- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Акцентуации характера подростков оставшихся без попечения родителей
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W012514 |
Тема: | Акцентуации характера подростков оставшихся без попечения родителей |
Содержание
«Акцентуации характера подростков оставшихся без попечения родителей» Содержание Введение…………………………………………………………………………..3 Глава 1. Теоретические аспекты исследования акцентуаций характера подростков оставшихся без попечения родителей……………………………..7 1.1.Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии……………………………………………………………….……….7 1.2.Акцентуации характера личности………………………………………………...………………………..12 1.3.Особенности подросткового возраста……...……………………………………………..……………………25 Глава 2. Анализ акцентуаций характера подростков оставшихся без попечения родителей…………………………………………………………….29 2.1.Организация методов исследования………………………………………………………….………….29 2.2.Описание методики ……………………………………………………….30 2.3.Результаты исследования…………………………………………………...35 Заключение…………………………………………………….………………...44 Список литературы………………………………………………………………48 Приложение………………………………………………………………………50 Введение Актуальность работы обусловлена необходимостью получения новых данных по проблеме факторов склонности к нарушению характера в подростковом возрасте. Научная и практическая ценность изучения особенностей акцентуаций характера, самооценки и уровня притязаний подростков, определяется тем, что знание этих закономерностей способствует разработке действенных программ коррекции их характера в подростковом возрасте. Основную научную проблему исследования составляет анализ личностных особенностей подростков, склонных к алкогольной зависимости. В качестве основных факторов, определяющих специфику алкогольной зависимости, на основании подходов А.Е. Личко мы выделяем акцентуации характера. Подростковый возраст является периодом становления характера – в это время формируется большинство характерологических типов. Именно в этом возрасте различные типологические варианты нормы («акцентуации характера») выступают наиболее ярко, так как черты характера еще не сглажены и не скомпенсированы жизненным опытом. У подростков от типа акцентуации характера зависит многое – особенности транзиторных нарушений поведения («пубертатных кризов»), острых аффективных реакций и неврозов (как в их картине, так и в отношении вызывающих их причин). Тип акцентуации также в значительной мере определяет отношение подростка к его соматическим заболеваниям, особенно длительным. Акцентуация характера выступает как важный фактор преморбидного фона при эндогенных психических заболеваниях и как фактор предрасполагающий при реактивных нервно-психических расстройствах. С типом акцентуации характера необходимо считаться при разработке реабилитационных программ для подростков. Этот тип служит одним из главных ориентиров для медико-психологических рекомендаций, для советов в отношении будущей профессии и трудоустройства, а последнее же весьма существенно для устойчивой социальной адаптации. Знание типа акцентуации характера важно при составлении психотерапевтических программ в целях наиболее эффективного использования разных видов психотерапии (индивидуальной или групповой, дискуссионной, директивной и др.). Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, - тем самым открываются перспективы для психопрофилактики. В педагогике данный метод может быть использован для воспитательской работы. Исследование можно проводить сразу с группой подростков при условии, чтобы они не могли подглядывать номера выборов друг у друга и советоваться друг с другом. Подросткам объясняется, что предлагаемый метод позволяет определить тип характера. После обработки результатов проводится специальное занятие. На нем каждый подросток получает карточку с обозначением номера установленного у него типа (названия типов во избежание недоразумений лучше не сообщать). Далее проводивший исследование психолог рассказывает группе подростков особенности всех типов в доступной для них форме, специально указывая на слабые и сильные стороны каждого типа — подобные занятия оказывают определенное коррекционное влияние на подростков. Степень разработанности темы: в изучение характера большой вклад внесли такие зарубежные исследователи, как, З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Кречмер, Г. Олпорт А. Адлер, и др. В отечественной психологии исследованием характера занимались: П.Б. Ганушкин, А.Е.Личко, Н.Я. Иванов, В.В. Юстицкий, В.В. Ковалев, А.А. Александров, С.Д. Озерецкий, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, Н.О. Лосский, П.Ф. Лесгафт, А.Ф. Лазурский, А. П. Нечаев, В.И. Страхов, Б.Г. Ананьев, Н.Д. Левитов и т.д. Проблемой исследования является: каковы типы акцентуаций характера подростков оставшихся без попечения родителей и как оптимально выстроить взаимодействие с ними. Объект исследования: характер в подростковом возрасте. Предмет исследования: типы акцентуации характера личности подростков, оставшихся без попечения родителей, проживающих в детском доме. Гипотеза исследования: у различных категорий трудновоспитуемых подростков имеются особенности акцентуации характера, которые можно выявить уже в подростковом возрасте. Цель работы: определить акцентуаций характера подростков, оставшихся без попечения родителей и разработать рекомендации. Исходя из поставленной цели, определим следующие задачи: 1. Осуществить теоретический анализ подходов к изучению акцентуированных типов личности в отечественной и зарубежной психологии. 2. Изучить на психодиагностической основе типы акцентуаций характера подростков, оставшихся без попечения родителей. 3. Определить личностные особенности подростков сирот, оставшихся без попечения родителей. 4. Организовать и провести эмпирическое исследование акцентуаций характера подростков, оставшихся без попечения родителей. 5. Обработать полученные данные, сделать выводы, разработать рекомендации. Методы исследования: 1. Теоретические — анализ литературы по проблеме исследования. 2. Эмпирические — методы сбора данных (вспомогательный метод – тестирование) 3. Методы математической (статистической) обработки результатов. Качественно – количественный анализ. 4. Интерпретационный метод. Методика исследования: патохарактерологический диагностический опросник для подростков, разработанный А.Е. Личко, Н.Я.Ивановым. База исследования: ГКОУ МО «Семья и дом» г.Орехово Зуево. В исследовании приняли участие 40 чел. Теоретико – методологическую основу исследования составили: современные положения о сущности, структуре, функциях детско-родительских отношений: Леонгард К., Личко А.Е., Лещинская В.М., Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я., Бадиев И.В., Ильин Е.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. и др. Практическая значимость работы: полученные в ходе данных исследований результаты способствуют наиболее раннего выявления проблем и дают возможность для проведения коррекционных мероприятий. Глава 1. Теоретические аспекты исследования акцентуаций характера подростков оставшихся без попечения родителей 1.1.Понятие характера в отечественной и зарубежной психологии Понятие «характер», как не однажды упоминалось, впервые появляется в языке древних греков, образуясь от глагола «???????», передающего обширный комплекс ремесленных действий. Одним из значений слова становится «оттиск, штамп, метка». В этом качестве концепт довольно рано начал применяться к человеку, у которого уникальной меткой, отличающей его от других людей, выступало лицо. Позднее понятие обозначает уже не только соматические, но и психические свойства индивида, его мысли, слог, манеру устной или письменной речи. Таким образом, термин наделяется общим смыслом индивидуальных особенностей, различий и в целом индивидуальности субъекта. Ясно, что подобная интерпретация делает представление о характере чрезвычайно широким. Аристотель (1984) сужает такое воззрение. Пользуясь не ремесленным «характер», а, по примеру своего учителя Платона, словом «этос»— устойчивый нрав, Стагирит рассматривает его как констелляцию черт, созданную при жизненно, оттиснутую привычным способом действий человека и презентирующую субъекта со стороны морали. Последняя задает специфику поведения индивида, с помощью которой «этос» может быть описан и распознан. Ученик Аристотеля Феофраст последовательно реализует намеченный Стагиритом путь психогностики. В книге о характерах Феофраст впервые вводит в научный лексикон ремесленный термин в его исходном значении, и, озаглавливая труд «?????? ??????????», автор приводит в ней целую галерею различных стилистических клише, выделяя их по доминирующей черте: лести, тщеславию, трусости (30 этюдов) – и показывая, как данное свойство выражается в манере поведения, ибо каждому качеству релевантен свой стандарт поступков. Феофраст изображает типовые характеры; его ученик, известный античный комедиограф Менандр, применяя прием Феофраста, рисует уже индивидуальные нравы. В истории психологии новый всплеск интереса к анализу характера возникает в XVI в., когда рукописи Феофраста попадают в Западную Европу и печатаются на греческом и латинском языках. В XVII столетии сначала в Англии, потом во Франции у моралистов появляются подражания Феофрасту. Наряду с увлечением феноменологией характера ставится проблема его истоков и генезиса, далее интенсивно обсуждаемая французскими материалистами, чей вывод гласил: характер человека есть продукт обстоятельств его жизни, производное влияний среды. Это мнение удерживается и в XIX в. В итоге почти 2500-летней истории изучения человеческого нрава складывается странная ситуация. Прежде всего, не происходит какого-либо продвижения в понимании предмета психологии характера. У Аристотеля главным был вопрос о том, что такое характер, и автор отвечает на него, выделяя из всей индивидуальности этос как моральную персону субъекта. В интервале между XVI и XIX вв. определение характера большей частью вообще не дается, а трактовка предмета расширяется до полной психической индивидуальности. Признается, что характер созидаем — с ним не рождаются, он становится. Но если у Аристотеля человек и был самосозидателем, то у французских материалистов характер образуют жизненные условия, в результате чего субъект лишается значительной доли своей свободы по самосозиданию, а у Р. Оуэна (1865) теряет ее полностью, поскольку индивид мыслится в принципе не способным творить себя, оказываясь «пассивной смесью» в руках предшествующих поколений. Вместе с тем к середине XIX—началу XX в. исследование характера становится модным. Предлагается даже учредить особую науку о нем — этологию, отделив ее от общей психологии. Позднее нечто подобное осуществляется усилиями главным образом русского психиатра А.Ф. Лазурского (1908), стремившегося построить характерологию в форме индивидуальной психологии. Предмет этой науки — полный психический облик субъекта; метод — эмпирический и экспериментальный, насколько, по словам автора, это возможно в психологии личности; цель — анализ человеческой разновидности для построения типологии. На переломе XIX и XX столетий возникают три специальных подхода к изучению характера — конституциональный (Э. Кречмер, У. Шелдон), психоаналитический (З. Фрейд и др.), идеологический (Э. Шпрангер, А. Робэк). В рамках всех подходов толкование характера остается прежним — как психической индивидуальности. В конституциональном подходе делается попытка уточнить представления об истоках характера и возможности его диагностики по соматическому типу; в психоаналитическом присутствует вопрос о специфических детерминантах характера и дается собственная разработка его развития в виде последовательного прохождения индивидом психосексуальных стадий; в идеологическом подходе поднимается проблема действия духовных ценностей на образование характера. В зарубежной психологии, начиная с Г. Олпорта, категория «характер» постепенно изымается из научного языка как не имеющая самостоятельного содержания. Согласно Г. Олпорту, наибольшим завоеванием психологии XX в. служит открытие личности, а ее наиважнейший атрибут — индивидуальность. Характер же — это личность в ее оценке, личность — это некий «сырой» характер, вне оценки. По замечанию современных немецких авторов, американцы произвели замену понятия «характер» на «личность», никак не меняя его смысла, и это верно. Но результатом послужило то, что в большинстве стран мира тема характера утратила свой автономный статус, а соответствующая категория либо прямо отождествляется с термином «личность», что делается чаще всего, либо считается анахронизмом, исключая ее употребление в качестве психоаналитического клише — «анализ характера», «черта характера». К сожалению, характер весьма рано начали идентифицировать с личностью — примерно с XVIII в., что в последующие два столетия становится повсеместным: в США — М. Селигман и др.; в Англии — Р. Оуэн (1865), Г. Модсли (1871), А. Бэн (1866) и др.; во Франции — Т. Рибо (1886), Ф. Полан (1896), Л. Корман и мн. др.; в Германии при образовании во второй половине XIXв. «немецкой характерологии» это словосочетание означало специальное направление философского толка, посвященное изучению человеческой личности. В отечественной психологии наличествуют так называемые широкая и более узкая интерпретации характера. Первая сводит его к индивидуальному психическому складу (Левитов, 1969), согласно второй, характер содержит две составляющие. Одна из них— направленность, существующая в виде отношения субъекта к длинному ряду различных объектов, первоначально составленному А.Ф. Лазурским в соавторстве с философом С.Ф. Франком (1912) и наиболее точно, хотя и усеченно, воспроизводимому впоследствии Б.Г. Ананьевым (1947). Это отношение к обществу, общественным идеям, труду, природе, людям, к себе и т.д. Другой составляющей служит способ действия индивида, обычно заменяемый на волю. Такое представление, сформированное в первой половине ХХ в., еще удерживается в отдельных текстах, но не является сколько-нибудь серьезно востребованным. Обращение к истории характерологии вскрывает два существенных факта. Прежде всего, крайнюю неопределенность трактовки предмета изучения, несмотря на монотонную апелляцию к психической индивидуальности. Вопрос разногласий — конкретное наполнение этой индивидуальности. Аристотель не вводил в этос ум, ибо он врожден человеку, за него не порицают и не хвалят, а также аффективные процессы, вследствие которых субъект утрачивает контроль над собой. Но практически уже в одно время со Стагиритом (384—322 до н.э.) Феофраст в сборник скетчей о нравах, датируемый 318—317 гг. до н.э., включает описание недостатка ума в перечень черт, детерминирующих определенный тип характера. Позднее одни авторы рассматривают не только мышление, но и сознание в качестве наиважнейшего фактора образования характера, переменной, чье влияние именуется «личным воздействием», благодаря которому и формируется собственно характер, в отличие от темперамента и прочих наследственно обусловленных свойств. Другие исследователи полностью отрицают какое-либо действие сознания на построение человеческого нрава, целиком помещая его в область бессознательного. Представители английской школы закладывают в основу этоса чувства и пытаются конструировать весь характер из них. В Германии характер приравнивают к воле, во Франции он создается из различных стремлений, строится по законам ассоциаций или с использованием трех «элементов характера» А. Бэна (1866) — «ума, чувств, воли» и т.п. В результате возникает такая разноголосица суждений о непосредственном на полнении людского нрава как индивидуального психического склада, что он начинает терять четкие контуры. В отечественной психологии с конца 70-х гг. ХХ в. все более упрочивается воззрение на личность как на структуру мотивационносмысловых образований, или структуру личностных смыслов. При всей продуктивности вводимого и разрабатываемого подхода определение личности кажется слишком широким, ибо заимствованное из теории деятельности понятие «личностный смысл» в авторской редакции составляет «значение для себя1. В действительности личность человека — это структура не просто личностных, а «жизненных смыслов» (Бороздина, 1989, 2002, 2004, 2012), т.е. таких, которые не только значимы для индивидуума, но которые детерминируют, программируют и реально строят его линию жизни. Комплекс жизненных смыслов несет в себе то, ради чего существует данный субъект, на что он тратит свою жизнь, что включает ее центральное содержание. 1.2.Акцентуации характера личности По своему назначению и функции в психике человека личность и характер представляют собой достаточно самостоятельные конструкты. Но все же ведущим в известной мере оказывается уровень личности, ибо конкретный смысл с его частным толкованием, несомненно, задает вектор поиска средств реализации, подбор способов воплощения в жизнь данной смысловой единицы или структуры. Очевидно, что обсуждаемые образования не идентичны, но они и не разведены. Напротив, оба уровня связаны: поступок как любое действие всегда имеет цель, которая есть сколок смыслов. Такое понимание не означает тем не менее, что мотив разбивается на цели, подобные его более мелким фрагментам. Определенный смысл, рождающий мотив, или мотив, сопровождающийся определенным смыслом, вызывает процесс либо целеобразования, целепостроения, т.е. создания цели, либо ее выбора, если она присутствует в поле альтернатив. Негативные предпосылки и условия развития подростка вызывают отклонения в становлении его личности, в частности в возникновении акцентуаций характера, которые очень распространены в этом возрасте акцентуация является индивидуальные черты личности, сильной выраженности, неблагоприятных условиях могут приобретать патологический характер, разрушать целостную ее структуру. Термин «акцентуация» как чрезмерно выраженная индивидуальная черта, имеющая тенденцию к переходу в патологическое состояние, был введен Карлом Леонгардом2. Психолог выразил свое понимание акцентуированной личности: «Личности, обозначаемые нами как акцентуированные, не являются патологическими. При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным следует считать только среднего человека, а всякое отклонение от такой середины должны были бы признать патологией». При каждом типе акцентуации характера личность человека может быть различной. Так, эпилептоид может быть и аморальным преступником, и борцом за свободу, и истово верующим, и ярым атеистом. А. Е. Личко, развивая идею об акцентуациях, указывал, что «…правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. Личность — понятие более широкое, оно включает интеллект, способности, мировоззрение и т. п. Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при по- взрослении. Именно типы характера, а не личности в целом описаны К. Леонгардом, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого». Когда чрезмерно усилены отдельные черты, характер становится негармоничным3. Подросток с явной акцентуацией избирательно, с одной стороны, чувствителен к пагубным влияниям среды, к разного рода психическим травмам. С другой стороны, в ответ на эти воздействия он дает специфическую реакцию, соответствующую его характеру. Поэтому при различного типа акцентуациях возникают разные проблемы: у одних подростков — ранняя алкоголизация, у других — токсикомания, у третьих — опасность суицида, и т. д. Тип акцептуации определяет в этом возрасте и особенности отношений с родителями и сверстниками. Рассмотрим подростковые проблемы, связанные с акцентуациями характера, по данным А. Е. Личко. 1. Гипертимный тип. Гипертимные подростки с детства общительны, болтливы, склонны к озорству. Всюду, где они появляются, много шума. При поступлении в школу оказываются недисциплинированными, неусидчивыми, легко отвлекаются от занятий. Поэтому, несмотря на свои способности, учатся неровно, их дневники пестрят замечаниями и всеми возможными отметками — от пятерок до двоек. В подростковом возрасте их главной чертой становится приподнятое настроение. Оптимизм в сочетании с кипучей энергией и часто обаянием дает основание называть такой характер солнечным. Гипертимные подростки очень общительны, в компаниях оказываются лидерами, «заводилами». У них есть неудержимый интерес ко всему новому — людям, местам, занятиям. Но существует и оборотная сторона этих привлекательных качеств. С энтузиазмом и энергией включаясь в новое дело, они часто не доводят его до конца, постоянно меняют увлечения, не в состоянии выполнять работу, требующую тщательности, аккуратности. Легко общаясь с разными людьми, они неразборчивы в выборе знакомств и могут попасть в асоциальную группу. Эти подростки плохо переносят одиночество и жесткий контроль со стороны взрослых. Оказавшись в условиях строгого режима (в интернате, лагере и т. п.), дают вспышки раздражения и гнева, могут оттуда сбежать. В семье борются за самостоятельность; побеги из дома встречаются нечасто, но есть склонность к самовольным отлучкам, более или менее продолжительным. У них легко возникают конфликты не только с родителями, но и с учителями в школе. Из острых подростковых проблем им свойственны делинквентность и алкоголизация. Оказавшись в неблагоприятной среде, гипертимные подростки становятся участниками или даже вдохновителями групповых правонарушений. Пьют тоже всегда в компаниях с приятелями; могут попробовать и другие дурманящие средства. Для них характерны ранние сексуальные связи. 2. Циклоидный тип. Эти подростки в детстве ничем не отличаются от сверстников или производят впечатление гипертимов. В начале или при завершении полового созревания наступает длительное снижение настроения (субдепрессивная фаза). Появляются апатия, раздражительность, все валится из рук, ощущается упадок сил. Учиться становится труднее, шумные компании сверстников больше не привлекают. Бойкие подростки превращаются в унылых домоседов4. Обычно состояние меняется через 1—2 недели. Но по мере развития акцентуации периоды подъема, полные общения и наверстывания упущенного в учебе, случаются реже и становятся не такими яркими, как прежде. В периоды подъема циклоидные подростки плохо переносят одиночество, однообразную размеренную жизнь, кропотливую работу. Им свойственны те же проблемы, что и гипертимным. В субдепрессивной фазе тяжело переживаются изменения привычного образа жизни, в частности переход в другую школу. Остро воспринимаются мелкие неприятности и неудачи в учении, неизбежные из-за падения работоспособности. Повышается чувствительность к укорам, упрекам, обвинениям, а серьезные неудачи и нарекания могут усилить субдепрессивное состояние или вызвать острую аффективную реакцию. В последнем случае возможны суицидные попытки (попытки самоубийства). 3. Лабильный тип. Главная черта этого типа — крайняя изменчивость настроения. Для подросткового возраста вообще характерна эмоциональная лабильность, но при такой акцентуации настроение меняется слишком часто и слишком резко, нередко по самым ничтожным поводам. Случайный неприветливый взгляд, некстати начавшийся дождь, оторвавшаяся от куртки пуговица способны привести лабильного подростка в мрачное расположение духа. И наоборот, легковесный комплимент или интересная новость могут поднять настроение и даже отвлечь от реальных неприятностей5. От сиюминутного настроения зависят самочувствие, сон и аппетит, работоспособность, поиски общения или стремление к одиночеству. При плохом настроении будущее представляется серым и унылым, прошлое кажется цепью неудач, ошибок и несправедливостей, а окружающие люди наделяются массой недостатков. Резкий подъем настроения расцвечивает будущее самыми радужными красками, прошлое складывается из приятных воспоминаний и те же самые знакомые оказываются милыми и интересными людьми. Лабильным подросткам свойственны глубокие чувства и привязанности. Они отзывчивы и ценят доброе к себе отношение, участие и заботу. С любящими родственниками их связывает эмоциональная близость, несмотря на мимолетные ссоры. Они становятся преданными друзьями для тех, кто способен им сопереживать. При этом типе акцентуации глубоко переживаются упреки, нотации, осуждение. Самыми тяжелыми ситуациями оказываются утрата близких, вынужденная разлука с ними, отвержение со стороны значимых людей. Возможны острые аффективные реакции, неврозы и депрессии. «Сергей Г. До 11 лет учился хорошо. Когда ему было 11 лет, погиб отец. После его смерти несколько месяцев был крайне вял, не играл, ничего не делал, после школы все дни один сидел дома и ждал, когда мать вернется с работы. Жаловался на головную боль, плохой сон, «дергались веки»... Очень переживал свои неудачи и выговоры учителей. Стал убегать с уроков, один бродил по городу. Дома на упреки матери реагировал слезами, уходил из дому, отсиживался один на лестнице». 4. Астено-невротический тип. Главные черты — повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость проявляется особенно сильно при умственных нагрузках, что сказывается на учебе. Раздражение по малейшему поводу тут же изливается на окружающих — тех, кто оказался рядом; но аффективные вспышки несильны и непродолжительны, они легко сменяются раскаянием и слезами. Ипохондричность проявляется в том, что подростки постоянно прислушиваются к своим телесным ощущениям (мальчики чаще всего — к работе сердца), любят проходить обследования и лечиться, охотно укладываются в постель. В их мыслях о будущем центральное место тоже занимают заботы о собственном здоровье. На основе этой акцентуации может начаться невротическое развитие. Ни делинквентность, ни побеги из дома, ни алкоголизация здесь не встречаются. 5. Сензитивный тип. Сензитивные подростки с детства пугливы, застенчивы и послушны, это — «домашние» дети. Школа сначала пугает их скопищем сверстников, шумом и драками на переменах, но затем, привыкнув к одному классу, они стремятся остаться в нем, даже когда им досаждают одноклассники. Учатся обычно старательно. Боятся вызовов к доске, контрольных и экзаменов. Главные черты — высокая чувствительность и чувство неполноценности. «Слабым местом» при таком характере оказывается отношение окружающих. Крайне тяжела, иногда непереносима для сензитивных подростков ситуация, в которой они становятся объектом насмешек или подозрений, когда на их репутацию падает хоть малейшая тень. У них рано формируется чувство долга, ответственности, они усваивают моральные нормы поведения и принимают духовные ценности старшего поколения. Высокие этические требования предъявляются и к окружающим, и прежде всего к самим себе. В себе видят много недостатков, пытаются с ними бороться или их маскировать, их жизнь полна укоров и самобичевания6. К родственникам такие подростки сохраняют детскую привязанность, подчиняются их опеке. В семье упреки и наказания вызывают обычно не протест, а угрызения совести, слезы и даже отчаяние. Сверстники их часто пугают грубостью, цинизмом, жестокостью. Они не отгораживаются от подростковой среды, но предпочитают близкого друга большой компании. Им свойственны романтические влюбленности. Однако свои чувства подростки и старшеклассники или скрывают, или выражают так неудачно, что любовь остается безответной. Это еще больше обостряет чувство собственной неполноценности. При этой акцентуации нехарактерны ни алкоголизация, ни любое другое токсикоманическое поведение, ни делинквентность. Если сензитивный подросток проявил по отношению к кому-то грубую агрессию, эту отчаянную реакцию нельзя расценивать как хулиганство: ее наверняка вызывала целая серия глубоких обид. Прогулы или отказ ходить в школу тоже всегда бывают вызваны тяжелой для подростка ситуацией в классе — насмешками сверстников, «изводящих» его, или несправедливыми оценками кого-то из учителей. Когда сензитивный подросток попадает в полосу неудач, разочарований или когда ему предъявляются серьезные несправедливые обвинения, появляются депрессивные реакции. Бывают попытки самоубийства. 6. Психастенический тип. Становлению психастении способствует воспитание в условиях повышенной моральной ответственности7. Ребенок боится не оправдать слишком высокие ожидания родителей или возложенные на него слишком трудные обязанности. Поскольку и надежды родственников, и обязанности сейчас в основном связаны с учением, критическим периодом развития психастенического характера становятся первые классы школы. В подростковом возрасте проявляются такие черты, как нерешительность, склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу. Для подростков труден любой, даже малозначимый выбор, например, они могут решать, какой фильм им посмотреть, с долгими и мучительными колебаниями. Пытаясь преодолеть свою нерешительность, они иногда действуют скоропалительно и неосмотрительно, а неудачи затем усиливают их сомнения. Тревожная мнительность выражается не в опасениях за свое здоровье, как при астено-невротической акцентуации, и не в беспокойстве по поводу отношения окружающих, как у сензитивов, а в страхах, связанных с возможным будущим. Их волнует, как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого с ними или их близкими, к которым они обнаруживают страстную, иногда патологическую привязанность. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становятся педантизм, точное следование намеченному плану, и специально придуманные приметы и ритуалы. Скажем, если по дороге в школу не наступать на крышки люков, не провалишься, отвечая урок у доски, если не дотрагиваться до дверных ручек, не заразишься, и т. д. Нарушений поведения при этой акцентуации не бывает. Основная проблема — легкость возникновения навязчивых страхов, действий, ритуалов, все более усложняющихся, мыслей и представлений. 7. Шизоидный тип. Черты этого типа проявляются раньше, чем особенности всех других характеров. С детства ребенок обращает на себя внимание холодностью, избеганием сверстников, играми в одиночестве. С наступлением полового созревания с особенной яркостью выступают такие черты, как замкнутость, отгороженность от окружающих, неспособность или нежелание устанавливать эмоциональные контакты8. Внутренний мир подростков богат только при высоком интеллекте, но в любом случае он полон фантазий и увлечений, тщательно скрывается от посторонних. Как правило, духовное одиночество не тяготит их, но чаще они страдают от отсутствия друга, неумения общаться со сверстниками. Их неспособность к общению связана с недостатком интуиции («Я никогда не знаю, любят меня или ненавидят, если об этом мне прямо не скажут») и отсутствием сопереживания другим. Недоступность внутреннего мира, в который погружены подростки, и их сдержанность в проявлении чувств делают многие их поступки неожиданными и непонятными для окружающих. Алкоголизация среди шизоидных подростков встречается редко, так как опьянение не вызывает у них подъема настроения. Иногда принимаются небольшие дозы спиртных напитков, чтобы «побороть застенчивость», «свободно чувствовать себя в школе». Наиболее острая проблема — использование других дурманящих веществ, усиливающих фантазии, делающих их более красочными и чувственными. Делинквентность нечасто, но встречается, причем правонарушения совершаются в одиночку (хорошо продуманные кражи, сексуальная агрессия и др.). 8. Эпилептоидный тип. Главные черты — склонность к дисфории1, напряженность потребностей и вязкость, инертность мышления, эмоциональности, других личностных сфер. Дисфории сильны и продолжительны, длятся часами и днями: накипающее раздражение приводит к поиску объекта, на котором можно сорвать зло, а после аффективного взрыва подросток долго не может остыть. Аффект в таком состоянии может возникнуть по любому случайному поводу, но часто бурные эмоциональные реакции вызываются конфликтами с окружающими, неизбежными при властности, неуступчивости и эгоизме таких подростков. Эмансипация от взрослых может протекать очень тяжело. Подростки требуют не только свободы, но и своей доли материальных благ, имущества и жилплощади. Если конфликт приводит к разрыву отношений с родными, проявляются озлобленность и мстительность. В группе сверстников и младших детей они пытаются установить свои порядки, их власть держится на страхе слабых. С другой стороны, они умеют угодить начальству и могут, при его поддержке, хорошо себя чувствовать в условиях строгого дисциплинарного режима (например, в интернате). Влюбленности эпилептоидных подростков всегда окрашены мрачными тонами ревности. В подростковом возрасте появляется напряженное сексуальное влечение. Возможны сексуальные эксцессы, вплоть до извращения. При ранней алкоголизации после первых же опьянений может возникнуть потребность «пить до отключения». К употреблению других токсических средств подростки гораздо менее склонны. Иногда наблюдается склонность разводить костры и устраивать взрывы, бывают побеги из дома. Несмотря на положительные качества — аккуратность, бережливость, дисциплинированность при жестких условиях воспитания — эпилептоидных тип характера является одним из самых неблагоприятных для социальной адаптации. 9. Истероидный тип. Истероидные дети не выносят, когда при них хвалят других, уделяют другим больше внимания. Они любят читать стихи, танцевать или петь перед зрителями. Успешность их учения в первых классах во многом зависит от того, ставят их в пример другим или нет. Главная черта истероидного характера — демонстративность, ненасыщаемая потребность во внимании окружающих, их восхищении и сочувствии. С ней связаны другие черты — внушаемость, лживость и кажущаяся эмоциональность (театральность, яркость проявления эмоций при отсутствии глубоких чувств). Тяжелая ситуация для таких подростков — утрата всеобщего внимания или внимания значимых людей, ущемленное самолюбие, развенчанная исключительность. В этих случаях появляются «бегство в болезнь», попытки избавиться от того, на кого внимание переключилось (например, от отчима). Нередко используются суицидальные демонстрации, причем способы самоубийства оказываются или безопасными (порезы вен на предплечье, лекарства из домашней аптечки), или рассчитанными на быструю помощь и предотвращение (приготовление к повешению, изображение попытки выпрыгнуть из окна или броситься под машину на глазах у присутствующих). Нарушения поведения часто тоже служат этим целям: внезапно начавшиеся выпивки, воровство, прогулы, включение в асоциальную компанию — сигнал для родственников: «Верните мне прежнее внимание и заботу, иначе я пропаду!» Хотя подростки могут бурно конфликтовать в семье и бороться за самостоятельность, они совсем не стремятся избавиться от опеки родителей. Если они сбегают из дома, то туда, где их быстрее всего найдут. Группы сверстников им тоже нужны, но поскольку они претен....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: