- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Причины обособления, структура и роль национальных проектов
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006940 |
Тема: | Причины обособления, структура и роль национальных проектов |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 1 Необходимость и функции нацпроектов в бюджетной системе РФ........................................................................................................... 1.1 Причины обособления, структура и роль национальных проектов.................. 1.2 Виды национальных проектов: общая характеристика...................................... 2 РЕЗУЛЬТАТЫ И ДОСТИГНУТЫЕ ЦЕЛИ НАЦРОЕКТОВ В РФ............ 2.1 Приоритетный нацпроект "Здоровье"................................................................. 2.2 Приоритетный нацпроект "Образование"......................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................... БИБЛИОГРАфИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................... ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................ ВВЕДЕНИЕ В конце лета 2005 г. была завершена серьезная работа по составлению номенклатуры социально-экономических приоритетов, которые было решено реализовывать на государственном уровне в виде национальных проектов, или программ. В число национальных приоритетов вошел аграрный вопрос, исторически имеющий для России политическую составляющую. На первом этапе в разработке находились еще два проекта: «Развитие культуры в Российской Федерации» и «Экология и рациональное природопользование». Итоги предварительной работы были подведены президентом В. Путиным на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами Президиума Государственного совета 5 сентября 2005 г., где президент сделал программное заявление по осуществлению приоритетных национальных проектов в важнейших социальных областях. При определении социальных инициатив федеральных органов власти России была выбрана тактика конкретных шагов по решению наиболее острых проблем в сфере образования, здравоохранения, жилья, сельского хозяйства. В. Путин подчеркнул: «Сегодняшние возможности России вполне позволяют добиться более ощутимых результатов повышения благосостояния народа России. Добиться, не нарушая баланса основных экономических показателей и не допуская всплеска инфляции. И потому уже открывающиеся в российской экономике возможности не должны быть нами упущены. Сегодня хотел бы особо остановиться на практических шагах в реализации приоритетных национальных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье. Во-первых, именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, во-вторых, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала» Актуальность темы исследования. Социальная политика является неотъемлемой частью любого государства, одним из его важнейших направлений. Она призвана обеспечивать социальное благосостояние общества, гармонию общественных отношений, политическую стабильность. Реализация социальной политики осуществляется через различные мероприятия и программы, решения, осуществляемые на государственном уровне. Социальную политику можно определить, как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на развитие социальной сферы, улучшение условий и качества жизни людей, удовлетворение их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. Социальная политика обеспечивает взаимодействие всех сфер жизнедеятельности общества в решении социальных проблем. Вопросы, касающиеся социальной политики, в последние годы практически во всех странах мира находятся в центре политических дебатов и дискуссий. И это неспроста. Успех любого государства на международном уровне напрямую зависит от того, как живёт и развивается общество. Существующие в настоящее время государственные проекты, программы, реализуемые в России, тому подтверждение. Приоритетные национальные проекты «Развитие агропромышленного комплекса» (далее «Развитие АПК»), «Здоровье», «Жильё», «Образование» оказывают колоссальное влияние на стабильность в обществе, являются ключевым вопросом государственной политики. В этой связи считается справедливым полагать, что ориентация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России является логичным развитием современного экономического курса, направленного на повышение уровня и качества жизни россиян. Актуальность темы обуславливается и тем, что в программах всех политических партий России содержится раздел, связанный с решением социальных проблем, эффективность которых является одним из важнейших показателей эффективности функционирования власти в целом, средством её легитимации. Цель – рассмотреть национальные проекты РФ, узнать их цели и достигнутые результаты. Задачи: Определить причины обособления, структуру и роль национальных проектов. Характеризовать виды нацпроектов. Проанализировать два национальных проекта «Здоровье» и образование, выявить результаты и достигнутые цели. Объектом курсовой работы являются национальные проекты. Предметом курсовой работы является анализ национальных проектов РФ. Информационной и эмпирической базой исследования выступили статистические и информационные данные таких государственных Интернет ресурсов, как: сайт Министерства Финансов РФ, Единый Портал Бюджетной Системы РФ, Портал Федеральной Службы Государственной Статистики, Информационный портал нацпроектов РФ, Сайт «Консультант-плюс», Сайт «Гарант». 1 Необходимость и функции нацпроектов в бюджетной системе РФ 1.1 Причины обособления, структура и роль национальных проектов Приоритетные проекты явились конкретным выражением стратегических задач по модернизации здравоохранения и образования, АПК, формированию рынка жилья, которые ранее ставило перед собой правительства В.В. Путина. В национальных проектах поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Национальные проекты планируют меры, направленные на решение «точечных» проблем в четырех указанных сферах, и денежные средства выделяются не на абстрактное «развитие отрасли», а на конкретные цели. Необходимость в реализации приоритетных национальных проектов назрела давно, однако реальные возможности для этого появились у страны лишь к 2005 г., когда были основательно разобраны завалы проблем, накопленных за 1980–90-е гг. К этому времени удалось решить наиболее острые проблемы обеспечения безопасности и национального суверенитета. Было укреплено внешнеполитическое положение, достигнута внутриполитическая стабильность, существенно улучшилась макроэкономическая ситуация. У государства появились значительные финансовые ресурсы, которые могли быть направлены на решение социальных задач без угрозы инфляции. В.В. Путин в обращении к правительству, парламенту и руководителям региона: «Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного «проедания» средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России.» Действительно, в Послании Федеральному Собранию весной 2004 года Президент В.В. Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации. Осенью 2005 года заявлено о «национальных проектах» в тех же сферах. Вспомним, в чем заключаются сформулированные в 2004 г. задачи социальной модернизации. Было провозглашено повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого прежде всего следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительная медицинская помощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом, причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения - повышение его эффективности и, как следствие, показателей здоровья нации. Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям рынка труда. В жилищной сфере старые методы и подходы, которые и раньше не решали «квартирный вопрос» для большинства, теперь вообще не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. Была поставлена задача создать такие условия, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов. Характер и направленность экономического развития сельского хозяйства являются предметом пристального внимания экономистов и политиков: от того, какие динамические процессы протекают в экономическом развитии, какие при этом наблюдаются воспроизводственные и структурные изменения в сельскохозяйственной системе, зависят состояние и перспективы экономической жизни страны. Будущее сельского хозяйства многовариантно. Траектория его долгосрочного развития формируется исходя из тех потенциальных возможностей, которыми оно располагает, и с учетом того, как глобальные тенденции используются при принятии управленческих решений. Итак, сформулированные в 2004 г. задачи для здравоохранения, образования, АПК и жилищной сферы носят стратегический характер. Их решение во многом зависит от того, какие темпы будет демонстрировать вся российская экономика в долгосрочной перспективе. При определении социальных инициатив, которые мы сегодня называем национальными приоритетными проектами, выбрана тактика конкретных шагов. Были поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Вместе с тем это задачи, которые реально могут быть решены за два года при существующей эффективности государственного механизма, при имеющемся «запасе прочности» по основным макроэкономическим параметрам в среднесрочной перспективе. Приоритетные проекты - их можно назвать «ближними целями» - не отменяют определенные ранее стратегические задачи по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка жилья. В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» было выделено (рисунок 1): здравоохранение; образование; жильё; сельское хозяйство. Рисунок 1 Классификация приоритетных национальных проектов «Именно эти сферы определяют качество жизни людей и социальное самочувствие общества. И, в конечном счете, решение именно этих вопросов прямо влияет на демографическую ситуацию в стране и, что крайне важно, создает необходимые стартовые условия для развития так называемого человеческого капитала», подчеркнул Президент Российской Федерации. 1.2 Виды национальных проектов: общая характеристика Здравоохранение, жилье, образование, сельское хозяйство – именно эти области были названы Путиным как сферы, определяющие качество жизни российского населения, влияющие на демографическую ситуацию, и требующие особого внимания со стороны государства. Цель нацпроектов – сконцентрировать административные, бюджетные ресурсы, направить их на улучшение качества жизни российских граждан, инвестировать их в будущее страны. На реализацию национальных проектов в федеральном бюджете на 2006 год выделено 134,5 млрд рублей (с учётом правительственных гарантий — 161 млрд). В частности, на здравоохранение направлено 62,6 млрд, на образование — 30,8 млрд, на программу доступного жилья — 21,9 млрд и на развитие агропромышленного комплекса — более 19 млрд. (рисунок 2) Рисунок 2 Финансирование нацпроектов в 2006 году. В бюджетных проектировках Минфина указывается, что с 2017 по 2019 год новые нацпроекты будут ежегодно обходиться в сумму около 160 млрд рублей. До 1% бюджета будет перераспределено на эти проекты на фоне сокращающихся расходов. Для направлений, не попадающих в приоритетные проекты, это означает заморозку расходов на уровне 15,78 трлн руб. на всю трехлетку и сохранение дефицита бюджета не выше 3% ВВП. (рисунок 3) По каждому из 4-х нацпроектов были определены важнейшие задачи, которые предстояло решать государству. Нацпроект «Здоровье» (рисунок 4). Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей Рисунок 3 Финансирование нацпроектов за 2013-2015гг Задачи: • Полная укомплектованность квалифицированным медицинским персоналом участковой службы. • Увеличение объемов оказания высокотехнологичной медпомощи, рост ее качества и доступности в стране. • Обследование новорожденных. • Вакцинация, профилактика заболеваний. • Рост денежных выплат работникам здравоохранения. • Профессиональная переподготовка медицинских работников. Отдельный проект в рамках нацпроекта «Здоровье» – «Родовые сертификаты». Целью этого важного проекта стало улучшение качества обслуживания, как в женских консультациях, так и в роддомах, повышение их материальной заинтересованности в каждой беременной женщине. Для реализации данного проекта было решено выдавать так называемые родовые сертификаты, средства которых направляются в медицинские учреждения (консультации, родильные дома, поликлиники, где новорожденные первого года жизни проходят профилактические обследования). Рисунок 4 Логотип нацпроекта «Здоровье» Нацпроект «Образование» (рисунок 5). Национальный проект в сфере образования предусматривал создание новых университетов (Южный и Сибирский федеральный университеты; государство выделяет по 3 млрд руб. на каждый), двух бизнес-школ (в том числе Высшая школа менеджмента в Санкт-Петербурге; по 1,5 млрд руб. на каждую), выделение грантов, поощрение лучших учителей, а также талантливых студентов и аспирантов, меры по дополнительному образованию военнослужащих. Задачи: Подключение максимального количества школ к интернету. Основание национальных университетов. Гранты лучшим учителям, ученикам, преподавателям ВУЗов, ученым. Меры по профессиональному образованию военнослужащих. Выделение сельским школам средств транспорта. Рисунок 5 Логотип нацпроекта «Образования» Нацпроект «Жилье» (рисунок 6). Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России») — программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 5 сентября 2005 года на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов. 24 сентября 2008 года заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Александр Жуков объявил о том, что проект будет «переформатирован» в государственную программу, реализация которой начнётся с 2009 года, однако проект так и не был переквалифицирован. Задачи: Увеличение доступности жилья. Обеспечение массового строительства жилья – новых микрорайонов. Создание системы поддержки государством граждан РФ при покупке ими жилья, применение кредитных механизмов приобретения жилья и финансирования строительства, рост объемов ипотечного жилищного кредитования. Расселение ветхих домов, капитальный ремонт старого, аварийного жилья. Адресная поддержка сельских молодых специалистов и молодых семей в сфере обеспечения жильем. Предоставление военным и гражданам некоторых других категорий субсидий на покупку жилья – реализация программы государственных жилищных сертификатов. Рисунок 6 Логотип нацпроекта «Жилье» Нацпроект «Развитие агропромышленного комплекса» (рисунок 7). Национальный проект в сфере сельского хозяйства направлен на приоритетное развитие животноводства, преодоление демографического кризиса в отрасли, на борьбу с бедностью, создание современного конкурентоспособного сельхозпроизводства, а также на стимулирование развития малых форм агробизнеса. Задачи: Активизация развития агробизнеса (в особенности, малых форм). Развитие в стране животноводства, земледелия путем строительства и переоснащения земледельческих, животноводческих комплексов. Развитие производства в фермерских хозяйствах, а также лизинга и кредитной кооперации на селе. Рисунок 7 Логотип нацпроекта «Развитие АПК» В ходе реализации нацпроектов государством были выделены и израсходованы колоссальные денежные суммы на их цели. По всем четырем нацпроектам были подведены промежуточные итоги и отмечены существенные положительные сдвиги. В частности, в России наблюдается рост рождаемости и снижение смертности; появились и развиваются ипотечные программы для молодых семей; наблюдается рост объема вводимого в эксплуатацию жилья; открыты новые перинатальные центры; выросли зарплаты у работников системы образования и здравоохранения; развивается потенциал российских сел. Значительные успехи достигнуты по каждому проекту. При этом множество проблем продолжает оставаться в каждом из приоритетных направлений. Изначально национальные проекты были запланированы президентом В. Путиным не как разовые мероприятия, а как долгосрочные программы. Поэтому работа по их реализации продолжается и в настоящее время. 2 Результаты и достигнутые цели нацроектов в рФ 2.2 Приоритетный нацпроект "Здоровье" Национальный проект "Здоровье" - программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная президентом Российской Федерации Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырех национальных проектов. (рисунок 8) Рисунок 8 Региональные программы нацпроекта «Здоровье» Цели и задачи проекта: Укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности. Повышение доступности и качества медицинской помощи. Укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе. Развитие профилактической направленности здравоохранения. Удовлетворение потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи. В части повышения доступности, качества и эффективности медицинской помощи были предусмотрены мероприятия, направленные на развитие первичной медицинской помощи, включая: денежные выплаты врачам общей (семейной) практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам врачей общей (семейной) практики с учетом объема и качества оказываемой медицинской помощи; подготовку и переподготовку врачей общей (семейной) практики, участковых терапевтов и участковых педиатров; оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием; оснащение учреждений скорой медицинской помощи санитарным автотранспортом, в том числе реанимобилями. Для развития профилактического направления медицинской помощи были предусмотрены такие мероприятия, как: проведение иммунизации населения в рамках национального календаря прививок; выявление и лечение инфицированных вирусом иммунодефицита человека, гепатитом В и С; обследование новорожденных детей; проведение диспансеризации работающего населения. Что касается обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью, то было запланировано: увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи; строительство федеральных центров высоких медицинских технологий. Последние годы наблюдается тенденция «сползания» нацпроектов в регионы и новая схема деления: 80% регионы и 20% федерация. За счет средств федерального бюджета предоставляется следующая медицинская помощь: • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая в федеральных специализированных медицинских организациях; • дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания в рамках национального проекта «Здоровье» отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации неработающих граждан; проведение иммунизации населения; проведение мероприятий но раннему выявлению социально значимых заболеваний и заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также дополнительная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами; • организация и обеспечение госсанэпиднадзора. В структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации значительный удельный вес занимают средства, направляемые на страхование неработающею населения. Кроме того, субъектами РФ оплачиваются: • специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь; • специализированная (по установленному перечню) медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях субъектов РФ в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также высокотехнологичные виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ и сфере здравоохранения. Расходы бюджетов субъектов РФ включают в себя обеспечение медицинских организации субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. В соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ в отношении отдельных категорий граждан осуществляются дополнительные меры по оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению. За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается: • скорая медицинская помощь; • первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время и после родов. Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций муниципальной системы здравоохранения лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентам и, а также обеспечение граждан лекарственным и средствами, и изделиями медицинского назначения. Кроме того, за счет средств бюджетов в установленном порядке финансируются: • оказание медицинской помощи, предоставление медицинских и иных услуг в лепрозориях, трахоматозных диспансерах, центрах но борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, детских и специализированных санаториях, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патологоанатомической экспертизы, медицинских информационно-аналитических центрах (бюро медицинской статистики), станциях переливания крови, центрах планирования семьи и репродукции, домах ребенка, хосписах, больницах сестринского ухода; • мероприятия по реализации федеральных, региональных и местных целевых программ, а также ведомственных целевых программ; отдельные мероприятия национального проекта «Здоровье», к примеру, такие, как строительство, ремонт и оснащение оборудованием медицинских учреждений; • научные исследования и другое. Планирование расходов бюджетного учреждения осуществляется на основе производственных сетевых показателей. Такими показателями при планировании, например, расходов па содержание больничного учреждения являются: число коек, но их профилям (на начало, конец года, среднегодовое); количество диен функционирования койки в году: длительность пребывания больного в стационаре: численность медицинского персонала и др. Планируемые итоги национального проекта «Здоровье» за 2014-2017 гг. не совпали с фактическими. Причиной несовпадения является тенденция «сползания национального проекта в регионы, у которых зачастую возникает дефицит с финансированием проекта и должные мероприятия не выполняются, в связи с невыполнением плана финансирования. (рисунок 9, рисунок 10) Рисунок 9 Запланированная ежегодная смертность в РФ на 1000 человек Рисунок 10 Фактическая ежегодная рождаемость и смертность, на 1000 человек В соответствии с решениями Совета при Президенте РФ по реализации национальных проектов и демографической политике на реализацию национального проекта «Здоровье» на 2006–2008 гг. было дополнительно предусмотрено более 360 млрд руб. Эти ассигнования не заменили, а дополнили плановое финансирование отрасли. Приоритетный национальный проект «Здоровье» на момент начала реализации включал в себя направления «Развитие первичной медико-санитарной помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью». В 2008 г. оба направления были значительно расширены как по своему составу, так и по объемам финансирования из федерального бюджета в целом. Динамика объемов федерального и регионального финансирования приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Челябинской области (Таблица 1) показывает положительный рост финансирования проекта в области в целом. Так, в 2006 г. общий объем финансирования составил 2 370,5 млн руб., в 2007 г. – 4 759,9 млн руб., в 2008 г. – 6 246,9 млн руб. Структура средств, направляемых из федерального бюджета, консолидированного бюджета Волгоградской области, внебюджетных источников за три года реализации проекта, не отражает устойчивой динамики направления тех или иных источников финансирования проекта, что объясняется изменением направлений и мероприятий реализации национального проекта и предполагаемых источников их финансирования. Таблица 1 Федеральное и региональное финансирование приоритетного национального проекта «Здоровье» на территории Челябинской области. Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. млн руб. % к общему объему млн руб. % к общему объему млн руб. % к общему объему из федерального бюджета 1 194,5 50,4 1 583,5 33,3 1 684,9 27,0 на улучшение демографической политики - - 53,7 1,1 665,2 10,6 из консолидированного бюджета 1 176,0 49,6 1 370,5 28,8 2 486,6 39,8 на улучшение демографической политики - - 751,1 15,9 936,6 14,9 из внебюджетных источников - - 995,2 20,9 473,6 7,7 всего 2 370,5 100,0 4 759,9 100,0 6 246,9 100,0 Таким образом, остается не только актуальным, но и необходимым решение вопроса обеспечения прозрачности использования средств, выделяемых на реализацию национального проекта «Здоровье». Для этого прежде всего на законодательном уровне необходимо правовое закрепление понятия «приоритетный национальный проект». Следующим обязательным шагом становится оптимизация учета программно-целевых ассигнований федерального бюджета, включающая обозначение в доходных и расходных показателях бюджетных данных признака приоритетного национального проекта на всех стадиях исполнения бюджетов всех уровней. 2.3 Приоритетный нацпроект "Образование" Национальный проект «Образование» — программа по повышению качества образования, объявленная Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх приоритетных национальных проектов. Приоритетный национальный проект "Образование" призван ускорить модернизацию российского образования, результатом которой станет достижение современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям. В нацпроекте заложено два основных механизма стимулирования необходимых системных изменений в образовании. Во-первых, это выявление и приоритетная поддержка лидеров - "точек роста" нового качества образования. Во-вторых - внедрение в массовую практику элементов новых управленческих механизмов и подходов. Цель проекта - дать системе образования стимул к движению вперед, выработать механизмы, способные кардинально поднять качество отечественного образования, создать основы для инновационного развития страны, укрепления ее конкурентоспособности. С момента объявления проектов обозначилась три главные проблемы в их реализации: Во-первых, Национальные проекты не превратились в научно проработанные программы. Это произошло, вероятно, из-за нехватки времени, а также из-за общей практики недооценки ученых, которая сложилась в России после распада СССР. А потому в Национальных проектах оказалось больше политики выборов и косвенной пропаганды, чем продуманной социальной политики развития человеческого потенциала России. Во-вторых, восприятие национальных проектов в социуме оказалось противоречивым. Факты таковы, что сама идея Национального проекта, как способа решения важных проблем страны, представляется плодотворной только 29% российских граждан. По мнению 27% россиян, национальные проекты не являются эффективным способом решения проблем. Особенно часто эту точку зрения выражают москвичи (42%), а также граждане с высшим образованием (34%). Граждане правы в том, что проблем у страны слишком много, и эти проблемы нуждаются в системном, сбалансированном подходе, чего отдельные проекты, даже если их много, обеспечить не смогут. В-третьих, основная форма реализации обсуждаемых Национальных проектов - распределение денег на основе не до конца проработанных критериев. Иначе говоря, здесь имеет место бюрократический и монетарный подходы. Однако в тонкой сфере образования, здравоохранения, культуры и науки такие подходы не всегда показывают свою неэффективность. Куда важнее вопросы научного обоснования, интересные идеи, содержательные решения, удовлетворяющие интересы большинства граждан. Реализованные проекты: • Создание и поддержка инновационных школ. В 2006-2008 гг. проводился ежегодный конкурс инновационных программ средних общеобразовательных учреждений, в ходе которого отбиралось по 3000 лучших общеобразовательных школ. Школам было за что соревноваться – каждая из них после подведения Министерством образования и науки РФ итогов конкурса получила по 1 млн рублей из федерального бюджета на приобретение лабораторного оборудования, компьютеров, методических пособий, модернизацию всей материально-технической базы, а также на повышение квалификации преподавателей. Всего за три года такая финансовая помощь была оказана 9000 школ (по 3000 школ за каждый год) с общим объемом финансирования – 9 млрд рублей. В результате реализации проекта победившие школы (в т.ч. сельские) не только смогли улучшить свою материальную оснащенность и повысить качество обучения, но также изменить свои уставы в сторону большей демократизации: например, создать органы школьного самоуправления. Многие из этих школ стали также ресурсными опорными центрами для других школ по внедрению инновационных методик в процесс обучения. • Поддержка учреждений начального среднего и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Проект поэтапно реализовывался в 2007-2009 гг. и имел целью поддержку системы подготовки рабочих кадров, квалификация которых полностью бы отвечала потребностям конкурентоспособных предприятий всех отраслей современной российской экономики. Для выявления лучших начальных и средних образовательных учреждений также проводились конкурсы на лучшие инновационные программы, а победителям полагались крупные субсидии. В целом за эти три года были поддержаны инновационные образовательные программы 320 учреждений НПО и СПО, в которых обучаются свыше 200 тыс. студентов. Общий объем финансирования из федерального бюджета составил 9,48 млрд. рублей, при софинансировании из региональных бюджетов и за счет средств работодателей – в сумме 3,3 млрд. рублей и 5,5 млрд. рублей соответственно. Реализация проекта позволила внедрить в образовательных учреждениях современные методы и формы обучения, рассчитанные на освоение новейших производственных технологий, а также привести в соответствие запросы работодателей и квалификацию выпускников НПО и СПО, участвующих в проекте. • Инновационные программы высших учебных заведений. Одним из важнейших направлений в рамках ПНПО была задача модернизировать и сделать более эффективным и качественным российское высшее образование с тем, чтобы оно стало конкурентоспособным на мировом рынке и полностью соответствовало требованиям современного рынка труда. Для этого предполагалось расширить насколько это возможно интеграцию образования и науки, модернизировать содержание и методику самих образовательных программ и сформировать новую схему менеджмента в российских вузах. На конкурсной основе в течение 2006-2008 гг. были выявлены лучшие вузы, предоставившие на творческий конкурс свои инновационные образовательные программы. В целом были финансово поощрены 57 лучших вузов-победителей – каждый из них получил от 200 млн до 1 млрд рублей на кардинальное обновление материально-технической базы, на внедрение новых образовательных программ с применением информационных технологий и новейших методических пособий. В целом проект был профинансирован государством на общую сумму 40 млрд. рублей – 5 млрд. в 2006 г., 15 млрд. – в 2007 г. и 20 млрд. – в 2008 г. Успешный опыт проведения этих конкурсов в дальнейшем стал основой для проведения конкурса на лучшие национальные исследовательские университеты в 2009 г. • Интернетизация образования. Подключение всех российский школ к сети Интернет являлось насущной необходимостью, поскольку обеспечивало доступ учащихся и преподавателей к мощному современному образовательному ресурсу. Ежедневно в течение 2006-2008 гг. к сети подключалось до 300 российских общеобразовательных учреждений, что обеспечило учащимся и преподавателям доступ к электронным библиотекам, музеям, научно-техническим, гуманитарным и естественнонаучным онлайн-порталам. В настоящее время разрабатывается система т.н. электронных ресурсов нового поколения – то есть интерактивных образовательных программ по всем школьным предметам. Школы не только были подключены к сети, но также обеспечивались соответствующей технической поддержкой и фильтрацией неподобающей интернет-информации. Общее финансирование проекта составило 3 млрд. рублей. • Учебное оборудование. В 2006-2008 гг. в тысячах школ всех регионов России было обновлено учебное....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: