VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблема психологической сплоченности в воинских коллективах

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006424
Тема: Проблема психологической сплоченности в воинских коллективах
Содержание
Содержание



	Введение	3

	Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической сплоченности в воинских коллективах военнослужащих по призыву и по контракту	6

	1.1. Понятие воинского коллектива, психологические аспекты его формирования и функционирования	6

	1.2. Проблема психологической сплоченности в воинских коллективах	9

	1.3. Особенности адаптационного процесса в воинском коллективе военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту	13

	Глава 2. Эмпирическое исследование ПРОБЛЕМЫ психологической сплоченности в воинских коллективах военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту	30

	2.1. Организация эмпирического исследования	30

	2.2. Методы и методики эмпирического исследования	31

	2.3. Анализ результатов эмпирического исследования	32

	Заключение	46

	Список литературы	48

	ПРИЛОЖЕНИЕ 1	50

	ПРИЛОЖЕНИЕ 2	51

	ПРИЛОЖЕНИЕ 3	52

	ПРИЛОЖЕНИЕ 4	54













Введение



Как справедливо отмечает доктор психологических наук Виноградова, общественно-экономические изменения, происходившие на протяжении последних двух десятилетий в нашей стране, и связанная с ним смена нравственных парадигм диктуют необходимость исследований формирования морально-психологического климата в профессиональных коллектива [2]. 

С точки зрения менеджмента морально-психологический климат в коллективе определяет эффективность взаимодействий индивидов, направленную на достижение миссии, целей и задач компании. Между тем, неблагоприятный климат в коллективе может повысить заболеваемость работников, от чего предприятие также будет терпеть убытки [12].

Особую актуальность исследование проблем психологической сплоченности в коллективе приобретает в воинских частях, где индивиды долгое время находятся друг рядом с другом и на службе, и в быту.

Нужно отметить, что проблема психологической сплоченности военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту получила свою разработку в психологической науке в ответ на практический запрос со стороны Вооруженных сил РФ, поскольку она в свое время приобрела по-настоящему социальный характер. Здесь, прежде всего, можно отметить исследования таких ученых, как Н. Ю. Конасовой, А. С. Петраченко, К. К. Платонова, О. И. Зотовой, Д. Г. Попова, А. А. Савина, Ю. Н. Сысуева, В. А. Цыганковой и др.

В качестве объекта исследования выступает коллектив воинской части. Предметом исследования является проблема психологической сплоченности в воинских коллективах военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту.

Целью настоящего исследования является анализ проблем психологической сплоченности в воинских коллективах военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту. 

Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:

1. Исследовать понятие и сущность психологической сплоченности.

2. Проанализировать специфику психологического климата в воинских коллективах.

3. Выявить особенности адаптационного процесса военнослужащего в новом коллективе.

4. Изучить организацию эмпирического исследования. 

5. Выявить методы и методики исследования.

6. Осуществить интерпретацию результатов.

Перед началом исследования сформулирована следующая гипотеза: существуют различия в психологической сплоченности в коллективах военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту.

Выборка исследования составила 40 человек:

- два отделения призывников – 20 человек (по 10 солдат срочной службы в подразделении);

- два отделения военнослужащих контрактной службы – 20 человек (по 10 солдат контрактной службы в подразделении).

При исследовании использованы следующие методы математической обработки:

1. Методы первичной обработки данных и описательной статистики (расчет частот, среднего арифметического).

2. U-критерий Манна-Уитни.

3. Критерий  ?* - угловое преобразование Фишера.

При написании работы использованы методы синтеза, анализа, дедукции, индукции, сравнения, абстрагирования, опроса, корреляционного анализа.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем предпринята попытка систематизировать имеющиеся в настоящее время теоретические представления о психологической сплоченности в воинских коллективах военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в результате эмпирического изучения данных могут быть полезны в организации индивидуальной и групповой психокоррекционной работы с военнослужащими с целью улучшения психологической сплоченности в коллективах. 

Данная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.









































Глава 1. Теоретический анализ проблемы психологической сплоченности в воинских коллективах военнослужащих по призыву и по контракту



1.1. Понятие воинского коллектива, психологические аспекты его формирования и функционирования



Воинский коллектив - это социальная общность военнослужащих, объединенных общей деятельностью, единством идеологии, морали и воинского долга, а также отношениями войскового товарищества. Он, как и любая другая социальная группа, существует и действует, пока им руководят. Именно для этого необходимы органы управления и руководства, не дающие коллективу распадаться или превращаться в толпу, которая действует случайным и иррациональным образом [4]. 

Существует два направления руководства воинским коллективом: 

организовать коллективную деятельность, обеспечить своевременное и качественное выполнение задач, поставленных перед подразделением; 

сплотить и развить сам коллектив, укрепить в нем дисциплину и порядок, повысить его боевые и воспитательные возможности. 

Оба аспекта поддерживаются глубоким и всесторонним изучением коллектива, точным знанием реального состояния дел вообще и особенно в области духовной жизни. 

Руководство коллективом включает в себя организаторскую и воспитательную работы. Цель организаторской работы состоит в том, чтобы добиться от военнослужащих рационального применения моральных и физических возможностей и навести их на выполнение определённых боевых и учебных задач. Организаторскую работу следует рассматривать как часть общей деятельности коллектива, которая заключается в том, чтобы подготовить и обеспечить выполнение задач, поставленных перед личным составом. Постановка задач (отдача распоряжений, приказов) подчиненным, из - за чего решение распорядителя становится собственным решением исполнителя и соответственно общим решением коллектива личного состава, является сущностью организаторской деятельности [17]. 

Руководитель помогает военнослужащим осознать суть задачи, прийти к лучшему способу её выполнения, привить чувство  ответственности, проявить разумную инициативу. Если подчинённые осознали суть задачи, время, место и способ её выполнения, у них сформировалось чувство ответственности, и они уверенны в своих силах, психологически готовы, то цель будет достигнута. 

Организаторская деятельность подразумевает своевременный контроль за действиями исполнителей, направленными на выполнение поставленных задач. За это время выявляются недостатки раннего решения, неправильное понимание его подчиненными. Может появиться более эффективный способ решения задачи, или решение может вовсе устареть с изменениями в окружающей обстановке. Учёт этих нюансов при оперативном управлении обеспечивает взаимодействие воинов, координированную работу, получение ими поддержки. Организаторская деятельность включает и педагогическую оценку. По выполнении задач необходимо выяснить, каковы источники успехов и недостатков, в чем заключается вклад каждого из военнослужащих, применить меры поощрения к отличившимся, сделать выводы на основе проделанной работы [9]. 

Руководство воинским коллективом подразумевает выработку и поддержку оптимистичного, энергичного делового настроения военнослужащих. Настроение коллектива фиксируется общим бодрым настроением личного состава, его уверенностью в успехе. Будничное настроение обусловливается внешними факторами, условиями жизни и деятельности людей, и внутренними факторами, например, изменения самочувствия. Значительной ролью является умение поднять дух, снять напряженность, разрешить и предупредить нежелательные конфликты, поддержать и поощрить активность воинов, оказывающих положительное влияние на настроение товарищей. 

Эффективность руководства многим сопряжена с нравственным авторитетом начальника. Авторитет начальника определяет его служебную и личную позицию в коллективе. Он выявляется в высоком качестве взаимоотношений с военнослужащими и положительно влияет на решение поставленных задач. Авторитет начальника связан с личностными, военными, профессиональными, политическими качествами руководителя, отношением воинов, с их оценкой, сплоченностью, дисциплинированностью, боеготовностью, моральной и психологической обстановкой личного состава. Дело, которым занимается руководитель, и его личностные достоинства являются основой авторитета. 

Большая роль отводится симпатиям и эмоциональным отношениям, которые тоже зависят от достоинств командира. Еще одна часть руководства воинским коллективом - борьба за авторитет. Это деятельность по толкованию личному составу значимости роли руководителя, его качеств: мастерства, опыта и др., это непрерывная работа начальника над самим собой, воспитание в себе качеств, которые необходимы для обучения и воспитания воинов [10]. 

Немаловажная составляющая авторитета командира - стиль руководства, то есть установившийся и укрепившийся порядок действий. В него входит уровень соответствия действий командира настоящим возможностям и единой цели деятельности военнослужащих. Стиль руководства отражается в коллективном мнении, настроении, оценках воинского коллектива и старших командиров. Стиль находится целиком во власти самого начальника (руководителя). В практической деятельности командиры встречаются с такими проблемами, как борьба с вредными привычками, например, курение или употребление спиртного, которые им  впоследствии приходится решать. Решение таких проблем должно осуществляться с помощью мер воспитательного воздействия: убеждения, укреплению дисциплины, предупреждению её нарушений, способствованию появления других потребностей. Эффективная система руководства воинским коллективом формирует благоприятный морально-психологический климат, способствующий психологической сплоченности военнослужащих [8].

Таким образом, одним из ключевых моментов являются связи, объединяющие людей в коллективе, поскольку именно они являются решающим фактором, от которого зависят сплоченность, активность и жизнеспособность коллектива в целом.

 

1.2. Проблема психологической сплоченности в воинских коллективах



Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. 

Сплоченность воинской группы формируется на уровне метасистемной организации деятельности, которая имеет коллективистический характер. Поэтому компонентами такой деятельности выступают отдельные личностные психологические системы деятельности, а их объединение осуществляется в процессе объединения (слияния) духовно-ценностной направленности каждого члена группы. 

Для достижения сплоченности у членов воинской группы должна быть определенная мотивация. Такая мотивация возникает, если духовно- нравственные ценности, обусловливающие сплоченность, будут иметь личностный смысл. Это возможно, в свою очередь, если система духовных ценностей каждого члена коллектива формируется на метасистемном уровне, обусловливая своеобразную связь личностной направленности и социальных норм. В этом случае формируется метасистемный уровень регуляции поведения личности, содержанием которого станут духовные ценности. 

Первые исследования морально-психологического климата, по сути, начались в 20-30-х годах, в частности, А. С. Макаренко, анализировавшего отношения, стиль и тон в коллективе. При этом педагог впервые из отечественных исследователей выделяет отличительные признаки морально-психологического коллектива в виде гармонизации личных и коллективных целей, отношений ответственной зависимости между членами коллектива, которые определяются общим участием в работе, готовности к интересным и полезным действиям, особого положения личности в коллективе, ее духовного здоровья, комфорта, возможности самореализации, защищенности, способности к торможению, уверенности в будущем, эстетическую привлекательность коллектива [5].

Эти мнения и взгляды были продолжены в послевоенное время, когда Е. В. Шорохова, Н. С. Мансуров, К. К. Платонов, А. Д. Глоточкин, О. И. Зотова провели первые социометрические исследования взаимоотношений в различных коллективах. Именно тогда, при анализе результатов этих исследований появился термин «психологический климат» [10]. Детализация данного понятия и введение термина «социально-психологический климат» были осуществлены Г. А. Моченовым и М. Н. Ночевник в конце 60-х годов. В результате проведения прикладных исследований и научных разработок они определили социально-психологический климат в качестве эмоционально-психологического настроя, складывающегося в коллективе учащихся в результате осуществления деятельности и проявляется во взаимоотношениях, устанавливаемых на основе взаимосвязей объективного и субъективного характера между членами коллектива, а также формальными и неформальными группами при личных контактах между людьми. 

Проявление социально-психологического климата осуществляется в результате непосредственных личных контактов военнослужащих, функциональных, организационных, информационных, специальных и идейно-психологических связей, приобретающих эмоционально-психологическую окраску, определяемую ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами членов коллектива [6].

В 70-х годы эта теория была продолжена разработкой исследований групповой дифференциации. Активно начали применяться социометрические методики для анализа проблем групповой совместимости и сплоченности. В это же время начинают подниматься вопросы социальной перцепции (восприятие человеком другого человека), а также проблема конформности (стратегии поведения личности в условиях группового давления). В дальнейшем механизмы воздействия на личность условий социальной макросреды и локальной микросреды детально изучены С. Л. Рубинштейном, 

который отмечал, что внешнее воздействие дает тот или иной психический эффект, лишь преломляясь через психическое состояние субъекта, через сложившийся у него строй мыслей и чувств [15].

	Этот подход дополнил А. В. Петровский, делая упор не на личность в целом и не малую группу, а непосредственно личность в группе, содержание отношений, которые детерминированы объективными условиями развития общества. Коллектив относится к группам высокого уровня развития, следовательно, для них характерны значительно более поуровнево дифференцированные взаимоотношения, чем менее развитые общности, например диффузные группы [9].

	В постперестроечный период исследования морально-психологического климата были продолжены. Б. Д. Парыгин, в частности, определял морально-психологический климат как преобладающую и относительно устойчивую духовную атмосферу или психический настрой коллектива, проявляющиеся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу [7].

В рамках настоящей работы, учитывая интерес к морально-психологическому климату с точки зрения адаптации в воинском коллективе, за основу будет взято определение следующего исследователя. Кандидат педагогических наук А. А. Савин формулирует определение морально-психологического климата в воинском коллективе как сложившуюся на эмоционально-духовной основе систему отношений в конкретном коллективе учащихся. Данная система, по мнению исследователя, двояка: с одной стороны, она формируется в результате отношений, с другой – через них непосредственно проявляется [16]. При этом проявление сформировавшегося морально-психологического климата может осуществляться на трех основных уровнях, отраженных на рисунке 1.1. 





Рисунок 1.1 - Уровни проявления морально-психологического климата в воинском коллективе

Личностный уровень определяет степень удовлетворенности человека пребыванием в коллективе данной организации. Межличностный уровень формирует отношение учащихся друг к другу, уровень и интенсивность конфликтности при её наличии, характер нравственных отношений. Функциональный уровень является основополагающим для отношения людей к выполнению своих обязанностей в процессе образовательной деятельности.

Д. Г. Попов в своих исследованиях детально анализирует тесно связанный с понятием морально-психологического климата, термин морально-психологического состояния означает качественную характеристику, отражающую состояние психики или психологии коллектива в определенное время и в конкретной обстановке, которые проявляются в индивидуальных и коллективных взглядах, суждениях, чувствах, установках, доминирующих в сознании и поведении военнослужащих и свидетельствующих об их готовности решать поставленные задачи [11]. 

Именно это морально-психологическое состояние определяет дух коллективизма, схожесть проявляемых эмоций и поступков, чувство нравственного комфорта (защищенности), которое, в свою очередь, при общении с другими участниками образовательного процесса во многом формирует психологическую совместимость разных по своим личностным качествам людей, составляет основу высокой нравственности и социального оптимизма всего коллектива образовательного учреждения, что значительно упрощает адаптацию военнослужащего. 



1.3. Особенности адаптационного процесса в воинском коллективе военнослужащих по призыву и военнослужащих по контракту



Адаптация – это процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды. Она выступает в качестве фундаментальной междисциплинарной проблемы, стоящей на стыке социально-экономического, педагогического и медико-биологического уровней. Дуалистичность характера адаптации представлена приобретением новых возможностей, с одной стороны, и перестройкой уже имеющихся, с другой.

В процессе адаптации люди сталкиваются с трудностями, в частности социально-психологического характера. Особенности адаптации определяются спецификой данной группы, обусловленной их потребностями, которые необходимо удовлетворить, чтобы предоставить им возможности обучения[3]. 

В связи с вышеперечисленным, возникает необходимость психолого-педагогического сопровождения, призванного способствовать самопознанию военнослужащего, раскрытию ресурсов его личности, преодолению психологических барьеров в процессе обучения и общения, самореализации, сохранению и укреплению психологического здоровья. Особая роль в данном процессе принадлежит формированию морально-психологического климата в среде учащихся.

В психологической науке представлены два диаметрально различающихся подхода к пониманию совладания. Приверженцы первого подхода анализируют копинг как широкое понятие, которое включает в себя наряду с осознанными, трансформирующими ситуацию стратегиями, так же и механизмы психологической защиты. Слово «coping» в широком смысле содержит в себе все виды взаимодействия субъекта с внутренними или внешними задачами – попытки смягчить или овладеть, уклониться или привыкнуть к требованиям проблемной ситуации. Р. Лазарус и С. Фолкман дают определение копингу как динамичному взаимодействию человека с ситуацией, когнитивному, поведенческому и эмоциональному усилию, которое направлено на устранение внутренних или внешних противоречий.

Контактный копинг содержит в себе поведенческие и когнитивные усилия, определяющие концентрацию внимания и действия в случае стрессовой ситуации, когда как избегание взаимосвязано со снижением сосредоточения на проблеме. Такое понимание копинг стили является теоретически обобщенным способом совладания с трудностями, и часто содержит группы стратегий. При этом стратегии анализируются как актуальные личностные реакции на определенную жизненную ситуацию.

Так, в классификации детского копинга разработанной Дж. Вайссом и его коллегами к первичному контролю относятся стратегии:

- проблемно-ориентированные (например, плакать так, чтобы вмешался взрослый), 

- агрессия (например, уклонение от сверстника, который дразнится), 

- уклонение от стрессовой ситуации (сторониться детей, которые обижают).

Именно поэтому при адаптации военнослужащих следует учитывать такой немаловажный фактор, как морально-психологический климат в коллективе, влияя и формируя который педагоги могут улучшить показатели освоения вновь поступившими учащимися образовательной программы.

Сопровождение в процессе адаптации в воинском коллективе призвано обеспечить оптимальное профессиональное и личностное развитие военнослужащего, успешную интеграцию в социум, выработку эффективных жизненных стратегий.

Под организационно-педагогическим сопровождением понимается система наставничества и контроля со стороны администрации воинского коллектива, занимающегося вопросами сопровождения обучения военнослужащих, и руководителей, имеющей целью своевременное и качественное прохождение их службы в соответствии с графиком в условиях воинского коллектива.

Организационно-педагогическое сопровождение в условиях воинского коллектива определяется созданием условий для комфортного психологического пребывания военнослужащих, условий, обеспечивающих:

– право военнослужащих на поддержку;

– право на реализацию своих потенциальных возможностей;

– ответственность военнослужащего за свои действия;

– право на уважение человеческого достоинства и т.д. [19]

Другая проблема – проблема общения – может решаться через вовлечение в общественную деятельность, воинский социум; предоставление и поощрение возможности на равных участвовать в конференциях, праздниках, различных мероприятиях [13].

Следует отметить, что период адаптации в условиях воинского коллектива к новым социальным условиям может быть стрессовым для большой части призывников, которые чувствуют себя некомфортно, напряженно, сохраняют долгое время дистанцию в общении с сокурсниками, испытывают тревожность, связанную с попаданием в незнакомую среду [8]. 

Морально-психологическая подготовка по своему содержанию является как психологическим, так и педагогическим явлением. Это связано с системностью, комплексностью и целостностью функционирования психики человека, взаимосвязанностью всех психических характеристик личности военнослужащего и социально-психологических явлений военного коллектива, их постоянным формированием, развитием и совершенствованием в военно-педагогическом процессе, составной частью которого является военно-дидактическим. Таким образом, учебно-познавательная деятельность объектов обучения, ее психолого-педагогические особенности, характер и методика боевой и гуманитарной подготовки оказывают непосредственное влияние на все сферы психической жизни человека и социально-психологических явлений воинского коллектива, особенности функционирования и характер их формирования, развития и целенаправленного совершенствования, а в идеальном варианте - самосовершенствование.

Перед тем, как переходить к изучению вопроса о суворовской системе морально-психологической подготовки личного состава, на наш взгляд, необходимо изучить понятие и природу морально-психологической подготовки как феномена и определить ее значение. Т.е. переходить от общего к конкретному и лишь потом рассматривать вопрос в контексте системы Суворова. 

В военно-дидактическом процессе происходит формирование и развитие важных психических явлений личности, таких как эмоциональные, волевые, познавательные, приобретает нового смысла жизненная установка личности, закаляется характер и пополняется важными для будущей жизнедеятельности качествами, происходит полное раскрытие способностей военнослужащих, формируются навыки и умения самоуправленияпсихическими состояниями и другие положительные изменения в психических образованиях.

Сегодня этот социально-педагогический и психологический процесс в Вооруженных силах Российской Федерации наполняется новым  содержанием, в соответствии с общими требованиями ко всем видам подготовки, основных концептуальных положений и задач Концепции воспитательной работы в Вооруженных силах и других военных формированиях Российской Федерации и коренных изменений, которые происходят в социально-психологическом смысле современных войн и военных конфликтов. 

Для научного и методически обоснованного планирования, организации и проведение психологической подготовки субъектам обучения необходимо иметь четкое научное представление о ее цели, содержание, методику и особенности.

Безусловно, во время подготовки военнослужащих к боевым действиям, необходимо учитывать те трудности, которые имеют место на современном поле боя. Их можно назвать факторами боя, которые отрицательно или положительно влияют на психическую деятельность военнослужащего и на социально-психологические явления в воинском коллективе. Анализируя опыт боевых действий и войн, можно выделить две группы факторов, которые влияют на боевую деятельность войск: внешние и внутренние. К внешним факторам можно отнести все, что связано с деятельностью противника, а также другие внешние явления по отношению к психике воина.

Внешние факторы могут быть боевыми и социальным. Социальные факторы оказывают решающее воздействие на воинов в боевой обстановке, потому что является основой формирования у них широких социальных мотивов, развития мотивации боевой деятельности, жизненных ценностей и ориентиров, определение морально-психических основ поведения как на войне, так и после войны и тому подобное. К таким социальным факторам можно отнести: отношение народа к войне; степень ее популярности или, наоборот, непопулярности в сознания народа; социально-психологическая сплоченность военного подразделения вообще, и с жизнью общества – в частности (анализ действий войск в Афганистане, в Персидском заливе, англо-аргентинского военного конфликта за Фолклендские острова свидетельствует, что отделения, экипажи, которые формировались из друзей или хорошо знакомых друг с другом военнослужащих, проявляли большую активность, жизнеспособность, инициативность; последние годы в армиях развитых стран мира особое внимание обращают на создание в воинских подразделениях «системы товарищеской поддержки», когда члены малого подразделения наблюдают в своих товарищей по службе синдромы нервного напряжения и оказывают друг другу немедленную психологическую помощь; учитывая этот фактор, американское командование перешло в 80-х годах на так называемую «полковую систему комплектования», то есть в одном воинском подразделении службу проходят призывники из одного штата. 

Боевые факторы – это широкий спектр переменных, которые определяют те или иные реакции, состояния, поведение военнослужащих в бою. К ним относятся: вид, условия, интенсивность и особенности боевых действий; характеристики боевого оружия и техники, которые применяются; надежность средств защиты; временные, природные, климатические, географические условия; характер предыдущих и современных потерь и тому подобное. Сегодня существует реальная угроза появления психотропного оружия, оружия  не смертельного действия, которые по своей эффективности равны средствам массового поражения.

Внутренними негативными факторами являются психофизические и психологические.

К психофизическим относят: нервно-психические расстройства, физическое истощение, физические раны (травмы), травмы центральной нервной системы и тип нервной деятельности (сильный - около 15 % военнослужащих, слабый – около 15 % военнослужащих, средний – около 70 % военнослужащих), который оказывает решающее влияние на поведение воина в экстремальных условиях. 

Воины с сильным типом нервной системы  не подвергаются существенному психо-травмирующему влиянию экстремальной ситуации, воины со средним типом нервной системы снижают активность на короткое время, а воины со слабой нервной системой нуждаются в квалифицированной медицинской и психологической помощи, соответственно теряют способность действовать целенаправленно.

Существенно влияет на поведение воина в экстремальной ситуации тип темперамента. Так, военнослужащие с холерическим и сангвиническим типом темперамента быстро ориентируются в сложной ситуации и смело действуют. В случае неудачи они теряют решимость только на короткое время и быстро начинают ориентироваться в обстановке. Лица холерического типа проявляют смелость и решительность в состоянии эмоционального подъема. В состоянии падение сил они способны поддаваться бесконтрольному страху. Воины-флегматики действуют активно и смело в том случае, когда они всесторонне подготовлены к выполнению боевого задания. У них стабильно функционирует эмоциональная сфера. Воины-меланхолики способны на решительность и активность в течение короткого времени и при преодолении небольших трудностей.

К психологическим факторам относятся боевая подготовленность, опыт участия в боевых действиях, наличие боевых психических травм, уровень развития познавательной, эмоциональной, волевой сферы психики и тому подобное.

Влияние вышеупомянутых факторов приводит к возникновению так называемых «вторичных» психических факторов, которые связаны с личностными переживаниями самого участника боевых действий, то есть это реальное отражение в сознания воина имеющихся или мнимых факторов современной войны. Это конкретный продукт работы психики каждого воина, его реальный психическое состояние, который вызван его восприятием, представлением и переживанием экстремальной ситуации.

Например, во время первой мировой войны в армии США пострадало от психического перенапряжения и боевых стрессов 100 тыс. солдат, в период второй мировой войны – 1 млн. солдат. Во время войны в Корее безвозвратные психические потери в американской армии составили 4, а во Вьетнаме – 7 на каждую тысячу военнослужащих. По данным американских психологов, среди личного состава, перенесшего ядерный взрыв, только 12-15% военнослужащих способны действовать, 75% временно, 10-15% на долгое время теряют боеспособность из-за нарушений в нервной системе.

В кувейтском конфликте общие психические потери иракских военнослужащих после массированных ударов американской авиации в течение первых трех суток составили: в регулярной армии – 45%, среди ополченцев – 68-70%. По прогнозам американских психологов, в современной Европе до 50% потерь могут быть психогенными.

В своей книге «Наука побеждать» Суворов определил суть морально-психологической подготовки. Для успешного преодоления трудностей и эффективного действия на поле боя необходима целенаправленная психологическая подготовка во время боевого обучения.

Педагогическое содержание психологической подготовки составляет процесс подготовки личного состава к преодолению трудностей боевой деятельности для успешного решения поставленных боевых задач. При этом под время подготовки к боевым действиям воинов различных родов войск, различных военных специальностей происходит конкретизация трудностей боевой подготовки.

Также по своему содержанию отличаются психологическая подготовка солдата и офицера, которая зависит от характера их обязанностей. Солдат должен хорошо овладеть своей боевой специальности и быть мастером своей профессии. А офицер, кроме этого, должен еще и умело управлять подчиненными, не терять духа, показывать личный пример в условиях применения оружия массового применения.

Таким образом, характер преодоленных трудностей в условиях современного боя, содержание конкретной военной специальности и круг обязанностей в бою определяют сущность и конкретный педагогический и психологический смысл психологической подготовке каждого военнослужащего, каждого подразделения, вида вооруженных сил, рода войск. В целом психологическая подготовка должна формировать у воинов психическую устойчивость и готовность к войне и до первого боя, установку на уничтожение противника, устойчивость против влияний психологических факторов войны, самоуправления.

Психологическая подготовка - это научная подготовка психики военнослужащих к устойчивой практической деятельности в составе подразделения на поле боя в условиях современной войны. Какие изменения происходят в психике военнослужащего в процессе морально-психологической подготовки?

В сложном процессе психологической подготовки целесообразно усматривать специфику одновременно действующих и тесно взаимосвязанных между собой процессов: процесс целенаправленного воздействия на психику личного состава извне, что происходит в ходе военно-педагогического процесса. Его содержание определяется привлечением воинов в практической деятельности и проведение с ими различных дидактических и воспитательных мероприятий ; процесс планируемой работы и целенаправленного изменения в психике воинов в ходе военно-дидактического процесса, что свидетельствует об их потенциальной и реальную возможность преодолевать трудности современной войны и успешно решать боевые задания. По своей сути это психолого-педагогический процесс, который направлен на развитие индивидуально-психических качеств воина и социально-психологических явлений военного коллектива. 

Следовательно, содержание этого процесса заключается в изменениях психической деятельности военнослужащего и воинского коллектива, которые проявляются на разных уровнях (социально-психологическом, индивидуально-психологическом, психофизиологическом и тому подобное); процесс самовоздействия (самоуправления, саморегуляции) воина само- мобилизации с целью оптимального регулирования собственных психических состояний, поведения и деятельности на основе усвоенных способов и мероприятий, апробации их в ходе преодоления трудностей боевой службы, обучения. Это психолого-педагогический процесс, содержание которого заключается в овладении воинами средств самоуправления в сложных условиях учебно-боевой деятельности, в выработке механизма саморегулирования.

Согласно учению Суворова,  психологическая подготовка воинов имеет две основные цели: формирование психической устойчивости; формирование психической готовности.

Этих качеств воина приобретает в процессе отработки всех необходимых учебно-боевых ситуаций на занятиях и учениях, которые проводятся в условиях, приближенных к реальному бою. Заблаговременно (до вступления в бой) у воинов формируется психическая устойчивость. Это система психических качеств воина, которая определяет его потенциальную возможность преодолевать трудности современной войны и успешно выполнять полученное задание.

Эта система психологических качеств включает: знание (знание трудностей различных боевых ситуаций и способов управления своим поведением в этих обстоятельствах); знание действий вероятного .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%