- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблема взаимоотношения родителей и старших подростков
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014157 |
Тема: | Проблема взаимоотношения родителей и старших подростков |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине «Основы социологии» на тему: «Проблема взаимоотношения родителей и старших подростков» Выполнила: Мальцева Алина Дмитриевна студентка 1 курса группы Соц-б-з-17-1 направления 39.03.01 Социология заочной формы обучения ________________________ (подпись) Руководитель работы: Барсукова Татьяна Ивановна, профессор кафедры социологии Работа допущена к защите _______________________ ______________ (подпись руководителя) (дата) Работа выполнена и защищена с оценкой _________________________ Дата защиты ______________ Члены комиссии: ________________ ____________ _______________ (И.О. Фамилия) (должность) (подпись) ________________ ____________ _______________ (И.О. Фамилия) (должность) (подпись) ________________ ____________ _______________ (И.О. Фамилия) (должность) (подпись) Ставрополь, 2018 г. Введение………………………………………………………………. 1. Теоретический аспект проблемы взаимоотношений родителей и старших подростков ……………........................................................... 1.1. Сфера общения подростков.…………………………………………. 1.2. Особенности взаимодействия подростков и взрослых...................…………………………………………………... 1.3. Влияние стилей семейного воспитания на взаимоотношения родителей и детей в подростковом возрасте ……………….………... Выводы по первому разделу…………………………………..………. 2. Эмпирическое исследование и практическое применение изучаемой проблемы взаимоотношений родителей и старших подростков ……………….………………………..…………...……… 2.1. Анализ результатов исследования, проведенного по методике, характеризующей межличностные отношения в семье....................... 2.2. Рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками...................................................................... Выводы по второму разделу………………………………………… Заключение………………………………………………………….. Список используемых источников……………………………….. Введение Актуальность темы исследования. Отношения родитель - ребенок состоит из сочетания поведения, чувств и ожиданий, которые уникальны для конкретного родителя и конкретного ребенка. Отношения связаны в полной мере с развитием ребенка. Люди формируются из многих разных отношений на протяжении всей жизни, отношения между родителем и ребенком являются одними из самых важных. На качество отношений между родителем и ребенком влияет возраст, опыт и уверенность в себе; стабильность брака родителей; и уникальные характеристики ребенка по сравнению с характеристиками родителя. Подросткам нужна любовь и поддержка от родителей в то время, когда многое другое в их жизни меняется. Вы можете поддерживать свои отношения сильными с вашим подростковым ребенком благодаря обычной повседневной деятельности. Многие люди думают, что семьи становятся менее важными для детей, когда они переходят в подростковые годы. Но на самом деле вашему ребенку нужна ваша семья и поддержка, даже в большей степени, чем в младенческом возрасте. Это правда, что семейные отношения меняются в подростковом возрасте. Когда ваш ребенок был молод, ваша роль заключалась в воспитании и руководстве. Теперь вы можете обнаружить, что ваши отношения с вашим ребенком становятся все более равными. Для подростков родители и семьи являются источником заботы и эмоциональной поддержки. Семьи дают подросткам практическую, финансовую и материальную помощь. И большинство подростков по-прежнему хотят проводить время со своими семьями, делиться идеями и получать удовольствие. Если подросток не получает поддержку, понимание со стороны семьи, а именно родителей, то их взаимоотношения начинают "ломаться". Когда родители и дети теряют контакт, это может привести к серьезным нервным заболеваниям, стрессам, которые негативно сказываются на любой организм. Между родителями и их чадами постоянно возникают спорные ситуации, возможно, что дети не всегда правы, но это связанно с тем, что в подростковом возрасте любому человеку хочется показать себя. Когда ребенок переходит в пубертатный период, он начинает отстаивать свои интересы. На них влияет общество, сверстники и все происходящее вокруг. Тогда интересы детей не всегда могут быть схожи с интересами родителей. И возникают разногласия во взаимоотношениях. Это нормально для подростков быть капризными или казаться некоммуникативными, но они все равно нуждаются в вас. Ваш ребенок по-прежнему любит вас и хочет, чтобы вы были вовлечены в его жизнь, поддерживали и выслушивали, хотя временами его отношение, поведение или язык тела могли бы сказать, что он этого не желает. Поддержка друг друга может иметь жизненно важное значение для преодоления этих проблем. Если подросток чувствует поддержку со стороны семьи, то уровень защиты от окружающего мира растет. Тем самым и самооценка. Благодаря которой человек совершает поступки с более мощным настроем и это помогает ему воплотить свои цели и мечты в жизни с меньшими затратами, как эмоциональными, так и физическими. Он знает, что его поддержат и словами, и, если надо, связями родителей. Сильные семейные отношения могут значительно помочь ребенку превратиться в хорошо приспособленного, внимательного и заботливого взрослого. Проблема взаимопонимания между родителями и старшими подростками возникает почти в каждой семье. Данная тема актуальна с доисторического периода и по сей день. Каждый человек задумывался, что же не так в его семье, когда возникали разногласие и недопонимание со своими. Каждому из нас хотелось понять, с чем связаны ссоры. И как можно разрешить эти проблемы. Актуальность данной работы определяется необходимостью глубокого понимания особенностей отношений межличностной значимости подростка с его ближайшим окружением. Пробелам исследования состоит в необходимости выявления основных проблем взаимоотношений родителей и старших подростков. Объект исследования – старшие подростки и их родители. Предмет исследования – особенности взаимоотношений между родителями и старшими подростками. Цель исследования – выявить и охарактеризовать проблемы взаимоотношений между родителями и старшими подростками. Задачи исследования: 1. Осуществить теоретический анализ особенностей взаимоотношений подростков и взрослых; 2. Рассмотреть сферу общения подростков. 3. Рассмотреть влияние стилей семейного воспитания на взаимоотношения родителей и детей. 4. Провести анализ исследования, выполненного при помощи теста. 5. Составить рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками. Гипотеза исследования состоит в предположении, что основной проблемой взаимоотношения родителей и старших подростков является недопонимание со стороны старшего поколения и невысказанность со стороны детей. Методы исследования: - Анализ монографической, учебной литературы, статей периодических научных изданий и иной литературы; - Проведение эмпирического исследования и составление рекомендации по формированию взаимопонимания между взрослыми и подростками. Эмпирическая база исследования. 1. Теоретический аспект проблемы взаимоотношений родителей и старших подростков 1.1. Сфера общения подростков Общество играет важную роль в формировании индивидуального характера. Это помогает сформировать способность подростков жить с другими людьми, их представления о неправильном и правильном и их общем взгляде на жизнь. Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу [4]. Общество подростков - это все люди, которые их окружают: семья, друзья, знакомые и случайные люди. Самое большое давление исходит от семьи. Влияние родителей является самым сильным и часто формирует взрослую жизнь подростка. Понимание влияния различных аспектов общества на подростка помогает родителям воспитывать характер и индивидуальность ребенка. Родители проводят много времени с подростками и играют важную роль на них своими действиями и словами. Тем не менее, родители могут помочь своему подростку развивать уверенность в себе и чувство индивидуальности. Подростки изучают такие навыки, как воспитание, общение и принятие решений посредством наблюдения за родителями. Отношения между подростками и родителями влияют на их результат в жизни. Но также множество других факторов способствуют становлению личности подростка, например, СМИ, друзья, общество. Средства массовой информации могут оказывать положительное или отрицательное влияние на подростка. Младшее поколение проводят много времени в Интернете, смотрят телевизор, читают журналы и слушают музыку. Негативные влиятельные лица в средствах массовой информации включают в себя насилие, ненависть или вульгарный язык в кино и музыке, откровенные сексуальные сцены, гендерные, религиозные или этнические стереотипы и нереалистичные представления об успехе и образовании человека. Кроме того, средства массовой информации являются источником информации для подростков. Это помогает создать культурную, политическую и социальную осведомленность в подростковом возрасте. Существует множество источников, которые пропагандируют свою точку зрения, а она не всегда является объективно верной. На подростков также сильно влияют окружающая среда и общество. Друзья создают круг общения, который влияет на решения, принятые подростком. Друзья могут оспорить друг друга, чтобы стать лучше или влиять друг на друга, чтобы поменять негативные стороны. Влияние друзей друг на друга может повлиять на работу подростка в академических кругах, спорте, социальных навыках и навыках принятия решений. Общество устанавливает правила, которые помогают сформировать идеи вашего подростка о правильном и неправильном. Подростки лучше понимают приемлемое поведение и последствия совершения неправильных действий, установленные общими законами. Это понимание может помочь вашему подростку выбрать правильное поведение, чтобы избежать таких последствий, как административное наказание, тюремное заключение. Общество сильно влияет на человека. Благодаря ей формируются понятия о правильном и неправильном, взгляды на жизнь и цели, вырабатывается работоспособность и усильчевость. Самое большое давление оказывают родители на свое чадо. Сфера общения подростков также помогает создавать культурную и экологическую осведомленность. Кроме того, подростки учатся заботиться об окружающей среде, своих соседях и менее удачливых, взаимодействуя с различными членами общества. 1.2. Особенности взаимодействия подростков и взрослых В целом, конфликт возрастает в раннем подростковом возрасте, достигает своего роста в середине подросткового возраста (в возрасте 14-16 лет). Подростковый возраст – несомненно самый трудный, сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Он «начинается» с изменением социальной ситуации развития. Этот возраст исследовали многие видные психологи. Впервые описал психологические особенности подросткового возраста С. Холл, который указал на противоречивость поведения подростка (например, интенсивное общение сменяется замкнутостью, уверенность в себе переходит в неуверенность и сомнения в себе и т.п.). Он ввел в психологию представление о подростковом возрасте как кризисном периоде развития. Кризисные, негативные явления подросткового возраста С. Холл связывал с переходностью, промежуточностью данного периода в онтогенезе. Он исходил из представления о биологической обусловленности процессов развития в подростковом возрасте [1,стр.28]. Многие из изменений, которые определяют подростковый возраст, могут привести к конфликту в отношениях между родителями и подростками. Подростки приобретают повышенную способность к логическим рассуждениям, что приводит к тому, что они требуют причин для вещей, которые они ранее принимали без вопросов, и возможности аргументировать другую сторону. Их растущие критически мыслящие навыки делают их менее склонными к тому, чтобы они соответствовали пожеланиям родителей, как они это делали в детстве. Их возрастающая познавательная изощренность и чувство идеализма могут заставить их указать на логические недостатки и несоответствия в позициях и действиях родителей. Подростки больше не принимают своих родителей в качестве неоспоримых властей. Они признают, что другие мнения также заслуживают внимания, и они учатся формировать и излагать свои собственные мнения. Конфликт родителей и детей возрастает по мере того, как дети переходят в подростковый возраст. Хотя эта тенденция не является неизбежной, она распространена и может быть весьма неприятной для родителей и подростков. Оба могут чувствовать себя сбитыми с толку о том, что случилось с добрыми старыми днями семейной гармонии. Подростки могут видеть, как их родители стали суровыми, контролирующими и иррациональными. Родители могут задаться вопросом, почему их бывшие кооперативные и ответственные дети теперь кажутся враждебными и разрушительными. Эти перспективы часто питаются друг с другом, увеличивая недоразумение с обеих сторон. Многие родители и подростки сообщают об уменьшении близости за это время. В большинстве семей конфликт скорее всего связан с одеждой, музыкой и досугом, чем с более серьезными вопросами, такими как религия и основные ценности. Семейный конфликт редко связан с такими серьезными проблемами, как употребление наркотиками и делинквентность подростков. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя. Внутренние предпосылки. В этот период происходит бурный «Физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму. С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте. Л.С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам: * «эгоцентрическая» - интерес к собственной личности; * «доминанта дали» - установка на большие масштабы; * «доминанта усилия» - тяга к волевому напряжению; * «доминанта к сопротивлению» - упрямство,протест; * «доминанта романтики» - стремление к риску, героизму, к неизвестному [3,стр.45]. В самой серьезной форме эта напряженная среда связана с рядом негативных последствий, в том числе преступностью среди несовершеннолетних, удалением от дома, увеличением отсева учащихся, незапланированной беременностью, членством в религиозных культах и ??злоупотреблением наркотиками. Изменения в среде подростков вне семьи также могут принести новые нагрузки домой. Переход от начальной и средней школы, а затем от средней до старшей школы может быть стрессовым, даже когда он с нетерпением ждет. Молодые люди переходят из социальной среды, в которой они являются самыми старыми и компетентными для тех, в которых они физически являются наименьшим, наименее опытным, самым низким статусом и имеют наименьшие привилегии. Они должны овладеть новым набором академических ожиданий и социальных мер. Растущее значение сверстников и появление романтических привязанностей представляет собой целый новый набор потенциальных стрессоров. Хотя это и не обязательно является причиной конфликта между подростками и родителями, отношения подростков с родителями, безусловно, зависят от стиля воспитания. Десятки исследований показали, что дети, родители которых были авторитетными - теплыми и твердыми, демонстрировали более высокий уровень социальной компетентности и зрелости, чем дети, воспитанные разрешительными, авторитарными, пренебрежительными или равнодушными родителями. Авторитетное воспитание, которое является сочетанием последовательной родительской отзывчивости и требовательности, было связано многими исследованиями с позитивной эмоциональной корректировкой, работой в высшей школе и общей зрелостью в детстве и юности. Напротив, родители, чей стиль не является авторитетным, могут столкнуться с новыми трудностями, когда их дети входят в подростковый возраст. Одно недооцененное измерение отношений между родителями и детьми в подростковом возрасте заключается в том, что родительские изменения могут вносить значительный вклад в динамику. Разумеется, подростки сильно меняются по мере перехода от детства к взрослой жизни, но их родители также меняются - как в ответах на своих детей, так и в ответ на вызовы в их собственной жизни. Существует множество трудностей во время перехода ребенка к подростковому возрасту: снижение самооценки, снижение удовлетворенности жизнью, повышенная депрессия, повышенная тревожность и более частые негативные мысли о среднем возрасте. Родители подростков обычно находятся в середине жизни, когда им грозит перспектива, что их будущая жизнь может не стать намного лучше нынешней. Так же, как их дети ломаются от идеализма, они могут чувствовать себя все более пессимистично. Точно так же средний возраст может привести к снижению физической активности и привлекательности, которые могут казаться все труднее переносить, когда цветут дети. Пара, которая эффективно работала вместе, чтобы воспитывать детей, может найти их отношения, напряженные в связи с новыми требованиями воспитания подростков. Во-первых, для дальнейшего понимания поведения своего ребенка родители должны получать основную информацию об изменениях в развитии подросткового возраста. Во-вторых, для того, чтобы адаптироваться к меняющимся потребностям их детей, родители должны иметь базовую информацию об эффективном воспитании детей в подростковом возрасте. Родители должны общаться со своими детьми, должны уметь слушать и обдумывать сказанное своим ребенком. В нашем мире мало людей, которые умеют слушать. В первую очередь, это должны быть родители, которые являются самыми близкими людьми для подростка. Если подросток таит все в себе, то он эмоционально загружен, на этом фоне могут появиться нервные срывы, истерики, неадекватное поведение. Родитель должен иногда играть роль психолога, которому подросток может рассказать все, и родитель может дать объективную оценку происходящему. Основная проблема во взаимодействии между подростком и родителем заключается в том, что нужно делиться происходящим и адекватно на все реагировать. Стараться вставать на место своего ребенка или родителя. 1.3. Влияние стилей семейного воспитания на взаимоотношения родителей и детей в подростковом возрасте Выше я уже затрагивала данную тему. Отношения подростков с родителями, безусловно, зависят от стиля воспитания. Десятки исследований показали, что дети, родители которых были авторитетными - теплыми и твердыми, демонстрировали более высокий уровень социальной компетентности и зрелости, чем дети, воспитанные разрешительными, авторитарными, пренебрежительными или равнодушными родителями. Авторитетное воспитание, которое является сочетанием последовательной родительской отзывчивости и требовательности, было связано многими исследованиями с позитивной эмоциональной корректировкой, работой в высшей школе и общей зрелостью в детстве и юности. Напротив, родители, чей стиль не является авторитетным, могут столкнуться с новыми трудностями, когда их дети входят в подростковый возраст. У авторитетных родителей большие надежды на достижения и зрелость, но они также теплые и отзывчивые. Эти родители устанавливают правила и применяют границы, открывая дискуссию и используя рассуждения. Они ласковы, поддерживают и поощряют независимость. Этот стиль воспитания также известен как « Стиль демократического воспитания» . Обычно дети авторитетных родителей: появляются счастливые и довольные; более независимы; достигают более высокого академического успеха; развивают хорошую самооценку; взаимодействуют со сверстниками, использующими компетентные социальные навыки; имеют лучшее психическое здоровье - меньше депрессии, тревоги, попыток самоубийства, делинквентности, употребления алкоголя и наркотиков; экспонируют менее жестокие тенденции. Хотя авторитарные и авторитетные стили воспитания имеют похожие названия, у них есть несколько важных различий в убеждениях родителей. Хотя оба родительских стиля требуют высоких стандартов, авторитарные родители требуют слепого послушания, используя такие причины, как « потому что я так сказал ». Эти родители используют строгую дисциплину и часто используют наказание для контроля над поведением детей. Авторитарные родители не реагируют на потребности своих детей и, как правило, не воспитывают. Дети авторитарных родителей: стремятся к несчастливой находчивости; они менее независимы; появляются небезопасные; обладают низкой самооценкой, показывают больше поведенческих проблем; академически хуже себя проявляют; имеют худшие социальные навыки; более подвержены психическим проблемам. Разрешительное воспитание (снисходительное). Низкая требовательность, высокая отзывчивость. У разрешительных родителей очень мало правил и границ, и они неохотно применяют правила. Эти родители тепло и снисходительны, но им не нравится говорить «нет» или разочаровывать своих детей.Дети разрешительного воспитания: ее могут следовать правилам; плохой самоконтроль; дети обладают эгоцентрическими тенденциями; встречают больше проблем в отношениях и социальных взаимодействиях. Пренебрежительное воспитание. Низкая требовательность, низкая отзывчивость. Пренебрежительные родители не устанавливают жесткие границы или высокие стандарты. Они безразличны к потребностям своих детей и не участвуют в их жизни. Эти невовлеченные родители, как правило, имеют психические проблемы, такие как депрессия матери, физическое насилие или безнадзорность детей, когда они были детьми. Дети безнадзорных родителей: более импульсивны; не могут саморегулировать эмоции; встречают больше проблем с преступностью и наркоманией; имеют больше умственных проблем - например, суицидальное поведение у подростков. Авторитетное воспитание последовательно связано с лучшими результатами у детей. Поэтому авторитетный стиль воспитания считается лучшим и самым эффективным воспитательным стилем психологов и психиатров. Эта классификация стилей воспитания изучалась более 25 лет в разных странах. Результаты, как правило, считаются ожидаемыми для каждого стиля воспитания. Другим компонентом, который может повлиять на результат, является различие между стилем воспитания и воспитанием. Стиль воспитания - это эмоциональный климат, в котором родители воспитывают своих детей. Практика воспитания - это конкретные действия, которые родители используют в своем воспитании. Даже родители с одинаковым стилем воспитания могут использовать различные методы, которые могут повлиять на степень исходов. Многие факторы влияют на поведение подростка, но в любом случае семья остается на первом месте. Когда ребенок растет, у него в голове складываются определенные нормы и правила, цели и побуждения. У более успешных, доводящих свои дела до конца, дети добиваются и растут намного быстрей, чем у среднестатистических людей. Каждого человека нужно направлять, ни в коем случае не заставлять и не запрещать. Запрещая что-то, у человека автоматически просыпается интерес к вето. Как говориться, запретный плод сладок. Об этом должен помнить каждый человек, в том числе и каждый родитель, при воспитании ребенка. Если хочешь заставить подростка что-то делать, начинать надо с себя, показывать пример и «не тыкать носом». У ребенка всегда перед глазами пример поведения и отношения взрослых. Многое идет от семьи, так что стоит задуматься, как себя вести. Стили родительского класса классифицируются на основе двух измерений поведения родителей: Требовательность - означает, что родители контролируют поведение своих детей или требуют их зрелости и Отзывчивость - относится к степени, которую родители принимают и чувствительны к эмоциональным и развивающим потребностям своих детей. В целом, подростки, чьи родители являются авторитетными, имеют самые положительные результаты, а именно более высокие уровни автономии, уверенности, зрелости, социальных навыков и успеваемости. Они также более способны успешно адаптироваться к жизненным задачам. Дети авторитарных родителей, как правило, становятся более робкими, менее социально компетентными и более зависимыми по мере их роста. Однако при определенных обстоятельствах, например, в афроамериканских семьях, живущих в бедных районах с высоким уровнем преступности, стиль авторитарного воспитания кажется наиболее полезным. Дети разрешительных родителей, как правило, становятся подростками, которым не хватает зрелости, самодисциплины, лидерских навыков, и в способности противостоять плохим влияниям сверстников. Наконец, дети родителей, отказывающихся от пренебрежения родителями, по-видимому, сталкиваются с самыми серьезными проблемами, а именно с плохими академическими навыками, более девиантным поведением (включая злоупотребление наркотиками и алкоголем) и неспособностью контролировать импульсивное поведение. Различия в стилях воспитания преобразуются в разные семейные среды с различной семейной динамикой. Семьи, в которых происходит постоянный диалог, хорошая практика разрешения конфликтов, взаимное уважение и гибкость, - это семьи, в которых подростки, похоже, имеют более позитивные результаты. Помимо стилей воспитания, моделирование родительского поведения внутри и вне семьи и тип отношений между родителями - еще один фактор, который может повлиять на развитие подростков. Вывод по первой главе Поскольку мы находимся в социуме и каждого человека окружает не только семья, но еще и общество, в котором живет человек, на подростка влияют сверстники, СМИ, окружающие и т.д. Родители должны стараться помещать своих детей в школы, в которых положительные группы сверстников и общество влияют на общинную культуру школы, избегая учебных заведений, в которых преобладают отрицательные коллективы, которые выступают за девиантное поведение. Степень влияния подростка на родителей будет напрямую связана с типом группы или общества, к которой он принадлежит. Если подросток является членом групп, в которой родители и их советы считаются ценными ресурсами, то родитель будет оставаться очень влиятельным в подростковом возрасте. Если, однако, подросток становится членом группы, которая способствует девиантному поведению, то способность родителей оказывать влияние на поведение подростка значительно уменьшается. Родители всегда должны отслеживать и контролировать себя и свои действия по отношению к подростку и к жизни, так как ребенок все слышит и видит. Дети повторяют за родителями, в большинстве своем стараются превзойти их. Семья должна поддерживать и направлять, но родители не должны заставлять и запрещать, родители должны давать ребенку высказываться, все проблемы нужно решать диалогами, не монологами. Так же большую роль играет стиль воспитания. Ученые доказали, что самым эффективным стилем воспитания считается авторитетный. Но каждый человек сам выбирает, как ему поступать и как растить ребенка. Для подростка семья – это опора и поддержка. Для родителей дети – это жизнь. Умейте любить, ценить и делать все возможное для своих близких. Родители и семьи оказывают самое непосредственное и долгосрочное влияние на обучение детей и развитие социальной компетентности. Когда родители участвуют в жизни подростка, дети достигают большего, демонстрируют более позитивные отношение и поведение, чувствуют себя более комфортно в новых условиях, но все это только при поддержке семьи. 1. 2. Эмпирическое исследование и практическое применение изучаемой проблемы взаимоотношений родителей и старших подростков 2.1. Анализ результатов исследования, проведенного по методике, характеризующей межличностные отношения в семье В данном разделе описывается организация, проведение и результаты исследований. Исследование на выявление проблем во взаимоотношении родителей и старших подростков проходило на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназии № 76 города Ростов-на-Дону и работников заведения «Книжный» города Ростов-на-Дону. Всего в исследовании участвовали 70 человек. Для исследования была взята группа старших подростков и их родителей. В данной работе ключевыми словами являются: семья, подросток, подростковый возраст, родитель, взаимоотношения, проблема (конфликтная ситуация), семейные ценности. Семья – это неотъемлемая часть общества, которая способствует формированию гармоничной личности. Это ячейка общества, связывающая двух людей совместным бытом и отношениями, оформленными по закону. Без неё человек становится одиноким, оторванным от общества. Каждому хочется, чтобы дома его ждали близкие и любимые люди, поддерживали и давали чувство опоры. Подросток - несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов. Подростковый возраст - период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью. Родитель - ближайшие родственники человека, составляющие основу его семьи. Взаимоотношения - субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. Взаимоотношения обязательно предполагают взаимность, наличие ответного отношения. Проблема(конфликтная ситуация) - сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение; чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности. Было проведено социологическое исследование на выявление взаимоотношений между родителями и старшими подростками. Важным практическим аспектом в становлении личности подростка является разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в его жизни. Конфликты родителей со своими детьми - весьма частое явление. Социологический опрос помог сформулировать основные причины конфликтов, со стороны взрослых: * Непониманием членами семьи друг друга; * Недостаточное высокая успеваемость и плохое поведение в школе у подростка; * Непослушание дома; * Пренебрежение родительскими советами; * Расхождение в принципиальных жизненных вопросах. Из этого можно выделить некоторые условия агрессивного поведения подростка: 1. Семья как фактор агрессивного поведения: А) характер семейных взаимоотношений; Со стороны подростков, можно выделить шесть типов позиций родителей по отношению к подросткам: * Автократическая - подросток подвергается тирании требований и запретов; ему практически "все нельзя"; пресекаются не только попытки самостоятельно что-то решить и тем более поступить по-своему, но даже и высказывание собственного мнения. * Авторитарная - самостоятельность подростка также существенно ограничена; правда, он может принимать участие в обсуждении касающихся его проблем, но право делать выводы и что-то решать принадлежит исключительно родителям. * Демократическая - взрослые признают, что в жизни подростка есть сферы, где он может действовать самостоятельно. * Позиция равенства - взрослые и подросток включены в принятие решений в равной степени. * Либеральная - подросток сам определяет круг своих друзей и выбирает занятия; окончательное решение всегда принимает подросток. * Позиция отстранения - этот тип отношений предполагает "развод" родителей с подростком, отказ участвовать в его жизни. Б) стиль семейного руководства. С точки зрения подростка, многие конфликты возникают из-за несправедливости родителей, излишней опеки, непониманием членами семьи друг друга. Родители не считаются с занятостью своих детей, не умеют сдерживать свое плохое настроение, незаслуженно наказывают и т.д. Родители зачастую требуют от своих подростков выполнение своей несбывшейся мечты. Не давая возможности ребенку достигать своих целей. Всегда надо уметь слушать и слышать своих подростков и родителей. Не стоит забывать, что каждый человек проживает свою жизнь, а не родительскую. Подростковый возраст - время проверки всех членов семьи на социальную, личностную и семейную зрелость. Оно протекает с кризисами и конфликтами. В этот период все скрытые противоречия выходят наружу. Так начинается отделение подростка от родителей, противостояние им. Ребенок может стать грубым, резким, критиковать родителей и других взрослых. Раньше близкие многого не замечали в ребенке, верили в непогрешимость своего авторитета, и вот состоялось как бы свержение их с пьедестала. Происходит это потому, что в глазах подростка мать и отец остаются источником эмоционального тепла, без которого он чувствует себя беспокойно. Остаются они и властью, распоряжающейся наказаниями и поощрениями, и примером для подражания, воплощающим в себе лучшие человеческие качества, и старшим другом, которому можно доверить все. Но со временем эти функции меняются местами. В связи с этим даже в благополучных семьях возникает определенная сложность общения с детьми старшего школьного возраста. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с выросшими детьми общение должно строиться по-другому, нежели с маленькими. Не всегда родители различают, что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп: 1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или дочери, о которых в других семьях только подозревают. В таких семьях родители прислушиваются к мнению детей в вопрос....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: