалист в области семейного воспитания». К внутренним факторам относятся: формальное и недостаточно мотивированное отношение потенциальных родителей к обучению в Школе приемных родителей и низкого уровня их информатизации о принятии ребенка в семью и его воспитании. Методы исследования. В процессе исследования использованы методы анкетирования и интервьюирования, экспертный опрос. Эмпирическая база исследования: 1. Исследование «Принятие в семью ребенка», анкетный опрос потенциальных замещающих родителей, участников Школ опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей семейных групп Управления по опеке (попечительству), усыновлению и семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Тыва. 2. Экспертный опрос «Формирование замещающей семьи»: - руководители и специалисты Школ приемных родителей ГБУ РТ Детского дома города Кызыла; - руководители и специалисты Школ опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей и воспитателей семейных групп Управления по опеке (попечительству), усыновлению и семейным формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при министерстве образования, науки и молодежной политики Республики Тыва. 3. Федеральные и региональные нормативно-правовые документы и программы по вопросам поддержки замещающей семьи и детства, монографии, сборники научных публикаций, материалы конференций, статьи в периодической печати, статистические данные. Теоретическая и практическая значимость исследования. В практическом плане результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности социальных работников, Учебно-методического центра при Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Красноярского края. Также материалы данной работы могут использоваться для написания рефератов, курсовых работ подобной тематики в качестве базы для вторичного анализа данных. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. 1. Теоретико-методологический анализ изучения замещающей семьи 1.1 Теоретические подходы к изучению замещающей семьи Замещающая семья, как социологическая категория, появилась в начале 2000-х гг., чему способствовало повышение интереса к проблемам семьи на политическом уровне и объявление права ребенка жить и воспитываться в семье в качестве основополагающего принципа реализации семейной политики. Это послужило основанием для расширения и углубления исследования семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которое стало осуществляться в рамках таких дисциплин, как социальная работа, социология, педагогика, психология, юриспруденция, и обрело междисциплинарный характер. В социальной работе исследование семьи строится на рассмотрении ее с позиций социального института и малой группы, которые являются основой для анализа семьи с точки зрения функционального и системного подходов, что транслируется и на изучение замещающей семьи. Замещающая семья входит в более широкое понятие «семья», поэтому ее научное исследование базируется на западных и отечественных социологических теория и подходах к анализу семьи. К западным социологическим подходам исследования семьи, как отмечает Т.А. Гурко, относятся символический интеракционизм, функционализм, подход социального обмена и рационального выбора, подход социального конфликта, системный подход, подход развития семейного жизненного пути, биоэкологический подход, феминистский и постмодернистский подходы [16; стр. 46]. Большинство этих подходов стало основой для изучения семьи отечественными исследователями в рамках двух сложившихся парадигм: либерально-прогрессистской, которая утверждает появление и плюрализацию новых форм и семейных структур на обломках традиционалистской патриархальной семьи (М.С. Мацковский, С.И. Голод, А.Г. Вишневский); и консервативно-кризисной, которая утверждает, что современный институт семьи находится на кризисной стадии развития, что приведет к деградации общества в целом (А. И. Антонов, В. М. Медков, В. А. Борисов, С.С. Седельников) [32; стр. 42]. Отмечая значимость всех вышеупомянутых теоретических концепций и основываясь на системном и функциональном подходах, в исследовании делается упор на основные положения структурного функционализма, символического интеракционизма и конструкционистского подхода к социальным проблемам. Предшественниками развития концепции структурного функционализма были И.Я. Бахофен, Д.Ф. Мак-Леннан, Л.Г. Морган, Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, которые рассматривали семью как историческую категорию, претерпевающую в процессе развития общества структурную и функциональную трансформацию [66; стр. 6]. Согласно концепции структурного функционализма, которая развивалась в рамках институционального подхода, анализируются структура семьи и ее функции как социального института. Сторонники данного подхода сосредоточивали свое внимание на изучение семейной жизнедеятельности, то есть на домашней жизни семьи, на взаимосвязях социокультурных ролей и на социокультурных функциях семьи, основной из которых называли социализацию. В трудах Э. Дюркгейма социализация рассматривается через теорию морали как системы объективных правил поведения, признанных в обществе, которые прививаются ребенку в процессе воспитания в семье. Э. Дюркгейм полагал, что успешная реализация данной функции строится на супружеской солидарности, которая основывается на дифференциации функций между супругами, что является залогом прочности и устойчивости семьи [66 стр. 15]. Идея полоролевой дифференциации функций внутри семьи нашла свое отражение в работах Т. Парсонса, выделяющего среди основных функций семьи социализацию детей как приспособление к культурным ценностям и нормам общества и стабилизацию. Рассматривая разделение половых ролей мужчин и женщин, Т. Парсонс приписывал первым выполнение инструментальных ролей, связанных с функцией добытчика и обеспечением жизнедеятельности семьи, а вторым – выполнение экспрессивных ролей, включающих организацию домашнего быта, воспитание детей и поддержание связей в системе родства. Данное разделение ролей фундируется на фрейдистской теории формирования привязанности ребенка к матери [66; стр. 17]. Еще один представитель структурного функционализма Р. Мертон также рассматривал социализацию основной функцией семьи. С его точки зрения, семья является главным механизмом передачи культурных стандартов, в которой процесс воспитания ребенка отчасти протекает непреднамеренно посредством усвоения культурных образцов через социальные прототипы, наблюдаемые ими в повседневном поведении и случайных разговорах родителей [66; стр.22]. Описывая типы девиаций, Р. Мертон считал, что в процессе социализации семья может прививать детям не только культурно одобряемые ценности и нормы, что может привести к изменению социальной системы. Экстраполируя данный подход на исследование замещающей семьи, необходимо отметить, что функция социализации является основной в условиях воспитания ребенка согласно одной из форм семейного жизнеустройства. В связи с этим анализ структуры семьи (имея в виду любой тип семьи) потенциальных замещающих родителей и разделения в ней половых ролей (имея в виду брачную семью) при формировании замещающей семьи становится фактором определения успешности функционирования замещающей семьи, а, следовательно, и фактором успешной социализации приемного ребенка. Кроме того, в рамках данного подхода выявление девиантных поведений или возможного риска их развития у потенциальных замещающих родителей или других членов семьи способствует минимизации ситуаций повторного травматического опыта семейного воспитания у ребенка. Функциональный подход к изучению института семьи находит свое отражение в работах отечественных социологов А.И. Антонова, М.С. Мацковского, В.М. Медкова, А.Г. Харчева.[31; стр. 207] Данный анализ осуществлялся на основе классификации функций семьи, трансформация которых в условиях изменения и развития общества позволяет проследить институциональные изменения семьи. С точки зрения А.Г. Харчева, для выявления отличительных особенностей семьи от других социальных институтов необходимо классифицировать ее функции на специфические, которые отражают ее особенность как социального явления и проистекают из сущности семьи, и неспецифические, выполнение которых является вынужденным и необходимым в рамках исторических обстоятельств. Специфическими функциями являются репродуктивная (рождение детей), экзистенциальная (содержание детей) и функция социализации. Данные функции являются неизменными на протяжении исторического развития общества, однако характер связи семьи с обществом в ходе времени может изменяться [32; стр. 42]. А.И. Антонов и В.М. Медков, развивая идею А.Г. Харчева, относили к неспецифическим функциям семьи накопление и передачу собственности, статуса, организацию производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, заботу о здоровье и благополучии членов семьи, создание микроклимата, способствующего снятию напряжения и сохранению «Я» каждого. Анализ данных функций позволяет проследить изменения семьи и исторический характер связи между семьей и обществом. С течением времени спектр неспецифических функций может сужаться, расширяться или передаваться для реализации другим социальным институтам: образовательно-воспитательная функция передается школам, дошкольным организациям; функция охраны и защиты – армии, полиции; функция организации досуга, одежды, питания – сфере обслуживания и т.д. Классификация функций, основанная на сферах семейной жизнедеятельности, была предложена М.С. Мацковским [32; стр. 9]. С его точки зрения, семейные функции могут рассматриваться как социальные (по отношению к обществу) и как индивидуальные (по отношению к личности), которые тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и потребностями личности в принадлежности к семейной группе. Среди сфер семейной жизнедеятельности, в которых реализуются основные функции современной семьи, М.С. Мацковский выделяет репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую (поддержание физического здоровья, уход за детьми), экономическую, сферу первичного социального контроля (моральная регламентация поведения членов семьи), социально-статусную, досуговую, эмоциональную, сексуальную [32; стр. 20] В соответствии с данными сферами, определяются социальные и индивидуальные функции семьи. Анализ передачи семейных функций обществу в ходе его исторического развития описывает Т.А. Гурко. Иллюстрируя сокращение числа функций, свойственных только институту семьи, отмечается, что основная семейная функция – воспроизводство начинает отчасти реализовываться общественными институтами посредством развития суррогатного материнства. [16, C. 84] В этом свете замещающая семья представляет особый социальный институт, в котором функция воспроизводства не реализуется, так как приемные родители замещают биологических. В связи с этим, на первый план, среди основных и специфических семейных функций, выдвигается социализация и содержание ребенка, которое отчасти разделяется с другими социальными институтами. Однако, реализация неспецифических функций замещающей семьей остается также значимой составляющей ее жизнедеятельности. Функциональный анализ замещающей семьи позволяет выделить основные сферы семейной жизнедеятельности, в которых наиболее часто возникают сложности после принятия ребенка в семьи, и в соответствии с эти определить предметные области, на которые необходимо сделать упор при подготовке кандидатов в замещающие родители. Это позволит минимизировать риск возникновения дисфункциональности в замещающей семье, чтобы приблизить ее к успешной биологической брачной семье. Замещающая семья в значительной мере включена в систему межинституциональных отношений [81; стр. 239]. С позиции системного подхода, семья определяется как группа людей, которую связывает общее место проживания, ведение совместного хозяйства, а главное – взаимоотношения. Семья состоит из подсистем, представителями которых являются индивиды, чье поведение меняется в зависимости от того, факторами какой подсистемы они являются в данный момент (родительской, супружеской и т.д.). В соответствии с базовой идеей данного подхода, семья – это социальная система, комплекс структурных элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом [16; стр. 14]. Это предполагает, что анализ семьи должен предусматривать изучение ее структурных элементов и процессов, которые взаимозависимы и взаимообусловливают друг друга, а также изучение системных свойств семьи, а именно ее связи с внутренними и внешними системами, уровни организации и законами ее функционирования и изменения. Отечественные представители системного подхода (М.С. Мацковский, А.И. Антонов, В.М. Медков) исследуют семью с точки зрения характера и степени реализации ее общественных функций на макроуровне в зависимости от внутригруппового взаимодействия ее членов, которые одновременно стремятся удовлетворить и свои личные потребности. В данном контексте Т.А. Гурко отмечает, что семейная система должна быть гибкой, так как во внутреннем взаимодействии она стремится к стабильности, а с внешней стороны нуждается в модернизации под воздействием исторического развития [16, стр. 94]. Позиция системного подхода предусматривает, с одной стороны, анализ взаимодействия подсистем внутри семьи как системы, а, с другой стороны, анализ взаимодействия семейной системы с макросистемами: организации социальной, государственной систем, систем здравоохранения и образования. Анализ данных взаимодействий является значимым для изучения успешности семейного функционирования и социализации детей. В этой связи исследование замещающей семьи, с точки зрения системного подхода, позволяет проанализировать особенно значимые каналы взаимодействия внутри системы и с внешними системами и определить факторы, влияющие на решение о принятии ребенка в семью, а также эффективность внешнего взаимодействия в процессе формирования и сопровождения замещающей семьи. Для анализа замещающей семьи интерес представляет конструкционистский подход, направленный на конструирование социальных проблем. Основные идеи данного подхода были сформулированы Дж. Бестом, Г. Блумером, М. Спектором, Дж. Китсьюзом, С. Хилгартнером, М. Эдельманом, И.Г. Ясавеевым. Согласно конструкционстскому подходу, социальные проблемы должны рассматриваться как конструкции, сформулированные посредством утверждения о существовании вредного социального условия и требования его устранения или изменения [69; стр. 161]. С точки зрения традиционных подходов, социальные проблемы анализируются через выявление их объективных качеств, в то время как данный подход придает им субъективный характер [6; стр. 26]. Для иллюстрации можно сконструировать пример, где бедность замещающих семей будет определяться как социальная проблема. В рамках традиционных объективных исследований она будет изучаться через исчисление количества подобных семей, выявление факторов, способствующих ухудшению их материального положения. Однако, с позиции рассматриваемого подхода, социальная проблема становится таковой, когда люди определяют ее как вызывающую беспокойство, таким образом, заявляя о ней и конструируя ее. Это не означает, что исследование объективных качеств должно быть прекращено. Применение конструкционистского подхода в исследовании позволяет определить и сформулировать основные социальные проблемы, связанные с процессом формирования замещающей семьи и ее сопровождением и конструируемые как замещающей семьей, так и государственными и социальными организациями, чья деятельность направлена на работу и поддержку данной категории семей. Описанные выше концептуальные подходы к исследованию семьи рассматривают ее в качестве социального института, малой группы и социальной системы. Среди социальных институтов семья является основным, главными функциями которого является рождение, содержание и социализация детей. Именно реализация данных функций отличает институт семьи от других институтов общества и обеспечивает физическое и социокультурное замещение поколений. При этом институт семьи находится в постоянном взаимодействии с другими институтами общества, являясь активным агентом социальных изменений. Как малая группа семья представляет собой группу людей, внутри которой реализуется система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, связанным родственными отношениями. В качестве социальной системы семья рассматривается с точки зрения ее системных свойств и связи с внутренними и внешними системами, интегрируя в анализе институциональный и микрогрупповой подходы. Особенности рассмотрения замещающей семьи в этих трех качествах диктуется тем, что между замещающими родителями и ребенком отсутствует родственная связь (за исключением случаев, когда опекуном или попечителем ребенка являются родственники). Ввиду этого, спецификой замещающей семьи как социального института является отсутствие реализации репродуктивной функции. Учитывая травматический опыт приемного ребенка, реализация функции воспитания, а иногда даже перевоспитания предполагает наличие у замещающих родителей более высоких родительских компетенций и педагогических навыков. В зависимости от формы семейного устройства приемного ребенка юридически между ним и замещающими родителями отношения могут не определяться как родственные, однако фактически они должны выстраиваться аналогично родственным, включающим заботу, любовь и привязанность. Кроме того, замещающая семья является более включенной в систему межинституциональных отношений из-за специфики своего образования и особенностей взаимоотношений родитель – приемный ребенок в адаптационный период. Исследовательский интерес к замещающей семье, объединяющей в своем концепте все формы семейного устройства, только начинает формироваться. Сегодня исследователи уделяют большее внимание анализу различных аспектов и особенностей отдельных форм семейного жизнеустройства, чем замещающей семьи в целом, предпочтение среди которых отдается приемной семье как самой «молодой» и динамично развивающейся форме. Проблемам социально-педагогического сопровождения и адаптации в приемной семье посвящены работы Л.Н. Большаковой, Е.В. Гребенниковой, Е.Н. Денисовой, А.В. Дягилевой, Т.И. Курасовой, А.А. Осиповой [38; стр. 234]. С нормативно-правовой точки зрения организацию и функционирование приемной семьи рассматривали О.В. Бессчетнова, А.А. Пестрикова, В.А. Цветков, Р.А.О. Шукуров [4; стр. 58]. Приемная семья создается на основании договора, который заключается между гражданами, желающими принять ребенка в семью и органом опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. В договоре указываются размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, определяется срок, на который ребенок передается в семью, а также указывается организация контроля. Приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемные родители являются профессиональными работниками и получают за выполнение своих обязанностей заработную плату. Приемная семья представляет собой новый институт семейного законодательства, возникший и развившийся из идеи детских домов семейного типа [82]. Ее можно охарактеризовать как гибридную форму, которая содержит в себе черты опеки, детского учреждения и усыновления [70; стр. 12]. Институт усыновления/удочерения в научной литературе рассматривается в основном с нормативно-правовой точки зрения, согласно которой отдельные аспекты законодательного регулирования этого института подвергаются дискуссионному обсуждению. Усыновление считается приоритетной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок приобретает все права и обязанности родного (неимущественные и имущественные, в том числе жилищные права). Дела об установлении усыновления рассматриваются судом с участием органов опеки и попечительства. Усыновление ребенка подлежит регистрации в органах ЗАГСа. Тайна усыновления ребенка охраняется законом [70; стр. 11]. В отношении опеки и попечительства авторы в большей мере рассматривают правовые механизмы регулирования отношений в замещающей семье (договор об опеке и попечительстве несовершеннолетних), а также анализируют особенности реализации современного законодательства в рамках федерального закона «Об опеке и попечительстве». Стоит отметить, что данная форма также рассматривается в основном в правовом ракурсе, то есть анализируются ее особенности и актуальные проблемы в рамках действующего законодательства, и авторами предлагаются пути решения поставленных вопросов. Опека устанавливается над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство – над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекун (попечитель) является законным представителем ребенка (детей), переданного ему на воспитание, и выступает в защиту его прав и интересов без специальных полномочий. Обязанности по опеке (попечительству) в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством) исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно [70; стр. 11-12]. Патронатное воспитание является формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей закрепленного законодательно определения на федеральном уровне, что является основанием для более детального изучения данного термина исследователями. Некоторые авторы рассматривают его как вид возмездной трудовой деятельности (А.А. Алексеев и Э.Р. Алексеева, Е.В. Шубенкова и Е.В. Панина) [1; стр. 98]. С одной стороны, это позволяет говорить о профессионализации данной формы замещающей семьи (рассматривая ее как профессию), однако, с другой стороны, о возможном повышении интереса к данной форме социально уязвимых слоев населения, что может привести к риску снижения уровня благополучной социализации детей-сирот в таких семьях. Как альтернативная форма организации замещающей заботы рассматривается патронатная «профессиональная» семья. Патронатная семья – форма воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В профессионально замещающей семье на условиях трехстороннего договора между органом опеки и попечительства, учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и патронатным воспитателем. Все права и обязанности по защите прав и законных интересов ребенка разграничиваются между уполномоченным учреждением, патронатным воспитателем, кровными родителями (если они не лишены или не ограничены в правах судом). Ребенок, переданный на воспитание в патронатную семью, юридически остается воспитанником учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Патронатные воспитатели являются профессиональными работниками и получают за выполнение своих обязанностей заработную плату. Опекуном ребенка в патронатной семье остается детский дом или сиротский интернат, а патронатный воспитатель является его сотрудником [70; стр. 13-14]. Профессиональные семьи имеют возможность получать психолого-педагогическую поддержку. Так, например, прежде чем войти в патронатную семью, ребенок проходит определённую подготовку, организованную психолого-педагогической службой специализированного Центра совместно с органами опеки и попечительства[70; стр. 16]. Очевидно, что данные исследования подтверждают междисциплинарный характер изучаемой проблемы. Однако, с социологической точки зрения, в научном дискурсе процессы фо....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: