- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Мусульманская правовая семья
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W007396 |
Тема: | Мусульманская правовая семья |
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА Факультет ______________________________________________ Кафедра государственно правовых дисциплин КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Теория государство и права___________________________ Студента Алиевой Амилы Азад кызы _______________________________ (фамилия, имя, отчество) На тему: _Мусульманская правовая семья _______________________________ Автор работы: _Алиева А.А____________ ___________________ (ФИО) (подпись) Научный руководитель: Балаклеец Ирина Ивановна ____ ___________________ (ученая степень, звание, ФИО) (подпись) Дата сдачи: «____»______________200__г. Дата защиты: «____»_____________200__г. Оценка: __________________ Москва 2017 Оглавления Введение……………………………………………………….…………......……3 1 Понятие и распространение мусульманского права........................................6 1.1 Мусульманское право как система социально - нормативного регулирования………………………………………………………………..............6 1.2 Обычное право Саудовской Аравии………………………...…………………10 1.3 Источники мусульманского права………………………...…………………...13 2 Отрасли мусульманского права…………………………………….…………19 2.1 Право личного статуса ……………………………………………………........20 2.2 Правовое регулирование брачно-семейных отношений…………………….21 2.3 Правовое регулирование имущественных отношений………………………23 2.4 Уголовное право. Суд и процесс…………………………………………….....26 Заключение…………………………………………………………………………30 Список использованных источников…………………………………………32 Приложения................................................................................................................. Введение Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран Востока. Сфера действия как юридического и идеологического фактора в наше время также остается весьма широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам, пожалуй, наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают мусульманское право и исламская правовая идеология. В свою очередь, подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю очередь как универсальная политико-правовая доктрина. Исламские страны отличаются друг от друга как по социально-экономическим и политическим характеристикам, так и по масштабам и направленности влияния ислама и мусульманского права на их государственно-правовое развитие. Основным отличием теории мусульманского права от других систем права является его строго выверенная религиозная природа. Мусульманское право, возникло на основе шариата, представляющего собой важнейший компонент исламской религии, и оказало глубокое влияние на историю развития государства и права большинства мусульманских стран. Так, в странах с мусульманским правом Конституция не считается основным законом. Шариат определяет все аспекты публичного и частного права. Мусульманские юристы и богословы считают, что эти нормы, освященные волей Аллаха, по своему действию гораздо сильнее, чем конституционные нормы, написанные человеком. Изучение мусульманского права можно рассматривать с двух позиций: как единую исламскую систему социально-нормативного регулирование, включающую в себя, как юридические нормы, так и неправовые регуляторы (религиозные и нравственные правила поведения), а также обычай. С течением веков обособление юридических норм от прочих, неправовых, исламских регуляторов становилось все более отчетливым. Система таких норм выступает мусульманским правом в юридическом значении, которое является предметом данной работы. Вместе с тем, необходимо отметить, что в историческом аспекте мусульманское право сформировало свое предметное обособление, разработанность специальной методологии исследование, существенно отличающиеся от того, что было принято в христианском мире. Незыблемая основа мусульманского права - Коран. Это главная священная книга мусульман, в которой собраны различные проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, всякого рода назидательные рассказы и притчи, произнесенные Мухаммедом в Мекке и Медине. Влиянием Корана обусловлено развитие не только исламской цивилизации. Он завладел умами огромного количества не мусульман, его значение велико в самых различных областях он признан, способствовать выработке решений, учитывающих обстоятельства политической и общественной жизни. Мусульманское право является не только заметной частью мировой культуры, но и оно образует одну из самостоятельных правовых систем современности, которая находиться в тесном взаимодействий с европейской правовой культурой. Немалое значение имеет использование достижений мусульманско-правовой культуры для развития правовой системы России. Многочисленное мусульманское население России вправе рассчитывать на то, что некоторые мирские отношения получат законодательные закрепление с учетом мусульманско-правовых традиции. Также следует учесть, что ряд культовых вопросов ислам относит к области права. Актуальность курсовой работе придает анализ, который определяет место мусульманского права в развитии зарубежного Востока, а это в свою очередь предполагает изучение его теоретических основ, выявление особенностей его структуры и влияния на современное законодательство. При этом важная задача состоит в установлении юридических характеристик, отличающих его от других крупнейших правовых систем современности. Цель курсовой работы заключается в выявлении отдельных юридических особенностей мусульманского права, анализе его источников, установлении его соотношения с религиозной системой ислама, рассмотрение характерных черт механизма действия и структуры. Задачи курсовой работы состоят в следующем: - изучить мусульманское право как систему социально-нормативного регулирования; - проанализировать обычное право Саудовской Аравии; - выявить источники мусульманского права; - рассмотреть право личного статуса; -проанализировать правовое регулирование брачно-семейных и имущественных отношений; - изучить уголовное право и судебный процесс. Объект исследования - мусульманская правовая семья. Предмет исследования - особенности мусульманской правовой семьи. Теоретическая основа исследования данной работы опирается на труды таких ученых- правоведов, как В. К. Абрашитов, С. Г. Буянский, Н. А. Гусейнова, А. Зубарев, Л. Р. Сюкияйнен, М. Н. Марченко. Методологической основой исследования явились теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, системный подход, сравнение. Нормативная основа исследование заключается в обобщении фактов различных нормативно - правовых актов, учебных пособий, статей, монографий по теории государства и права. Структура курсовой работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка используемых источников. 1 ПОНЯТИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА Мусульманское право как система социально-нормативного регулирования Мусульманское право как система норм, санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, в основе своей сложилось в Арабском халифате в VII-X вв. и основано на исламе. Право, по исламу, дано Аллахом раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться им, а не создавать свое под влиянием изменяющихся условий. Правда, теория мусульманского права признает, что божественное откровение нуждается в толковании (чтобы приспособить его к практическому использованию). Мусульманское право охватывает все сферы социальной жизни, а не только те, которые относятся к правовой жизни. Мусульманское право определяет посты, милостыни, паломничества. В этом смысле оно – единая исламская система социально-нормативного регулирования, включающая как юридические нормы, так и неправовые регуляторы (обычаи, религиозные нормы). Мусульманское право (фикх) делится на 2 части: первая указывает мусульманину, какой должна быть его линия поведения по отношению к людям (муамалат), вторая предписывает обязательства по отношению к Аллаху (ибадат). Впрочем, по мнению некоторых авторитетных исследователей, ибадат (теология) занимает в шариате даже подчиненное положение по отношению к муамалату (праву). Эти две части шариата составляют предмет юридической науки в том виде, в каком она была определена и изучена различными мусульманскими правовыми школами (мазхабами). Изучение государства не является частью мусульманской юридической науки. Основная функция фикха состоит в сохранении неразрывных связей между законодательством мусульманского государства и его первичными источниками. Различие между мусульманской юридической наукой и светской юридической наукой заключается в том, что мусульманская правовая система берет начало в Коране и считает право плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Создано учение о четырех корнях (источниках) мусульманского права. Первым является Коран – священная книга ислама. Юридические положения Корана находятся в ряде его строф. Мусульманские авторы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся гражданского права (70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), «конституционные» строфы (10), строфы, касающееся экономики и финансов (10), строфы о международном праве (25). Второй источник – сунна (рассказы о жизни и деятельности пророка Мухаммеда), примером которого должны руководствоваться верующие. Фактически сунна есть сборник адатов (традиций). Третий – иджма: согласие, достигнутое мусульманами по вопросу об обязанностях правоверного. Иджма используется для углубления и развития толкования божественных источников. Требуемое согласие есть единство компетентных лиц; их единогласное мнение придает правовому решению силу закона. Четвертый – аналогия (кияс), т.е. применение к новым сходным случаям правил, установленных Кораном, сунной и иджмой. Таким путем сочетается откровение с разумом человека. Так как наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком Средневековье, чертами этого права являются: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. В мусульманском праве отсутствует деление права на публичное и частное. В Коране глава следует за главой без всякого логического разграничения вопросов, которые следовало бы отнести к публичному или частному праву. К числу основных отраслей мусульманского права относятся: уголовное право, судебное и семейное право. Мусульманское уголовное право основано на различии между твердо установленными (худуд) и дискреционными (тазир) наказаниями. К первым приговаривают только за такие преступления, как убийство, прелюбодеяние, воровство, употребление спиртных напитков, вооруженное ограбление и бунт. За остальные преступления кади (судья) может устанавливать наказания по своему усмотрению. Мусульманское судоустройство отличается простотой. Единоличный судья рассматривает дела всех категорий. Как правило, к судьям предъявляются высокие требования в плане их религиозно-правовой подготовки. Хотя ислам - самая молодая из трех мировых религий (его возраст приближается к четырнадцати векам), он получил очень широкое распространение. Ислам является не только определенной идеологией, религиозно-этическим учением, но и особой культурой, цивилизацией. Нормы его нацелены как на решение религиозно-культовых вопросов, так и на регулирование повседневного поведения мусульман, на формирование образа их жизни в целом. Спустя столетие после смерти Пророка Мухаммеда (632 г.) в Арабском халифате к власти пришла династия Омейядов, проводившая агрессивную, завоевательную политику, в результате которой ислам пересек Северное побережье Африки и проник в Испанию. На востоке он перешел границы Персии и достиг Инда. В XV в. Последовала вторая волна исламского нашествия. Завоеватели, ведомые султанами Османской империи, разбили Византийскую империю, взяли Константинополь (1453 г.) и установили господство ислама в Юго-Восточной Европе. Ислам получил признание и в Азии. После Второй мировой войны некоторые арабские государства (а нередко не только арабские) стали официально называться исламскими. Конституция Ирана 1979 г. также восприняла термин «исламская республика». В Республике Индия более 10% населения, т.е. приблизительно 100 млн. человек, исповедуют ислам. Некитайское население Малайзии и Индонезии - преимущественно мусульмане. В Африке миссионеры и торговцы завоевали для ислама долину реки Нил и территорию современного Судана. Оттуда он распространился по торговым путям Сахары на запад. В результате население не только Северной Нигерии, но и большинства государств, входивших ранее во Французскую Западную Африку, преимущественно мусульмане. Ислам широко распространен также на Восточном побережье Африки: Сомали почти полностью населено мусульманами, а в Танзании и Кении имеются значительные мусульманские меньшинства. Таким образом, в настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах - от Марокко на северо-западе Африки до Фиджи в Океании. По разным подсчетам, в мире проживает от 800 млн. до миллиарда человек, исповедующих ислам, т.е. 1/6 населения земного шара. Однако пространственное действие мусульманского права не идентично географическим границам стран с мусульманским населением. Существуют нации и этнические группы, исповедующие ислам в качестве религии, но не воспринявшие мусульманское право. Основу мусульманской юридической науки составляет казуистический метод. За ним закрепилось название «ильм аль фуру» или «масаил» (разбирательство дел). У истоков всех мусульманских правовых школ, суннитских и шиитских, учения которых признаются, стояли две школы - школа Meдины и Иракская школа. Эти старейшие школы использовали обычное право, укоренившееся на контролируемых ими территориях, и приспособили его к потребностям исламской веры. В силу исторических причин сегодня насчитываются четыре суннитские - ханифитская, маликитекая, шафиитская, ханбалитская - школы мусульманского права и три шиитские - джафаритская, исмаилитская, зейдитская. Каждая школа имеет свою юридическую методику и концепцию, и каждая претендует на то, чтобы считаться самостоятельной системой мусульманского права. Мусульманское право базируется на непререкаемых постулатах, придающих системе незыблемость. Мусульманские юристы осуждают все то, что в какой-то мере случайно или неопределенно. По своей структуре правовые нормы, сформулированные этими юристами, всегда основаны на внешних факторах. Мотивы и намерения индивида никогда не принимаются во внимание. Все психологические элементы сознательно исключаются из рассмотрения. Закон в понятии поздне-римского и романо-германского права в мусульманском правопонимании не существует. Теоретически только Бог имеет законодательную власть. В действительности, единственным источником мусульманского права являются труды ученых-юристов. Мусульманское право представляет собой замечательный пример права юристов. Оно было создано и развивалось частными специалистами. Правовая наука, а не государство играет роль законодателя: учебники имеют силу закона. При рассмотрении дела судья никогда прямо не обращается к Корану или Сунне - преданиям о Пророке. Вместо этого он ссылается на автора, авторитет которого общепризнан. Мусульманское право как совокупность определенных норм сформировалось за первые два века существования ислама. Последующие века практически не принесли ничего нового. Этот застой приписывается так называемому закрытию врат человеческих усилий - иджтихаду. Однако шиитские школы никогда не признавали этого «закрытия». Поэтому право шиитов всегда было гораздо более гибким, чем право, исповедуемое суннитскими школами. В целом вплоть до XIX в. эволюция мусульманского правосознания находила свое отражение преимущественно в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв, которые по-новому истолковывали традиционные положения и принципы шариата, никогда не отвергая их прямо и не изменяя их привычного звучания. Этому способствовали сравнительно медленные темпы общественного развития, господство религиозной формы общественного сознания. В таких условиях мусульманское право более или менее отвечало своему социальному назначению. Обычное право Саудовской Аравии Саудовская Аравия - родина ислама. Мусульманское право здесь никогда не уступало своей роли господствующего источника права и до сих пор остается стержнем правовой системы. Мусульманское право - одна из основных правовых систем современности, основной чертой которой является тесная связь с религиозным сознанием, нравственными и бытовыми предписаниями ислама. Практическое действие мусульманского права характеризуется сочетанием персонального (по многим вопросам личного статуса) и территориального принципов применения. Мусульманско-правовая наука исходит из того, что единственным законодателем в полном смысле слова выступает Аллах, воля которого прямо отражается в установленных им правилах поведения или должна быть выявлена правоведами. В течение многих столетий мусульманское право развивалось в рамках нескольких ведущих школ мусульманской доктрины. Начиная со второй половины XIX в. роль основного юридического источника все чаще играет законодательство, которое выступает своего рода кодификацией положений мусульманско-правовой доктрины. Действие иных нормативных актов теоретически допускается при его непротиворечии точно сформулированным предписаниям Корана и сунны. С момента возникновения ислама в VII в. н.э. и вплоть до образования Королевства Саудовской Аравии в 1932 г. мусульманское право являлось основой правовой системы страны, хотя и взаимодействовало с местными традициями и обычаями. Распространение власти Османской империи на некоторые районы Саудовской Аравии сопровождалось введением части османского законодательства, которое сохранялось в течение ряда лет и после образования Королевства. Некоторые из принятых до 1932 г. актов действуют в Саудовской Аравии до сих пор (например, выполняющий роль торгового кодекса Закон о торговом суде 1930 г.). В настоящее время правовая система страны продолжает полностью ориентироваться на мусульманское право, что закреплено Основным низамом о власти, в соответствии с которым высшим законом страны являются Коран и сунна, а власть черпает свои полномочия из этих источников, стоящих над всеми принимаемыми в стране правовыми актами. С учетом этого принципа можно выделить три основных элемента правовой системы Саудовской Аравии. Первый представлен собственно мусульманским правом, которое остается в целом некодифицированным и действует в традиционной форме доктрины. Причем если до образования Королевства саудовским судам было предписано применять ханбалитскую доктрину (отвергает аналогию как источник права), то в настоящее время они не связаны каким-либо определенным толком. Вторым элементом правовой системы является законодательство, прямо закрепляющее мусульманско-правовые нормы (например, о закяте, вакфах или ведомстве жалоб). Наконец, третий элемент - нормативно-правовые акты, посвященные вопросам, которые традиционное мусульманское право не регулировало. Такие акты рассматриваются в качестве формы решения процедурных и организационных вопросов, необходимых для действия мусульманского права. Принятая в стране официальная концепция правотворчества исходит из того, что единственным законодателем является Аллах, воля которого выражена в шариате (Коране и сунне), а государство осуществляет нормотворческие функции лишь в его рамках. Поэтому действующие в стране правовые акты именуются низамами, т.е. регламентами, а принимающие их органы рассматриваются в качестве регламентарной власти. Действие всех низамов поставлено в зависимость от их непротиворечия мусульманскому праву. Этот же принцип прослеживается в подходе к правам и свободам человека. Так, согласно Основному низаму о власти государство защищает права и свободы человека в соответствии с исламским шариатом, а саудовское общество строится на основе строгого следования всех его членов воле Аллаха, на их взаимном сотрудничестве в творении добра и благочестии, их тесной солидарности и недопущения раскола между ними, что предписано Кораном. Среди гарантированных Основным низамом о власти отсутствуют такие фундаментальные права, как свобода вероисповедания, выражения, собраний, политического участия. В Саудовской Аравии действует структура, призванная следить за строгим соблюдением норм мусульманского права как государственными органами, так и подданными. К ней, например, относится Совет крупнейших улемов, возглавляемый генеральным муфтием Саудовской Аравии, а также Комитет по контролю за соблюдением предписаний шариата. Совет крупнейших улемов состоит из 20 улемов - высших религиозных теоретиков, особо почитаемых знатоков Корана. Этот орган уполномочен официально толковать мусульманское право, фактически создавая новые правовые нормы. Принципиальная зависимость правовой системы Саудовской Аравии от мусульманского права не препятствует заимствованию законодательства западного образца, прежде всего, в сфере делового оборота, финансов, банковского дела, изобретательского и авторского права. В ряде областей (например, интеллектуальная собственность, международный коммерческий арбитраж) Саудовская Аравия целиком восприняла нормы международных конвенций и законодательства западных стран. В области гражданского права центральная роль принадлежит мусульманскому праву и низамам, не противоречащим положениям шариата. Мусульманское право весьма строго охраняет право частной собственности, устанавливает принцип святости заключенного договора. В то же время оно запрещает взимание процента по денежным ссудам. Этот запрет, однако, обходится на практике (например, представлением кредитору имущества, дающего доход). Возмещение вреда, причиненного личности, основано на общем принципе «выкупа за кровь». По вопросам личного статуса продолжают применяться некодифицированные положения мусульманско-правовой доктрины, закрепляющие полигамию, главенствующую роль мужа в брачно-семейных отношениях. В коммерческой сфере принят и действует ряд низамов, использующих зарубежный опыт с учетом основополагающих принципов мусульманского права. Так, действует низам о торговом суде 1930 г., по существу торговый кодекс, основу которого составляет османский Торговый кодекс 1850 г., в свою очередь базирующийся на французском торговом кодексе. Единственное существенное отличие саудовского низама от османского кодекса состоит в запрете взимания ссудного процента. Кроме того, в сфере торгового права действуют низамы о компаниях и о коммерческих бумагах. Вексельное законодательство основано на Женевском Единообразном вексельном законе. В 1996 г. был принят низам о банкротстве. Отношения интеллектуальной собственности регулируют низамы о патентах, об авторских правах, о торговых марках. В 1994 г. королевство присоединилось ко Всемирной конвенции об авторском праве. Низам об иностранных инвестициях был принят в 1978 г. Иностранные и местные предприниматели имеют право свободно создавать частные предприятия и заниматься любой не запрещенной или не подлежащей специальному разрешению хозяйственной деятельностью. Национальный режим не распространяется на иностранных инвесторов в ряде сфер деятельности (общественное питание, производство электроэнергии, торговля, транспорт и предприятия, связанные с национальной безопасностью). Несаудовцы не имеют права приобретать недвижимость в Саудовской Аравии, исключая крайне редкие случаи. В целом саудовское правительство поощряет иностранные инвестиции, особенно создание совместных предприятий. Саудовский партнер должен иметь в таких предприятиях не менее 25% капитала. По мере развития внешнеэкономических связей в Саудовской Аравии постепенно возникают современные формы хозяйственной жизни. В 1985 г. в королевстве появился собственный фондовый рынок. С 1997 г. на него стали допускаться иностранцы. Саудовское трудовое право запрещает профсоюзы, забастовки и коллективные соглашения. Низам о труде и рабочих 1969 г. (фактически - трудовой кодекс) в ст.48 провозглашает право на труд только для мужчин. Однако в целом предусмотренные законом условия труда достаточно благоприятны для работников (запрещен принудительный труд, сверхурочный труд оплачивается по повышенному тарифу). Минимальный возраст для найма14 лет. Саудовская Аравия не присоединилась к конвенции МОТ об охране трудовых прав. Так же как и другие отрасли права, трудовое право базируется на нормах шариата. Например, в случае причинения рабочему увечья на производстве суд устанавливает размер компенсации в виде соответствующей доли от суммы выкупа за кровь. Государственное управление в области трудовых отношений осуществляет Министерство труда и социальных дел. Одним из основных направлений трудовой политики является приоритетное обеспечение занятости коренных саудовцев, на которых приходится лишь 1/4 часть всей рабочей силы в стране. Уголовное право в Саудовской Аравии остается в целом некодифицированным и применяется преимущественно в форме традиционной мусульманско-правовой доктрины. Наряду с ней действуют также принятые государственными органами нормативные акты. Мусульманские правоведы разработали классификацию правонарушений, в основу которой положены два основных критерия: степень определенности наказания за тот или иной проступок и характер нарушенных интересов и прав. С учетом этого все правонарушения подразделяются на 3 группы. Первая включает преступления, которые представляют наибольшую общественную опасность, посягают на «права Аллаха» (т.е. интересы всей мусульманской общины) и наказываются точно определенной санкцией - хадд (мн. число худуд). Вторая объединяет преступления, которые также влекут фиксированное наказание (кисас), но нарушают права отдельных лиц. Наконец, третью группу составляют все иные правонарушения - тазир, которые наказываются не жестко установленной санкцией и затрагивают как «права Аллаха» (к ним относят нарушения всех религиозных обязанностей), так и частные интересы. К категории хадд относятся такие преступления, как прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт. Преступлениями категории кисас (возмездие) считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера. Все остальные правонарушения относятся к категории тазир. Считается, что государство вправе по своему усмотрению установить санкции за эти правонарушения. Это открывает возможность принятия современного законодательства, не затрагивающего первые две категории преступлений. Исходя из такого подхода в Саудовской Аравии принят ряд низамов, которые рассматриваются в качестве актов, фиксирующих наказание тазир за те преступления, в отношении которых шариат предусматривает точные неизменные меры ответственности. К таким низамам можно отнести акты об ответственности за гомосексуализм, подделку документов, фальшивомонетничество, коммерческие злоупотребления и мошенничество, взяточничество. В соответствии с принципами мусульманского права установлена особо строгая ответственность за выступление против главы государства. В 1961 г. в стране вступил в силу акт о наказании за покушение на жизнь Короля и членов его семьи смертной казнью или лишением свободы на срок до 25 лет. Эти низамы вместе с применяемыми положениями шариата за преступления категорий хадд и кисас реализуют нормы Основного низама о власти, в соответствии с которыми наказание носит личный характер, а преступление и наказание определяются только на основе исламского шариата и предписаний низамов. Основанное на шариате уголовное право Саудовской Аравии распространяется и на немусульман, в том числе иностранцев (известно немало случаев наказания иностранцев за преступления категории хадд и кисас). Система наказаний в уголовном праве Саудовской Аравии включает, в частности, смертную казнь и телесные наказания. Смертная казнь в Саудовской Аравии применяется достаточно широко за ряд преступлений категории хадд (разбой, внебрачные половые отношения, вероотступничество, бунт), умышленное убийство (преступление категории кисас), а также за отдельные преступления категории тазир (например, хранение, распространение и изготовление наркотиков). Приговоры исполняются публично путем отсечения головы мечом или забрасывания камнями (за внебрачные половые отношения). Смертная казнь за умышленное убийство применяется по требованию родственников потерпевшего, которые могут заменить это наказание на «выкуп за кровь» (дийя). Право на такой выбор имеют только мужчины - наследники убитого. В 1934 г. размер полного «выкупа за кровь» в случае умышленного убийства был установлен в 1 тыс. риалов, а в настоящее время он составляет 45 тыс. риалов. За телесные повреждения различной тяжести предусмотрена выплата потерпевшему определенной части данной суммы. Этот принцип закреплен также трудовым и транспортным законодательством Саудовской Аравии. Телесные наказания применяются за некоторые преступления категории хадд (например, за употребление алкоголя или наркотиков предусмотрено наказание в виде 80 палочных ударов), а также за ряд преступлений категории тазир в соответствии с положениями соответствующих низамов. Помимо обычных (болезненных), применяются и членовредительские наказания. Так, кража, отвечающая всем установленным мусульманско-правовой доктриной критериям, наказывается отсечением руки. В 1960-1980 гг. такая мера применялась достаточно редко, однако в 1990-х гг. случаи отсечения руки участились. Уголовный процесс в Саудовской Аравии в целом основан на нормах мусульманского права, закрепленных низамами. Вслед за шариатом эти акты не проводят четкого различия между уголовным и гражданским процессом. Именно на таком принципе построен низам о суде 1975 г., низам о шариатском процессе 1989 г. и некоторые другие акты, которые устанавливают ряд принципов, совпадающих с общепризнанными демократическими основами судопроизводства (формальное равенство всех перед законом и презумпция невиновности, возложение бремени доказывания на истца). Однако характерной чертой применяемых в Саудовской Аравии правил уголовного процесса является сохранение системы формальных доказательств и частно-искового обвинения по ряду тяжких преступлений (например, по убийству). В качестве доказательств приоритет отдается свидетельским показаниям и признанию обвиняемого. Обвинение (исковое требование) должно быть подтверждено двумя свидетелями-мужчинами, предпочтительно мусульманами, или одним мужчиной и двумя женщинами. Особенно строгие требования шариат формулирует для доказательства внебрачных половых сношений - необходимы показания четырех свидетелей-мужчин. Виновность в таком преступлении может быть доказана и признанием обвиняемого. По делам о доказанных преступлениях категории хадд помилование невозможно. Однако поскольку признания обвиняемого достаточно даже при отсутствии свидетелей и других доказательств, отказ от признания на любой стадии судебного процесса может привести и к отказу от наказания хадд. Дела о преступлениях, за которые в качестве санкции допускается смертная казнь, забивание камнями либо отсечение руки или ноги, рассматриваются по первой инстанции общими судами. Приговоры по таким делам выносятся тремя судьями и могут быть обжалованы в апелляционный суд, который рассматривает жалобу в составе пяти судей. Апелляционный суд вправе утвердить приговор либо потребовать от общего суда его пересмотра. Окончательный смертный приговор передается на утверждение Высшего судебного совета и вступает в силу после издания соответствующего королевского декрета. В Саудовской Аравии до середины 1970-х гг. система мусульманских судов имела три уровня. Низшей инстанцией являлись суды суммарной юрисдикции, в каждом из которых один кади рассматривал мелкие имущественные споры, дела личного статуса и незначительные правонарушения. Действовали два апелляционных суда, юрисдикция которых включала рассмотрение жалоб на решения судов низшей инстанции, а также разбор споров о недвижимости и серьезных уголовных дел. Каждый из апелляционных судов назначался в составе трех членов, но большинство дел и здесь рассматривал один судья (суд в полном составе слушал лишь дела, связанные с убийством). Решения этих судов по наиболее серьезным делам утверждались Высшим судебным советом, игравшим роль верховной апелляционной инстанции. В настоящее время в Саудовск....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: