VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблема суицидального поведения несовершеннолетних

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W011456
Тема: Проблема суицидального поведения несовершеннолетних
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В.

ПЛЕХАНОВА»

САРАТОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)


Факультет экономики и менеджмента

Кафедра управления персоналом и психологии


«Допустить к защите»
И.о. заведующего кафедрой управления
персоналом и психологии, к.э.н.

______________/Л.А.Ольхова
«_____» ___________201_  г.



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Направление подготовки 37.03.01Психология

направленность (профиль) программы «Юридическая психология»



ТЕМА: «Проблема суицидального поведения несовершеннолетних» Выполнил студентка Радостева Юлия Васильевна Группа 71




Научный руководитель

выпускной квалификационной
работы

Акимова Оксана Анатольевна
_________________________________

(подпись)

Автор____________________________

(подпись)






Саратов 2018

СОДЕРЖАНИЕ:



Введение…………………………………………………………………………	3

Глава	1.	Понятие	суицида	и	суицидального	поведения

несовершеннолетних	6

1.1	Общее	представление	о	суициде	и	суицидальном	поведении

несовершеннолетних………………………………………………………………..6

1.2 Факторы, влияющие на суицидальное поведение несовершеннолетних…..22

1.3 Прогноз суицидальной активности…………………………………………..28

1.4 Профилактика суицидального поведения подростка……………………….35

Глава	2.	Эмпирическое	исследование	по	выявлению	суицидального

поведения несовершеннолетних……………………………..………………….39

2.1 Программа эмпирического исследования по выявлению суицидального поведения несовершеннолетних…………………………………………………..39

2.2 Результаты эмпирического исследования по выявлению суицидального поведения несовершеннолетних…………………………………………………..41

Заключение……………………………………………………………………….45

Список литературы………………………………………………………………47

Приложение

























2

ВВЕДЕНИЕ



    Проблема суицида среди детей и подростков является одной из первостепенных и наиболее актуальных социальных проблем в России. Самоубийство - третья основная причина подростковой и юношеской смертности после несчастных случаев и убийств. Какими бы тревожащими эти данные ни были, они, вероятно, занижены. О самоубийствах не всегда сообщают по причинам религиозных запретов и исходя из пожеланий семьи. Проблема исследования суицидального поведения и его профилактики заключается в том, что изучение взаимоотношений нормы и патологии при суицидальном поведении выявило, что на долю психических больных людей (в том числе и подростков) приходится не более 1/3 суицидов, а остальные совершаются людьми практически здоровыми или с пограничными нервно-психическими расстройствами. То есть людьми, не нуждающимися в обязательном лечении у психиатра.

    В науке существует термин - «пубертатный суицид». Им обозначают целое явление, это - подростковые самоубийства. В подростковой психике есть еще некоторые черты, предполагающие к самоубийству. С одной стороны, страсть к самоутверждению, с другой - еще не сформированное представление о ценности жизни. У них нет барьера между рискованным и нерискованным поведением. Подростки очень легко манипулируют как своим здоровьем, так и своей жизнью. Им кажется, что жизнь - недорогая цена за доказательство собственной правоты.

    Одной из главнейших причин распространения суицида, является сложная и противоречивая обстановка в стране. Как известно, еще Э.Дюркгейм считал, что ситуация в стране влияет на рост числа самоубийств. Во время неожиданных экономических спадов и подъемов старые социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, что способствует росту девиаций, в том числе и самоубийств. Особенно актуальной эта проблема становится в

3

обществе на переходных этапах его развития, что мы сейчас и переживаем. Конфликтные ситуации, возникающие сегодня в нашем обществе на различной почве, ведут к общей моральной дезориентации человека, подчас толкая его на негативные поступки, принятие скоропалительных решений. Это в первую очередь сказывается на подростках - самой легкоуязвимой социальной группе. Кроме того, основной причиной усиления этой опасной тенденции является отсутствие надлежащего семейного и общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников [4, с.19]. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах, а также образовательных учреждениях.

    Интерес к проблеме самоубийства на протяжении истории неуклонно возрастал. Автором первого социологического исследования феномена самоубийства и основателем суицидологии был французский социолог Эмиль Дюркгейм. Различные аспекты суицидального поведения изучали В.Штерн, В. Франкл, Н.Фабероу, Э.Шнейдерман и др. В нашей стране проблемой суицидального поведения подростков занимались: психиатр В.П. Кащенко (рассматривал педагогическую коррекцию), А.Кочетов (занимался работой с трудными детьми), В.В. Лебединский (исследовал эмоциальные нарушения в детском возрасте) и др. Самоубийство превратилось в одно из острейших проблем нашего общества.

    Актуальность. Проблема суицидального поведения является важной как в научном, так и в теоретическом плане, в связи с тем, что число суицидентов растет на протяжении последних десятилетий. Суицид коснулся не только жизней взрослого населения, но и молодежи, детей.

Объект исследования: несовершеннолетние.

Предмет исследования: суицидальное поведение несовершеннолетних.

Цель	исследования:	выявление	наиболее	рискового	возрастного

4

промежутка у подростков в суицидальном поведении.

Задачи исследования:

    1. Провести анализ теоретических подходов к проблеме суицидального поведения несовершеннолетних.

    2. Провести анкетирование по выявлению суицидального поведения и тестирование по выявлению суицидального риска несовершеннолетних.

    3. Дать рекомендации по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

    Гипотеза: суицидальное поведение подростков чаще встречается в неполных семьях у подростков 12-14 лет.

Методы исследования: анкетирование, тестирование.

Эмпирическая база: ООО «Школа роста», г. Саратов.

    Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут использоваться психологом для усовершенствования профилактики суицидального поведения.


































5

Глава 1. Понятие суицида и суицидального поведения несовершеннолетних

1.1 Общее представление о суициде и суицидальном поведении несовершеннолетних


    Самоубийство традиционно трактуется, прежде всего, как свободное решение воли. Суицид и суицидальная попытка представляют собой два принципиально различных рода действий, то есть завершенный суицид – это не просто преувеличенная форма суицидальной попытки, а суицидальная попытка, как правило, не аналог лишь случайно неудавшегося самоубийства. Если при завершенном суициде агрессия направлена против собственного «Я», то при суицидальной попытке она изменяет точку приложения и направлена в основном вовне, что обусловливает конечную цель суицидальной попытки – апелляцию к социальному окружению. Различие феноменов завершенного суицида и суицидальной попытки подтверждает и тот факт, что если в контингенте завершенных суицидов преобладают психически больные, то среди пациентов с суицидальными попытками превалируют лица с пограничными расстройствами, а также здоровые в психическом отношении люди с ситуационными реакциями в момент совершения попытки. При рассмотрении психологического смысла незавершенных суицидов важнейшую роль играет проблема определения желания суицидентами собственной смерти.

В литературе имеются указания, что, несмотря на заявления немалой части суицидентов о своем желании умереть в момент совершения суицидальной попытки, истинное стремление к смерти у них отсутствует.

    Конечная цель попытки самоубийства (смерть) и ее психологический смысл не всегда совпадают.

Под самоубийством понимаются два разнопорядковых явления:

    1. Индивидуальный поведенческий акт, лишение себя жизни конкретным человеком.

6

2. Относительно массовое, статистически устойчивое социальное явление,

заключающееся в том, что некоторое количество людей добровольно уходят из жизни. Как индивидуальный поступок самоубийство служит предметом психологии, медицины, этики; как социальное явление – социологии, социальной психологии [9, с.25].

    В некоторых языках, включая английский, немецкий и русский, отсутствует дифференциация этих двух различных понятий. Поэтому лишь из контекста бывает ясно, идет ли речь о поступке человека или же о социальном феномене.

    В настоящее время принято рассматривать самоубийство в рамках комплексной проблемы суицидального поведения. Суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, суицидальные намерения (идеи),

суицидальные приготовления, суицидальные попытки (покушения) и собственно акт суицида. Эти формы обычно рассматриваются как стадии или же проявления одного феномена. Однако некоторые авторы относят завершенный и незавершенный суицид к различным, относительно самостоятельным явлениям, исходя, в частности, из того, что в ряде случаев суицидальные попытки носят шантажный характер при отсутствии умысла на реальный уход из жизни. Собственно суицидальное поведение – любые внутренние и внешние формы психических актов, направляемые представлениями о лишении себя жизни. Внутреннее суицидальное поведение включает в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения.

Практически целесообразно пользоваться тремя ступенями из этой шкалы:

1. Пассивные суицидальные мысли, характеризующиеся представлениями,

фантазиями на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как самопроизвольного действия («хорошо бы умереть», «заснуть и не проснуться»

и т. п.).

7

    2. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т. е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает по мере разработки плана ее реализации. Продумываются способы, время и место самоубийства.

    3. Суицидальные намерения предполагают присоединение к замыслу решения и волевого компонента, побуждающего к непосредственному переходу во внешнее поведение. В самом широком смысле самоубийство – вид саморазрушительного, аутодеструктивного поведения (наряду с курением,

пьянством, употреблением наркотиков). В более узком, медико-правовом смысле самоубийство означает вид насильственной смерти с указанием ее причины.

    Существует множество разновидностей суицидального поведения, а следовательно, и их классификаций по разным основаниям (причины, стадии, мотивы и др.). Самоубийство – одна из вечных проблем человечества, поскольку это явление существует столько же, сколько существует на Земле человек. Самоубийство, как считают большинство исследователей, явление сугубо антропологическое, а случаи самоубийств животных являются либо поэтическим вымыслом, либо неверными выводами из поверхностных наблюдений за поведением животных. Ни скорпион, вонзающий ядовитое жало себе в спину, если его окружить горящими углями; ни те животные, которые в неволе отказываются от пищи и погибают, не действуют сознательно. И это главное отличие их поведения от поведения человека.

    Суицидальное поведение не направлено на адаптацию, оно выполняет функцию снятия психологической боли. Эта специфическая боль, вызванная чувством краха, стыда, страха, вины, угнетения, потери достоинства, одиночества, безнадежности, противостояния [16, с.75]. Неспособность терпеть боль, активное желание ее прекратить – вот одна из важнейших причин суицидального поведения.



8

    По данным отчета Детского фонда ООН Россия относится к странам с наиболее высоким процентом самоубийств (аналогичные высокие цифры суицида приводятся по Латвии, Литве, Новой Зеландии, Словении и Финляндии). Среднестатистические данные показывают, что в промышленно развитых странах число юношей совершивших самоубийство, в 4 раза выше, чем девушек.

    Если же взять показатель неудавшихся попыток самоубийств несовершеннолетних, то он в среднем в 10 раз выше показателя состоявшихся самоубийств. Для детей и подростков причинами суицидов могут стать:

? несформированное понимание смерти – часто дети считают, что всё можно будет вернуть назад;

? депрессивные состояния детей и подростков так же могут привести к суицидальным действиям;

? дисгармония в семье – дети могут решиться на самоубийство из-за отсутствия взаимопонимания между ними и родителями;

? саморазрушающее поведение (употребление алкоголя, наркотиков) может подтолкнуть к совершению самоубийства;

? ранняя половая жизнь часто приводит к ранним разочарованиям: наступление нежеланной беременности, расставание с любимым могут стать причинами суицидальных действий;

? реакция протеста при нарушении взаимоотношений со взрослыми, сверстниками может стать причиной самоубийства детей или подростков;

? отсутствие идеологии в обществе так же способствует росту числа детских и подростковых суицидов.

При наличии вышеперечисленных причин суицидальных действий у детей

и подростков взрослым необходимо обратить внимание на признаки эмоциональных нарушений, которые могут лежать в основе суицида. К ним, в частности, относятся следующие:


9

? частые соматические недомогания (головные боли, хроническая усталость, повышенная сонливость или, наоборот, бессонница, боли в животе);

? потеря аппетита или постоянное переедание;

? нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;

? пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;

? внезапные приступы гнева, часто возникающие из-за мелочей;

? появление ощущения скуки в привычном окружении, выполнении работы, ранее доставлявшей удовольствие;

? уход от контактов, превращение в «человека - одиночку», изоляция от друзей, семьи;

? постоянное чувство одиночества, бесполезности, грусти, вины;

? погружённость в размышления о смерти;

? отсутствие планов на будущее.

    Следует так же отметить, что суицидальным подросткам присущи амбивалентные чувства: они одновременно испытывают безнадёжность и надеются на спасение.

     Взрослым следует быть особенно внимательными и срочно предпринимать меры, заметив у ребёнка или подростка признаки подготовки к самоубийству. О готовящихся суицидальных действиях может говорить сочетание нескольких из приведённых ниже признаков:

? Прежде неряшливый ребёнок вдруг начинает наводить порядок в своих вещах. Раздача ценных вещей, приведение своих дел в порядок могут говорить о последних приготовлениях человека перед смертью.

? Привлечь внимание взрослых и насторожить их должно и прощание ребёнка, выраженное, например, в форме благодарности за помощь в разное время жизни.

? Готовясь к самоубийству, человек может оставлять письменные указания в записках, дневнике, письмах.


10

? Словесные указания или угрозы могут сообщить взрослым о планировании ребёнком суицидальных действий.

? У импульсивных подростков могут наблюдаться вспышки гнева.

? Насторожить взрослых должны и рассуждения на тему «Я никому не нужен», фантазии на тему собственной смерти, чрезмерное внимание к мотивам смерти в литературе, музыке.

? В случае принятия подростком решения покончить с собой и составлении конкретного плана суицидальных действий мысли на эту тему перестают его мучить, появляется избыток энергии. Таким образом, состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

    К «группе риска» по суицидальным действиям можно отнести следующих детей и подростков:

? дети и подростки из семей, в которых были случаи суицидов;

? дети и подростки из социально-неблагополучных семей;

? сверхкритичные к себе дети и подростки;

? страдающие от хронических или смертельных болезней, испытанных унижений или трагических утрат, покинутые окружением дети и подростки;

? дети и подростки с затяжным депрессивным состоянием;

? фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами и реальными достижениями в жизни;

? дети и подростки с нарушенными межличностными отношениями;

? дети  и  подростки,  злоупотребляющие  алкоголем  или  наркотиками,  с

девиантным поведением.

    Эти дети требуют к себе особо тщательного внимания со стороны взрослых. Так или иначе, они все нуждаются в помощи со стороны взрослых, хотя сами зачастую этого не осознают. Поэтому, к сожалению, только единицы из них обращаются за помощью к психологам. Но ко всем намёкам на суицид следует относиться со всей серьёзностью.


11

    Дюркгейм выделил четыре основных мотива суицидов: альтруистический и эгоистический, с одной стороны, фаталистический и аномический - с другой. Действительно, сознательный уход из жизни возможен во имя какой-то большой цели, убеждений, ради спасения людей и т.д. Такие поступки, совершаемые по альтруистическим мотивам, высоко оцениваются обществом. Однако в подростковом возрасте мотивы суицидальных действий чаще всего эгоистические. Аномическое самоубийство, по Дюркгейму, является результатом тяжелого разногласия между личностью и окружающей его средой.

    Однако такие сложные виды деятельности, как суицидальное поведение, вызваны, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими

и взаимодействующими мотивами, образующими развернутую систему мотивации действий и поступков человека.

Мотивы  могут  быть  осознанными,  высшими  (интересы,  убеждения,

стремления, страсти, идеалы), и неосознанными, низшими (установки, влечения

и т.п.).

    В противоположность фрейдизму, который усматривает неодолимую пропасть между осознанными мотивами и неосознанными побуждениями,

научная психология, опираясь на современные достижения физиологии, подчеркивает связь и взаимопереходы между ними, обусловленность и тех и других общественно-историческими условиями развития личности.

    Основной движущей жизненной силой человека, определяющей его активность, наряду с различного рода потребностями (естественные, культурные и т.д.) является цель. Цель может меняться, формироваться в процессе жизни, но она обязательно должна быть, иначе жизнь становится бесперспективной. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. И.П. Павлов объяснял самоубийство утратой «рефлекса цели».

12

И.П. Павлов категорически отвергает мнение о том, что все лица, совершившие суицидальное действие, являются душевнобольными.

    Нередко при анализе суицидов путают понятия: причина, условия и повод. Причина суицидального поведения - понятие глубокое и сложное. Оно уходит своими корнями в социально-психиатрический анализ проблемы. Причина - это все то, что вызывает и обусловливает суицид. А.Г. Амбрумова основной причиной суицидальных действий считает социально-психологическую дезадаптацию личности. Помимо главной причины могут быть еще и второстепенные (болезнь, семейно-бытовые трудности и т.д.). От причины следует отличать условия и повод. Под условиями понимают такой комплекс явлений, который хотя и не порождает конкретные следствия, но выступает необходимой предпосылкой их становления и развития. Нет причин и следствий без определенных условий. Условия существенно влияют не только на действия причин, но и на характер следствий. Одни и те же причины в неодинаковых условиях приводят к различным следствиям. Анализируя причины суицидов, приходится повсеместно встречаться с зависимостью их от условий. Повод в отличие от причины - это событие, которое выступает толчком для действия причины. Повод носит внешний, случайный характер и не служит звеном в цепи причинно-следственных отношений. Поэтому анализ поводов самоубийств не выявляет их причин.

    А.Е. Личко к числу наиболее частых причин суицидов среди подростков относит:

1) потерю любимого человека;

2) состояние переутомления;

3) уязвленное чувство собственного достоинства;

4) разрушение защитных механизмов личности в результате употребления алкоголя, гипногенных психотропных средств и наркотиков;

5) отождествление себя с человеком, совершившим самоубийство;

6) различные формы страха, гнева и печали по разным поводам.

13

    Д.Д. Федотов и соавторы отмечают, что суицидальные попытки и намерения (по типу истерических реакций) чаще возникают у подростков в ответ на:

- систематическое словесное унижение;

- игнорирование их мнения близкими;

- ущемление самостоятельности;

- в ответ на конфликтные ситуации, связанные со злоупотреблением алкоголем и приемом других наркотических средств;

- вследствие присущих данному возрасту сексуальных проблем.

    Суициды и покушения, обусловленные психическими расстройствами (аффективно-шоковые и депрессивные реакции), по данным авторов, чаще возникают в результате:

- незаслуженного наказания или унижения, исходящих от родителей и друзей;

- оскорбления чувства дружбы и любви;

- исключения по разным причинам из учебного заведения;

- измены.

    А.А. Султанов, изучая причины суицидального поведения у практически здоровых подростков и юношей, выделил три основные группы факторов:

1) дезадаптация, связанная с нарушением социализации, когда место молодого человека в социальной структуре не соответствует уровню его притязаний;

2) конфликты с семьей, чаще всего обусловленные неприятием системы ценностей старшего поколения;

3) алкоголизация и наркотизация как почва для возникновения суицидальной ситуации и предпосылок для быстрой ее реализации.

    Основной причиной суицидальных действий подростков в 26% случаев явились болезненные состояния (психозы - 10%, пограничные состояния - 15%,

соматические заболевания - 1%), в 12% - трудная семейная ситуация, в 18% - сложная романтическая ситуация, в 15% - нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, в 8% - нездоровые

14

отношения со взрослыми, в том числе с учителями, в 7% - боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, в 5% - пьянство и употребление наркотиков и в 9% - прочие, в том числе и невыясненные, причины.

    Ф.Войцех отмечает более чем у четверти вообще всех суицидентов «проблему внутреннего напряжения» и считает, что чем длиннее пресуицид,

тем определеннее суицидальные мысли приобретают характер навязчивости. Большую ценность в рассмотрении данной проблемы представляет анамнез жизни подростков с суицидальным поведением. Очень часто, общаясь с такими пациентами, удается выяснить, что в их детских воспоминаниях существует много эпизодов, во время которых они подвергались жестоким физическим наказаниям, унижениям со стороны значимых людей, родителей, социального окружения. В пылу конфликта ребенок нередко получал информацию с подтекстом «не существуй»[«убил(а) бы…», «лучше б ты не родился», «как ты надоел» и т.п.] [16, с.32]. Части пациентов удается вспомнить, что уже тогда, в раннем детстве, у них существовали мысли о том, что «вот если бы я умер, тогда бы все плакали и меня жалели…». Можно предположить, что подросток, который искренне считает, что жестокое физическое наказание в детском возрасте в ответ на проступок было справедливым, в более позднем возрасте (чаще в подростковом), столкнувшись с ситуацией, в которой он не прав, и не получив при этом физического наказания, возможно, будет склонен, не всегда осознанно, «наказать» себя сам. Формируется как бы тот «сценарий жизни», в истоках которого изначально лежит установка «не существуй», «будь наказан»,


а в исходе – аутодеструктивное поведение, вплоть до крайних форм его проявления. Подросток будет вновь и вновь реагировать невольно выбранным им способом саморазрушающего поведения, стремясь выполнить подсознательную установку «не существуй».



15

    Конечно же, в данной проблеме имеет большое значение еще и незрелость личности, о чем можно говорить применительно не только к подростковому возрасту. Но если для взрослых характерно более плавное нарастание аутоагрессии от пассивных суицидальных мыслей к замыслам и затем к намерениям, то у подростков, склонных вообще к реакциям «короткого замыкания», в течение всего периода пресуицида существует суицидальная готовность, настроенность, когда в случае ухудшения ситуации пассивные суицидальные переживания то и дело перемежаются с активными.

    В настоящее время большой проблемой стали публикации в средствах массовой информации, в которых суициды и суицидальное поведение являются своеобразной «изюминкой», в частности Интернет-сайты типа «клуба самоубийц», в которых психологически тонко и подробно описывается, как

«красиво уйти из жизни». Далеко не каждый подросток, имеющий суицидальное поведение, осуществит свои намерения. Но подросткам с уже существующей суицидальной настроенностью а также со свойственной им впечатлительностью, подобная информация может помочь принять роковое решение. Кроме того, такая Интернет-информация направлена на поощрение суицидального поведения как на способ решения проблем. Широкая и доступная информация о суицидах даже в форме их осуждения может спровоцировать суицидальное поведение у подростков, ранее не задумывавшихся об этом. Американские специалисты М. Куд, Д. Шаффер приводят результаты исследования, в ходе которого было установлено, что после серии телевизионных программ, показанных с педагогической целью о подростках-суицидентах, количество самоубийств у них значительно увеличилось. Учитывая и без того возрастающую актуальность подростковых суицидов, это не может не вызывать тревоги и, видимо, требуются ограничительные меры на подобную информацию.

    В работе с подростками, у которых имеются проявления суицидального поведения, очень важным является вскрытие и осознание ими причин и

16

механизмов формирования подобного поведения. Безусловно, идеальным вариантом было бы проведение аналогичного анализа и с родителями подростков. К сожалению, в реальности это не всегда удается, но в любом случае работа с родителями подростка совершенно необходима. Не менее важным является и формирование мотивации на изменение способов реагирования на значимые ситуации. У подростка, который не может конструктивно решить сложные жизненные проблемы, формируется убеждение

в том, что справиться с жизненными трудностями невозможно. Это усиливает душевные страдания подростка. А именно душевные страдания и лежат в основе большинства суицидов. Трудно себе представить суицидальное поведение у человека в состоянии радости, счастья. Самоубийство не является случайным действием и никогда не совершается бесцельно. Оно представляется выходом из создавшегося положения, способом разрешения жизненной проблемы, дилеммы, обязательства, затруднения, кризиса или невыносимой ситуации. Чтобы понять причину суицида, прежде всего следует знать, какие именно психологические проблемы привели пациента в данный момент к такому решению. По мнению Э.Шнейдмана, «встречается много бессмысленных смертей, но никогда не бывает немотивированных самоубийств, любой суицидальный поступок отражает ту или иную неудовлетворенную психологическую потребность».

    Отношение самих подростков с суицидальным поведением к суициду в основном амбивалентно: с одной стороны, принимается решение покончить жизнь самоубийством, а с другой – подросток, чаще всего, совершает поступки,

которые говорят о том, что он ждет, когда его остановят. Внутренне они готовы

к тому, что им окажут помощь. Поэтому в ходе общения необходимо вместе с подростком найти и обсудить альтернативные выходы из «безнадежной»

ситуации. А для достижения положительного долговременного результата нужен пересмотр и изменение тех психологических потребностей, которые и приводят к суицидальному поведению, либо поиск других путей реализации

17

этих потребностей. Конечная цель – «погасить» своеобразный условный рефлекс, который каждый раз срабатывает на определенное эмоциональное состояние.

    Подростки с суицидальным поведением считают, что их эмоции, переживания уникальны, отличаются от переживаемых чувств других людей, и именно их эмоции невыносимы, поэтому они и приходят к своему роковому решению. Крайне важно, чтобы подросток поверил, что в своих проблемах он не одинок, а суицид – не единственный способ решения проблем.

    Следует также донести мысль до подростка, что самоубийство на самом деле не является «изысканной» или «благородной» смертью «мужественного человека». Естественная смерть рано или поздно приходит к каждому, а выбор не спешить умирать требует большего мужества, чем уход из жизни [12, с.36].

    Важная социальная проблема, которая касается всего общества - ослабление устоев семьи, ведь семья - это один из сдерживающих факторов суицидальных попыток среди молодых людей. Даже при наличии внешне полноценной семьи внутри ее существует эмоциональная отстраненность, индивидуализм. Неслучайно 80% попыток совершается дома, притом в дневное или вечернее время, т.е. эта просьба о помощи адресована к близким прежде всего. Более 60% суицидентов воспитывались в неполных семьях, распад которых происходил, когда они находились в дошкольном возрасте и характеризуются обилием явных и скрытых конфликтов. В семьях зачастую царит атмосфера холодного, безразличного отношения к детям. Заинтересованность детьми скорее формальная, настоящего принятия нет. Поэтому даже достигшие подросткового и юношеского возраста суициденты живут в постоянном состоянии фрустрированности. Большинство подростков думали о суициде хотя бы раз, некоторые - совершают попытку, и лишь немногие - после неудачной попытки совершают вторую. Все эти лица попадают в поле деятельности программ профилактики суицидов. Существует определенная технология проектной деятельности при разработке

18

региональных систем профилактики разных форм неадаптивного поведения. По мнению специалистов не существует какой-то единой, общей причины, по которой человек лишает себя жизни добровольно, сознательно или неосознанно. То основное, из-за чего подросток решается на столь отчаянный шаг, для каждого индивидуально. Это может быть и преобладание фрустрированности, и депрессия, и острый межличностный конфликт, внутреннее противоречие, социальная незрелость или авантюризм, разнообразные зависимости и т.п. Решающими в повышении суицидального риска являются не какие-то конкретные характеристики личности, а степень ее целостности, сбалансированности в сочетании с морально-этической позицией. Личностная дисгармония может быть выражена при этом как утрированием, так и недостаточной выраженностью ее характеристик. Иными словами, отклонение любой личностной черты от усредненной нормы повышает риск самоубийства. У большинства подростков имеются врожденные, а чаще - полученные в ходе развития черты, представляющие собой крайний вариант нормы - акцентуацию характера или интеллектуальную недостаточность. В кругах современной молодежи под влиянием телевидения, кино, музыкальных произведений и компьютерных программ очень часто высмеиваются проявления доброты, чуткости с одновременным преклонением перед физической силой, черствостью, экстремизмом и жесткостью. При этом, чем больше агрессивных актов совершает и наблюдает молодой человек, тем сильнее у него выражена деформация личности. Следует отметить, что суицид - заразительное явление, на него может возникнуть мода, особенно когда из жизни уходят те, кого уважают (кумиры, например, рок певцы и т.д.). Суицид в подростковом и юношеском возрасте является столь актуальной общественной проблемой, что в молодежном сленге даже появился специальный термин «эскейп», который означает "красиво уйти из жизни". Определенные аспекты жизни подростка увеличивают вероятность попыток суицида. Наиболее важный фактор - ощущение человеком состояния фрустрированности. Лица в

19

данном состоянии могут рассматривать суицид как единственный способ решения своих проблем. Люди с расстройствами личности, а также злоупотребляющие психоактивными веществами, имеют также высокий риск суицида. Соматические заболевания также увеличивают риск суицида, особенно когда они сопутствуют депрессии. Другой фактор риска суицида заключается в наличии предыдущих суицидальных попыток, и наличии случаев суицида среди родственников. Следует отметить и социальную изоляцию подростка, нарушение взаимоотношений и конфликты со сверстниками и педагогами, отсутствие близких друзей. Эмоциональная поддержка может предупредить появление чувства безнадежности и иррациональных мыслей во время трудного периода их жизни. Существует ряд проблем, специфичных для студенческой среды, повышающих риск суицидов. Это сложность адаптации к новым условиям, отсутствие дома и чувства защищенности, коммуникативные сложности, падение самооценки во время учебы, проблемы скученности в общежитии, невозможность побыть наедине с собой, своими проблемами, а также ранние браки. Молодые люди должны решить свои микросоциальные конфликты и понять, что лучший выбор в большинстве случаев - это жизнь. Должен быть сформирован не страх смерти как таковой, а позитивный настрой

к жизни. В этом должны помочь специалисты, и помощь должна быть представлена в виде системного подхода, включающего информационный,

психодиагностический и психокоррекционный компоненты. Следует понимать, что работа с теми, кто уже совершил суицид, и с теми, кто только собирается это сделать, идейно различается. Специалисты должны работать над принципами дифференциальной диагностики и получить навыки проведения различных видов психотерапии и психокоррекции, как индивидуальной, так и групповой. Молодые люди должны понять, что существует выход из любой ситуации, и что им могут помочь специалисты, к которым нужно обращаться со стрессами, конфликтами и переживания.



20

    Из всего вышесказанного следует, под самоубийством понимают осознанное лишение себя жизни. Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента. Суицидальными попытками считают демонстративно-установочные действия, при которых суицидент чаще всего знает о безопасности применяемого им при попытке акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни. Такие сложные виды деятельности, как суицидальное поведение, вызваны, как правило, не одним, а несколькими одновременно действующими и взаимодействующими мотивами.

    Итак, основной движущей жизненной силой человека, определяющей его активность является цель. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея достаточного жизненного опыта, не в состоянии правильно определить цель своей жизни и наметить.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44