VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Прибыль как показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001350
Тема: Прибыль как показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Содержание
 Прибыль как показатель эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия
   
     Прибыль является одним из основных показателей хозяйственной деятельности предприятия и на законодательном уровне определена как основная цель создания коммерческих предприятий. За счет прибыли  происходит формирование бюджетных ресурсов государства, осуществляется финансирование расширения предприятий, материальное стимулирование работников, решение социально-культурных мероприятий и др. В связи с этим в получении прибыли заинтересованы не только руководство и трудовые коллективы предприятий, но и государство в целом. За счет прибыли также живет и развивается любое коммерческое предприятие - это основной источник финансовых ресурсов предприятий, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств1.
     В современной западной экономической литературе прибыль рассматривается как доход от использования факторов производства, в том числе как плату за риск, неопределенность результатов предпринимательской деятельности.	
     Категория «прибыль», как и все другие экономические категории, имеет исторический характер, который, в первую очередь заключается в том, что эта определенная категория появляется только при капитализме. Во-вторых, в конкретизации категории «прибыль» в процессе эволюции самого капиталистического способа производства.
Прибыль представляет собой денежную форму чистого дохода общества. Термин «прибыль» имеет разное значение в практике.
   Существует три подхода к определению прибыли что показано на рисунок 1.
   









     
     Рисунок 1 – Подходы к определению «прибыль»
     
     
     Не все предприятия являются прибыльными, рассмотрим количество убыточных предприятий в РФ (рисунок 2). 


     
     Рисунок 2 – Количество убыточных предприятий и организаций в РФ
     Исходя из графика можно сделать вывод, что количество убыточных предприятий за последние несколько лет увеличилось. В 2015 году количество убыточных предприятий составило 32,8% от всех предприятий.
     Ниже рассмотрим количество убыточных предприятий в Украине (рисунок 3).

     
     
     Рисунок 3 – Количество убыточных предприятий и организаций в Украине
     
     Количество убыточных предприятий в Украине значительно выше, и этот показатель с каждым годом увеличивается. За 2015 год количество убыточных предприятий составило 57% от всех предприятий, этот показатель значительно выше чем в РФ.
     Для того, чтобы уменьшить этот показатель необходимо создать для предприятий все условия для выхода их на прибыльную работу за счет эффективного управления, снижения затрат, уменьшение себестоимости продукции и реализации инвестиционных продуктов2.
     Как общий показатель деятельности предприятия прибыль отражает все стороны его производственно-хозяйственной деятельности: уровень использования основных и оборотных средств, трудовых ресурсов, технический уровень производства и конкурентоспособность производимой продукции3. Предприятие должно стремиться к получению такого объема прибыли, который позволил бы ему не только удерживать свои позиции на рынке выпускаемых предприятием товаров и оказываемых услуг, но и обеспечивать развитие производства и устойчивое финансовое положение в условиях конкуренции.	
     Как экономическая категория прибыль предприятия отражает чистый доход созданный в сфере материального производства. Как счетная величина, прибыль представляет собой разницу между отпускной ценой продукта и его полной себестоимостью, а также затратами, определенными действующим законодательством. 	
         Признание и порядок определения прибыли предприятий сегодня осуществляется согласно Положения (стандарта) бухгалтерского учета.
          Итак, согласно вышеупомянутому П(С)БУ прибыль – это сумма, на которую доходы превышают связанные с ними расходы. Также, в связи с выделением определенных видов деятельности (операционной, финансовой и инвестиционной), используется несколько понятий прибыли4.
     Другие определения «прибыли» в современной экономической литературе поданы в таблице 1.
     
     
     
     

     Таблица 1 - Определение понятия «прибыль» в современной экономической литературе
     
           Автор
Определение 
Источник
И.Т. Балабанова5
форма дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности (исключая политическую, благотворное и т. др. деятельности)

Балабанов И. Основы финансового менеджмент : /Учебник
И.А. Бланк6
основной финансовый результат умелого и успешного осуществления бизнеса, в который предприниматель вложи в свой капитал
Бланк И.А Управление прибылью : / Учебник
Мэнкью Н.7
разница между валовыми доходами и совокупными затратами
Мэнкью Н. Принципы экономики
П. Друкер8

показатель, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости
Бланк И.А. Финансовая стратегия предприятия : / Учебник
Г.В. Савицкая9
в определенной степени плата за риск осуществления предпринимательской деятельности
Г.В. Савицкая: Принципы управления прибылью предприятия:/ Учебник

А.Е. Ширягина10 


источник обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятия, источник формирования бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов
Ширягина А.Е. Значение прибыли в финансово-хозяйственной деятельности предприятий 
 Вечканов Г. С.11
выражает конечные результаты хозяйственной деятельности отдельного предприятия, отрасли, народного хозяйства в целом; одна из основных форм стоимости прибавочного продукта; одна из форм чистого дохода
Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляев В. Т./:
Краткая экономическая энциклопедия
Золотогоров В.Г.12
Сумма средств, на которую доход предприятия превышает затраты 
Золотогоров В.Г. Энциклопедический словарь по экономике
Ж. Б. Сэй13
вознаграждение за труд по управлению производством
Финансы предприятий: Учебник для вузов/Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк и др.; 
Абалкин Л.И.14
 . 
Преимущества от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров
Абалкин Л.И. Экономическая энциклопедия
В.В. Ковалев15





 конечный финансовый результат предпринимательской деятельности, важнейший обобщающий показатель, функционирования предприятия в области предпринимательства и бизнеса
Ковалев, В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью/: Учебно-практическое пособие
Сергеев И. В.16



важнейшая экономическая категория и традиционно считается основной целью деятельности любой коммерческой организации
Сергеев И. В., Веретенникова И. И. Экономика организаций (предприятий)/: Учебник

С.В. Мочерний17




денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности 
Онисько С. М. Финансы предприятий/: Учебник 



Билык, Т. А.18




часть чистого дохода, которая остается предприятию после возмещения всех расходов, связанных с производством, реализацией продукции и другими видами деятельности
Билык, Т. А. Прогнозирование чистой прибыли малых предприятий/: Учебник
Ковалев, В. В. 19 
положительная разница между суммарными доходами  и затратами на производство или приобретение, хранение, транспортировку, сбыт этих товаров и услуг
Ковалев, В. В.  Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практическое пособие 
Начало формы
Конец формы

     Прибыль объективно необходима предприятиям для развития их хозяйства: расширения материально–технической базы, увеличения собственных оборотных средств, создания фондов, необходимых для социальных нужд коллектива. Размер получаемой прибыли определяет конкурентоспособность предприятия, степень его хозяйственной самостоятельности20.
     Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благоустройству собственников предприятия.	
         Характеристикой этого роста является размер текущего их дохода на вложения капитала, источником которого является получение прибыли.
     Прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Наличие прибыли на предприятии означает, что его доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью. Прибыль обладает стимулирующей функцией, одновременно являясь финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Доля чистой прибыли, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников21.
     Основными хозяйствующими субъектами на рынке выступают как отдельные предприниматели (физические лица), так и предприятия (юридические лица). Эти различия в формах хозяйствования поражают и определенные особенности формирования и распределения прибыли. 
     Роль прибыли предприятия в условиях рыночной экономики (рисунок 4)
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
     Рисунок 4 - Характеристика роли прибыли предприятия в условиях рыночной экономики22
     
     1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным мотивом осуществления любого вида бизнеса, является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает текущего и отложенного  их дохода на вложенный капитал, источником которого является получение прибыль.
     Если для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос – является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности для персонала предприятия.
     Для менеджеров, прибыль является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает и уровень этих менеджеров, что сказывается на их личной заработной платы. И наоборот – постоянное снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.
     Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыль предприятия является не только гарантом их занятости, но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.
     2. Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджетов всех уровней, что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется  уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала23.
     3. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли предприятия характеризует степень умения (подготовленности, опыта, индивидуальности) сотрудников успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использование. При этом капитал перемещается, как правило, в те участки рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.	
     4. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главная роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников, и выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции предприятия на рынке. 
     5. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов, а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях24.
     6. Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальная роль прибыли проявляется в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально незащищенных членов общества.
     7. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Такая угроза может возникнуть в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неопределенно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли25. 
     Характеризуя роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что по мнению многих экономистов эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан не принося пользу обществу в целом. Это относиться к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от «теневой» деятельности предприятий и т.п.
      Рассмотрим, полностью ли лишены «позитива» эти виды прибыли с позиций экономического развития общества в целом.
     Прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, является результатом лучшей информированности предпринимателей о ценах на различных региональных рынках, быстроты реакции на выгодные коммерческие условия, более высокого уровня предпринимательского риска. В конечном счете, спекулятивная прибыль является формой возмещения повышенного предпринимательского риска и служит действенным механизмом выравнивания уровня цен на отдельных региональных рынках. В рамках организованного (биржевого) рынка – товарного, фондового, валютного – спекулятивные сделки служат основным механизмом страхования ценового риска для предпринимателей, избегающих этого риска.
     Прибыль, полученная предприятием в связи с его монопольным положением на рынке за счет установления неоправданно высоких цен на продукцию (так называемая «сверхприбыль» от монопольной деятельности), создает активные стимулы для перелива капитала на такие рынки и роста объема предложения, что в конечном итоге приводит к естественному формированию конкурентной среды на таких рынках и снижению уровня цен на них.
     Прибыль, полученная предприятием от «теневой» деятельности (выпуска и реализации части неучтенной продукции), в определенной степени является защитной реакцией предпринимателей на установленные государством жесткие «правила игры» в экономике, в первую очередь, на неоправданно высокий уровень налогообложения отдельных видов предпринимательской деятельности. В этих условиях предприятия не могут не только обеспечить условия самофинансирования своего развития, но в отдельных случаях и простого выживания в переходной экономике. Рост объема такой деятельности является для государства своеобразным индикатором эффективности принимаемых решений в области налогового регулирования коммерческой деятельности с позиции соблюдения паритета интересов, как государства, так и предпринимателей. Кроме того, и эта прибыль, оставаясь неучтенной, является, тем не менее, источником реального прироста чистого национального дохода26.
     
     1.2 Виды и функции прибыли предприятия
     
     При проведении анализа эффективности деятельности предприятия большое значение имеет правильность понимания  структуры элементов, формирующих этот показатель. Графически классификация прибыли представлена на рисунке 3.
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 3 - Классификация прибыли27
     
     1. По видам деятельности различают: прибыль от основной (операционной) деятельности, в которою входит прибыль от реализации продукции и прочие операционные доходы и расходы; прибыль от инвестиционной деятельности; прибыль от финансовой деятельности.
     2. По порядку формирования различают: валовую (маржинальную) прибыль; прибыль от продаж; общий финансовый результат отчетного периода до выплаты процентов и налогов (брутто-прибыль); прибыль до налогообложения; чистую прибыль.
     Маржинальная прибыль – это разность, которая находится путем вычитания от выручки, которая получается от продаж продукции, произведенной предприятием без учета НДС и переменных затрат на производство28.
     Прибыль от реализации продукции – это разность между маржинальной прибылью и постоянными затратами предприятия.
     Брутто-прибыль организации определяется как разница между выручкой от реализации продукции, товаров, работ и услуг и суммой себестоимости их продажи. Она характеризует общий финансовый результат, заработанный предприятием для всех заинтересованных сторон  (государства, кредиторов, собственников, наемного персонала).
     Прибыль до налогообложения – прибыль компании до вычета налога на корпорации29.
     Чистая прибыль – часть балансовой прибыли предприятия, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей. Чистая прибыль используется для увеличения оборотных средств предприятия, формирования фондов и резервов в производство.
     3. В зависимости от характера получения выделяют прибыль от обычной (традиционной) деятельности и прибыль от чрезвычайных ситуаций, необычных для данного предприятия, которую надо выделять из общей прибыли для правильной оценки работы предприятия.
     4. По характеру налогообложению различают налогооблагаемую прибыль и не облагаемую налогом (льготируемую) прибыль в соответствии с налоговым законодательством, которое периодически пересматривается.
     5. По степени учета инфляционного фактора различают номинальную прибыль и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.
     6. По экономическому содержанию прибыль делится на бухгалтерскую и экономическую.
     Бухгалтерская прибыль – это прибыль от предпринимательской деятельности, рассчитанная по бухгалтерским документам без учета документально не зафиксированных издержек самого предпринимателя, в том числе упущенной выгоды. Она определяется как разность между доходами и текущими затратами, отраженными в системе бухгалтерских счетов. 
     Экономическая прибыль отличается от бухгалтерской тем, что при расчете ее величины учитывают не только явные затраты, но и неявные, не отражаемые в бухгалтерском учете (например, затраты на содержание основных средств, принадлежащих владельцу фирмы).
     7. По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную (нераспределенную) и потребляемую.             
     Капитализированная прибыль – прибыль предприятия, направленная на увеличение собственного капитала и резервов30. 
     Потребляемая прибыль – та ее часть, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам предприятия.
     Использование того или иного показателя прибыли для оценки эффективности работы предприятия зависит от цели анализа, а также от категории заинтересованных лиц. Так, для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия используется маржинальная прибыль, для оценки уровня доходности производства отдельных видов продукции и определения коммерческой моржи – прибыль от реализации продукции до выплаты процентов и налогов, для оценки доходности совокупного капитала – чистая прибыль, для оценки устойчивости роста предприятия – капитализированная (реинвестированная) прибыль.
     Необходимо учитывать также неодинаковую значимость того или иного показателя прибыли для разных категорий заинтересованных лиц:
     - для собственников предприятия важен конечный финансовый результат – чистая прибыль, которую они могут изымать в виде дивидендов или реинвестировать с целью расширения масштабов деятельности;
     - кредиторов интересует общая сумма прибыли до уплаты процентов и налогов, поскольку из нее они получают свою часть за ссуженный капитал;
     - государство же интересует прибыль после уплаты процентов до вычета налогов31. 
     Несмотря на довольно значительный перечень рассмотренных классификационных признаков, он тем не менее, не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и предпринимательской практике32. В связи с этим можно выделить следующие классификационные признаки прибыли предприятия, которые представлены в таблице 3.
     Основная роль прибыли – показать конечный финансовый результат, который характеризует эффективность производства, а также качество  производимой продукции и востребованность. Она отражает уровень дохода предприятия. Каждый предприниматель следит за тем, чтобы уровень прибыли его фирмы не сокращался. Однако на уровень прибыли и ее изменение влияет очень много факторов, которые не всегда непосредственно зависят от самой фирмы. Так, например, общая конъюнктура рынка и цены на сырье и топливно-энергетические ресурсы сильно влияют на уровень прибыли33.                
     
     Таблица 3 - Виды форм прибыли организации (предприятия) по основным классификационным признакам
     
Признаки классификации прибыли
Виды прибыли по соответствующим признакам классификации
Источники формирования прибыли, отражаемые в бухгалтерском учете
Прибыль от реализации продукции
Прибыль от прочих операций, в том числе реализации имущества
Балансовая прибыль
Период формирования
Прибыль предыдущего периода
Прибыль отчетного периода
Запланированная прибыль
Характер использования
Нераспределенная прибыль
Распределенная прибыль
Регулярность формирования
Регулярная прибыль
Чрезвычайная прибыль
Объем
Минимальная прибыль
Максимальная прибыль
Целевая прибыль
Характер использования прибыли
Капитализированная прибыль
Потребленная (распределенная) прибыль
Значение итогового результата хозяйствования
Положительная прибыль
Отрицательная прибыль (убыток)
Нормальная прибыль

     Цель любой коммерческой деятельности – получение прибыли. Как известно, прибыль является основным показателем, отражающим экономический эффект, который получается в результате деятельности конкретного предприятия. Однако прибыль выполняет еще ряд очень важных функций (рисунок 6)34. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     







     
     
     
     
     Рисунок 6 -  Функции прибыли
     
      Прибыли  отражает финансовый результат, эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень расходов и т. д. Вместе с тем на величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. В известной степени, зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на производимую и продаваемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
     Три основных источника получения прибыли:
     1.  Образуется за счет монопольного положения предприятий по выпуску продукции или уникальности.
     2. Связан с производственной или предпринимательской деятельностью, т.е. предполагает знание коньюктуры рынка и умение адаптировать производство под изменяющуюся коньюктуру.
     3. Инновационная деятельность предприятия, предполагает постоянное обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности.
     Для получения прибыли необходимо увеличение объема производства и продаж. Если же этот объем будет меньше критического, то предприятие получит убыток. Только на основе анализа прибыли можно выработать верные управленческие решения, разработать бизнес-планы и т. д. Это справедливо по отношению к любому предприятию, вне зависимости от их размера, вида и масштабов деятельности, а так же формы собственности35.
	Необходимо рассмотреть алгоритм формирования нераспределенной прибыли предприятия (рисунок 7).
     
                                                -
     
                                                   =
     
                                                -
     
                                               =
     
                                               +
     
                                               -
     
                                       
                                              =  
   =
                                                  -

                                              =
     
                   
                                              -
     
                                                  =
     
                                              +
     
                        =                       =
                                              =
                                                -
                                              -
                                          
                                             =
     
     Рисунок 7 – Алгоритм формирования нераспределенной прибыли предприятия
     При проведении аналитических исследований используют следующие показатели:
     Нераспределенная прибыль (непокрытые убытки) – Доля прибыли компании, которая не идет в уплату налогов и нераспределяется между акционерами в виде дивидендов, а повторно инвестируется в активы этой компании36. 
     Номинальная прибыль (непокрытая убытком) – это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.
     Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен. 
     Выделим, что показатели прибыли не отображают степень эффективности хозяйствования, так как сумма прибыли может увеличиваться и при недостаточном использовании материальных, трудовых, финансовых ресурсов, нарушение требований режима экономии. Поэтому для характеристики эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, рациональности сделанных операций используют показатели прибыльности и рентабельности.
     Рентабельность (окупаемость) затрат - этот показатель рассчитываю путем деления прибыли на величину себестоимости реализованной продукции и используют при оценке эффективности текущих затрат, их окупаемости. Показывает размер прибыли на 100 рублей затрат реализованной продукции или сделанных работ37.
     

1.3 Экономические факторы определяющие на величину прибыли и оценка их влияния
     
     Прибыль – это важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес. Полезную информацию можно почерпнуть из анализа динамики доли чистой прибыли. Если доля чистой прибыли растет, это говорит об оптимальной величине уплачиваемых налогов, заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективном хозяйствовании38.
     Чтоб эффективно управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения. 	
 	На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработную плату. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования39.
     Для определения основных направлений  резервов увеличения прибыли, можно выделить факторы, влияющие на её получение (увеличение), которые делятся на две основные группы:
     Классификация факторов, влияющих на величину прибыли приведена ниже на рисунке 8.
 Внутренние факторы – эти факторы осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
 Внешние факторы — эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 8 -  Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

     Внутренние факторы увеличения прибыли предприятия:
 уровень хозяйствования;
 компетентность руководства и менеджеров;
 конкурентоспособность продукции;
 уровень организации производства;
 производительность труда;
 состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
     Внутренние факторы делятся на:
 производственные - характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;
     Производственные факторы подразделяются на:
 экстенсивные;
 интенсивные;
 внепроизводственные — связаны со снабженческой, сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.
     Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др.
     Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:
 повышение производительности оборудования и его качества;
 использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии их обработки;
 ускорение оборачиваемости оборотных средств;
 повышение квалификации  персонала;
 снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
 совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.
     Внешние факторы увеличения прибыли предприятия
 конъюнктура рынка;
 уровень цен на потребляемые материально- сырьевые и топливно-энергетические ресурсы;
 нормы амортизационных отчислений;
 природные условия;
 государственное регулирование цен, тарифов, процентных ставок, налоговых ставок и льгот, штрафных санкций и др.
     Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость.
     При осуществлении производственно - хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи. «Прямое» влияние на величину себестоимости продукции, а значит, и прибыли, связано с тем, насколько рационально расходуются материальные ресурсы — ведь доля материальных затрат в составе себестоимости обычно колеблется от 60 до 90%40.
     Количественную оценку изменения перечисленных факторов осуществляют с использованием таких параметров, как:
     - отпускные цены на реализацию продукции;
     - оценка объема продукции (по базовой себестоимости);
     - экономия от снижения себестоимости продукции;
     - политика цен на материалы;
     - цена на 1 рубль, продукции.
     Основными задачами анализа прибыли до налогообложения являются:
 оценка плана (прогноза) прибыли;
 изучение состава и структуры прибыли в динамике;
 выявление и количественное измерение влияния факторов, формирующих прибыль;
 выявление резервов роста прибыли;
 разработка рекомендаций по наиболее эффективному формированию и использованию прибыли с учетом перспектив развития организации.
     В процессе анализа изучают состав и динамику прибыли отчетного года; устанавливают факторы, определяющие уровень прибыли; оценивают влияние факторов (рисунок 9)41.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 9 - Факторы определяющие величину прибыли до налогообложения42
     
     Влияние факторов 1-го и 3-го порядка оценивается путем сравнения базовых и отчетных данных. Для оценки влияния факторов 2-го порядка использует метод факторного анализа, пример цепной подстановки (рисунке 10).
     Прибыль от продаж (реализации) продукции отражает абсолютную эффективность хозяйствования организации производственной, сбытовой, управленческой деятельности. Рост прибыли от реализации создает основу расширенного воспроизводства, выполнения обязательств организации перед бюджетом, банками и другими кредиторами.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 10 – Схема факторного анализа прибыли до налогообложения
     Величина прибыли определяется объемом реализации продукции (работ, услуг) и зависит от ряда факторов, воздействующих на объем проданной продукции и ее себестоимость43.
     К факторам первой группы влияния относятся:
 объем реализации продукции;
 объем продукции (по плановой себестоимости);
 то же, но обусловленное изменениями в структуре продукции.
     Факторы второй групп.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44