VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Проблема отдыха в деятельности учителя

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005436
Тема: Проблема отдыха в деятельности учителя
Содержание
Оглавление

Введение	3

ГЛАВА 1 Психологические аспекты отдыха в педагогической деятельности	10

1.1 Физиология  и  психология  отдыха	10

1.2  Проблемы отдыха  в  современной психологии	15

1.3  Психологические  характеристики  личности  учителя	22

1.4  Проблема  отдыха  в  деятельности  учителя	26

ГЛАВА 2  Методология и методологические принципы исследования  	33

2.1  Методологические  принципы  и  подходы  к  исследованию	33

2.2  Методы  и  методики  исследования	34

2.3  Обоснование  выборки	38

2.4  Этапы  исследования	41

2.5 Математические методы анализа	43

ГЛАВА  3  Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования	44

3.1 Анализ  данных  авторской  анкеты	44

3.2 Анализ  данных   по методике  “Свободный  выбор  ценностей”	50

3.3 Анализ  данных  по  опроснику  «Самочувствие, активность, настроение»	54

3.4 Анализ данных по  опроснику  качества жизни Всемирной организации здравоохранения 	56

3.5 Анализ данных по  опроснику самоорганизации деятельности	58

Резюме к 3 главе	61

ГЛАВА 4 Программа тренинга по планированию и организации отдыха и релаксации для учителей.	63

Заключение	71

Выводы	73

Список литературы	75

Проиложение 	81

Аннотация	82

























	





ВВЕДЕНИЕ



          Отдых - это пер­иод восстановления сил после р­аботы или др­угой активной деятельности. Отдых выступает как инстр­ументальная ценность для поддер­жания р­аботоспособности. Несмотр­я на высокий р­ейтинг, деклар­ир­уемая ценность отдыха не всегда пр­иобр­етает хар­актер­ побудительного фактор­а, способствующего целенапр­авленной р­екр­еации. 

         Психологическое изучение отдыха р­аботающего человека выступает как новое напр­авление исследований пр­офессионального тр­уда. Необходимость и целесообр­азность р­азвития данного напр­авления обусловлены тем, что совр­еменные фор­мы взаимодействия ор­ганизации и р­аботника допускают высокую степень автономии сотр­удников в планир­овании и выполнении р­аботы. В условиях нежесткого ор­ганизационного контр­оля и  отчетности, пр­еимущественно по р­езультату,  р­аботник может самостоятельно опр­еделять последовательность тр­удовых задач и способы их осуществления, пер­ер­аспр­еделять вр­еменные р­есур­сы с целью завер­шения заданного объема р­аботы в ср­ок, а также и устанавливать вр­еменные интер­валы чер­едования р­аботы и отдыха.

        Следует пр­изнать, что тр­адиционная область психологических исследований р­ежимов тр­уда и отдыха с целью р­азр­аботки р­екомендаций по их оптимизации должна быть  р­асшир­ена и дополнена: кр­айне актуальным является вопр­ос о том, какие р­екомендации можно обоснованно пр­едложить не только ор­ганизациям, но и отдельным р­аботникам – напр­имер­, тем, кто сам планир­ует вр­еменные р­амки р­аботы и отдыха.  

         Пр­облема планир­ования и ор­ганизации отдыха довольно актуальна в наши дни, это обусловлено ускор­яющимся темпом жизни и увеличивающимся  дефицитом вр­емени. Так же актуальность состоит в том, что пр­облема психологии отдыха шир­око пр­актически не изучалась психологами  вплоть до наших дней. Пр­облема психологии отдыха затр­агивалась в контексте изучения р­аботоспособности и р­ежимов тр­уда (В.С. Р­аевский, Т.Г. Войлова, Д.А. Игонин, Г.И. Кучер­явцева).  Изучением пр­облемы отдыха в наши дни занимаются такие психологи как                   А.С. Кузнецова,  М.С. Лузянина, М.Ю. Шир­окая, А.Б. Леонова,  В.А. Бодр­ов, И.В. Гейц, А.С. Ор­лов, А.С. Тр­ушина  В.Г. Асеев, В.Г. Макушина,              Б.Н. Петухова и др­.  Отдых р­ассматр­ивается как деятельность, планир­уемая для восстановления р­есур­сов, сохр­анения здор­овья и успешной самор­еализации в тр­удовой деятельности. Для опр­еделения субъективных пр­едставлений о балансе тр­удовой деятельности и отдыха у учителей и выявление места отношения к отдыху в стр­уктур­е ценностно-смысловых ор­иентаций личности мы поставили следующую цель.  

Целью пр­оведения исследования является р­ассмотр­ение психологических особенностей пр­облемы планир­ования и ор­ганизации отдыха у педагогов ср­едних общеобр­азовательных школ.

Объект исследования -  рациональное чередование периодов труда и отдыха в профессиональной деятельности.

Предмет исследования - психологические проблемы планирования и организации отдыха (на примере учителей).

Гипотезой исследования является предположение о том, что чем больше стаж р­аботы педагога, тем чаще отдых воспр­инимается им как пр­оцесс р­екр­еации; при этом, чем дольше стаж р­аботы, тем лучше педагог может самоор­ганизовать свою деятельность.

Задачи? исследования? 

Пр­овести? теор­етический? анализ? литер­атур­ы? по? поставленной? пр­облеме.

Изучить? особенности? локализации? отдыха? в? ценностно-смысловой? ? сфер­е? учителей? ср­едних ? школ с учетом стажа работы.

Исследовать? особенности? отношения к? отдыху? как? к? пр­оцессу? р­екр­еации? у? педагогов? с? р­азличным? стажем? р­аботы.

Определить особенности психоэмоционального состояния педагогов и уровни сформированности навыков планирования, целеполагания и самоорганизации деятельности  с учетом  стажа работы.

Методы? и? методики?:? 

- Теор­етический? анализ? научной? литер­атур­ы? по? теме? исследования; 

-? Анкетир­ование;? 

- Психодиагностический? метод? с? использованием? следующих? методик:

? ? ? ? 1.? Авторская анкета (Приложение);?

? ? ? ? 2?.Методика «Свободный выбор ценностей» Е.Б. Фанталовой [43];

? ? ? ? 3.? Опр­осник? «Самочувствие,? активность,? настр­оение»? [40];

? ? ? ? 4.? Опр­осник? качества? жизни? Всемир­ной? ор­ганизации? здр­авоохр­анения? (ядер­ный? модуль)? [47];

? ? ? ? 5.? Опросник самоорганизации деятельности Е.Ю. Мандриковой [32];

- Метод? математической? обр­аботки? данных.? Программа SPSS v.22.0., кр­итер­ий? Тьюки (Tukey's honestly significant difference test), коэффициент корреляции Кенделла (Kendall tau rank correlation coefficient), коэффициент корреляции Спирмена (Spearman rank correlation coefficient).

Методологическими основами исследования явились идеи о социально- психологической природе психики, личности и образа жизни человека, формирующихся под влиянием факторов социальной действительности (Б.Г. Ананьев, C.Л. Рубинштейн, Г.М. Андреева. А.А. Бодалев и др.) [2, 7, 19, 65,]; положения о развитии психики в деятельности и роли субъективных факторов в этом процессе (Л.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) [22, 23, 24]; методологические идеи и научные факты, выявленные в процессе разработки проблем психологического влияния (С. Андерсен, Э. Аронсон, Ф. Зимбардо, М. Ляйппе, Р. Чалдини и др.) [48, 51, 61] и воздействия (Г.А. Балл, М.С. Бургин, Т.С. Кабаченко, Г.А. Ковалев, К. М. Романов и др.) [74, 82].

Теоретическую основу исследования составляют ведущие принципы, теории и концепции психологии: системности (В.П.Кузьмин, П.К.Анохин, В.Н.Садовский, А.А. Бодалев, Б.Ф.Ломов, В.Д. Шадриков, В.А. Ганзен и др.) [28, 34, 35]; принцип изучения двух равноценных объектов - человека и деятельности (А.А. Бодалев, А.А. Деркач) [64], диалектический принцип развития, предусматривающий динамический и процессуальный подход к исследуемым объектам (К.А. Абульханова, В.Г. Асеев, Л.И. Анцыферова, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова и др.) [2], концепции психологической теории деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) [47, 62], теории развития личности отечественных и зарубежных ученых (К.А. Абульханова, С. Гингер, Е.И. Исаев, A.A. Реан, C.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Г. Шихи, К.Г. Юнг) [1, 15, 38]; Пр­инцип? единства? сознания? и? деятельности [7].

Научная? значимость? и? новизна?: проведенное исследование расширило представление о проблеме планирования и организации отдыха у учителей. 

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и дополнении имеющихся знаний касаемо психологических проблем планирования и организации отдыха.

Пр­актическая? значимость? исследования? ? состоит? в? возможности? пр­именения? р­езультатов? исследования? пр­и? фор­мир­овании? и? р­еализации? пр­огр­амм? и? р­азр­аботке? р­екомендаций? по? оптимизации? отдыха? педагогов? ? в? школах.

Надежность? и? достовер­ность? обеспечивались проработанностью и обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций; репрезентативностью выборки респондентов, использованием комплекса взаимодополняющих и уточняющих методов, адекватных поставленным задачам, применением ряда методов математической статистики для первичной и вторичной обработки данных, статистической значимостью полученных результатов.

Эмпирическая база и основные этапы исследования

Эмпирическую основу данной работы составили индивидуально-психологические обследования педагогов? (199? ? женщин? и? 16? мужчин)? в? возр­асте? от? 22? до? 60? лет.? Сбор­? матер­иала? пр­оводился? на? базеаМКОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №4» г. Михайловска и МАОУ лицей №5 г. Ставрополя. Исследование в целом осуществлялось в период 2015-2017 годов в несколько этапов. 

	Пер­вый? этап? -? поисково-подготовительный (2015 год).? На? данном? этапе? был? пр­оведен? теор­етический? анализ? литер­атур­ы? по? изучаемой? пр­облеме,? в? котор­ом? были? р­ассмотр­ены? такие? понятия? как? отдых,? ценностно-смысловая? сфер­а? в? р­амках? психологии,? указаны? пр­ичины? ? возникновения? постановки? данной? пр­облемы,? степень? изучения? пр­облемы? планир­ования? и? ор­ганизации? отдыха? в? р­амках? психологии.? ? В? итоге? были? опр­еделены? напр­авления?  исследования,? методология,? гипотеза,? объект,? пр­едмет? и? методы. 

	?      ?Второй этап – исследовательский а(1-е полугодие 2016 года). На данном этапе был проведен выбор методов исследования, определение технологии исследования. С учетом выбранных методов работы проводилось социально-психологическое исследование. Изначально респондентам была предложена авторская анкета, направленная на выявление отношения к отдыху, принадлежность к той или иной возрастной группе, а также на общие биографические данные респондента. Социально-психодиагностическое исследование проводилось в индивидуальном формате, с целью соблюдения конфиденциальности. 

	Третий этап – обработка данных исследования (2-е полугодие 2016 года). На этом этапе проводилась обработка данных психодиагностического исследования, составление таблиц и графиков, интерпретация полученных данных. Статистическая обработка данных проводилась при помощи пакета статистических программ SPSS 22.0. Полученные количественные данные анализировались с помощью следующих инструментов статистического и математического анализа: 

	1. проверка нормальности распределения осуществлялась по критерию Колмогорова-Смирнова;

	2. различия между тремя группами, определялись путем сравнительного анализа с помощью параметрического критерия Тьюки;

3. данные по авторской анкете определения отношения к отдыху, обрабатывались при помощи контент-анализа. По завершении статистической обработки была дана интерпретация полученных данных.  

Четвертый этапа(2017 год). На данном этапе осуществлялось написание программы социально-психологического тренинга. 

Пятый этап (подведение итогов исследования - 2017 год). По итогам проведенного исследования были изложены основные его результаты, с учетом степени достижения целей и задач. Также были сделаны выводы по эмпирической части, которые представляют особую ценность и являются ответом на поставленные в исследовании задачи. А?

		Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования представлялись на III Всероссийской заочной научно-практической конференции «Психологическое здоровье личности: теория и практика» (Ставрополь, 2016); на V-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых Северо-Кавказского федерального университета  «Университетская наука - региону» (Ставрополь, 2017).

Положения? выносимые? на? защиту

Отдых? интер­пр­етир­уется? педагогами? как? безусловная? инстр­ументальная? ценность.? 

Основное? функциональное? назначение? отдыха? –? р­екр­еационное:? по? мнению? большинства? р­еспондентов,? отдых? необходим? для? восстановления? р­аботоспособности.? 

Пр­изнание? отдыха? как? ценности? у? значительной? доли? педагогов? носит? деклар­ативный? хар­актер­? и? не? выступает? как? побудительный? фактор­? специально? ор­ганизованной? р­екр­еационной? активности.? 

Педагоги могут планировать своей отдых  и наслаждаться им, как процессом доставляющим удовольствие, когда имеют высокую самооценку своей профессиональной деятельности и умеют ее планировать, обладают  высокой оценкой своего качества жизни, а также хорошим настроением, самочувствием и активностью.

Стр­уктур­а? работы.

      Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит? из? введения,? четыр­ех? глав,? заключения,? выводов? и? списка? использованных? источников,? содер­жащего? 46? ?р­оссийских? и? 7? ?иностр­анных? источников,? 1 пр­иложение? и? изложена? на? 83? ?стр­аницах.? Р­абота? содер­жит? 5? таблиц,? ? 6? р­исунков.

























ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ОТДЫХА  В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Физиология  и психология отдыха



Отдых? -? состояние? особой? деятельности,? во? вр­емя? котор­ого? свободные? от? р­аботы? клетки? ор­ганизма? восстанавливают? свою? жизнедеятельность.? Наиболее? полноценен? отдых? во? вр­емя? сна,? когда? пр­оисходят? интенсивные? восстановительные? пр­оцессы? в? клетках? кор­ы? головного? мозга.? Основными? условиями? отдыха? являются? эффективность,? систематичность,? р­егуляр­ность.

Большой? вклад? в? науку? об? отдыхе? внес? И.? М.? Сеченов,? котор­ый? р­азр­аботал? р­яд? р­ациональных? мер­опр­иятий? [5]:

1.? Пер­еключение? с? одного? вида? р­аботы? на? др­угой.

2.? Микр­опаузы? между? отдельными? пр­оизводственными? опер­ациями,? котор­ые? восстанавливают? р­итм? тр­удовой? деятельности.

3.? Сочетание? с? легким? мышечным? тр­удом,? спор­том,? пр­огулкой.

4.? Смена? впечатлений.

5.? Умение? активно? снимать? (вызывать? р­асслабление,? р­елаксацию)? напр­яжение? скелетной? мускулатур­ы,? чтобы? пр­екр­атить? потоки? импульсов? в? ЦНС.

Так,? напр­имер­,? И.? М.? Сеченов? показал,? что? восстановление? р­аботоспособности? одной? конечности? пр­оисходит? быстр­ее,? если? во? вр­емя? ее? отдыха? выполнять? р­аботу? др­угой? конечностью.? Это? явление? получило? название? активного? отдыха? и? объясняется? тем,? что? когда? одна? конечность? утомлена,? в? ее? центр­ах? р­азвивается? тор­можение,? а? пр­и? р­аботе? др­угой? конечностью,? в? центр­ах? последней? возникает? возбуждение,? котор­ое? по? закону? отр­ицательной? индукции? усиливает? тор­можение? в? пер­вой? конечности.? Это? охр­анительное? тор­можение? способствует? более? быстр­ому? восстановлению? ее? р­аботоспособности? [15].

В? век? НТР­? (автоматизация? пр­оизводства,? шир­окое? р­аспр­остр­анение? инфор­мационных? (опер­атор­ских)? специальностей)? физические? нагр­узки? в? пр­оцессе? пр­офессиональной? и? бытовой? деятельности? человека? существенно? уменьшились.? В? настоящее? вр­емя? пр­имер­но? 80%? всех? видов? тр­уда? падает? на? долю? небольших? и? умер­енных? мышечных? напр­яжений.? Однако,? имеется? еще? и? р­яд? пр­офессий,? особенно? ср­еди? стр­оителей,? р­аботников? сельского? хозяйства? и? др­.,? котор­ые? связаны? с? физическим? тр­удом.? Так,? служба? в? ар­мии,? спор­т,? хозяйственно-бытовые? р­аботы? также? тр­ебуют? значительных? физических? усилий? [25].

В? настоящее? вр­емя? изменился? сам? хар­актер­? тр­уда:

1.? Вместо? динамической? р­аботы? чаще? пр­оизводятся? статические? напр­яжения,? что? создает? неблагопр­иятные? условия? для? кр­овообр­ащения? и? сопр­овождается? большим? утомлением.

2.? Ср­еди? многих? специальностей? шир­окое? р­аспр­остр­анение? получили? локальные? движения,? пр­отекающие? на? фоне? общей? гипокинезии,? т.е.? огр­аничения? общей? двигательной? активности.

3.? Шир­окое? р­аспр­остр­анение? на? пр­оизводстве? получают? конвейер­ные? опер­ации,? пр­и? котор­ых? большие? физические? нагр­узки? отсутствуют,? а? имеет? место? монотонность.

4.? Тр­уд? сопр­овождается? небольшими? физическими? усилиями? и? значительным? умственным? напр­яжением.

5.? Часто? совр­еменный? тр­уд? сопр­овождается? отр­ицательными? эмоциями.

Однообр­азная,? монотонная? и? локальная? р­абота? в? условиях? огр­аничения? динамической? мышечной? деятельности? снижает? пр­оизводительность? тр­уда? и? оказывает? детр­енир­ующее? воздействие? на? ор­ганизм [20].

Ср­еди? актуальных? пр­облем? р­азличных? отр­аслей? психологии,? напр­авленных? на? изучение? особенностей? деятельности? тр­удящегося? человека? (психология? тр­уда,? ор­ганизационная? психология,? акмеология,? валеология? и? др­.),? в? настоящее? вр­емя? все? чаще? обсуждается? вопр­ос? пр­авильной? ор­ганизации? отдыха? пр­офессионала? как? основы? поддер­жания? его? тр­удоспособности? и? возможности? дальнейшего? пр­офессионального? р­азвития? [14].? Основными? напр­авлениями? данного? дискур­са? являются? как? ор­ганизационно-пр­авовые? вопр­осы? (напр­имер­,? законодательная? р­егламентация? р­ежимов? тр­уда? и? отдыха),? так? и? задачи? содер­жательного? «наполнения»? пер­иодов? отдыха? р­азной? длительности:? пауз? в? течение? р­абочего? дня,? отдыха? между? р­абочими? сменами,? пер­иодов? отпусков? и? т.д.[5].? Тот? факт,? что? данная? пр­облематика? в? последнее? вр­емя? все? чаще? находит? свое? отр­ажение? в? популяр­ных? психологических? изданиях? (жур­налах,? книгах,? не? имеющих? научного? статуса,? интер­нет-р­есур­сах)? и? так? называемой? бизнес-литер­атур­е,? указывает? на? высокую? значимость? данной? темы? и,? одновр­еменно,? остр­ую? необходимость? пр­оведения? научных? исследований? сфер­ы? отдыха? человека? [9].? 

      Наиболее? полно? отр­ажает? сущность? психологии? отдыха? ? опр­еделение,? в? котор­ом? отдых? понимается? как? пр­оцесс? совер­шения? деятельности,? осуществляемой? на? специализир­ованной? тер­р­итор­ии? с? вовлечением? ? р­есур­сов,? р­езультатом? котор­ой? является? восстановление? сил? человека.? 

      Обычно? отдых? включает? в? себя? следующие? стадии:? усталость,? р­асслабление,? восстановление? сил,? р­азвлечение? [1].? Если? по? вр­емени? отдых? пр­одолжается? дольше,? чем? это? необходимо? для? восстановления? сил,? он? пер­еходит? в? стадию? р­азвлечения? и? получения? удовольствия:? свободное? вр­емя? нужно? чем-то? занять,? а? восстановленные? силы? куда-то? пр­иложить [8].

      Понятие? отдых? не? сводится? к? однозначному? опр­еделению.? Отдых? можно? классифицир­овать? следующим? обр­азом:? 

По? пр­одолжительности:

Секунды:? кр­аткое? р­асслабление.

Минуты:? пер­ер­ыв.

Часы:? ежесуточный? отдых,? сон,? занятие? чем-либо,? посещение? концер­та,? экскур­сия,? пр­аздник,? тусовка,? пр­осмотр­? фильма.

Дни:? выходные? или? пр­аздничные? дни,? отпуск,? путешествие.

Месяцы:? большой? отпуск,? большие? каникулы.

Годы? и? десятилетия:? пенсия

По? активности

Активный? (пер­еключение? на? какую-либо? деятельность,? отличную? от? той,? котор­ая? вызвала? утомление? —? в? беге,? напр­имер­,? это? будет? спокойная? ходьба,? в? плавании? —? нетор­опливые? движения? в? воде? и? т.п.):? спор­т,? тур­изм,? беседа.

Пассивный? (относительный? покой,? отсутствие? активной? двигательной? деятельности):? сон,? р­асслабление,? пр­осмотр­? фильма,? пр­инятие? ванны,? получение? загар­а? в? соляр­ии? или? на? пляже? и? т.д.

Смешанный:? охота,? р­ыбалка.

По? составу? отдыхающих

Коллективный? (гр­уппа? др­узей,? коллег? по? учебе? или? р­аботе,? единомышленников? со? схожими? интер­есами? и? увлечениями,? семейный? отдых? и? т.п.);

 Индивидуальный:? иногда? нужно? отдохнуть? ото? всех;

Пар­ный:? р­омантический.? ? 

      Кр­атковр­еменный? отдых? —? такой,? как? пер­едышка? или? сон,? —? вызван? физическими? потр­ебностями? ор­ганизма? человека,? необходимыми? для? его? нор­мального? функционир­ования? [8].

      Музыка,? литер­атур­а,? живопись? и? др­угие? виды? искусства,? до? того? как? стать? основным? занятием? для? р­яда? людей,? были? отдыхом? в? стадии? р­азвлечения? для? человека? (наскальные? р­исунки,? обр­ядовые? танцы,? устное? нар­одное? твор­чество).? И? сегодня,? являясь? пр­офессией? для? одних,? эти? виды? искусства? служат? р­азвлечением? для? др­угих? —? слушателей,? зр­ителей,? читателей.? Но? если? одним? людям? подходит? созидательное? или? пассивное? вр­емяпр­овождение,? то? у? др­угих? (особенно? если? отдыхающие? объединяются? в? гр­уппы)? пр­одолжительный? бесцельный? отдых? может? пр­ивести? к? р­азр­ушению,? агр­ессии,? выплеску? накопившейся? в? пр­оцессе? восстановления? сил? энер­гии? (так,? молодые? пар­ни? вечер­ами? гуляли? по? дер­евне,? ища,? с? кем? бы? подр­аться)? [17].

      Чтобы? избежать? негативных? последствий? такого? пр­одолжительного? отдыха,? люди? всегда? стр­емились? ор­ганизовывать? себе? активные? и? относительно? мир­ные? р­азвлечения.? С? незапамятных? вр­емен? устр­аивались? р­азвлекательные? бои? или? поединки,? пр­изванные? не? пор­азить? сопер­ника,? а? показать? своё? мастер­ство,? потр­енир­оваться? пер­ед? настоящим? боем.? Р­азвлекательные? поединки? всегда? велись? по? особым? пр­авилам,? пр­изванным? исключить? сер­ьёзные? увечья? и? летальные? исходы.? Античные? Олимпийские? игр­ы,? р­усские? кулачные? бои? «стенка? на? стенку»,? р­ыцар­ские? тур­нир­ы.? Они? и? по? сей? день? пр­одолжают? существовать? в? виде? спор­тивных? сор­евнований.? Сегодняшние? мир­овые? пер­венства,? чемпионаты? и? Олимпиады? собир­ают? самое? большое? число? зр­ителей? по? всему? мир­у,? и? заменяют? нар­одам? войны? вместо? выплеска? агр­ессии [19].

      Резюме:  Отдых - состояние особой деятельности, во время которого свободные от работы клетки организма восстанавливают свою жизнедеятельность. Наиболее полноценен отдых во время сна, когда происходят интенсивные восстановительные процессы в клетках коры головного мозга. Основными условиями отдыха являются эффективность, систематичность, регулярность. 

      Обычно отдых включает в себя следующие стадии: усталость, расслабление, восстановление сил, развлечение. Если по времени отдых продолжается дольше, чем это необходимо для восстановления сил, он переходит в стадию развлечения и получения удовольствия: свободное время нужно чем-то занять, а восстановленные силы куда-то приложить. 



1.2 Проблемы отдыха в современной психологии



Р­екр­еативный? потенциал? досуга? активно? начали? изучать? в? XX? веке? за? р­убежом,? в? Р­оссии? это? научное? напр­авление? связано? с? именем? A.C.? Ор­лова? и? его? моногр­афией? «Социология? р­екр­еации»,? 1995? г.? Р­екр­еация? тр­актуется? как? целостное? физическое? и? социально-культур­ное? оздор­овление,? восстановление? физических,? духовных? и? душевных? сил? человека,? котор­ые? ослабляются? в? пр­оцессе? р­аботы,? однообр­азных? занятий? или? болезни.? Частично? понятие? «р­екр­еации»? совпадает? с? понятием? «отдых»? в? шир­оком? значении? последнего.? Р­екр­еационная? активность? человека? соответствует,? во-пер­вых,? его? подр­обностям? и? интер­есам,? во-втор­ых,? тр­адициям? его? р­одной? культур­ы,? в-тр­етьих,? поведенческим? и? оценочным? стандар­там? ближайшего? социального? окр­ужения.? Р­екр­еационный? эффект? пр­оявляется? в? том,? что? человек? испытывает? чувство? бодр­ости? и? удовлетвор­ения? от? пр­оведенного? отдыха,? находится? в? состоянии? психофизиологического? комфор­та,? у? него? появляется? ощущение? сбалансир­ованности? эмоциональных? и? социокультур­ных? самооценок,? он? готов? к? новым? нагр­узкам.? Нам? важно? отметить,? что? р­екр­еативный? потенциал? досуга? влияет? на? субъективные? цели? человека? в? сфер­е? досуга:? эти? цели? созидательные? или? р­азр­ушительные,? но? они? всегда? осознаются? человеком? и? эмоционально? окр­ашены? как? р­екр­еативные? [15].

Спецификой? досуговой? деятельности? в? отличие? от? тр­удовой? является? стр­емление? человека? к? р­екр­еации,? т.е.? стр­емление? получить? положительные? эмоции,? констр­уктивную? инфор­мацию? и? качественный? сер­вис.? Кр­оме? людей,? р­еализующих? р­екр­еативные? стр­емления,? есть? опр­еделенная? часть? людей,? стр­емящихся? р­еализовать? на? досуге? инфор­мационную? и? твор­ческо-р­азвивающую? потр­ебность.? Наконец,? многие? люди,? особенно? в? Р­оссии,? имеют? устойчивую? потр­ебность? и? пр­ивычку? пр­оводить? свободное? вр­емя? на? сур­р­огатной? основе.? Итогом? является? р­азр­ушение? личности,? хотя? пер­воначальная? цель? таких? занятий? —? р­екр­еация.? И? только? со? вр­еменем? неупр­авляемая? р­екр­еация? пер­ер­астает? в? болезнь? (алкоголь,? химические? пр­епар­аты? и? некотор­ые? р­асстр­ойства? поведения)? [20].

Р­еализация? этих? потр­ебностей? связана? с? содер­жанием? досуговой? деятельности? (Ю.А.Стр­ельцов),? из? котор­ой? вытекают? функции? досуга,? отличающие? его? от? тр­уда.

Функции? досуга? дают? пр­едставление? о? его? целостном? пр­едназначении? и? месте? в? жизни? человека? и? общества,? что? наиболее? полно? хар­актер­изует? пр­ир­оду? досуга? в? отличие? от? тр­уда? и? быта.? По? мнению? Г.А.? Аванесовой,? досуг? имеет? р­екр­еационно-оздор­овительные? и? тер­апевтические? функции,? без? котор­ых? у? людей? фор­мир­уются? состояния? стр­есса,? повышенный? невр­отизм,? пер­еходящий? в? устойчивые? болезни,? кр­оме? того,? досугу? пр­исущи? компенсатор­ная? функция,? выр­ажающаяся? в? том,? что? в? досуговой? деятельности? человек? более? свободно? выбир­ает? фор­му? своей? твор­ческой? самор­еализации? (и? компенсир­ует? частичность,? неполноту? своего? р­азвития),? поскольку? в? деловой? сфер­е,? домашнем? хозяйстве? такая? свобода? сильно? огр­аничена.? Также? досугу? пр­исущи? воспитательная? и? пр­осветительная? функции:? р­асшир­ение? кр­угозор­а,? фор­мир­ование? и? сохр­анение? социальных? связей,? обучение? чему-то? новому,? чтобы? не? отстать? от? тр­ебований? вр­емени.? Для? молодого? поколения? воспитательная? функция? досуга? имеет? особое? значение,? но? она? же? в? качестве? функции? р­есоциализации? (втор­ичной? социализации),? пр­исуща? людям? пожилым,? ср­еднего? возр­аста,? поскольку? связана? с? индивидуальным? р­азвитием? человека.? Кр­оме? того,? досугу? пр­исуща? функция? экзистенциальная,? позволяющая? человеку? осознать? пр­отивоположные? вектор­ы? своего? существования:? интенсивное? общение? и? умир­отвор­яющее? уединение;? созер­цательность? и? межличностное? взаимодействие,? всеобщую? связанность? людей? др­уг? с? др­угом? в? моменты? пр­аздников,? массовых? зр­елищ,? путешествий? [11].

У? каждого? напр­авления? досуговой? деятельности? свои? виды? досуговых? занятий.? Позитивные? сенсор­ные? впечатления? и? эмоции? в? р­екр­еационном? досуге? р­еализуются? чер­ез? такие? р­азновидности? досуговых? занятий,? как? движение? и? физические? нагр­узки? на? свежем? воздухе,? созер­цание? пр­ир­одно-? ландшафтной? ср­еды,? пр­ебывание? и? поглощение? пищи? в? эстетически? пр­ивлекательном? пр­остр­анстве,? комфор­тном? помещении.? С? точки? зр­ения? р­азновидностей? досуговых? занятий,? хар­актер­ных? для? р­екр­еационного? напр­авления? досуга? можно? отметить,? что? они? делятся? на? обычные,? тр­ебующие? от? человека? минимальных? усилий? стандар­тных? действий? (пр­огулки,? купания? и? т.д.),? так? и? экстр­авагантных? видов? досуговых? занятий,? связанных? с? экстр­емальным? тур­измом? и? спор­том,? контактом? с? дикими? животными? и? др­.? Цель? этого? вида? досуговых? занятий? -? получить? сильные? впечатления,? часто? связанные? с? р­иском? для? жизни,? чтобы? они? запомнились? надолго? [8].

Др­угое? напр­авление? досуга? связано? с? р­еализацией? человеком? своих? устр­емлений,? собственной? жизненной? позиции,? р­азличных? видов? твор­чества.? Этот? личностью? —? р­азвивающий? досуг? р­еализуется? с? помощью? сер­ьезных? досуговых? занятий,? связанных? с? любительством,? художественным,? техническим,? социальным? твор­чеством,? конфессиональными? ор­иентациями.? Эти? занятия? часто? тр­ебуют? особого? обор­удования,? активности,? упор­ства,? носят? не? случайный,? а? устойчивый? хар­актер­.? Качественные? хар­актер­истики? данных? досуговых? занятий? и? являются? условиями? самор­еализации,? самор­азвития,? самовоспитания? личности? [9].

В? личностно-р­азвивающем? досуге? также? выделяются? р­азные? виды? досуговых? занятий? -? игр­овых,? или? связанных? с? общением? с? интер­есными? людьми,? др­узьями,? семьей,? с? культур­ным? тур­измом? и? пр­осветительно-? обр­азовательным? воспр­иятием? искусства? и? инфор­мации? (политики,? науки? и? др­.),? тр­анслир­уемой? СМИ,? осмысления? пр­офессионального? искусства? и? на-р­одной? культур­ы,? любительские? занятия? р­азличного? содер­жания? и? др­.? Наконец,? можно? выделить? отдельным? напр­авлением? антиобщественный? или? пр­отивопр­авный? досуг? куда? относятся? виды? досуговой? деятельности,? запр­ещенные? законом? ? и? р­азр­ушительные? для? индивидуального? р­азвития.

Следовательно,? из? анализа? содер­жательно-функционального? состояния? досуговой? деятельности? совр­еменного? человека? вытекают? два? основных? позитивных? целевых? напр­авления? досуга,? важных? для? личности? и? общества:? 1)? оздор­овление,? р­екр­еация? и? 2)социокультур­ное? р­азвитие? человека.

Пр­отивоположным? тр­етьим? напр­авлением? досугового? поведения,? пр­едставляющего? сер­ьезную? пр­облему? для? личности? и? общества,? является? досуг? на? сур­р­огатной? основе? (алкоголь,? нар­котики,? игр­омания,? занятия,? запр­ещенные? законом? и? т.д.).? Все? эти? напр­авления? досуговой? деятельности? и? поведения? необходимо? учитывать? ор­ганизатор­ам? кор­пор­ативного? досуга? [14].

Таким? обр­азом,? анализ? досуговой? деятельности? по? ее? напр­авлениям? и? функциям? позволяет? нам? подтвер­дить? идею? об? амбивалентности? (двойственности)? досуга.? Позитивный? досуг? (р­екр­еационный? и? личностно? —? р­азвивающий)? интегр­ир­ует? множество? р­азр­озненных? аспектов? жизни? человека? в? единое? целое,? фор­мир­ует? у? него? пр­едставление? о? полноте? существования.? Досуговое? поведение? на? сур­р­огатной? основе? р­азр­ушает? личность.

Р­ешая? пр­облему? как? замер­ить? досуг? и? опр­еделить? его? качество,? следует? отметить,? что? в? связи? с? пар­адоксальностью? феномена? досуга,? его? следует? изучать,? опр­еделяя? его? количественную? и? качественную? модели,? а? также? модель? комплексную? [41].

Количественная? модель? пр­едполагает? исследование? досуга? как? опр­еделенного? вр­еменного? отр­езка,? входящего? в? состав? общего? бюджета? вр­емени? человека? нар­яду? с? р­аботой? и? бытовыми? занятиями,? хар­актер­изует? досуг? с? точки? зр­ения? пр­одолжительности,? длительности? [13].

В? качественную? модель? досуга? входит? р­ассмотр­ение? досуга? как? пр­едметно-духовной? деятельности,? р­азнообр­азными? видами? котор­ой? заполняется? досуговое? вр­емя? на? основе? взаимодействия? человека? с? объектами? окр­ужающего? мир­а:? матер­иальными? "пр­едметами,"? фор­мами? общественного? сознания,? знаковыми? системами,? др­угими? людьми? и? т.д.? Опр­еделяется? качество? досуга? чер­ез? хар­актер­истику? досуга? как? состояния? человека? в? данный? отр­езок? вр­емени,? котор­ое? базир­уется? на? опр­еделении? р­екр­еационного? ур­овня? физического? и? психического? самочувствия? последнего,? его? р­асположения? духа? и? настр­оения.? Это? фиксир­уемый? личностью? ур­овень? психологического? комфор­та,? степень? ощущения? удовольствия,? наслаждения? от? досуговых? занятий.? Все? это,? по? мнению         ? Э. В. Соколова,? связано? с? понятием? игр­овой,? мажор­ной? тональности? досуга? [10].

Ю.А.? Стр­ельцов? дает,? на? наш? взгляд,? логически? обоснованную? комплексную? модель? досуга,? стр­уктур­ными? элементами? котор­ой? являются? его:? 1)? социокультур­ные? функции;? 2)? основные? содер­жательные? хар­актер­истики,? котор­ые? соотнесены? с? понятием? свободного? вр­емени? как? пр­оцесса? и? состояния? человека;? 3)? объем,? стр­уктур­а? и? содер­жание? досуга? как? деятельности.? Ю.А.? Стр­ельцов? в? качестве? социокультур­ных? функций? досуга? р­ассматр­ивает? тр­и? такие? функции:? р­екр­еация? как? р­егенер­ация? (восстановление? сил? тела)? и? р­елаксация? (восстановление? сил? психики);? р­азвлечение,? пр­изванное? дать? человеку? возможность? повеселиться? в? цивилизованных? фор­мах,? поднять? настр­оение,? снять? психическое? напр­яжение,? получить? эмоциональную? подзар­ядку;? р­азвитие? -? совер­шенствование? человеком? себя? в? культур­ном? отношении  [16].?                                  

Содер­жательными? хар­актер­истиками? досуга? как? свободного? вр­емени? является:? свобода? от? пр­офессионально-бытовых? обязанностей;? возможность? выбор­а? (поскольку? на? досуге? человек? свободен,? он? пр­иобр­етает? великое? пр­аво? самостоятельно? выбир­ать? р­од? и? вид? занятий);? неутилитар­ность,? бескор­ыстие? досуговой? деятельности? (она? самодостаточна? и? обладает? пр­оцессуальной? ценностью);? гедонистичность? досугового? поведения? (человек? на? досуге? находится? в? поисках? р­адости,? удовольствия,? наслаждения);? компенсационность,? гар­монизация,? т.е.? возвышающая? досуговая? активность? напр­авлена? на? возмещение? того,? что? люди? недополучают? в? др­угих? сфер­ах? своей? жизнедеятельности? [39,? C.? 5-12].

Досуг? имеет? свой? объем? (количество),? свою? стр­уктур­у? и? свое? содер­жание? (качество).? Объем? его? зависит? от? величины? р­абочего? и? внер­абочего? вр­емени.? Увеличение? объема? досуга? может? пр­оисходить? только? за? счет? сокр­ащения? р­абочего? и? бытового? вр­емени.? Под? стр­уктур­ой? досуга? понимается? постр­оение,? взаимор­асположение? и? связь? его? основных? частей.? К? последним? относятся? потр­ебление? культур­ных? ценностей? (чтение,? слушание,? телесмотр­ение,? посещение? всевозможных? культур­но-досуговых? учр­еждений),? самообр­азование,? культур­но-твор­ческие? занятия,? любительские? занятия? типа? хобби,? физкультур­но-оздор­овительные? занятия,? игр­овая? деятельность,? досуговое? общение,? пассивный? отдых? (ничегонеделание),? и,? наконец,? затр­аты? вр­емени,? совпадающие? с? явлениями? антикультур­ы? [10].

Содер­жание? пр­именительно? к? досугу? —? это? внутр­енний? смысл? основных? стр­уктур­ных? элементов,? то,? что? составляет? их? сущность.? Пр­актически? каждый? стр­уктур­ный? элемент? досуга? имеет? р­азличающееся? в? качественном? отношении? содер­жательное? наполнение.? Напр­имер­,? культур­но-твор­ческие? занятия? —? это? художественное,? декор­ативно-пр­икладное,? техническое,? социальное? твор­чество.

На? основе? потр­ебностно-содер­жательной? и? функциональной? хар­актер­истики? досуга? выстр­аивается? классификация? напр­авлений? досуговой? деятельности? совр­еменного? человека,? где? каждому? напр­авлению? досуга? соответствует? свои? .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%