VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Приёмы развития логического мышления на уроке информатики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003924
Тема: Приёмы развития логического мышления на уроке информатики
Содержание
     
     
     
     
     




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА « ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

     
     
     
     
     
     
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ	3
1.ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ	5
1.1.Понятие о мышлении. Особенности логического мышления	5
1.2.Приёмы развития логического мышления на уроке информатики	8
2.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ	15
2.1.Решение логических задач	15
2.2. Исследование уровня сформированности логического мышления учащихся	25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ	31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	32
ПРИЛОЖЕНИЕ	34
      
     ВВЕДЕНИЕ
      В современном мире к выпускникам учебных заведений предъявляются высокие требования. Профессии, занимающие лидирующее положение на рынке труда, требуют от работников быть интеллектуально развитыми.
      Поэтому для подготовки учащихся к жизни в современном информационном обществе необходимо, в первую очередь, развивать логическое мышление, способность к анализу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации) и синтезу (созданию новых схем, структур и моделей).
      
      Проблемами логического мышления детей школьного возраста занимались многие зарубежные (Ж. Пиаже, Б. Инельдер, Р. Гайсон, Ф. Тайсон и др.) и отечественные (П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. И. Зинченко, А. А. Смирнов, Б. М. Величковский, Г. Г. Вучетич, З. М. Истомина, Г. С. Овчинников и др.) исследователи.
      Возможности формирования приемов мышления не реализуются сами собой: учитель должен активно и умело работать в этом направлении, организуя весь процесс обучения так, чтобы, с одной стороны, он обогащал детей знаниями, а с другой, всемерно формировал приемы мышления, способствовал росту познавательных сил и способностей школьников.
      Развитие логического мышления в настоящий период - одна из важнейших проблем развития методической системы обучения информатике. Информатизация как процесс перехода к информационному обществу сопровождается возникновением новых и интенсивным развитием существующих информационных технологий.
      Роль информатики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли информатики в том, что это самая практическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Кроме того, решение логических задач способно развивать логическое мышление обучающихся в школьном курсе.
      Изучение курса информатики в общеобразовательной школе предполагает формирование у учащихся логического мышления, умения решать задачи с использованием алгоритмического и эвристического подходов, применение вычислительной техники как средства автоматизации при работе с информацией.
      Итак, развитие логического мышления учащихся является одной из важных и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения в школе. 
      Исходя из вышесказанного, можно отметить, что 
      Объектом исследования процесс обучения информатики в школе.
      Предметом исследования развитие логического мышления на уроках информатики основной школы.
      Цель работы: исследование методов развития логического мышления на уроках информатики основной школы.
      Задачи исследования:
* изучить педагогическую и учебную литературу по проблеме исследования.
* определить понятие «логическое мышление» 
* выявить особенности пропедевтического этапа непрерывного курса информатики в школе
* провести экспериментальную проверку развития логического мышления на уроках информатики в основной школе
* представить методические рекомендации и дидактические материалы к урокам информатики направленные на развитие логического мышления обучающихся.
      Гипотеза: - мы предполагаем, что если изучить особенности логического мышления у подростков, использовать различные педагогические приемы и методы по развитию логического мышления, то это будет способствовать улучшению осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения.
      Методы исследования:
1. Описательный (описание основ информационных технологий в развитии логического мышления);
2. Аналитический (проведение диагностики уровня развития логического мышления учащихся);
3. Экспериментальный (проведение уроков информатики с использованием логических задач).
     1.ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  В РАЗВИТИИ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
      В условиях современной образовательной системы проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую значимость. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. В этих условиях активизации учебной деятельности создает возможность решать проблему первичности формирования способностей к творчеству и вторичности знаний, которые опять же нужны для развития творческих качеств личности ученика.
      1.1.Понятие о мышлении. Особенности логического мышления
      На протяжении всей истории термин «мышление» имел широкое распростронение в различных науках, и разными психологами, а также представителями различных наук он понимался по-разному. Когда-то под мышлением понимали всю психологию человека и противопоставляли его реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. мышлением стали называть один из познавательных процессов, ставя его в ряд с другими познавательными процессами, такими, как восприятие, внимание, память, воображение и речь. Ученые-психологи, представители функциональной психологии, пытались выяснить специфику мышления, сравнивая его с другими познавательными процессами человека. По-настоящему предметом не только философских размышлений, но и экспериментальных исследований мышление человека становится лишь с середины XX в., и тогда выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс - настолько сложный, что не только исчерпывающим образом изучить его, но даже кратко и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. Ситуация с точным определением и научным изучением мышления человека не прояснилась и во второй половине XX в. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления. Имея это в виду, мы все же попытаемся определить, что такое мышление человека в его современном понимании, с помощью нескольких предложений, раскрывающих специфику мышления с разных сторон.
      Прежде всего, мышление - это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Мышление является объектом изучения многих наук. Так в философии исследуются возможности и пути познания мира с помощью мышления; в логике - основные формы мышления, такие как суждение, понятие, умозаключение; социология рассматривает процессы исторического развития мышления в зависимости от социальной структуры различных обществ; физиология изучает мозговые механизмы, при помощи которых реализуются акты мышления; кибернетика рассматривает мышление как информационный процесс, сравнивая процессы человеческого мышления с работой ЭВМ.
      В зависимости от содержания решаемой задачи в психологии принято выделять три вида мышления: 
* практически-действенное, 
* наглядно-образное;
* словесно-логическое.
      Практически-действенное мышление характеризуется тем, что здесь мыслительная задача решается непосредственно в процессе деятельности. Практически-действенное мышление является и исторически, и онтогенетически наиболее ранним видом мышления человека. 
      Наглядно-образное мышление характеризуется тем, что здесь содержание мыслительной задачи основано на образном материале. Об этом виде мышления можно говорить в тех случаях, когда человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, стремится обобщить различные образы предметов, явлений, событий.
      Словесно-логическое мышление - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать наиболее общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Благодаря этому виду мышления человеку удается наиболее обобщенно решать мыслительные задачи. В этом главное достоинство, но и возможные недостатки данного вида мышления.
      Л.Д. Столяренко определяет логическое мышление как вид мышления, осуществляемый с помощью логических операций с понятиями. Он отмечает такую особенность, что логическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании мыслящего человека. [17]
      Логическое мышление рассматривается в ряде педагогических исследований как мышление, соответствующее законам логики.
      Н.Н. Поспелов и И.Н. Поспелов подчеркивают: «Развитие логического мышления учащихся - это вооружение их знаниями требований логики и выработка навыков использования этих требований в учебной и практической деятельности».[16]
      Некоторые исследователи подходят к определению логического мышления не только с функционально-операционной стороны, но более широко. Они определяют его как некоторый «продуктивный процесс, включающий эвристику, интуитивную логику, озарение».
      Педагогический аспект развития логического мышления учащихся состоит в разработке и экспериментальной проверке необходимых дидактических условий организации процесса обучения. Это отмечает А.Д. Гетманова, говоря о том, что педагогическая наука изучает логическое мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. [10]
      Педагоги рассматривают логическое мышление личности с точки зрения его развития и формирования в учебном процессе. Многие отмечают, что формирование логических операций, законов и правил логики, является условием, пронизывающим весь учебный процесс. Во многих работах педагогов и методистов отмечается необходимость обучать школьников приемам логического мышления. Некоторые педагоги понимают под развитием логического мышления вооружение учащихся знаниями логики и выработки у школьников умений и навыков использования этих знаний в учебной и практической деятельности. (Н.Н. Поспелов и И.Н. Поспелов, Л.С. Хадарцева).[16]
      Логический прием - некоторая логическая операция или действие, а также их совокупности, используемые для решения целого класса задач. Логическая операция - это способ конструирования мыслей, установления связей и отношений между ними.
      Развитие логического мышления непосредственно связано с процессом обучения; формирование первоначальных логических умений при определенных условиях может успешно осуществляться у детей дошкольного и младшего школьного возраста; процесс формирования общелогических умений, как компонента интеллектуальной культуры, должен быть целенаправленным, непрерывным, концентрическим и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
      Для эффективного развития мышления школьников необходимо, прежде всего, опираться на возрастные особенности психических процессов детей. Одной из причин возникновения у школьников трудностей в обучении является слабая опора на общие закономерности развития ребенка в современной массовой школе. Многие авторы отмечают снижение интереса к учебе, нежелание посещать уроки у школьников среднего звена как следствие недостаточной сформированности уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности. Преодолеть эти трудности невозможно без учета возрастных индивидуально-психологических особенностей школьников. 
      Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать специальной задачей учителя. От этого зависит не только, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и особенностей подростка. Анализируя работы Пиаже, можно прийти к выводу что, абстрактное мышление подростков находится на уровне формальных операций. Пиаже  считает, что развитие мышления до стадии формальных операций не только является основным когнитивным новообразованием, данного возраста, но и лежит в основе всей эволюции психической жизни в отрочестве.[14]
      1.2. Приёмы развития логического мышления на уроке информатики
      В основной школе большое место должно уделяться обучению операциям логического мышления: анализу, синтезу, сравнению, классификации, обобщению.
      Для правильного развития мышления учащихся, учитель должен использовать каждую возможность - учить давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывать умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения. 
      Информатизация российского образования является одним из его важнейших направлений. Современное образование не может игнорировать требования технического прогресса, несомненно, будущее за информационными технологиями обучения. Однако важной составной частью педагогического процесса было и  остается воспитание мыслящей личности. Специфические черты урока информатики, как учебного предмета, определяют его особые возможности в процессе развития личности. Освоение учебного материала предполагает формирование основных приемов умственной деятельности  (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение), что позволяет  проводить обучение более быстрыми темпами на высоком уровне сложности, развивает творческое воображение, фантазию. Многие умения и навыки, формируемые на уроках информатики, носят общеучебный,  общеинтеллектуальный характер.
      Одной из основных задач современной школы является помощь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Во многом успешная реализация этой задачи зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов. Логические приемы мышления способствует развитию у них познавательной деятельности и продуктивных мыслительных процессов. 
      Учащиеся результативно формируются и развиваются, если процесс их становления отвечает следующим методическим требованиям: 
* учет возрастных особенностей; 
* последовательность формирования логических приемов мышления; системность; 
* непрерывность и преемственность в методике формирования и развития этих приемов мышления на различных этапах обучения. 
      Начиная с пропедевтического этапа обучения учащиеся должны получать представление об основных информационных процессах, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает учащемуся осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.
      Алгоритмическое мышление, рассматривается как представление последовательности действий, вместе с образным и логическим мышлением определяет интеллект человека, его творческие способности.
      Для эффективного построения обучающего процесса, надо обязательно учитывать возрастные и индивидуальные особенности организации мыслительного процесса, развитие мыслительных способностей учащихся в учебной деятельности, не забывая при этом, что человеческое мышление изначально двустороннее: эмоционально-образная и логическая стороны существуют как равноправные части. 
      На уроках информатики учащиеся постоянно, от темы к теме, должны учиться думать, мыслить, анализировать, сопоставлять. Наиболее эффективному развитию логического мышления в 5 и 6 классах способствует изучение тем: «Информация вокруг нас», «Человек и информация», «Алгоритмы и исполнители», а в 7-9 классах - «Алгоритмизация», «Программирование» и «Основы логики».
      Во время прохождения преддипломной практики пропедевтика базового курса информатики в 5 и 6 классах изучалась на основе УМК Босовой Л. Л.[7] Одна из главных задач, поставленная автором программы - формирование системного мышления и развитие творческих способностей школьников. Действительно, мышление учащегося проявляется в умении анализировать и синтезировать, сравнивать и находить закономерности, классифицировать, обобщать, рассуждать, конкретизировать информацию, т.е. в умении применять различные приемы мыслительной деятельности к изучаемому материалу, к решению задачи, к любой жизненной ситуации. 
      При изучении информатики в 6 классе большое внимание уделяется приемам мыслительной деятельности:
* Анализ даёт знание об отдельных элементах, а синтез, опирается на результаты анализа и объединяя эти элементы, обеспечивает знание об объекте в целом. На уроке ученикам предлагается отгадывать загадки, мысленно представив объект как единое целое по его отдельным признакам.
* Сравнивая, например, части речи (прилагательное и глагол), математические операции (умножение и деление), геометрические фигуры (треугольник и прямоугольник), глубже познаются особенности данных информационных объектов. На уроке учащимся приходится, сравнивать между собой приведенные последовательности, находить среди них такие, которые образованы при помощи одного и того же общего для них свойства. 
* В процессе абстрагирования выделенный признак предмета рассматривается независимо от других признаков и становится самостоятельным объектом мышления. 
* Обобщение прослеживается в выводах, сделанных учащимися, определениях, правилах, классификации.
* Конкретизация помогает связать теоретические знания с жизнью, с практической деятельностью и помогает правильно понять окружающую действительность. Отсутствие конкретизации приводит к формальным знаниям, которые остаются бесполезными и абстрактными, оторванными от жизни. 
      Усвоив эти приемы, учащиеся открывают у себя способность к выполнению мыслительных операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Добившись этой степени развития, они уже умеют давать логические пояснения выполняемым действиям, способны переходить с одной позиции зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. 
      Мышление учащихся, наиболее активно проявляется при решении задач. Для эффективного развития логического мышления, мозгу надо постоянно давать новые оригинальные проблемы и задания или вопросы, на которые нет готового ответа. В процессе их решения мыслительные способности увеличиваются. 
      Поэтому, на уроках информатики необходимо решать большое количество разнообразных задач, формирующих логическое мышление. Например:
* Задачи, решаемые по трафаретам (Кто в какой стране побывал? Ира, Валя, Катя и Лена по путевкам поехали во Францию, Германию и Англию. Известно, что две девочки побывали в одной и той же стране. Валя ездила в Германию, Катя была вместе с Леной не в Англии);
* Задачи на перебор возможных вариантов (Школа собаководства. Друзья усердно занимались в школе собаководства, тренируя своих питомцев - Витя, Саша и Коля, и вскоре приняли участие в соревнованиях. Один из судей на вопрос о результатах соревнования ответил: «Витя занял второе место.  Саша, по-моему, не второе. Коля не был первым». После объяснения результатов оказалось, что судья дважды ошибся, а один раз был прав.  Как распределились призовые места, если все участники заняли разные места?);
* Задачи, решаемые с помощью графа (Одежда. У Веры четыре блузки - оранжевая, желтая, голубая, зеленая и две юбки - синяя и красная. Сколькими способами она может составить себе костюм?); 
* Задачи на переправу (Поход. Отец с двумя сыновьями отправился в поход. На их пути встретились река, у берега которой находилась лодка. Она выдерживает на воде или отца, или двух сыновей. Как переправиться на другой берег отцу и сыновьям?);
* Задачи с отношениями (На каком инструменте играл Гриша? Два мальчика играли на гитарах, а один - на балалайке. На чем играл Гриша, если Вася с Пашей и Паша с Гришей играли на разных инструментах?);
* Задачи, решаемые с помощью таблиц и схем (На конкурсе. Однажды на конкурсе за круглым столом оказалось пятеро ребят из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми, Томска – Петя, Игорь, Рома, Вася, и Саша. Петербуржец сидел между Ромой и Игорем, а напротив него сидели пермяк и Саша. Петя никогда не был в Санкт-Петербурге, Рома не бывал в Москве и Томске,  а томич с Игорем регулярно переписываются. В каком городе живет каждый из ребят?).
      Основной формой деятельности учащегося можно считать умственную, на уроке она должна занимать основное время. Для достижения этого нужно наполнить урок творческими заданиями, направленными на развитие логического мышления. Далеко не каждый учащийся имеет навыки самостоятельной деятельности при решении творческих задач. Вовлекая учеников в совместную умственную деятельность, особенно на этапе анализа условия задачи, выдвижения гипотезы, поиска путей решения, анализа эффективности предлагаемого решения нужно добиться того, чтобы каждый учащийся был участником процесса решения, проговаривал решение или вслух, или про себя, а в ходе реализации гипотезы занял активную позицию. При подборе заданий следует ориентироваться на то, чтобы в процессе решения каждый учащийся смог проявить свои возможности с учётом его уровня знаний и возможностей.
      Индивидуальная деятельность учащихся на уроках информатики повышает их личную ответственность, а положительные результаты самостоятельно принятых решений, дает заряд положительных эмоций, вызывает уверенность в себе и устойчивое желание продолжать работу,  постепенно переходя на более высокий уровень заданий.
      Процесс усвоения программного материала ускоряется по мере целенаправленного обучения приемам мыслительной деятельности, т.е. по мере развития логического мышления учащихся. 
      Изучение курса информатики предполагает развитие у учащихся логики мышления и решения задач с использованием эвристического и алгоритмического подходов, с применением вычислительной техники как средства автоматизации работы с информацией.
      Формированию логики мышления способствует развитие навыков построения алгоритмов. Поэтому в курс информатики включен раздел «Основы алгоритмизации». Основной целью данного раздела является формирование у учащихся основ алгоритмического мышления.
      Под алгоритмическим мышлением понимается умение решать задачи различного происхождения, требующее составления плана действий для достижения желаемого результата.
      Каждый человек ежедневно выполняет алгоритмы. Обычно люди автоматически выполняют действия и не задумываются о том, в каком порядке они их совершают. Но если алгоритм потребуется объяснить человеку, который его ранее не знал (или, скажем, ЭВМ), то алгоритм необходимо представить в виде четкой последовательности простейших действий.
      При составлении алгоритмов учащиеся учатся анализировать, сравнивать, описывать планы действий, делать выводы; у них вырабатываются навыки излагать свои мысли в строгой логической последовательности.
      Подбирая задания при изучении основных алгоритмических конструкций необходимо учитывать следующее:
* какие мыслительные операции будут задействованы при ее решении;
* будет ли постановка задачи способствовать активизации мышления учащихся;
* какие критерии развития мышления можно применить в ходе решения этой задачи.
      Чтобы при разборе задачи направить обсуждение в нужном направлении, рекомендуется использовать побуждающие вопросы. Эти вопросы носят открытый характер, т.е. не предполагают какого-либо единственного «правильного» ответа. Учащиеся ведут активный и свободный интеллектуальный поиск, в соответствии со своими личными мыслительными способностями.
      При изучении информатики логическое и алгоритмическое мышление необходимо развивать не эпизодически, а постоянно на каждом уроке; развитие логического мышления и алгоритмического подхода является неотъемлемой частью всего курса информатики, об этом свидетельствует распределение тем, напрямую связанное с логикой и воспитанием алгоритмической культуры учащихся;
      В процессе развития логического мышления учитель информатики решает основные задачи: 
* учит решать поисково-творческие, нетиповые задачи, которые не связаны с учебным материалом; 
* создает ситуацию, при которой, помогает обрести учащемуся уверенность в своих силах – ситуацию успеха; 
* способствует развитию сообразительности и поисковой активности учащегося.
      Логика – это наука, которая учит, как нужно рассуждать, чтобы мышление было определённым, последовательным, связанным, доказательным. Как человек, незнакомый с правилами арифметики, грамматики не может правильно считать, читать и писать, так и человек, не знающий правил логики, не может безошибочно рассуждать в математике, информатике. А это значит, что для успешного изучения информатики надо настойчиво учиться правильно рассуждать. 
      Вывод: логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать. Решение логических зада на уроках информатики как раз и представляет собой один из приемов развития мышления. Решение логических задач дает возможность развить внимание, память и привить навыки правильного мышления. Однако решение задач – это только один из приемов достижения цели. Наиболее эффективным методом развития абстрактного логического мышления является систематическое изучение науки логики. 
     2.МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
      C первых дней занятий в школе учащиеся встречается с задачами. Сначала и до конца обучения в школе задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные понятия информатики, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию логического мышления.
      Центральным вопросом в методике обучения решению логических задач является нахождение способа их решения. Для ответа на него в литературе предложено немало практических приемов, облегчающих поиск способа решения задачи. Однако теоретические положения относительного нахождения пути решения задачи остаются мало разработанными.
      Особенности текста задачи могут определить ход мыслительного процесса при ее решении. Как сориентировать учащихся на эти особенности? Знание ответов на них составляют теоретико-методические положения, на основе которых можно строить конкретную методику обучения; они помогут определить методические приемы поиска способов решения задачи, в том числе решения различными способами. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня развития, глубины освоения учебного материала.
      2.1.Решение логических задач
      Перед учителем в настоящее время стоит задача не столько вооружить учащихся прочными знаниями, сколько научить их учиться самостоятельно.
      Умение мыслить последовательно, рассуждать доказательно, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы не приходит само по себе, это умение развивает наука логика.
      Систематическое овладение основами этой науки невозможно без решения логических задач. Начинать обучение учащихся основам решения таких задач необходимо с самого раннего возраста, с начальной школы.
      Задача учителя - привить своим ученикам привычку к упорному, самостоятельному, творческому труду, выработать у учащихся умение преодолевать трудности при решении задач, а также при любой работе, связанной с учебной деятельностью. Всем известна истина: дети любят учиться, но при этом забывается, что дети любят хорошо учиться. Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной программе, на пути от незнания к знанию, от неумения к умению. К таким условиям, безусловно, можно отнести процесс решения нестандартных, логических задач.
      Решение задач - практическое искусство, подобно плаванию, катанию на лыжах или игре на фортепиано, научиться ему можно, только подражая хорошим образцам и постоянно практикуясь. Мышление, как учит психология, начинается там, где нужно решить ту или иную задачу. Каждая задача неизменно заканчивается вопросом, на который надо дать ответ. Задача будит мысль учащегося, активизирует его мыслительную деятельность. Решение задач по справедливости считается гимнастикой ума.
      Существует набор логических задач, классифицированных по смысловому содержанию и логическим приемам решения. Выделяют 6 разделов:
* Задачи с отношениями.
* Задачи с использованием схем и таблиц.
* Задачи, решаемые с помощью графов.
* Задачи на переправу.
* Задачи на перебор возможных вариантов.
* Задачи, решаемые по трафаретам.
      Как правило, при решении задачи могут быть выделены следующие этапы:
* анализ условия задачи (выделение исходных данных).
* поиск методов решения.
* символическая запись задачи.
* рассуждения и пояснения к решению.
* анализ полученных результатов и запись ответа.
      Для облегчения решения задачи, ее лучше наглядно представить в виде чертежа, рисунка, схемы, это делает его более убедительным и доказательным.
      В мыслительной деятельности учащегося при решении задачи анализ и синтез занимают столь большое место, играют столь большую роль, что в методике им приписывается даже значение метода решения. Анализ и синтез проходят через весь процесс решения задачи. Сначала учащийся анализирует конкретное содержание задачи, о чем говорится в ней, о каких фактах или явлениях, в какой последовательности они проходят. Читая и перечитывая условие, он выделяет из него данные, старается уловить те связи, которые существуют между данными в задаче.
      Читая вопрос задачи, он сосредоточивает на нем особое внимание, стараясь отчетливее и глубже понять, что спрашивается в задаче, иначе говоря, в чем именно заключается задача. На этом, первом этапе знакомства с задачей преобладает аналитическая деятельность.
      Чтобы облегчить анализ условия задачи, учитель прибегает к конкретизации условия путем использования той или иной формы наглядности - рисунка, чертежа, схемы, применения того или иного предметного наглядного пособия.
      При работе над вопросом задачи главное и наиболее трудное для ученика - определить, в какой связи эта искомая величина находится с данными в задаче величинами.
      В несложной задаче ответ на последний вопрос вытекает сам собой из предыдущего анализа. Но в сложной задаче незнакомого для ученика типа для ответа на этот вопрос может потребоваться ряд рассуждений, в каждом из которых выражается зависимость. Рассуждения должны представлять собой стройную логическую цепь суждений, в которой каждое предыдущее суждение является основой для последующего и с необходимостью вытекает из предыдущего.
      В результате такой мыслительной деятельности сложная, составная задача распадается на ряд простых задач, решение которых приводит к ответу на вопрос основной задачи. Причем простые задачи располагаются в определенной последовательности, которая устанавливается планом решения, приучает ученика формулировать вопросы точно, ясно, кратко. На этом этапе решения на первый план выступает синтетическая деятельность.
      Затем начинается решение задачи. В этом процессе тесно переплетаются между собой анализ и синтез. Поставив вопрос, ученик отбирает из задачи те два условия, которые необходимы для ответа на этот вопрос. И так до ответа на последний вопрос.
      Из сказанного видно, какую большую роль играют при решении задачи такие приемы логического мышления, как синтез и анализ, конкретизация, абстрагирование, а также умение рассуждать связно и последовательно, умение формулировать вопросы точно, определенно.
      Назначение логических задач и упражнений состоит в активизации умственной деятельности учащихся, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни.
      Рассмотрим примеры логических задач различных видов.
Задачи с отношениями
      В данном разделе представлены логические задачи с транзитивными отношениями вида «больше», «меньше», «равно» и другими.
      Необходимым условием успешного решения таких задач является умение перейти от отношений разного вида между элементами задачи к отношениям одного вида. Например, если в задаче встречаются отношения «легче» и «тяжелее», надо заменить отношение «легче» отношением «тяжелее» с соответствующей перестановкой данных.
      Кроме того, для решения задачи необходимо умение смоделировать ее с помощью схемы, т. е. записать словесное условие задачи в виде модели ? иллюстрации. Начать решение задачи можно как раз с рассмотрения модели ? иллюстрации.
      Некоторые ученики плохо воспринимают задачи на слух, поэтому учителю нужно проговаривать условие задачи, выделяя голосом слова, показывающие, что происходит с предметом, о котором говорится в условии. После чтения текста задачи начинается работа над усвоением содержания с одновременной краткой записью. Такая работа над условием помогает детям избежать возможной ошибки в рассуждениях.
      Задачи с отношениями разделяют на:
* Задачи с транзитивными отношениями.
* Задачи с некорректными условиями.
* Задачи с отношением равенства.
* Задачи с нетранзитивными отношениями.
* Задачи с несколькими отношениями.
* Задачи на сравнение элементов в отношениях.
      Задача с нетранзитивными отношениями: «Кто после кого пришел?»
      Дано: Лягушка встречала гостей. Лиса пришла раньше медведя, волк - позже зайца, медведь - раньше зайца, сорока - позже волка. Кто пришел раньше всех? В каком порядке приходили гости?
      Решение:
      • Так как (по условию) лиса пришла раньше медведя, запишем: ЛМ.
      • Так как (по условию) волк пришел позже зайца, значит, заяц пришел раньше волка, запишем: ЗВ.
      • Так как (по условию) медведь пришел раньше зайца, запишем: МЗ.
      • Так как (по условию) сорока пришла позже волка, значит, волк пришел раньше сороки, запишем: ВС.
      Выделим кружком символьные переменные, которые не повторяются дважды. Это Л и С. Теперь мы можем сказать, что лиса пришла первой, а сорока - последней. Обведем попарно одинаковые символьные переменные в следующем порядке. Сначала обводятся переменные М (М стоит справа от первого кружка (Л) - медведь пришел после  лисы). (см. Рис.1). Затем обводятся переменные 3 (3 стоит справа от М - заяц пришел вслед за медведем). 
      
      «рис.1»
      Теперь можем записать все условия в одну строчку и проставить порядок. Получим ответ на вопрос задачи: лиса пришла первой, медведь - вторым, заяц - третьим, волк четвертым, сорока - пятой.
      Ответ: лиса пришла раньше всех, медведь пришел вторым, заяц - третьим, волк - четвертым, сорока - пятой.
      Задачи, решаемые с помощью схем и таблиц
      Иногда учащиеся не справляются с задачей из-за того, что они не понимают ее содержания. Поэтому необходимо развивать навыки представления исходных данных задачи и рассуждений в виде схем и таблиц, кот.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44