- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Проблема отдыха в деятельности учителя
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W005436 |
Тема: | Проблема отдыха в деятельности учителя |
Содержание
Оглавление Введение 3 ГЛАВА 1 Психологические аспекты отдыха в педагогической деятельности 10 1.1 Физиология и психология отдыха 10 1.2 Проблемы отдыха в современной психологии 15 1.3 Психологические характеристики личности учителя 22 1.4 Проблема отдыха в деятельности учителя 26 ГЛАВА 2 Методология и методологические принципы исследования 33 2.1 Методологические принципы и подходы к исследованию 33 2.2 Методы и методики исследования 34 2.3 Обоснование выборки 38 2.4 Этапы исследования 41 2.5 Математические методы анализа 43 ГЛАВА 3 Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования 44 3.1 Анализ данных авторской анкеты 44 3.2 Анализ данных по методике “Свободный выбор ценностей” 50 3.3 Анализ данных по опроснику «Самочувствие, активность, настроение» 54 3.4 Анализ данных по опроснику качества жизни Всемирной организации здравоохранения 56 3.5 Анализ данных по опроснику самоорганизации деятельности 58 Резюме к 3 главе 61 ГЛАВА 4 Программа тренинга по планированию и организации отдыха и релаксации для учителей. 63 Заключение 71 Выводы 73 Список литературы 75 Проиложение 81 Аннотация 82 ВВЕДЕНИЕ Отдых - это период восстановления сил после работы или другой активной деятельности. Отдых выступает как инструментальная ценность для поддержания работоспособности. Несмотря на высокий рейтинг, декларируемая ценность отдыха не всегда приобретает характер побудительного фактора, способствующего целенаправленной рекреации. Психологическое изучение отдыха работающего человека выступает как новое направление исследований профессионального труда. Необходимость и целесообразность развития данного направления обусловлены тем, что современные формы взаимодействия организации и работника допускают высокую степень автономии сотрудников в планировании и выполнении работы. В условиях нежесткого организационного контроля и отчетности, преимущественно по результату, работник может самостоятельно определять последовательность трудовых задач и способы их осуществления, перераспределять временные ресурсы с целью завершения заданного объема работы в срок, а также и устанавливать временные интервалы чередования работы и отдыха. Следует признать, что традиционная область психологических исследований режимов труда и отдыха с целью разработки рекомендаций по их оптимизации должна быть расширена и дополнена: крайне актуальным является вопрос о том, какие рекомендации можно обоснованно предложить не только организациям, но и отдельным работникам – например, тем, кто сам планирует временные рамки работы и отдыха. Проблема планирования и организации отдыха довольно актуальна в наши дни, это обусловлено ускоряющимся темпом жизни и увеличивающимся дефицитом времени. Так же актуальность состоит в том, что проблема психологии отдыха широко практически не изучалась психологами вплоть до наших дней. Проблема психологии отдыха затрагивалась в контексте изучения работоспособности и режимов труда (В.С. Раевский, Т.Г. Войлова, Д.А. Игонин, Г.И. Кучерявцева). Изучением проблемы отдыха в наши дни занимаются такие психологи как А.С. Кузнецова, М.С. Лузянина, М.Ю. Широкая, А.Б. Леонова, В.А. Бодров, И.В. Гейц, А.С. Орлов, А.С. Трушина В.Г. Асеев, В.Г. Макушина, Б.Н. Петухова и др. Отдых рассматривается как деятельность, планируемая для восстановления ресурсов, сохранения здоровья и успешной самореализации в трудовой деятельности. Для определения субъективных представлений о балансе трудовой деятельности и отдыха у учителей и выявление места отношения к отдыху в структуре ценностно-смысловых ориентаций личности мы поставили следующую цель. Целью проведения исследования является рассмотрение психологических особенностей проблемы планирования и организации отдыха у педагогов средних общеобразовательных школ. Объект исследования - рациональное чередование периодов труда и отдыха в профессиональной деятельности. Предмет исследования - психологические проблемы планирования и организации отдыха (на примере учителей). Гипотезой исследования является предположение о том, что чем больше стаж работы педагога, тем чаще отдых воспринимается им как процесс рекреации; при этом, чем дольше стаж работы, тем лучше педагог может самоорганизовать свою деятельность. Задачи? исследования? Провести? теоретический? анализ? литературы? по? поставленной? проблеме. Изучить? особенности? локализации? отдыха? в? ценностно-смысловой? ? сфере? учителей? средних ? школ с учетом стажа работы. Исследовать? особенности? отношения к? отдыху? как? к? процессу? рекреации? у? педагогов? с? различным? стажем? работы. Определить особенности психоэмоционального состояния педагогов и уровни сформированности навыков планирования, целеполагания и самоорганизации деятельности с учетом стажа работы. Методы? и? методики?:? - Теоретический? анализ? научной? литературы? по? теме? исследования; -? Анкетирование;? - Психодиагностический? метод? с? использованием? следующих? методик: ? ? ? ? 1.? Авторская анкета (Приложение);? ? ? ? ? 2?.Методика «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой [43]; ? ? ? ? 3.? Опросник? «Самочувствие,? активность,? настроение»? [40]; ? ? ? ? 4.? Опросник? качества? жизни? Всемирной? организации? здравоохранения? (ядерный? модуль)? [47]; ? ? ? ? 5.? Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой [32]; - Метод? математической? обработки? данных.? Программа SPSS v.22.0., критерий? Тьюки (Tukey's honestly significant difference test), коэффициент корреляции Кенделла (Kendall tau rank correlation coefficient), коэффициент корреляции Спирмена (Spearman rank correlation coefficient). Методологическими основами исследования явились идеи о социально- психологической природе психики, личности и образа жизни человека, формирующихся под влиянием факторов социальной действительности (Б.Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева. А.А. Бодалев и др.) [2, 7, 19, 65,]; положения о развитии психики в деятельности и роли субъективных факторов в этом процессе (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) [22, 23, 24]; методологические идеи и научные факты, выявленные в процессе разработки проблем психологического влияния (С. Андерсен, Э. Аронсон, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Р. Чалдини и др.) [48, 51, 61] и воздействия (Г.А. Балл, М.С. Бургин, Т.С. Кабаченко, Г.А. Ковалев, К. М. Романов и др.) [74, 82]. Теоретическую основу исследования составляют ведущие принципы, теории и концепции психологии: системности (В.П.Кузьмин, П.К.Анохин, В.Н.Садовский, А.А. Бодалев, Б.Ф.Ломов, В.Д. Шадриков, В.А. Ганзен и др.) [28, 34, 35]; принцип изучения двух равноценных объектов - человека и деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач) [64], диалектический принцип развития, предусматривающий динамический и процессуальный подход к исследуемым объектам (К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, Л.И. Анцыферова, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и др.) [2], концепции психологической теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) [47, 62], теории развития личности отечественных и зарубежных ученых (К.А. Абульханова, С. Гингер, Е.И. Исаев, A.A. Реан, C.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г. Шихи, К.Г. Юнг) [1, 15, 38]; Принцип? единства? сознания? и? деятельности [7]. Научная? значимость? и? новизна?: проведенное исследование расширило представление о проблеме планирования и организации отдыха у учителей. Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и дополнении имеющихся знаний касаемо психологических проблем планирования и организации отдыха. Практическая? значимость? исследования? ? состоит? в? возможности? применения? результатов? исследования? при? формировании? и? реализации? программ? и? разработке? рекомендаций? по? оптимизации? отдыха? педагогов? ? в? школах. Надежность? и? достоверность? обеспечивались проработанностью и обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; репрезентативностью выборки респондентов, использованием комплекса взаимодополняющих и уточняющих методов, адекватных поставленным задачам, применением ряда методов математической статистики для первичной и вторичной обработки данных, статистической значимостью полученных результатов. Эмпирическая база и основные этапы исследования Эмпирическую основу данной работы составили индивидуально-психологические обследования педагогов? (199? ? женщин? и? 16? мужчин)? в? возрасте? от? 22? до? 60? лет.? Сбор? материала? проводился? на? базеаМКОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №4» г. Михайловска и МАОУ лицей №5 г. Ставрополя. Исследование в целом осуществлялось в период 2015-2017 годов в несколько этапов. Первый? этап? -? поисково-подготовительный (2015 год).? На? данном? этапе? был? проведен? теоретический? анализ? литературы? по? изучаемой? проблеме,? в? котором? были? рассмотрены? такие? понятия? как? отдых,? ценностно-смысловая? сфера? в? рамках? психологии,? указаны? причины? ? возникновения? постановки? данной? проблемы,? степень? изучения? проблемы? планирования? и? организации? отдыха? в? рамках? психологии.? ? В? итоге? были? определены? направления? исследования,? методология,? гипотеза,? объект,? предмет? и? методы. ? ?Второй этап – исследовательский а(1-е полугодие 2016 года). На данном этапе был проведен выбор методов исследования, определение технологии исследования. С учетом выбранных методов работы проводилось социально-психологическое исследование. Изначально респондентам была предложена авторская анкета, направленная на выявление отношения к отдыху, принадлежность к той или иной возрастной группе, а также на общие биографические данные респондента. Социально-психодиагностическое исследование проводилось в индивидуальном формате, с целью соблюдения конфиденциальности. Третий этап – обработка данных исследования (2-е полугодие 2016 года). На этом этапе проводилась обработка данных психодиагностического исследования, составление таблиц и графиков, интерпретация полученных данных. Статистическая обработка данных проводилась при помощи пакета статистических программ SPSS 22.0. Полученные количественные данные анализировались с помощью следующих инструментов статистического и математического анализа: 1. проверка нормальности распределения осуществлялась по критерию Колмогорова-Смирнова; 2. различия между тремя группами, определялись путем сравнительного анализа с помощью параметрического критерия Тьюки; 3. данные по авторской анкете определения отношения к отдыху, обрабатывались при помощи контент-анализа. По завершении статистической обработки была дана интерпретация полученных данных. Четвертый этапа(2017 год). На данном этапе осуществлялось написание программы социально-психологического тренинга. Пятый этап (подведение итогов исследования - 2017 год). По итогам проведенного исследования были изложены основные его результаты, с учетом степени достижения целей и задач. Также были сделаны выводы по эмпирической части, которые представляют особую ценность и являются ответом на поставленные в исследовании задачи. А? Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись на III Всероссийской заочной научно-практической конференции «Психологическое здоровье личности: теория и практика» (Ставрополь, 2016); на V-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2017). Положения? выносимые? на? защиту Отдых? интерпретируется? педагогами? как? безусловная? инструментальная? ценность.? Основное? функциональное? назначение? отдыха? –? рекреационное:? по? мнению? большинства? респондентов,? отдых? необходим? для? восстановления? работоспособности.? Признание? отдыха? как? ценности? у? значительной? доли? педагогов? носит? декларативный? характер? и? не? выступает? как? побудительный? фактор? специально? организованной? рекреационной? активности.? Педагоги могут планировать своей отдых и наслаждаться им, как процессом доставляющим удовольствие, когда имеют высокую самооценку своей профессиональной деятельности и умеют ее планировать, обладают высокой оценкой своего качества жизни, а также хорошим настроением, самочувствием и активностью. Структура? работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит? из? введения,? четырех? глав,? заключения,? выводов? и? списка? использованных? источников,? содержащего? 46? ?российских? и? 7? ?иностранных? источников,? 1 приложение? и? изложена? на? 83? ?страницах.? Работа? содержит? 5? таблиц,? ? 6? рисунков. ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТДЫХА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Физиология и психология отдыха Отдых? -? состояние? особой? деятельности,? во? время? которого? свободные? от? работы? клетки? организма? восстанавливают? свою? жизнедеятельность.? Наиболее? полноценен? отдых? во? время? сна,? когда? происходят? интенсивные? восстановительные? процессы? в? клетках? коры? головного? мозга.? Основными? условиями? отдыха? являются? эффективность,? систематичность,? регулярность. Большой? вклад? в? науку? об? отдыхе? внес? И.? М.? Сеченов,? который? разработал? ряд? рациональных? мероприятий? [5]: 1.? Переключение? с? одного? вида? работы? на? другой. 2.? Микропаузы? между? отдельными? производственными? операциями,? которые? восстанавливают? ритм? трудовой? деятельности. 3.? Сочетание? с? легким? мышечным? трудом,? спортом,? прогулкой. 4.? Смена? впечатлений. 5.? Умение? активно? снимать? (вызывать? расслабление,? релаксацию)? напряжение? скелетной? мускулатуры,? чтобы? прекратить? потоки? импульсов? в? ЦНС. Так,? например,? И.? М.? Сеченов? показал,? что? восстановление? работоспособности? одной? конечности? происходит? быстрее,? если? во? время? ее? отдыха? выполнять? работу? другой? конечностью.? Это? явление? получило? название? активного? отдыха? и? объясняется? тем,? что? когда? одна? конечность? утомлена,? в? ее? центрах? развивается? торможение,? а? при? работе? другой? конечностью,? в? центрах? последней? возникает? возбуждение,? которое? по? закону? отрицательной? индукции? усиливает? торможение? в? первой? конечности.? Это? охранительное? торможение? способствует? более? быстрому? восстановлению? ее? работоспособности? [15]. В? век? НТР? (автоматизация? производства,? широкое? распространение? информационных? (операторских)? специальностей)? физические? нагрузки? в? процессе? профессиональной? и? бытовой? деятельности? человека? существенно? уменьшились.? В? настоящее? время? примерно? 80%? всех? видов? труда? падает? на? долю? небольших? и? умеренных? мышечных? напряжений.? Однако,? имеется? еще? и? ряд? профессий,? особенно? среди? строителей,? работников? сельского? хозяйства? и? др.,? которые? связаны? с? физическим? трудом.? Так,? служба? в? армии,? спорт,? хозяйственно-бытовые? работы? также? требуют? значительных? физических? усилий? [25]. В? настоящее? время? изменился? сам? характер? труда: 1.? Вместо? динамической? работы? чаще? производятся? статические? напряжения,? что? создает? неблагоприятные? условия? для? кровообращения? и? сопровождается? большим? утомлением. 2.? Среди? многих? специальностей? широкое? распространение? получили? локальные? движения,? протекающие? на? фоне? общей? гипокинезии,? т.е.? ограничения? общей? двигательной? активности. 3.? Широкое? распространение? на? производстве? получают? конвейерные? операции,? при? которых? большие? физические? нагрузки? отсутствуют,? а? имеет? место? монотонность. 4.? Труд? сопровождается? небольшими? физическими? усилиями? и? значительным? умственным? напряжением. 5.? Часто? современный? труд? сопровождается? отрицательными? эмоциями. Однообразная,? монотонная? и? локальная? работа? в? условиях? ограничения? динамической? мышечной? деятельности? снижает? производительность? труда? и? оказывает? детренирующее? воздействие? на? организм [20]. Среди? актуальных? проблем? различных? отраслей? психологии,? направленных? на? изучение? особенностей? деятельности? трудящегося? человека? (психология? труда,? организационная? психология,? акмеология,? валеология? и? др.),? в? настоящее? время? все? чаще? обсуждается? вопрос? правильной? организации? отдыха? профессионала? как? основы? поддержания? его? трудоспособности? и? возможности? дальнейшего? профессионального? развития? [14].? Основными? направлениями? данного? дискурса? являются? как? организационно-правовые? вопросы? (например,? законодательная? регламентация? режимов? труда? и? отдыха),? так? и? задачи? содержательного? «наполнения»? периодов? отдыха? разной? длительности:? пауз? в? течение? рабочего? дня,? отдыха? между? рабочими? сменами,? периодов? отпусков? и? т.д.[5].? Тот? факт,? что? данная? проблематика? в? последнее? время? все? чаще? находит? свое? отражение? в? популярных? психологических? изданиях? (журналах,? книгах,? не? имеющих? научного? статуса,? интернет-ресурсах)? и? так? называемой? бизнес-литературе,? указывает? на? высокую? значимость? данной? темы? и,? одновременно,? острую? необходимость? проведения? научных? исследований? сферы? отдыха? человека? [9].? Наиболее? полно? отражает? сущность? психологии? отдыха? ? определение,? в? котором? отдых? понимается? как? процесс? совершения? деятельности,? осуществляемой? на? специализированной? территории? с? вовлечением? ? ресурсов,? результатом? которой? является? восстановление? сил? человека.? Обычно? отдых? включает? в? себя? следующие? стадии:? усталость,? расслабление,? восстановление? сил,? развлечение? [1].? Если? по? времени? отдых? продолжается? дольше,? чем? это? необходимо? для? восстановления? сил,? он? переходит? в? стадию? развлечения? и? получения? удовольствия:? свободное? время? нужно? чем-то? занять,? а? восстановленные? силы? куда-то? приложить [8]. Понятие? отдых? не? сводится? к? однозначному? определению.? Отдых? можно? классифицировать? следующим? образом:? По? продолжительности: Секунды:? краткое? расслабление. Минуты:? перерыв. Часы:? ежесуточный? отдых,? сон,? занятие? чем-либо,? посещение? концерта,? экскурсия,? праздник,? тусовка,? просмотр? фильма. Дни:? выходные? или? праздничные? дни,? отпуск,? путешествие. Месяцы:? большой? отпуск,? большие? каникулы. Годы? и? десятилетия:? пенсия По? активности Активный? (переключение? на? какую-либо? деятельность,? отличную? от? той,? которая? вызвала? утомление? —? в? беге,? например,? это? будет? спокойная? ходьба,? в? плавании? —? неторопливые? движения? в? воде? и? т.п.):? спорт,? туризм,? беседа. Пассивный? (относительный? покой,? отсутствие? активной? двигательной? деятельности):? сон,? расслабление,? просмотр? фильма,? принятие? ванны,? получение? загара? в? солярии? или? на? пляже? и? т.д. Смешанный:? охота,? рыбалка. По? составу? отдыхающих Коллективный? (группа? друзей,? коллег? по? учебе? или? работе,? единомышленников? со? схожими? интересами? и? увлечениями,? семейный? отдых? и? т.п.); Индивидуальный:? иногда? нужно? отдохнуть? ото? всех; Парный:? романтический.? ? Кратковременный? отдых? —? такой,? как? передышка? или? сон,? —? вызван? физическими? потребностями? организма? человека,? необходимыми? для? его? нормального? функционирования? [8]. Музыка,? литература,? живопись? и? другие? виды? искусства,? до? того? как? стать? основным? занятием? для? ряда? людей,? были? отдыхом? в? стадии? развлечения? для? человека? (наскальные? рисунки,? обрядовые? танцы,? устное? народное? творчество).? И? сегодня,? являясь? профессией? для? одних,? эти? виды? искусства? служат? развлечением? для? других? —? слушателей,? зрителей,? читателей.? Но? если? одним? людям? подходит? созидательное? или? пассивное? времяпровождение,? то? у? других? (особенно? если? отдыхающие? объединяются? в? группы)? продолжительный? бесцельный? отдых? может? привести? к? разрушению,? агрессии,? выплеску? накопившейся? в? процессе? восстановления? сил? энергии? (так,? молодые? парни? вечерами? гуляли? по? деревне,? ища,? с? кем? бы? подраться)? [17]. Чтобы? избежать? негативных? последствий? такого? продолжительного? отдыха,? люди? всегда? стремились? организовывать? себе? активные? и? относительно? мирные? развлечения.? С? незапамятных? времен? устраивались? развлекательные? бои? или? поединки,? призванные? не? поразить? соперника,? а? показать? своё? мастерство,? потренироваться? перед? настоящим? боем.? Развлекательные? поединки? всегда? велись? по? особым? правилам,? призванным? исключить? серьёзные? увечья? и? летальные? исходы.? Античные? Олимпийские? игры,? русские? кулачные? бои? «стенка? на? стенку»,? рыцарские? турниры.? Они? и? по? сей? день? продолжают? существовать? в? виде? спортивных? соревнований.? Сегодняшние? мировые? первенства,? чемпионаты? и? Олимпиады? собирают? самое? большое? число? зрителей? по? всему? миру,? и? заменяют? народам? войны? вместо? выплеска? агрессии [19]. Резюме: Отдых - состояние особой деятельности, во время которого свободные от работы клетки организма восстанавливают свою жизнедеятельность. Наиболее полноценен отдых во время сна, когда происходят интенсивные восстановительные процессы в клетках коры головного мозга. Основными условиями отдыха являются эффективность, систематичность, регулярность. Обычно отдых включает в себя следующие стадии: усталость, расслабление, восстановление сил, развлечение. Если по времени отдых продолжается дольше, чем это необходимо для восстановления сил, он переходит в стадию развлечения и получения удовольствия: свободное время нужно чем-то занять, а восстановленные силы куда-то приложить. 1.2 Проблемы отдыха в современной психологии Рекреативный? потенциал? досуга? активно? начали? изучать? в? XX? веке? за? рубежом,? в? России? это? научное? направление? связано? с? именем? A.C.? Орлова? и? его? монографией? «Социология? рекреации»,? 1995? г.? Рекреация? трактуется? как? целостное? физическое? и? социально-культурное? оздоровление,? восстановление? физических,? духовных? и? душевных? сил? человека,? которые? ослабляются? в? процессе? работы,? однообразных? занятий? или? болезни.? Частично? понятие? «рекреации»? совпадает? с? понятием? «отдых»? в? широком? значении? последнего.? Рекреационная? активность? человека? соответствует,? во-первых,? его? подробностям? и? интересам,? во-вторых,? традициям? его? родной? культуры,? в-третьих,? поведенческим? и? оценочным? стандартам? ближайшего? социального? окружения.? Рекреационный? эффект? проявляется? в? том,? что? человек? испытывает? чувство? бодрости? и? удовлетворения? от? проведенного? отдыха,? находится? в? состоянии? психофизиологического? комфорта,? у? него? появляется? ощущение? сбалансированности? эмоциональных? и? социокультурных? самооценок,? он? готов? к? новым? нагрузкам.? Нам? важно? отметить,? что? рекреативный? потенциал? досуга? влияет? на? субъективные? цели? человека? в? сфере? досуга:? эти? цели? созидательные? или? разрушительные,? но? они? всегда? осознаются? человеком? и? эмоционально? окрашены? как? рекреативные? [15]. Спецификой? досуговой? деятельности? в? отличие? от? трудовой? является? стремление? человека? к? рекреации,? т.е.? стремление? получить? положительные? эмоции,? конструктивную? информацию? и? качественный? сервис.? Кроме? людей,? реализующих? рекреативные? стремления,? есть? определенная? часть? людей,? стремящихся? реализовать? на? досуге? информационную? и? творческо-развивающую? потребность.? Наконец,? многие? люди,? особенно? в? России,? имеют? устойчивую? потребность? и? привычку? проводить? свободное? время? на? суррогатной? основе.? Итогом? является? разрушение? личности,? хотя? первоначальная? цель? таких? занятий? —? рекреация.? И? только? со? временем? неуправляемая? рекреация? перерастает? в? болезнь? (алкоголь,? химические? препараты? и? некоторые? расстройства? поведения)? [20]. Реализация? этих? потребностей? связана? с? содержанием? досуговой? деятельности? (Ю.А.Стрельцов),? из? которой? вытекают? функции? досуга,? отличающие? его? от? труда. Функции? досуга? дают? представление? о? его? целостном? предназначении? и? месте? в? жизни? человека? и? общества,? что? наиболее? полно? характеризует? природу? досуга? в? отличие? от? труда? и? быта.? По? мнению? Г.А.? Аванесовой,? досуг? имеет? рекреационно-оздоровительные? и? терапевтические? функции,? без? которых? у? людей? формируются? состояния? стресса,? повышенный? невротизм,? переходящий? в? устойчивые? болезни,? кроме? того,? досугу? присущи? компенсаторная? функция,? выражающаяся? в? том,? что? в? досуговой? деятельности? человек? более? свободно? выбирает? форму? своей? творческой? самореализации? (и? компенсирует? частичность,? неполноту? своего? развития),? поскольку? в? деловой? сфере,? домашнем? хозяйстве? такая? свобода? сильно? ограничена.? Также? досугу? присущи? воспитательная? и? просветительная? функции:? расширение? кругозора,? формирование? и? сохранение? социальных? связей,? обучение? чему-то? новому,? чтобы? не? отстать? от? требований? времени.? Для? молодого? поколения? воспитательная? функция? досуга? имеет? особое? значение,? но? она? же? в? качестве? функции? ресоциализации? (вторичной? социализации),? присуща? людям? пожилым,? среднего? возраста,? поскольку? связана? с? индивидуальным? развитием? человека.? Кроме? того,? досугу? присуща? функция? экзистенциальная,? позволяющая? человеку? осознать? противоположные? векторы? своего? существования:? интенсивное? общение? и? умиротворяющее? уединение;? созерцательность? и? межличностное? взаимодействие,? всеобщую? связанность? людей? друг? с? другом? в? моменты? праздников,? массовых? зрелищ,? путешествий? [11]. У? каждого? направления? досуговой? деятельности? свои? виды? досуговых? занятий.? Позитивные? сенсорные? впечатления? и? эмоции? в? рекреационном? досуге? реализуются? через? такие? разновидности? досуговых? занятий,? как? движение? и? физические? нагрузки? на? свежем? воздухе,? созерцание? природно-? ландшафтной? среды,? пребывание? и? поглощение? пищи? в? эстетически? привлекательном? пространстве,? комфортном? помещении.? С? точки? зрения? разновидностей? досуговых? занятий,? характерных? для? рекреационного? направления? досуга? можно? отметить,? что? они? делятся? на? обычные,? требующие? от? человека? минимальных? усилий? стандартных? действий? (прогулки,? купания? и? т.д.),? так? и? экстравагантных? видов? досуговых? занятий,? связанных? с? экстремальным? туризмом? и? спортом,? контактом? с? дикими? животными? и? др.? Цель? этого? вида? досуговых? занятий? -? получить? сильные? впечатления,? часто? связанные? с? риском? для? жизни,? чтобы? они? запомнились? надолго? [8]. Другое? направление? досуга? связано? с? реализацией? человеком? своих? устремлений,? собственной? жизненной? позиции,? различных? видов? творчества.? Этот? личностью? —? развивающий? досуг? реализуется? с? помощью? серьезных? досуговых? занятий,? связанных? с? любительством,? художественным,? техническим,? социальным? творчеством,? конфессиональными? ориентациями.? Эти? занятия? часто? требуют? особого? оборудования,? активности,? упорства,? носят? не? случайный,? а? устойчивый? характер.? Качественные? характеристики? данных? досуговых? занятий? и? являются? условиями? самореализации,? саморазвития,? самовоспитания? личности? [9]. В? личностно-развивающем? досуге? также? выделяются? разные? виды? досуговых? занятий? -? игровых,? или? связанных? с? общением? с? интересными? людьми,? друзьями,? семьей,? с? культурным? туризмом? и? просветительно-? образовательным? восприятием? искусства? и? информации? (политики,? науки? и? др.),? транслируемой? СМИ,? осмысления? профессионального? искусства? и? на-родной? культуры,? любительские? занятия? различного? содержания? и? др.? Наконец,? можно? выделить? отдельным? направлением? антиобщественный? или? противоправный? досуг? куда? относятся? виды? досуговой? деятельности,? запрещенные? законом? ? и? разрушительные? для? индивидуального? развития. Следовательно,? из? анализа? содержательно-функционального? состояния? досуговой? деятельности? современного? человека? вытекают? два? основных? позитивных? целевых? направления? досуга,? важных? для? личности? и? общества:? 1)? оздоровление,? рекреация? и? 2)социокультурное? развитие? человека. Противоположным? третьим? направлением? досугового? поведения,? представляющего? серьезную? проблему? для? личности? и? общества,? является? досуг? на? суррогатной? основе? (алкоголь,? наркотики,? игромания,? занятия,? запрещенные? законом? и? т.д.).? Все? эти? направления? досуговой? деятельности? и? поведения? необходимо? учитывать? организаторам? корпоративного? досуга? [14]. Таким? образом,? анализ? досуговой? деятельности? по? ее? направлениям? и? функциям? позволяет? нам? подтвердить? идею? об? амбивалентности? (двойственности)? досуга.? Позитивный? досуг? (рекреационный? и? личностно? —? развивающий)? интегрирует? множество? разрозненных? аспектов? жизни? человека? в? единое? целое,? формирует? у? него? представление? о? полноте? существования.? Досуговое? поведение? на? суррогатной? основе? разрушает? личность. Решая? проблему? как? замерить? досуг? и? определить? его? качество,? следует? отметить,? что? в? связи? с? парадоксальностью? феномена? досуга,? его? следует? изучать,? определяя? его? количественную? и? качественную? модели,? а? также? модель? комплексную? [41]. Количественная? модель? предполагает? исследование? досуга? как? определенного? временного? отрезка,? входящего? в? состав? общего? бюджета? времени? человека? наряду? с? работой? и? бытовыми? занятиями,? характеризует? досуг? с? точки? зрения? продолжительности,? длительности? [13]. В? качественную? модель? досуга? входит? рассмотрение? досуга? как? предметно-духовной? деятельности,? разнообразными? видами? которой? заполняется? досуговое? время? на? основе? взаимодействия? человека? с? объектами? окружающего? мира:? материальными? "предметами,"? формами? общественного? сознания,? знаковыми? системами,? другими? людьми? и? т.д.? Определяется? качество? досуга? через? характеристику? досуга? как? состояния? человека? в? данный? отрезок? времени,? которое? базируется? на? определении? рекреационного? уровня? физического? и? психического? самочувствия? последнего,? его? расположения? духа? и? настроения.? Это? фиксируемый? личностью? уровень? психологического? комфорта,? степень? ощущения? удовольствия,? наслаждения? от? досуговых? занятий.? Все? это,? по? мнению ? Э. В. Соколова,? связано? с? понятием? игровой,? мажорной? тональности? досуга? [10]. Ю.А.? Стрельцов? дает,? на? наш? взгляд,? логически? обоснованную? комплексную? модель? досуга,? структурными? элементами? которой? являются? его:? 1)? социокультурные? функции;? 2)? основные? содержательные? характеристики,? которые? соотнесены? с? понятием? свободного? времени? как? процесса? и? состояния? человека;? 3)? объем,? структура? и? содержание? досуга? как? деятельности.? Ю.А.? Стрельцов? в? качестве? социокультурных? функций? досуга? рассматривает? три? такие? функции:? рекреация? как? регенерация? (восстановление? сил? тела)? и? релаксация? (восстановление? сил? психики);? развлечение,? призванное? дать? человеку? возможность? повеселиться? в? цивилизованных? формах,? поднять? настроение,? снять? психическое? напряжение,? получить? эмоциональную? подзарядку;? развитие? -? совершенствование? человеком? себя? в? культурном? отношении [16].? Содержательными? характеристиками? досуга? как? свободного? времени? является:? свобода? от? профессионально-бытовых? обязанностей;? возможность? выбора? (поскольку? на? досуге? человек? свободен,? он? приобретает? великое? право? самостоятельно? выбирать? род? и? вид? занятий);? неутилитарность,? бескорыстие? досуговой? деятельности? (она? самодостаточна? и? обладает? процессуальной? ценностью);? гедонистичность? досугового? поведения? (человек? на? досуге? находится? в? поисках? радости,? удовольствия,? наслаждения);? компенсационность,? гармонизация,? т.е.? возвышающая? досуговая? активность? направлена? на? возмещение? того,? что? люди? недополучают? в? других? сферах? своей? жизнедеятельности? [39,? C.? 5-12]. Досуг? имеет? свой? объем? (количество),? свою? структуру? и? свое? содержание? (качество).? Объем? его? зависит? от? величины? рабочего? и? внерабочего? времени.? Увеличение? объема? досуга? может? происходить? только? за? счет? сокращения? рабочего? и? бытового? времени.? Под? структурой? досуга? понимается? построение,? взаиморасположение? и? связь? его? основных? частей.? К? последним? относятся? потребление? культурных? ценностей? (чтение,? слушание,? телесмотрение,? посещение? всевозможных? культурно-досуговых? учреждений),? самообразование,? культурно-творческие? занятия,? любительские? занятия? типа? хобби,? физкультурно-оздоровительные? занятия,? игровая? деятельность,? досуговое? общение,? пассивный? отдых? (ничегонеделание),? и,? наконец,? затраты? времени,? совпадающие? с? явлениями? антикультуры? [10]. Содержание? применительно? к? досугу? —? это? внутренний? смысл? основных? структурных? элементов,? то,? что? составляет? их? сущность.? Практически? каждый? структурный? элемент? досуга? имеет? различающееся? в? качественном? отношении? содержательное? наполнение.? Например,? культурно-творческие? занятия? —? это? художественное,? декоративно-прикладное,? техническое,? социальное? творчество. На? основе? потребностно-содержательной? и? функциональной? характеристики? досуга? выстраивается? классификация? направлений? досуговой? деятельности? современного? человека,? где? каждому? направлению? досуга? соответствует? свои? ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: