- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Структура и роль познавательного интереса в учебно-познавательной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006754 |
Тема: | Структура и роль познавательного интереса в учебно-познавательной деятельности |
Содержание
2 Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (ФБГОУ ВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого») Кафедра информатики и информационных технологий ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА) на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ Выполнил: студентка 5 курса группы 120932з факультета математики физики и информатики направления «Педагогическое образование» профиля «Информатика» Скворцова Наталия Владимировна Научный руководитель: д.п.н., профессор кафедры информатики и информационных технологий, Астахова Ю.В. Тула 2018 Содержание Введение 3 Глава 1. Анализ состояния проблемы формирования познавательной активности учащихся в процессе обучения 7 1.1. Познавательная активность учащихся, ее уровни и функции в образовательном процессе 7 1.2. Структура и роль познавательного интереса в учебно-познавательной деятельности. 12 1.3. Активная, творческая деятельность учащихся. Ее роль в учебно-познавательном процессе. 15 Глава 2. Развитие у учащихся познавательной активности с помощью творческих задач. 19 2.1. Учет личностных особенностей учащихся при работе с творческими задачами. 19 2.2. Развитие познавательной активности учащихся на различных этапах урока при решении и составлении творческих задач. 22 2.3. Влияние творческих задач на внутриличностный уровень учащихся. 27 Глава 3. Формирование познавательной активности учащихся к изучению информатики средствами творческих задач 30 3.1. Методика использования творческих задач для формирования познавательной активности учащихся по информатике. 30 3.2. Экспериментально-педагогическое исследование результативности методической системы развития познавательной активности учащихся к изучению информатики средствами творческих задач. 37 Заключение 40 Список используемой литературы 42 Введение Одной из основных проблем современного образования является формирование у учащихся устойчивого познавательного интереса, а также высоких показателей успешности обучения. Современные требования к процессу обучения базируются на развитии личной познавательной активности, познавательного интереса каждого обучающегося, а также на основании принципов научности и доступности содержания учебного материала. Познавательный интерес, по мнению психологов, является одним из доминирующих мотивов обучения. Для того, чтобы заинтересовать учащихся в изучении предмета, и тем самым повысить эффективность процесса обучения, необходимо применять максимальное количество методических средств. Современное реформирование системы образования требует от учителей пересмотра отношения к познавательному интересу. Учителю необходимо изучить, и учитывать при подготовке к урокам, индивидуальные особенности обучения у каждого учащегося, тем самым заинтересовать его в самореализации, в нахождении применения своих способностей и склонностей. Интерес – основной мотив, который поддерживает активную повседневную работу, он необходим для творчества, формирования навыков. Развитие познавательного интереса приводит к развитию познавательной активности. В последние годы у учащихся изменились мотивы изучения предметов. Все чаще можно услышать фразу: «Зачем мне нужен этот предмет? Я не собираюсь быть тем-то или тем-то...». Обычно это происходит, когда обучающиеся сталкиваются с какими-то трудновыполнимыми задачами, требующими метапредметных знаний. Основным мотивом для изучения информатики выступает интерес к компьютеру. Однако компьютеры на столько прочно вошли в нашу жизнь, и стали весьма доступны для приобретения, что уже не вызывают должного интереса, а воспринимаются как обычные бытовые приборы, теряя мотивационную силу. Усугубляет ситуацию и появление множества разнообразных программных продуктов, что снижает стремление учащихся изучать теоретическую информатику. Для того, чтобы активизировать познавательную активность учащихся, которая невозможна без познавательного интереса, учителю необходимо систематически пробуждать, развивать, поддерживать и укреплять познавательный интерес учащихся, который выступает не только в роли мотива к обучению, стойкой черты личности, но и в роли мощного средства воспитывающего обучения, повышения его качества. В классической педагогике говорится – «Смертельный грех учителя – быть скучным». Нельзя заставлять учащихся заниматься «из-под палки», это не только не принесет должного результата, но и доставит учителю массу хлопот и огорчений. Поэтому важно смотивировать учащихся заниматься с охотой. Выполнение заданий и решение различных задач является неотъемлемой частью любого урока. На уроках информатики учащимся предлагается выполнить задания как практического, так и теоретического характера. Главная проблема, с которой сталкивается здесь любой учитель, заключается в том, что стандартные школьные задачи и процесс их решения, зачастую не вызывают у обучающихся познавательного интереса и, как следствие, желания работать. Поэтому для того, чтобы повысить познавательный интерес, учителю необходимо применять творческие задания. Творческая работа подразумевает под собой такую деятельность, в результате которой приобретается нечто новое, выражающее индивидуальные способности, склонности, опыт обучающегося. Ученый-педагог Борис Петрович Есипов в своих трудах говорил: «Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового». Но здесь появляется другая проблема – творческих задач очень мало, поэтому учителям приходится самим разрабатывать такие задания. Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что в условиях введения нового Федерального государственного образовательного стандарта и модернизации образования в целом, наибольшее внимание уделяется качеству образования. Качество образования – это важнейшая составляющая социальной сферы, которая абсолютно точно определяет состояние, а также результативность образовательного процесса в обществе. Достижение высоких показателей качества образования невозможно без развития активности, инициативности и познавательной самостоятельности учащихся. Объект исследования – процесс формирования познавательной активности учащихся. Предмет исследования – исследование возможности формирования познавательной активности учащихся на основе творческих задач. Целью изучения проекта является теоретическое обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности использования творческих задач, как средства формирования познавательной активности учащихся. Исходя из поставленной цели, следует решить ряд задач: изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи о формировании познавательной активности учащихся, ее уровнях и функциях в образовательном процессе; рассмотреть и описать структуру и роль познавательного интереса в учебно-познавательной деятельности; изучить и описать активную, творческую деятельность учащихся, ее роль в учебно-познавательном процессе; изучить личные особенности учащихся, и учитывать их при работе с творческими задачами; изучить и описать развитие познавательной активности учащихся на различных этапах урока при решении и составлении творческих задач; рассмотреть и описать влияние творческих задач на внутриличностный уровень учащихся; разработать методику использования творческих задач для формирования познавательной активности учащихся по информатике; провести экспериментально-педагогическое исследование результативности методической системы развития познавательной активности учащихся к изучению информатики средствами творческих задач Для решения поставленных задач следует использовать следующие методы изучения: анализ и синтез научной и методической литературы; обобщение опыта зарубежных и отечественных авторов. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА 1. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Познавательная активность учащихся, ее уровни и функции в образовательном процессе В широком смысле под развитием понимают психические и физические изменения в организме человека, переход в любых его свойствах от простого к сложному, к высоким формам от низших. При рассмотрении данной проблемы со стороны взаимоотношения обучения и развития, под развитием понимается умственное развитие обучающихся. Процесс обучения является сложной деятельностью, в которой от учащегося необходимы большие усилия ума, воображения, памяти, воли. Педагогическому процессу свойственны двусторонность, единство содержательной и процессуальной сторон, направленность на всестороннее развитие личности, отражая эти свойства, обучение в свою очередь, имеет специфические качественные отличия. Обучение – есть специфический процесс познания, управляемый учителем. Он является весьма сложным и многогранным процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности. Благодаря направляющей роли учителя обеспечивается полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, а наряду с этим и развитие умственных сил и творческих способностей. Одной из основных целей обучения является развитие учащихся, которое практически невозможно без познавательной активности. Направления, исследующие развитие данной активности, занимают центральное место в дидактике. Во всех видах деятельности и социальных взаимоотношениях учащихся, осуществляется познавательная деятельность, которая представляет собой единство практической деятельности с теоретическим мышлением и чувственным восприятием. Отношение обучающихся к процессу познания характеризуется активностью, которая в свою очередь определяет интенсивность и прочность «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Определяя познавательную активность как интегративный комплекс качеств обучающегося, которые характеризуют его личность и деятельность, и отражают направленность на получение новых знаний об окружающей действительности, принято определять следующую структуру активности, состоящую из пяти компонентов: система базовых знаний, умений, навыков или информационный объем; организаторские умения, которые заключаются в умении соблюдать культуру труда, планировать свою работу; находить дополнительную информацию, работать с книгой; владение методами познавательной деятельности, развитость познавательных интересов, что подразумевает умение учащегося в соответствии с целью деятельности отбирать информацию, выделять проблему; анализировать, контролировать, сравнивать и корректировать свою работу; уметь использовать имеющиеся знания, умения и навыки в новых ситуациях, аргументировать свои действия и суждения; стремление доводить начатое до конца, а при необходимости находить дополнительную информацию и исправлять или переделывать свою работу; стремление к самостоятельности, самосовершенству, повышению личного уровня, попытки к творческому подходу в работе, любознательность, интерес к нестандартным заданиям. Самостоятельность – важнейшая сторона мотивации учения обучающихся, она связана с определением объекта, средств деятельности и осуществление ее без помощи со стороны других людей. Познавательная активность и самостоятельность являются неотъемлемой частью друг друга, практически доказано, что более активные учащиеся пытаются выполнять все порученные им задания самостоятельно, без помощи со стороны других людей, в то время как менее активные, постоянно зависят от других. Активизация – это управление активностью обучающихся, которая определяется как постоянный процесс мотивации к целенаправленному, энергичному учению, в процессе которого преодолевается пассивная и стереотипная деятельность, спад и застой в умственной работе. Одной из главных целей активизации является повышение качества учебно-воспитательного процесса. Для активизации познавательной деятельности в педагогической практике используются различные пути, такие как – разнообразие форм, методов, средств обучения, а также подбор таких их сочетаний, которые будут стимулировать активность и самостоятельность учащихся. Для достижения наибольшего активизирующего эффекта на уроках должны возникать следующие ситуации, в которых происходит: отстаивание учащимися своего мнения; принятие участия в дискуссиях и обсуждениях; постановка вопросов своим товарищам и преподавателям; рецензирование ответов товарищей; оценивание ответов и письменных работ товарищей; обучение отстающих учеников; объяснение непонятного материала более слабым ученикам; самостоятельность выбора посильного задания; нахождение нескольких вариантов возможного решения задач (проблем); решение познавательных задач посредством комплексного применения известных им способов решения. Новые технологии самостоятельного обучения приводят к повышению активности учащихся: истина, добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность. С уверенностью можно сказать, что в конечном итоге успех обучения зависит от отношения учащихся к учению, их стремления к познанию окружающей действительности, осознанному и самостоятельному приобретению знаний, умений и навыков, их активности. Исходя из вышесказанного, познавательная активность – это деятельное состояние, а также личностное образование, которое выражает интеллектуально-эмоциональный отклик учащихся на процесс познания: стремлении к учению, проявлении волевых усилий, умственному напряжению в процессе овладения знаниями, умениями и навыками, отзывчивости обучающихся к процессу учения, выполнению индивидуальных и коллективных заданий, интересу к деятельности других людей. Уровни познавательной активности можно классифицировать по следующим основаниям: По характеру деятельности. По отношению к деятельности. По длительности и устойчивости. По характеру деятельности различают три уровня познавательной активности. Воспроизводящая активность. Характеризуется работой учащихся по образцу и отсутствием интереса к углублению знаний. Обучающиеся стремятся понять, запомнить, воспроизвести и применить получаемые знания точно в таком же виде, в котором они предоставляются учителем. В процессе получения знаний не возникают вопросы типа: «Почему?», волевые усилия учащихся неустойчивы. Интерпретирующая активность. Данный уровень отличается стремлением учащихся выявлять смысл изучаемого содержания. Обучающиеся стремятся познать связи между явлениями и процессами, а также пытаются найти способы применить полученные знания в измененных условиях. При данном уровне активности учащихся не пугают возникающие трудности, а наоборот мотивируют довести начатое дело до конца, найти пути решения, что свидетельствует о большой устойчивости волевых усилий. Творческая активность. Данный уровень отличается стремлением учащихся не только максимально глубоко изучить сущности явлений и их взаимосвязей, но и найти новые способы решения. Характерной особенностью является проявление высоких волевых качеств, упорства, настойчивости в достижении целей, широких и стойких познавательных интересов. Основой для обеспечения данного уровня активности является высокая степень рассогласования между новой информацией, явлением и опытом обучающегося, который он имел ранее. По отношению к деятельности различают два уровня познавательной активности. потенциальная активность, которая характеризует личность со стороны готовности и стремлении к деятельности; реализованная активность, которая характеризует личность через качество деятельности. Данному виду активности присущи энергичность, результативность, интенсивность, творчество, самостоятельности и сила воли при выполнении заданий. По длительности и устойчивости различают: ситуативную активность, которой проявляется эпизодически; интегральную активность, которая определяет доминирующее отношение к деятельности. Основными функциями познавательной активности являются прием информации, который заключается в наблюдении, поиске, обнаружении и испытании. Структура и роль познавательного интереса в учебно-познавательной деятельности Познавательная деятельность играет важную роль в развитии человека и формировании его личности, ведь под ее влиянием развиваются все процессы сознания. В процессе познавательной деятельности требуются значительные затраты умственных сил и напряжения, в виду того, что подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна, этот процесс удается далеко не всем. Проблема усвоения состоит не только из овладения знаниями, но и процесса длительного устойчивого внимания, напряжения волевых усилий и умственных сил. Формирование познавательного интереса в обучении играет большую роль. Известный основоположник научной педагогики Ян Амос Коменский в своей книге «Великая дидактика» писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». По мнению ученого необходимо отбросить старые меры воздействия на учащихся, перестать постоянно контролировать, запугивать, подавлять их личность, на первый план должна выйти основательность, но при этом легкость и приятность обучения. В научной литературе можно встретить различные характеристики познавательного интереса. Советские психологи Л.А. Венгер и А.В. Запорожец характеризуют познавательный интерес как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания. Доктор педагогических наук И.Ф. Харламов связывает познавательный процесс с побуждением к деятельности. Советский и российский социолог и политолог Л.А. Гордон, находит связь интереса с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельность. Также ученые находят связь познавательного интереса учащихся с активно-познавательным (советский психиатр и медицинский психолог Н.В. Мясищев и доктор педагогических наук В.Г. Иванов), а также эмоционально-познавательным (советский психолог М.Г. Морозова) отношением человека к миру. Доктор психологических наук Р.С. Немов и советский и российский психолог А.В. Петровский связывают познавательный интерес с мотивированным состоянием познавательного характера. Известный советский педагог и психолог А.Г. Ковалев - со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности. Познавательный интерес можно рассмотреть, как целостное образование личности, что позволяет выявить его основу, состоящую из следующих взаимосвязанных компонентов: Эмоциональный компонент. Характеризуется как положительное отношение к предметной стороне деятельности и ее процессу. Наиболее ярко данный компонент проявляется при взаимодействии с другими людьми, сюда относится оказание помощи, положительные эмоции в ходе совместной деятельности, проявление заинтересованности, эмпатии. Эмоциональное начало, заложенное в познавательный интерес, содержит мощный энергетический ресурс, который является огромным стимулом, обеспечивая устойчивость интереса и перерастание его в неотъемлемое свойство личности. Интеллектуальный компонент. Связан с развитием анализа, синтеза, сравнения, классификацией и обобщения получаемой информации, то есть другими словами с операциями мышления. Данному компоненту присущи вопросы, направленные на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиск новых способов решения познавательных задач. Процесс познания связан с активной мыслительной деятельностью, поэтому операции мышления значимы для развития интереса. Регулятивный компонент. Регуляция и развитие познавательного интереса зависит от устремления, целенаправленности, преодоления трудностей, принятия решений, сосредоточенности внимания, отношения к результатам деятельности, развития рефлексивных способностей, которые связанны с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности. Познавательный интерес является стимулом развития волевых качеств личности. Творческий компонент. Предполагает самостоятельный перенос ранее усвоенных способов деятельности в новые ситуации, а также комбинирование в новые виды деятельности ранее известных способов деятельности, проявление способности к нестандартной мыслительной деятельности. Познавательный интерес - это основа для совершенствования способностей и склонностей учащихся, к различным видам творческой деятельности, это есть познавательная деятельность, которая побуждается познавательной потребностью. Творчество является активатором для проявления фантазии, отражения в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определения возможности решения типичных задач на другом материале и в других условиях. Каждому человеку присущ познавательный интерес, но различна его направленность и мера. Практические и исследовательские действия учащихся являются условием развития познавательного интереса, и немаловажное значение имеет успех в завершении этих действий. При помощи элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока, создается внимание к теме, в результате чего интерес используется как средство обучения. Вырастая до высокого уровня своего развития, становясь устойчивым, прочным и занимая доминирующее положение в кругу других мотивов, познавательный интерес становится свойством личности, которое принято называть любознательностью. На данном этапе познавательный интерес выступает как результат обучения. Активная творческая деятельность учащихся. Ее роль в учебно-познавательном процессе В разговорном и научном языках часто можно встретить слово «творческий». В разговорах мы говорим не просто о мышлении и инициативе, а о творческом мышлении, не об успехах человека, а о его творческих успехах. Что же нужно добавить к инициативе, мышлению, успеху, чтобы они заслужили определение «творческий», что же понимается под словом «творчество»? Творчество – есть процесс деятельности человека, при которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество – способность человека создавать новую реальность, удовлетворяющую многогранным человеческим потребностям, из получаемого действительного материала. Любой труд, выполняемый человеком, может иметь творческий характер. В зависимости от характера созидательной деятельности различаются виды творчества, такие как художественное, организаторское, изобретательное творчество и т.п. Творчество – это процесс деятельности человека, в котором принимает активное участие не только воображение, но и получаемое в обучении и практике мастерство, которое необходимо для осуществления творческого замысла. Повседневная жизнь требует проявления активной творческой деятельности, ученые, инженеры постоянно должны делать новые изобретения, открытия, на основе ранее полученных знаний, достижений науки и техники. Исходя из этого следует вывод, что нужно постоянно повышать качество образования и воспитания для высокого развития творчества. Для развития творческой мысли и активности должен быть использован весь огромный образовательный потенциал. Творческая активность в подростковом и юношеском возрасте представляется в форме самостоятельной выработки проблем и экспериментальных познавательных задач. Что проявляется в появлении устойчивых личностных интересов к той или иной сфере познания и практики, что способствует возникновению устойчивых профессиональных вопросов. Основным фактором, который обеспечивает развитие познавательных процессов и составляет основу избирательности мышления, памяти и внимания в обучении и творчестве учащегося является исследовательская активность. Она выступает в роли предпосылки эффективности усвоения нового учебного материала Исследовательская активность ученика представляет собой предпосылку эффективности усвоения нового учебного материала, овладение творческим преобразованием прежде усвоенных знаний и саморазвитием ученика, а кроме того, как психологическое требование эффективности системы обучения и воспитания. Творческая активность является предпосылкой и условием индивидуального роста учащегося, раскрытия им самого себя. Исходя из этого, творческим процессом называется процесс, в результате которого возникает что-то новое, не содержащиеся в исходных условиях. Современное общество требует развития активных личностей, способных мыслить. Изменения в образовательном стандарте ориентированы на развивающее обучение учащихся, на активный процесс обучения и воспитания. На более высокую ступень поднимаются возможности для формирования и развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста. Школьники получают большую возможность решать долговременные и серьезные задачи, при этом самостоятельно организовывая свою работу, применяя полученные ранее знания, пробуя новые варианты выполнения задач. Немаловажную роль играет поручение учащимся решить новые задачи для исследований в области науки и техники, при этом ставив перед ними проблему, ведь правильная постановка проблем является залогом ее успешного решения. Активная творческая деятельность учащихся возникает уже на этапе постановки проблемы и задачи ее решения. Новые, необычные, интересные проблемные ситуации являются основным стимулом в обучении. Такое построение обучения необходимо в современной школе. Важно начинать использовать имеющиеся возможности для развития творчества еще с начальной школы. Ведь если в начале обучения такие возможности не предоставляются, то в старших классах развитие творчества будет происходить с большими усилиями как для учащихся, так и для учителя. Проблемное обучение, вводимое с начальной школы, способствует развитию более гибкого мышления, умению устанавливать связи между различными предметами и явлениями, ставить эксперименты и выдвигать оригинальные идеи. В процессе организации обучения учителю необходимо учитывать индивидуальный опыт и знания учащихся. Построение проблемного обучения способствует поиску новых путей познания, зачастую являющимися «обходными». Поиск новых путей занимает больше времени, но знания и умения, полученные данным образом, являются более прочными и практически применимыми. Не каждый урок может быть построен проблемно, данный метод может быть использован только для усвоения главных и существенных понятий в содержании какого-либо предмета. Одним из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающим возрастание качества образования является повышение уровня творческой активности и познавательного интереса. Для этого нужно создавать такие педагогические условия, которые будут способствовать развитию личности, формированию и развитию ключевых компетенций учащихся. Развитию творческой активности на уроках информатики способствуют следующие педагогические условия: внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; создание и разработка приёмов, стратегий, инструментов, предметов для последующей деятельности; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях, сопоставлениях. ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ У УЧАЩИХСЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ Учет личностных особенностей учащихся при работе с творческими задачами В каждой сознательной трудовой деятельности, от человека требуется проявление смекали, то есть знаний, сообразительности и находчивости. Для развития смекалки используются задачи-головоломки, решаются другие разнообразные задачи, систематически выполняются упражнения. При планировании учителем урока и разработке творческих задач, следует смоделировать такие условия, при которых будет создана благоприятная среда для удачного выполнения задач учащимися. Все творческие задачи выступают в разных сочетаниях и пропорциях, тем самым развивают различные стороны творческого мышления. Основное свойство творческой задачи – неизвестность алгоритма ее решения, при имеющемся для этого комплекте данных. Творческие задачи должны завершать собой изучение того или иного раздела курса, так как соответствуют высшей степени усвоения знаний, а в редких случаях элементы творческой деятельности могут присутствовать и на более ранних этапах изучения курса. Решение нестандартных творческих задач требует дифференцированного подхода к обучению с учетом индивидуальных особенностей всех обучающихся. В книге Е.С. Рабунского «Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: (На основе анализа их самостоятельной учебной деятельности)» рассматриваются следующие критерии индивидуализации: познавательный интерес (отношение ученика к обучению); индивидуальные способности (познавательные особенности ученика); уровень знаний (успеваемость учащегося). Все практические задачи при изучении каждого раздела темы можно разделить на три уровня: обязательный минимум (все задания данного уровня должны быть абсолютно понятны и посильны любому ученику); тренировочный уровень (или уровень свободного владения материалом). Данные задания адресованы на выполнение учениками, которые проявляют желание хорошо знать предмет и осваивают программу без особой трудности; творческий уровень (данные задания выполняются добровольно, по желанию учеников). Данная работа выполняется не всеми учащимися, но каждый раз должна обязательно отмечаться отметкой, что позволит учащемуся, расти в изучении предмета и освоении определенных разделов информатики. Тут важно использовать разные формы поощрения, выполненные самими учащимися – грамоты, открытки, дипломы, словесная похвала и т.д. Для того чтобы подталкивать учащихся к творчеству необходимо использовать такие приемы как: игровые моменты на уроках, соревнования и конкурсы между учащимися, музыкальное сопровождение заданий, поощрения за проявление творческой фантазии, оригинальности оформления, работа учащихся на уроке в роли учителя, консультанта, отсроченные задания. Особое внимание стоит уделять слабым ученикам, тем, кто боится получить неудачные результаты, так как уверен, что не умеет и не любит выполнять данный вид деятельности, и не сможет сделать это на компьютере. Для таких учащихся используются пошаговые инструкции. Важно также уделять не меньшее внимание ученикам, чьи способности выше средних. Таким учащимся можно предложить дополнительные задания повышенной сложности, которые они должны выполнить на уроках или во внеурочное время. Такая работа часто имеет метапредметные связи. В системе и требованиях к каждой задаче или заданию, несомненно, должен присутствовать творческий характер. На уроках информатики можно применять следующие виды творческих задач: для учащихся слабого уровня подготовки: работа по маршрутной карте, когда расписан каждый шаг выполнения задания; догадайся, нарисуй создание иллюстраций к произведениям, сборникам, стенгазетам; создание поздравительной открытки, грамоты, подарочного сертификата для учащихся среднего уровня подготовки: начало есть - додумай сам; найди ошибку; найди отличия и измени; нарисуй свое видение героя произведения, придумай сказку и иллюстрацию к ней. для учащихся высокого уровня подготовки: самостоятельное составление заданий; составление и разгадывание ребусов с использованием компьютерной графики; составление рисунков и графических работ по различным предметам, а также по заказу школы; плакат-аннотация на статью, фильм и т.д. задания для самоанализа учащимися своих способностей: «Выбор из массива», учащимся предлагается выбрать из множества заданий примерно одного уровня то, что им ближе; групповые задания: коллективный коллаж на заданную тему, где каждый учащийся создает свой фрагмент, а потом все работы соединяются в одно целое; всевозможные конкурсы («Лучший рисунок, плакат на определенную тему»); совместная работа над темой; Все задания необходимо подбирать в соответствии с определенным критериями. Каждое задание должно быть содержательным, практически значимым, интересным для ученика; оно должно способствовать развитию пространственного воображения, активизировать творческие способности; по возможности заданиям должно быть найдено применение в жизни. Развитие познавательной активности учащихся на различных этапах урока при решении и составлении творческих задач. Главной задачей учителя информатики является формирование у учащихся системного подхода к оценке и выбору информации. Решение поставленных на урок задач неразрывно связано с развитием интеллектуальной сферы учащихся, которая включает в себя мышление (логическое, критическое, креативное), память, воображение, внимание. Для того чтобы сформировать самостоятельную творческую личность, необходимо постоянно развивать все перечисленные выше составляющие. Интересный для ученика урок одновременно будет являться эффективным. Невозможно удержать внимание и работоспособность учащихся на достаточно высоком уровне в течение всего урока, поэтому нужно прибегать к смене видов деятельности. Виды деятельности для развития интеллектуальной сферы учащихся: решение занимательных задач; проведение разминки; проведение викторины; обсуждение «фразы недели»; разработка презентаций или веб-сайтов. На организационном этапе уроке можно провести разминку, способствующую развитию памяти и внимания. Разминка проводится в начале урока и включает в себя вопросы из разных областей знаний. Вопросы читаются один раз и требуют незамедлительного краткого ответа. Такое начало урока нравится учащимся и моментально включает их в работу, выполняя организационную функцию. Примеры вопросов разминки. Минимальная единица информации. (Бит) Нераскрывшийся цветок. (Бутон) Назначение процессора. (Обработка информации) Рабочий элемент электронной таблицы. (Ячейка) Украинский город, знакомый шведам. (Полтава) Устройство ввода информации.(Мышь, клавиатура, сканер) И часть дерева, и часть слова. (Корень) Неопределенная форма глагола. (Инфинитив) И офисная мебель, и элемент файловой системы Windows. (Рабочий стол) И скамья, и магазин. (Лавка) На этапе закрепления изученных знаний, либо на этапе рефлексии можно использовать решение занимательных задач, которые способствуют развитию логического мышления. Широкое распространение принимают так называемые «задачи на балл». Смысл данных задач заключается в том, что за решение каждого задания учащийся получает 1 балл, за пять баллов ученик получает отметку «5». Решение занимательных задач повышает мотивацию учащихся, избегает снижения мыслительной активности к концу урока, развивает логическое мышление. Практика показывает, что некоторые учащ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы:
- Дидактическая игра как средство формирования у младших школьников учебно-познавательного интереса и решению языковых задач
- Влияние оценочной деятельности учителя на формирование учебно- познавательной мотивации младших школьников
- Формирование познавательного интереса к предмету математика в процессе организации внеклассной деятельности обучающихся 5-6 классов