VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Приемная семья

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: D000723
Тема: Приемная семья
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ………………………………………………………………………………7
1.1. Эволюция института приемной семьи в России……………………………...7
1.2.Приемная семья в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей……………………………………………………………….13
ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ПОРЯДОК ЕЁ СОЗДАНИЯ………………………………………………………………………..23
2.1. Порядок создания приемной семьи…………………………………………..23
2.2. Понятие и правовая природа договора о приемной семье………………….29
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИЙ В СВЯЗИ С СОЗДАНИЕМ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ МОСКОВСКОЙ  ОБЛАСТИ……...42 
3.1. Особенности правового положения приемных семей на примере Московской области………………………………………………………………..42
3.2. Основные направление совершенствования института приемной семьи….49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……61










     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования. Институт приемной семьи как инновационный правовой институт в Российской Федерации (далее РФ) обусловлен тем, что  в последние годы растет число детей, родители которых лишены родительских прав в связи с недееспособностью. Процесс эффективного развития института приемной семьи в этих обстоятельствах требует и совершенствование законодательства, которое невозможно без учета объективно складывающихся закономерностей развития российской системы права, в том числе гражданского права и гражданского законодательства.
     В современной России детские дома и интернаты переполнены, согласно статистическим данным число детей, которые остались без попечения родителей составляет 654000 человек, из них 84% - при живых родителях. 
     В  научных трудах рассматривается вопрос о целесообразности содержания детей в подобных учреждениях: исследования и жизненная практика свидетельствуют о крайне низкой социализации и адаптации детей, выходящих в жизнь из детских домов и интернатов. 
     Исходя из этого, очевидна необходимость создания в России инновационных, эффективных форм содержания и воспитания детей, которые остались  без попечения родителей. 
     На современном этапе Российской Федерации к стабильно развивающейся, а значит  и востребованной форме устройства детей, оставшихся без попечения родителей можно отнести приемную семью. Анализ  статистических данных показал, что с 2010 г. количество детей, переданных на воспитание в приемную семью, постоянно растет (2010 г. – 13625; 2011 г. – 13776; 2013 г. – 17740; 2015 г. – 21264; 2017 г. – 20707). Исключение составляет 2017 г., когда по всем формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдается понижение, в то время как количество детей переданных на усыновление (2010 г. – 11157; 2011 г. – 10816;  2013 г. – 8245; 2015 г. – 7654; 2017 г. – 6649), под опеку или попечительство (2010 г. – 48595; 2011 г. – 40779; 2013 г. – 34954; 2015 г. – 32892; 2017 г. – 30070) имеет стабильную тенденцию снижения1. 
     Данная ситуация, в первую очередь, характеризуется санкционным режимом развития экономики, что снижает уровень материального благосостояния семей, готовых к принятию детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
     Однако, наряду с уменьшением численности детей, оставшихся без попечения родителей в связи с их передачей в приемные семьи, существует проблема практики вторичных отказов от детей, то есть  случаев, когда приемная семья по тем или иным причинам возвращает ребенка в специализированное учреждение (детский дом). Так, согласно статистике, в 2014 и 2015 годах число возвратов детей в специализированные учреждения превысило 8 тысяч случаев, а в 2016 и 2017 годах составило 6 677 и 6 144 случаев соответственно2. 
     Кроме того, 13% – 16% возвратов происходит по причине ненадлежащего выполнения усыновителями обязанностей по воспитанию детей. 
     Внесенные законодателем изменения в 2008 году, включенные в Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»3, вызывают озабоченность тем, что приемная семья отнесена теперь к возмездной разновидности опеки (попечительства) и это затрудняет ее самостоятельное развитие в качестве формы устройства детей, которые остались без попечения родителей.
     Изменения правового регулирования приемной семьи, произошли и в семейном законодательстве.  Ст. 152 Семейного кодекса РФ (далее – СК РФ) прямо указывает на возможность применения «к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим кодексом, правил гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений»4. 
     Теоретической основой выпускной квалификационной работы стали труды Э.Р. Алексеевой, В.А. Белова, М.В.  Антокольской, Ю.Ф. Беспалова, О.Ю. Косовой, Н.В. Летовой, Р.Л. Мурзиной, А.М. Рабец и др. 
     Правовую природу различных форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, исследовали З.И. Воронина, И.В. Гессен, Н.М. Ершова, А.M. Нечаева и др.
      Огромный интерес представляют работы зарубежных ученых К.С Истмана, Б.Л. Каплана, М. Сэйтса, А.Е. Фрайда, Р. Хаббелла и др.
     Диссертационные исследования, посвященные правовому статусу приемной семьи, нашли свое отражение в трудах В.А. Цветкова, О.В. Фетисова, И.А. Банникова, И.С. Даниловой5.
     Объектом исследования выступает совокупность общественных отношений связанных с устройством детей, оставшихся без попечения родителей, в приемную семью. 
     Предметом исследования – нормы законодательства, регулирующие отношения по созданию, деятельности и прекращению правовых отношений, связанных с приемной семьей. 
     Целью выпускной квалификационной работы является изучение и анализ норм законодательства, судебной практики и специальной литературы по вопросам связанных с институтом приемной семьи.
     Достижение поставленной цели определило решение ряда задач: 
     исследовать генезис российского законодательства о приемной семье в РФ; 
     исследовать нормы действующего российского законодательства, регулирующие отношения по созданию, деятельности и прекращению правовых отношений, связанных с приемной семьей;  
     рассмотреть понятие и особенности приемной семьи как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; 
     определить  порядок образования приемной семьи; 
     изучить особенности заключения и содержания договора о создании приемной семьи; 
     проанализировать проблемы правового положения приемных семей на примере Московской области, рассмотреть основные направления совершенствования института приемной семьи.
     При написании выпускной квалификационной работы  использовались такие методы, как теоретический анализ литературы по проблеме развития института приёмной семьи, системно - структурный анализ, дидактический анализ, формально-юридический методы. 
     Нормативную базу работы составили: Конституция РФ, гражданское и семейное законодательство РФ, гражданское и семейное законодательство РСФСР, проанализировано также законодательство дореволюционной России.
     Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в исследовании проблем правового регулирования отношений, которые возникают в результате создания, функционирования и прекращения деятельности приемной семьи в целях охраны, защиты прав и законных интересов приемных детей.
     Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в выпускной квалификационной работе выводы могут быть использованы в дальнейшем в правоприменительной практике.
     Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения, списка использованных источников и приложения.

     ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНСТИТУТА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ

     1.1. Эволюция института приемной семьи в России
     
     Институт приемной семьи не является новеллой законодательства современной России, так как в правовых нормах России сиротство как особое социальное явление существовало всегда. Необходимость в семье, которая обеспечивает воспитание, защиту и представительство детей, оставшихся без родительского попечения, существовала и в эпоху патриархальной семьи. 
     Первоисточником развития правовых норм института приемной семьи в России является  период с 1764 - 1797 гг., который связан с  принятием Указа от 7 (18) ноября 1775 г. «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи»6. В нем  законодатель закрепил юридическое оформление института приемной семьи. Особенность института приемной семьи  заключалось в том, что новорожденные дети, которые поступали в воспитательные дома Санкт-Петербурга и Москвы, в возрасте двух месяцев, передавались кормилицам в деревенские семьи по договору за вознаграждение. Изначально законодателем предусматривалось содержание этих детей в течение 9 месяцев, в дальнейших правовых актах срок был увеличен  до достижения ими возраста 2 - 3 лет, после этого дети возвращались вновь в воспитательный дом. 
     Институт приемной семьи, при этом, законодателем рассматривался не как самостоятельная форма устройства детей в семью, а как элемент воспитания ребенка в воспитательном доме. К другим чертам можно отнести то, что передаче в семью подлежали только новорожденные. На воспитание передавали только детей, оставшихся без попечения родителей, из воспитательных домов Санкт-Петербурга и Москвы и дети передавались исключительно в крестьянские семьи и на достаточно короткий срок. 24 декабря 1797 г. (4 января 1798 г.) были приняты «Установления по воспитательным домам»7, которые привели к дальнейшему развитию институт приемной семьи. Он получил наименование «патронаж» и в отличие от прежних правовых норм увеличивал срок пребывания детей в приемной семье (для мальчиков до 17 лет, для девочек до 15 лет) до достижения ребенком возраста брачной дееспособности. 
     Так, в результате нововведений, институт приемной семьи приобретает статус самостоятельной формы устройства детей на воспитание в семью и перестает играть роль дополнения к воспитанию ребенка в специализированном учреждении. 
     Революции 1917 гг., гражданская война, сложная экономическая обстановка остановили процесс развития института приемной семьи как правовой формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Но,  28 мая 1928 г. ВЦИК и СНК РСФСР в Постановлении «О порядке и условиях передачи воспитанников детских домов и других несовершеннолетних трудящимся в городах и рабочих поселках»8, институт приемной семьи начинает новый этап развития. Принятым Постановлением определялось, что  дети, которые остались без попечения родителей, передаются в приемные семьи. Отношения в приемной семье реализовывались на возмездных началах, основанием которых служил договор, т.е. за счет местных средств осуществлялось содержание детей.
     В Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 1 апреля 1936 г. «О порядке передачи детей на воспитание (патронат) в семьи трудящихся» законодатель определил эти отношения как патронат9. 
     «Патронат», как институт передачи детей на воспитание, не претерпел изменений, с его помощью была решена проблема воспитания детей, которые остались без попечения родителей, в другой семье. 
     ЦК КПСС и Совет Министров СССР 31 июля 1987 г. принимают Постановление «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»10, в котором была поставлена задача по проведению экспериментальной работы в направлении  формирования нового типа специализированного учреждения для осуществления воспитания, обучения и содержания детей, оставшихся  без попечения родителей.
     Обязанность разработать проект и осуществить строительство опытного детского дома семейного типа Постановление Совмина РСФСР от 14 ноября 1987 г. № 401 «О мерах по коренному улучшению воспитания, обучения и материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»11 возложило на Министерство просвещения СССР и Госстрой СССР. 17 апреля 1988 г. Советом Министров СССР принимается постановление «О создании детских домов семейного типа»12.
     По состоянию на 1 января 1993 г количество детских домов семейного типа в России достигло 348, и в них воспитывался 2161 ребенок. При анализе работы детских домов семейного типа все более очевидным становилось, что возникают все-таки не семейные детские дома, а именно приемные семьи 13. 
     С целью реорганизации этой формы устройства детей, которые остались без попечения родителей, законодатель принимает решение о переквалификации их в приемные семьи. В СК РФ 1996 г., законодатель вводит специальную главу «Приемная семья»14, которая регламентирует основания, порядок и условия создания приемных семей для воспитания детей.
     Данное нововведение позволяет сделать вывод о создании новой формы устройства под названием «приемная семья», отличительными признаками которой становится:  возмездность выполнения приемными родителями своих обязанностей;
     договорный характер отношений, который складывается между органом опеки и попечительства и приемными родителями.
     Постановление Правительства РФ «О приемной семье»15, принятое в соответствии с СК РФ 1996 г.,  признало нормативные акты, которые регулировали деятельность по созданию и деятельности детских домов семейного типа утратившими силу. 
     Однако, в Письме Минобразования РФ от 30 января 1997 г.16  органам опеки и попечительства  было предложено к детским домам семейного типа проявить особое внимание, предоставив родителям-воспитателям возможность определить дальнейший статус этой формы устройства детей: преобразовать детский дом семейного типа в малокомплектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или в приемную семью.
     С 1996 г. по 2007 г. институт приемной семьи находился в стадии эксперимента, причем активного процесса создания  приемной семьи не происходит. Анализ статистических данных показал, что эта ситуация была связана в первую очередь с недостаточностью бюджетного финансирования. 
     В процессе апробации института приемной семьи была выявлена   и нецелесообразность, как с педагогической, так и с материальной точек зрения, создания приемных семей в которых воспитывалось большое количество детей. Исходя из этого, законодатель, в последующих нормативно-правовых актах, ограничивает количество детей от одного до трех. 
     Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г № 842 «О порядке предоставления в 2007 г. финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей»17 реализует дальнейший процесс развития приемной семьи.  
     В принятых нормативных актах, законодатель предусматривает и предоставление финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в виде субсидий направляемых на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей за счет средств федерального бюджета. 
     Однако законодателем указывается, что субсидии предоставляются только тем субъектам РФ, которые на региональном уровне приняли в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, где определены расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на оплату труда приемных родителей. Размер выплат на содержание одного ребенка в семье опекунов (попечителей) или приемной семье должен был составлять не менее 4000 рублей в месяц, а размер оплаты труда приемных родителей - не менее 2500 рублей в месяц.
     Таким образом, нами сделан вывод, что введение законодателем Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г № 842, позволило субъектам РФ стимулировать установление достойных вознаграждений приемным родителям и пособий на содержание приемного ребенка и дополнительное финансирование из федерального бюджета. Эти меры положительно отразились на развитии института приемной семьи как возмездной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
     1 сентября 2008 г. вступил в законную силу Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» Приемная семья становится одной из форм опеки и попечительства, а именно договорной.
     При этом лицо, которое желает взять на воспитание в свою семью ребенка на возмездной основе, по закону18, изначально признается  опекуном или попечителем, и только после заключения договора об осуществлении опеки или попечительства по договору о приемной семье приобретает статус приемного родителя. При заключении договора о приемной семье законодатель допустил возможность применять требования, которые предусмотрены ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ19, т. е. договор, приобрел характер публичного.
     Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2009 г.20 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», в соответствии с Федеральным законом «Об опеке и попечительстве»,  утверждены: 
     Правила подбора, учета и подготовки граждан, которые выразили желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах; 
     Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного; 
     Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье. 
     С принятием этого нормативного документа, Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г № 829 «О приемной семье» признано утратившим силу 21.
     Таким образом, в ходе выпускной квалификационной работы нами сделан вывод, институт приемной семьи в своем развитии прошел несколько исторических  этапов, которые определили возмездный порядок принятия детей на воспитание.  В современной России  приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, перешла в категорию форм опеки и попечительства, утратив присущую ей ранее самостоятельность22. 
     В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»23 допускается установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства (по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании)). При этом опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливаются на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, который и исполняет свои обязанности возмездно. 

     1.2. Приемная семья в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей
     
     Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей24 содержит призыв к государствам, которые его подписали, в том числе Российской Федерации, - «облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях», среди которых названы «сироты и дети-беспризорники» (п. п. 7, 20).
     Защита прав и интересов детей нашла своё отражение в ст. 3825  Конституции  РФ, где регламентировано, что материнство,  детство,  семья  находятся под защитой государства. В современной России действует и развивается система  охраны  детства на государственном уровне. Правовую  основу этой системы  составляет  целый  ряд нормативных актов, которые обусловили особенности правового положения детей, оставшихся без попечения родителей, и  содержат дополнительные гарантии.
     В соответствии со ст. 123 Семейного кодекса РФ26 дети, которые остались без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью. Законодатель выделяет несколько форм устройства этих детей:
     – усыновление (удочерение) детей;
     – опека (попечительство);
     – приемная семья.
     Законами субъектов Российской Федерации, предусмотрены и другие формы устройства:
     – патронатная семья (устанавливается законодательством субъекта РФ);
     – организации для детей–сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (лечебные, воспитательные и другие организации).
     Так, законодатель разграничивает семейные и несемейные виды устройства этой категории детей, при этом отдает предпочтение именно семейным видам устройства. Все виды устройства соответствуют определенным установленным законодательством формам.
     Р.Л. Мурзин, в своих трудах, отмечает, что, несмотря на использование в законодательстве термина «формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей» общепринятого определения понятия, и правовой регламентации их разновидностей не существует. Р.Л. Мурзиным предложена следующая дефиниция: «Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интересов, обусловленных физиологическими потребностями в воспитании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями»27.
     О.В. Фетисова полагает, что «под формой устройства следует понимать способ организации жизнедеятельности детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семейного и государственного воспитания и обеспечение его материальными и иными необходимыми ресурсами»28.
     Формы устройства детей, которые остались без попечения родителей, дополняют друг друга и применяются с учетом ситуации, их нельзя противопоставить друг другу. Применение этих форм исходит из интересов ребенка, который лишился родительского попечения29. Поэтому, условия воспитания  предопределяют и формы устройства детей, которые остались без попечения родителей. Они подразделяются на семейные (усыновление, опека (попечительство), приемная семья), и несемейные – это определение детей, которые остались без попечения родителей в специализированные учреждения. 
     В научных источниках предлагается подразделять все формы устройства на две группы: индивидуальные и неиндивидуальные. Основанием такого деления выступает зависимость от субъекта, на котором лежит ответственность по воспитанию ребенка. Формы устройства имеют несколько отличий, к ним можно отнести  юридическое значение личностных качеств лица, который опекает и наличие или отсутствие обязательного исполнения с его стороны. 
     Таким образом, к индивидуальным формам относятся усыновление, опека (попечительство), приемная семья, а к неиндивидуальным – определение ребенка в специализированные учреждения всех типов. 
     Формы устройства подразделяются на постоянные и временные. К постоянным формам относится усыновление, а к временным приемная семья, опека (попечительство) и т.д. Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определен ответом на вопрос постоянно или временно ребенок лишился родительского попечения. Усыновление и опека также как и приемная семья являются индивидуальными формами устройства.
     Приемная семья, опека и специальные учреждения по устройству детей относятся к временным формам. При передаче ребенка, который остался без попечения родителей в приемную семью у него реализуется право на полноценное семейное воспитание.
     Рассмотрим приемную семью в системе форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
     По вопросу о месте, которое занимает приемная семья, в системе форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, существует ряд противоположных точек зрения. 
     Во-первых, приемную семью уподобляют детскому дому семейного типа. Так, например, в письме Министерства образования РФ от 22 мая 2002 г. № 802/28-5 «О проблемах приемных семей – детских домов семейного типа», понятия приемная семья и детский дом семейного типа употребляются как совпадающие30. Смешение «семейных» и «несемейных» форм устройства детей на воспитание можно встретить в некоторых нормативных актах субъектов РФ.
     Во-вторых, Л.Ю. Михеева рассматривает приемную семью как один из видов опеки (попечительства): «различия между приемной семьей, с одной стороны, и опекой и попечительством – с другой, невелики. Различий в содержании правоотношений по опеке (попечительству) над несовершеннолетними лицами и правоотношений приемных родителей с переданными им детьми мы не обнаруживаем (за исключением того, что приемным родителям безо всяких исключений причитается вознаграждение, что не может рассматриваться как принципиальное отличие с учетом содержания п. 1 ст. 36 ГК РФ). И та и другая формы устройства детей являются временными, права и обязанности исполняющей стороны сходны. Отличия носят скорее формальный характер и сводятся к разному наименованию этих форм устройства и разному способу оформления отношений с лицами, осуществляющими социальную заботу»31. 
     Эта же позиция отражена в Федеральном законе № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»32 и в новой редакции ст. 152 СК РФ33.
     В-третьих, М.В. Антокольская считает, что приемная семья это гибридная форма, которая сочетает в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления34.
     Предметом научной дискуссии выступает и вопрос о правовой природе договора о приемной семье. Это многообразие можно представить следующими  позициями: 
     договор о приемной семье отнесен к семейно-правовым договорам;
     договора квалифицируется как гражданско-правовой возмездного оказания услуг (реже договор подряда); 
     договор о приемной семье носит трудо-правовой характер; 
     договор о приемной семье имеет смешанную правовую природу35;
     высказывается позиция о самостоятельности приемной семьи в системе форм воспитания детей, которые остались  без попечения родителей.
     Так, Т.И. Дружинина подчеркивает, что: «Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой – имеет только ей присущие особенности. Ее основу составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка»36.
     В связи с многообразием суждений о форме устройства в виде приемной семьи необходимо выявить  ее особенности как самостоятельной формы устройства. 
     Исследование норм законодательства позволило выделить характерные черты понятия приемная семья. К ним мы относим37:
     основание устройства ребенка, оставшегося без попечения  родителей, в приемную семью носит сложный юридический состав, в который включены акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна и попечителя, выполняющего свои обязанности возмездно (приемных родителей), и договор о приемной семье (п. 7 ст. 145 СК РФ38). Договор выступает как юридический факт, который переводит предписания семейного законодательства в область конкретного правоотношения, но и осуществляет роль средства индивидуально - правового регулирования, так как права и обязанности сторон определены и условиями индивидуального договора. 
     В договоре о приемной семье закрепляются права и обязанности сторон, как предусмотренных, так и не предусмотренных законодательством. Так, приемные родители могут быть наделены дополнительными правами, а на органы опеки и попечительства – возложены дополнительные обязанности (например, предоставление приемной семье земельного участка, жилого помещения, автотранспорта и др.), и наоборот. При заключении договора о приемной семье прописывается объем прав и обязанностей участников правоотношений и создается индивидуальная модель их поведения;
     договор о приемной семье имеет срочный характер, отсюда, приемная семья – это временная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. В договоре о приемной семьи предусмотрен срок, на который эта семья создается, но до достижения детьми совершеннолетия. Законодательные акты субъектов РФ могут вносить ряд изменений в сроки действия договора о приемной семье. Часто законодательство субъектов РФ в этом вопросе нарушает принципы федерального законодательства. Так, в Определение Верховного Суда РФ от 14.05.2002 № 83-Г02-1 указывается, супруги С. являются приемными родителями несовершеннолетних детей. 29.01.2001 Брянской областной Думой был принят Закон области «Об оплате труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье». Супруги С. обратились в суд с заявлением о признании ст. 2 и 3 Закона несоответствующим федеральному законодательству. Основанием обращения послужило то, что  данный правовой акт ухудшает их положение и сложившиеся условия воспитания детей, которые остались без попечения родителей, и были приняты на воспитание в семью. Супруги С., в частности указывали, что введение ограничения пребывания детей в приемных семьях с достижением ими 18-летнего возраста неправомерна, так как значительно уменьшалось выплачиваемое на приемных детей денежное содержание. Решением областного суда указанные положения Закона отменены. Верховный Суд РФ в вынесенном решении согласен с позицией законодателя субъекта РФ39;
     при передаче ребенка в приемную семью он не теряет связей со своими родителями и иными родственниками. Приемные родители и приемные дети, в отличие от усыновленных и усыновителей, не приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению, и, как следствие, между ними не возникает ни алиментных обязательств, ни наследственных прав;
     приемные родители выполняют свои обязанности за вознаграждение (п. 1 ст. 153 СК РФ40), что отличает правовое положение приемных родителей, с одной стороны, и опекунов (попечителей) – с другой. В соответствии п. 1 ст. 36 ГК РФ41 обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. Деятельность родителей в приемной семье засчитывается в страховой стаж, который подлежит учету при начислении пенсии, и осуществляется возмездно;
     приемная семья пользуется мерами социальной поддержки, которые определены договором о приемной семье и соответствуют нормативным актам субъектов РФ  и органов местного самоуправления. Так, на содержание ребенка приемной семье выплачиваются денежные средства из  региональных (местных) бюджетов. Финансирование производится в соответствии с договором органами опеки и попечительства. Субъекты РФ по - разному подходят к определению суммы денежных средств, которые выплачиваются на содержание приемных детей, что приводит к обширной судебной практике Так, Приморским краевым судом вынесено решение, в котором удовлетворено заявление о признании ст. 2 Закона Приморского края от 6 июня 2005 г. № 258-КЗ «О порядке и размерах выплаты ежемесячных, денежных средств опекунам (попечителям) на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)». 
     Закон признан противоречащим федеральному законодательству, и недействующим в части, в которой не предусматривается начисление на ежемесячную денежную выплату районного коэффициента42.
     Кроме этого, выплата денежных средств приёмным родителям на содержание приемного ребенка может быть правомерно отменена или приостановлена на срок, если ребенок находится  на полном государственном обеспечении. Пояснение дано в определении Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2011 г. № 1060-О-О, где признано обоснованным внесение в Закон Санкт-Петербурга «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге» правил, о том что  «денежные средства на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым предоставлено полное государственное обеспечение на время их пребывания в образовательных организациях, опекунам (попечителям) в этот период не назначается, и не выплачиваются»43.
     Приемные родители не имеют права на ежемесячное пособие по уходу за
ребенком, так как  в отличие от опекунов, которые исполняют  обязанности по
опеке, безвозмездно, приемные родители исполняют обязанности по договору возмездно, поэтому государственная поддержка приемных семей осуществляется не через систему предоставления пособий, а через установление вознаграждений за выполнение своих обязанностей, различных льгот и компенсаций, однако единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в приемную семью государством предусмотрено44;
     приемная семья не является самостоятельным субъектом права, так как за ней не признается статус юридического лица. В этом главное отличие приемной семьи от детских домов семейного типа, т.е. бюджетных воспитательных учреждений.
     Таким образом, в настоящем параграфе было проведено исследование посвященное понятию приемной семьи и определению ее места среди других семейных форм устройства детей, которые остались без попечения родителей.
     С учетом изложенного, сделаем вывод, приемная семья обладает некоторыми признаками, которые характерны и для других форм устройства детей. Это объясняется тем, что создание приемной семьи реализует те же цели, что и усыновление, опека (попечительство), т.е. осуществление права ребенка жить и воспитываться в семье, создание ребенку благоприятных условий для его всестороннего развития. Правовые нормы, которые рассчитаны на регулирование отношений по усыновлению, опеке и попечительству, применимы и к приемной семье, например, п. 2 ст. 153 СК РФ45 указывает, что приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). 
     Требования, которые предъявляются к лицам, решившим усыновить ребенка, взять под опеку (попечительство) или в приемную семью, совпадают. Законодатель использовал приемы юридической техники, которые позволяют устранить ненужное дублирование правовых норм и обеспечить определенное единообразие правовой регламентации устройства в семью ребенка, который остался без попечения  родителей.
     Однако приемная семья как правовое явление обретает свое собственное содержание, что позволяет говорить о приемной семье как о самостоятельной форме устройства ребенка.
     
     
     
     





     ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ И ПОРЯДОК ЕЁ СОЗДАНИЯ
     
     2.1. Порядок создания приемной семьи
     
     Одним  из  главных  принципов  семейного  законодательства  РФ  определено  право  ребенка  жить,  и  воспитываться  в  семье, что нашло свое отражение в  ст.  54  СК  РФ46. 
     Приемной  семьей  законодатель признает  опеку  или  попечительство  над  ребенком  или  детьми,  которые  осуществляются  по  договору  о  приемной  семье,  заключаемому  между  органом  опеки  и  попечительства  и  приемными  родителями  или  приемным  родителем,  на.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%