VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Анализ эффективности деятельности предприятия ООО «ЛУКОЙЛ–Ухтанефтепереработка», выявить основные проблемы финансово–хозяйственной деятельности и найти пути повышения ее эффективности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006393
Тема: Анализ эффективности деятельности предприятия ООО «ЛУКОЙЛ–Ухтанефтепереработка», выявить основные проблемы финансово–хозяйственной деятельности и найти пути повышения ее эффективности
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………

8

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ ООО «ЛУКОЙЛ–УХТАНЕФТЕ-ПЕРЕРАБОТКА»………………………………………...…



11

Характеристика ООО «ЛУКОЙЛ–Ухтанефтепереработка», история его создания……………………………………………………………



11

	



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………



13

Понятия и показатели эффективности………………………………

13

Резервы и факторы роста эффективности деятельности предприятия………….......................................................................................



25

Пути повышения эффективности деятельности предприятия……………….….…………………………………………………..



32

АНАЛИЗ ФИНАНСОВО–ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛУКОЙЛ–УХТАНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА»……………………………………………

3.1 Организационная структура предприятия…………..………………...37





37

Анализ основных технико–экономических показателей…………….

39

Анализ прибыли и рентабельности. Затраты на производство………

48

Анализ прибыльности продукции……………………………..…

51

Анализ эффективности использования основных средств……

55

Анализ эффективности использования трудовых ресурсов……

67

Анализ финансового состояния предприятия, как характеристика эффективности его работы……………………………………………



73

Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности………………………………………………………………..76



Анализ использования оборотных средств предприятия……

82

ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВО–ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЛУКОЙЛ–УХТАНЕФТЕ-ПЕРЕРАБОТКА»…………………………………..





81

Предлагаемые мероприятия по повышению финансово–хозяйственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ–Ухтанефтепереработка»



83



Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий

84

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..

89

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………

92






ВВЕДЕНИЕ



В условиях рыночных отношений от предприятия требуется повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно–технического прогресса, эффективности форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу эффективности хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Под анализом понимается способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части и изучение их во всем многообразии связей и зависимостей. Содержание анализа вытекает из функций. Одной из таких функций является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия. 

Следующая функция анализа – контроль над выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Центральная функция анализа – поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики. Также другая функция анализа – оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей. И, наконец, разработка мероприятий по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности.

Анализ эффективности деятельности организации необходим не только его руководителю для оценки финансового положения, но и ряду лиц, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной практике:

1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг предприятия;

2) кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше, чем предприятие обанкротится;

3) аудиторам, которым необходимо проверить отчетность и хозяйственную деятельность организации и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета;

4) руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой.

В настоящее время, экономический анализ получил новую форму представления – форму рекламного характера. Публикация результатов финансового анализа в виде отчетов показывает инвесторам и акционерам результаты работы предприятия за отчетный период времени, тенденции роста прибыли и развития предприятия на следующий год, и служит хорошим рекламным материалом для привлечения новых инвестиций.

Современная экономика, с ее постоянно ожесточающейся конкуренцией, требует от руководителей и менеджеров предприятий, фирм и ассоциаций постоянного повышения эффективности использования экономического потенциала, оптимальных форм хозяйствования, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств. Следовательно, необходимо развитие теории и практика анализа хозяйственной деятельности как одного из основных методов научного управления экономикой. В условиях рыночного механизма хозяйствования анализ должен не только давать объективную оценку выполнению планов и динамике производственно–торговой, финансово–хозяйственной и другой деятельности предприятий, но и выявлять, изучать и мобилизовывать резервы (особенно прогнозные) экономического и социального развития, помогать принимать оптимальные тактические и стратегические управленческие решения.

Повышение эффективности деятельности – и, как следствие, конкурентоспособности компаний – задача, от решения которой зависит успех развития в условиях рыночной экономики. Измерение и анализ эффективности важны для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях экономики. 

Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «ЛУКОЙЛ–Ухтанефтепереработка».

Предметом исследования является сама методика анализа финансовой деятельности и практика применения её в управленческой деятельности.

Главная цель данной работы – провести анализ эффективности деятельности предприятия ООО «ЛУКОЙЛ–Ухтанефтепереработка», выявить основные проблемы финансово–хозяйственной деятельности и найти пути повышения ее эффективности.

Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:

	определить сущность эффективности деятельности;

	исследовать методику оценки эффективности деятельности предприятия;

	выявить основные показатели эффективности деятельности;

	проанализировать эффективность деятельности предприятия;

	оценить имущество предприятия и источники его формирования, платежеспособность и финансовую устойчивость;

	провести анализ эффективности использования ресурсов;

	разработать мероприятия по улучшению финансово – хозяйственной деятельности.

Основой данной работы стала бухгалтерская информация за исследуемый период 2013 – 2015 гг., в том числе бухгалтерский баланс предприятия, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу, пояснительная записка, аудиторское заключение.








	

	ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ

ООО «ЛУКОЙЛ–УХТАНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА»



Характеристика ООО «ЛУКОЙЛ–Ухтанефтепереработка», история его создания



История Ухтинского нефтеперерабатывающего завода начинается с 1934 года, так как 69 лет назад была построена маленькая и, с сегодняшней точки зрения, весьма примитивная трехкубовая перегонная установка. На ней было начато производство топлив для местных нужд, стремительно развивавшегося хозяйства Ухтпечлага. Большое развитие завод получил в 50–е и 60–е годы. Именно в этот период было построено и введено в эксплуатацию большинство производственных объектов завода, определивших его лицо и профиль, как предприятия с неглубокой переработкой нефти по топливному варианту и специализирующегося на производстве целой гаммы битумов, в том числе уникальных. Мощность завода к началу 80–х годов превысила 6 миллионов тонн в год.

Положение кардинально изменилось в 1999 году с приходом в Республику Коми ОАО "ЛУКОЙЛ". Приобретя НК «Коми ТЭК», «ЛУКОЙЛ» приобрел и Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Тогда завод получил название ООО «ЛУКОЙЛ–Ухтанефте-переработка». Была принята и немедленно начата реализация программы капитального строительства и технического перевооружения завода. В десятки раз возросли инвестиции в предприятие, в обновление его основных фондов.

Стратегическая цель этого предприятия заключается в динамическом устойчивом развитии, соответствующем лучшим показателям нефтеперерабатывающих компаний ОАО «ЛУКОЙЛ» по эффективности и конкурентоспособности.

Сегодня на заводе производится широкий ассортимент продукции: автобензины, авиакеросин, дизельные топлива, углеводородное сырье для производства этилена, судовые топлива, вакуумный газойль, топочный мазут, битумы, сера и т.п. 

	Моторные и котельные топлива, битумы и специальные масла из ярегской нефти ухтинского производства пользуются высоким спросом во многих регионах Российской Федерации, а также в странах ближнего и дальнего зарубежья, в частности, экспорт предприятия ориентирован на рынки Северо–Западной Европы. 

Продукция завода находит широкий спрос в России, более половины выпускаемой продукции отгружается за рубеж. ООО "ЛУКОЙЛ–УНП" за выпуск высококачественной товарной продукции неоднократно становилось победителем конкурса "Лучшие товары и услуги предприятий Республики Коми" и "100 лучших товаров России".

	Модернизация ООО «ЛУКОЙЛ–УНП» за время работы под крылом нефтяного гиганта «ЛУКОЙЛ» позволила существенно повысить эффективность производственной деятельности: так, глубина переработки нефти возросла с 47 до 84%, качество выпускаемого дизельного топлива, авиакеросина и битумов соответствует лучшим мировым стандартам, увеличен отбор светлых нефтепродуктов с 39,8 до 48%, снижены безвозвратные потери в три раза – с 0,9 до 0,25%.

	





ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ



2.1 Понятия и показатели эффективности



Любая организация в конкурентной среде является открытой организацией, функционирующей во внешней среде, она взаимодействует с потребителями, поставщиками, конкурентами, законодательными и общественными организациями. Центральным элементом системы управления экономикой в рыночных условиях является качество выработки и принятия управленческих решений по обеспечению рентабельности и финансовой устойчивости хозяйственной деятельности предприятия. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что качественно выполнить эту работу можно с помощью финансового анализа и анализа эффективности предприятия.

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением конечной цели развития производства в целом и каждого предприятия в отдельности.

Экономическая эффективность деятельности предприятия зависит от рационального использования каждого вида ресурсов и их структуры, которая определяется соотношением задействованных ресурсов различных факторов производства. Эти пропорции главным образом обусловлены спецификой производства, уровнем применяемой на предприятии техники, технологии, организации производства и труда, соотношением экстенсивных и интенсивных факторов развития производства. На структуру и частичную эффективность использования ресурсов предприятия значительное влияние оказывают внешние факторы, в частности рынки ресурсов, предложение и спрос на отдельные виды ресурсов и уравновешенные на них цены и т.д.

Экономическая теория определяет категорию эффективности как результативность производственного процесса, производственной системы или конкретной формы хозяйствования. В наиболее общем виде экономическая эффективность производства представляет собой количественное соотношение двух величин – результатов хозяйственной деятельности предприятия и произведенных затрат (в любой пропорции). Исторически при всех способах производства безотносительно к формам собственности производителя интересует соотношение между затратами и результатами своей деятельности.

Повышение эффективности производственно–хозяйственной деятельности предприятия – это одна из центральных проблем экономики. Для успешного решения многих экономических и социальных задач нет другого пути, кроме резкого повышения эффективности всего общественного производства. Процесс формирования результатов и эффективности производства (производительности системы) показан на рисунке 2.1.



		

Рисунок 2.1 – Принципиальная схема формирования результатов и эффективности производительности производственно–экономической системы



Сущностная характеристика эффективности (производительности системы) предприятия находит отображение в общей методологии ее определения, формализованная форма которой имеет вид:



	Эффективность (производительность) =  	(2.1)



Ключевой принцип эффективности деятельности предприятия состоит в следующем: предоставлять потребителям услуги надлежащего, требуемого качества, наиболее рационально используя трудовые, материальные, финансовые ресурсы, повышая доходность предприятия, уровень благосостояния его работников, общества в целом, не причиняя вреда окружающей среде.

Определение эффективности деятельности предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями предприятия, выработать обоснованные программы его производственного развития и поведения на рынке, а также подвести реальную, компетентную основу под принимаемые решения.

Финансово–хозяйственная деятельность предприятия измеряется множеством экономических показателей, которые можно свести в определенную систему, разделив по определенным признакам:

	стоимостные и натуральные – в зависимости от положенных в основу измерителей; 

	количественные и качественные – в зависимости от того, какая сторона явлений, операций и процессов измеряется; 

	объемные и удельные – в зависимости от применения отдельно взятых показателей или же их соотношений.

Стоимостные показатели относятся в настоящее время к числу наиболее распространенных. Использование стоимостных показателей вытекает из наличия в хозяйстве товарного производства и товарного обращения, товарно–денежных отношений. В денежном измерении выражаются, естественно, оптовый и розничный объем продаж, издержки обращения, прибыль. Денежный (стоимостный) измеритель вытекает из экономической сущности перечисленных категорий.

Натуральные показатели используются в плановой и учетно–аналитической практике организаций всех отраслей. Особенно они необходимы для контроля сохранности собственности, рациональным использованием материальных и трудовых ресурсов.

В организациях товары учитывают и анализируют не только в стоимостном, но и в натуральном выражении (по ассортименту в соответствии с установленной номенклатурой). В натуральных показателях ведется контроль и за выполнением производителями договоров поставки товаров.

Под количественными показателями при анализе понимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета. Количественные показатели используют для выражения абсолютных и относительных величин, характеризующих объем производства и реализации продукции, его структуру и другие стороны работы организаций. Количественные показатели могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Так, количественными показателями являются объем реализованной продукции в рублях; выпуск продукции в килограммах, метрах; литрах; оптовый объем продаж по той или иной товарной группе в рублях и натуральных показателях; объем розничных продаж в рублях.

Качественные показатели определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений. Качественные показатели используют для оценки выпущенной продукции с точки зрения ее соответствия установленным требованиям (стандартам, техническим условиям, образцам), для оценки экономической эффективности трудовых и материальных затрат, а также финансовых вложений.

Большое значение сейчас приобретают показатели, характеризующие качество работы организаций. К качественным показателям работы организаций можно отнести следующие:

	выполнение плана продаж по заданной структуре товаров (с учетом внутригруппового ассортимента);

	показатели, характеризующие ритмичность продаж;

	полное удовлетворение спроса потребителей (отсутствие случаев неудовлетворенного спроса);

	изучение спроса и его прогнозирование (в связи с явлениями сезонности, изменением вкусов потребителей, изменениями моды, предложением новых товаров производителями, конструкторскими и моделирующими организациями);

	сплошную или выборочную приемку товаров по качеству, препятствующую продаже некомплектных, низкосортных и недоброкачественных товаров (отсутствие претензий со стороны покупателей на низкое качество проданных товаров);

	соблюдение требований санитарного надзора (особенно в торговле продовольственными товарами) и др.

Хозяйственные явления и процессы обычно содержат как количественные, так и качественные факторы. Задача экономиста часто сводится к необходимости отделить и измерить влияние тех или других.

Увеличение объема выпуска товаров может происходить, например, за счет увеличения числа рабочих (количественный показатель) и за счет повышения производительности труда (качественный показатель). Объем товарной продукции может возрасти в результате как увеличения выпуска количества изделий, так и повышения удельного веса в них изделий высшего сорта.

Объемные показатели представляют собой первичное отражение изучаемых хозяйственных явлений и процессов с точки зрения их объема, состава и т.д. Величины оптовой и розничной продаж, оборотных средств, издержек обращения, дохода – все это объемные показатели.

Экономические явления и процессы выражаются обычно в абсолютных и относительных показателях. Абсолютный показатель характеризует количественные размеры явления безотносительно к размеру других явлений. Относительные показатели отражают соотношение величины изучаемого явления с величиной других явлений или с величиной этого явления, но взятой за другой период времени. Относительный показатель получают делением одной величины на другую.

Примером относительных величин являются проценты (исчисляются для характеристики выполнения плана, изменения показателя от начала к концу периода), удельные веса (для изучения структуры показателей), коэффициенты (исчисляются для характеристики, например, оборачиваемости оборотных средств и т.д.), индексы (применяются для характеристики темпа роста продаж, изменения цен, производительности труда и др.).

Удельные показатели являются относительными, производными от соответствующих объемных показателей. Удельными показателями можно считать: выработку на одного работника, товарные запасы в днях оборота, уровень издержек на рубль продаж и др. Широко применяются в экономических расчетах и другие относительные величины, характеризующие выполнение плана, структуру, динамику, интенсивность развития.

Абсолютный прирост – это разность между последующим и предыдущим значениями показателя (цепные) или начальным значением (базисные). Относительными показателями также являются темпы роста и прироста, характеризующие динамику изменения показателя. Помимо абсолютных и относительных величин в анализе хозяйственной деятельности используются средние величины. Они применяются для обобщенной характеристики группы однородных явлений по количественному признаку, то есть одним числом характеризуют всю группу объектов.

Средними величинами следует пользоваться только при изучении и обобщающей характеристике массовых, качественно однородных совокупностей. Вполне обоснованно использование таких показателей, как средняя заработная плата, средний запас товаров и т.п.

Каждый из рассмотренных выше показателей имеет определенный смысл и свое значение для контроля и анализа. Если эти показатели рассматривать отдельно, то окажется, что некоторые из них страдают известной ограниченностью. Но экономический анализ предполагает комплексное, системное использование показателей. Только при этом условии можно всесторонне и объективно исследовать хозяйственную деятельность организация в той или иной области и тем более работу организации в целом.

Система показателей экономической эффективности предприятия должна соответствовать следующим принципам:

	обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности производства;

	определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых в производстве ресурсов;

	обеспечивать измерение эффективности производства на разных уровнях управления;

	стимулировать мобилизацию внутрипроизводственных резервов повышения эффективности производства.

С учетом указанных принципов определена следующая система показателей эффективности предприятия:

Обобщающие показатели эффективности

	Рост производства продукции в стоимостном выражении, в том числе за счет действующих предприятий.

	Производство продукции на 1 руб. затрат.

	Относительная экономия:

основных производственных фондов;

нормируемых оборотных средств;

материальных затрат (без амортизации);

фонда оплаты труда.

	Рентабельность как прибыль к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.

	Затраты на 1 руб. товарной продукции (работ по полной себестоимости).

Показатели эффективности живого труда (трудовых ресурсов):

	Производительность труда. Выражается соотношением производимой продукции (товаров, услуг) к производственному (функциональному) персоналу.

	Доля прироста продукции, полученной за счет производительности труда.

	Экономия живого труда (сокращение работников за год).

	Отношение темпа прироста средней заработной платы к темпам прироста производительности труда

Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений

	Производство продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости основных производственных фондов (фондоотдача).

	Производство продукции на 1 руб. среднегодовой стоимости нормируемых оборотных средств:

чистой продукции; 

товарной продукции (работ).

	Прирост оборотных средств к приросту товарной продукции.

	Отношение прироста чистой продукции к вызвавшим, этот прирост капитальным вложениям.

	Удельные капитальные вложения:

на единицу вводимой производственной мощности (по важнейшим видам продукции);

на 1 руб. прироста продукции.

	Срок окупаемости капитальных вложений как отношение капитальных вложений к сумме прироста прибыли, полученной за счет этих капитальных вложений.

Показатели эффективности использования материальных ресурсов:

	Материальные затраты без амортизации на 1 руб. товарной продукции(работ) – материалоемкость.

	Расход важнейших материальных ресурсов в натуральном выражении на 1 руб. товарной продукции (работ)

Показатели экономической эффективности новой техники:

	Рост производительности труда.

	Относительное высвобождение численности работающих.

	Относительная экономия фонда заработной платы.

	Прирост прибыли (экономия от снижения себестоимости продукции).

	Относительная экономия материальных ресурсов

В зависимости от объекта и способа оценки методы определения и система показателей экономической эффективности могут существенно различаться. Так выделяют методы определения экономической эффективности производственно–хозяйственной деятельности предприятия в целом, отдельных хозяйственных процессов (производства, маркетинга, формирования и использовании ресурсов, сбыта, научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ), управления предприятием, организации производства, труда и управления, инноваций и т.п.

Большинство отечественных методик определения экономической эффективности предназначены для определения эффекта в производстве: технико–экономическое обоснование выбора наилучших вариантов создания и внедрения в производство новой техники; отражения показателей экономической эффективности в нормах, нормативах и планах развития предприятий; совершенствования ценообразования и стимулирования разработчиков. Поэтому все показатели эффективности базируются на оценке эффективности использования производственных ресурсов, к которым относятся основные и оборотные фонды, трудовые ресурсы, инвестиции.

Эффективность производственно–хозяйственной деятельности включает в себя эффективность использования финансовых ресурсов предприятия. Методика расчетов экономической эффективности зависит так же от отраслевой специфики предприятия. 

В качестве основных показателей экономической эффективности предприятий используется система коэффициентов рентабельности. Показатели рентабельности рассчитываются на основе величины полученного субъектом предпринимательской деятельности прибыли. Полученный предприятием в определенных абсолютных и относительных размерах прибыли является необходимым условием его самодостаточности, экономической независимости, дальнейшего функционирования.

Рентабельность продукции (Rпрод.) – относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат, данный показатель показывает, насколько эффективным является производство и реализация производимых товаров (услуг):



	Rпрод. = ПДН / Себестоимость * 100%	 (2.2)

	

Рентабельность продаж(Rп) оценивает эффективность (уровень прибыльности) реализации внешней цели предприятия. Он характеризует размер прибыли, полученной в расчете на 1 руб. продаж продукции предприятия:



	Rп = ПДН / Выручка * 100% 	(2.3)

	

В зарубежной практике этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой).

Одним из синтетических показателей экономической деятельности организации в целом является рентабельность имущества или активов, который принято называть экономической рентабельностью (Rим.). Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли хозяйствующий субъект получает на 1 рубль своего имущества:



	Rим. = ПДН / Валюта баланса * 100%,	 (2.4)

	

	где 	ПДН – прибыль до налогообложения.

Рентабельность собственного капитала (Rсоб.кап.) показывает, какое число единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственником организации:



	Rсоб.кап. = ПДН / Стоимость собственного капитала * 100% 	(2.5)

	

Эффективность использования трудовых ресурсов предприятием определяется с помощью показателей производительности труда:

	выработка на одного работающего (В) – прямой показатель производительности труда, это количество продукции, произведенное в единицу рабочего времени или приходящееся на одного среднесписочного работника или рабочего в месяц, квартал, год. Определяется по формуле

	

	В = Объем реализации / Среднесписочная численность рабочих	 (2.6)

	трудоемкость (Т) – обратный показатель, представляет собой затраты времени на производство единицы продукции. Определяется по формуле

	

	Т = Среднесписочная численность рабочих / Объем реализации 	(2.7)

	

Выработка и трудоемкость являются абсолютными показателями производительности труда и характеризуют ее в конкретный момент времени.

Существуют два основных методологических подхода к оценке эффективности деятельности предприятий, в том числе предприятий малого бизнеса: потенциальный и затратный.

Потенциальный подход применяется для расчета прогнозной (будущей) эффективности, то есть характеризует потенциальную эффективность, которую целесообразно определять для оценки инвестиционной привлекательности предприятия (проекта).

Для оценки эффективности деятельности малого предприятия применяется затратный подход. Затратный подход дает фактическую характеристику количества потребленных ресурсов, отнесенных на затраты, что позволяет говорить о реальной оценке эффективности деятельности субъекта малого предпринимательства.

Затратный подход к оценке эффективности деятельности малых предприятий позволяет выявлять и количественно оценивать тенденции эффективности потребленных ресурсов, однако он не раскрывает такую важную качественную характеристику экономической эффективности деятельности малых предприятий. Поэтому при формировании системы показателей, характеризующих экономический подход к оценке эффективности деятельности предприятия, необходимо также ориентироваться на показатели, характеризующие рентабельность предприятия, – подход по чистой доходности.

В затратном подходе в качестве сравниваемого показателя выступает доход от обычных видов деятельности или совокупный (балансовый, валовой) доход, а в подходе по чистой доходности – чистая (нераспределенная) прибыль (прибыль после налогообложения). В подходе по чистой доходности за базы сравнения принимаются активы предприятия, собственный капитал, доход от обычных видов деятельности, а в затратном подходе – фактические затраты.

Таким образом, экономический подход к оценке эффективности деятельности предприятия выявляет тенденции эффективности потребленных ресурсов и дает качественную ее характеристику через выявленные количественные оценки факторов, оказывающих на нее влияние. В оценке эффективности деятельности предприятия важным также является характеристика и структура формирования активов и их оценка.

Анализ эффективности деятельности предприятия является эффективным способом оценки текущего положения, который отражает мгновенное состояние хозяйственной ситуации и позволяет выделить сложные проблемы управления имеющимися ресурсами и минимизировать усилия по приведению в соответствие целей и ресурсов организации с потребностями и возможностями сложившегося рынка. Для этого нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, оценки, анализа и интерпретации финансовой отчетности.





2.2 Резервы и факторы роста эффективности деятельности предприятия



Эффективность является мерой как экономичности, так и результативности использования ресурсов – труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д. – при производстве товаров и услуг, удовлетворяющих запросам и требованиям потребителей. Ее измерение может стимулировать улучшение текущей деятельности компании, внедрение может повысить производительность всего труда на 5–10% без внедрения дополнительных организационных изменений. Показатели эффективности помогают устанавливать реалистичные цели и контрольные точки для диагностики деятельности в процессе развития организации. 

Все компании имеют структуру, отражающую различные функции, виды продукции или направления специализации. Целевая специализации показывает, кто именно и какая часть организации могут эффективно воздействовать на каждый ресурс. С целью принятия обоснованных управленческих решений в области повышения эффективности деятельности крайне важно классифицировать все эти факторы эффективности на группы и подгруппы. Это позволит выяснить «вес» и приоритетность каждого из них, а также определить ответственных лиц и организационные подразделения в компании. 

Процесс измерения ожидаемого или достигнутого уровня эффективности деятельности предприятия (организации) методологически связан, прежде всего, с определением соответствующего критерия и формированием соответствующей системы показателей.

Система показателей эффективности производственно–хозяйственной деятельности, которая построена на основании отмеченных принципов, должна включать несколько групп:

	обобщающие показатели эффективности производства (деятельности);

	показатели эффективности использования труда (персонала);

	показатели эффективности использования производственных (основных и оборотных) фондов;

	показатели эффективности использования финансовых средств (оборотных средств и инвестиций).

Каждая из этих групп включает определенное количество конкретных абсолютных или относительных показателей, что характеризуют общую эффективность ведения хозяйства или эффективность использования отдельных видов ресурсов.

Повышение производительности труда зависит от экономически обоснованного распределения средств между отраслями, которые производят различные виды продукции, и выбора наиболее экономичного варианта использования средств в пределах одной отрасли производства или разных отраслей, выпускающих продукцию одинакового потребительского назначения (взаимозаменяемых продуктов). Выбор экономичного варианта внутри отрасли и оптимальное распределение средств между отраслями тесно связаны.

Расчеты общей эффективности целесообразно проводить в процессе планирования хозяйства для характеристики эффекта, который будет получен в результате выделяемых в плане капитальных вложений, а также для оценки фактической экономической эффективности уже осуществленных затрат, то есть рассчитывается сравнительная экономическая эффективность затрат. Основной показатель наиболее оптимального варианта, определяемого в результате расчетов сравнительной экономической эффективности, – минимум приведенных затрат.

Обобщающий показатель эффективности применяемых ресурсов предприятия (организации) можно рассчитать, пользуясь формулой:



	Эпр = ,	 (2.8)



	где 	Эпр – эффективность применяемых ресурсов, то есть уровень производительности общественного (живого и овеществленного) труда;

	Vчп – объем чистой продукции предприятия;

	Чр – численность работников предприятия;

	Фосс – среднегодовая стоимость основных фондов по восстановительной стоимости;

	Фоб – стоимость оборотных фондов предприятия;

	k – коэффициент полных расходов труда, который определяется на макроуровне как отношение численности работников в сфере материального производства к объему образованного за расчетный год национального дохода и применяется для пересчета овеществленного в производственных фондах труда в среднегодовую численность работников.

Классификация факторов, определяющих хозяйственные показатели, является основой классификации резервов. Различают два понятия резервов: во–первых, резервные запасы (например, сырья), наличие которых необходимо для непрерывной ритмичной деятельности предприятия; во–вторых, резервы как еще не использованные возможности роста производства, улучшения его количественных показателей.

Резервы в полном объеме можно измерить разрывом между достигнутым в возможным уровнем использования ресурсов, исходя из накопленного производственного потенциала предприятия.

Под производственным потенциалом предприятия понимается максимально возможный выпуск продукции по качеству и количеству в условиях эффективного использования всех средств производства и труда, имеющихся в распоряжении предприятия. Максимально возможный – это значит при достигнутом и намеченном уровне техники, технологии, при полном использовании оборудования, при передовых формах организации производства и стиму.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44