- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблемное обучение и методика его осуществления в процессе обучения ОБЖ
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007751 |
Тема: | Проблемное обучение и методика его осуществления в процессе обучения ОБЖ |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСОВАЯ РАБОТА по методике обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности Тема: «Проблемное обучение и методика его осуществления в процессе обучения ОБЖ» Выполнил студент: 31 группы 3 курса Очной формы обучения Факультета безопасности жизнедеятельности Селезнёв Дмитрий Сергеевич Научный руководитель: Доцент, К.П.Н.: Хомутова Ирина Владимировна Дата защиты: «__»______________2017г. Оценка:________________ Регистрационный номер_______________________ Дата регистрации___________________ Москва 2017 Содержание Введение……………………………...........……………………….......…...4 Глава I. Теоретические основы проблемного обучения и методики. 6 1.1. Особенности и методика проблемного обучения…………….6 1.2. Технология проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности……………………………….............9 Глава II. Практический анализ проблемного обучения на уроках ОБЖ…………………………………………………...................................15 2.1. Современные подходы и методики к обучению ОБЖ в рамках ФГОС…….……………………………………………………………...…15 2.2. Возможности использования проблемного метода на уроках ОБЖ…………………………………………………………………………19 Заключение……………………….…….......................................................34 Список литературы……………………………………………..…….......36 Введение Мы часто слышим слова: "проблемный урок", "проблемная ситуация", но учителя опасаются проводить уроки подобного типа, не владеют методами проблемного обучения, путают многие ключевые моменты: за проблемный вопрос выдается учебный, творческие задания представляются как гипотезы, вопросы отождествляются с проблемами. А, может, нам все-таки не нужны подобные занятия? Однако качество методов проблемного обучения на 15-18% выше, чем в традиционном обучении. Именно поэтому тема курсовой работы «Проблемное обучение и методика и методика его осуществления в процессе обучения ОБЖ» является актуальной. Целью данной курсовой работы является анализ проблемного обучения и методики и возможности его осуществления в процессе обучения ОБЖ. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: 1. проанализировать особенности и методика проблемного обучения, 2. рассмотреть технологии проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности, 3. проанализировать мовременные подходы и методики к обучению ОБЖ в рамках ФГОС, 4. охарактеризовать возможности использование проблемного метода на уроках ОБЖ. Предметом данной курсовой работы является проблемное обучение и методика, а объектом – урок ОБЖ. Теоретическая база исследования. Теоретическая база курсовой работы - современные научные разработки, и концепции отечественных и зарубежных специалистов, исследовавших проблему проблемного обучения на уроках ОБЖ. Методы, используемые при написании курсовой работы, следующие: 1. метод анализа и синтеза, 2. метод сравнений, 3. логический метод и другие. Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, содержательной части, заключения и списка использованной литературы. Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения и методики 1.1 Особенности и методика проблемного обучения Проблемное обучение способствует развитию познавательной, коммуникативной, творческой деятельности обучающихся, становлению личности студента, его готовности использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач. Роль учителя в образовательном учреждении является неизменной вот уже много лет. Так же с течением времени функции учителя остаются прежними – прививать культуру и любовь к знаниям своим ученикам. Педагогическая технология – это проект и реализация системы последовательного развертывания педагогической деятельности, направленной на достижение целей образования и развития личности учащихся (М.М. Левина). Учитель должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Структура проблемного характера обучения 1. Возникновение противоречия. 2. Формулировка его в терминах рассматриваемого предмета изучения. 3. Прогнозирование результата разрешения противоречия. 4. Разрешение противоречия 5. Анализ полученного результата. Проблемное обучение в основе своей имеет поисковую, исследовательскую деятельность. Любой вид исследовательской деятельности подразумевает при анализе наблюдаемых объектов, явлений, процессов сначала выдвижение многих версий, объясняющих их образование или прогнозирующих их развитие, а затем сбор данных, позволяющих принять или отвергнуть эти версии или сформировать новые, пользуясь логическими построениями типа: если эта версия верна, то должно наблюдаться следующее; и, наконец, выбор наиболее вероятной, оптимальной версии. Такой подход с одной стороны обеспечивает достаточно глубокое понимание и усвоение конкретного предмета, а с другой стороны обучает методологии, которая в принципе универсальна и применима в любой научной, инженерной, юридической и других практиках, в любом поле деятельности, которое после школы изберет учащийся. В последствии приобретенные навыки позволят при необходимости сделать менее болезненной профессиональную переориентировку. В исследовательской деятельности в рамках определенного предмета практика показала, что происходит распространение навыка многоверсионного мышления, на котором базируется проблемное обучение, на анализ ситуаций в совершенно иных областях. Начинает формироваться представление о жизненной среде как многоверсионной и многовариантности возможностей и решений для данного индивидуума в различных сферах и обстоятельствах. Учащиеся стараются использовать многоверсионный подход в личных ситуациях и оказываются способными противостоять попыткам столкнуть их в моновариантное пространство. Возникает более адекватная реакция на личные и общественные события, и в ситуациях, которые иначе могли бы рассматриваться как тупиковые для данного общества или личности, обнаруживается возможные выходы и конструктивные решения. Данный проблеме посвящен целый ряд научных исследований. В монографии Загвязинского В.И. «Теория обучения. Современная интерпретация» раскрыто понимание сущности проблемного обучения, приведены характеристики этой технологии, даны рекомендации реализации обучающей системы в рамках предметных курсов. Работа Махмутова М.И. «Проблемное обучение» посвящена анализу состояния узловых вопросов теории проблемного обучения. Автор исследует логико-методологические и психолого-дидактические вопросы проблемного обучения. Критически обобщены исследования в области проблемного обучения. Дано теоретического обоснование проблемного обучения как развивающего. Зверева Н.М. в своем пособии «Практическая дидактика для учителя» рассматривает базовые вопросы личностно-ориентированного обучения и технологии проблемного обучения, пути организации и использование исследовательского метода в развивающем обучении. В статье Леонтовича А.В. «Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии» поднимаются вопросы о содержании и типологии исследовательской деятельности учащихся как образовательной технологии. Обухов А.С. в своей статье «Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры» делает попытку раскрыть психологическую и культурную сообразность применения исследовательской деятельности в педагогической практике с целью вхождения подростка в контекст культуры и развития его личности. Основная идея статьи заключается в рассмотрении личности подросткового возраста, школы, деятельности и науки в контексте культуры. В статье Алексеева Н.Г. и Леонтовича А.В. «Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности» поднимается вопрос необходимости оценки эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности, дается определение понятия «критерий». Гурвич Е.М. в своей статье «Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций» дает обоснование необходимости формирования поливерсионного мировоззрения в противовес многовариантному. Исследовательская деятельность рассматривается как наиболее продуктивный путь к развитию поливерсионности представлений о мире. Основным вопросом статьи Борзенко В.И. и Обухова А.С. «Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности» выступает проблема мотивации как ключевая проблема всего педагогического процесса. В данном случае авторы, отталкиваясь от понимания ученика как субъекта собственного развития, рассуждают о том, что иногда разумно исходить не из идеи выстраивания и соблюдения формальных требований, а из идеи творческого поиска внутреннего интереса ученика к познанию мира, себя и себя в этом мире. В статье Обухова А.С. и Миримановой М.С. «Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие» предлагается один из путей организации воспитания толерантности на основе учебно-исследовательской деятельности и в процессе социокультурного взаимодействия. Мириманова М.С. в своей статье «Рефлексия как системный механизм развития» раскрывает значение развития рефлексивных способностей для личности, а учебно-исследовательская деятельность понимается как благоприятный путь для развития рефлексии. 1.2 Технология проблемного обучения как способ активизации познавательной деятельности В настоящее время наше общество продолжает испытывать острую потребность в социально активной, творческой личности, способной самостоятельно принимать конструктивные решения, как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Данная проблема может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у обучающихся. Для преподавателя, важно, чтобы студенты были не пассивными слушателями, а активными участниками урока. Технология проблемного обучения представляется наиболее эффективной в этом отношении, поскольку позволяет вовлечь обучающихся в активный процесс самостоятельного получения новых знаний. Как известно, технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению определенной проблемы, в ходе этой деятельности у студентов формируются новые знания, умения и навыки. Задачи проблемного обучения: 1. Учить мыслить логично, научно, творчески. 2. Сделать учебный материал более доказательным и убедительным для обучающихся. 3. Содействовать формированию прочных знаний, так как сведения, самостоятельно добытые обучающимися, прочно сохраняются в памяти. 4. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности. 5. Формировать и развивать положительное отношение, интерес к данному учебному предмету. Для реализации проблемной технологии необходимо: отбор самых актуальных, сущностных задач; определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы; построение оптимальной системы проблемного обучения; личностный подход и мастерство преподавателя, способные вызвать активную познавательную деятельность обучающихся. Построение урока с элементами технологии проблемного обучения включает в себя следующие этапы: актуализация известных знаний (вызов, зацепляющий крючок); новые знания (верно или неверно высказывание; даётся несколько, найдите верное); осмысление: маркируйте информацию (составьте таблицу); рефлексия (самым интересным было на занятии; самым скучным было; я хотел бы сказать). Проблемное обучение может быть построено по разнообразным стратегиям. В педагогической практике автор определил для себя следующую стратегию проблемного обучения. Стратегия «Идеал»: И – интересно, в чём проблема? Д – давайте найдём решение. Е – есть какие—то решения? А – а теперь давайте сделаем выбор. Л – любопытно, как это осуществить на практике. Известный психолог и философ С. Л. Рубинштейн писал: «Мышление начинается с проблемной ситуации». Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация, т. н. противоречие между знанием и незнанием. Эта ситуация пробуждает у студентов желание решить проблему, у обучающихся возникает интерес к учебному материалу, что является очень важным для каждого преподавателя. Проблемная ситуация подчёркивает новизну, важность, своеобразие и другие отличительные качества объекта познания. Создание проблемной ситуации вырабатывает у обучающихся терпимость, умение формулировать вопросы, анализировать аргументы, обобщать, видеть несоответствия, интерпретировать намерения автора. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле; также предлагаются творческие индивидуальные домашние задания. Основу современного урока должна составить активная деятельность самих обучающихся, что и определяет роль таких форм работы, как урок—семинар, урок—диспут, урок—дискуссия. Реализуя проблемное обучение, нужно выбирать такую форму урока, как диспут, так как урок—диспут вызван самой жизнью, это одна из форм урока, которая учит мыслить, развивает способность критически, творчески осваивать материал, самостоятельно подходя к важнейшим выводам, которые станут глубокими убеждениями, а незаученной цитатой. Диспут – наиболее развернутая форма самостоятельной деятельности студентов, наиболее яркое проявление проблемности преподавания. Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Её цель – достижение определенной степени согласия участников относительно дискутируемого тезиса. Дискуссия позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И неважно, что не всегда обучающиеся приходят к единому мнению, главное, что они думают, переживают, отстаивают свои точки зрения. И именно такие уроки становятся незабываемыми. На них студенты не только приобретают знания, навыки, но и раскрывают свое собственное «Я». Работая по технологии проблемного обучения, можно увидеть её преимущества по сравнению с традиционными методами. Именно проблемное обучение в большей степени способствует формированию свободной личности, которая может самостоятельно решать возникающие проблемы, готова к самореализации и творчеству, ответственности, отстаиванию своей независимости. Основными условиями использования проблемных ситуаций являются: Со стороны учащихся: – новая тема (“открытие” новых знаний); – умение учащихся использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию; – умение определить область “незнания” в новой задаче; – активная поисковая деятельность. Со стороны учителя: – умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом; – формулировать возникшую проблемную ситуацию путем указания ученикам на причины невыполнения поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты. В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть: проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками; поиск истины (способа, приема, правила решения); различные точки зрения на один и тот же вопрос; противоречия практической деятельности. Пути, которыми учитель может привести учеников к проблемной ситуации: побуждающий диалог – это “экскаватор”, который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – “локомотив”, движущийся к новому знанию, способу действия; применение мотивирующих приёмов: “яркое пятно” – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), “актуализация” – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся. Нельзя останавливаться на достигнутом. Каждый преподаватель должен стремиться к выполнению задач, которые определены в Концепции модернизации российского образования: «…формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда». А как мы убедились, одним из средств достижения данной задачи являются уроки с элементами проблемного обучения. Глава 2. Практический анализ проблемного обучения на уроках ОБЖ 2.1 Современные подходы и методики к обучению ОБЖ в рамках ФГОС Современный подход к обучению ОБЖ в рамках реализации ФГОС ООО имеет своей целью - становление индивидуальной личности, добросовестного гражданина, человека, и главное, способного самостоятельно и быстро решать возникшие проблемы. Государственный стандарт образования - предъявляет к нам определенные требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. В своей практике использую системно - деятельностный подход. Чем вызвана эта необходимость? Роль ученика переходит их пассивной в активную. Педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении ОБЖ и формирование компетенций обучающихся на уроке достаточно много и отличительной особенностью современного урока ОБЖ является, и используются мною, следующие: • Проблемное обучение • Ситуативное обучение. Анализ конкретных ситуаций • Технология коллективного обучения (взаимообучение: коллективное, групповое, парное). При проблемном обучении ОБЖ задача учителя - организовать поисковую учебно-познавательную деятельность на основе создания проблемной ситуации. Например, использую следующий вопрос: «Как взаимодействовать с окружающей средой сегодня, чтобы быть здоровым завтра?» вызывает познавательное затруднение учащихся и вовлекает их в самостоятельное познание темы «Экология и безопасность» в 8 классе. Данная технология обеспечивает формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей, компетентности учения. Тем самым, урок становится проблемным и развивающим. Отличительной особенностью современного урока ОБЖ является взаимообучение (коллективное, групповое, парное). На это ориентирована технология коллективного обучения, целью которой является обучение умению работать в сотрудничестве с товарищами. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно: - практические работы, самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала; - ролевые и деловые игры. При изучении нового материала в курсе ОБЖ, использую уроки деятельностной направленности. Например, первый этап - это формулирование целей. Чтобы подвести к теме урока я предлагаю, например, на уроке 5 класса в теме «Пожар» решить ребусы и определить ключевые слова: огонь, дым, пожар; на уроке 7класса по теме «Землетрясения» рассмотреть фотографии последствий землетрясений, а на уроке 5 класса по теме «Безопасность на воде» или «Опасные ситуации на улице» привожу примеры ребят, которые спасли других (использую сайт «Горячие Сердца»), на уроках в 6 классе по теме «Автономное существование» использую материал и примеры о людях, которые совершали добровольную и вынужденную автономию рекорды Федора Конюхова и другие. Цель урока обсуждается и формулируется в диалоге с учениками. Определяются задачи и план урока, что развивает самостоятельность и формирует умения планировать учебные действия. В основе информационного обеспечения, которое поможет в открытии нового знания, я использую различные источники информации. Так, работая в группах, на уроке 6 класса по теме «Беда на воде», так же использую примеры с сайта «Горячие сердца» или проблемные ситуации, обсуждаем эти действия, выдвигают гипотезы, выбирают способы решения задачи, устанавливают причинно-следственные связи, сравнивают свои решения с рекомендациями действий, предложенным автором учебника или спасателями на сайте МЧС. Это позволяет формировать уважительное отношение к иному мнению, развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и закладывает основы нравственного поведения, что формирует личностные УУД. На этапе закрепления новых знаний, работая самостоятельно или в парах, учащиеся выполняют задания на выбор (базовый или повышенный уровень). Заключительным этапом урока, я использую рефлексию, хотя она может быть применима на любом этапе урока. Можно также использовать заранее заготовленный лист рефлексии В преподавании учебного предмета большое значение имеют внеклассные занятия. Многообразие внеклассных занятий по учебному предмету ОБЖ. К этой форме обучения относятся: индивидуальная работа (исследовательская работа, чтение научно-популярной литературы), групповая работа (факультативы, кружки), массовые внеклассные занятия: кампании (праздники «безопасное колесо», «День защиты детей», профилактика пожаров) и общественно полезная работа (экологические и социальные акции, профилактические акции, цветник у школы). Внеклассные занятия расширяют кругозор, развивают интерес к изучению учебного предмета, формируют общенаучные, практические, исследовательские и другие умения. Большое значение для развития интереса к ОБЖ и ориентации учащихся на дальнейшее образование в области безопасности жизнедеятельности имеют предметные олимпиады, тематические викторины, дидактические игры, выставки работ и др. Также примерами массовых внеклассных мероприятий являются «Неделя безопасности в школе», «Безопасное колесо»; «День защиты детей»; «Военно - патриотический месячник», экологическая работа и т. д. Содержание «Недели безопасности» или «Дня защиты детей»: 1. Встречи с интересными людьми - пожарными, спасателями, полицейскими, военными, медицинскими работниками и др. 2. Лекции для старших классов - о курении, алкоголизме, наркомании, о правах подростка и т. д. 3. Видеотека - демонстрация видеофильмов, с последующим обсуждением. 4. Викторины. Веселые старты. 6. Игра по станциям, по типу вертушки (выполнение заданий разной направленности: дородная безопасность, пожарная, спасение утопающего, ядовитые и съедобные грибы, ягоды, ЧС, медицинская помощь и т.п.) Очень интересно и познавательно проходит данное мероприятие. Такие мероприятия имеют большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. В организации и проведении этого мероприятия принимают участие: учитель ОБЖ, учитель физкультуры, классные руководители, учителя предметники. Все виды внеклассных занятий выходят за рамки учебной работы по ОБЖ, однако они является неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса, важнейшим средством воспитания и развития. Так что же представляет себой современный урок Основ безопасности жизнедеятельности, соответствующий требованиям ФГОС нового поколения? Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий • Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. • Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. • Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала. • Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы. • Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять. • Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. Используемые технологии способствуют повышению интереса детей к предмету, развивают логическое мышление и понимание того, что предмет ОБЖ один из важных предметов, обучающий детей правильно ориентироваться в современной жизни. Обязательным является практикум по решению нестандартных задач по химии, ориентированных на требования вузов. В течение года ученики могут посещать спецкурс «Решение задач по ОБЖ», который может проводиться один раз в неделю. В работе, как на уроке, так и во внеурочной деятельности применяются как групповые, так и индивидуальные формы. Так рассмотрение каждой темы в 10-11 классах заканчивается семинаром (групповые занятия). Работа в группах четко отработана: в каждой группе работает координатор, который заполняет карточки индивидуального контроля. Семинар проходит в несколько этапов. Вначале работают с понятиями, затем учащиеся отвечают на вопросы-суждения, выполняют тестовые задания, решают расчетные задачи. 2.2 Возможности использование проблемного метода на уроках ОБЖ В любом цивилизованном обществе велика ценность знаний - фундаментальных, глубоких, осмысленных. Современная Россия - демократическое общество. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения учащегося в пространство культуры. Использование проблемного метода позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение, которое способствует формированию активной, творческой, самостоятельной и независимой личности. Научный (исследовательский) подход является одним из способов познания человеком окружающего мира. Этот подход имеет четко установленные и приятые в научном мире черты, которые позволяют считать работу исследовательской. По содержанию решаемых проблем на уроках ОБЖ М.А. Картавых и Г.С. Камерилова различают два вида проблемного обучения: решение научных академических проблем, включающих учащихся в научный поиск и теоретическое исследование, целью которого является «открытие» учащимися новых теоретических знаний в области безопасности жизнедеятельности; решение ситуационных задач и практических проблем, предполагающих применение усвоенного научного знания и практического опыта в области безопасности жизнедеятельности в новой ситуации. Для успешной реализации технологии проблемного обучения в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимы: построение оптимальной системы проблемных ситуаций с использованием устного и письменного изложения, видеозаписи, мультимедийных средств обучения; отбор актуальных, социально-и личнозначимых ситуаций и проблем безопасной жизнедеятельности; педагогическая компетентность учителя, способная вызвать активную познавательную деятельность учащихся на уроке. Во-первых, должна быть сформулирована цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений. В исследовании важно выдвинуть гипотезу. Это позволяет конкретизировать предмет исследования. После этого необходимо поставить задачи исследования. Сущность поисково-исследовательской технологии обучения состоит в том, чтобы построить учебное познание как систему задач и разработать средства для того, чтобы, во - первых, помочь учащимся в осознании проблемы предъявляемых задач (сделать задачу наглядной), во-вторых, найти способы сделать разрешение проблемных ситуаций личностно-значимым для учащихся и, в-третьих, научить их видеть и анализировать проблемные ситуации, вычленять проблемы и задачи. Исследовательский метод обучения, связанный с методами научного исследования, должен применяться учеником при выполнении учебных заданий, требуемых самостоятельных действий на всех этапах познавательной деятельности (от сбора фактов и их анализа до проверки правильности решения учебной проблемы). Исследовательская деятельность учащихся - творческий процесс совестной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результаты которой является формирование мировоззрения. Структура исследовательской деятельности. 1. Анализ состава задачи. 1.1 Осознание задачи: выяснение информации (выделение элементов). 1.2 Актуализация и организация знания: поиск информации, комбинирование отдельных деталей. 1.3 Переосмысление задачи. 2.Осознание проблемы (противоречивости) задачи, формулировка задачи. 3. Поиск плана решения: 3.1 Выдвижение гипотезы (идеи о возможном пути решения проблемы и замысла ее реализации). 3.2 Доказательство гипотезы. 3.3 Составление развернутого плана решения. 4. Осуществление решения: 4.1 Реализация последовательности шагов плана. 4.2 Доказательство того, что результат удовлетворяет требованиям задачи. 4.4 Ретроспективный анализ задачи (рефлексия). 5.1 Выявление закономерностей. Современное проблемное занятие должно быть проблемно и по методическому использованию. В нем серьезные научные проблемы, ведущие идеи и методы деятельности рассматриваются с использованием поисковых методик на основе воспроизведения логики научного или научно-практического поиска, разбора полемических и дискуссионных моментов. На занятиях должны использоваться все виды проблемного обучения. Что касается актуальности, то жизнь выдвигает такие проблемы на каждом шагу. Например, в сфере экономики остро стоят такие вопросы: как сочетать материальное и моральное стимулирование? Насколько государству полезно вмешиваться в регулирование экономики? Следует ли сделать землю предметом купли - продажи? Перефразируя известный афоризм, можно утверждать: ничто не дается в педагогике так дешево и не дат такого быстрого положительного эффекта, как мотивация. Мотивация концентрирует внимание учащихся на изучаемом вопросе, возбуждает его мыслительную активность, помогает создать у него направленность на учебную работу. Благодаря этим особенностям мотивация способствует тому, что изучаемый материал становится для ученика личностно значимым. Для развития человека необходимы его собственные действия с предметным миром. С наступлением подросткового возраста происходит смена ведущей деятельности. Для подростков и старших школьников ею становится поисковая деятельность. Психологи, в качестве наиболее значимого направления выделяют самостоятельное решение учащимися поставленных проблем. Задача педагога - задать формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме (как научного, так и житейского плана) с исследовательской, творческой позиции. Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов: принципа естественности; принципа осознанности; принципа самодеятельности; принципа наглядности. Исходя из этих принципов, я предлагаю учащимся для исследования наиболее актуальные и значимые в ценностном плане темы на уроках ОБЖ. Подходя к вопросу о выборе темы для исследования, я учитываю то обстоятельство, что она должна кроме всех прочих условий, затрагивать эмоциональную сферу учащихся. Поэтому темы исследований подбираются совместно с учащимися, учитывается ценностная значимость для преподавателя учащихся. Как правило, эти темы позволяют выразить свою мировоззренческую, гражданскую позицию. Так была предложена тема «Краткая характеристика процессов деятельности человека на возникновение ЧС», которая обладает особой значимостью. Учащиеся самостоятельно разрабатывали исследовательские задачи и методы их решения. Среди направлений исследований были разработаны следующие: проблема войны и мира в современных условиях, угроза экологического кризиса, глобальная энергетическая проблема, демографическая проблема, продовольственная проблема, проблема здоровья и содержания генофонда. Каждая проблема рассматривалась в 2-х аспектах: сущность глобальной проблемы и ее проявление в Хабаровском крае. Учащиеся знакомились с литературой по данным проблемам, а также проводили исследование методом интервьюирования специалистов. В ходе исследований были получены очень интересные данные по экологическому, демографическому состоянию в Хабаровском крае. Результаты исследований были отражены в докладах учащихся, в которых были сформулированы выводы. Заключительная часть исследований, их анализ был проведен в ходе дискуссии. Данные проведенных исследований имеют не только познавательное значение, но и нравственное, ценностное, формируя у учащихся бережное, общественное отношение к природе. Попытки понять других расширяют мировоззрение учащихся, формируют уважение к другой культуре, развивают рефлексию. Анализируя данные исследования, ребята пришли к выводу, что среди трех возрастных групп (молодежь, люди среднего возраста и пожилые) наименее активна первая группа, а самые активные участники выборов - это старшее поколение. В ходе дискуссии учащиеся пытались найти объяснение такой инфантильности молодых людей. Среди причин были названы: низкий уровень образованности молодежи, иждивенчество, утрата духовных ценностей. Данное исследование позволило не только повысить познавательную активность учащихся, не только способствовало более глубокому усвоению нового материала, но и послужило кирпичиком в создании фундамента личности - мировоззрения и активной жизненной позиции. В заключение учащиеся высказали и свою точку зрения на эту проблему, сформулировав вывод, что построение гражданского общества и правового государства не возможно без выполнения каждым гражданином самой главной политической роли - роли избирателя. Приобретается навык содержательного общения, когда общаться информативно - «хорошо», «престижно». Это позволяет педагогу использовать это обстоятельство как действенное средство повышения активности ребят. Из всего сказанного, можно сделать следующий вывод: максимальный учет истинных интересов учащихся является важнейшим фактором, делающим обучение более эффективным и приятным. Этот фактор существенен вообще, но особенно критичен в нынешних условиях острого дефицита социального ресурса, когда скромные силы отечественной педагогики могут быть напрасно потрачены на бессмысленную борьбу со вполне нормальными интересами и потребностями учащихся. Учебно-исследовательская деятельность влияет на мировоззрение учащихся, формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности. Кроме того, ис....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: